Рабочая программа кружка «Познавалочка» для детей от 2 лет до 4лет
рабочая программа (младшая группа)

Чаганова Любовь Владимировна

Пояснительная  записка

 

     Игры, которые представлены в данной программе, направлены на формирование восприятия ребенка раннего и младшего дошкольного возраста. Программа разработана с учетом закономерностей формирования восприятия в дошкольном возрасте и психологических механизмов перехода внешних перцептивных действий во внутренний план, а также особенностей освоения сенсорных эталонов. Поэтому в программу включены образцы сенсорных эталонов разных свойств (формы, цвета, величины и др.), которые ребенок может освоить в игровых занятиях.

        В программе представлены специальные игры и упражнения, на развитие тактильного восприятия с водой, на нанизывание, с пластилином, с краской, с бумагой, на выкладывание, которые помогут укрепить руки малышей, развивать движения рук, дифференцированные движения пальцев рук.

Теоретические обоснование,   актуальность

        Ранний возраст — это совершенно особый период  становления всех органов и систем и, как совершенно справедливо писал Л.С.Выготский, - «ранний возраст сензитивен во всем».

        В работе с детьми раннего возраста педагоги испытывают наибольшие трудности. Так, если при традиционных формах работы на первом плане в ясельных группах была забота о здоровье, формирование культурно – гигиенических навыков, то теперь пользоваться ложкой и салфеткой учат в семье (или могут научить). Поэтому возникает необходимость выделить в содержании работы с малышами аспекты социально – личностного развития и образовательные аспекты. На современном этапе проблема сенсорного воспитания приобрела острый резонанс. Возникла острая педагогическая необходимость в поиске эффективных путей создания педагогических условий.

      Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т.п. Именно ранний возраст - наиболее благоприятен для накопления знаний о внешнем мире, совершенствования работы органов чувств. Развитые сенсорные способности ребенка составляют не только важное предусловие для успешного выполнения им в будущем художественной, музыкальной, физической и других видов деятельности, но и определяют готовность ребенка к школьному обучению. Поэтому значение сенсорного развития ребенка в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить.

      Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

       Сенсорное развитие (от лат. sensus — чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Малыш рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.

       Таким образом, сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий.  Поэтому сенсорное развитие, развитие восприятия и представлений о внешних свойствах вещей, играет важную роль в общем ходе умственного развития ребенка. При отсутствии специального сенсорного воспитания в раннем и дошкольном детстве оно проходит замедленно, далеко не всегда достигает того уровня, который требуется для обеспечения дальнейшего развития познавательной деятельности ребенка, его успешного школьного обучения, подготовки ко всем видам физического и умственного труда, неотъемлемой частью которых является восприятие. Это обстоятельство привело к необходимости создания системы сенсорного воспитания нормально развивающихся детей дошкольного возраста. Проблема сенсорного развития и воспитания детей всегда была в центре внимания русских, зарубежных психологов и педагогов.

      Проанализировав литературу по истории дошкольной педагогики, я сделала вывод, что на всех этапах ее развития, проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест. Этот вопрос в своих трудах рассматривали такие видные представители дошкольной педагогики как Я.А.Коменский, Ф.Фребель, О.Декроли, Е.Тихеева, Л.А.Венгер. Ими были разработаны разнообразные дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов.

       Анализ систем перечисленных авторов с позиций принципов  теории сенсорного воспитания позволяет сделать вывод о необходимости разработки нового содержания и методов ознакомления детей со свойствами и качествами предметов в свете новейших психолого – педагогических исследований.

      Основные  принципы  программы

  • Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка.
  • Принцип системности коррекционных  и развивающих задач.
  • Принцип единства диагностики и коррекции.
  • Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к работе с ребенком.
  • Принцип блочного подхода – позволяет педагогически воспроизвести многообразие общественной практики, сохранить принцип научности содержания, повысить эффективность его реализации

Направления   программы

      Оздоровительное  направление  предполагает регулирование деятельности группы для соблюдения режима, формирование у детей жизненно важных двигательных умений и навыков, способствующих укреплению здоровья детей, стимулирование чувствительности и двигательной активности детей, сенсорно - перцептивных процессов.

      Воспитательное направление обеспечивает социальное формирование личности, воспитание ее с учетом фактора развития,  воспитание ребенка с творческими способностями, развитие и коррекцию познавательных процессов (внимание, память, ассоциативность и гибкость  мышления, словарный запас речи, воображение), воспитание  умения выражать свои эмоции. Развитие  и корректирование  зрительных, слуховых и тактильных ощущений.

       Образовательное направление обеспечивает усвоение систематизированных знаний; формирование сенсомоторных умений и навыков; развитие моторных способностей, предусматривая, в первую очередь, формирование отношения к активной деятельности, интереса и потребности в совершенствовании  сенсорных навыков ребенка, внедрение в практику нетрадиционных методов и приемов,  формирование представлений об окружающем мире.

Организационно-методическая деятельность по реализации программы

      Систематический анализ  сенсорного развития  детей с целью последующей психолого-педагогической коррекции.

      Создание программно-методического обеспечения педагогического процесса по данной программе, соответствующее современным требованиям дидактики и возрастной психофизической специфике данного контингента детей.

      Определение содержания педагогического процесса в образовательном учреждении, способствующего формированию  сенсорной культуры,  сенсорному  образованию детей.

      Создание условий для  кружковой деятельности.

Объекты программы

  • Дети 2-4 лет.
  • Семьи детей  посещающих детский сад.

Методы:

  • Игровой метод (дидактические игры).
  • Наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов).
  • Практический – показ способов действия с предметами, эксперимент.

Формы организации деятельности:

  • групповая;
  • подгрупповая;
  • индивидуальная.

Принципы комплектования группы и организации работы

  • Учет интересов и способностей детей.
  • Желание родителей.
  • Добровольное участие.
  • Учет психофизических особенностей детей.

Продолжительность реализации программы:

      Данный курс состоит из 54 занятий по 30 минут каждое. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность курса составляет 7 месяцев для  первого года обучения. Мониторинг: мониторинг проводится 2 раза в год – в сентябре и мае.

Методики для диагностики результативности реализации программы

  • Диагностика нервно- психического развития детей первых трех лет жизни Волосовой Е.Б.
  • Методика Г.В.Бурменской.

Цель программы: формировать у детей восприятие отдельных свойств  предметов и явлений: формы, цвета, величины, пространства, времени, движений, особых свойств. Научить детей воспринимать такие сложные явления окружающего мира, как иллюстрации, литературные произведения, социальные явления, движения, природа, музыка.

Задачи программы:

  • Учить рассматривать окружающие предметы, выделяя их форму, величину, цвет, называть эти качества предметов, вслушиваться и выделять звуки природы, звуки человеческого голоса, музыкальные звуки.
  • Включать в процесс зрительного восприятия обследование предмета с помощью двух рук для расширения процесса познания окружающего и развития мышления.

Задачи обучения:

  • Развитие зрительных ощущений: учить различать цвет, форму, величину предмета.
  • Развитие тактильной чувствительности: учить различать на ощупь качество предметов и называть их (мягкий, пушистый, твердый и т.п.); развитие силы рук, мелкой моторики, координации движений.
  • Развитие слуховой чувствительности, умение слушать и различать звуки в окружающей обстановке, развитие речевого слуха.
  • Обратить внимание детей на различие предметов по величине; формировать понимание слов «большой» и «маленький».
  • Закрепить у детей умения группировать и соотносить по цвету, форме и величине.
  • Познакомить детей с пятью геометрическими формами и их названиями.
  • Дать представления о чередовании предметов по форме.

Предполагаемый результат

  • Дети различают и называют некоторые цвета спектра – красный, зеленый, синий, желтый.
  • Различают и называют некоторые геометрические фигуры и тела (шар, куб, круг, квадрат).
  • Используют сенсорные эталоны (лимон желтый как солнышко, огурчик зеленый как травка).
  • Начинают на ощупь различать качество предметов и их называть.

Ожидаемый результат

 

  • Дети различают и называют некоторые цвета спектра – красный, зелёный, синий, жёлтый.
  • Различают и называют кубик, мячик (шар).
  • Умение группировать однородные предметы по цвету, форме, величине
  • Различать количество предметов (много - один, много - мало)
  • Различать предметы контрастной величины (большой - маленький)
  • Собирать предметы в порядке возрастания и убывания (пирамидки, кубики, кольца)

 

Работа с коллегами

  • С воспитателями первых младших групп запланирован  круглый стол на тему «Сенсорное развитие детей раннего возраста в условиях детского сада», опыт работы по изготовлению дидактических игр по сенсорному развитию детей.

Запланированы консультации с воспитателями по следующим темам:

  • «Зарождение игровой деятельности» (история развития, возникновение ролевой игры),
  • «Сензитивный период сенсорного развития и восприятия предметов», «Ведущий вид деятельности в раннем детстве».
  • Подготовить тематический стенд для родителей и воспитателей о работе кружка «Познавалочка».

Работа с родителями

В зону сенсорного развития запланировано  совместно с родителями   изготовить дидактические  игры:

  • «Разложи орешки по цветам»
  • «Разноцветная коробочка»
  • «Украсим бабочек»
  • «Застегни пуговицы»
  • «Веселые карандаши»
  • « Собери хвост петушку»

Совместно с родителями  оформить :

  • «Центр активности »,
  • «Центр спокойных игр»,

Провести  консультации с родителями на темы:

  • «Игры, развивающие движения кисти – пальчиковая гимнастика».
  • Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста.
  • «Я учусь действовать с предметами»,
  • «Массаж рук»,
  • «Игра – спутник детства»

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КРУЖКОЙ

РАБОТЫ НА 2018-2019 год.

Месяц

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

 

 

Сентябрь

 

 

 

 

 

 

Диагностика детей

 

 

 

 

 

 

Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на начало учебного года.

 

 

 

 

Октябрь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1)1.Игры с прищепками: выкладывание предметов по образцу (солнышко, елка, ежик)

Цель: развивать у детей мелкую моторику рук.

2. «Шарики».

Цель: учить детей подбирать предметы одинаковой окраски; называть цвета.

 

 

 

 

 

 

2)Творческое задание.

 

3)1.«Угости маленького и большого зайца морковкой». Цель: закрепление умения группировать и соотносить однородные предметы по величине.

2.Дид. игра «Цветные палочки»

Цель: учить детей обращать на цвет предмета, устанавливать тождества и различия цвета однородных предметов, учить

понимать слова «цвет», «такой», «не такой», «разные».

4). Творческое задание.

 

 

5)1.Дид.игра «Игрушки».

Цель: учить детей группировать объекты, отличающиеся по форме, величине, назначению, но имеющий одинаковый цвет.

2. Дидактическая

игра «Накормим утёнка,цыпленка»

Цель:  учить детей сортировать предметы по цвету и величине, развивать мелкую моторику рук.

6). Творческое задание.

7).1. Дид. игра «Волшебные погремушки».

Цель: учить детей выполнять задание правильно, пидбирать и складывать в баночку предметы,которые войдут в баночку,

развивать мелкую моторику рук.

2. «Строим башню».

Цель: обучение соотнесению по величине четырех предметов.

 

 

 

 

 

 

8). Творческое задание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ноябрь

1).1.Дид. игра: «Спрячь мышонка».

Цель: знакомство с цветами: жёлтый, красный, синий, зелёный, белый, чёрный.

2. Конспект занятия: «Разложи мячи в корзинки»

Цель: учить находить по слову вос-ля предметы такого же (синего) цвета; группировать игрушки по признаку цвета (синие, жёлтые)

2).Творческое задание: «Закрась вход в норку, чтобы его не съела кошка».

3)1.Дидактическая игра: «Птичка в клетке».

Цель: знакомство с формой: квадрат, прямоугольник, треугольник, овал, круг.

2.Игра "Разложи фигуры по местам"

Цель:

познакомить с плоскими геометрическими формами – квадратом, кругом, треугольником, овалом, прямоугольником Учить подбирать нужные формы разными методами.

4).Творческое задание: «Накорми птичку зернышками» (работа с пластилином)

5)1.Дидактическое упражнение «Накорми мишек»

Цель: Знакомство с параметрами трёх величин.

2.Игра "Большой и маленький"

Цель:

закрепить умение различать и называть размеры предметов - большой, поменьше, маленький;

закрепить умение различать и называть цвета, сравнивать предметы по цвету и размеру.

6).Творческое задание: «Заполни бочонок медом»(восковыми мелками)

7)1.Интегр. НОД: «Найди такой же по цвету и форме»

Цель: продолжать знакомство с цветом и формой, учить правильно подбирать.

2.Игра "Собираем шишки и грибочки"

Цель:

закрепить знания о понятии «много - один»; основные цвета: жёлтый, красный, синий, зелёный; учить правильно соотносить цвет с предметом.

8).Творческое задание: «Надень грибочку шапочку» (работа пальчиковой краской)

декабрь

1.«Спрячь зайку от лисы» - цвет.

2.«Украшение для ёлочки» - цвет.

2).Творческое задание: развесь на елочку шарики.

3)1.«Кто где спит» - форма.

2.«Новогодние ёлочки» - величина. 4).Творческое задание.

 

 

 

5)1.«Игра с мячами» - величина.

2.«Составные картинки» – собери пирамидку,юлу-

6).Творческое задание:

7)1.Интег. НОД: «Чудесный мешочек» - форма и величина.

2. «Лото»- найди подобную картинки.

8).Творческое задание:

январь

 

3).Дидактическая игра «Хвост у петуха» - закрепление цвета.

2.«Назови геометрическую фигуру».

Цель: Учить детей узнавать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры. 4).Творческое задание:

5)1.Дидактическая игра

«Магазин» - форма.

2.Тема: «Что нам привёз мишутка?»

Цель: Научить ребёнка чередовать предметы по величине. 6).Творческое задание:

7)1.Дидактическая игра «Кто выше» - величина.

2.«Пересыпание ложкой».

Цель: Учить ребёнка пересыпать зерна ложкой, запоминать последовательн. действий, развивать самостоятельность

8).Творческое задание:

февраль

1).1.Окраска воды – цвет

2.Игра "Цветные дорожки"

Цель: Закрепить представление у детей о геометрических фигурах (квадрат, круг и треугольник); обучить группировке геометрических фигур по цвету и по форме.

 

 

 

 

2).Творческое задание:

3)1.Какой формы предметы в нашей группе.

Цель: Совершенствовать представления о геометрических фигурах: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник;

инициировать поиск предметов, похожих на геометрические фигуры;

воспитывать у детей умение внимательно слушать и правильно выполнять задания педагога.

2.Тема: «Что катится?»

Цель: Научить ребёнка группировать предметы по форме.

4).Творческое задание.

 

5)1.Дид. игра:«Какой мяч больше?»

Цель: Научить ребёнка сравнивать однородные предметы по величине.

2. Игра «Карусель»

Цель игры:

Развитие умения узнавать и называть цвета, развитие мелкой моторики пальцев рук,

Развитие различать предметы один – много.

6).Творческое задание:

7)1.Интегр. НОД Разноцветные комнаты – цвет и величина.

2.Игра "Лейся, водичка! "

Цель: продолжать знакомить детей со свойствами воды (текучесть, прозрачность и т.д.); развивать навыки проведения опытов; развивать познавательную активность в процессе самостоятельного выполнения опытов.

8).Творческое задание:

Март

1)1.Дид.  игра «Живое домино» - цвет.

2.Игра "Разноцветные прищепки"

Цель: Учить детей правильно брать и открывать прищепку. Закреплять названия цветов; развивать мелкую моторику рук, координацию действий обеих рук, зрительное восприятие, воображение, внимание. 2).Творческое задание.

3)1.Игра – соревнование «Кто быстрее свернёт ленту» - величина.

2.Тема: «Какой это формы?»

Цель: Научить ребёнка чередовать предметы по форме. 4).Творческое задание.

5)1.«Построим башню»

Цель: обучение соотнесению по величине 6 предметов.

2.Дидактическая игра «Соберём фрукты и овощи»

Цель: закреплять понятие фрукты и овощи, учить их различать.

6).Творческое задание.

7)1.Интегр.занятие «Поможем маме развесить платочки»

Цель: закрепление цвета, формы, развитие мелкой моторики.

2.  «Рассматриваем и сравниваем пирамидок»

Цель: способствовать накоплению у детей зрительного опыта,

обратить внимание детей на сходство и различие двух пирамидок; упражнять детей в правильном собирании их.

8).Творческое задание.

Апрель

1)1.Игровые поручения – цвет и величина.

2.Игра "Возьми предмет такого же цвета"- закрепление основных цветов.

2).Творческое задание.

3)1.«Подбери по форме».

Цель: закрепление знания геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, овал.

2. «Поручение»

Цель: продолжать обучать ребёнка различать и называть игрушки, а также выделять их основные качества (цвет, размер).

4).Творческое задание.

1.Игровое упражнение «Найди свой домик» - форма.

2. «Угости маленького и большого зайца морковкой».

Цель: закрепление умения группировать и соотносить однородные предметы по величине.

6.Творческое задание.

1.Игра "Перебираем фасоль, горох"

Цель: развитие тактильных ощущений, мелкой моторики, координации движений

7( .« Рассматриваем и сравниваем мячики»

Цель: способствовать накоплению у детей зрительного опыта, обратить внимание детей на сходство и различие двух мячиков, упражнять детей в понимании слов маленький средний и большой.

3.Творческое задание.

Май

Диагностика

Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на конец учебного года.

 

 

          

 

 

 

                                     

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.Методическое пособие Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста. Методическое пособие. Творческий центр Сфера. -М., 2012.

2.Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Книга для воспитателя детского сада /Л.А.Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б.Венгер/ Под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 1988.

3.Лямина Г.М.Гербова В.В. Романовская Э.М. и др. Воспитание детей раннего возраста. М.:1976, с.81-82,162-163.

4.Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Цвет, форма, звук. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 1997.

5.Борисенко М. Г. Наши пальчики играют (Развитие мелкой моторики). [Текст] /М.Г.Борисенко, Н.А.Лукина – СПб.: «Паритет», 2002.

6.Волосова Е. Б. Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели). [Текст] / Е.Б.Волосова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999. – 72 с.

7.Высокова Т. В. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста: программа, конспекты занятий. [Текст] / Т.В.Высокова. – Волгоград: Просвещение, 136с.

8.Кочетова Н.П. Играем с малышами: игры и упражнения для детей раннего возраста: пособие для воспитателей и родителей. / Н.П.Кочетова, Г.Г.Григорьева, Г.В. Груба. – М.: Просвещение, 2007.

9.Лыкова И. А. Дидактика в природе: Игры с цветом, сенсорное развитие. [Текст] / И.А.Лыкова. – М.: Издательство «Карапуз», 2006. – 19 с.

10. Лыкова И. А. ИЗО-деятельность «Цветные ладошки». [Текст] / И.А.Лыкова. – М.: Издательство «Карапуз», 2012. – 54 с.

11.Маханева, М.Д. Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет. Методическое пособие для преподавателей и родителей. [Текст] / М.Д.Маханева, С.В.Рещикова. – М.: Издательство: ТЦ Сфера, 2008. – 96 с.

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Ритмопластика" для детей 3-7 лет

Рабочая программа дополнительного образования кружок «Ритмопластика»Для детей 3 – 7 лет...

Рабочая программа кружка психологической адаптации детей младшего дошкольного возраста «Познай себя»

Рабочая программа кружка психологической адаптации детей младшего дошкольного возраста...

Рабочая программа кружка "Инфознайка" для детей старшего возраста

Занятия с ЛЕГО конструированием, программированием,а также общение в процессе работы способствует разностроннему развитию детей.Интегрирование различных образовательных областей в кружке"Инфознайка" о...

Рабочая программа кружка "ЗАВИТОК"- обучение детей элементарным приемам техники квиллинга.

Ручной труд – универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность....

Рабочая программа кружка \'Спорт и дети"

В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, всесторонней двигательной подготовленности и гармонического физического развития. Поэтому проблему здоровья следует рассматривать ...

Рабочая программа кружка по обучению детей правилам дорожного движения в подготовительной группе "Светофорик"

Рабочая программа кружка по обучению детей правилам дорожного движения в подготовительной группе "Светофорик"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по подготовке детей «Скоро в школу» на 2017 – 2018 учебный год Возраст детей 6 – 7 лет. Срок реализации 1 год.

ВведениеЦеленаправленная подготовка ребенка к школе, существующая в настоящее время, подразумевает...