ПРОГРАММА «ПЕСОЧНАЯ СТРАНА» «Коррекция речевых нарушений у детей средствами песочной терапии» для детей 5-7 лет
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа) на тему

Александрова Анна Игоревна

В настоящее время значительно возрос интерес специалистов: педагогов, психологов, логопедов к специально организованным занятиям с использованием песочницы. И это не случайно, ведь игра с песком как процесс развития самосознания ребенка и его спонтанной «само терапии» известен с древних времен. Действительно, взаимодействуя с песком, ребенок проявляет чудеса фантазии. Волна ли смоет им созданное, или чья-то неосторожная нога раздавит творение, ребенок расстраивается не долго. Чаще всего, он сам готов разрушить созданное, чтобы на прежнем месте с еще большим энтузиазмом приступить к новому строительству. Так один сюжет жизни завершается, уступая место следующему. И так бесконечно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pesochnaya_strana.doc201.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

«ПЕСОЧНАЯ СТРАНА»

«Коррекция речевых нарушений у детей

средствами песочной терапии»


СОДЕРЖАНИЕ

Программа по коррекции речевых нарушений у детей средствами песочной терапии «Песочная страна»

Пояснительная записка                                                                                3

Актуальность                                                                                        3

Новизна и отличительная особенность программы                                                3

Необходимость программы                                                                                3

Цель, задачи                                                                                                4

Направления работы                                                                                4

Принципы работы                                                                                        4

Этапы                                                                                                        4

Содержание работы                                                                                        5

Структура занятия                                                                                        5

Работа с педагогами                                                                                        6

Работа с родителями                                                                                6

Работа с детьми                                                                                        6

Педагогический мониторинг                                                                        6

Ожидаемый результат                                                                                6

Учебный план                                                                                        7

Методическое обеспечение                                                                                9

Оборудование                                                                                        9

Технические средства обучения                                                                        10

Художественное слово                                                                                11

Условия организации занятий с мокрым песком                                                        13

Правила поведения в песочнице                                                                        13

Игры с песком                                                                                        13

Библиографический список                                                                        15

Приложение к программе по коррекции речевых нарушений у детей средствами песочной терапии «Песочная страна»                                                                15

Конспекты занятий                                                                                        17

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 «Путь к умной, светлой голове лежит через руки»

Любина Г.А. доктор педагогических наук

Актуальность. В настоящее время значительно возрос интерес специалистов: педагогов, психологов, логопедов к специально организованным занятиям с использованием песочницы. И это не случайно, ведь игра с песком как процесс развития самосознания ребенка и его спонтанной «само терапии» известен с древних времен. Действительно, взаимодействуя с песком, ребенок проявляет чудеса фантазии. Волна ли смоет им созданное, или чья-то неосторожная нога раздавит творение, ребенок расстраивается не долго. Чаще всего, он сам готов разрушить созданное, чтобы на прежнем месте с еще большим энтузиазмом приступить к новому строительству. Так один сюжет жизни завершается, уступая место следующему. И так бесконечно.

Именно в песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, развивается «мануальный интеллект» ребенка. Поэтому перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу дает дополнительный эффект. С одной стороны, существенно повышается мотивация ребенка к занятиям. С другой стороны, более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов. А если учесть, что песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную психическую энергию, то в процессе образовательной работы происходит и гармонизация психоэмоционального состояния ребенка. Песочница может помочь освоить любые темы во время обучения чтению и письму, усвоить разнообразные понятия («Фрукты», «Овощи», «Звери», «Насекомые»). Работать можно и с цветным песком. Иными словами, использование песочницы в педагогической практике дает комплексный образовательно-терапевтический эффект. Причем, сегодня уже можно говорить о таком эффекте не только по отношению к нормально развивающимся детям, но и их сверстникам с особенностями развития.

Многие дети, начиная говорить, не выговаривают некоторые звуки. У одних малышей это быстро проходит, у других затягивается, и тогда, чтобы справиться с этой проблемой, необходима помощь специалистов. Некоторые дети с возрастом начинают осознавать свой речевой дефект и стесняться его. Страдающий нарушением речи ребенок может быть повышенно агрессивным, или, наоборот, замкнут и подавлен. Дети с нарушениями речи требуют к себе особого внимания. Им требуется помощь логопеда, который работает над звуковой стороной, общим развитием речи, и педагога-психолога, который помогает справиться с их внутренними трудностями.

Кроме нарушения эмоционально-волевой сферы у многих детей с нарушениями развития речи проявляются еще и следующие симптомы: низкое развитие мелкой моторики рук, неразвитость чувства ритма, нарушение речевой памяти, внимания, восприятия (различных видов), более позднее формирование словесно-логического мышления. Все это требует более тщательного подбора методов коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения в развитии речи.

Понимая важность и значение использования игр с песком, разработала программу по коррекции речевых нарушений у детей средствами песочной терапии.

Новизной и отличительной особенностью программы является использование песочной терапии в коррекции речевых нарушений ребенка, развитие связной речи, словаря, грамматического строя речи.

Необходимость в создании данной программы существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей мелкой моторики рук, развития связной речи, словаря, грамматического строя речи, восприятия, мышления, фантазии.

Цель: развитие речи детей средствами песочной терапии.

Задачи:

  • Создать у детей интерес к играм и упражнениям с песком, превратив их в занимательную игру;
  • Сочетать игры и упражнения с песком для тренировки пальцев рук с речью детей;
  • Активизировать словарный запас детей;
  • Развивать речь, память, мышление, воображение, фантазию детей.

Направления работы:

  1. Диагностико – коррекционное.
  2. Профилактическое.

Принципы работы:

  1. Принцип учета механизмов речевых нарушений.
  2. Принцип качественного и количественного анализа результатов обследования.
  3. Принцип системности.
  4. Принцип комплексности.
  5. Принцип индивидуально-дифференцированного подхода.

Программа по коррекции речевых нарушений у детей предполагает 3 этапа обучения:

1 этап: Знакомство с песочной страной

Цели: 

  • пробуждение интереса к занятиям с песком;
  • развитие моторики рук, тонких тактильных ощущений;
  • знакомство детей с правилами поведения в песочнице.

2 этап: Путешествие по песочной стране

Цели:

  • развитие познавательных процессов;
  • развитие речи, памяти, мышления;
  • совершенствование координации движений, мелкой моторики, ориентации в пространстве.

3 этап: В царстве песочной грамоты

Цели:

  • автоматизация звуков в речи;
  • создание композиций на песке;
  • проговаривание действий с песком;
  • развитие связной речи детей, обучение рассказыванию.

Содержание работы:

Начинать следует со знакомства с песком, с тактильными ощущениями, появляющимися от взаимодействия с песком. Следующий шаг, который делает педагог, заключается в том чтобы научить ребенка ставить ладонь на ребро и удерживать в таком положении (песок помогает детям ровно держать ладони). Через некоторое время дети при помощи педагогов могут составлять отпечатками рук различные геометрические формы, что способствует лучшему запоминанию понятия формы, сенсорных эталонов цвета и величины. Параллельно с этим важно помогать детям делать самомассаж песком: перетирать его между пальцами, глубоко зарывать в песок руки. Все это позволяет перейти к упражнениям, направленным на развитие мелкой моторики: пальчики «ходят гулять» по песку, играют на песке, как на пианино, и т.д. После обучения детей манипуляциям с песком можно переходить к предметному конструированию. Можно строить природные ландшафты: реки, озера, моря, горы, долины, по ходу объясняя сущность этих явлений. Так, постепенно дети получают информацию об окружающем мире и принимают участие в его создании. Все песочные картины хорошо сопровождать рассказами педагога. При этом дети манипулируют деревьями, животными, транспортом и даже домами. Такие занятия развивают не только представления об окружающем мире, но и пространственную ориентацию. Параллельно можно «писать» на песке. Детям не страшно ошибиться, это не бумага, и легко можно все исправить, если допустили ошибку. И дети на песке пишут с удовольствием. Затем можно приступить к постановке сказок на песке: «Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба». Мы рассказываем сказку и рукой ребенка передвигаем фигурки в разных направлениях. Постепенно ребенок учится соотносить речь с движением персонажей и начинает действовать самостоятельно. Кроме того, с помощью игр на песке можно изучать грамоту, счет.

Все игры с песком можно разделить по трем направлениям:

  • Обучающие (облегчают процесс обучения ребенка);
  • Познавательные (с их помощью познается многогранность этого мира);
  • Проективные (через них осуществляется диагностика и развитие).

Игры с песком разнообразны: обучающие игры обеспечивают процесс обучения чтению, письму, счету, грамоте; познавательные игры дают возможность детям узнать о многообразии окружающего мира, об истории своего поселка, страны и т.д.; проективные игры откроют потенциальные возможности ребенка, разовьют его творчество и фантазию. Игры с песком способствуют обогащению словарного запаса детей, развитию связной речи, в том числе и творческого рассказывания. Многогранные возможности песочной игротерапии способствуют более качественной коррекции речи и развитию эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями речи.

Структура занятия:

  1. Введение в тему занятия (демонстрация песочницы, коллекции фигурок);
  2. Знакомство с правилами игр на песке;
  3. Формулировка темы занятия, инструкции к играм;
  4. Содержание занятия;
  5. Итог занятия, ритуал выхода.

Структура занятий разработана с учетом возрастных особенностей детей, исходя из целей и задач системы. Она рассчитана на детей разного возраста, задания можно усложнять или упрощать в зависимости от проблем и успехов детей. Занятия можно проводить как с небольшой подгруппой детей (3-4 человека), так и индивидуально.

Для успешной реализации поставленных задач, программа предполагает тесное взаимодействие с педагогами и родителями. Такое сотрудничество определяет творческий и познавательный характер процесса, развитие речи детей, обуславливает его результативность.

Работа с педагогами предусматривает: беседы, консультации по использованию песка на занятиях.

Работа с родителями предполагает: индивидуальные консультации, папки-раскладушки, информационные стенды.

Работа с детьми проводится на занятиях, как часть занятия, в свободной деятельности, в летнее время на участке детского сада.

Педагогический мониторинг.

Проводимое исследование включало в себя два направления:

1. Исследование состояния произвольной моторики пальцев рук.

2. Исследование речевого развития детей:

  1. Обследование фонетической стороны;
  2. Обследование фонематической стороны;
  3. Обследование лексики и грамматического строя импрессивной речи.
  4. Обследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи.

Данные, полученные в ходе диагностики заносились в таблицы. Обследование речевых функций и состояния ручного праксиса осуществлялось с использованием методик Т.А. Фотековой, Н.В. Серебряковой, Л.В. Лопатиной, Т.А. Ткаченко, Е.В. Колесниковой. Эти методики были дополнены и адаптированы с учётом особенностей детей дошкольного возраста.

Ожидаемый результат:

  • Коррекция всех средств речи и ее основных функций;
  • У детей совершенствуется координация движений, мелкая моторика, ориентация в пространстве;
  • Совершенствуются навыки коммуникации;
  • Закрепятся представления об окружающем мире;
  • Дети научатся «проигрывать» разнообразные жизненные ситуации, создавать композиции на песке.

Предложенная программа является вариативной, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий, времени прохождения материала.

Программа по коррекции речевых нарушений у детей средствами песочной терапии может применяться в дошкольном учреждении.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ласточка»

УТВЕРЖДЕНО

Заведующая МДОУ д/с «Ласточка»

______________Н.Н. Васильева

Решение педагогического совета

от 08 сентября 2008 г.

Учебный план

Старшая группа

Название темы

Общее количество занятий

1.

Знакомство с жителями Песочной страны.

1

2.

Путешествие в Играй – город.

1

3.

Лес и его обитатели.

1

4.

Жители водоема.

1

5.

Домашние животные и их детеныши.

1

6.

Мы едем в гости. (Транспорт).

1

7.

Путешествие в пустыню.

1

8.

Космическое путешествие.

1

9.

Песочный зоопарк.

1

Итого в год:

9

Длительность одного занятия:

20-25 минут

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ласточка»

УТВЕРЖДЕНО

Заведующая МДОУ д/с «Ласточка»

______________Н.Н. Васильева

Решение педагогического совета

от 08 сентября 2008 г.

Учебный план

Подготовительная группа

Название темы

Общее количество занятий

1.

Путешествие в ПЕСКОГРАД.

1

2.

Насекомые. Звуки П-Т-К.

1

3.

Домашние животные и их детеныши. Звук М, МЬ.

1

4.

Дикие животные. Звуки Н-М.

1

5.

Животные жарких стран. Звуки Т-Д.

1

6.

Морские, речные и аквариумные обитатели. Звук Э.

1

7.

Транспорт. Звуки Ш-С.

1

8.

Пересказ русской народной сказки «Мужик и медведь»

1

9.

Звук и буква Ц.

1

10.

Путешествие в зеркально-песочное царство

1

11.

Поселок будущего.

1

12.

Песчаный город (на участке детского сада)

1

Итого в год:

12

Длительность одного занятия:

25-30 минут

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Общие условия организации песочной терапии.

Для коррекционных игр в песочнице используется следующее оборудование:

Для организации процесса песочной терапии потребуются: песочница (ящик для песка), песок, вода, коллекция миниатюрных фигурок.

Песочница

Размер. Песочница представляет собой деревянный ящик. Традиционный его размер в сантиметрах: 50х70х8 (где 50х70 – размер поля, а 8 сантиметров – глубина). Считается, что такой размер песочницы соответствует объему поля зрительного восприятия. Мы немало экспериментировали с размером и формой песочницы, и пришли к выводу, что данный размер, действительно, наиболее удачен и гармоничен.

Традиционный размер песочницы предназначен для индивидуальной работы. Когда мы переходим к групповой работе, пространство традиционной песочницы оказывается слишком малым. Поэтому для групповой работы мы рекомендуем использовать песочницу размером 100х140х8см.

Материал. Традиционным и предпочтительным материалом является дерево. В практике работы с песком во многих дошкольных учреждениях используются пластиковые ящики, но в них песок не «дышит».

Цвет. Традиционная песочница сочетает цвет дерева и голубой цвет. Дно и борта (за исключением внешней толщины досок бортов) окрашиваются в голубой цвет. Таким образом, дно символизирует воду, а борта – с небо.

Голубой цвет оказывает на человека умиротворяющее воздействие. Кроме того, наполненная песком, «голубая» песочница являет собой миниатюрную модель человеческого восприятия нашей планеты. Может ли песочница быть другого цвета? Почему бы и нет! Цвет бортов может меняться. Экспериментировать с разноцветными бортами песочницы можно при помощи разноцветных дощечек, по размеру четко «подогнанными» под борта песочницы. Однако если позволяют средства и пространство кабинета, можно экспериментировать и с разноцветными песочницами, когда дно и борта окрашиваются в один или несколько цветов. Если они одинакового размера, их можно хранить, складывая друг на друга, и образуя, таким образом, сказочный домик. Крыша сооружается из соломы и веток дополнительно. Разноцветные песочницы полезны не только для терапевтической, но и для коррекционно-развивающей работы с ребенком.

Итак, песочница готова. Теперь ее можно на одну треть или наполовину заполнять чистым (промытым и просеянным), прокаленным в духовом шкафу песком.

(Время от времени используемый песок необходимо менять или очищать. Очищение производится не реже одного раза в месяц. Песок нужно изъять из песочницы, просеять, промыть и прокалить.)

Для организации игр с песком вам будет необходим большой набор миниатюрных предметов и игрушек, символизирующих мир. В классической песочной терапии существует классификация предметов, используемых в процессе создания песочных картин.

Это фигурки:

  • Людей, разнообразных по: полу, возрасту, культурной и национальной принадлежности, профессии, времени жизни (от первобытных до современных людей). Фигурки должны быть как динамические, так и статические.
  • Наземных животных и насекомых (домашние, дикие, доисторические).
  • Летающих животных и насекомых (дикие, домашние, доисторические).
  • Обитателей водного мира (разнообразные рыбы, млекопитающие, моллюски, крабы).
  • Жилища и дома с мебелью (дома, дворцы, замки, постройки, мебель различных эпох, культур и назначения.).
  • Домашняя утварь (посуда, предметы обихода, убранства стола).
  • Деревья и другие растения (цветы, трава, кустарники, зелень и пр.).
  • Объекты небесного пространства (солнце, луна, звезды, радуга, облака).
  • Транспортные средства (наземный, водный, воздушный транспорт, гражданского и военного назначения, фантастические транспортные средства).
  • Объекты среды обитания человека (заборы, изгороди, мосты, ворота, дорожные знаки).
  • Предметы, связанные с верованиями человека (храмы, иконы, божки, алтари).
  • Объекты ландшафта и естественной активности Земли (вулканы, горы).
  • Аксессуары (бусы, маски, ткани, пуговицы, пряжки, ювелирные изделия и пр.).
  • Естественные природные предметы (кристаллы, камни, раковины, куски дерева, металла, семена, перья, отполированные водой стеклышки и пр.).
  • Оружие.
  • Фантастические предметы и персонажи мультфильмов, фэнтэзи, фигурки-оборотни.
  • Злодеи (злобные персонажи мультфильмов, мифов, сказок).

Итак, всё, что встречается в окружающем мире, может занять достойное место в коллекции. Если для занятий не хватает каких-либо фигурок-образов, их можно вылепить из пластилина, глины, теста, вырезать из бумаги.

Коллекция фигурок располагается на полках. Если места на полках недостаточно для размещения всей коллекции, то могут использоваться и прозрачные коробки.

Когда приходит на занятие ребенок, или группа детей, то предложение «поиграть в песочнице» выглядит совершенно естественным.

Технические средства обучения:

  • Фотоаппарат, магнитофон, видеокамера, музыкальные диски.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО:

Стихи:

Что нужно для игры в песок?

А нужно, в сущности, так мало:

Любовь, желанье, доброта.

Чтоб вера в детство не пропала.

Простейший ящик из стола

Покрасим голубою краской,

Горсть золотистого песка

Туда вольется дивной сказкой,

Игрушек маленьких набор

Возьмем в игру…Подобно Богу

Мы создадим свой Мир чудес,

Пройдя Познания дорогу.

(Т. Грабенко)

В ручейке вода струится,

В речке плещется вода.

Мы водою будем мыться,

Без воды нам никуда.

Городок наш песочный,

Ты стоишь над рекой.

Ты уютный, красивый,

Хоть не очень большой.

Здравствуй, солнце красное,

Здравствуй, утро ясное.

Здравствуй наш песочек,

Желтенький дружочек!

В ладошки наши посмотри,

В них доброту, любовь найди,

Песочный Человек, приди!

(Т. Грабенко)

В ладошки наши посмотри –

Мудрее стали ведь они!

Спасибо, милый наш песок,

Ты всем ты всем нам подрасти помог!

(Т.Грабенко)

(от лица Песочного Человечка)

Я вас слушал, я вас слышал,

Вот такие молодцы!

Вы – волшебники-творцы.

Я открою вам секреты,

Только знать надо при этом

Правила моей страны.

Очень все они просты!

Я сейчас их изложу

И запомнить попрошу!

Вы готовы мне внимать?

Значит, можно начинать?

Повторяйте все за мной!

Вредных нет детей в стране –

Ведь не место им в песке!

Здесь нельзя кусаться, драться

И в глаза песком кидаться!

Стран чужих не разорять!

Песок – мирная страна.

Можно строить и чудить,

Можно много сотворить:

Горы, реки и моря,

Чтобы жизнь вокруг была.

Дети, поняли меня?!

Или надо повторить?!

Чтоб запомнить и дружить!

(Т.Грабенко)

Вот какие малыши!

Как один все хороши!

Дом построили песочный.

Дом красивый! Это точно!

Есть окошки, крыша, двери.

Там живут игрушки-звери.

Мы сейчас гулять пойдем,

Тоже будем строить дом!

(Н.В.Нищева)

Нас сегодня ждет песочек

Чистый, свежий, золотой.

Залезай сюда, дружочек:

Хочешь рой, а хочешь строй.

Поселок наш песочный,

Любимый и родной,

Уютный и красивый,

Хоть и не большой!

Загадки:

Из меня куличек печь удобно,

Только есть его нельзя,

Я сыпучий, желтый,

Несъедобный,

Догадались вы кто я?

(песок)

Условия организации занятий с мокрым песком

  1. У детей не должно быть порезов на руках, кожных заболеваний.
  2. Дети для работы должны иметь клеенчатые передники.
  3. Вода, которой увлажняется песок, должна быть теплой. С каждым занятием температуру воды можно постепенно снижать, чтобы одновременно происходило дополнительное закаливание детей.
  4. Рядом с песочницей должен находиться источник чистой воды и салфетки.

Правила поведения в песочнице.

(старшая группа)

«Песочная Фея загрустила, потому что ее подружки песчинки потерялись и не смогли вернуться домой в песочницу. Песочная Фея просит тебя:

  1. Береги песчинки – не выбрасывай их из песочницы. Если случайно песок высыпался – покажи взрослому, и он поможет им вернуться обратно в песочницу. Нельзя выбрасывать песок из песочницы.
  2. Песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросаются ими в других детей. Нельзя брать песок в рот и бросать его в других людей.
  3. Песочная Фея любит, когда у детей чистые ручки и носы. Поиграл с песком – помой ручки и покажи чистые ладошки зеркалу».

Правила поведения в песочнице.

(подготовительная группа)

  1. Нельзя намеренно выбрасывать песок из песочницы.
  2. Нельзя бросать песок в других или брать его в рот.
  3. После игры надо помочь Песочной фее (хозяйка песочницы, Королева песочного мира, гномам, черепахе Тартиле и т.п.) убрать все игрушки на свои места.
  4. После игры в песке надо помыть руки.

ИГРЫ С ПЕСКОМ

ИГРЫ – ЗАНЯТИЯ С СУХИМ ПЕСКОМ

 «Наведи в песочнице порядок»

Перед ребенком в песочнице лежат буквы в перевернутом и правильном положении. Сначала педагог предлагает назвать только те буквы, которые лежат правильно, затем перевернуть те буквы, которые лежали неправильно, и назвать их.

Упражнение «Здравствуй песок!»

Цель: снижение психофизического напряжения.

Упражнение «Песочный дождик»

Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление.

Упражнение «Песочный ветер»

Цель: Дыхательное упражнение

Упражнение «Необыкновенные следы»

Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ-УПРАЖНЕНИЯ

Упражнение «Узоры на песке»

Цель: закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей.

Игра-упражнение «Маленькие волшебники – мы создаем мир»

Цель: развитие и расширение представлений ребенка об окружающем его мире живой и неживой природы, о рукотворном мире человека.

Упражнение «Мы едем в гости…»

Цель: развитие пространственных представлений, ориентировка в песочнице.

Упражнение «Песочные строители»

Цель: закрепление знаний о сенсорных эталонах, пространственных представлений, развитие слуховой и зрительной памяти.

Игра «Кто к нам приходил?»

Цель: развитие зрительного и тактильного восприятия.

Упражнение «Узоры на песке»

Цель: развитие зрительно-моторной координации, процесса классификации, воображения.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ С ПОГРУЖЕНИЕМ РУК В ПЕСОК

Игра-упражнение «Секретные задания кротов»

Цель: развитие тактильной чувствительности, расслабление, активизация интереса.

Игра-упражнение «Песочные прятки»

Цель: развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления, произвольности.

«Угадай, какая буква тебе попалась в руки»

Ребенку предлагается опустить руки в песок, найти букву и, не доставая ее из песка, определить, какая буква ему попалась в руки.

«Что спряталось в песке?»

Ребенку предлагается опустить руки в песок и найти то, что ему попадется. Затем педагог просит назвать все предметы, которые были найдены в песке. Можно поиграть в игру «Чего не стало?»: ребенок закрывает глаза, и в это время педагог убирает один или несколько предметов. Можно поменять предметы местами и попросить ребенка «навести порядок».

Игра "Построй ступеньки» (Деление слов на слоги).

 На возвышенностях, сделанных из песка, мы располагаем домики с одним, двумя и тремя окнами. Дети должны выложить ступеньки из слов, напечатанных на карточках, поделившись, по какому принципу они будут располагаться (строить ступеньки). Возле домика с одним окном выкладываются односложные слова; с двумя - двухсложные; с тремя окнами - трехсложные.

Игра «Мой город». 

Логопед дает задание выбрать фигурки, в названии которых есть заданный звук, и построить город, используя эти фигурки. Потом можно составить устный рассказ об этом городе и его жителях.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

  1. Аромштам М. Игры на влажном песке//Дошкольное образование -  июнь №12 2006
  2. Андрунь С. Чудеса из песка //Обруч №3 2007
  3. Бережная Н.Ф. Использование песочницы в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста//Дошкольная педагогика/январь, февраль/ 2007
  4. Бережная Н.Ф. Песочная терапия в коррекции эмоциональной сферы детей раннего и младшего дошкольного возраста// Дошкольная педагогика /июль, август/ 2006
  5. Грабенко Т.М. Игры с песком или песочная терапия//Дошкольная педагогика №5 /сентябрь, октябрь/ 2004
  6. Горошкова Л. Игры с песком и водой//Дошкольное воспитание №6/89
  7. Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. Практикум по песочной терапии
  8. Зинкевич – Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии/СПб.: Речь: ТЦ Сфера, 2001
  9. Зинкевич – Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Коррекционные развивающие и адаптирующие игры Спб.: Детство – Пресс, 2002
  10.  Зинкевич – Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Чудеса на песке: Практика песочной терапии (диск)
  11.  Кичура В.В. Конспекты занятий с использованием песочной игротерапии с детьми старшего дошкольного возраста//Дошкольная педагогика /май/2008
  12.  Кондратьева С.Ю. Игры с песком и водой в работе по формированию пространственно-количественных представлений у дошкольников с ЗПР//Дошкольная педагогика /май, июнь/ 2005
  13.  Семенова О.В. Использование песочной терапии при работе с детьми раннего возраста, имеющими проблемы в развитии//интернет
  14.  Сакович Н.А.  Технология игры в песок. Игры на мосту. – Спб.: Речь, 2008.
  15. Ульянова Э. Расти, репка на песке//Дошкольное образование №12 июнь 2006
  16. Шиманович Ю. Тайна песочницы// Обруч №4 2008

ПРИЛОЖЕНИЕ

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Ласточка»

Конспект

фронтального занятия по развитию связной речи

«Поселок будущего».

(подготовительная группа)

Учитель-логопед: Бумажникова Н.В.

п. Таёжный

2008 г.

ЦЕЛИ:

  1. Закрепить знания детей о поселке Таёжный, полученных на предыдущих занятиях.
  2. Формирование любви к малой Родине.
  3. Развитие связной речи детей, обучение рассказыванию.

ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ:

  1. Образовательные:

- обогащать и уточнять словарь детей по теме «Поселок будущего»;

- закрепить навык составления коллективного рассказа с использованием опорных слов;

- учить детей сооружать различные постройки в песке: дома, здания, мосты…;

- учить планировать процесс возведения постройки;

- учить работать в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу.

  1. Коррекционно-развивающие:

- развивать умение делать умозаключения, обобщения; правильно отвечать на вопросы логопеда;

- развивать память, мышление, общую и мелкую моторику;

- развивать пространственные представления при «чтении» графического плана поселка;

- развивать координацию движений.

  1. Воспитательные:

- воспитывать чувство гордости за свою Родину;

- воспитывать желание изучать свою малую Родину;

- воспитывать желание активно работать на занятии.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

  • экскурсии по поселку;
  • чтение стихов;
  • рассматривание фотографий о поселке;
  • рассматривание иллюстраций и фото, знакомящих детей с профессиями в поселке;
  • конструирование различных построек.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА: активизировать в речи детей слова – «таёжник», «таёжница», обогащать словарь детей за счет беседы по вопросам о посёлке.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА: помочь, затруднившимся детям в составлении рассказов о поселке.

МЕТОДЫ:

  1. Словесные: вопрос-ответ, пояснение, исправление, указание.
  2. Практические: работа по плану поселка.
  3. Игровые.

ПРИЁМЫ:

  1. Игровая ситуация, сюрпризный момент.
  2. Беседа.
  3. Словесная инструкция.
  4. Слушание песни о Таёжном.
  5. Игровая ситуация, сюрпризный момент.

ФОРМЫ РАБОТЫ:

  1. Подгрупповая;
  2. Индивидуальная.

ОБОРУДОВАНИЕ: массажный мяч, песочница, видеозапись с видами посёлка, фотографии поселка, план поселка, раздаточный материал для конструирования: мелкие предметы, игрушечные бруски, деревья, машины, человечки, самолеты; песня о Таёжном, магнитофон, музыка В. Шаинского «Вместе весело шагать», металлофон.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

ЛОГОПЕД: 1, 2, 3, 4, 5 — становитесь в круг играть.

Дети встают в круг вместе с логопедом. Звучит музыка.

ЛОГОПЕД: Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. И подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А выдохните через ротик все обиды, злобу, огорчение.

(Дети делают вдох и выдох 3 раза).

ЛОГОПЕД: А сейчас давайте пожелаем друг другу доброго утра, а поможет нам это сделать мячик.

Дети передают по кругу массажный мяч, говоря друг другу - «Доброе утро».

ЛОГОПЕД: Доброе утро, дети!

ЛОГОПЕД: Дети, как называется планета, на которой мы живем?

ДЕТИ: Мы живем на планете Земля!

ЛОГОПЕД: Как называется страна, в которой мы живем?

ДЕТИ: Наша страна называется Россия.

ЛОГОПЕД: Как называется область, в которой мы живем?

ДЕТИ: Мы живем в Тюменской области.

ЛОГОПЕД: Как называется район, в котором мы живем?

ДЕТИ: Мы живем в Советском районе.

ЛОГОПЕД: У каждого человека есть на земле место, где он родился и впервые увидел зарю, росу на траве, мамины глаза и ласковое солнце. Это место называется малой Родиной.

ЛОГОПЕД: Как называется поселок, в котором ты живешь?

ДЕТИ: Мы живем в посёлке Таёжный.

ЛОГОПЕД: Да, для многих из нас малая Родина – это наш посёлок Таёжный Советского района Тюменской области.

ЛОГОПЕД: Откуда такое интересное название? (дети отвечают)

(Звучит 1 куплет песни о Таёжном).

ЛОГОПЕД: Как называют людей, живущих в нашем поселке?

ДЕТИ: «Таёжники». А про кого можно сказать: «Таёжник», «Таёжница»?

ЛОГОПЕД: Нашему поселку всего 47 лет. (Тихо звучит продолжение песни о Таёжном). Раньше он был маленьким поселком. Потом он вырос и поменял свой облик. А хотели бы вы совершить путешествие по нашей малой Родине? Пешком пойдем или поедем на чем-нибудь?

ДЕТИ: Пешком, потому что поселок у нас маленький – все близко.

ЛОГОПЕД: Да, всюду ходим пешком: и в школу, и в больницу, и в магазин, и в детский сад, и на работу. А чтобы веселее шагать было, песенку запоём! Мы будем как бы еще раз идти по Таёжному и делать остановки там, где нам понравиться.

(Звучит музыка В. Шаинского «Вместе весело шагать»)

Чтоб в поселок наш попасть,

Всем сначала надо встать,

Хлопнуть, топнуть и нагнуться, (дети выполняют движения, соответствующие тексту).

Вновь подняться, улыбнуться.

Тихо сесть, глаза закрыть,

Дружно всем сказать слова:

Крибле – крабле – бумс - пора! (логопед проводит по металлофону палочкой)

Дети открывают глаза и видят перед собой план поселка.

Включается видеозапись. На экране панорама родных мест.

Логопед беседует с детьми:

  • Какие учреждения есть в нашем поселке?

ДЕТИ: Администрация поселка, школа, больница, д/сад…

(Дети находят на плане поселка эти здания)

ЛОГОПЕД: На какой улице находится наш детский сад?

(Дети показывают на плане поселка)

ЛОГОПЕД: Как называется улица, на которой ты живешь?

(Дети показывают на плане поселка)

ЛОГОПЕД: Как ты думаешь, почему ее так назвали?

  • Какие достопримечательности есть на вашей улице?
  • Расскажите, какие дома есть на вашей улице?
  • Где трудится большинство жителей нашего поселка? Почему?
  • Что строится в нашем поселке?
  • Что бы вы хотели построить в нашем поселке нового?

ЛОГОПЕД: Тогда я предлагаю вам стать архитекторами и строителями, построить то, что бы вы хотели видеть в своем поселке. Для этого вам помогут различные детали (мелкий строительный материал, машины, деревья и т.д.).

Дети подходят к песочнице и говорят:

Здравствуй, солнце красное,

Здравствуй, утро ясное,

Здравствуй, наш песочек,

Желтенький дружочек.

Дети строят в песке поселок будущего. Во время работы звучит песня о Таёжном. В ходе конструирования логопед беседует с детьми индивидуально.

ЛОГОПЕД:

  • Что ты строишь?
  • Где будет находиться это здание?
  • Для чего оно нужно в нашем посёлке? И т.д.

Молодцы! Хорошо потрудились! У вас получился красивый поселок будущего! Давайте прогуляемся и расскажем, что есть в этом поселке.

Физминутка: «По поселку мы гуляем».

По поселку мы гуляем (взявшись за руки, идут по кругу)

Все вокруг мы замечаем (останавливаются, делают руку «козырьком»)

В центе наша школа (руками показывают в центр круга)

Рядом детский сад.

Уютный и красивый

В нем полно ребят.

В поселке нашем любимом

Есть больница и магазины,

Школа, садик, леспромхоз,

Есть вокзал, аптека,

Почта и библиотека.

Поселок Таёжным зовется (приседают)

Хорошо нам в нем живется! (встают и показывают большие пальцы рук, поднятые вверх).

Составление коллективного рассказа.

ЛОГОПЕД: Познавательная получилась у нас прогулка. А теперь давайте составим подробный рассказ о нашем любимом поселке будущего, который вы построили (логопед раздает детям фотографии с видами Таёжного, и разных сооружений, которые дети используют при рассказывании: детский сад, школа, больница, магазины, аэропорт, парк,...)

Дети составляют короткий рассказ, соответствующий полученной карточке. Мини-рассказы детей записываются на магнитофон.

ЛОГОПЕД: Дети, послушайте, какой подробный, интересный рассказ у нас с вами получился (включается аудиозапись).

ЛОГОПЕД: Вот наш поселок. Он окружен лесом. В поселке много улиц, высоких домов, по дорогам ездят машины, с аэродрома взлетают самолеты…..

Поселок наш песочный,

Любимый и родной,

Уютный и красивый,

Хоть и не большой!

ЛОГОПЕД: Ребята, а если бы вы могли превратиться в песочных человечков, в каком месте поселка вы бы захотели жить? Почему?

ИТОГ ЗАНЯТИЯ:

ЛОГОПЕД: Меня порадовало, что вы много знаете о своем родном крае. Любите поселок – свою малую Родину, заботитесь о нем, дружите с ним, мечтаете о том, каким станет ваш посёлок в будущем. И жизнь ваша станет намного интереснее. А сегодняшнее путешествие наше закончилось:

1, 2, 3, 4, 5, - в детском саду окажитесь опять.

Список литературы:

  1. Журнал «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития»

№ 3 2004 г.; № 3 2006 г., ООО Издательство «Школьная Пресса»

  1. Оверчук Т.И., «Мой родной дом» - программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников, - М., 2004.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Ласточка»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

с группой детей ОНР (старшая группа)

 «Звук М»

лексическая тема: «Игрушки»

Учитель – логопед:         Бумажникова Н.В.

п. Таежный

2007 год

Тема: Звук «М»

Лексическая тема: «Игрушки»

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ

Образовательные:

  • Научить ребенка четко произносить звук «М», учить интонационно выделять этот звук в слогах, словах, фразах, дифференцировать звуки на слух и в произношении;
  • Ввести в пассивный и активный словарь ребенка понятия: «согласный звук», «твердый согласный звук»;
  • Учить определять место звука «М» в начале, конце слов.
  • Учить анализировать слоги типа АМ, МА;
  • Учить договаривать предложения по картинкам;
  • Расширять и активизировать словарь по теме «Игрушки»;
  • Закрепить знания детей о согласовании местоимений МОЙ, МОЯ с существительными; образование слов с уменьшительно-ласкательным суффиксом и знания детей о гласных звуках;

Коррекционные:

  • Совершенствовать фонематический и фонетический слух и восприятие, артикуляционную и мелкую моторику, тактильные ощущения;

Воспитательные:

  • Вызвать эмоциональный настрой на сказку;
  • Воспитание интереса к логопедическим занятиям, к учению, к культуре взаимоотношений;

Оборудование 

  1. демонстрационное:

игрушки и картинки со звуком «М», «Замки звуков» (красный и синий замки), звуковички гласных звуков, игрушка – кукла - Петрушка, Гном – игрушка, страна «Гномия» с мелкими игрушками, песочница, «волшебное дерево», «волшебная» палочка, мольберт.

  1. индивидуальное: (по количеству детей)

индивидуальные зеркала, символы звуков «М», угощение, мелкие игрушки (гномики и бегемоты), раздаточный материал в розетках со звуками (гласными и согласными), карточка на определение звука в слове.

Предварительная работа: изучение гласных звуков, изготовление Звуковичков, символов гласных и согласных звуков, изготовление карточек для определения звуков в слове, работа в песочнице с «секретиками», рисование в песочнице.

Словарная работа: активизировать в речи слова со звуком «М».

Индивидуальная работа: помочь Жене Д. и Ирине Ш. при работе с карточками на определение места звука в слове.

Методы и приемы: 

Наглядные: – замки звуков, игрушки, кукла Петрушка, «секретики», угощение.

Словесные: путешествие в сказочную страну, игра с Петрушкой.

Практические: работа со звуковичками; использование нетрадиционных методов сказкотерапии, пескотерапии, куклотерапии, музыкотерапии.

Ход занятия

1. Организационный момент:

     Сидит Незнайка и плачет. Дети входят в зал.

Воспитатель: Здравствуй, Незнайка. Что случилось? Почему ты плачешь?

Незнайка: Как же мне не плакать. Меня опять не взяли в школу.

Воспитатель: Почему?

Незнайка: Потому что я не знаю ни одной буквы, ни одного звука, я не умею читать.

Воспитатель: Это потому Незнайка, что ты не ходишь в детский сад, а вот наши ребята, хотя и маленькие, готовы к школе, учат звуки.

Незнайка: А вот Знайка сказал, что мне надо в чудесную страну букв и звуков, где даже можно научиться читать. Но я не знаю где она!

(открываются шторы), звучит мелодия «Маленькая страна»

2. Введение в тему:

Логопед: Здравствуйте ребята, здравствуй Незнайка. Мне очень приятно, что ты наконец-то хочешь научиться читать и пойти в школу. Ребята, а вы не хотите проверить свои знания и узнать что-то новое?

Дети: Да.

3. Повторение пройденного материала:

Логопед: Тогда я приглашаю вас в этот чудесный замок – Звукоград. Посмотрите, какой красивый замок! Кто в нем живет, как вы думаете?

Дети: Гласные звуки.

Логопед: Почему мы их называем гласными?

Дети: Потому что нет никакой преграды во рту, они поются и тянутся.

Логопед: Да, ребята, в этом замке живут гласные звуки, с которыми мы уже знакомы. А ты, Незнайка, знаешь эти звуки? Тогда учи и запоминай.

Логопед: 

  • Я буду называть звуки, а вы хлопайте в ладоши, если есть тут звук «А» («У», «И»): а, н, п, у, л, д, и, а.
  • Я буду называть слоги, а вы, если в этом слоге есть звук «А» поднимете руку, потопайте ногами, (аналогично с «У», «И»).
  • Определите по губам, какой звук я задумала (беззвучная артикуляция).
  • Молодцы! На плакате что-то написано. Давайте прочитаем:  (ПРИЛОЖЕНИЕ № 1)

Логопед: В этом замке нас встречают куклы Аня, Ира и Уля. Почему они такие грустные? Что можно подарить девочкам: Ане, Уле и Ире, чтобы они стали веселые? Давайте подарим им игрушки, с которыми им интересно будет играть.

Ане мы подарим: (автобус, апельсин, абрикос…).

Уле мы подарим: (утюг, улитку, уточку…).

Ире мы подарим: (индюка, ириску, ….).

Незнайка: Я тоже хочу подарить девочкам игрушку – машинку.

Логопед: Ну, что ты, Незнайка, девочки не играют с машинками. Давай мы возьмем ее с собой в другой замок, там она нам пригодится.

4. Изучение нового материала:

Логопед: _        По дорожке мы пойдем,

В другой замок попадем! (Незнайка идет с машиной.)

(дети продолжают путь к другому замку, и по дороге им встречается корова)

Логопед: Как мычит корова?

Дети: М М М. Я приглашаю вас в мой замок, присаживайтесь.

Логопед: Когда мы произносим звук «М»:

     губки сомкнуты без напряжения;

     воздух выходит через нос;

     горлышко «работает».

(Дети смотрят в зеркала и произносят звук «М»).

     Логопед показывает символ звука «М»: корова мычит: МММ.., затем объясняет, что звук «М» петь нельзя, т.к. губки создают преграду воздуху. Это звук согласный, твердый, звонкий  (горлышко «работает»), поэтому мы обозначим звук «М» синим кружком с колокольчиком.

Логопед: Может он жить в Красном замке – Звукограде?

Дети: Нет.

Логопед: В какой замок мы его поселим? Конечно, этот звук мы поселим в замок согласных звуков.

Дидактическое упражнение «Хлопни в ладоши»

Логопед произносит ряд звуков, и просит ребенка хлопнуть в ладоши в том случае, если услышит звук «М».

  • Логопед произносит ряд слогов и просит ребенка поднять руку в том случае, если услышит звук «М»
  • Читаем: АМ-МА, УМ-МУ, ИМ-МИ.
  • Повторите за мной слоговой ряд: МА-МУ, МУ-МИ, МИ-МА; АМ-УМ, УМ-ИМ, ИМ-АМ.

Логопед: Какие игрушки вы видите? Назовите их (машина, матрешка, молоток, мышка).

  • Какой одинаковый звук слышится во всех этих словах?

Дети: Звук «М».

Ребенку предлагается выбрать игрушки в названиях, которых звук «М» стоит:

- в начале слова

- в конце слова

Для определения места звука «М» в слове используем карточку с пуговицей.

Логопед: АМ – выложите на столе схему слова, УМ

Логопед: И ребята, и Незнайка, вы, молодцы! Хорошо выполняли задания

Логопед: Продолжаем дальше путь.

5. Закрепление нового материала:

(на ширме появляется Петрушка)

Петрушка: Здравствуйте ребятишки, девчонки и мальчишки!

Согласование местоимений мой, моя с существительными.

Петрушка: Этот мяч теперь моя

                    И хозяин тоже я!

Логопед: Этот мяч и твой и мой

                 Им играем мы с тобой.

Петрушка: Мой машинка, мой матрешка,

                    Моя медведь и мой гармошка.

Логопед: И машинка тут твоя,

                 И матрешка тут твоя,

                 Твой медведь, твоя гармошка,

                 Поучись у нас немножко!

     Логопед раздает детям игрушки.

Логопед: Это теперь ваши игрушки, скажите Петрушке, как нужно правильно сказать: мой или моя.

(дети учат Петрушку)

Петрушка: Спасибо, что вы научили меня, за это я вам подарю красивую коробочку, да непростую, а волшебную.

Логопед: Спасибо, Петрушка. Ребята, давайте заглянем в нее. Что там? (картинки: дом, сом, гном). Да это же картинки из моего сна! Хотите, я вам его расскажу?

Дети: Да, хотим!

Логопед: Слушайте внимательно и подсказывайте слова, а картинки вам помогут.

Игра «Подскажи словечко»

Логопед: Мне приснился странный сон:

                 В лесу стоит высокий … (дом),

                 В нем живет веселый … (гном),

                 А вместе с ним усатый … (сом).

- Где слышится звук «М».

Дети: В конце слова.

Логопед. Все ли картинки мы достали? (коробка пуста).

- Ой, я слышу, что-то шуршит в коробке (открывают, а там маленький гном и песок).

Логопед. А теперь наша дорога лежит в Гномию. И все предметы, которые я задену волшебной палочкой, превращаются в маленькие, и называть мы их будем ласково. Смотрите: была Маша – стала Машенька,

была машина – стала машинка,

был дом - …,

молоток …,

дерево …,

папа …, мама….., дочь…,

гном…

Гном приглашает нас к песочнице, где в песке спрятаны «секретики». Мы будем их искать и рассказывать о своем «секретике». Дети ищут «секретики» в песке и рассказывают о них.

- Просейте песок между пальчиков.

- Разровняйте песок ладошками.

- Нарисуйте дорожку.

- Разровняйте песок.

- Нарисуйте кружок.

- Разровняйте песок.

Логопед: Скажем волшебные слова:

Ты, секретик, мой секрет,

Пролежи еще сто лет.

6. Заключительная часть:

Логопед: Друг за другом мы пойдем

                В сад волшебный попадем

                Чудо-дерево найдем

                 Что с него мы соберем?

Дорогие, ребята и Незнайка, волшебное дерево за ваши знания хочет вас угостить чудесными плодами.

Волшебное дерево,

Спасибо тебе!

Мы немножко взяли

Сладостей себе

Пусть другие дети

Вновь к тебе придут

И на твоих ветках сладости найдут.

Логопед: Вот и закончилось наше сказочное путешествие. Понравилось оно вам? Вы были молодцы. Что вы узнали нового и чему научились? Я думаю, что мы с вами еще не раз встретимся. До свидания, ребята, до новых встреч!

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Фронтальное занятие:

«Звук и буква Ц»

(подготовительная группа)


Цели: познакомить детей со звуком Ц и буквой Ц; Развитие фонематического слуха; научить произносить звук Ц в слогах, словах, предложениях; учить определять место звука в слове; совершенствовать навыки звуко-слогового анализа слова ЦЫП; развивать мелкую моторику рук детей и графомоторные навыки.

Оборудование: дед, баба, курица с цыплятами, скорлупки с заданиями, звук Ц, символ звука Ц, песочница, картинки со звуком в начале, середине и конце слова, тучка, прикрепленная к потолку, буквы Ц, схемы для звуко-слогового анализа.

Ход занятия

Организационный момент. Ребята, отгадайте загадку:

Явился в желтой шубке,

Прощайте две скорлупки.

(цыпленок)

- А кто мама цыплят?

Дети: курица.

- А хотите я расскажу вам сказку?

1. Логопед рассказывает детям сказку:

Жили-были дед да баба и была у них курица-ряба. Снесла курица яйца не золотые, а простые, и вылупились из них маленькие, желтенькие цыплята. Но вдруг прилетела злая волшебница и унесла маленьких цыплят в далекую песочную страну. Плачет дед, плачет баба, плачет курица: «Спасите моих маленьких цыплят».

- Ребята, поможем курице? Спасем ее маленьких цыплят?

Дети: Да.

- Но чтобы попасть в эту страну, надо выполнить много заданий. Но я думаю, что вы справитесь с ними. Итак, отправляемся в путь.

1. А вот и первое задание: Произнесите правильно звук Ц.

Дети произносят звук Ц хором, индивидуально. Логопед дает характеристику звука Ц (согласный, глухой, твердый, обозначаем синим кружком).

-Молодцы, ребята! С этим заданием вы справились.

2. Повторение слоговой цепочки за логопедом.

Повторяйте за мной:

ЦА - ЦО – ЦУ – ЦЫ

АЦ – ОЦ – УЦ – ЫЦ

3. Закончить слова  слогом ЦА.

А теперь я буду говорить слова, а вы заканчивайте это слово слогом ЦА: мельни (ЦА), води(ЦА), певи(ЦА), кури(ЦА), умни(ЦА), больни(ЦА).

Молодцы, ребята. Наш путь продолжается.

4. Выделение звука Ц в начале, середине, конце слова по картинкам.

Не устали вы в пути?

Хотите водицы испить из колодца?

Дети: Да.

Ой, а водицы-то нет. Что это?

Логопед достает из колодца картинку.

Дети: Кольцо.

- А где в этом слове находится звук Ц?

Дети: в середине слова.

- Правильно.

Логопед помещает картинку на панно. И т.д. с остальными картинками. Дети достают картинки, называют слово, место звука Ц в слове и помещают на панно.

5. Отгадывание загадок.

Продолжаем наш путь.(на пути дерево). Дерево преграждает нам путь в песочную страну. Нужно отгадать загадки и тогда может быть дерево нас пропустит.

Логопед загадывает детям загадки.

На грядке длинный и зеленый,

А в кадке желтый и соленый.

На гору бегом,

С горы кувырком.

6. Составление предложений по картинкам-отгадкам.

А теперь давайте составим предложения со словами-отгадками.

Дети составляют предложения. Дерево убирается. Перед детьми песочная страна.

- Ну вот мы и в песочной стране. Давайте позовем цыплят: ЦЫП-ЦЫП-ЦЫП.

Что такое? Не откликаются наши цыплятки. Нужно выполнить еще одно задание, тогда мы их точно найдем.

7. Составление схемы слова ЦЫП.

-Давайте составим схему слова ЦЫП.

Дети делают звуко - слоговой анализ слова.

Звучит музыка ветра, буквы падают с тучки.

8. Знакомство с буквой Ц.

-Ой, что это, ребята?

Дети: Буквы.

-А какая это буква? Может кто-то из вас уже знает?

Дети: Это буква Ц.

- Звуку Ц соответствует буква Ц.Давайте напишем букву Ц на песке.

Дети пишут букву Ц на песке и видят в песке цыпленка. Находят в песке всех цыплят.

-Вот мы и нашли всех цыплят. Давайте отнесем их курице.

Дети относят цыплят курице.

9. Итог занятия.

Дети, дедушка и бабушка спрашивают какие задания вы выполняли? Трудные ли были задания? С каким звуком мы сегодня познакомились? Дедушка и бабушка благодарят вас, и пока вас не было, курица снесла еще яйца, но не простые, а волшебные. Они с сюрпризом. Угощайтесь!

Логопед раздает детям шоколадные яйца и прощается с ними.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический опыт.Коррекция речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста (ОНР) средствами песочной терапии»

Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Речевое развитие в ДОУ включает в себя владение речью как средством общения и культуры, обогащение активного ...

ПРОГРАММА «ПЕСОЧНАЯ СТРАНА» «Коррекция речевых нарушений у детей средствами песочной терапии»

В настоящее время значительно возрос интерес специалистов: педагогов, психологов, логопедов к специально организованным занятиям с использованием песочницы. И это не случайно, ведь игра с песком как п...

Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Коррекция речевых нарушений у детей дошкольного возраста через логоритмику»

В последнее время проблема развития обучения и воспитания детей дошкольного возраста становится особенно значимой. Детей с нарушениями речи с каждым годом становится все больше и им следует вовремя и ...

Мастер – класс «Коррекция речевых нарушений у детей средствами песочной игротерапии»

Цель: Познакомить педагогов с возможностями песочной игротерапии.Задачи:Дать определение песочной терапии.Познакомить педагогов с играми, используемыми на занятиях.Способствовать развитию интерес...

КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ

КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ...