Творческий проект в старшей группе по теме: "Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования"
проект (старшая группа)

Ирина Владимировна Шишанова

Творческий проект в старшей группе по теме: "Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_netraditsionnye_tehniki_risovaniya.docx48.74 КБ

Предварительный просмотр:

Структурное подразделение

«Детский сад №13 комбинированного вида»

МБДОУ «Детский сад  «Радуга» комбинированного вида»

Рузаевского муниципального района

Творческий проект в старшей группе по теме:

«Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования»

Воспитатель

Шишанова И.В.

Рузаевка 2024 г

Введение

Проблема использования нетрадиционных техник рисования влияющих на развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности . Работая с детьми дошкольного возраста, многие  педагоги замечают: дети любят рисовать, старательно овладевают навыками работы с разными инструментами и изобразительными материалами, осваивают отдельные приемы и способы рисования, но при создании собственных работ многие композиции выделяются скудностью содержания, штампами, отсутствует творческий подход. Ребенку  нужен результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление, ведь даже не каждый взрослый сможет изобразить какой-либо предмет. Приобщая детей к искусству, выбрала направление в своей работе – использование в рисовании нетрадиционных техник. Среди них много таких, которые дают самые неожиданные, непредсказуемые варианты художественного изображения и колоссальный толчок детскому воображению. Их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.

Таким образом, возникла необходимость создать такую систему занятий изобразительной деятельностью, которая стимулировала творческий потенциал детей, развивала их художественно – творческие способности. Современные педагоги должны воспитывать творчески активных людей, что отражено в федеральном государственном образовательном стандарте к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования: «… содержание и организация образовательного процесса для детей дошкольного возраста должна быть направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность».

Проблемой развития творчества занимались многие ученые. Психологи (Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, Л.С. Рубинштейн) раскрыли понятие творческих способностей, выявили компоненты, этапы их развития, рассмотрели взаимосвязь творчества с обучением, указали условия развития творчества. Педагог Е.А. Флерина - одна из первых дала определение понятию «детское художественное творчество». Расширили и обогатили её исследования Т.Г. Казакова, Н.П. Сакулина, выделив в изобразительной деятельности доизобразительный и изобразительный периоды, этапы развития творческого процесса взрослого и ребенка.

Как отмечает Б.М. Теплов, раннее вовлечение детей в творческую деятельность полезно для их развития, так как оно соответствует детским потребностям и возможностям. Так как в сознании малыша создается новый интеллектуальный продукт, который, встраиваясь в систему личного мировосприятия, образует новую «единицу» целостной картины мира.

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка.

Чтобы детское творчество успешно развивалось у наших детей, необходимо было  найти такую форму организации и взаимодействия с детьми, которая позволила бы детям реализовать свой творческий замысел. Изучая и осваивая различные техники рисования, ранее не использованные в работе с детьми, я экспериментально попробовала применить элементы нетрадиционного рисования в совместной деятельности с детьми и пронаблюдала всплеск положительных эмоций от процесса рисования.

Цель: развитие творческих способностей и активизации творческого потенциала на основе изучения и освоения нетрадиционных техник и приемов рисования; сформировать у дошкольников способности выражать восприятие окружающего их мира, совершенствовать их интеллектуальные и творческие способности, креативное мышление.       

 Поддерживая стремления детей к творчеству, проект поможет детям обогатить имеющиеся знания и навыки, даст возможность использовать их, пережить радость открытий, побед и успеха.

Задачи:

  1. Выявление уровня художественных способностей в художественном творчестве детей.
  2. Разработка и внедрение программы в практику работы детского сада, способствующей  развитию художественно-творческих способностей у дошкольников.
  3. Привлечение родителей к сотрудничеству в развитии творчества детей; содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования;
  4. Развитие у дошкольников творческих способностей через нетрадиционные  техники рисования.
  5. Обеспечение участия воспитанников в конкурсах по развитию детского творчества.
  6. Знакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования;
  7. Учить активно и творчески применять, комбинировать ранее освоенные элементы и материалы в новых сочетаниях.
  8. Побуждать детей к созданию разнообразных и относительно неповторимых, оригинальных замыслов.
  9. Развивать у детей умение планировать свою деятельность; навыки самоанализа, необходимые для оценки собственных работ; вызывать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними;
  10. Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.
  11. Развивать   познавательные   и   творческие     способности      детей развивать эстетическое восприятие, художественный вкус. Воспитывать положительное отношение ребенка к сотрудничеству с взрослым, с детьми,  к собственной деятельности, ее результату.

Тип проекта: творческий.

По содержанию:  детское творчество.

По составу участников: дети средней группы,  взрослые.

Сроки реализации:   1 год.

Гипотеза образовательного проекта:

      В результате целенаправленной и системной работы по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, возможно, улучшатся качественные характеристики процесса изображения и сами графические образы.

Обеспечение проектной деятельности:

Актуальность проекта.     

 Общество  в современном мире имеет потребность в творческой личности. Наличие творческих способностей играет в жизни человека немаловажную роль в  формирования личности.

      Каждый ребенок по своей природе – творец. Но, как правило, многие способности и чувства, которыми наделяет нас природа, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии остаются недостаточно развитыми и не всегда полностью реализуются в будущей жизни. Творчество – это обязательное условие всестороннего развития ребенка, оно делает его богаче, полнее, радостнее, пробуждает фантазию, учит мечтать, придумывать что-то новое и еще неизвестное. В процессе творчества ребенок развивается интеллектуально и эмоционально, определяет своё отношение к жизни, и своё место в ней, выражает себя и свои чувства, приобретает опыт взаимоотношений, совершенствует навыки работы с различными инструментами и материалами. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета.

Рисование для ребенка - радостный, вдохновенный труд, к которому не стоит принуждать, но нужно стимулировать и поддерживать ребенка, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. Таким  стимулом по праву может являться рисованием с использованием нестандартных техник рисования.

Актуальность темы определена следующими проблемами:

 1. Обучение в детском саду требует достаточно сформированного уровня воображения: ребенок должен уметь ориентироваться в ситуациях, в которых происходят различные преобразования предметов, образов, знаков, и быть  готовым предвосхищению возможных изменений.

2. Предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний  выступает воображение. Никакой вид творческой деятельности не может обойтись без  воображения. Анализ и наблюдение показал, что в работах детей - не было фантазии и творчества.

3. Воображение в значительной степени определяет эффективность образовательной деятельности в ДОУ. Анализ  результатов  диагностических исследований выявил ряд проблем в организации работы по  развитию воображения посредством нетрадиционных техник рисования в детском саду.

Для решения задач художественного творчества в детском саду традиционно отдается приоритет регламентированным формам деятельности с детьми.

Для улучшения положения необходим научный подход для исследования творческих способностей детей. Что поможет в дальнейшем выбирать технику рисования для детей разного возраста, тематику, в зависимости от возраста и индивидуальных возможностей ребенка. Один из наиболее эффективных методов развития творчества проектная деятельность, позволяющая создать взрослых. Реализация проекта «Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования» позволит задействовать различные виды детской деятельности.

         Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников. Занятия рисованием, изобразительным творчеством смогут дать ребенку те необходимые знания, которые ему нужны для полноценного развития, для того чтобы он почувствовал красоту и гармонию природы, чтобы лучше понимал себя и других людей, чтобы выражал оригинальные идеи и фантазии, чтобы стал счастливым человеком.

Наблюдения за эффективностью применения различных техник рисования на занятиях, обсуждение с коллегами в образовательном учреждении привели меня к выводу о необходимости использования таких техник, которые создадут ситуацию успеха у воспитанников, сформируют устойчивую мотивацию к рисованию. Ведь очень важно, каких результатов добьется ребенок, как будет развиваться его фантазия, и как он научится работать с цветом. Использование нетрадиционных техник удовлетворит его любопытство. За время работы с дошкольниками, педагог обратила внимание, что дети часто копируют предлагаемый им образец. Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора. 

Ребенку нужен тот результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление.

Принципы

  • Принцип перехода от простых занятий к сложным.
  • Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
  • Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.
  • Принцип интегрированного подхода реализуется в сотрудничестве с воспитателями и другими педагогами дополнительного образования, с семьёй, а также при перспективном планировании с учётом взаимосвязи всех видов изобразительной деятельности.
  • Принцип реалистичности, изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.
  • Принцип доступности материала.

Основное содержание и методы  реализации проекта.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап.

Определение проблемы, цели и задач проекта.

  • Изучение методической  литературы, публикаций в журналах «Дошкольное воспитание», посещение сайтов по теме проекта.
  • Анализ многообразия художественных техник рисования, подбор нетрадиционных подходящих для старшего дошкольного возраста;
  • Оформление наглядных пособий, организация предметно-развивающей среды.
  •  Нахождение и установление эффективных связей с родителями.
  • Стартовая диагностика уровня развития творческих способностей детей.
  • Разработка тематического перспективного  плана.
  • Создание словаря по данной теме.

1 этап.

Выявление уровня художественных способностей в изобразительном творчестве детей:

  • экспериментирование с разными художественными и изобразительными  материалами при решении творческих задач;
  • умение использовать возможности различных изобразительных и художественных материалов для создания художественного образа;
  • умение пользоваться различным оборудованием и инструментами;
  • самостоятельно «открывать» для себя способы действия с различными       предметами, делая выводы в процессе анализа собственных действий;
  • Развитие художественного вкуса.
  • Создание развивающей среды на основе различных видов искусства, предметного окружения.
  • Изучение творческого потенциала воспитателей, анкетирование родителей.
  • Создание программно-методических и организационных условий для реализации инновационного проекта.
  • Разработка учебной программы «Мир фантазий»  по развитию художественного творчества на основе пособий Г.Н. Давыдовой «Нетрадиционные техники рисования в детском саду».
  • Разработка цикла занятий с детьми и воспитателями в рамках проекта.
  • Разработка плана развлечений, конкурсов и выставок.

Составление дидактических игр и упражнений на развитие творческого воображения, в каждом из которых сочетались бы элементы разных видов изобразительной деятельности: лепка, рисование, нетрадиционные техники. 

Продукты проекта:

  • для детей: коллективные и индивидуальные творческие работы, альбом «Мир фантазии».
  • для педагогов: картотека дидактических игр по изобразительной деятельности, конспекты мероприятий;
  • для родителей: консультации, выставки детского творчества.

Прогнозируемый  результат проектной деятельности:

для педагогов:

-повышение уровня педагогической компетентности; профессиональный рост;

-удовлетворенность работой;

-систематизация и повышение качества работы с детьми по развитию художественно-творческих способностей.

для детей:

-развитие детского творчества в изобразительной деятельности;

-совершенствование ручной моторики; воспитание интереса и устойчивых технических навыков в рисовании;

-умение самостоятельно искать нужное решение;

-способность осуществлять практическое моделирование и экспериментирование;

-способность к эстетической оценке своих работ и работ других детей;

-навыки коммуникативного общения;

для родителей:

-осознанное отношение к художественно-творческому процессу детей;

-бережное отношение к продуктам детского творчества;

-партнерские отношения родителей и педагогов в совместной организации жизни группы. Система работы проекта.

Работа с педагогами.

 Консультации:

1.»Нетрадиционные техники и материалы в детском художественном творчестве».

2. «Развитие творческого воображения на занятиях по изобразительной деятельности».

Семинары-практикумы:

1. «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста»

2. «Увлекательное рисование».

Организация работы по реализации проекта.

Работа с детьми

Совместная деятельность взрослого и ребенка; самостоятельная деятельность детей; рассматривание образцов, фотографий, иллюстраций; чтение и обсуждение художественной литературы; продуктивная деятельность под музыку, рисование иллюстраций; игры и упражнения под тексты стихотворений; наблюдение за природой; рассматривание и обсуждение предметов; физкультминутки; оформление выставки.

Работа с родителями

  • Знакомство родителей с нетрадиционными способами рисования,  привлечение их к совместному с детьми творчеству. Пополнение уголков по изобразительной деятельности нетрадиционными материалами рисования (зубные щетки, ватные палочки, нитки, свечи, пробки т.д.). Оформление уголка для родителей по данной теме.

Целесообразны следующие формы работы с родителями:

Беседы: с элементами практикума:  

«Рисуя – играем». Цель: показать родителям значение совместных  творческих игр в семье для творческого развития ребенка.

  • мастер класс;
  • выставки детских работ для родителей;
  • конкурсы совместных работ родителей и детей на различные темы с использованием нетрадиционного рисования;
  • анкетирование;
  • рекомендации
  • Консультации:

1.        «Использование нетрадиционных приемов рисования в развитии

креативности детей».

2.  «Развитие общения детей и родителей в процессе занятий по рисованию».

Пополнение уголков по изобразительной деятельности нетрадиционными материалами рисования (зубные щетки, ватные палочки, нитки, свечи, пробки т.д.).

Совместная деятельность родителей и детей.

 Открытые занятия.

1.«Разноцветные бабочки».  

Развлечение  по изобразительной деятельности

«Путешествие в страну  «Рисовандию».

 Выставки рисунков и конкурсы.

1. «Осенние мотивы».

2. «Разноцветные кляксы».

3. «В мире животных».

4. «Времена года».

 5.  Выставка работ семейного творчества.

2 этап.

Совместная художественная  деятельность детей и родителей при подготовке выставок и конкурсов рисунков.

Проведение мониторинга удовлетворенности родителей эффективностью взаимодействия с детским садом в развитии творческих художественных способностей детей.

Подведение итогов работы – диагностика, выставка работ семейного творчества в детском саду.

    Реализация проекта.

Создание развивающей среды на основе различных видов искусства, предметного окружения.

С  этой   целью   в  детском саду  была создана  изостудия для  организации занятий  по изобразительной деятельности.   В   студии   собраны высокохудожественные образцы народно –  прикладного   искусства, картины русских  и  зарубежных художников, магнитофон, атрибуты к играм, дидактические игры, книги и методические пособия, скульптуры. Специальное оборудование и мебель: имеются мольберты, столы можно расставлять по-разному, в зависимости от темы и формы проведения занятия.

Изостудия украшена репродукциями картин, произведениями народного искусства,  выставкой авторских работ сотрудников ДОУ и родителей предметами детского творчества.

Для рисования имеются необходимые разнообразные художественные материалы, от качества которых в известной мере зависят результаты обучения детей.

Необходимые изобразительные материалы:

Акварельные краски, гуашь, карандаши, фломастеры, мелки, пластилин, свечи восковые, ватные палочки, кисточки разных размеров, клеевые щетки, кусочки поролона, детские ножницы с тупыми концами, ткани, природный материал, копировальная бумага различных цветов, остатки шерстяных или полушерстяных ниток, сюжетные открытки, клей, бумага цветная,  картон, красивой формы гладкие камушки, ракушки,  трубочки от коктейля, колпачки, растительный материал, поролон.

В работе с детьми старшего дошкольного возраста рекомендуется использование следующих техник рисования:

  • набрызг;
  • рисование пальчиками и ладошками
  • техника рисования с использованием трафарета;
  • рисование ватными палочками;
  • рисование мыльными пузырями;
  • рисование мятой бумагой;
  • рисование методом тычка

Заключительный этап

  • Изготовление  альбома «Мир фантазий».                                            
  • Проведения мастер - класса для родителей по нетрадиционному рисованию «Радуга умений».                                                                                            Выставка детских рисунков и совместных работ родителей и детей на заданную тему.
  • Разработка «Методических рекомендаций» для педагогов и родителей  по использованию нетрадиционных техник рисования с детьми дошкольного возраста.
  • Проведение диагностики развития художественно-творческих способностей детей.

Методические технологии и приемы нетрадиционного рисования

с детьми 5-6 лет.

1. Печать от руки

Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами.

2. Использование печатки

Ребёнок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.

3. Рисование пёрышком

Пёрышки различного размера опускаются в гуашь, проводится пером по листу. Для получения изображения разного цвета и размера пёрышки меняются

4. Рисование пальцем.

Ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета.

5. Монотипия.

Ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

6. Рисование по трафарету тампоном.

Ребенок прикладывает трафарет к бумаге, обмакивает поролон в краску и примакивает поролон по трафарету, затем аккуратно убирает трафарет, если необходимо повторяет процедуру после высыхания краски.

7. Рисование методом тычка.

Для этого метода достаточно взять любой подходящий предмет, например, ватную палочку. Опускаем ватную палочку в краску и точным движением сверху вниз  делаем тычки по альбомному листу. Палочка будет оставлять четкий отпечаток. Форма отпечатка будет зависеть от того, какой формы  был выбран предмет для тычка.

8. Кляксография.

В основе этой техники рисования лежит обычная клякса.  В процессе рисования сначала получают спонтанные изображения. Затем ребенок дорисовывает детали, чтобы придать законченность и сходство с реальным образом. Оказывается, клякса может быть и способом рисования, за который никто не будет ругать, а, наоборот, еще  и похвалят.

9. Набрызг.

Ребенок набирает краску на зубную щётку и ударяет ею о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.

10. Граттаж.

Ребёнок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Граттаж может быть цветным и чёрно – белым, это зависит от того, какая тушь нанесена на лист.

11. Рисование мыльными пузырями.

Опустить трубочку в смесь (гуашь, мыло, вода) и подуть так, чтобы получились мыльные пузыри. Чистый лист бумаги прикоснуть  к пузырям, как бы перенося их на бумагу. Получаются интересные отпечатки, можно дорисовать детали.

12. Рисование мятой бумагой.

Рисование деревьев. Для этого смять тонкий лист бумаги, обмакнуть его в краску и, примакивая, нарисовать крону деревьев. Таким же способом можно нарисовать траву, небо, снег.

13. Ниткография.

Способ получения изображения: опускаем нитки в краску, чтобы они пропитались, концы нитки при этом должны оставаться сухими. Укладываем нитку на листе бумаги в произвольном порядке, сверху накрываем чистым листом бумаги, концы нитки должны быть видны. Потянуть за концы нитку, одновременно прижимая верхний лист бумаги. Дорисовать необходимые элементы. После освоения этой техники с использованием одной нитки можно усложнять работу и использовать две и более нити.

14. «Пластилинография».

 Создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности.

          Проанализировав    и   отобрав    для    работы   с   детьми   те  нетрадиционные  изобразительные техники,  которые  наиболее  доступны,  понятны  и   интересны    ребёнку – дошкольнику,  разработала перспективный  план  изобразительной  деятельности  с  использованием  нетрадиционных  техник  рисования.

Перспективный план работы по нетрадиционной технике рисования.

Месяц

Тема занятия

Нетрадиционные техники

Программное содержание

Оборудование

Сентябрь

1.

Астры в вазе

Рисование методом тычка

Продолжать учить рисовать методом тычка, закреплять умение правильно держать кисть, углублять представление о цвете и геометрических формах – круг

Альбомный лист с карандашным контуром вазы и трех небольших кругов, гуашь, две кисти изображение астр

2.

Ёжик

Рисование методом тычка

Учить рисовать животных методом тычка, закреплять умение правильно держать кисть и рисовать кисточкой разными способами. Расширять знания о животном мире.

Альбомный лист с нарисованным контуром ежа, две кисточки, оборудование для рисования, два образца:1-только контур,2-ежик, нарисованный методом тычка, гуашь.

Октябрь

1.

Подсолнух

Рисование методом тычка

Упражнять в рисовании методом тычка растения, правильно держать кисть. Расширять знания о подсолнухах.

Альбомный лист с нарисованным контуром подсолнуха, иллюстрации и образец подсолнуха, гуашь, две кисти, оборудование для рисования.

2.

Гусь

Рисование методом тычка

Продолжать учить рисовать птиц способом тычка, закреплять умение рисовать концом тонкой кисти. Расширять знания о домашних птицах.

Зеленый лист с карандашным контуром гуся. Гуашь две кисти, оборудование для рисования. Образец гуся, нарисованный тычком.

Ноябрь

1.

Мои любимые рыбки

Восковые мелки и акварель.

Упражнять в рисовании предметов овальной формы. Познакомить с техникой сочетания восковых мелков и акварели. Учить тонировать лист разными цветами акварели, развивать цветовосприятие, творчество.

Альбомный лист, восковые мелки, акварель, кисти. Эскизы.

2.

Нарисуй шарфик

Печать по трафарету, рисование пальчиками.

Познакомить с печатью по трафарету, учить украшать полоску простым узором из чередующихся цветов и точек. Развивать чувство ритма композиции и творчество

Шарфики, вырезанные из ткани, гуашь в мисочке, трафареты цветов, поролоновые тампоны, салфетки.

Декабрь

1.

Зимний лес

Печать по трафарету, рисование пальцами.

Упражнять в печати по трафарету, закрепить умение рисовать деревья пальчиками. Развивать чувство композиции, воображение, творчество.

Альбомный лист, верхняя часть которого тонирована голубым или серым цветом, а нижняя белым, зеленая гуашь в мисочке, трафареты елей разной величины, поролоновые тампоны.

2.

Укрась елочку бусами.

Рисование пальчиками, оттиск пробкой

Упражнять в изображении елочных бус с помощью рисования пальчиками и печатания пробкой, развивать чувство ритма

Можно использовать готовые елки из цветной бумаги, гуашь, пробка, елочные бусы.

Январь

1.

Снеговик

Комкание бумаги (скатывание)

Закрепить навыки рисования гуашью, умение сочетать в работе комкание бумаги и рисование. Учить дорисовывать картинки со снеговиком (метла, елочка, заборчик). Развитие творчества воображения.

Тонированный лист, салфетка целая и половина (белого цвета), клей в блюдце, гуашь, кисть, снеговик из ваты.

2.

Портрет зимы

Восковые мелки + акварель + черный маркер

Закрепить умение рисовать человека восковыми мелками или маркером, украшать детали (снежинки), тонировать лист в цвет зимы (голубой, синий, фиолетовый). Развивать цветовосприятие, творчество.

Альбомный лист, синий восковой мелок, черный маркер, акварель, кисти, иллюстрации, оборудование для рисования.

Февраль

1.

Нарисуй и укрась вазу для цветов

Знакомая форма - новый образ - оттиск печатками.

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании материалов, развивать воображение чувство композиции и ритма.

Альбомный лист тонированный, гуашь в мисочках, печатки, предметы для обведения (подносы, подставки круглой и овальной формы).

2.

Два петуха ссорятся

Рисование ладошками

Совершенствовать умения делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа (петушки). Развивать воображение творчество.

Альбомный лист тонированный, гуашь в мисочках, петушок - игрушка, оборудование для рисования.

Март

1.

Грачи прилетели

Рисование методом тычка.

Продолжать учить рисовать птиц способом тычка, закреплять умение рисовать концом тонкой кисти. Расширять знания о перелетных птицах.

Альбомный лист с контуром грача, черная и белая гуашь, две кисти, оборудование для рисования.

2.

Ветка мимозы

Рисование пальцами.

Закрепить умение самостоятельно рисовать цветы мимозы, делая отпечаток пальцами. Учить располагать цветы вдоль всего стебля, закреплять умение рисовать тонкой кистью листья и стебли. Расширять знания о первых весенних цветах

Светло-зеленый лист, гуашь зеленого и желтого цвета, кисть, образец или иллюстрация, оборудование для рисования.

Апрель

1.

Расцвели одуванчики

Рисование методом тычка.

Закрепить умение самостоятельно рисовать цветы методом тычка (большие и маленькие). Учить располагать цветы по всему листу бумаги, закреплять умения рисовать тонкой кистью листья и стебли. Расширять знания о первых весенних цветах

Светло-зеленый лист, гуашь зеленого и желтого цвета, две кисточки, образец или иллюстрация, оборудование для рисования.

2.

По замыслу

Разные

Совершенствовать умения и навыки в сводном экспериментировании с материалами, необходимым для работы в различных нетрадиционных техниках развивать воображение и творчество

Все имеющиеся в наличии.

Май

1

Дерево

Рисование свечой

Закрепить умение рисовать свечой и акварелью. Учить создавать выразительный образ. Развивать чувство композиции.

Акварель, свеча, альбомные листы.

2

Весеннее  дерево

Рисование пальчиками, тычками

Закрепить умения продумывать расположения рисунка на листе, обращаться к натуре в процессе рисования, соотносить размеры и веток. Совершенствовать умение использовать рисование пальчиками и тычком для повышения выразительности рисунки

Альбомные листы, веточки деревьев, коричневую гуашь, салфетки.

Итоговая выставка рисунков за год

Описание промежуточных результатов, полученных в ходе реализации проекта.

Диагностика на начало реализации проекта проводилась через диагностические занятия.

Показатели уровня художественных способностей выявлялись по следующим параметрам:

Самостоятельный выбор замысла рисунка.

Умение передавать выразительность образа, используя нетрадиционные приемы рисования.

Выбор техники рисунка.

Умение передавать необычность, оригинальность образа.

Результаты диагностики художественных способностей детей.

1 этап  проекта.

Замысел рисунка -10%

Выразительность образа -15%

Выбор техники рисунка и изобразительных материалов -10%

Оригинальность рисунка -10%

        Сравнив результаты диагностики по разделам видно, что дети испытывают затруднение в  разделах: «Выбор техники рисунка и изобразительных материалов», «Оригинальность рисунка». Следует вести целенаправленную, углубленную работу по развитию творческого воображения и способов его реализации: через дидактические игры на развитие воображения, занятия по рисованию.

     Работа по развитию художественно-творческих способностей через нетрадиционные приемы рисования на первом этапе дала положительный результат. Динамика развития умений и навыков  в художественном творчестве воспитанников возросла. Следует продолжать вести целенаправленную работу по развитию творческого воображения и совершенствования приемов работы с нетрадиционными материалами и техниками.

       Подводя итоги проделанной работы, нужно отметить эмоциональный подъем у детей, почти полное исключение скованности и страха в общении или в выражении собственного мнения, проявлении самостоятельности в выборе материала и техники для рисования в свободное время. Ощутимо проявляется стремление детей экспериментировать в сочетании техник нетрадиционного рисования доступного материала или лепкой из пластилина. Появляются новые идеи и желания пополнить мир детей чем - то интересным и увлекательным.

Работа в следующем году:

1. На занятиях с детьми:

Разнообразить и усложнить техники нетрадиционного рисования на занятиях;

Показать способы их сочетания между собой, учитывая возможности детей;

Ввести ранее не используемый материал для рисования;

Разработать занятия работ по подгруппам или коллективных;

Принимать участие в различных районных и городских  конкурсах.

2. В работе с родителями:

Дать родителям методические рекомендации по работе с детьми через индивидуальные беседы.

Проводить анкетирования на интересующие темы и последующими разъяснительными беседами;

Организовывать выставки творческих  работ родителей и работ, выполненных с детьми в домашних условиях;

Продолжать пополнять альбом «Мир фантазий».

3. В работе с педагогами:

Запланировать семинары – практикумы с методическими рекомендациями для использования элементов нетрадиционного рисования в совместных занятиях с детьми по развитию их творческих способностей;

4. Заниматься самообразованием. Продолжать углублённое изучение методической литературы, развивая свои способности рисовать, используя незнакомые виды нетрадиционного рисования и накапливать интересные методы и приёмы в работе с детьми и родителями.

5. Продолжить публикацию материалов по данной теме.

 

Методическая литература.

Н.А. Ветлугина «Художественное творчество и ребенок».

Л.С. Выготский «Воображение и творчество в детском возрасте».

Г.Н.Давыдова «Пластилинография».

Г.Н.Давыдова «Пластилинография -2».

Г.Н.Давыдова «Нетрадиционные техники в детском саду» Часть 1.

Г.Н.Давыдова «Нетрадиционные техники в детском саду» Часть 2.

Т. Г. Казакова «Развивайте у дошкольников творчество».

Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова. «Изобразительная деятельность в детском саду».

Н.А.Курочкина «Дети и пейзажная живопись».

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический опыт по теме: "Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования"

За время работы с дошкольниками, я обратила внимание, что дети часто копируют предлагаемый им образец. Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельно...

Проект для средней группы на тему: «Развитие художественного творчества в детей через нетрадиционные техники рисования».

Проект для средней группы на тему:   «Развитие художественного творчества в детейчерез нетрадиционные техники рисования». Участники  проекта:  воспитатель,  родител...

Обобщение педагогического опыта на тему "Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования"

Целью работы является создание педагогических условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования....

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ»

Изобразительная деятельность – специфическое образное познание действительности. Из всех ее видов детское рисование изучено наиболее полно и разносторонне.Рисование тесно связано с развитием наг...

Обобщенный педагогический опыт работы по теме: «Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования»

Исследование, посвящено проблеме использования нетрадиционных техник рисования влияющих на развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности. Рисование является одним из важне...

Творческий проект по теме: «Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования»

Основы личности закладываются еще в дошкольном возрасте, поэтому необходимо начиная с дошкольного возраста развивать творческий потенциал подрастающего поколения. Развитие творческих способностей возм...

Статья на тему: Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования.

Статья на тему:Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24015350","attributes":{"alt":"","cla...