Опыт работы по теме «Развитие художественно-эстетических способностей у детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
статья (старшая, подготовительная группа)
«Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty_po_teme.docx | 26.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт работы по теме
«Развитие художественно-эстетических способностей у детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
Опыт работы подготовила:
воспитатель МАДОУ города Нижневартовска
ДС №38 «Домовёнок»
Пятница Гюзель Рифовна
«Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
В. А. Сухомлинский.
В настоящее время произошли кардинальные изменения в общественной и экономической жизни нашего государства, наступил век нанотехнологий и информатизации. В условиях ФГОС дошкольного образования особую значимость приобретает развитие творческих способностей у детей. В мире нужны специалисты, умеющие нестандартно мыслить, находить выход из любой ситуации, умеющие создавать креативные продукты своей деятельности, самостоятельно принимать решения. Основы этого нужно закладывать уже в дошкольном возрасте.
Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Важную роль в их развитии играет продуктивная деятельность, так как, наряду с игровой, она в дошкольном детстве является ведущей деятельностью. Данный аспект находит отражение в формулировках ФГОС, предполагающих как «развитие продуктивной деятельности», так и «творчества» дошкольников.
Большой потенциал для развития детского творчества заключен в изобразительной деятельности. Ребёнок получает возможность выразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотить их с помощью разнообразных материалов в реальные формы.
Наблюдения за детьми показали, что без целенаправленного руководства, понимания и поощрения со стороны взрослых, дети начинают ощущать творческую беспомощность, и, становясь старше, теряют интерес к изобразительной деятельности.
Передо мной встали вопросы. Как найти золотую середину между беззаботным игровым отношением детей к рисованию и овладением средствами изобразительной деятельности в той мере, чтобы обеспечить развитие их способностей? Как сделать естественный процесс жизни и деятельности детей творческим, ставить детей в ситуации не только художественного, но и познавательного, нравственного творчества, обогатить жизнь ребенка яркими впечатлениями, которые послужит материалом, необходимым для работы воображения? Ведь изобразительное творчество - это не просто изображение какого-нибудь предмета, человека или явления, но и способность понимать и передавать в продуктах творческой деятельности внутреннее состояние других людей, их чувства, переживания и как следствие этого совершенствование у детей способности сочувствовать другим людям.
Дети всегда фантазируют, экспериментируют и творят, используя при этом разнообразные и обыкновенные вещи. Я уверена, что развитие способности к творчеству в раннем детстве – залог будущих успехов, так как закладываются основы интеллекта человека, формируются разные потребности, взгляды и идеалы. Художественно-творческая деятельность отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние.
В связи с введением в действие ФГОС ДО модернизируется система дошкольного образования в России:
• идет поиск эффективных путей, средств и методов развития детского изобразительного творчества;
• появляются новые вариативные педагогические программы и технологии;
• меняются точки зрения на проблему художественного развития и условия формирования художественных способностей;
• появляются новые художественные приемы и техники.
В связи с этим должны измениться и методы работы педагогов области изобразительной деятельности с дошкольниками.
Я поставила перед собой цель: создание условий для развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности.
Определила задачи:
- развитие способности ребенка видеть мир по-особенному, найти что-то незаметное для других, уловить интересное и побудить желание создать что-то новое, свое неповторимое;
- формирование у детей позиции художника - творца, поддержка проявления самостоятельности, инициативности, индивидуальности, активизация творческих проявлений;
- освоение разнообразных средств и способов создания изображения, продукта деятельности;
- развитие технических и изобразительно-выразительных умений, умений эффективно взаимодействовать с другими детьми в процессе выполнения коллективных творческих работ;
- вовлечь родителей в совместную творческую деятельность, формировать их психолого-педагогическую компетентность в области детского художественного творчества;
- развитие собственной креативности.
Проанализировав авторские разработки и различные материалы, передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения современных нетрадиционных техник изобразительной деятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности.
Нетрадиционные способы изобразительной деятельности - это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать выражать свои мысли в продуктах деятельности. Нетрадиционные техники демонстрируют необычные сочетания материалов и очень привлекательны, поэтому технология интересна и доступна ребенку, а по мере овладения техникой у детей формируется своя манера изображения.
Свою работу я начала с создания необходимых условий для развития изобразительной деятельности. В группе появился центр изобразительной деятельности, который оснащен необходимыми материалами для продуктивной и творческой деятельности детей: листы бумаги и альбомы, кисти разной жесткости, краски, карандаши, фломастеры, разноцветные мелки, пластилин, трубочки для рисования, спрынсовки, различные печати и штампы, трафареты, цветная бумага, схемы для рисования, бросовый материал, цветной песок развивающие игры, альбомы по ознакомлению с декоративно-прикладным творчеством, видами и жанрами искусства, книжки-раскраски, иллюстративный материал и т. д.
Создание условий для использования современных нетрадиционных техник в изобразительной деятельности позволяют ребенку эмоционально реагировать на краски, цвета, формы, выбирать их по своему желанию, а это является необходимым в творческом процессе.
Истинная ценность нетрадиционных форм изобразительной деятельности заключается не в качестве деятельности детей, а в том, что они получают радость от самого процесса, стимулируется положительная мотивация, дети не утомляются так как создается ситуация свободного выбора, которая так необходима в художественно- продуктивной деятельности.
В работе с детьми использую следующие формы продуктивной деятельности: самостоятельная деятельность детей, игровые образовательные ситуации совместная деятельность со взрослым.
В художественной деятельности я поощряю мысли, действия детей, что очень важно в творческом процессе. Предлагаю разнообразный материал, приемы, средства на выбор ребенка. Применяя нетрадиционные техники в работе с детьми, я всего лишь демонстрирую способы действия с разными материалами и инструментами, а это дает толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы и выражению индивидуальности ребенка. Все эти качества необходимо развивать в современном дошкольном образовании, которые являются ключевыми в ФГОС ДО.
Ребенок должен проявлять самостоятельность при рисовании, лепке, изготовлении композиции. Я не мешаю в процессе детям, что советую делать и родителям. Пусть сам ребенок ищет выходы из каких-либо ситуаций.
В работе с детьми использую проблемные ситуации. Вместе с детьми мы ищем пути ее решения, подбираем необходимый материал, средства и реализуем в действительность. Дети в процессе логически размышляют, сами что- то придумывают, воображают, воспроизводят.
Для развития творческих способностей детей я использовала следующие техники: рисование пальчиками, рисование ладошками, рисование восковыми мелками, рисование пластилином по трафарету, аппликация из ватных палочек и ватных дисков, отпечатки осенними листочками, аппликация с помощью крупы.
Для развития креативности у детей в процессе художественной деятельности я использую игровые приемы. Игра, как в детском саду, так и дома должна являться основным видом деятельности дошкольника. Мир открытий и фантазий ребенка открывается через различные виды игр (театральные, дидактические, настольные, компьютерные, развивающие и другие). Любимая наша игра «Цветные ладошки», в процессе которой дети не только знакомятся с основными цветами, но и развивают логическое и творческое мышление. Игра помогает непроизвольно вовлечь ребенка в процесс, заинтересовать его, свободно и без принуждения начать творить. А главное, что в результате у детей возникло положительное эмоциональное отношение к играм и упражнениям на развитие творческого воображения и мышления, возросла познавательная активность и интерес; появилось стремление к новизне, к фантазированию.
Таким образом, осуществление широкого включения в педагогический процесс, разнообразных игр и упражнений на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста, максимальное внимание и уважение к продуктам детского творчества, широкое их использование в жизни дошкольников и в оформлении помещения детского учреждения наполнит жизнь детей новым смыслом, создает для них обстановку эмоционального благополучия, вызывает чувство радости и желания «творить».
Широкие возможности для развития творческих способностей предоставляет проектная деятельность. При реализации проекта «Новый год у ворот» дети создавали зимний пейзаж с помощью акварели и соли, использовали пальчиковую живопись при изображении снеговика. В заключение проекта дети вместе с родителями создавали поделки обезьяны на конкурс «Обезьяна – символ года 2016».
В ходе проекта «Радужные дни» дети вместе с родителями учились подбирать одежду в соответствии с цветами радуги, приносили воздушный шарик, овощи и фрукты данного цвета. Каждый день проекта дети создавали творческие работы: красный день - бусы из бумаги, оранжевый - аппликация «Веселая оранжевая семейка», желтый - по трафарету шариками из пластилина раскрашивали цыплят, солнышко, одуванчик, зеленый - аппликация из ладошек «Лягушка», голубой и синий - поделка для мамы «Корзина с цветами», фиолетовый - творческая мастерская «Ваза с овощами, ягодами, фруктами».
Заключительным этапом проекта стало создание коллективной работы «Радуга» (из ладошек) и организация выставки детских работ «Разноцветный мир».
В своей работе я использую креативный подход, то есть стремлюсь, чтобы дети «открывали» что-то новое, появлялись новые продукты творчества.
Очень важна роль родителей в этом процессе. Творить вместе с детьми, уважать решения детей - вот главная задача родителей и педагогов. Чтобы развивать у детей творческие способности педагог и родители должны быть сами творческими людьми, изменить свои шаблоны, самосовершенствоваться, узнавать новые техники, и приемы, не бояться попробовать что-то новое вместе с детьми. При переходе на новые стандарты я использую для связи с родителями технологию проектирования, которая позволяет не только приобщить родителей к творческому процессу, но и получить реальный продукт творчества. Родители являются активными участниками творческих конкурсов: «Зимы морозной кружева», «Новинки из мусорной корзинки», «Обезьяна - символ года 2016», «Летние фантазии», «Мир глазами волшебника». Активно привлекаю родителей к пошиву костюмов для праздников и театрализованных постановок.
Появление нового продукта творчества, реализуемый детьми, родителями и педагогом - это и есть креативный подход.
В ходе работы с нетрадиционными материалами мною отмечено: детям это интересно, они активно включаются в работу, задают вопросы, в своем творчестве проявляются чувства и мысли.
Анализ опыта работы по использованию нетрадиционных форм продуктивной деятельности показывает положительную динамику развития дошкольников в данном направлении: умение детей сочетать цвет, форму и материал; способность к порождению идей, выраженных в словесной формулировке или виде работ; качественность выполненных работ; самостоятельность и волевая активность проявляемая ребенком при достижении цели; умение ребенка включиться в процесс творческой работы; эмоциональный настрой, проявляемый ребенком во время работы.
Для меня как педагога работа по развитию творческих способностей детей помогла совершенствовать свои творческие способности, накопить теоретический и практический опыт решения проблемы, сделать родителей активными участниками образовательного процесса.
Таким образом, можно сделать вывод. Развитие художественно-творческих способностей дошкольников в процессе продуктивной деятельности повышает мотивацию воспитанников к её освоению, что в свою очередь приводит к качественному результату, а воспитательно-образовательный процесс делает интересным и непринуждённым.
Не вызывает сомнений, что именно формирование творческих способностей у дошкольников поможет нам «превратить» каждого ребенка в компетентную личность, способную адекватно мыслить, чувствовать и действовать в культурном обществе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по теме: «Развитие вокально - певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста в процессе работы по ознакомлению с произведениями русского фольклора»
Здесь представлен мой опыт работы по теме: «Развитие вокально - певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста в процессе работы по ознакомлению с произведениями русского фольклора». ...
Опыт работы по теме: «Развитие социально – коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
Опыт работы по теме: «Развитие социально – коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»...
Сообщение из опыта работы "Формирование ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО"
Отчет по самообразованию по теме: Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников....
«Речевое развитие в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»
( консультация для воспитателей)...
«Развитие инициативы и самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО через волонтёрское движение в детском саду».
Цель волонтерского движения «Кто, если не я»:- воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничн...
Методическая разработка на тему "Развитие математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО"
В методической разработке раскрыты новые подходы к организации математического развития детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО...
Из опыта работы, «Развитие речи в процессе экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО».
Из опыта работы, «Развитие речи в процессе экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»....