Методическая разработка по продуктивному виду деятельности с детьми раннего возраста "Песочная терапия"
методическая разработка (младшая группа)
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании», «Концепцией по дошкольному воспитанию», основным приоритетом образования сегодня выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком: принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей и забота об его эмоциональном благополучии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razraboka_kuznetsova_o.a.no_2.docx | 817.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №1 «Светлячок»
Методическая разработка по продуктивному виду деятельности с детьми раннего возраста
« Песочная терапия»
Выполнила: воспитатель
Кузнецова Ольга Анатольевна
г. Семёнов
2018г
Структура методической разработки:
1. Пояснительная записка
2.Актуальность
3. Цели и задачи методической разработки
4. Предполагаемый результат
5. Организационно-педагогические условия
6. Комплексно-тематическое планирование
7. Материально-техническое обеспечение
8. Формы диагностики
9. Критерии освоения материала
10. Методическое обеспечение.
11. Литература
1. Пояснительная записка
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании», «Концепцией по дошкольному воспитанию», основным приоритетом образования сегодня выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком: принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей и забота о его эмоциональном благополучии. В качестве важнейшего условия гармонического развития личности А.С. Выготский называл единство формирования эмоциональной и интеллектуальной сфер психики ребенка. «Под влиянием эмоций качественно по-новому проявляется и внимание, и мышление и речь, усиливается конкуренция мотивов, совершенствуется механизм эмоциональной коррекции поведения. В последние годы в системе воспитания и обучения стала прослеживаться тенденция к интеллектуальному развитию ребёнка, но при этом развитию эмоциональной сферы часто уделяется недостаточное внимание. Умственное развитие ребёнка тесным образом связано с особенностями мира его чувств и переживаний. Маленькие дети часто находятся в “плену чувств”, поскольку ещё не могут управлять своими чувствами, что приводит к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми. Так как особенности личностного развития могут существенно ограничивать возможности ребенка в развитии познавательной и эмоциональной сферах, то необходима такая коррекционная программа, которая в игровой форме, не нарушая естественной активности ребенка, будет оказывать эффективную помощь. Познакомившись с системой работы и методическими рекомендациями в пособиях Т.А. Андреенко: «Использование кинетического песка в работе с дошкольниками»; О.Ю. Епанчинцевой: «Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста»; Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич – Евстигнеевой: «Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры»; Н.В.Зеленцовой – Пешковой: «Элементы песочной терапии»; О.Б. Сапожниковой и Е. В. Гарновой: «Песочная терапия в развитии дошкольников»; М. А.Федосеевой: «Занятия по развитию эмоциональной и познавательной сферы средствами песочной терапии»; О. Н. Каушкаль, И.Н. Чернышовой: «Познавательно – речевое развитие дошкольников в игровой деятельности с песком «Сказка в песочнице» - мы разработали Методическую разработку коррекции эмоционально-волевой и познавательной сфер ребенка младшего дошкольного возраста, с использованием арт - терапевтических методов (в том числе- песочной терапии). Казалось бы, все очень просто: ребенок строит что-то из песка, без сожаления разрушает созданные им самим творения и снова строит. Но именно это простое действие хранит уникальную тайну: нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено, — на смену старому всегда приходит новое. Многократно проживая эту тайну, малыш достигает состояния равновесия, уходят тревога и страх. Еще одно важнейшее психотерапевтическое свойство песка — возможность изменения сюжета, событий, взаимоотношений. Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, ребенку предоставляется возможность изменения дискомфортной для него ситуации. Он учится самостоятельно преодолевать трудности. Если говорить о терапевтических качествах кинетического песка, то песочная терапия в детском саду — это та самая прекрасная возможность педагога для развития творческих склонностей в ребенке, а также его самовыражения, простой и действенный способ научить малыша выражать свои чувства, эмоции, переживания. Хороша песочная терапия для дошкольников и тем, что при создании тех или иных композиций здесь не нужны художественные навыки, как в рисовании. А значит, нет место и разочарованиям, ошибкам и неуверенности в собственных силах. На «песочном» занятии дети раскованы, веселы и воодушевлены: они создают собственный мир, и делать это бесконечно приятно. Песочная терапия сродни игре, а в игре ребенок познает окружающий мир, преодолевает трудности, учится решать взрослые проблемы. В сочетании с пальчиковой гимнастикой, драматизацией и мимическими этюдами, занятие позволяет гармонизировать эмоциональное состояние ребенка, развивать все познавательные процессы и сенсомоторные навыки.
2. Актуальность
В ФГОС дошкольного воспитания складывается потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребенка. Взаимодействие с песком очищает энергетику человека и стабилизирует его эмоциональное состояние. Игры с песком позитивно влияют на эмоциональное самочувствие, и это делает его уникальным средством для развития ребенка, в оптимальном комбинировании различных методов и приемов профилактики психоэмоционального напряжения и в использовании метода песочной терапии в работе с детьми дошкольного возраста с целью развития их творческих способностей.
Взаимодействие с песком очищает энергетику человека и стабилизирует его эмоциональное состояние. Песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную психическую энергию. Использование песочницы даёт комплексный образовательно-терапевтический эффект.
На песочном «листе» перед педагогом раскрывается внутренний мир ребенка. Этот мир становится реально осязаемым.
3. Цели и задачи методической разработки
Цель - развитие творческого потенциала детей арт-средствами: кинестичекий песок; стеклянные кристаллы, камни, цветотерапия, поролонотерапия)
Задачи:
- развитие творческих, созидающих возможностей личности;
- формирование эмоционального равновесия и позитивного восприятия мира;
- формирование позитивных коммуникативных моделей;
- творческая коррекция проблемных ситуаций;
- коррекция страхов, замкнутости, агрессивности;
- повышение личностного потенциала ребёнка (уверенность, самостоятельность, ответственность);
- развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, воображения);
- развитие навыков общения.
4. Предполагаемый результат
1.Осознанное желание действовать с различным игровым материалом. 2.Развитые умения создавать игровую среду в песочнице.
3. Сформированные умения использовать различные виды восприятия: зрительное, тактильное, слуховое, звуковое при восприятии предметов.
4 Умения детей разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям или из личного опыта в театре на песке.
5. Развитое эмоциональное проявление самочувствия детей: отсутствие или сниженный уровень нервно – психического напряжения; положительные эмоции.
6. Сформированные дружеские взаимоотношения между детьми, навыки доброжелательного игрового взаимодействия.
7. Умение отражать посредством обыгрывания игровых ситуаций умения самостоятельного разрешения конфликтов.
8. Умение слушать и слышать друг друга.
5. Организационно-педагогические условия
Настоящая методическая разработка составлена с учётом возрастных и психофизических особенностей детей 2-4 года жизни.
Срок реализации – 1 год.
Место использования в педагогическом процессе:
Совместная образовательная, игровая и досуговая деятельность.
«Песочная терапия» является дополнительным компонентом воспитательного процесса, где дети нормализуют свое психоэмоциональное состояние, снижают агрессивность, корректируют тревожность, решают проблемы межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, т.е. корректируют неблагоприятные варианты социального развития. Принципы:
1. Присоединение к ребенку. Песочная картина, создаваемая ребенком, содержит богатую информацию о его внутреннем мире и актуальном состоянии. Понять ребенка и его проблемы, почувствовав ритм песочной картины, ощутив неповторимый образный строй картины, — все это входит в понятие присоединения. 2. Искренняя заинтересованность, заинтригованность событиями и сюжетами, разворачивающимися в песочнице. 3. Строгое следование профессиональной и общечеловеческой этике. 4. Реальное «проживание» ситуаций вместе с героями, переход воображаемой ситуации в реальную и наоборот. 5.Осмысление опыта и ситуации, взгляд со стороны. 6.Принцип обмена и партнерства. 7.Принцип оживления абстрактных символов. Для реализации поставленных целей и задач нами был разработан план работы, который включал следующие этапы: 1 этап Подготовительный (сентябрь – октябрь) 1. Изучение литературы по сенсорики и изучение свойств песка. 2. Составление перспективного плана работы. 3. Создание условий для эффективного использования игр. 4. Подбор дидактического материала и игр. 5. Беседа с родителями по выявлению знаний о сенсорном развитии. 6. Диагностика детей. 2 этап Практический (ноябрь – апрель)
1. Знакомство детей с дидактическим материалом и играми. 2. Проведение дидактических игр и игр-занятий. 3. Проведение консультации для родителей «Сенсорное воспитание ребенка», «Чудо-песок». 4. Беседа «Чем занять ребенка двух – четырех лет дома». 3 этап Заключительный (май) 1. Итоговая аттестация детей. 2. Проведение родительского собрания «Игра как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста». 3. Открытое занятие для педагогов ДОУ в младшей группе «Страна игрушек». 4. Выступление с презентацией опыта работы на педсовете по теме «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в разных видах деятельности». 5. Создание картотеки дидактических игр по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста. 6. Публикация материалов из опыта работы в педагогическом интернет – сообществе.
Формы организации деятельности воспитанников:
- Подгрупповая
- Индивидуальная
Виды техник:
- психокоррекционные занятия с детьми младшего дошкольного
возраста;
- игровые тренинги;
- дидактическая песочница-обучение через игру с песком.
6. Комплексно – тематическое планирование занятий с детьми 2-4 лет
Сентябрь | 1-я неделя | 1. «Знакомство с песком»
| 1.Познакомить детей с песочницей, правилами игры в ней. 2.Развивать интерес к играм с песком. 3.Учить проговаривать свои ощущения 4.Вызвать положительные эмоции. | Песочница | |||
2-я неделя | 2. «Колобок» (Т.А.Андреенко . Использование кинетического песка в работе дошкольниками, Издательство: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2017 . с.17-21) | 1.Обогащать тактильный опыт детей. 2.Развивать мелкую моторику. 3. Развивать речь, мышление, наблюдательность | Песочница, набор игрушек к сказке | ||||
3-я неделя | 3. «Повтори-ка» (Т.А.Андреенко . Использование кинетического песка в работе дошкольниками, Издательство: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2017 . с.21-22) |
| Песочница, совочки, набор песочный, салфетки, зеркальце, фасоль, «человечки- настроения». | ||||
4-я неделя | 4.«Что спрятано» (Т.А.Андреенко . Использование кинетического песка в работе дошкольниками, Издательство: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2017 . с.23-25) | 1.Развивать зрительно – моторную, двигательную координацию. 2.Развивать тактильное восприятие. 3.Способствовать снижению напряжения. 4.Обогащать словарь. 5.Развивать положительные эмоции. | Песочница, набор мелких фигурок, Мячики, салфетки. | ||||
Октябрь | 1-я неделя | 5. «Наши шустрые ручки» (Т.А.Андреенко . Использование кинетического песка в работе дошкольниками, Издательство: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2017 . с.25-26) | 1.Обогащать тактильный опыт детей. 2.Развивать мелкую моторику. 3.Развивать речь, мышление. 4.Развивать тактильное восприятие. 5.Создать у детей радостное настроение. | Песочница, большие маленькие стаканчики, совочки, игрушка Заяц | |||
2-я неделя | 6.«Заборчики» (Т.А.Андреенко . Использование кинетического песка в работе дошкольниками, Издательство: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2017 . с.26-28) | 1.Закрепить с детьми правила поведения в песочнице. 2.Развивать словарный запас 3.Создать положительный эмоциональный настрой. | Песочница, набор животные леса | ||||
3-я неделя | 7.«Спасение от злого великана». (Т.А.Андреенко . Использование кинетического песка в работе дошкольниками, Издательство: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2017 . с.28-29) | 1.Снижать психофизическое напряжение. 2.Развивать чувства эмпатии, путем тактильных взаимодействий. 3.Учить отражать в речи свои ощущения, настроение 4.Развивать мелкую моторику. | |||||
4-я неделя | 8. « 8.Норки для зверюшек». ( Т.А.Андреенко . Использование кинетического песка в работе дошкольниками, Издательство: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2017 . с.29-30) | 1.Расширять представления детей об окружающем мире. 2.Развивать воображение, творческое мышление, умение гармонично общаться друг с другом, 3.Совершенствовать развитие пальцевой моторики. | Песочница, наборы «Лего», фигурки, салфетки. | ||||
Ноябрь | 1-я неделя | 9. «Прятки» (Т.А.Андреенко . Использование кинетического песка в работе дошкольниками, Издательство: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2017 . с30-31) | 1.Познакомить детей с песочницей. 2.Закрепить, уточнить, систематизировать знания о природном материале- песке. 3.Развивать интерес к играм с песком. 4.Создать у детей радостное настроение. | Песочница, набор фигурок | |||
2-я неделя | 10. «Веселые музыканты» (Т.А.Андреенко . Использование кинетического песка в работе дошкольниками, Издательство: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2017 . с.32-34) | 1.Закрепить с детьми правила поведения в песочнице. 2.Создать положительный эмоциональный настрой. 3.Воспитывать аккуратность. | Песочница, набор фигурок | ||||
3-я неделя | 11. «Овощи и фрукты». (Т.А.Андреенко . Использование кинетического песка в работе дошкольниками, Издательство: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2017 . с.34) | 1.Развивать мелкую моторику. 2.Расширять представления детей об окружающем мире. 3.Развивать воображение, творческое мышление, умение гармонично общаться друг с другом, взаимодействовать. | Песочница, | ||||
4-я неделя | 12.«Песочные таланты» (Т.А.Андреенко . Использование кинетического песка в работе дошкольниками, Издательство: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2017 . с.34-35) | 1.Развивать воображение, творческое мышление, умение гармонично общаться друг с другом, взаимодействовать. 2.Совершенствовать развитие пальцевой моторики. | Песочница, наборы «домашние животные», фигурки, | ||||
декабрь | 1-я неделя | 13.«Домики для друзей» (Т.А.Андреенко . Использование кинетического песка в работе дошкольниками, Издательство: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2017 . с.35-36) | 1.Развивать интерес к играм с песком. 2.Создать у детей радостное настроение. | Песочница, цветные камешки и стеклянные сферы. | |||
2-я неделя | 14.«Раскопки». (Т.А.Андреенко . Использование кинетического песка в работе дошкольниками, Издательство: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2017 . с.36) | 1. Создать положительный эмоциональный настрой. 2.Воспитывать аккуратность. | Песочница, машинки, поезд, набор формочек, дорожки накладные | ||||
3-я неделя | 15.«Змейки» (Т.А.Андреенко . Использование кинетического песка в работе дошкольниками, Издательство: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2017 . с.37) | 1.Учить отражать в речи свои ощущения, настроение 2.Развивать мелкую моторику. | Песочница, лейка, формочки, совочки, сито, салфетки. | ||||
4-я неделя |
16.«Волшебные цветы» (Т.А.Андреенко . Использование кинетического песка в работе дошкольниками, Издательство: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2017 . с.38) | 1.Расширять представления детей об окружающем мире. 2.Совершенствовать развитие пальцевой моторики. | Песочница, наборы, фигурки, | ||||
Январь | 1-я неделя | 17. «Пчелка на цветочке». (Т.А.Андреенко . Использование кинетического песка в работе дошкольниками, Издательство: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2017 . с.39) | 1.Развивать интерес к играм с песком. 2.Создать у детей радостное настроение. | Песочница, набор формочек, Цветок, мелкие игрушки. | |||
2-я неделя | 18.«Собери грибочки» (Т.А.Андреенко . Использование кинетического песка в работе дошкольниками, Издательство: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2017 . с.39-40) | 1.Закрепить с детьми правила поведения в песочнице. 2. Создать положительный эмоциональный настрой. 3.Развивать диалогическую речь. 4.Воспитывать аккуратность. | Песочница, елочки, грибочки. | ||||
3-я неделя | 19. «Путешествие с игрушками». .(Т.А.Андреенко . Использование кинетического песка в работе дошкольниками, Издательство: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2017 . с.40-41) | 1. Учить отражать в речи свои ощущения, настроение 2.Развивать мелкую моторику. | Песочница, мелкие игрушки. наборы геометр-их форм, фигурки, | ||||
4-я неделя | 20.«Повторюшки». (Т.А.Андреенко. Использование кинетического песка в работе дошкольниками, Издательство: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2017 . с.41-42) | 1.Расширять представления детей об окружающем мире. 2.Развивать воображение, творческое мышление, умение гармонично общаться друг с другом, взаимодействовать. 3.Совершенствовать развитие пальцевой моторики. | Песочница, пульверизаторы, дополнительный материал, салфетки | ||||
Февраль | 1-я неделя | 21. «Солнечный денек». (Т.А.Андреенко. Использование кинетического песка в работе дошкольниками, Издательство: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2017 . с.42-43) | 1.Развивать интерес к играм с песком. 2.Создать у детей радостное настроение. | Песочница, кукла, набор посуды, формочки | |||
2-я неделя | 22. «Золотая рыбка». (Т.А.Андреенко. Использование кинетического песка в работе дошкольниками, Издательство: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2017 . с.43-44) | 1.Создать положительный эмоциональный настрой. 2.Развивать диалогическую речь. 3.Воспитывать аккуратность. | Песочница, формы геометрические, совки | ||||
3-я неделя | 23.«Сорока-воровка». (Т.А.Андреенко. Использование кинетического песка в работе дошкольниками, Издательство: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2017 . с.44-45) | 1.Снизить психофизическое напряжения. 2.. Учить отражать в речи свои ощущения, настроение 3.Развивать мелкую моторику. | Стол для рисования песком с подсветкой, салфетки. | ||||
4-я неделя |
24.«В гостях у крота» (Т.А.Андреенко. Использование кинетического песка в работе дошкольниками, Издательство: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2017 . с.45-46) | Расширять представления детей об окружающем мире. Развивать воображение, творческое мышление, умение гармонично общаться друг с другом, взаимодействовать. Совершенствовать развитие пальцевой моторики. | Песочница, наборы «звери», фигурки. | ||||
март | 1-я неделя | 25.«Поможем кошечке». Т.А.Андреенко. Использование кинетического песка в работе дошкольниками, Издательство: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2017 . с.46) | 1.Развивать интерес к играм с песком 2.Создать у детей радостное настроение. | Песочница, лейка, совки, набор ведерок, Кошка | |||
2-я неделя | 26.«День рождения зайчонка». (Т.А.Андреенко. Использование кинетического песка в работе дошкольниками, Издательство: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2017 . с.47-48) | 1.Обогащать тактильный опыт детей. 2.Развивать мелкую моторику. 3.Развивать речь, мышление, наблюдательность 4.Развивать тактильное восприятие. | Песочница, набор формочек, | ||||
3-я неделя | 27.«Сказка на песке» (Т.А.Андреенко. Использование кинетического песка в работе дошкольниками, Издательство: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2017 . с.48-49) | 1.Обогащать тактильный опыт детей. 2.Развитие чувства эмпатии путем тактильных взаимодействий. 3. Учить отражать в речи свои ощущения, настроение 4.Развивать мелкую моторику. | Песочница, солнце, фигурки зайчиков, стеки для рисования на песке. | ||||
4-я неделя | 28. «День рождения Маши». (Т.А.Андреенко. Использование кинетического песка в работе дошкольниками, Издательство: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2017 . с.49-50) | 1.Обогащать тактильный опыт детей. 2.Расширять представления детей об окружающем мире. 3.Развивать воображение, творческое мышление, умение гармонично общаться друг с другом, взаимодействовать. 4.Совершенствовать развитие пальцевой моторики. | Песочница, наборы «Колобок », фигурки, совочки. | ||||
апрель | 1-я неделя | 29. «В гостях у смурфиков». (Т.А.Андреенко. Использование кинетического песка в работе дошкольниками, Издательство: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2017 . с.51-52) | 1.Развивать интерес к играм с песком. 2.Создать у детей радостное настроение. | Песочница, игрушка- Смурфик | |||
2-я неделя | 30.«Матрешки» (Т.А.Андреенко. Использование кинетического песка в работе дошкольниками, Издательство: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2017 . с.53-54) | 1.Обогащать тактильный опыт детей. 2.Развитие чувства эмпатии путем тактильных взаимодействий. | Песочница, совки, стеки, камешки, матрешки | ||||
3-я неделя | 31.«Домик в деревне» (Т.А.Андреенко. Использование кинетического песка в работе дошкольниками, Издательство: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2017 . с.54) | 1.Обогащать тактильный опыт детей. 2.Развитие чувства эмпатии путем тактильных взаимодействий. 4.Развивать мелкую моторику. | Песочница, дом, совки, ведерки. | ||||
4-я неделя | 32. Песочный праздник (Т.А.Андреенко. Использование кинетического песка в работе дошкольниками, Издательство: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2017 . с.54) | 1.Обогащать тактильный опыт детей. 2.Создать у детей радостное настроение. 4.Развивать мелкую моторику. | Песочница, совки, стеки. |
Май | 1-я неделя | 33. «Я пеку, пеку, пеку...» (Т.А.Андреенко. Использование кинетического песка в работе дошкольниками, Издательство: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2017 . с.55-56) | 1.Продолжать знакомить детей с песочницей. 2.Закрепить, уточнить, систематизировать знания о природном материале – песке. 3.Развивать интерес к играм с песком. 4.Создать у детей радостное настроение. | Песочница, набор формочек, совки | |
2-я неделя | 34. «Дикие животные». (Т.А.Андреенко. Использование кинетического песка в работе дошкольниками, Издательство: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2017 . с.55-59) | 1.Расширять и закреплять знания о диких животных. 2.Развивть мышление и внимание. | Песочница, набор формочек «Животные» | ||
3-я неделя | 35. «По мотивам сказки „Маша и медведь“» (Т.А.Андреенко. Использование кинетического песка в работе дошкольниками, Издательство: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2017 . с.59-61) | 1.Формировать у детей умение моделировать ситуацию сказки с использованием различного материала. 2.Развивать воображение. 3.Учить располагать различные материала на плоскости песочницы. 4.Рассказывать сказку, перемещая игровые материала по песочнице. | Песочница, совочки, набор по сказке. | ||
4-я неделя | 36.В стране геометрических фигур» (Т.А.Андреенко. Использование кинетического песка в работе дошкольниками, Издательство: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2017 . с.61-63) | 1.Закреплять знания о геометрических фигурах. 2.Развивать познавательный интерес к математике. 3.Развивать мышление и внимание, моторику. | Песочница, набор строительный материал, совки. |
7. Материально- техническое обеспечение
- Световой планшет для рисования песком .
-Пластмассовый ящик размером 50x50x8 см (такой размер соответствует оптимальному полю зрительного восприятия, и это позволяет охватывать его взглядом целиком). Внутренняя поверхность ящика окрашивается в синий цвет или голубой. Таким образом, дно будет символизировать воду, а борта - небо.
- Чистый просеянный песок. Он не должен быть слишком крупным или слишком мелким. Песком заполняется меньшая часть ящика, он может быть влажным или сухим. Песок задает символическую линию горизонта.
- «Коллекция» миниатюрных фигурок, желательно, не более 8 см высотой. В набор входят: человечки, здания, животные, транспорт, растения, сказочные герои, злые и добрые, различные геометрические фигуры, природный материал - камешки, веточки, шишки - все, что может быть использовано в песочных играх;
- дидактические пособия.
формочки для моделирования - в достаточном количестве;
мелкие игрушки для сюжетного обыгрывания - в достаточном количестве;
набор для игры в песочнице: совочки, грабли, лейки, формочки;
оборудование для скульптурирования и лепки: оттиски, формы, отпечатки, стеки, рассекатели, просеиватели;
чаша фаянсовая для камней- 1 шт.;
воронки с разным сечением- 8 шт.
набор трафаретов - в достаточном количестве;
песочные часы- 2 шт.;
наборы камней - 12 шт. по 25 гр.
рыбки и удочки магнитные – 3 набора;
контейнер для игрушек для игр с водой- 1 шт.
8. Формы диагностики
Освоение материала сопровождается диагностикой воспитанников.
Основной метод – наблюдение за детьми в процессе манипуляций в песочных и сенсорных зонах в ходе выполнения заданий.
Дополнительный – отслеживание динамики развития по следующим направлениям личностного развития ребенка:
-игровая деятельность;
- коммуникативная деятельность;
- развитие эмоционально – волевой сферы;
- сенсомоторное развитие;
- формирование элементарных математических представлений.
9. Критерии освоения материала
В игровой деятельности: ( уровни игры Д.Эльконина)
- желание действовать с различным игровым материалом, развивать игровые умения; самостоятельной игры, эмоционально положительный отклик на игровое действие;
-умения детей разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям в театре на песке.
В коммуникативной деятельности:
- уровень развития точности понимания речи; развития артикуляции звуков, обогащения и активизации словаря детей, уровень связного изложения отрывков из знакомых сказок и речетворчества;
- умение ребенка вступать в разговор, поддерживать беседу, делиться своими впечатлениями и переживаниями.
В эмоционально – волевой сфере:
- уровень нервно – психического напряжения;
- возникновение положительных эмоций;
- дружеские взаимоотношения между детьми, навыки игрового взаимодействия; опыт самостоятельного разрешения конфликтов;
- умение слушать и слышать друг друга.
По сенсорно-моторному развитию:
входная диагностика сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста (автор Т. В. Николаева)
- уровень развития практической ориентировки на форму, величину; умение выделять цвет как признак предмета; уровень развития целостного образа предмета; - уровень развития координации руки и глаза, мелкой моторики рук в действии с предметами.
В ФЭМП (формировании элементарных математических представлений):
- формировать у детей дошкольного возраста элементарные математические представления о величине, форме, пространстве; навыки счета; навыки овладения математической терминологией.
КРИТЕРИИ
1.Осознанное желание действовать с различным игровым материалом. 2.Развитые умения создавать игровую среду в песочнице.
3. Сформированные умения использовать различные виды восприятия: зрительное, тактильное, слуховое, звуковое при восприятии предметов.
4 Умения детей разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям или из личного опыта в театре на песке.
5. Развитое эмоциональное проявление самочувствия детей: отсутствие или сниженный уровень нервно – психического напряжения; положительные эмоции.
6. Сформированные дружеские взаимоотношения между детьми, навыки доброжелательного игрового взаимодействия.
7. Умение отражать посредством обыгрывания игровых ситуаций умения самостоятельного разрешения конфликтов.
8. Умение слушать и слышать друг друга.
8. Литература
1.АндреенкоТ.А. Использование кинетического песка в работе с дошкольниками. Спб. ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2017
2.Епанчинцева О.Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. Спб. ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2017
3.Зеленцова Пешкова Н.В. Элементы песочной терапии в развитии детей раннего возраста. Спб. ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2015
4.Занятия по развитию эмоциональной и познавательной сферы средствами песочной терапии для детей 3- 7 лет. /Под редакцией Федосеевой М.А./ Издательство «Учитель», 2016
5.Познавательно - речевое развитие дошкольников в игровой деятельности с песком «Сказка в песочнице» /Под редакцией О.Н. Каушкаль, И.Н. Чернышовой, Центр педагогического образования, Москва. 2014
6. Сапожникова О.Б., Е.В.Гарнова Песочная терапия в развитии дошкольников. М.. ТЦ Сфера, 2017
Интернет-ресурсы
1.Социальная сеть работников образования [Электронный ресурс]http://www/nsportal.ru
2.Дошколенок.ru Сайт для воспитателейдетских садов [Электронный ресурс]http.//www.dohcolonoc.ru
3.MAAM.ru для воспитателей детского сада
4.Инфоурок для педагогов [Электронный ресурс]http://infourok.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Совместная музыкально - игровая деятельность с детьми раннего возраста"
Методическая разработка "Совместная музыкально - игровая деятельность с детьми раннего возраста"...
Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста".
Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Контрольная работа №1 По: МДК 02.03 Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятель...
Методическая разработка: Проведение непосредственной игровой деятельности с детьми раннего возраста с использованием нетрадиционных технологий(пластилинография).
Социально-коммуникативное развитие, позновательное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие....
теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности
теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста...
Методическая разработка.Технологическая карта совместной деятельности с детьми раннего возраста
Технологическая карта совместной деятельности с детьми раннего возраста Тема: «Птички зимой»Форма проведения: совместная деятельность воспитателя с детьми.Цель: Дать ...
Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста.
Продуктивные виды деятельности детей играют одну из основных ролей процессе формирования всестороннего развития дошкольника...
Методическая разработка: Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми раннего возраста «Будем добрыми расти»
Цель: Развитие связной речи детей на основе сюжета русской народной сказки «Колобок».ЗадачиОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:1.Закрепить умение детей строить предложения, используя описательные прилагательн...