Творческий проект в старшей группе на тему: «Мир кукол»
проект (старшая группа)
Цель: развивать у детей художественное творчество при создании кукол-оберегов
Задачи проекта:
- Формировать представление детей о народных куклах, их видах, способах изготовления. (Познавательное развитие).
- Воспитывать интерес к народной кукле, бережное отношение к культуре своего народа, уважения к национальным традициям. (Социально-коммуникативное развитие)
- Развивать творческие способности при изготовлении кукол и костюмов для них.(Художественно-эстетическое развитие).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 56.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Творческий проект в старшей группе на тему:
«Мир кукол»
Подготовила воспитатель: Татарчук Н.В.
Продолжительность: 2 недели.
Цель: развивать у детей художественное творчество при создании кукол-оберегов
Задачи проекта:
- Формировать представление детей о народных куклах, их видах, способах изготовления. (Познавательное развитие).
- Воспитывать интерес к народной кукле, бережное отношение к культуре своего народа, уважения к национальным традициям. (Социально-коммуникативное развитие)
- Развивать творческие способности при изготовлении кукол и костюмов для них.(Художественно-эстетическое развитие).
Предполагаемый результат: Выставка кукол, сделанных своими руками.
1 этап-целеполагание.
Беседа с детьми на тему «Как появилась кукла»
Цель: познакомить детей с историей появления народной куклы и тремя основными группами кукол (обереги, игровые, обрядовые).
Воспитатель загадывает детям загадку:
Что все это значит?
Дочка, а не плачет;
Спать уложишь
-Будет спать
День, и два, и даже пять..
Дети угадывают, что это кукла.
Воспитатель рассказывает детям, что в наш век куклы - это, чаще всего, детские игрушки. Но так было не всегда. В древности славяне к ним относились вполне серьезно.
Куклы были основными оберегами, каждая из них выполняла свои «обязанности». Куклы отвечали за хороший урожай, защищали ребенка от злых духов и успокаивали в колыбели, или просто для добрых вестей.
Изготовление куклы было делом сугубо женским. Мужчин не подпускали даже краем глаза взглянуть на процесс. Считалось, что от качества труда хозяйки зависит судьба семьи и рода. Прежде чем приступить к столь ответственной работе женщина настраивалась, читала заговоры. Первую куклу девочка делала примерно в 11 лет.
Воспитатель спрашивает у детей, хотели бы они иметь у себя такую куколку и для какой цели? Воспитатель рассказала, что для того чтоб сшить такую куклу, мы должны познакомиться, с тем, как и из чего изготавливались куклы, мы прочитаем сказки, поиграем в игры, рассмотрим презентации с куклами. А итогом нашей работы будет выставка кукол, созданных своими руками. И помогут нам, конечно же наши родители.
2 этап-планирование.
- Чтение сказки Афанасьева «Василиса- Прекрасная».
- НОД «Русская народная кукла
- Чтение стихотворения Обереги Эльза Попова
- Дидактическая игра «Узнай по описанию»
- Рассматривание иллюстраций «Русский народный костюм»
- Дидактическая игра «Укрась народный костюм».
- Беседа «Наша кукла оберег».
- НОД Художественно-творческая деятельность «Кукла-оберег от плохого настроения»
- Конспект НОД по познавательному развитию Тема: «Изготовление тряпичной куклы – «Кувадки»
- Выставка детских работ.
Работа с родителями:
Консультация о проектной деятельности в детском саду.
Статьи в родительский уголок:
«Кто в куклы не играл-тот детства не узнал»
Помощь в подборе материала для изготовления кукол.
3 этап-осуществление проекта
4 этап-анализ результатов:
Куклы сопровождают нас всю жизнь. В детстве эти игрушки развлекают, поучают, воспитывают, украшают дом, служат объектом коллекционирования и хорошим подарком, но все же самой памятной будет та кукла, которую вы сделали своими руками, вложили частицу своей души.
В процессе реализации проекта, дети познакомились с историей возникновения рукотворной куклы (на примере кукол-оберегов), познакомились с технологией изготовления таких кукол. В наше время функция народной куклы в основном сводится к игровой, но процесс изготовления такой игрушки очень увлекателен, он сплачивает детей, семью и настраивает на добрый и позитивный лад
- Чтение сказки Афанасьева «Василиса-прекрасная».
Цель: Продолжать воспитывать интерес к русским народным сказкам, учить осмысливать характеры персонажей; формировать представление на основе сказки о понятие кукла – оберег.
Воспитатель читает детям сказку.
Беседа по содержанию:
- Дети, скажите, что оставила мать для Василисы? (Куклу.)
- Вот такую же куклу, которую называли кукла - оберег, она передавалась от матери к дочери.
- Скажите, дети, из чего она сделана?
- А чем она отличается от наших современных кукол? (Нет лица.)
- Безликой куклу делали потому, что боялись уподобить ее человеку, т.к.
в старину считали, что кукла с лицом обретала «душу» и могла повредить ребенку. Куколку клали в колыбельку маленькому ребенку и считали, что она его оберегает, отсюда и пошло название: кукла – оберег или обереговая кукла. Такие куклы были в каждой семье и относились к ним очень бережно.
- НОД «Русская народная кукла.»
Цель: Познакомить детей с историей развития кукол оберегов.
Задачи:
- Формировать интерес к русской обрядовой кукле как виду народного художественного творчества. (Познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие0
- Способствовать привитию интереса детей к миру традиционной русской культуре.
- Воспитывать чувство причастности к своему народу, к его истории и культуре. (Социально-Коммуникативное развитие).
Материал: Презентация кукол, мелки, карандаши, бумага.
Предварительная работа: Чтение сказки «Василиса Прекрасная»
Ход работы:
Воспитатель напоминает детям о прочитанной сказки «Василиса Прекрасная» Воспитатель читает детям стихотворение:
У обрядов на Руси множество заветов
И один из них - шитьё кукол-оберегов.
По поверью, талисман, защитит хозяев,
Забирая на себя бремя испытаний.
Из различных лоскутков ношеной одежды,
Ладно вязанных узлов с верою, надеждой.
Но единственный запрет предков опасались:
Чтобы ножницы с иглой к кукле не касались.
Воспитатель рассказывает, что издревле на Руси для того, чтобы оградить себя и свой дом от злых духов и болезней, люди изготавливали обереги в виде кукол. Каждую куклу- оберег делали к определенному событию и в определенный день года. Выполнялась такая кукла из лоскутков старой одежды и ниток. При ее изготовлении нельзя было пользоваться ни иглой, ни ножницами. Лицо кукле не рисовали. Считалось, что в неё может вселиться злой дух, который в дальнейшем будет оказывать плохое влияние на хозяина и дом. Кукол "крутили", пребывая в хорошем расположении духа, надевали на себя нарядную одежду, чисто убирали в доме. В каждую куклу старались вложить частичку своей души.
Воспитатель предлагает познакомиться с куклами – оберегами. (Презентация: «Такие разные куклы».)
Слайд№1
Кормилица – обрядовая кукла, символизирующая плодородие и достаток. Её» крутила" мать для дочери, ждущей ребенка. Когда появлялся малыш, куклу клали ему в колыбель. Тогда, по поверью, у кормилицы всегда было молоко, и ребенок рос сытым и здоровым.
Слайд№2
Здравницу (травницу) делали как оберег здоровья. В зависимости от недуга ее наполняли полезной, душистой травой и ставили к кровати у изголовья, рядом с теплым местом. От куклы исходил травяной дух. Запах сосны, чабреца, ромашки убивал вредных микробов, укроп, мелисса, душица успокаивали, запах герани и мяты снимал усталость. С такой куклой дети меньше болели.
Слайд№3
Кувадка: была одной из первых кукол, которую видел ребенок. Её "крутили" из лоскутка яркой цветной ткани. Подвешивали таких куколок над колыбелью, как погремушки. Число кувадок в связке было обязательно нечетным. Считалось, что только тогда они будут оберегать малыша.
Слайд№4.
Зерновушку делали после сбора урожая из самого отборного зерна или крупы и ставили ее к иконам в Красный угол. На следующий год она должна была принести хороший урожай. Такую же куклу делала молодая женщина, если у нее долго не было детей. И через год, по поверью, у нее должен был родиться ребенок.
Слайд№5
Лихорадки делали в Сильвестров день рано утром всей семьей. Куклы сворачивались из лоскутков ткани разного цвета и перевязывались красной нитью. Каждая из них символизировала человеческий недуг и имела свое имя, всего 12 штук. Подвешивались куклы на нитке над печной трубой или дверью. По поверью, в этот день из преисподни вылетали злые лихорадки. Они влетали в дома, принося с собой болезни, но, увидев этих кукол, улетали прочь.
Куклы - обереги бережно хранили, прятали от посторонних глаз и передавали по наследству в семье – от матери к дочери, от бабушки к внучке.
Воспитатель спрашивает детей какая кукла им понравилась и запомнилась и почему?
Хотели бы вы иметь таких кукол дома? А от чего бы она вас защищала?
Воспитатель предлагает придумать и нарисовать свою куклу оберег.
Дети рисуют и потом рассказывают о своих куклах.
- Чтение стихотворения «Обереги» Эльза Попова.
Цель: Продолжать развивать интерес к истокам народного творчества, знакомить со славянскими куклами оберегами.
У обрядов на Руси множество заветов
И один из них - шитьё кукол-оберегов.
По поверью, талисман, защитит хозяев,
Забирая на себя бремя испытаний.
Из различных лоскутков ношеной одежды
Ладно вязанных узлов с верою, надеждой.
Но единственный запрет предков опасались:
Чтобы ножницы с иглой к кукле не касались.
Чтоб малыш спокойно спал, мама отдыхала,
Кукла духов на себя злобных отвлекала.
И уже в двенадцать лет девочка умела
Себе "доню" мастерить. Значит повзрослела.
А Желанница была девушкам - подружка.
С длинным волосом из пряж - тоже не игрушка.
Чтоб желание сбылось - в косу ей вплетали
Ленту алую, потом исполненья ждали.
Крупеничка - оберег сытости, достатка.
Наполнялась сплошь зерном, гречкой, для задатка.
От кормилицы Земли силы приходили.
Под иконами в углу бережно хранили.
Травница - её травой наполняли разной.
Хвоя, мята, зверобой - служит безотказно.
По избе душистый дух лета разносился
Чабреца, шалфея, в том способ излечиться.
Символ Солнца - Коляда, добрых отношений.
Хлеб да соль для узелка, а за пояс - веник.
Колокольчик - знак вестей старого Валдая,
Три юбчоночки на ней, сверху золотая.
Пеленашки, Спиридон или Многоручка,
С незапамятных времён с Русью неразлучно.
А традиции храня многовековые
Главная в дому всегда - кукла Берегиня.
Хлопок, лён, шелка, пенька. Без печали в сердце,
С миром на душе, тогда, бралися за дельце
Эту куклу создавать. Да оно не трудно:
Ткань не резать надо - рвать. Что немного чудно.
Полотно в рулон свернув - тулово готово.
Голову узлом стянув, рученьки холщовы.
Юбка, блузка и платок, фартучек нарядный.
Бусы, зеркальце и вот девица отрадна.
Обереги без лица, кажется незримо
Отделят добро от зла неисповедимо.
Сколько вложено любви неприметной, тихой
И защита на века от любого лиха.
- Дидактическая игра «Узнай по описанию»
Задачи.
-формировать представление о славянских куклах оберегах, о их значении в жизни человека,
-учить по описанию отгадывать знакомые куклы.
Дидактический материал.
Картинки с изображением уже знакомых кукол-оберегов.
Правила:
Воспитатель читает описание кукла и для чего она предназначалась, а дети угадывали и показывали картинку.
- Рассматривание иллюстраций «Русский народный костюм»
- НОД «Художественное творчество» «Русский народный костюм».
Цель: познакомить детей с русским народным костюмом
Задачи:
- вызвать интерес к русскому костюму
- научить называть предметы костюма;
- обратить внимание детей на узорчатости украшений сарафана, сорочки, кокошника.
Словарная работа: Народный костюм, сарафан, косоворотка, лапти, рубаха, кокошник, вышивка.
Материал: Русский сарафан, женская кофта - рубаха, передник, косоворотка, лапти, платок, кокошник.
Ход занятия
Воспитатель. Ребята, вы знаете как называется страна, где мы все живем?
Дети. Наша страна называется Россия.
Воспитатель. Молодцы! Правильно. Давным-давно наша страна называлась Русью, а теперь Россия. С давних пор на всей Руси все люди были вежливые и всегда приветствовали друг друга поклоном и добрыми словами: здравствуйте, доброго здоровья. Давайте и мы с вами поздороваемся друг с другом и поклонимся как в старину.
Воспитатель. Раньше на Руси дети и взрослые одевались иначе, чем вы. И сегодня мы с вами об этом узнаем, а поможет нам в этом волшебный сундук. Сундук этот не простой, в нём рубаха, сарафан расписной. (Вынимаем и показываем). Раньше женщины и девочки носили одинаковые рубахи, которые называются сорочки. Поверх сорочки надевали длинный сарафан. Когда русская красавица шла в таком сарафане, её все называли лебедушкой. Поверх сарафана повязывали передник. Послушайте историю о том, как подружились Сарафан и Рубаха.
«Жил на краю деревни Сарафан - господин, а на другом краю той же деревни - Рубаха-простуха. Лежит Сарафан в сундуке, да праздников ждёт, когда его хозяйка достанет, да наденет. Скука его одолела и решил он в гости к Рубахе-простухе пойти. Зашёл он в избу, поклонился. Рубаха обрадовалась гостю. Самовар на стол.
Рубаха: Попьёшь чайку - забудешь тоску.
Рассказчик: Сели они рядком, да разговор завели.
Сарафан: Почему, Рубаха, ты такая добрая да пригожая?
Рубаха: Меня хозяин на тело надевает, своей душой согревает. А я ему тепло даю, да врагов и нечисть не пускаю.
Сарафан: Как же ты нечисть - то всякую не пускаешь?
Рубаха: У меня есть ворота, которые охраняют моего хозяина. Есть воротики для головы, есть воротики для рук, а чтобы не пустить холод да ворожу, я дружу с пояском.
Рассказчик: Подумал Сарафан-господин, о том, как хорошо живётся Рубахе-простухе и решил подружиться с ней. С тех пор не ходит Сарафан один, только вместе с Рубахой.» Воспитатель: А теперь давайте вспомним, в каких головных уборах ходили женщины? На голову надевали платочки, а на праздник надевали кокошник. Кокошник украшали цветами, парчой, бисером, бусами, золотыми нитями, фольгой, стеклом, а иногда и драгоценными камнями. Воспитатель: А теперь поговорим о том, что носили мужчины на Руси. На Руси мужчины носили порты и рубаху. Давайте с вами рассмотрим, чем старинная рубаха отличается от рубашек наших мальчиков? Она длинная, рукава тоже длинные и широкие. Но присмотритесь, у старинной рубахи по-другому скроен воротник: он расположен сбоку. Поэтому такую рубаху называли косовороткой. Рубахи-косоворотки, подвязывались пояском, который назывался кушак. Он был необходим в одежде, так как считалось, что он хранит человека от бед и невзгод. Самой распространенной обувью были лапти и сапоги. Сапоги считались праздничной обувью и шили их из кожи. А повседневной обувью были лапти. Лапти – обувь очень удобная. Плели их из лыка разных деревьев и даже из соломы и веревок. Изнашивались лапти за 3-4 дня, поэтому их надо было очень много. Воспитатель: Давайте еще раз внимательно рассмотрим народный костюм. Почему он кажется необычным и красивым? (Ответы детей). Верно, и на переднике, и на сарафане, и на кофте-рубахе есть вышивка. Вышивали обычно волнистые линии, крестики, круги. По народному поверью, вышивка не только украшала одежду, но и служила оберегом, защитой от злых сил. Вышивки - обереги располагались в определенных местах; на рукавах и у выреза рубахи и на подоле сарафана. Узоры на рукавах защищали руки, их силу и ловкость, а узоры на сарафане - сердце.
Проводится физкультминутка.
Гриша шел.
Гриша шел — шел - шел, (Шагаем на месте.)
Белый гриб нашел. (Хлопки в ладоши.)
Раз-грибок, (Наклоны вперед.)
Два - грибок, (Наклоны вперед.)
Три - грибок, (Наклоны вперед.)
Положил их в кузовок. (Шагаем на месте. Декламируя стихотворение, дети имитируют движения грибника: идут, нагибаются и кладут грибы в кузовок.
Движения должны быть неторопливыми, ритмичными.)
Воспитатель: Предлагаю вам нарисовать куклу в национальном костюме.
Дети приступают к рисованию.
В конце занятия выполняется выставка работ.
- Беседа с детьми « Наша кукла –оберег»
Цель: Сформировать представление о том, какой будет придуманная детьми кукла-оберег, от чего она будет нас защищать, из чего сделана.
Воспитатель напоминает детям, о том, что мы очень много узнали о куклах оберегах, она спрашивает детей, хотели ли они иметь свою куклу –оберег? От чего она бы могла оберегать в нашей группе. Воспитатель рассказывает, что раньше существовала профессия – кукольницы. Они знали тайны мастерства кукол, делали их с заговорами в особых секретных условиях. На каждое важное событие в жизни человека делалась кукла.
Согласно традициям, при изготовлении любой обереговой куклы нельзя было пользоваться ножницами и иглами: ткань лишь рвалась и связывалась. Также нельзя было рисовать лицо кукле (наши предки верили, что через глаза в куклу может вселиться злой дух).
- сожалению, кукольниц сейчас у же нет и многие их тайны исчезли навсегда.
- Но некоторые секреты остались. И сделать самую настоящую старинную тряпичную куклу можно! Но для этого нужно придумать, какая у нас будет кукла и для чего.
Дидактическая игра «Назови игрушку»
Цель: упражнять в образовании относительных прилагательных.
Игрушка из дерева (какая?) – деревянная (матрешка, дудка)
Игрушка из глины (какая?) – глиняная (свистулька)
Игрушка из керамики (какая?) – керамическая (куколка)
Из глины? (глиняная )
Из соломы? ( соломенная)
Из дерева? (деревянная)
Из ваты? (ватная)
Из дерева? ( деревянная)
Из пластмассы? (пластмассовая) и т.д.
Выслушивает предположения детей. Воспитатель предлагает детям сделать куклу для группы, оберег от плохого настроения. А придумать как будет называться кукла, каждый ребенок должен сам. Воспитатель с детьми обсуждают, какой будет кукла, какой материал нужен для изготовления кукол, какой костюм будет у куклы и предлагает обратиться за помощью к родителям, для создания коллекций из ткани, ниток, шерсти и всего необходимого для изготовления кукол.
8. НОД Художественно-творческая деятельность
«Кукла-оберег колокольчик»
Цель:
Продолжать развивать у детей интерес к традициям и обычаям русского народа.
Задачи:
Расширять знания детей о разнообразии и назначении тряпичной куклы. Учить детей изготавливать куклу-оберег своими руками, развивая мелкую моторику.(Художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие)
Воспитывать интерес к русской народной кукле и бережное отношение к культуре своего народа.(Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие).
Формировать уважение к традициям русского народа.
Вызывать положительные эмоции и гордость от результатов своего труда. (Социально-коммуникативное развитие).
Расширять словарный запас (речевое развитие)
Материалы: лоскутки тканей различных размеров, резиночки для рукоделия.
Предварительная работа: разучивание стихотворения «Куклы-обереги»
В: - Ребята мы прочитали с вами сказку: «Василиса прекрасная», скажите, что оставила мать для Василисы? (Куклу.)
В:- А, из чего она была сделана?(Из ткани)
- Вот такую же куклу, раньше на Руси, которую называли кукла - оберег, она передавалась от матери к дочери.
В: Сегодня мы продолжим разговор о тряпичной кукле.
Д: С давних пор люди умели защищать себя и свой дом от бед и несчастий. Для этого делали куклу-оберег и делали их с большой любовью.
В: Ребята, а почему у этих кукол нет лица?
Д: Лицо не рисовали, чтобы в кукол не вселялась нечистая сила.
В: А как тогда называли куклу без лица? (Безликая)
В: Давайте вспомним какие куклы-обереги мы с вами знаем?
(Кормилица, Кувадка, Зерновушка, Лихорадки)
В: А сейчас наши мальчики и девочки расскажут стихотворение про кукол.
Мальчик:
- Собрались как-то девчушки
Озорные хохотушки,
Посидеть и поболтать,
В куклы вместе поиграть…
- Вдруг глядят - сундук стоит!
Что же он в себе таит?
Не простые в нем игрушки!
Обереги - наши куклы!
- Чтобы их узнать поближе-
Надо всем нам сесть потише…
И прислушаться к девчушкам,
Развеселым хохотушкам!
Девочки:
- Эта кукла - не простая,
Про нее я много знаю…
Кубышка - Травница здоровье бережет,
Защита-утешение от нее идет!
Наполнена душистою, целебною травой,
Несет она здоровье, несет она покой!
- Эта - тоже не случайна-
В ней большая скрыта тайна.
Кукла-колокольчик – для добрых вестей,
Приносит в дом радость и море затей!
У куклы три юбки, конечно, для счастья!
Чтоб нас обходили любые напасти!
- Куколка Счастья – с длинной косой
Счастье, здоровье несет нам с тобой!
К солнышку ручки она протянула-
Успех и удачу к нам притянула!
Мальчик:
- Так сидели хохотушки,
Любовались на игрушки,
Будем знать теперь и мы-
Куклы тайнами полны!!!
- И дома оберегают,
И удачу зазывают,
Куклы в доме всем нужны-
В них секреты старины…
В: Молодцы, ребята. Я смотрю вы немного устали.
(Физминутка)
В: Теперь, я вас приглашаю в нашу мастерскую (дети садятся за столы). Ребята, мы уже с вами придумали, что будем делать обереговую куклу «Колокольчик»
В: Я хочу вам напомнить, что куклу обязательно нужно изготавливать в хорошем настроении и поэтому, я дарю вам частичку своего хорошего настроения.
В: Итак, настроение у нас есть, теперь нужно подготовить к работе наши руки:
Гимнастика со специальным мячиком:
Ёжик, ёжик чудачок,
Сшил колючий пиджачок.
Шёл по лесу не спеша,
Шел колючками шурша.
После объяснения дети преступают к работе, под музыкальное сопровождение (русская народная музыка).
В: Молодцы ребята! Хорошо постарались, оберег готов.
- Конспект НОД по познавательному развитию Тема: «Изготовление тряпичной куклы – «Кувадки»
Цель: продолжать знакомить детей с предметами старины; формировать элементарные представления об истории Руси через знакомство с русской избой, куклой - оберегом.
Средства реализации: мультимедийное оборудование, слайдовая презентация с изображением старинной избы, утварью, игрушками, тряпичными куклами, аудиозапись русской народной музыки, лоскутки ткани.
Ход занятия:
Подготовительный этап.
Воспитатель: Здравствуйте ребята, сегодня я хочу рассказать вам о том, как жили ваши прабабушки и прадедушки. В каких домах они жили, какая у них была мебель, посуда.
Презентация «Русская изба».
1,2 слайд
Это дом, в котором жили наши предки, назывались такие дома – изба
3-слайд
Почти все, что было в избе, люди делали своими руками. Мастера делали мебель из древесины: Стол в избе размещали в красном, то есть самом главном, красивом месте. Размер стола зависел от количества членов семьи. Была в избе и другая мебель - лавки, переносные скамьи,
4-слайд
Прибитые к стенам деревянные полочки, на которых была деревянной посуда, а горшки и миски в которых готовили еду– глиняными.
5-6 слайд
Хозяйки готовили еду в русской печи. В печь ставили глиняный горшок или чугунок сделанный из твердого металла – чугуна.
Горшки и чугунки были с округлым туловищем и узким дном. Так делали специально, чтобы жар в печи равномерно распределялся по всей поверхности чугунка и пища не пригорала.
7-слайд
В Красном углу, на стене была полочка с иконами. В избе всегда было чисто, люди очень заботились о своем жилище, проводили уборку, хозяйки вязали и вышивали красивые занавески, рушники, скатерти. В каждой крестьянской избе пекли хлеб, и поэтому в доме всегда пахло вкусным, горячим хлебом.
8-слайд
Шкафов и комодов у простых крестьян не было, и поэтому все самые дорогие вещи они хранили в сундуках. Считалось, если в семье много сундуков с добром (так называли хорошие и дорогие вещи) значит семья эта богатая.
9-слайд
- Ребята посмотрите внимательно на картинку и скажите, что на ней изображено.
Молодцы, вы правильно сказали, к потолку подвешена люлька в которой качали малыша.
-А теперь самый внимательный скажет мне, что он видит в люльке.
Молодцы, всё знаете. Конечно, это тряпичная кукла.
-Давайте вспомним для чего такую куклу подвешивали к малышу и как она называется.
-Правильно кукла называется «Кувадка».
Эту куклу мамы вешали над колыбелью, чтобы она оберегала ребенка. Подрастая, детишки играли с такими вот простыми и теплыми куклами. А когда выходили на улицу играли в русские народные подвижные игры и водили хороводы.
Давайте и мы с вами поиграем.
Физминутка.
Основная часть
Воспитатель: Давайте мы с вами тоже сделаем таких кукол Кувадок и вы заберете своих кукол домой, пусть они берегут ваши дома. Я могу научить вас делать куколку – Кувадку, Хотите? Тогда давайте пройдем к столам и приступим к работе. Сейчас я вам расскажу технологию изготовления куклы.
Я приготовила лоскутки разных материалов, вы должны выбрать те, которые вам понравятся. Напомню, что куклу делали для ребенка, значит, ткань нужно выбрать мягкую, не колючую, гладкую. Ребенок играл с куклой, значит, веревочки, которыми перевязывали куклу, должны быть крепкими, чтобы не порвались.
1) Вы готовы? Тогда мы начинаем. Возьмём один лоскуток , скручиваем его в валик по одной и длинных сторон до середины, теперь с другой длинной стороны, тоже до середины.
2) Дальше скрученный валик перегибаем пополам, отступаем от сгиба 2 см и обматываем тесьмой или пряжей, фиксируя шею нашей куколки, концы связываем узлом. Здесь вы можете помогать друг другу. Посмотрите, это голова в форме петли и туловище куклы, а это сарафан.
3) Отложим эту скрутку в сторону, возьмём лоскут другой ткани и делаем ещё одну скрутку, только другим образом посмотрите как, на концах отступаем по 1 см и делаем обмотку тесьмой - это ручки куклы.
4) Теперь скрутку ручки укладываем в первую скрутку под головой и фиксируем несколькими витками тесьмы по линии талии. Расправляем юбочку. Куколка- Кувадка готова.
Заключительная часть.
Славно мы с вами потрудились.
А теперь давайте вспомним поговорки о труде.
Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
Поспешишь, людей насмешишь.
Ум и сердце в работу вложи, каждой секундой в труде дорожи
Делу время, а потехе час, пора и отдохнуть
Воспитатель:
Наше занятие подошло к концу. Посмотрите каких красивых кукол вы сделали. Расскажите, что вы запомнили из рассказа о кукле? (Кукла называется Кувадка. Это кукла - оберег. Ее вешали над колыбелькой малыша, чтобы она хранила его сон.)
Вы довольны своей работой? (Да, у нас получились куколки).
- Эту куклу вы возьмите домой повесьте ее над своей кроватью. А если захотите, можете сделать дома еще куколки вместе с родителями и подарить их близким людям. Пусть Кувадки оберегают всех ваших близких.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/12/picture-689858-1447347566.jpg)
Познавательно-творческий проект в старшей группе по теме: «Домашние птицы».
Цель: Закрепить представления о внешнем виде, повадках, домашних птиц, о приносимой пользе. Уточнить представления о детенышах домашних птиц. Активизировать в речи слова, обозначающие признаки и дейст...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/01/picture-1182768-1572594853.jpg)
Творческий проект в старшей группе на тему "Дружба начинается с улыбки"
Творческий проект в старшей группе на тему "Дружба начинается с улыбки"...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/09/picture-1114674-1549713321.jpg)
Творческий проект в старшей группе по теме «Полезные продукты»
Рациональное питание является одним из факторов внешней среды, определяющих нормальное развитие ребёнка. Оно оказывает самое непосредственное влияние на жизнедеятельность, рост, состояние здоровья. Пр...
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/14/picture-447823-1400054003.jpg)
Творческий проект в старшей группе по теме: «Маленькие исследователи»
Актуальность проекта в экспериментальной работе с детьми очевидна, ведь современный мир сегодня предъявляет новые требования к подрастающему поколению. Ребёнок рождается исследователем. Жажда новых вп...
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/16/picture-1329506-1618580157.jpg)
Творческий проект в старшей группе на тему: «Сказки – добрые друзья»
Проект "Сказки - добрые друзья"...
![](/sites/default/files/pictures/2020/06/05/picture-1252823-1591376052.jpg)
Исследовательско-творческий ПРОЕКТ в старшей группе на тему: «Птичья столовая».
Актуальность: Проблема экологического воспитания детей дошкольного возраста очень актуальна на современном этапе. Период дошкольного детства – это период формирования начал экологической культур...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/16/picture-1176292-1571235007.jpg)
Творческий проект в старшей группе по теме: "Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования"
Творческий проект в старшей группе по теме: "Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования"...