Отчет по самообразованию. Тема«Использование здоровьесберегающих технологий в оздоровлении дошкольников»
материал
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер.
Поэтому тема моей самообразовательной работы звучит так: «Использование здоровьесберегающих технологий в оздоровлении дошкольников».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_moe.docx | 26.8 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ Батаминский детский сад «Улыбка»
Отчет по самообразованию
Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий
в оздоровлении дошкольников»
Воспитатель МДОУ
Мельниченко Е. С.
с. Батама
АКТУАЛЬНОСТЬ.
Давным-давно, ещё на заре педагогики, Януш Корчак поделился своими наблюдениями: «Взрослым кажется, что дети не заботятся о своём здоровье… Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми, сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясни им и они будут беречься».
В соответствии с Законом «Об образовании» здоровье детей относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования главной задачей является: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Как привить навыки здорового образа жизни и развить познавательную активность? Когда это надо начинать?
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер.
Поэтому тема моей самообразовательной работы звучит так: «Использование здоровьесберегающих технологий в оздоровлении дошкольников».
Организацию оздоровительной работы строила с учетом требований образовательной программы дошкольного образования МДОУ Батаминский детский сад «Улыбка» (утверждена приказом заведующего № 40/1 от «30»08.2015г.), разработанной на основе ФГОС ДО в соответствии с примерной основной ООП ДО под руководством Асмолова А.Г. одобренной решение федерального учебно- методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15) с учетом УМК комплексной ОП ДО «Детство» /автор Логинова В.В.- под. ред. Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. СПб: ИЗДАТЕЛЬСТВА «ДЕТСТВА- ПРЕСС», 2016г.
Главная цель моей работы с детьми – создание комплексной системы оздоровительной работы с детьми, направленной на сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей и воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.
Для достижения поставленной цели я решала следующие задачи:
- подобрать и систематизировать материал по оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста
- разработать демонстрационный и раздаточный материал для проведения занятий с детьми
- разработать и оформить в виде информационных листов, буклетов, папок – передвижек, газет материалы для родителей
- привлечь родителей к организации оздоровительной работы с детьми.
Изучила литературу по теме:
1. Белая К. Ю., Зимонина В. А. «Как обеспечить безопасность дошкольников: конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста» М. : Просвещение, 2000 – 94 с.
2. Глазырина Л. Д. Физическая культура дошкольникам: программа и программные требования М. : 1999 – 144 с.
3. Зимонина В. А. Воспитание ребёнка – дошкольника. Расту здоровым. М. ;ВЛАДОС, 2003-304 с
4. Кузнецова М. Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях. М. : АРКТИ, 2002 – 64 с.
5. Моргунова О. Н. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. Воронеж, 2005 – 127 с.
6. Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста М. : 2004
7. Рунова М. А. Двигательная активность ребёнка в детском саду М. : 2000 – 256 с.
8. Семёнова Н. Дыхательная гимнастика Стрельниковой в школе здоровья. СПб. 2004 – 87 с.
9. Чупаха И. В. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. М: 2003 - 143 с.
В систему оздоровительной работы включала следующие здоровьесберегающие технологии:
• Утренняя гимнастика, является одним из важных компонентов двигательного режима, ее организация направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. Ежедневное выполнение физических упражнений способствует проявлению определенных волевых усилий, вырабатывая полезную привычку у детей начинать день с утренней гимнастики.
• Физминутка. Ежедневно, в процессе НОД детей и по мере необходимости, я провожу физкультминутки, главным образом в момент появления признаков утомляемости детей. В работе использую разные виды физкультминуток: с текстом, с музыкальным сопровождением, в форме подвижной игры.
• Пальчиковая гимнастика, которая является действенным способом повышения сопротивляемости детского организма простудным заболеваниям. Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
• Дыхательная гимнастика, проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. От дыхания во многом зависят здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. Ещё древние восточные мудрецы придавали большое значение дыхательным упражнениям. Считалось, что кроме кислородного питания с помощью дыхания происходит и энергетическая подпитка организма.
• Гимнастика для глаз. Нагрузка на глаза у современного ребенка огромная, а отдыхают они лишь во время сна. Вот почему выполнение гимнастики для глаз полезно для гигиены и профилактики нарушения зрения.
• Бодрящая гимнастика после сна, помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствует профилактике нарушений осанки и стопы. Форма её проведения различна (гимнастика пробуждения в постели и самомассаж, гимнастика игрового характера).
• Я широко использую босохождение по массажным дорожкам. Массажные дорожки составлены из пособий и предметов, способствующих массажу стопы (ребристая дорожка, резиновые коврики, следочки).
• Релаксация – проводится в зависимости от состояния детей и поставленных целей, для всех возрастных групп (во время заключительной части занятий, перед сном). Для этого использовала спокойную классическую музыку, звуки природы.
• Игровой массаж. Суть его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом, руками, ногами, ушами. Он основан на стимуляции биологически активных точек.
Подвижные и спортивные игры. Проводились мной и руководителем физического воспитания. Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате – малоподвижные игры.
Активное участие в подвижных играх обогащает детей новыми впечатлениями.
• Обширное умывание – как эффективный вид закаливания рекомендуется для детей среднего и старшего возраста. Провожу его после сна.
• Фитонциды - это образуемые растениями вещества. Фитонциды чеснока, лука убивают многие виды простейших.
В течение 2014 – 2017 года проводились «Недели здоровья» по плану работы на год. Разучивались с детьми пословицы, загадки о спорте, ЗОЖ. Проводились беседы с детьми о ЗОЖ.
С помощью изученного мною материала, я подобрала и создала картотеку подвижных игр, картотеку комплексов гимнастики после дневного сна, картотеку пальчиковых игр.
Работала над оформлением физкультурно-оздоровительного центра в группах.
Комплексное использование технологий даёт положительный результат в оздоровлении детей. Уровень заболеваемости снизился.
Число случаев заболеваний воспитанников
Наименование показателей | 2014-2015г | 2015-2016 | 2016-2017 |
Всего заболеваний | 47 | 32 | 29 |
Энтериты, колиты, и гастроэнтериты | 2 | 2 | 1 |
Ангина (острый тонзиллит) | 7 | 5 | 4 |
Грипп и ОРВИ | 32 | 18 | 15 |
Несчастные случаи, травмы отравления , | 0 | 0 | 0 |
Другие заболевания | 6 | 7 | 9 |
Снижено количество пропусков по болезни.
Учебный год | Пропущено всего дней | Пропущено по болезни (дней) | |
Всего | За год на 1 ребенка | ||
2014-2015 | 4008 | 1050 | 5 |
2015-2016 | 2375 | 875 | 6 |
2016-2017 | 2127 | 860 | 12 |
По образовательной области «Физическое развитие» качество усвоения программы по общему показателю и по всем параметрам на высоком уровне- 93%.
Для достижения положительных результатов по данной теме, естественно могут быть препятствия, то есть возникать трудности в работе. Это в первую очередь не возможность охвата всех детей группы каждым видом здоровьесберегающих технологий. Так как состояние здоровья некоторых детей требует только индивидуального подхода. И, конечно же, немало важной причиной является непонимание некоторых родителей в необходимости закаливания организма и применение данных технологий. Первоначально они с недоверием относятся к советам, поэтому нужно какое- то определённое время, что бы наладилась совместная работа семьи и ДОУ.
Для положительного результата старалась использовать как традиционные, так и нетрадиционные формы работы: знакомила их с методами и приемами здоровьесберегающих технологий, через создание информационных стендов, папок – передвижек, проведение групповых родительских собраний, мастер-классов.
Положительный эмоциональный настрой дают праздники, проводимые совместно с родителями.
Пополнение, распространение и обобщение педагогического опыта;
– участие в работе районного МО:
Тема: «Отчет о проведении тематической недели «Неделя здоровья», 2015 г.
Тема: Мастер- класс «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ», 2016 г.
- участие в районном педагогическом форуме:
Тема: Мастер- класс «Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе», 2016 г.
– участие в конкурсах;
– подготовка и проведение интегрированных занятий.
В заключение, вслед за великим гуманистом и педагогом Ж. - Ж. Руссо, хочется сказать: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».
Анализируя могу сделать следующий вывод , что поставленные задачи были реализованы и применяются в повседневной жизни.
Результаты убеждают в правильности и действенности, выбранных мною мер в совершенствовании оздоровительной работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нетрадиционное использование здоровьесберегающих технологий в оздоровлений дошкольников
Забота о воспитании здорового ребенка является приоритетной в нашей работе. Цель моей работы:Повысить знания о значении физического развития и закаливания в жизни детей. Ознакомить родителе...
«Использование здоровьесберегающих технологий в оздоровлении дошкольников»
Забота о здоровье – это важный труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие...
Отчет по самообразованию по теме: «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Дыхательная гимнастика по Стрельниковой»
Актуальная тема во все времена – это здоровье человека. Здоровье нельзя удержать лекарствами. Но есть другое средство – движение. Физические упражнения, движения должны прочно войти в быт каждого чело...
План по самообразованию Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий в оздоровлении дошкольников»
Цель: создание комплексной системы оздоровительной работы с детьми, направленной на сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей и воспитанников ответственности в деле сохране...
План по самообразованию Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий в оздоровлении дошкольников»
Цель: создание комплексной системы оздоровительной работы с детьми, направленной на сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей и воспитанников ответственности в деле сохране...
Отчет по самообразованию по теме: «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Дыхательная гимнастика по Стрельниковой»
Актуальная тема во все времена – это здоровье человека. Здоровье нельзя удержать лекарствами. Но есть другое средство – движение. Физические упражнения, движения должны прочно войти в...
Презентация Отчет по самообразованию Тема: «Использование инновационных технологий в образовательной деятельности учителя-логопеда»
ПрезентацияОтчет по самообразованиюТема: «Использование инновационных технологий в образовательной деятельности учителя-логопеда»...