"Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста".
материал (старшая группа)
Опыт работы по теме "Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hudozhestvenno-esteticheskoe_razvitie_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta.docx | 19.45 КБ |
Предварительный просмотр:
«Художественно – эстетическое развитие – как средство развития творческой личности».
Детство – это летний ветер,
Парус неба и хрустальный звон зимы.
Детство – это значит дети.
Дети – это значит мы!
Дошкольный возраст- важный этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развиваются познавательные интересы детей, любознательность.
Особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирование у них творческих умений, осознание ими чувства прекрасного.
Великий педагог В.А. Сухомлинский сказал:
«Творчество не приходит к детям по какому-то наитию.
Творчеству надо учить. Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки,
рисунка, фантазии, творчества.»
Работая с детьми дошкольного возраста, общаясь с ними, играя, занимаясь, я понимаю, что все дети наделены способностями: у кого-то получается возводить интересные постройки, кто-то обладает чудесным голосом, у кого-то хорошая пластика, а кто-то изобразит сказочного героя так, что дух захватывает. Нам, взрослым, надо постараться увидеть эти способности, рассмотреть их и дать возможность этим талантам и способностям проявиться и развиться, т.е. создать условия для развития и самореализации творческого начала в каждом ребенке. И я, как воспитатель, понимаю необходимость творческого развития каждого своего воспитанника.
Художественно – эстетическое воспитание происходит с первых шагов маленького человечка, с первых его слов, поступков. Освоив элементарные движения, малыш тянет ручки к красивой, яркой игрушке и замирает, услышав звуки музыки. Повзрослев, рассматривает иллюстрации в книжке, приговаривая «красивая», и сам пытается на бумаге изобразить только ему понятную красоту. В старшем дошкольном возрасте ребенок, исходя из своих возможностей, творит красивое, чтобы удивить, восхитить, поразить нас взрослых умением видеть окружающий мир.
Действенность художественно- эстетического воспитания зависит от соблюдения принципа художественно- творческой деятельности и самодеятельности детей. Она становится средством художественного развития, индивидуального и коллективного творчества, самовыражения детей.
Именно поэтому я уделяю большое внимание в своей работе художественно-эстетическому развитию своих воспитанников.
Художественно-эстетическое развитие направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач:
-развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд).
-развитие детского творчества.
-приобщение к изобразительному искусству.
Важным средством эстетического воспитания детей является изобразительная деятельность ( рисование, лепка, аппликация), которая осуществляется на НОД. Она позволяет детям выразить в их творчестве свое представление об окружающем мире.
Поэтому овладение изобразительной деятельностью имеет для ребенка большое значение.
Дошкольник получает возможность самостоятельно создать рисунок, вылепить любой предмет, вырезать и наклеить картинку. Эти занятия доставляют детям радость, создают положительный Эмоциональный настрой, способствуют развитию творчества, эстетического восприятия, воображения.
Исключительно важное значение в эстетическом воспитании дошкольников имеет декоративно-прикладное искусство. Развитие художественного вкуса происходит через восприятие красоты наблюдаемых изделий. Рассматривая альбомы, предметы, знакомимся с элементами росписей, такими как: дымковская, лихославльская, хохломская.
Лепим предметы и расписываем их. Предметы детского творчества украшают выставки, группы.
Для обогащения эмоционально- чувственного восприятия, знакомлю детей с художественной литературой, обращая внимание на средства выразительности и способствую употреблению их в речи. Рассматриваем портреты писателей, читаем их произведения. Знакомимся с фольклором: пословицы, потешки, колыбельные песни, заклички, загадки.
Приобщая детей к художественно-эстетическому воспитанию, использую в своей работе такие формы организации детей, как: наблюдение и рассматривание эстетически-привлекательных объектов природы, быта, произведений исскуств, иллюстраций. Собрана большая коллекция репродукций картин, с помощью которых дети знакомятся с основными жанрами живописи (пейзаж, портрет, натюрморт). Рассматривание репродукций картин, беседы об искусстве становятся подлинным средством воспитания и развития в детях чувства прекрасного.
Доброй традицией стало изготовление украшений для оформления зала, подарков, сувениров, открыток к праздникам; создание коллекций, выставки детских работ.
В своей работе по художественному творчеству большое внимание уделяю работе с бумагой, т.к. бумага-это первый материал, из которого дети начинают творить, мастерить.Я считаю, что большие возможности для развития творческих способностей детей дошкольного возраста таит в себе искусство оригами.
Маг, что придумал бумагу цветную
Красную, белую и голубую,
Верил, конечно,что смогут ребята
Сделать фигурки из квадратов.
В небо стремящихся желтеньких птичек,
Быстро вспорхнувших с бумажных страничек.
Сказочных бабочек, розовых зайцев,
Выполнить можно при помощи пальцев.
Стоит лишь только подумать немножко,
Для вдохновения глянуть в окошко-
Символом мира стал белый журавлик,
Символом дружбы-бумажный кораблик.
Мы приглашаем вас отправиться с нами в увлекательное путешествие по стране ОРИГАМИ.
Оригами-искусство складывания фигурок из бумаги, оно очень древнее. Со временем завоевало весь мир. Секрет огромной популярности очень прост-несложные приемы работы с бумагой и творчество позволяют создать увлекательный, ни на что не похожий мир.
Оригами-интересное, приятное и полезное занятие, задачами которого являются:
Развивать конструктивные, творческие способности с учетом индивидуальных возможностей ребенка; приобщать детей к мировой культуре; формировать эстетический вкус.
Сначала мы познакомились со свойствами бумаги. Для игры «Воздушный футбол» мы сделали «мячи» из бумаги и дули на них, в процессе чего выяснили, что бумага легко мнется, что она легкая и сдвигается с места даже от воздушной струи.
Фигурки в стиле оригами мы складываем, используя пооперационные карты, в которых поэтапно показано изготовление поделки.
Выбор цветового решения-один из важнейших этапов работы.
Самый ответственный момент – складывание фигурок.
Далее начинается кропотливая работа-художественное оформление.
На изготовление поделки достаточно 10-15 мин. Совершив 2-3 действия с бумагой, ребенок получает готовую игрушку.
Для осуществления полноценного развития и воспитания ребенка необходимо соглосование усилий дошкольного учреждения и семьи. Вся работа ведется в тесном контакте с родителями. Родители моих воспитанников являются активными участниками и победителями в конкурсах и выставках не только внутри ДОУ, но и на районном уровне.
При работе с родителями использую различные приемы и формы: дни открытых дверей, организация выставок-конкурсов, анкетирование, показ презентаций, родительские собрания в нетрадиционной форме. Мне очень хотелось, чтобы родители на некоторое время представили себя детьми, погрузились в мир фантазии и творчества и нарисовали своих детей такими, какими они их видят. Результат этого творчества украшает нашу группу.
Результатом моей работы стало то, что с каждым днем все больше детей проявляют свои творческие способности, становятся раскрепощенными и общительными, раскрывают свой внутренний мир. Занимаясь рисованием, лепкой, оригами дети учатся воспринимать, наблюдать, придумывать образы, размышлять, продумывать этапы своей работы. Все эти психологические процессы – показатели не только умственного, но и творческого развития ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа художественно – эстетической направленности для детей старшего дошкольного возраста. «Умелые ручки»
Формирование творческой личности — одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Именно в изобразительной деятельности ярче всего раскрываются творческие с...
КОНСПЕКТ организованной интегрированной образовательной деятельности по художественно – эстетическому направлению для детей старшего дошкольного возраста «Старая сказка на новый лад»
[[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"6221214","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"180","width":"180"}}]] [[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"6...
Проект «Коллекционирование как средство художественно – эстетического воспитания у детей старшего дошкольного возраста».
Коллекционирование, как средство личностного развития ребёнка, можно применять независимо от реализуемой в группе базисной программы воспитания, развития и обучения, так как использование экспонатов к...
Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности для детей старшего дошкольного возраста «ДОМИСОЛЬКА»
Программа направлена на развитие у воспитанников ДОУ вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства. Программа имеет интегрированный характер и основана на модульной техн...
Опыт работы по теме «Развитие художественно-эстетических способностей у детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
laquo;Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»....
Из опыта работы "Развитие художественно-эстетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста путём создания в группе мини-музея "Русская народная игрушка"
Русская народная игрушка развивает у детей воображение, фантазию, творческое мышление, разносторонне воздействуют на развитие чувств ребёнка, ума и характера. Мини-музей "Русская народная и...
Рабочая программа на развитие социально-коммуникативных и художественно-эстетических навыков у детей старшего дошкольного возраста в рамках театральной студии "Мыльная феерия"
В рабочей программе отражены принципы и содержание работы с детьми старшего дошкольного возраста на развитие социально-коммуникативных и художественно-эстетических навыков....