Творческий проект в старшей группе на тему: «Мир кукол»
проект (старшая группа)
Цель: развивать у детей художественное творчество при создании кукол-оберегов
Задачи проекта:
- Формировать представление детей о народных куклах, их видах, способах изготовления. (Познавательное развитие).
- Воспитывать интерес к народной кукле, бережное отношение к культуре своего народа, уважения к национальным традициям. (Социально-коммуникативное развитие)
- Развивать творческие способности при изготовлении кукол и костюмов для них.(Художественно-эстетическое развитие).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskiy_proekt_v_starshey_gruppe_na_temu.kukla_oberyog.docx | 56.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Творческий проект в старшей группе на тему:
«Мир кукол»
Подготовила воспитатель: Татарчук Н.В.
Продолжительность: 2 недели.
Цель: развивать у детей художественное творчество при создании кукол-оберегов
Задачи проекта:
- Формировать представление детей о народных куклах, их видах, способах изготовления. (Познавательное развитие).
- Воспитывать интерес к народной кукле, бережное отношение к культуре своего народа, уважения к национальным традициям. (Социально-коммуникативное развитие)
- Развивать творческие способности при изготовлении кукол и костюмов для них.(Художественно-эстетическое развитие).
Предполагаемый результат: Выставка кукол, сделанных своими руками.
1 этап-целеполагание.
Беседа с детьми на тему «Как появилась кукла»
Цель: познакомить детей с историей появления народной куклы и тремя основными группами кукол (обереги, игровые, обрядовые).
Воспитатель загадывает детям загадку:
Что все это значит?
Дочка, а не плачет;
Спать уложишь
-Будет спать
День, и два, и даже пять..
Дети угадывают, что это кукла.
Воспитатель рассказывает детям, что в наш век куклы - это, чаще всего, детские игрушки. Но так было не всегда. В древности славяне к ним относились вполне серьезно.
Куклы были основными оберегами, каждая из них выполняла свои «обязанности». Куклы отвечали за хороший урожай, защищали ребенка от злых духов и успокаивали в колыбели, или просто для добрых вестей.
Изготовление куклы было делом сугубо женским. Мужчин не подпускали даже краем глаза взглянуть на процесс. Считалось, что от качества труда хозяйки зависит судьба семьи и рода. Прежде чем приступить к столь ответственной работе женщина настраивалась, читала заговоры. Первую куклу девочка делала примерно в 11 лет.
Воспитатель спрашивает у детей, хотели бы они иметь у себя такую куколку и для какой цели? Воспитатель рассказала, что для того чтоб сшить такую куклу, мы должны познакомиться, с тем, как и из чего изготавливались куклы, мы прочитаем сказки, поиграем в игры, рассмотрим презентации с куклами. А итогом нашей работы будет выставка кукол, созданных своими руками. И помогут нам, конечно же наши родители.
2 этап-планирование.
- Чтение сказки Афанасьева «Василиса- Прекрасная».
- НОД «Русская народная кукла
- Чтение стихотворения Обереги Эльза Попова
- Дидактическая игра «Узнай по описанию»
- Рассматривание иллюстраций «Русский народный костюм»
- Дидактическая игра «Укрась народный костюм».
- Беседа «Наша кукла оберег».
- НОД Художественно-творческая деятельность «Кукла-оберег от плохого настроения»
- Конспект НОД по познавательному развитию Тема: «Изготовление тряпичной куклы – «Кувадки»
- Выставка детских работ.
Работа с родителями:
Консультация о проектной деятельности в детском саду.
Статьи в родительский уголок:
«Кто в куклы не играл-тот детства не узнал»
Помощь в подборе материала для изготовления кукол.
3 этап-осуществление проекта
4 этап-анализ результатов:
Куклы сопровождают нас всю жизнь. В детстве эти игрушки развлекают, поучают, воспитывают, украшают дом, служат объектом коллекционирования и хорошим подарком, но все же самой памятной будет та кукла, которую вы сделали своими руками, вложили частицу своей души.
В процессе реализации проекта, дети познакомились с историей возникновения рукотворной куклы (на примере кукол-оберегов), познакомились с технологией изготовления таких кукол. В наше время функция народной куклы в основном сводится к игровой, но процесс изготовления такой игрушки очень увлекателен, он сплачивает детей, семью и настраивает на добрый и позитивный лад
- Чтение сказки Афанасьева «Василиса-прекрасная».
Цель: Продолжать воспитывать интерес к русским народным сказкам, учить осмысливать характеры персонажей; формировать представление на основе сказки о понятие кукла – оберег.
Воспитатель читает детям сказку.
Беседа по содержанию:
- Дети, скажите, что оставила мать для Василисы? (Куклу.)
- Вот такую же куклу, которую называли кукла - оберег, она передавалась от матери к дочери.
- Скажите, дети, из чего она сделана?
- А чем она отличается от наших современных кукол? (Нет лица.)
- Безликой куклу делали потому, что боялись уподобить ее человеку, т.к.
в старину считали, что кукла с лицом обретала «душу» и могла повредить ребенку. Куколку клали в колыбельку маленькому ребенку и считали, что она его оберегает, отсюда и пошло название: кукла – оберег или обереговая кукла. Такие куклы были в каждой семье и относились к ним очень бережно.
- НОД «Русская народная кукла.»
Цель: Познакомить детей с историей развития кукол оберегов.
Задачи:
- Формировать интерес к русской обрядовой кукле как виду народного художественного творчества. (Познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие0
- Способствовать привитию интереса детей к миру традиционной русской культуре.
- Воспитывать чувство причастности к своему народу, к его истории и культуре. (Социально-Коммуникативное развитие).
Материал: Презентация кукол, мелки, карандаши, бумага.
Предварительная работа: Чтение сказки «Василиса Прекрасная»
Ход работы:
Воспитатель напоминает детям о прочитанной сказки «Василиса Прекрасная» Воспитатель читает детям стихотворение:
У обрядов на Руси множество заветов
И один из них - шитьё кукол-оберегов.
По поверью, талисман, защитит хозяев,
Забирая на себя бремя испытаний.
Из различных лоскутков ношеной одежды,
Ладно вязанных узлов с верою, надеждой.
Но единственный запрет предков опасались:
Чтобы ножницы с иглой к кукле не касались.
Воспитатель рассказывает, что издревле на Руси для того, чтобы оградить себя и свой дом от злых духов и болезней, люди изготавливали обереги в виде кукол. Каждую куклу- оберег делали к определенному событию и в определенный день года. Выполнялась такая кукла из лоскутков старой одежды и ниток. При ее изготовлении нельзя было пользоваться ни иглой, ни ножницами. Лицо кукле не рисовали. Считалось, что в неё может вселиться злой дух, который в дальнейшем будет оказывать плохое влияние на хозяина и дом. Кукол "крутили", пребывая в хорошем расположении духа, надевали на себя нарядную одежду, чисто убирали в доме. В каждую куклу старались вложить частичку своей души.
Воспитатель предлагает познакомиться с куклами – оберегами. (Презентация: «Такие разные куклы».)
Слайд№1
Кормилица – обрядовая кукла, символизирующая плодородие и достаток. Её» крутила" мать для дочери, ждущей ребенка. Когда появлялся малыш, куклу клали ему в колыбель. Тогда, по поверью, у кормилицы всегда было молоко, и ребенок рос сытым и здоровым.
Слайд№2
Здравницу (травницу) делали как оберег здоровья. В зависимости от недуга ее наполняли полезной, душистой травой и ставили к кровати у изголовья, рядом с теплым местом. От куклы исходил травяной дух. Запах сосны, чабреца, ромашки убивал вредных микробов, укроп, мелисса, душица успокаивали, запах герани и мяты снимал усталость. С такой куклой дети меньше болели.
Слайд№3
Кувадка: была одной из первых кукол, которую видел ребенок. Её "крутили" из лоскутка яркой цветной ткани. Подвешивали таких куколок над колыбелью, как погремушки. Число кувадок в связке было обязательно нечетным. Считалось, что только тогда они будут оберегать малыша.
Слайд№4.
Зерновушку делали после сбора урожая из самого отборного зерна или крупы и ставили ее к иконам в Красный угол. На следующий год она должна была принести хороший урожай. Такую же куклу делала молодая женщина, если у нее долго не было детей. И через год, по поверью, у нее должен был родиться ребенок.
Слайд№5
Лихорадки делали в Сильвестров день рано утром всей семьей. Куклы сворачивались из лоскутков ткани разного цвета и перевязывались красной нитью. Каждая из них символизировала человеческий недуг и имела свое имя, всего 12 штук. Подвешивались куклы на нитке над печной трубой или дверью. По поверью, в этот день из преисподни вылетали злые лихорадки. Они влетали в дома, принося с собой болезни, но, увидев этих кукол, улетали прочь.
Куклы - обереги бережно хранили, прятали от посторонних глаз и передавали по наследству в семье – от матери к дочери, от бабушки к внучке.
Воспитатель спрашивает детей какая кукла им понравилась и запомнилась и почему?
Хотели бы вы иметь таких кукол дома? А от чего бы она вас защищала?
Воспитатель предлагает придумать и нарисовать свою куклу оберег.
Дети рисуют и потом рассказывают о своих куклах.
- Чтение стихотворения «Обереги» Эльза Попова.
Цель: Продолжать развивать интерес к истокам народного творчества, знакомить со славянскими куклами оберегами.
У обрядов на Руси множество заветов
И один из них - шитьё кукол-оберегов.
По поверью, талисман, защитит хозяев,
Забирая на себя бремя испытаний.
Из различных лоскутков ношеной одежды
Ладно вязанных узлов с верою, надеждой.
Но единственный запрет предков опасались:
Чтобы ножницы с иглой к кукле не касались.
Чтоб малыш спокойно спал, мама отдыхала,
Кукла духов на себя злобных отвлекала.
И уже в двенадцать лет девочка умела
Себе "доню" мастерить. Значит повзрослела.
А Желанница была девушкам - подружка.
С длинным волосом из пряж - тоже не игрушка.
Чтоб желание сбылось - в косу ей вплетали
Ленту алую, потом исполненья ждали.
Крупеничка - оберег сытости, достатка.
Наполнялась сплошь зерном, гречкой, для задатка.
От кормилицы Земли силы приходили.
Под иконами в углу бережно хранили.
Травница - её травой наполняли разной.
Хвоя, мята, зверобой - служит безотказно.
По избе душистый дух лета разносился
Чабреца, шалфея, в том способ излечиться.
Символ Солнца - Коляда, добрых отношений.
Хлеб да соль для узелка, а за пояс - веник.
Колокольчик - знак вестей старого Валдая,
Три юбчоночки на ней, сверху золотая.
Пеленашки, Спиридон или Многоручка,
С незапамятных времён с Русью неразлучно.
А традиции храня многовековые
Главная в дому всегда - кукла Берегиня.
Хлопок, лён, шелка, пенька. Без печали в сердце,
С миром на душе, тогда, бралися за дельце
Эту куклу создавать. Да оно не трудно:
Ткань не резать надо - рвать. Что немного чудно.
Полотно в рулон свернув - тулово готово.
Голову узлом стянув, рученьки холщовы.
Юбка, блузка и платок, фартучек нарядный.
Бусы, зеркальце и вот девица отрадна.
Обереги без лица, кажется незримо
Отделят добро от зла неисповедимо.
Сколько вложено любви неприметной, тихой
И защита на века от любого лиха.
- Дидактическая игра «Узнай по описанию»
Задачи.
-формировать представление о славянских куклах оберегах, о их значении в жизни человека,
-учить по описанию отгадывать знакомые куклы.
Дидактический материал.
Картинки с изображением уже знакомых кукол-оберегов.
Правила:
Воспитатель читает описание кукла и для чего она предназначалась, а дети угадывали и показывали картинку.
- Рассматривание иллюстраций «Русский народный костюм»
- НОД «Художественное творчество» «Русский народный костюм».
Цель: познакомить детей с русским народным костюмом
Задачи:
- вызвать интерес к русскому костюму
- научить называть предметы костюма;
- обратить внимание детей на узорчатости украшений сарафана, сорочки, кокошника.
Словарная работа: Народный костюм, сарафан, косоворотка, лапти, рубаха, кокошник, вышивка.
Материал: Русский сарафан, женская кофта - рубаха, передник, косоворотка, лапти, платок, кокошник.
Ход занятия
Воспитатель. Ребята, вы знаете как называется страна, где мы все живем?
Дети. Наша страна называется Россия.
Воспитатель. Молодцы! Правильно. Давным-давно наша страна называлась Русью, а теперь Россия. С давних пор на всей Руси все люди были вежливые и всегда приветствовали друг друга поклоном и добрыми словами: здравствуйте, доброго здоровья. Давайте и мы с вами поздороваемся друг с другом и поклонимся как в старину.
Воспитатель. Раньше на Руси дети и взрослые одевались иначе, чем вы. И сегодня мы с вами об этом узнаем, а поможет нам в этом волшебный сундук. Сундук этот не простой, в нём рубаха, сарафан расписной. (Вынимаем и показываем). Раньше женщины и девочки носили одинаковые рубахи, которые называются сорочки. Поверх сорочки надевали длинный сарафан. Когда русская красавица шла в таком сарафане, её все называли лебедушкой. Поверх сарафана повязывали передник. Послушайте историю о том, как подружились Сарафан и Рубаха.
«Жил на краю деревни Сарафан - господин, а на другом краю той же деревни - Рубаха-простуха. Лежит Сарафан в сундуке, да праздников ждёт, когда его хозяйка достанет, да наденет. Скука его одолела и решил он в гости к Рубахе-простухе пойти. Зашёл он в избу, поклонился. Рубаха обрадовалась гостю. Самовар на стол.
Рубаха: Попьёшь чайку - забудешь тоску.
Рассказчик: Сели они рядком, да разговор завели.
Сарафан: Почему, Рубаха, ты такая добрая да пригожая?
Рубаха: Меня хозяин на тело надевает, своей душой согревает. А я ему тепло даю, да врагов и нечисть не пускаю.
Сарафан: Как же ты нечисть - то всякую не пускаешь?
Рубаха: У меня есть ворота, которые охраняют моего хозяина. Есть воротики для головы, есть воротики для рук, а чтобы не пустить холод да ворожу, я дружу с пояском.
Рассказчик: Подумал Сарафан-господин, о том, как хорошо живётся Рубахе-простухе и решил подружиться с ней. С тех пор не ходит Сарафан один, только вместе с Рубахой.» Воспитатель: А теперь давайте вспомним, в каких головных уборах ходили женщины? На голову надевали платочки, а на праздник надевали кокошник. Кокошник украшали цветами, парчой, бисером, бусами, золотыми нитями, фольгой, стеклом, а иногда и драгоценными камнями. Воспитатель: А теперь поговорим о том, что носили мужчины на Руси. На Руси мужчины носили порты и рубаху. Давайте с вами рассмотрим, чем старинная рубаха отличается от рубашек наших мальчиков? Она длинная, рукава тоже длинные и широкие. Но присмотритесь, у старинной рубахи по-другому скроен воротник: он расположен сбоку. Поэтому такую рубаху называли косовороткой. Рубахи-косоворотки, подвязывались пояском, который назывался кушак. Он был необходим в одежде, так как считалось, что он хранит человека от бед и невзгод. Самой распространенной обувью были лапти и сапоги. Сапоги считались праздничной обувью и шили их из кожи. А повседневной обувью были лапти. Лапти – обувь очень удобная. Плели их из лыка разных деревьев и даже из соломы и веревок. Изнашивались лапти за 3-4 дня, поэтому их надо было очень много. Воспитатель: Давайте еще раз внимательно рассмотрим народный костюм. Почему он кажется необычным и красивым? (Ответы детей). Верно, и на переднике, и на сарафане, и на кофте-рубахе есть вышивка. Вышивали обычно волнистые линии, крестики, круги. По народному поверью, вышивка не только украшала одежду, но и служила оберегом, защитой от злых сил. Вышивки - обереги располагались в определенных местах; на рукавах и у выреза рубахи и на подоле сарафана. Узоры на рукавах защищали руки, их силу и ловкость, а узоры на сарафане - сердце.
Проводится физкультминутка.
Гриша шел.
Гриша шел — шел - шел, (Шагаем на месте.)
Белый гриб нашел. (Хлопки в ладоши.)
Раз-грибок, (Наклоны вперед.)
Два - грибок, (Наклоны вперед.)
Три - грибок, (Наклоны вперед.)
Положил их в кузовок. (Шагаем на месте. Декламируя стихотворение, дети имитируют движения грибника: идут, нагибаются и кладут грибы в кузовок.
Движения должны быть неторопливыми, ритмичными.)
Воспитатель: Предлагаю вам нарисовать куклу в национальном костюме.
Дети приступают к рисованию.
В конце занятия выполняется выставка работ.
- Беседа с детьми « Наша кукла –оберег»
Цель: Сформировать представление о том, какой будет придуманная детьми кукла-оберег, от чего она будет нас защищать, из чего сделана.
Воспитатель напоминает детям, о том, что мы очень много узнали о куклах оберегах, она спрашивает детей, хотели ли они иметь свою куклу –оберег? От чего она бы могла оберегать в нашей группе. Воспитатель рассказывает, что раньше существовала профессия – кукольницы. Они знали тайны мастерства кукол, делали их с заговорами в особых секретных условиях. На каждое важное событие в жизни человека делалась кукла.
Согласно традициям, при изготовлении любой обереговой куклы нельзя было пользоваться ножницами и иглами: ткань лишь рвалась и связывалась. Также нельзя было рисовать лицо кукле (наши предки верили, что через глаза в куклу может вселиться злой дух).
- сожалению, кукольниц сейчас у же нет и многие их тайны исчезли навсегда.
- Но некоторые секреты остались. И сделать самую настоящую старинную тряпичную куклу можно! Но для этого нужно придумать, какая у нас будет кукла и для чего.
Дидактическая игра «Назови игрушку»
Цель: упражнять в образовании относительных прилагательных.
Игрушка из дерева (какая?) – деревянная (матрешка, дудка)
Игрушка из глины (какая?) – глиняная (свистулька)
Игрушка из керамики (какая?) – керамическая (куколка)
Из глины? (глиняная )
Из соломы? ( соломенная)
Из дерева? (деревянная)
Из ваты? (ватная)
Из дерева? ( деревянная)
Из пластмассы? (пластмассовая) и т.д.
Выслушивает предположения детей. Воспитатель предлагает детям сделать куклу для группы, оберег от плохого настроения. А придумать как будет называться кукла, каждый ребенок должен сам. Воспитатель с детьми обсуждают, какой будет кукла, какой материал нужен для изготовления кукол, какой костюм будет у куклы и предлагает обратиться за помощью к родителям, для создания коллекций из ткани, ниток, шерсти и всего необходимого для изготовления кукол.
8. НОД Художественно-творческая деятельность
«Кукла-оберег колокольчик»
Цель:
Продолжать развивать у детей интерес к традициям и обычаям русского народа.
Задачи:
Расширять знания детей о разнообразии и назначении тряпичной куклы. Учить детей изготавливать куклу-оберег своими руками, развивая мелкую моторику.(Художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие)
Воспитывать интерес к русской народной кукле и бережное отношение к культуре своего народа.(Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие).
Формировать уважение к традициям русского народа.
Вызывать положительные эмоции и гордость от результатов своего труда. (Социально-коммуникативное развитие).
Расширять словарный запас (речевое развитие)
Материалы: лоскутки тканей различных размеров, резиночки для рукоделия.
Предварительная работа: разучивание стихотворения «Куклы-обереги»
В: - Ребята мы прочитали с вами сказку: «Василиса прекрасная», скажите, что оставила мать для Василисы? (Куклу.)
В:- А, из чего она была сделана?(Из ткани)
- Вот такую же куклу, раньше на Руси, которую называли кукла - оберег, она передавалась от матери к дочери.
В: Сегодня мы продолжим разговор о тряпичной кукле.
Д: С давних пор люди умели защищать себя и свой дом от бед и несчастий. Для этого делали куклу-оберег и делали их с большой любовью.
В: Ребята, а почему у этих кукол нет лица?
Д: Лицо не рисовали, чтобы в кукол не вселялась нечистая сила.
В: А как тогда называли куклу без лица? (Безликая)
В: Давайте вспомним какие куклы-обереги мы с вами знаем?
(Кормилица, Кувадка, Зерновушка, Лихорадки)
В: А сейчас наши мальчики и девочки расскажут стихотворение про кукол.
Мальчик:
- Собрались как-то девчушки
Озорные хохотушки,
Посидеть и поболтать,
В куклы вместе поиграть…
- Вдруг глядят - сундук стоит!
Что же он в себе таит?
Не простые в нем игрушки!
Обереги - наши куклы!
- Чтобы их узнать поближе-
Надо всем нам сесть потише…
И прислушаться к девчушкам,
Развеселым хохотушкам!
Девочки:
- Эта кукла - не простая,
Про нее я много знаю…
Кубышка - Травница здоровье бережет,
Защита-утешение от нее идет!
Наполнена душистою, целебною травой,
Несет она здоровье, несет она покой!
- Эта - тоже не случайна-
В ней большая скрыта тайна.
Кукла-колокольчик – для добрых вестей,
Приносит в дом радость и море затей!
У куклы три юбки, конечно, для счастья!
Чтоб нас обходили любые напасти!
- Куколка Счастья – с длинной косой
Счастье, здоровье несет нам с тобой!
К солнышку ручки она протянула-
Успех и удачу к нам притянула!
Мальчик:
- Так сидели хохотушки,
Любовались на игрушки,
Будем знать теперь и мы-
Куклы тайнами полны!!!
- И дома оберегают,
И удачу зазывают,
Куклы в доме всем нужны-
В них секреты старины…
В: Молодцы, ребята. Я смотрю вы немного устали.
(Физминутка)
В: Теперь, я вас приглашаю в нашу мастерскую (дети садятся за столы). Ребята, мы уже с вами придумали, что будем делать обереговую куклу «Колокольчик»
В: Я хочу вам напомнить, что куклу обязательно нужно изготавливать в хорошем настроении и поэтому, я дарю вам частичку своего хорошего настроения.
В: Итак, настроение у нас есть, теперь нужно подготовить к работе наши руки:
Гимнастика со специальным мячиком:
Ёжик, ёжик чудачок,
Сшил колючий пиджачок.
Шёл по лесу не спеша,
Шел колючками шурша.
После объяснения дети преступают к работе, под музыкальное сопровождение (русская народная музыка).
В: Молодцы ребята! Хорошо постарались, оберег готов.
- Конспект НОД по познавательному развитию Тема: «Изготовление тряпичной куклы – «Кувадки»
Цель: продолжать знакомить детей с предметами старины; формировать элементарные представления об истории Руси через знакомство с русской избой, куклой - оберегом.
Средства реализации: мультимедийное оборудование, слайдовая презентация с изображением старинной избы, утварью, игрушками, тряпичными куклами, аудиозапись русской народной музыки, лоскутки ткани.
Ход занятия:
Подготовительный этап.
Воспитатель: Здравствуйте ребята, сегодня я хочу рассказать вам о том, как жили ваши прабабушки и прадедушки. В каких домах они жили, какая у них была мебель, посуда.
Презентация «Русская изба».
1,2 слайд
Это дом, в котором жили наши предки, назывались такие дома – изба
3-слайд
Почти все, что было в избе, люди делали своими руками. Мастера делали мебель из древесины: Стол в избе размещали в красном, то есть самом главном, красивом месте. Размер стола зависел от количества членов семьи. Была в избе и другая мебель - лавки, переносные скамьи,
4-слайд
Прибитые к стенам деревянные полочки, на которых была деревянной посуда, а горшки и миски в которых готовили еду– глиняными.
5-6 слайд
Хозяйки готовили еду в русской печи. В печь ставили глиняный горшок или чугунок сделанный из твердого металла – чугуна.
Горшки и чугунки были с округлым туловищем и узким дном. Так делали специально, чтобы жар в печи равномерно распределялся по всей поверхности чугунка и пища не пригорала.
7-слайд
В Красном углу, на стене была полочка с иконами. В избе всегда было чисто, люди очень заботились о своем жилище, проводили уборку, хозяйки вязали и вышивали красивые занавески, рушники, скатерти. В каждой крестьянской избе пекли хлеб, и поэтому в доме всегда пахло вкусным, горячим хлебом.
8-слайд
Шкафов и комодов у простых крестьян не было, и поэтому все самые дорогие вещи они хранили в сундуках. Считалось, если в семье много сундуков с добром (так называли хорошие и дорогие вещи) значит семья эта богатая.
9-слайд
- Ребята посмотрите внимательно на картинку и скажите, что на ней изображено.
Молодцы, вы правильно сказали, к потолку подвешена люлька в которой качали малыша.
-А теперь самый внимательный скажет мне, что он видит в люльке.
Молодцы, всё знаете. Конечно, это тряпичная кукла.
-Давайте вспомним для чего такую куклу подвешивали к малышу и как она называется.
-Правильно кукла называется «Кувадка».
Эту куклу мамы вешали над колыбелью, чтобы она оберегала ребенка. Подрастая, детишки играли с такими вот простыми и теплыми куклами. А когда выходили на улицу играли в русские народные подвижные игры и водили хороводы.
Давайте и мы с вами поиграем.
Физминутка.
Основная часть
Воспитатель: Давайте мы с вами тоже сделаем таких кукол Кувадок и вы заберете своих кукол домой, пусть они берегут ваши дома. Я могу научить вас делать куколку – Кувадку, Хотите? Тогда давайте пройдем к столам и приступим к работе. Сейчас я вам расскажу технологию изготовления куклы.
Я приготовила лоскутки разных материалов, вы должны выбрать те, которые вам понравятся. Напомню, что куклу делали для ребенка, значит, ткань нужно выбрать мягкую, не колючую, гладкую. Ребенок играл с куклой, значит, веревочки, которыми перевязывали куклу, должны быть крепкими, чтобы не порвались.
1) Вы готовы? Тогда мы начинаем. Возьмём один лоскуток , скручиваем его в валик по одной и длинных сторон до середины, теперь с другой длинной стороны, тоже до середины.
2) Дальше скрученный валик перегибаем пополам, отступаем от сгиба 2 см и обматываем тесьмой или пряжей, фиксируя шею нашей куколки, концы связываем узлом. Здесь вы можете помогать друг другу. Посмотрите, это голова в форме петли и туловище куклы, а это сарафан.
3) Отложим эту скрутку в сторону, возьмём лоскут другой ткани и делаем ещё одну скрутку, только другим образом посмотрите как, на концах отступаем по 1 см и делаем обмотку тесьмой - это ручки куклы.
4) Теперь скрутку ручки укладываем в первую скрутку под головой и фиксируем несколькими витками тесьмы по линии талии. Расправляем юбочку. Куколка- Кувадка готова.
Заключительная часть.
Славно мы с вами потрудились.
А теперь давайте вспомним поговорки о труде.
Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
Поспешишь, людей насмешишь.
Ум и сердце в работу вложи, каждой секундой в труде дорожи
Делу время, а потехе час, пора и отдохнуть
Воспитатель:
Наше занятие подошло к концу. Посмотрите каких красивых кукол вы сделали. Расскажите, что вы запомнили из рассказа о кукле? (Кукла называется Кувадка. Это кукла - оберег. Ее вешали над колыбелькой малыша, чтобы она хранила его сон.)
Вы довольны своей работой? (Да, у нас получились куколки).
- Эту куклу вы возьмите домой повесьте ее над своей кроватью. А если захотите, можете сделать дома еще куколки вместе с родителями и подарить их близким людям. Пусть Кувадки оберегают всех ваших близких.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно-творческий проект в старшей группе по теме: «Домашние птицы».
Цель: Закрепить представления о внешнем виде, повадках, домашних птиц, о приносимой пользе. Уточнить представления о детенышах домашних птиц. Активизировать в речи слова, обозначающие признаки и дейст...
Творческий проект в старшей группе на тему "Дружба начинается с улыбки"
Творческий проект в старшей группе на тему "Дружба начинается с улыбки"...
Творческий проект в старшей группе по теме «Полезные продукты»
Рациональное питание является одним из факторов внешней среды, определяющих нормальное развитие ребёнка. Оно оказывает самое непосредственное влияние на жизнедеятельность, рост, состояние здоровья. Пр...
Творческий проект в старшей группе по теме: «Маленькие исследователи»
Актуальность проекта в экспериментальной работе с детьми очевидна, ведь современный мир сегодня предъявляет новые требования к подрастающему поколению. Ребёнок рождается исследователем. Жажда новых вп...
Творческий проект в старшей группе на тему: «Сказки – добрые друзья»
Проект "Сказки - добрые друзья"...
Исследовательско-творческий ПРОЕКТ в старшей группе на тему: «Птичья столовая».
Актуальность: Проблема экологического воспитания детей дошкольного возраста очень актуальна на современном этапе. Период дошкольного детства – это период формирования начал экологической культур...
Творческий проект в старшей группе по теме: "Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования"
Творческий проект в старшей группе по теме: "Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования"...