песочная страна
материал (младшая, средняя, старшая группа)
игры с песком и водой
сказкотерапия
Скачать:
Предварительный просмотр:
День песка
Прогулка-событие «День Песка» («Песочный день») проводится в теплый период года: весна, лето.
Задачи такой прогулки: дать понятие о том, что такое «песок», познакомить со свойствами песка; рассказать о соблюдении мер безопасности и гигиены при взаимодействии с песком.
Для детей можно подготовить презентацию «Песочные творения», показать песок в природе (пустыни, барханы), рассказать, что в парках проходят выставки «Постройки из песка».
На данной прогулке тема «песка» может быть представлена в разных видах детской деятельности.
Опытно-экспериментальная деятельность является важной составляющей в прогулке детей. Можно устроить «Час чудес», когда дети показывают малышам свойства песка через опыты, исследовательскую деятельность. Таким образом, старшие дети упражняются в умении объяснять и выступать на публике, у них развивается речь, а малыши с удовольствием воспринимают информацию от старших детей.
В этот день можно организовать смотр-конкурс «Песочные творения». Участвуют все возрастные группы, тематика и сложность построек в зависимости от особенностей возраста, умений и навыков детей. Подобные смотры-выставки объединяют детей всего детского сада и демонстрируют, что все равны, просто у детей разного возраста разные возможности.
Смотр-выставка может быть закончена, например, проведением разных игр: дидактических, подвижных, игр-эстафет, а также можно использовать песочные постройки в сюжетных играх. На такой прогулке будет уместна организация трудовой деятельности детей: уборка песка с веранды, помощь в сборе песка в песочницы. Для оказания помощи малышам привлекаются дети старшей группы.
А какой простор для творчества, когда дети рисуют на песке или с помощью песка! Обучите детей старшего возраста разным техникам рисования. Старшие дошкольники смогут ходить к малышам, обучать их и вместе с ними рисовать.
Одной такой прогулки недостаточно для формирования представлений о песке, желательно их проводить с интервалом в 2-3 недели, насыщая разным содержанием. В приложении дан некоторый материал по использованию песка, а творчество и фантазия воспитателей скажет им варианты организации этой увлекательной прогулки.
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 50 г. Челябинска»
454015, г. Челябинск, ул. Шагольская I квартал, 6 «б», тел: 8(351)283-07-26
ИГРЫ С ПЕСКОМ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ И САМОТЕРАПИЯ РЕБЕНКА
(ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ В ПЕСОЧНИЦЕ)
Составила: педагог-психолог (воспитатель)
Залевская Лариса Анатольевна
2018г.
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Введение: «Что нужно для игры с песком?»
2. Игры:
2.1 «Здравствуй, песок!»
2.2 «Узоры на песке»
2.3 «Дождик моросит»
2.4 «Я пеку, пеку, пеку»
2.5 «Угадай, что спрятано в песке?»
2.6 «Сеем, сеем»
2.7 «Норки для мышек»
2.8 «Ручеек течет»
2.9 «Песочные прятки»
2.10 «Песочный дождик»
2.11 «Необычные следы»
2.12 «Цветные заборчики»
2.13 «Ловись рыбка»
2.14 «Детские секретики»
2.15 «Во саду ли, в огороде»
2.16 «Шарики – купарики» (в игру добавили водичку)
2.17 «Водичка – водичка» (в игру добавили водичку)
2.18 «Заборчики»
2.19 «Новая квартира куклы Маши»
2.20 «Домик для Черепашки Агашки» (для игры добавили маленькие камешки)
2.21 «Маленькие капельки»
2.22 Песочный ветер» (дыхательное)
2.23 «Мы создали мир»
2.24 «Отпечатки»
2.25 «Пересыпание сухого песка через воронку»
3. Материал
4. Литература
1. Введение.
Что нужно для игры с песком?
Что нужно для игры в песок? А нужно, в сущности, так мало: любовь, желанье, доброта, чтоб вера в детство не пропала. Простейший ящик из стола покрасим голубою краской, горсть золотистого песка, туда вольется дивной сказкой игрушек маленький набор возьмем в игру… Подобно Богу, мы создадим свой Мир чудес, пройдя познания дорогу.
Т. Грабенко
Идея «терапии песком» была предложена еще швейцарским психологом и философом Карл Густав Юнгом, основателем аналитической терапии. Наблюдая за играми детей, мы видим, как положительно влияет песок на их эмоциональное самочувствие, являясь прекрасным средством для развития и самореализации ребенка. Песок можно пересыпать из ладошки в ладошку, из совка в формочку, в него можно закапывать различные предметы и снова строить. Летом подобные игры легко организовать на улице. В осенне-зимнее время желательно иметь уголок песка и воды в помещении.
Игра с песком как способ развития и самотерапии ребенка известен с древних времен. Податливость песка будит желание создать из него миниатюрную картину мира. Человек выступает в песочнице как созидатель – один жизненный сюжет меняет другой, следуя законам бытия: все приходит и уходит, нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено, просто старое превращается в новое. При многократном переживании этого ощущения человек достигает состояния душевного равновесия.
Игра с песком – это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности.
Что же происходит с ребенком, когда он играет в песок? Часто словами ребенок не может выразить свои переживания, страхи и тут ему на помощь приходят игры с песком.
Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное – приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо! Этот опыт в виде «концентрата» попадает в бессознательное ребенка (тогда как глубинный смысл проигранного может и не осознаваться). Некоторое время бессознательное активно ассимулирует новый материал в имеющуюся систему моровосприятия. И наступает момент (срок для каждого индивидуален). Когда мы можем заметить в поведении ребенка определенные изменения. Это удивительно, но он начинает применять в реальности свой «песочный» опыт! Таким образом, осуществляется «круговорот переносов в природе».
Перенос традиционных психолого-педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.
Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
Во-вторых, в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта».
В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика.
В-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.
В-пятых, песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с «особыми» детьми.
Таким образом, жизнь маленького человека как общественного существа начинается с игр в песок, и на склоне лет человек, занимаясь с землей, приобретает душевное равновесие и спокойствие, гармонию с миром и самим собой.
Опираясь на психолого-педагогические исследования и собственный опыт, можно сказать о том, что использование песочной терапии – это хорошая среда для индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей и профилактической работы с детьми.
Все игры с песком условно можно разделить по трем направлениям?
- обучающие (облегчают процесс обучения)
- познавательные ( с их помощью познается многогранность нашего мира)
- проективные (через них осуществляется психологическая диагностика, коррекция и развитие ребенка).
Через игру в песок у ребенка рождается или усиливается чувство доверия, принятия и успешности, а также решаются следующие задачи:
1. Развитие коммуникативных навыков, т.е. умения правильно общаться. Песочница прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. Если ребенок еще плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в играх с песком все становится возможным. В песочнице быстрее устанавливаются доверительные отношения между воспитателем и ребенком. Для ребенка роль воспитателя становится понятной, предсказуемой и значимой, что укрепляет его базисное доверие к миру. Педагоги получают возможность увидеть внутренний мир ребенка в данный момент.
2. В играх с песком происходит спонтанное снижение высокого уровня напряжения как ребенка, так и воспитателя, тоже испытывающего в этот период нервные перегрузки. Это ведет к сокращению сроков психофизической адаптации.
3. В песочнице, взаимодействуя с взрослым и сверстниками, ребенок более осмысленно и быстро осваивает нормы и правила поведения и общения в группе.
4. В песочных играх с миниатюрными фигурками ребенок с помощью взрослого проигрывает психотравмирующую ситуацию расставания с родителями, встречу с неизвестным, осваивает позитивные способы поведения.
5. Воспитатель становится для ребенка проводником в освоении умений, навыков и знаний об окружающем мире и самом себе в этом мире. А самое главное – он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо!
2. ИГРЫ
2.1 Игра «Здравствуй, песок!»
Цель: снижение психофизического напряжения.
Содержание.
Взрослый просит по-разному «поздороваться» с песком, то есть различными способами дотронуться до песка.
Ребенок:
- дотрагивается до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно;
-легко/с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу;
- дотрагивается до песка всей ладошкой – внутренней, затем тыльной стороной;
- перетирает песок между пальцами, ладонями.
В последнем случае можно спрятать в песке маленькую плоскую игрушку: «С тобой захотел поздороваться один из обитателей песка -…»
Старшие дети описывают и сравнивают свои ощущения: «тепло – холодно», «приятно – неприятно», «колючее, шершавое» и т.д.
2.2 Игра «Узоры на песке»
Цель: закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей.
Содержание.
Взрослый пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы рисует различные геометрические фигуры (в соответствии с возрастными нормами освоения), простые/сложные узоры (прямы и волнистые дорожки, заборчики, лесенки). Ребенок должен нарисовать такой же узор внизу на песке, либо продолжить узор взрослого. Вариант: взрослый рисует на доске, дает устную инструкцию нарисовать на песке определенный узор.
Те же узоры на песке изготавливаются путем выкладывания в заданной последовательности предметов, например камешков, желудей, больших пуговиц и пр.
Пример: сегодня мы с тобой будем украшать наш песочный дом. Посмотри, какие узоры на песке можно нарисовать. Нарисуй, как я. Придумай свой узор, рисунок. В верхней части песочницы будут узоры из кругов, внизу – из треугольников.
2.3 Игра «Дождик моросит»
Цель: развитие тактильной чувствительности, расслабление, активизация интереса, знакомство со свойствами песка.
Содержание.
Часть песка увлажняется через разбрызгиватель. Взрослый обращает внимание детей на изменившийся цвет и запах мокрого песка. Затем ребенок самостоятельно увлажняет песок (воды для увлажнения должно быть столько, чтобы излишне не залить песок).
2.4 Игра «Я пеку, пеку, пеку»
Цель: знакомство со свойствами песка, развитие координации движений, моторики рук.
Содержание.
Ребенок «выпекает» из песка булочки, пирожки, тортики. Для этого малыш может использовать разнообразные формочки, насыпая в них песок, утрамбовывая их рукой или совочком. Пирожки можно «выпекать» и руками, перекладывая мокрый песок из одной ладошки в другую. Затем ребенок «угощает» пирожками кукол.
2.5 Игра «Угадай, что спрятано в песке»
Цель: развитие умения представлять предметы по их словесному описанию.
Содержание.
Ребенку предлагается, используя миниатюрные фигурки, построить песочную картину под названием «Чего на свете не бывает». После завершения работы ребенка просят рассказать о том, что получилось. Постарайтесь вместе с ним сочинить сказку.
2.6 Игра «Сеем, сеем»
Цель: развитие тактильных ощущений. Знакомство со свойствами песка.
Содержание.
Воспитатель показывает как просеивать песок сквозь решето. Игра станет интереснее, если, просеивая песок, ребенок найдет небольшие игрушечные фигурки.
2.7 Игра «Норки для мышек»
Цель: знакомство со свойствами песка, развитие координации движений.
Содержание.
Ребенок вместе с воспитателем копает небольшие ямки – норки руками или совочком. Затем мама озвучивает игрушку, например, мышку-норушку, пищит, хвалит малыша за такой замечательный домик, просовывая в него игрушку.
2.8 Игра: «Ручеек течет»
Цель: развитие тактильной чувствительности, расслабление, активизация интереса, знакомство со свойствами песка.
Содержание.
В песочной стране иногда идут дожди, появляются настоящие реки и озера. Хотите посмотреть, как это происходит?
Взрослый льет воду на одну из часть песка тонкой струйкой из кувшинчика.
2.9 Игра «Песочные прятки»
Цель: развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления, произвольности.
Содержание.
Первый вариант.
Игрушки хотят поиграть с тобой в песочные прятки. Выбери понравившиеся тебе игрушки. Ты закроешь глаза, а они спрячутся в песок, а после того, как я скажу: «Открываются глаза, начинается игра», ты должен найти их в песке. Ты можешь раздувать песок, раскапывать пальчиками, использовать палочки, кисти.
Чтобы разнообразить игру, взрослый показывает ребенку игрушку – «мину», которую нельзя полностью освобождать. Как только при раскопках ее часть появилась на поверхности песка, ребенок должен остановить свои раскопки и продолжить их в другом месте. Если ребенок забывает правило, он отрабатывает игровой штраф, поэтому он будет вынужден раскапывать игрушки очень осторожно.
Второй вариант.
Для игры необходимо иметь ламинированные картинки из разных сказок и сказочные персонажи, их можно изготовить самостоятельно, обернув скотчем яркие картинки из детских книжек. Для игр с малышами используют цветные картинки с четким изображением (на начальном этапе – несложные для восприятия, с изображением одного предмета). Для развития поисковой активности происходит постепенное усложнение изображения. Так, для старших дошкольников изображение может быть черно-белым, силуэтным.
Предварительно взрослый беседует с ребенком о его любимых сказках и героях, о причинах положительного и отрицательного отношения к разным героям.
Пример: взрослый говорит в песке любят прятаться сказки и сказочные герои. Давай сыграем с ними в песочные прятки. Закрывай глаза и скажи волшебные слова : «Раз, два, три, сказка приходи!» (Взрослый закапывает в песок картинку из хорошо знакомой ребенку сказки. Для малышей оставляют видимым уголок картинки). Бери кисточку и начинай искать в песке эту сказку. Чтобы сказку не спугнуть, раскапывай ее медленно, осторожно. Ты очистил от песка часть картинки: как ты думаешь, какая это сказка?
Ребенок постепенно открывает картинку, на каком-то этапе он в состоянии назвать сказку или сказочного персонажа. Если он не может догадаться и назвать сказку по элементам картинки, можно ввести обучающий этап. Ребенок сам закапывает картинку в песок, а взрослый откапывает ее и вслух рассуждает, анализируя увиденное.
2.10 Игра «Песочный дождик»
Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабления.
Содержание.
Взрослый говорит о том, что в «песочной стране» может идти необычный песочный дождик и дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождь и ветер. Смотрите, как это происходит.
Ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь.
Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальчиками, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребенок называет этот палец. Затем они меняются ролями.
2.11 Игра «Необычные следы»
Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения.
Содержание.
- «Идут медвежата» - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
- «прыгают зайцы» - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
- «Ползут змейки» - ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях)
- «Бегут жучки-паучки» - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом)
- «Кроказябла» - дети оставляют на песке самые разнообразные следы, придумывают название для фантастического животного, которое оставило такие следы (после это животное можно нарисовать и сделать его жителем песочной страны).
2.12 Игра «Цветные заборчики»
Цель: развитие мышления, моторики.
Содержание.
На столе вперемешку лежат счетные палочки разных цветов. Взрослый просит ребенка выбрать из них синие палочки и построить заборчик синего цвета. Потом – красные палочки и построить заборчик красного цвета. Можно предложить ребенку построить один большой забор, чередуя палочки по цвету.
2.13 Игра «Ловись рыбка»!
Цель: учить детей использовать в игре вспомогательные предметы для выполнения той или иной задачи; учить пользоваться сачком для вылавливания игрушек из воды.
Игрушки: игровой бассейн, широкий таз или ванночка; сачки; плавающие игрушки.
Содержание.
В бассейн воспитатель помещает полиэтиленовых рыбок (или уточек), предлагает детям подойти к бассейну и говорит: «Посмотрите, дети, как рыбы в воде плавают!» затем показывает, как ловить игрушки сачком, приговаривая: «Поймаем рыбку. Ловись рыбка и большая и маленькая!»
Затем к бассейну подходят другие дети, а первые рассматривают свой улов.
Воспитатель предлагает детям спеть песенку про рыбку:
«Рыбка плавает в водице
Рыбке весело играть.
Рыбка, рыбка – озорница,
Мы хотим тебя поймать».
2.14 Игра «Детские секретики»
Цель: научить детей рисовать карты-схемы, развивать мышление, воображение.
Содержание.
Дети вместе со взрослым чертят карту-схему с условными изображениями дерева, реки, гор, леса, домов. Ребенок по данной схеме строит песочную картину.
Ребенка просят отвернуться, в это время взрослый прячет секретики на различных участках картины. На карте-схеме в том месте, где спрятаны секретики, ставится точка.
Ребенок поворачивается и отыскивает секретики, следуя карте-схеме.
Игру можно усложнить. Ребенок прячет сам секретики. Взрослый отыскивает.
2.15 Игра «Во саду ли, в огороде»
Цель: ознакомление с окружающим миром, развитие мышления, речи, моторики.
Содержание.
По взмаху волшебной палочки одна песочница превращается во фруктовый сад, другая – в огород. детям предлагается посадить сад и огород. после выполнения задания дети рассказывают, что где растет. Взрослый просит ребенка описать овощи и фрукты по форме, цвету, вкусу.
2.16 Игра «Шарики-купарики»
Цель: учить детей угадывать, какие шарики будут держаться на воде, а какие – потонут; закреплять знания о свойствах предметов из различных материалов.
Игрушки: набор шариков из различных материалов (деревянные, металлические, резиновые, ватные, бумажные, матерчатые), небольшой надувной бассейн или широкий таз, наполненный водой.
Содержание.
Воспитатель показывает ребятам полную корзину шариков и говорит: «Это шарики не простые, это шарики – купарики6 они любят купаться. Но кто-то из них умеет плавать, а кто-то ныряет сразу на дно, кто-то вначале плавает в воде, потом намокает и начинает погружаться вниз. Шарики все разные: одни легкие, другие – тяжелые, а третьи вначале легкие, а потом становятся тяжелыми от воды и тонут.
Дети рассматривают шарики-купарики. При этом воспитатель обращает внимание ребят на материалы, из которых они сделаны. Затем ребятам предлагается поочередно брать по одному шарику и опускать в воду. Этот момент обыгрывается. Каждому шарику-купарику задается вопрос:
«Шарик-купарик, покрутись,
Шарик-купарик, покажись:
По воде поплывешь
Или на дно упадешь?»
Так, дети в игре, опытным путем, через экспериментирование, закрепляют свои представления о свойствах предметов из разных материалов: тяжелые предметы в воде тонут, а легкие плывут. Легкие шарики – купарики, намокая, делаются тяжелыми и медленно опускаются на дно.
Далее дети передвигают палочками шарики-купарики по дну бассейна, а не тонущие шарики свободно плывут, перемещаясь при легком дуновении.
2.17 Игра «Водичка-водичка»
Цель: использовать игру с водой для оздоровления малышей, подчеркнуть целительные свойства воды; закрепить первоначальные представления о оде, как явлении неживой природы (прозрачная, льется, журчит, нужна всем – и животным, и людям, и растениям)
Игрушки: прозрачный кувшинчик с кипяченой водой, прозрачные стаканчики
Содержание.
Воспитатель показывает репродукцию, на которой изображена умывающаяся девочка. Дети рассматривают ее 2-3 минуты. Отвечают на вопросы:
Кто изображен на картинке?
Что делает?
Затем воспитатель читает потешку «Водичка-водичка» и обращается к ребятам с вопросом: какую он видел водичку, когда умывался, мыл руки, купался. Если дети затрудняются с ответом, воспитатель, воспитатель сам называет свойства воды: прозрачная, течет, льется, журчит, булькает.
Далее разыгрывается ситуация с куклой: ее умывают над игрушечным тазиком. Воспитатель медленно льет воду, делая струю зримой, давая детям возможность прочувствовать слова «вода прозрачная, вода течет». Кукле моют личико и ручки, затем вытирают полотенчиком. Все действия сопровождают разговором с куклой, шутками, смехом.
Воспитатель старается, чтобы дети сами обращались к кукле с вопросами, советовали ей мыть руки перед едой, после посещения туалета. Воспитатель г7оворит, что водой не только умываются – воду еще пьют, и предлагает детям «куколкину водичку» из кувшина. Он разливает воду по стаканчикам, сопровождая действия словами: прозрачная, журчит, булькает. Предлагает детям попробовать водичку и оценить ее: какая вкусная. Ребята пьют сами и поят куклу. Далее игра разворачивается по ситуации.
2.18 Игра «Заборчики»
Цель: знакомство со свойствами песка, развитие координации движений.
Содержание.
Малыш руками лепит заборчики по кругу. За таким забором можно спрятать зайку от злого серого волка. Или катать вдоль него грузовик.
2.19 Игра «Новая квартира куклы Маши»
Цель: развитие образного мышления, восприятия, умения строить в соответствии с планом-схемой.
Содержание.
Взрослый. Дети, сегодня наша песочница по взмаху волшебной палочки превращается в новую квартиру куклы Маши.
Квартиру кукла Маша получила
И мебель в магазине закупила:
Кровать, шкаф, кресло, стульчик, стол
Занес в квартиру грузчик и ушел.
Куда же мебель расставлять?
На помощь Мишку надо звать.
Медведь откликнулся на зов,
План начертил и был таков.
Одна опять осталась Маша,
И загрустила кукла наша.
Поможем мебель ей расставить,
По плану в комнату поставить.
Взрослый предлагает детям план-схему, на которой изображены: стол, стульчик, кресло, диван, кровать, шкаф. Дети по этой схеме расставляют мебель в квартире.
2.20 Игра «Домик для черепашки Агашки»
Цель: закрепить умение манипулировать сухим и влажным песком; стимулировать работу воображения, проявление творческих возможностей; учить использовать разную форму камней, их сходство с чем-либо при постройке домика.
Материал: игрушка-черепаха, тазики для песка, тазики с водой, камешки большие и маленькие, детские ведерки, песок, салфетки для детей.
Содержание.
Воспитатель предлагает детям послушать сказку про черепашку Агашку:
«Жила-была черепашка. Она очень любила строить себе домики из песка и камня. Но стала старенькой бабушкой. Она не может себе строить домики. Черепашка хочет вас попросить ей помочь построить домики из песка и камней, чтобы укрываться от дождя и от холода.
Воспитатель предлагает детям помочь построить черепашке домики из песка и камней.
Въезжает черепашка на машине с песком и камешками. Дети рассматривают черепаху. Черепаха объясняет детям, что она устала, стара, домики строить не может.
Дети помогают черепашке. Из машины высыпают вместе с воспитателями песок в тазик. Воспитатель обращает внимание на то, как сыплется песок.
- песок сухой.
Предлагает детям посыпать песок через воронку.
- песок сыплется. Почему? Он сухой.
Воспитатель предлагает детям набрать песок в сито.
- песок снова просыпался.
- он сухой.
Вместе с детьми воспитатель собирает песок горкой, он рассыпается.
Воспитатель обращается к детям, что нужно сделать, чтобы из песка можно было строить. Дети предлагают полить песок водой. Ребята помогают воспитателю. Строят горку из сырого песка. Затем дети вместе строят из песка домик для черепашки.
- домик крепкий, не рассыпется. А еще нам черепашка камешки привезла, смотрите, их очень много.
«Мы ведерочко возьмем, по дорожке мы пойдем и все камни для домика соберем»
Собрали камешки – рассматривают их. Рассказывают, какие камни по цвету, величине.
Воспитатель предлагает детям взять в одну руку камень, в другую губку. Определяют, что легче. Камень тяжелее. Воспитатель предлагает подойти к тазику с водой и опустить в него камень, а затем губку (опыт «тонет-плавает»). Камень упал на дно, а губка плавает.
Воспитатель отмечает, что камни тяжелые, твердые. А губка – легкая, поэтому она не тонет, а плавает.
Дети строят домики из камней. Черепашка благодарит детей, угощает их конфетами. А для нее дети приготовили песенку «Я на солнышке лежу..» под музыку дети выполняют движения по тексту песенки.
2.21 Игра «Маленькая капелька»
Цель: формировать у детей навык практического экспериментирования с разными предметами из разных материалов; обогащать словарный запас, воспитывать положительное отношение к персонажу Капельке.
Материал: игрушка-капитошка; 2 тазика с водой. Банка с грязной водой, домашний фонтанчик, чистая, кипяченая вода, чашки; цветные губки, плавающие игрушки, прозрачные одноразовые стаканчики.
Содержание.
Воспитатель рассказывает детям сказку про маленькую водяную капельку. Где была капелька, там была вода. А где была вода, всем было хорошо (растениям, рыбкам, цветам). Но однажды случилась беда. Налетел ветер и принес мороз, капелька замерзла.
Воспитатель предлагает детям позвать на помощь солнышко. Оно теплое, яркое, отогреет капельку.
Дети зовут солнышко:
- солнышко, отзовись! Красное, появись!
Появляется солнышко – маска.
Воспитатель объясняет солнышку, что мороз заморозил капельку.
Солнышко помогает (танцует, кружится).
И появляется капелька:
- я водяная капелька,
Я очень вам нужна.
Покапаю, покапаю –
Получится вода.
- а вы знаете, как я капаю?
Дети:
-кап, кап,кап.
Воспитатель приглашает капельку послушать, как журчит вода. Дети наблюдают, как журчит вода в фонтанчике. Затем воспитатель показывает банку с грязной водой. Капелька объясняет детям, что такая вода (грязная) никому не нужна.
Подходят с лейкой к растениям. Капелька предлагает детям полить цветы.
Воспитатель (поливает растение):
- а растения, что делают с водичкой?
Дети:
- они ее пьют.
Затем все подходят к столу, где стоят чашки с водой. Воспитатель обращает внимание на то, что дети пьют из чашек кипяченую воду. Воспитатель обращается к детям, чтобы они рассказали Капельке, что еще делать с водой.
Воспитатель подводит детей к тазикам с водой. Предлагает потрогать воду сначала в одном тазике, потом в другом:
- какая водичка?
- теплая
- а в этом тазике?
- холодная
Воспитатель раздает детям разноцветные губки. Они обмакивают губки в воду, потом отжимают. С губки капает водичка:
- как она капает?
- кап, кап, кап.
Воспитатель предлагает переливать воду из чашки в чашку и наблюдать, как она льется.
Капелька дарит игрушки и предлагает детям поиграть, а сама прощается и уходит.
2.22 Игра «Песочный ветер» (дыхательное)
Цель: научить детей управлять вдохом-выдохом
Содержание.
Малыши учатся дышать через трубочку, не затягивая в нее песок. Детям постарше можно предложить сначала сказать приятное пожелание своим друзьям, подарить пожелание песочной стране, «задувая его в песок», можно так же выдувать углубления, ямки на поверхности песка. Для этих игр можно использовать одноразовые трубочки для коктейля.
2.23 Игра «Мы создаем мир»
Цель: развитие и расширение представлений ребенка об окружающем его мире живой и неживой природы, о рукотворном мире человека.
Содержание.
Взрослый показывает способы построения в песочнице разнообразных живых и неживых сообществ – город, деревня, лес, река, озеро, остров, а затем в игровой форме побуждает ребенка строить самостоятельно и по инструкции разнообразные природные и рукотворные сообщества (тема построений может соответствовать теме занятий в группе).
2.24 Игра «Отпечатки»
Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения.
Содержание.
Отпечатки, как барельефные, так и горельефные, на мокром песке можно делать с помощью формочек. Используют формочки, изображающие животных, транспорт, различные по величине геометрические фигуры и т.п. взрослый и ребенок по очереди делают отпечатки на мокром песке. Затем ребенок по словесной инструкции или по нарисованному взрослым плану изготавливает серию отпечатков, комментируя процесс.
В таких играх можно использовать задания на классификацию предметов, например – только геометрические формы, только животные.
2.25 Игра «Пересыпание сухого песка через воронку»
Цель: познакомить детей со свойствами сухого и влажного песка.
Содержание.
Воспитатель подводит группу детей (не более 8 человек) к песочнице. Раздает детям бутылочки, ведерки, формочки. Показывает, как сыплется песок через воронку, как пересыпается из ведерка в формочку. Затем поливает часть песка, перемешивает совком и показывает, что мокрый песок сыпать нельзя, но из него можно лепить, придавая разную форму.
Воспитатель показывает детям как наполнять формочку, прижимать песок пальцами или совком, опрокинуть формочку на борт песочницы, украсить «пирог».
3. МАТЕРИАЛЫ
Воронки, сито, решето разного размера и величины, игрушечные фигурки из «киндер-сюрприза». Можно использовать бросовый материал: веточки, шишки, рябину, желуди, пробки и т.д.
Лоток – деревянный для кинетического песка.
4. ЛИТЕРАТУРА
1. Алябьева Е. А. Как организовать работу с детьми летом. Часть 1. Сфера, 2012. – 128с.
2. В гостях у песочной феи. Организация «педагогической песочницы» и игр с песком для детей дошкольного возраста. Речь, 2011 г., 64с.
3. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Г 75 Коррекционные, развивающие адаптирующие игрыю – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.-64с.
4. Епанчинцева О. Ю. Роль педагогической песочницы в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста: Конспект занятий. Картотека игр.- СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.-80с.
5. Мариелла Зейц. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница (адаптированный перевод с англ). – М.: ИНТ, 2010- 94 с.
6. Новиковская О. А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010 – 64с.
7. Сапожникова О. Б., Гарнова Е. В. Песочная терапия в развитии дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2014. -64с.
8. Соколовская Н.В. Адаптация ребенка к условиям детского сада. Волгоград, Издательство «Учитель», 2008
Предварительный просмотр:
Игры с песком
Игра-эстафета «Кто быстрее наполнит ведерко песком». Две команды детей, каждый ребенок в команде по очереди насыпает в ведро песок из песочницы совком. У кого быстрее ведро наполнится песком тот и выиграл. Потом песок из ведра высыпают обратно в песочницу.
Вариант: встать цепочкой от песочницы с двух сторон и передавать совки с песком, чтобы наполнить ведро. Каждый ребенок, отдав совок, перебегает и встает последним. Важно, как можно осторожнее передавать совок с песком, чтобы не просыпать.
Игра «Песочный телеграф». Дети стоят друг за другом. Первый «рисует» пальцем на спине впереди стоящего, другой – следующему и т.д., последний рисует на песке. Все сравнивают, совпадает ли задуманное.
Вариант: можно провести соревнование по командам: кто быстрее и точнее передаст «телеграмму» (букву, цифру, слово и т.п.).
Игра «Песочно-каменные миниатюры». На песке выкладываются фигуры из камешков. Задание детям: быстро, ровно и красиво создать рисунок (русалка, катер, дом, цветок и т.д.).
Игра «Следопыт». Создаются отпечатки на влажном песке от объемных предметов. Необходимо правильно угадать, что за предмет оставил след. Не более 5-7 предметов.
Вариант: можно провести соревнование по командам. Одна команда «оставляет след» от предмета, другая – отгадывает. Потом меняются. Выигрывает та команда, которая правильно назовет большее количество предметов.
Игра «Угадай руку». Один ребенок оставляет отпечаток своей руки. Другой должен определить (по расположению пальцев), какая это рука – левая или правая, а также внешняя или внутренняя сторона ладони. Потом дети меняются. Выигрывает тот, кто дал больше правильных ответов.
Игра «Угадай предмет». Выносятся разные предметы, объемные и необъемные. Все дети отворачиваются, ребенок – водящий выбирает предмет и делает отпечаток на песке, потом все дети поворачиваются и пытаются определить, каким из предложенных предметов сделан отпечаток. Тот, кто правильно назвал предмет, становится водящим.
Подвижная игра «Сухой – мокрый песок» (на внимание). Играют все дети группы. Дети – «песчинки» собираются в «кучу». Ведущий говорит6 «мокрый песок». Дети остаются на месте, показывая, что мокрый песок не рассыпается. Ведущий говорит: «сухой песок» и дети разбегаются, показывая, что сухой песок легко рассыпается. Опять собираются в «кучу». Ведущий старается запутать детей, убыстряя темп, повторяя одно и то же. Кто ошибся, выходит из игры.
Вариант. Дети изображают, как идут по сухому или влажному песку. Уточняют, по какому песку идти легче. Слушают команды ведущего и изображают походку по песку. Кто ошибся, выходит из игры.
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ДЕТЕЙ (4,5-5 ЛЕТ)
ТЕМА: «ВОЛШЕБНЫЙ ЛЕС ИЗ ПЕСКА»
(работа детей с кинетическим песком)
Составила: педагог-психолог (воспитатель)
Залевская Лариса Анатольевна
2018г.
Тема: «Волшебный лес из песка»
Цель: знакомство со свойствами песка, снижение психомоторного напряжения; развитие тактильной чувствительности, мелкой моторики, воображения, регуляция мышечного напряжения, расслабление.
Оборудование: лоток с кинетическим песком, игрушки от «киндер сюрпризов», аудиозапись.
Воспитатель: Ребята, когда мы свами приходим утром в детский сад, что мы делаем?
Дети: Приветствуем друг друга!
Воспитатель: Правильно! А как можно приветствовать друг друга?
Дети: Можно помахать друг другу рукой или пожать ее!
Воспитатель: Правильно! Давайте поприветствуем друг друга разными способами!
Сегодня мы с вами отправимся в необычный волшебный песочный лес!
Как вы думаете, что за лес такой?
Дети: (высказывают свое мнение)
Воспитатель: Ребята, а на чем можно отправиться в путешествие?
Дети: На вертолете, самолете, поезде, на ковре-самолете…
Воспитатель: Молодцы ребята! Я предлагаю отправиться на Паровозике Дружбы! Давайте выберем машиниста с помощью считалочки!
Мишка косолапый по лесу идет,
Шишки собирает, песенку поет.
Шишка отлетела – прямо Мишке в лоб!
Мишка рассердился и ногою – топ!
Воспитатель: Машиниста выбрали, предлагаю всем занять свои места в вагончиках!
Воспитатель вместе с детьми под музыку отправляются в волшебный песочный лес ( к столу с лотком, в котором песок).
Воспитатель: Ну вот ребята, мы и приехали! Прошу пассажиров выйти из вагончиков и разобрать полянки! (на каждого ребенка кучка песка «полянка»). Ребята, куда мы с вами приехали?
Дети: В волшебный лес!
Воспитатель: Когда мы с вами куда то идем или едем, мы всегда соблюдаем, что, ребята?
Дети: Правила поведения.
Воспитатель: Только я хочу напомнить вам, что в этом «Волшебном лесу из песка» есть свои особенные правила поведения:
1. Не кидаться песком друг в друга
2. Не брать песок в рот
3. Не разрушать постройки товарищей
4. Не выносить песок из песочницы
Песочница – это большой деревянный лоток прямоугольной формы.
Первое правило! Когда мы приходим в гости, что мы делаем?
Дети: Приветствуем!
Воспитатель: Ребята! Предлагаю по-разному «поздороваться» с песком! Давайте мы с ним поздороваемся и познакомимся! Опустите руки на поднос, сожмите песок в кулачках, разожмите кулачки, сн6ова сожмите и разожмите! Понаблюдайте, как песок вытекает из ладошки как ручеек! Переверните руки тыльной стороной, положите на песок, погладьте его. Что вы чувствуете? Этот песок такой же как и в песочнице? А чем отличается?
Воспитатель: Второе правило, ребята! Нужно дружно играть с песком! Не рассыпать его, не мочить, не бросать в товарища!
В волшебном песочном лесу, ребята, может идти необычный песочный дождик. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождь. Смотрите, как это происходит.
Ребенок (на примере воспитателя) медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь.
Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальчиками, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребенок называет этот палец. Затем они меняются ролями.
Воспитатель: Ребята! А кто живет в волшебном лесу? Как вы думаете?
Дети: Различные животные.
Воспитатель: Ребята, а как можно узнать какие животные живут в лесу? По каким подсказкам?
Дети: По следам!
Воспитатель: Молодцы! Давайте мы с вами поищем в нашем волшебном песочном лесу необыкновенные следы!
- «Идут медвежата» - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
- «Прыгают зайцы» - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
- «Ползут змейки» - ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
- «Бегут жучки-паучки» - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых ( можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом – «жучки здороваются»).
- «Каляка-маляка кусачая» - дети оставляют на песке самые разнообразные следы, придумывают название для фантастического животного, которое оставило такие следы (впоследствии это животное можно нарисовать и сделать его жителем песочной страны).
Воспитатель: Как много необыкновенных следов мы нашли в нашем волшебном песочном лесу! А вот наши жители лесные видимо куда-то спрятались! (высыпает кучку игрушек из киндер-сюрпризов). Ребята, выберите себе понравившегося жителя!
Дети разбирают игрушки.
Воспитатель: Ребята, предлагаю поиграть с нашими зверятами. В какие игры можно поиграть в лесу?
Дети: В прятки, в салочки и другие игры
Воспитатель: Давайте поиграем в прятки с жителями волшебного леса! Отвернитесь на несколько секунд спиной к лесу, а лесные звери спрячутся.
Дети поворачиваются спиной к лотку с песком, а воспитатель прячет игрушки в песок. По сигналу воспитателя дети поворачиваются и ищут в песке игрушки. Игра повторяется несколько раз.
Воспитатель: Какие мы молодцы, мы с вами нашли всех жителей! Но нам, ребята, нужно возвращаться в группу! На чем мы с вами приехали?
Дети: На Паровозике Дружбы
Воспитатель: Да вот беда, путь, по которому мы с вами ехали, размыло дождем! Что же нам теперь делать?
Дети: (предлагают варианты)
Воспитатель: Ребята, предлагаю всем вместе построить Дорогу Добра и вернуться по ней на Паровозике Дружбы. (воспитатель вместе с детьми делают дорогу). Машинист заводи паровоз, остальные ребята просьба занять свои вагончики! Возвращаемся в группу! (Воспитатель вместе с детьми собираются в кружок на ковре).
Воспитатель задает детям вопросы.
Воспитатель: Ребята, куда мы с вами отправлялись в путешествие? А что вам понравилось в волшебном песочном лесу? Какие правила в нем? Какой песочек в нем? На чем мы с вами ехали в волшебный лес? По какой дороге возвращались?
А сейчас предлагаю всем занять свои места за столами, где лежат карандаши и альбомные листы! Давайте нарисуем Паровозик Дружбы, который едет по Дороге Добра в волшебный лес!
По ходу рисования ведется индивидуальная помощь детям. В конце занятия выставка детских работ и их обсуждение.
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ
ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ (4,5-5 ЛЕТ)
ТЕМА: «ПУТЕШЕСТВИЕ В ВОЛШЕБНУЮ СТРАНУ ПЕСКА»
(работа с кинетическим песком)
Составила: педагог-психолог (воспитатель)
Залевская Лариса Анатольевна
2018г.
Тема: «Путешествие в волшебную страну песка»
Конспект занятия по ознакомлению с окружающей средой
в средней группе (4,5-5 лет)
Цель: - знакомство со свойствами песка;
- снижение психофизического напряжения;
- развитие тактильной чувствительности, мелкой моторики, воображения, регуляция мышечного напряжения, расслабление.
Задачи: - воспитывать у детей любовь к родной земле;
- воспитывать любовь и уважение к труду;
- познакомить со свойствами природного материала (песка) и со сферами жизнедеятельности человека, в которых применяется песок;
- развивать инициативу и творчество.
Предварительная работа: подготовка песка для работы в группе – просеивание, прокаливание; знакомство с картой земного шара, с глобусом; заучивание загадок; выполнение аппликаций для последующей работы с песком.
Материалы к занятию: фигурки животных, выполненные из песка; стол с формой для песка; влажный песок на подносе в виде замка, картины из песка; «королева» (кукла) страны песка; песок в формочках на каждого ребенка; песчаная дорожка; салфетки; аппликации на картоне: грибочка, бабочки, елочки и др.
Ход занятия
Дети в воспитателем стоят возле дверей в группу
Воспитатель:
Сегодня мы не просто дети,
Сегодня мы – волшебники.
Мы немного подрастем,
Путешествовать начнем:
Мы на Марсе побываем,
Динозавров поласкаем…
Все это будет, а пока
Отправимся в Страну песка!
Воспитатель: это не простая страна, а волшебная. Здесь все из песка (воспитатель показывает картины из песка). Наше пребывание в этой стране ограничено временем, за которым следя песочные часы. (Показывает на песочные часы). Как и в любой другой стране, в волшебной стране песка есть Королева. У нее и платье из песка и корона. (Рассматривают статуэтку женщины из песка).
Ну что, в путь! Только я хочу вам напомнить, что в этой стране, как и в любой другой, есть свои правила поведения. Вы их знаете?
Выслушивает ответы детей:
1. не кидаться песком в товарищей.
2. не выносить песок из песочницы
3. не брать песок в рот
4. не разрушать постройки товарищей
Воспитатель: молодцы, вы все запомнили правила!
Для того, чтобы открыть двери в эту страну, надо подобрать ключ. «Ключами» будут наши ладошки – надо приложить наши ладошки к песку.
Дети делают отпечатки ладоней на влажном песке, рассматривают их и рассказывают о своих ощущениях. Называют свойства песка: песок, мягкий, влажный, хрустящий, струится над ладошками.
Воспитатель: Молодцы! Вот мы и открыли дверь в страну песка. «Добро пожаловать!» - сказала нам королева. Посмотрите, все жители в этой стране заколдованы. Чтобы их расколдовать, нужно отгадать загадки. (На песке с помощью формочек выложены фигурки животных).
1. Крылья есть, да не летает,
Ног нет, да не догонишь.
(Рыба)
Дети находят на песке фигурку рыбы.
2. Ходит на рыбалку,
Не спеша, вразвалку,
Сама себе удочка,
Сама себе лодочка.
(Уточка)
Дети находят фигурку уточки.
3. Вышла из норки
Ради хлебной корки;
Торговалась с котом
Беленьким,
Поплатилась пальто
Сереньким.
(Мышка)
Дети находят фигурку мышки.
4. На ладошку сел цветок,
Мягкий тонкий хоботок.
Лепестки не задел,
Цветок вспорхнул и улетел.
(Бабочка)
Дети находят фигурку бабочки.
Воспитатель: Дети, мы сегодня много путешествовали по Стране песка. А вы можете сказать, где еще люди используют песок?
Выслушивает ответы детей:
1. в строительстве
2. при очистке воды
3. при тушении пожара
4. песком посыпают скользкие ледяные дорожки
5. посыпают грядки на огороде
Воспитатель: Дети, на земном шаре есть огромные залежи песка. Эти залежи называются пустынями. На карте и на глобусе они обозначены желтым цветом. (воспитатель показывает пустыни на карте и на глобусе).
А сейчас я вам предлагаю босиком погулять по стране песка. Давайте снимем обувь и пройдем по этим дорожкам. (Дети снимают обувь и под музыку идут босиком по песчаным дорожкам).
(Затем воспитатель предлагает им сесть за столы).
Воспитатель:
Сегодня я вам покажу, что еще можно сделать из песка. (Показывает картинку-аппликацию, выполненную из песка).
Воспитатель: А сейчас вы сами попробуйте сделать красивые картинки с применением песка. На предыдущем занятии – мы сделали аппликацию, сегодня вы намажете клеем эту картину и посыплете цветным песком.
Звучит тихая музыка, дети выполняют работу.
По окончании все работы выставляются на подставку или на стенде «Наше творчество»
Воспитатель: - покажите самую интересную, на ваш взгляд, картину
- покажите самую аккуратную картину
- кто отразил в картине природу?
- что вам больше всего понравилось в стране песка?
Воспитатель: Наше путешествие подошло к концу! До новых встреч в Волшебной стране песка!
Предварительный просмотр:
«Нам песочек привезли!»
План прогулки-события с детьми младшего дошкольного возраста.
По материалам Солянниковой Оксаны Игоревны
1. Воспитатель сообщает детям во время сбора на прогулку, что у них в песочнице новый песок, предлагает подумать, какие игрушки можно взять с собой на прогулку.
2. Выход на прогулку и рассматривание песка. Воспитатель предлагает потрогать песок, попробовать сжат его в кулачок, ответить на вопрос «Какой песок?» (желтый, мокрый, теплый или холодный и т.п.). воспитатель предлагает слепить Колобка, вспомнить песенку, которую пел Колобок, попробовать покатать его по песчаной дорожке.
3. Делаем куличики. Элементы сюжетной игры «Угостим зайчиков, мишек…». Часть детей может самостоятельно продолжать готовить угощение.
4. Игры с песком. Построим дороги и гараж для машин. Для большой машины – большой гараж, для маленькой – маленький, мост через дорогу.
5. Трудовые поручения – собрать игрушки из песочницы, отряхнуть их от песка.
6. Подвижная игра «Колобок». Проводится аналогично игре «Надувайся пузырь». Воспитатель спрашивает, кого дети сегодня лепили из песка, предлагает им поиграть в игру. Дети и воспитатель стоят в кругу, держатся за руки, со словами начинают идти по кругу:
Мы в песочницу ходили,
Колобка с тобой лепили.
Колобок – румяный бок.
Ты катись скорей, дружок.
Вырастай скорей большой
Вот такой (показывают все вместе, растягивая круг).
Ой, рассыпался! (отпускают руки).
Будем нового лепить? (игра начинается с начала).
Предварительный просмотр:
«Песочная страна»
Прогулка событие для детей всех возрастных групп детского сада.
По материалам Филипповой Надежды Николаевны
Задачи: создать радостное настроение; формировать интерес к исследовательской деятельности; познакомить со свойствами песка, его назначением, использованием в жизни человека; совершенствовать коммуникативные навыки, умение взаимодействовать друг с другом.
Предварительная работа:
- показ презентации детям старшего дошкольного возраста «Песочные чудеса», «Что может песок», «Песок в природе и жизни человека», «Каким бывает песок»;
- рассказ воспитателя о роли песка в жизни человека;
- рассматривание иллюстраций: песок и природа;
- беседа с детьми о песке;
Материал и оборудование:
- пластиковые бутылки в большом количестве разных размеров с отверстиями в крышке разного диаметра;
- песочные наборы, предметы-трафареты;
- мелкие предметы для обыгрывания построек (машинки, человечки, животные, деревья…).
Содержание прогулки.
1. Организационный момент.
Младшие и средние группы. Приходит Песочный человечек, приглашает узнать, каким может быть песок (свойства песка) и просит сделать постройки из песка.
Старшие и подготовительные группы. Накануне вечером воспитатель сообщает детям, что завтра на прогулке будем делать песочные постройки, предлагает подумать, что бы они хотели построить из песка. Перед выходом на прогулку воспитатель предлагает детям стать маленькими исследователями по изучению свойств песка.
Во всех возрастных группах воспитатели объявляют, что сегодня будет смотр-выставка песочных построек.
2. Постройки из песка.
Рассматривание и исследование свойств песка. Дети обсуждают, что будут строить из песка.
Перед началом постройки читают стихи.
Песочная страна
Течет в стране песочной
Песочная река.
Построен дом высотный
Из желтого песка.
А справа, возле речи,
Где круче бережок,
Пекут в песочной печке
Песочный пирожок.
3. Экскурсия по песочным постройкам вместе с Песочным человечком. После того, как дети сделали постройки, все вместе идут по площадкам смотреть постройки. Каждая группа представляет свою постройку: называет, показывает, что построили, демонстрирует, как использовать и играть в постройку. Лучшие постройки отмечают на основании опроса среди детей: какие постройки запомнились, какая постройка больше всего понравилась и почему. Со старшими детьми можно поговорить, каким способом и как они делали постройку, как договаривались, что можно еще построить на следующем проекте.
При желании можно объединить все песочные постройки единой сюжетной линией, например, «Поездка на отдых», «Лесная поляна», «Экскурсия в зоопарк», «Чаепитие с тортом» и др.
4. Игры с детьми.
Дидактические игры: «Какой бывает песок», «Что бывает: песочный, песчаный», «Где можно встретить песок», «Что в природе из песка», «Кому нужен песок» и др.
Подвижные игры: «Сухой – мокрый», «Песочный телеграф», «Угадай предмет», «Песочные фигуры», «Песочный лабиринт», «Закопал – откопал».
Игры-эстафеты: «Кто быстрей наполнит ведро песком», «Кто быстрей просеет песок через сито», «Передай ведро с песком по цепочке друг другу», «Чья команда быстрей перенесет песок из одной кучи в другую» и др.
Игры на развитие воображения и пространственного мышления: «Назови предмет в песке с ведром, не доставая его», «Угадай руку», «Песочный телеграф», «Следопыт», «Продолжи ряд», «На что похоже», «Дорисуй» и др.
5. Рисование на песке.
Рисование на песке: пальцами рук, разными предметами, палочками, с помощью бутылочек (песочная струйка сыплется через крышку в бутылке) и т.д.
6. Заключительная.
Приходит Песочный человечек, благодарит за постройки. Дети рассказывают Песочному человечку о своих впечатлениях от прогулки, что делали сегодня, что узнали нового, что запомнилось, что хотели бы рассказать другим детям.
Перед тем, как зайти в детский сад, обязательно стряхивают песок с обуви.
Предварительный просмотр:
Примерные рекомендации по использованию песка в работе с детьми дошкольного возраста
младшая группа | Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная группа | |
Свойства | - песок бывает сухой или мокрый (влажный) - из мокрого песка можно лепить - сухой песок рассыпается - на мокром песке остаются следы - на песке можно рисовать | - сухой песок светлый, а влажный – темный - влажный песок прилипает к рукам, а сухой песок легко стряхивается - песок можно насыпать в емкость любой формы - песок не прозрачный | - сухой песок легче, а влажный тяжелее - ветер разносит сухой песок, а мокрый – нет - песок не растворяется в воде - песок может быть мелким и крупным - песчинки не скреплены друг с другом - песок легко проникает во все щели | - сухой песок рассыпается, а влажный нет - песок быстро высыхает, т.к. песчинки отделены друг от друга - легче идти по влажному песку, чем по сухому - песок «держит» предмет - песок не пропускает кислород (им засыпают костер, чтобы не горел) |
Постройки | - куличики из форм - бублики большие и маленькие - дорога длинная и короткая (широкая и узкая) - заборчики высокие и низкие - ворота - пирожки, пирожные | - гаражи для машин - мебель (диван, кровать) для кукол - тарелки глубокие и мелкие - чашки, стаканчики - солнышко - зоопарк - цветочная клумба | - дороги - мосты через реку - горы и горные дороги - парки, сады, огороды - разные жилища (дома, палатки) - улицы города, бульвары, проспекты - спортивные площадки - веранда, колодец | - замки, крепости, башни, дворцы - фантастические здания - пещеры - скульптуры из песка - транспорт, автомобиль, телега - телевизор, картина - песочно-каменные миниатюры - звездное небо, солнечные планеты |
игры, задания | - определи форму - напечатай на песке - продолжи ряд: круг, квадрат - дорисуй - следы детей и взрослых - закопал – откопал -угадай на ощупь | - угадай, что это (отпечатки на песке объемных фигур) - спрятал – отыскал - найди в ведре с песком предмет - что это может быть, дорисуй - рисование на песке - прямые, волнистые линии | - угадай руку (левая – правая) - следопыт (чей след, левая – правая нога) - спрячь, найди предмет в песочнице - кто быстрее наполнит ведро песком - просей через сито - выкладывание на песке фигур из камешков, ракушек | - песочный телеграф (рисовать на песке) - перевернутое изображение - на что похоже, дорисуй - рисование на ощупь - рисование букв, цифр, знаков и предметов - лабиринты, классики |
Предварительный просмотр:
Психопрофилактические игры с песком
По материалам Антоненковой
Ольги Владимировны
Центральным местом на прогулочной площадке в детском саду, конечно, является любимая всеми песочница. С самого раннего возраста дети с упоением лепят куличики, возводят постройки – создают свой маленький мир, волшебную страну детства. Психологи давно подметили, что игры детей в песочнице могут наглядно показать особенности поведения и развития детей. Игры в песок имеют не только развивающее значение (развивают тактильность, познавательную деятельность, сюжетно-ролевую игру), но и могут рассказать педагогу и родителям о внутреннем мире ребенка, помочь пережить проблему и справиться с ней. В психологической практике работы существует направление sahdplay – техника аналитического процесса, во время которого ребенок или взрослый строит собственный мир из песка, воды и миниатюрных фигурок, своими корнями уходящее в философию Юнга К. Психоаналитическая работа, безусловно, требует специальной подготовки, однако некоторые упражнения могут быть с успехом использованы воспитателем и родителями в обычной песочнице. Любые самостоятельные игры детей в песке обладают психопрофилактической ценностью, начиная от простых манипуляций с песком (пересыпание, закапывание, сжимание, когда ребенок дует на песок) до сложных сюжетно-ролевых игр. Песок сам по себе имеет целительную силу и обладает огромным психологическим и педагогическим потенциалом. Игры с песком способны помочь понять ребенка и протянуть ему руку помощи. Например, если ребенок неожиданно замкнулся или оказался в сложной жизненной ситуации не стоит допытывать его о чем-то, можно просто предложить ему игрушку и песочницу, от имени героя малыш сам расскажет вам о том, что его тревожит. Через игру с ребенком в песочнице можно также сообщить ему нормы и правила поведения в группе. Игра в песок является особенной для малышей первых-вторых младших групп, самым доступным и естественным способом самотерапии. Педагогам младших групп важно использовать игры с песком в качестве психопрофилактического средства в период адаптации детей к жизни в детском саду. Для малыша, слабо владеющего речью, песочница становится сценой его внутреннего Я. Через игру в песок у ребенка рождается или усиливается чувство доверия, принятия и успешности. Это относится и ко всему дошкольному периоду в целом, когда речь еще не достигла своего достаточного развития, графические навыки также находятся в стадии становления, игра, и в частности игра в песок, становится универсальным и эффективным способом общения.
Любые манипуляции с сухим и мокрым песком являются эффективным психотропным средством: «поглаживание» песка, пересыпание, сжимание и т.д. Например, упражнение «Волшебный песочек» поможет малышу расслабиться.
Психопрофилактическая игра-упражнение «Волшебный песочек».
Ребенок на песке рисует любыми способами круг и украшает его различными предметами: камешками, семенами, пуговицами, монетами, бусинами. Ребенок может дать название своему «песочному кругу». Те же манипуляции он производит с отпечатками своих ладоней, при этом может сочинить историю о каждом пальчике: «Кем он был раньше, кто он сейчас, кем он будет в будущем».
Также можно предложить ребенку создать «Мир, где он хотел бы оказаться» и понять, чего не хватает ребенку в данный период.
Помогут игры с песком и в формировании умения бороться с деструктивным поведением и чувствами злости, обиды, вины и т.д.
Упражнение «Шар злости».
Эта игра может научить ребенка справляться с гневом, не испытывая страха перед наказанием за деструктивное поведение.
Ребенок по примеру взрослого делает из мокрого песка шар, на котором обозначает углублениями или рисует глаза, рот, нос. «В этом шаре теперь живет твоя злость». Данный процесс временно переключает ребенка, а также ребенок переносит на вылепленный шар свои негативные чувства и вину за «плохое поведение, мысли, чувства». Старший дошкольник может комментировать весь процесс изготовления шара, которому в итоге присваиваются все злые мысли и действия.
Затем ребенок любым способом разрушает песочный шар. Малыш дает выход агрессии, которая обычно появляется в случае запрета на нее и контроля со стороны взрослого, он получает также специфическое удовольствие от разрушения. После этого ребенок руками медленно выравнивает поверхность песка и оставляет на ней отпечатки своих ладоней – успокоение, обретение равновесия и контроля над собственными чувствами: «Я победил свою злость. Я спокоен.» при желании ребенок может украсить свои отпечатки ладоней на песке.
Тематика игр на песке должна исходить из актуальной для ребенка ситуации, возможных трудностей и возникших затруднений, при творческом подходе педагог может решить с малышом в песочнице огромный спектр задач и проблем.
Предварительный просмотр:
«Путешествие в волшебную страну песка»
Конспект занятия по ознакомлению с окружающей средой во 2 младшей группе.
Программное содержание: воспитывать у детей любовь к родной Земле; познакомить со свойствами природного материала – песка и со сферами жизнедеятельности человека, в которых применяется песок; продолжать учить детей работать с песком; воспитывать любовь и уважение к труду; развивать инициативу и творчество.
Предварительная работа: подготовка песка для работы в группе – просеивание, прокаливание; знакомство с картой земного шара, с глобусом; заучивание загадок; выполнение аппликаций для последующей работы с песком.
Материалы к занятию: фигурки животных, выполненные из песка; стол с формой для песка; влажный песок на подносе в виде замка, картины из песка; «королева» (кукла) Страны песка; песок в формочках на каждого ребенка; песчаная дорожка; салфетки; аппликации на картоне: грибочки, бабочки, елочки и др.
Ход занятия
Дети с воспитателем стоят возле дверей в группу.
Воспитатель:
Сегодня мы не просто дети,
Сегодня мы – волшебники.
Мы немного подрастем,
Путешествовать начнем:
Мы на Марсе побываем,
Динозавров поласкаем…
Все это будет, а пока
Отправимся в Страну песка!
- это не простая страна, а волшебная. Здесь все из песка (воспитатель показывает картины из песка). Наше пребывание в этой стране ограничено временам, за которым следят песочные часы. (показывает на песочные часы)
- как и в любой другой стране, в волшебной Стране песка есть королева. У нее и платье из песка и корона (Рассматривают статуэтку женщины из песка).
- ну что, в путь! Только я хочу вам напомнить, что этой стране, как и в любой другой, есть свои правила поведения. Вы их знаете?
Выслушивает ответы детей:
1. не кидаться песком в товарищей.
2. не выносить песок из песочницы
3. не брать песок в рот
4. не разрушать постройки товарищей
5. не подходить близко к песчаному карьеру
Воспитатель. Для того чтобы открыть двери в эту страну, надо подобрать ключ. «Ключами» будут служить наши ладошки – надо приложить наши ладошки к песку.
Дети делают отпечатки ладоней на влажном песке, рассматривают их и рассказывают о своих ощущениях. Называют свойства песка: песок мягкий, влажный, хрустящий, струится под ладошками.
Воспитатель. Молодцы! Вот мы и открыли дверь в Страну песка. «Добро пожаловать!», - сказала нам королева. Посмотрите, все жители в этой стране заколдованы. Чтобы их расколдовать, нужно отгадать загадки. (На песке с помощью формочек выложены фигурки животных)
1. крылья есть, да не летает,
Ног нет, да не догонишь.
(Рыба)
Дети находят на песке фигурку рыбы.
2. ходит на рыбалку,
Не спеша, вразвалку;
Сама себе удочка,
Сама себе лодочка.
(Уточка)
Дети находят фигурку уточки.
3. вышла из норки
Ради хлебной корки;
Торговалась с котом
Беленьким,
Поплатилась пальто
Сереньким.
(Мышка)
Дети находят фигурку мышки.
4. на ладошку сел цветок,
Мягкий тонкий хоботок.
Лепестки не задел,
Цветок вспорхнул и улетел.
(Бабочка)
Дети находят фигурку бабочки.
Воспитатель. Дети, мы сегодня много путешествовали по Стране песка. А вы можете сказать, где еще используют люди песок?
Выслушивает ответы детей6
1. в строительстве
2. при очистке воды
3. при тушении пожара
4. песком посыпают скользкие ледяные дорожки
5. посыпают грядки на огороде
-дети, на земном шаре есть огромные залежи песка. Эти залежи называются пустынями. На карте и на глобусе они обозначены желтым цветом. (воспитатель показывает пустыни на карте и на глобусе).
- а сейчас я вам предлагаю погулять босиком по стране песка. Давайте снимем обувь и пройдем по этим дорожкам. (Дети снимают обувь и под музыку идут босиком по песчаным дорожкам).
Затем воспитатель предлагает им сесть за столы.
Воспитатель.
Сегодня я вам покажу, что еще можно сделать из песка. (Показывает картинку-аппликацию, выполненную из песка).
- а сейчас вы сами попробуйте сделать красивые картинки с применением песка. На предыдущем занятии мы сделали аппликацию, сегодня вы намажете клеем эту картинку и посыплете цветным песком.
Звучит тихая музыка, дети выполняют работу.
По окончании все работы выставляются на подставках.
- покажите самую интересную, на ваш взгляд, картину.
- покажите самую аккуратную картину.
- кто отразил в картине природу?
- что вам больше всего понравилось в стране песка?
Наше путешествие подошло к концу.
Предварительный просмотр:
Сказка про песок и воду.
Жила-была на планете Земля вода. Это была ее планета. Именно вода заняла ее раньше всего живого на Земле, именно она дала ему жизнь. И жила вода на Земле припеваючи: то журчала в горных расщелинах ледяным ручейком, то клокотала рокотом океана, то тихо плескалась у берегов равнинных речушек и озер, то вырывалась из-под земли озорными струями гейзеров, то тихо накатывалась на берег морской, повинуясь фазам луны, а то радостно стучала по окошкам деревенских домиков. Всюду вода приносила с собой энергию, радость и жизнь. Всюду ей были благодарны.
Но однажды вода задумалась6 «Почему все на свете имеет форму, а я форму не имею? Почему на ровной поверхности я растекаюсь безбрежным морем, а в узком сосуде принимаю его форму? Почему мне не удается обрести свои собственные границы? Неужели до скончания времен мне так и придется оставаться текучей?» вода так глубоко погрузилась в свои мысли, что не заметила, как начала рассуждать вслух. Ее слова услышал песок, лежащий на морском берегу, куда с нежным шелестом накатывались озорные волны. «Я тоже не имею формы!» - подхватил песок мысли волны. «Кто здесь? - испугалась вода. – Кто услышал мои мысли? Кто мне отвечает?» «Не бойся! – успокоил ее песок. – Это я! Песок! Я тоже не имею формы. Видишь! Волны выбрасывают на берег с каждым новым приливом, а с отливом утаскивают меня обратно во владения моря-океана. Точно так же, как и ты. На суше ветер носит меня с места на место. То я рассыпаюсь пустынями, а то забиваюсь в щели между камнями. Правда, стоит признаться, что отдельные мои песчинки все же имеют форму, но они настолько малы, что их даже не всегда видно невооруженным глазом. Да и многое ли они смыслят в жизни – эти песчинки!».
Так тихонько беседовали друг с другом вода и песок. А море то накатывалось на песчаный берег, то отступало обратно. Так случилось, что разговор нечаянно услышал ребенок, игравший на песчаном пляже морского побережья. Дети ведь обладают особым даром – слышать, о чем говорят деревья, травы и кустарники, птицы и животные, горы и реки. «Что вы такое говорите? – изумился ребенок.- почему же вы утверждаете, что не имеете формы? Ведь вместе вы можете создать великолепные объемные фигуры. Все дело лишь в том, сколько в этой фигуре будет тебя, вода, а сколько тебя, песок». Сказав это, ребенок зачерпнул в ладошку мокрый песок – песок, смешанный с водой – и построил из него великолепный замок.
Предварительный просмотр:
Техники рисования песком
техники | описание |
Техника закидывания | Используется для создания темного фона на большей рабочей поверхности. Делается несколькими быстрыми движениями. Ребром ладони мы как бы «сбрасываем» верхушку с песка, лежащего вдоль края стекла. От амплитуды движения будет зависеть, насколько далеко песок распространяется по поверхности. При закидывании получаются причудливые разводы. Удобно делать небо, землю, море. |
Техника засыпания | Используется для создания затемненных поверхностей. Техника предназначена для создания градаций и тонких переходов на темных участках рисунка. Набираем песок в кулак и держим его над поверхностью (столом), перевернув пальцами вниз, но пальцы сжимаем не очень сильно – таким образом, чтоб песок мог сыпаться сквозь полученные щелочки. Совершая небольшие движения из стороны в сторону параллельно поверхности, мы аккуратно рисуем темную поверхность на нужном нам месте. От продолжительности засыпания песка будет зависеть степень темноты данного участка рисунка. Эта техника дает нам поверхности с размытыми контурами. |
Техника насыпания | Одна из основных техник в песке. В ней, как карандашом, рисуем линии и контуры и создаем темные поверхности внутри заданного контура, как кистью. Берем песок в кулак, сжимаем его, располагаем кулак вертикально, чтобы пальцы были обращены к рисующему. Держим руку невысоко над поверхностью (рука находится в нескольких сантиметрах над поверхностью) и начинаем водить ею по нужному нам контуру. Песок должен высыпаться тонкой струйкой из отверстия между ладонью и согнутым мизинцем. Силой сжатия пальцев мы контролируем ширину линии. Важный момент – скорость движения руки над поверхностью6 чем быстрее вы будете вести линию, тем тоньше и изящнее она будет. Данную технику можно использовать для затемнения элементов рисунка внутри контуров или получения темных фигур с простым и сложным очертанием. Положение руки и песка остаются прежними, меняются лишь движения кисти – они напоминают штрихование карандашом. Небольшими зигзагообразными движениями заполняем песком необходимый контур. |
Техника вытирания | Вытиранием мы создаем светлые участки на рисунке. Вытирая лишний песок с поверхности, мы рисуем нужный нам силуэт из оставшегося. Кладем ребро ладони на поверхность и, немного нажимая на ладонь и мизинец, двигаем кисть по стеклу в нужном направлении. Таким образом, мы получаем достаточно светлый участок. Для получения небольших светлых пятен мы используем боковую поверхность большого пальца. |
Техника процарапывания | Самая доступная и легкая техника. Итог процарапывания– создание светлого контура, схожего со следом карандаша или фломастера. Для рисования используем подушечку пальца или ноготь. Попробуйте порисовать каждым пальцем и выберите для себя наиболее удобный. Например, очень удобно рисовать мизинцем. Толщину линий здесь можно менять в зависимости от силы нажима. При рисунке подушечкой пальца будет толстая линия, ногтем – тонкая. |
Техника отпечатка | Одна из наиболее интересных техник, дающая простор для творчества и веселья. Она помогает добиваться имитации различных фактур и материалов. В зависимости от нужной нам фактуры и общего замысла мы можем использовать отпечатки всей ладони, пальцев, ребра ладони. Также можно использовать различные предметы6 расческу, кисти, картонку. |
Все вышеперечисленные техники можно использовать вместе или по отдельности – это зависит от выбранного сюжета. Лучше, сначала свой рисунок нарисовать с детьми на листе бумаги: это облегчит процесс создания его в песке. На каждом этапе рисования можно вносить изменения и дополнения. Конечно, песочные картины недолговечны. Конечный результат можно сфотографировать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального коррекционного занятия с использованием песочной терапии "Путешествие в песочную страну" (Автоматизация и дифференциация звуков С и Ш)
В конспекте представлена структура занятия с использованием песочницы...
Проект «Путешествие в песочную страну» («Песочная терапия в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста»)
Взаимодействуя с песком, развиваются творческие способности ребенка. И это естественно, ведь дети особенно нуждаются в песочнице, так как в ней они «проигрывают» свои чувства и эмоции, ко...
Коррекционно-развивающее занятие с детьми старшей группы «Путешествие в песочную страну. В гостях у песочного человечка»
Принцип “терапии песком” был предложен еще Карлом Густавом Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Быть может, естественная потребность человека &ldq...
Использование песочных игр в коррекции речи детей "Сказки песочной страны"
Конспект занятия по развитию связной речи с использованием песочных игр....
Конспект занятия по песочной игровой терапии «Путешествие в песочную страну»
- познакомить детей с игровым материалом для песочной игротерапии;- формировать представление о свойствах сухого и влажного песка;- закреплять знания детей о правилах и нормах поведения при работе с п...
Конспект занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования - песочной живописи «Песочная страна»
Конспект занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования - песочной живописи «Песочная страна» ...
ПРОГРАММА «ПЕСОЧНАЯ СТРАНА» «Коррекция речевых нарушений у детей средствами песочной терапии» для детей 5-7 лет
В настоящее время значительно возрос интерес специалистов: педагогов, психологов, логопедов к специально организованным занятиям с использованием песочницы. И это не случайно, ведь игра с песком как п...