Конспект занятия «Знакомство с ударными инструментами симфонического оркестра» с детьми подготовительной группы
план-конспект урока по музыке (подготовительная группа)

Прилепская Мария Владимировна

Знакомство с ударными инструментами симфонического оркестра

Оборудование и материалы: музыкальный центр, DVD-плеер, телевизор, музыкальное оформление, набор карточек «Музыкальные инструменты», иллюстрации: Золотые ворота г. Владимира (фотография), В. Васнецов «Три богатыря» (репродукция), таблица эпитетов.

Оформление доски: тема урока, опорные слова, иллюстративный материал.

Цель: познакомить с ударными инструментами симфонического оркестра.

Задачи:

  1. Должны научиться определять на слух тембры музыкальных инструментов симфонического оркестра (скрипку, виолончель, флейту, гобой, трубу, валторну).
  2. Должны уметь определять основные тембры ударных инструментов (литавры, барабан, треугольник, челеста, кастаньеты, колокола).
  3. Должны уметь найти нужное изображение инструмента и сопоставить его со звучащим тембром.
  4. Должны уметь давать словесную характеристику прозвучавшему фрагменту (характер, средства выразительности, свое отношение к музыке).

Тип урока: комбинированный.

Характеристика воспитанников: подготовительная группа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_s_detmi_instr_simf.docx20.52 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект

занятия «Знакомство с ударными инструментами симфонического оркестра»

с детьми подготовительной группы

Знакомство с ударными инструментами симфонического оркестра

Оборудование и материалы: музыкальный центр, DVD-плеер, телевизор, музыкальное оформление, набор карточек «Музыкальные инструменты», иллюстрации: Золотые ворота г. Владимира (фотография), В. Васнецов «Три богатыря» (репродукция), таблица эпитетов.

Оформление доски: тема урока, опорные слова, иллюстративный материал.

Цель: познакомить с ударными инструментами симфонического оркестра.

Задачи:

  1. Должны научиться определять на слух тембры музыкальных инструментов симфонического оркестра (скрипку, виолончель, флейту, гобой, трубу, валторну).
  2. Должны уметь определять основные тембры ударных инструментов (литавры, барабан, треугольник, челеста, кастаньеты, колокола).
  3. Должны уметь найти нужное изображение инструмента и сопоставить его со звучащим тембром.
  4. Должны уметь давать словесную характеристику прозвучавшему фрагменту (характер, средства выразительности, свое отношение к музыке).

Тип урока: комбинированный.

Характеристика воспитанников: подготовительная группа.

План занятия:

  1. Организационный момент.
  2. Объяснение нового материала.
  3. Закрепление новых знаний.
  4. Подведение итогов занятия и оценивание деятельности воспитанников.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Внимание, ребята, начинаем наше занятие!
  2. Объяснение нового материала. Вот мы с вами и подошли к знакомству с самыми древними инструментами - «Ударные инструменты». Десятки тысяч лет назад человек взял в обе руки по камню и начал стучать ими друг о друга. Так появился первый ударный инструмент. Его главное назначение – подчеркивать ритм, усиливать общую звучность оркестра, дополнять и украшать ее различными звуковыми эффектами. Кроме того, ударные принято делить на две большие группы.

К первой относятся  те ударные инструменты, которые имеют настройку. Это литавры, колокольчики, колокола, ксилофон и др. На них можно сыграть мелодию.

Ко второй группе относятся инструменты, не имеющие настройку. Это большой и малый барабаны, тарелки, треугольник, кастаньеты, маракасы, трещотки и другие. Они не имеют точной высоты звучания и поэтому не могут сыграть мелодию. Зато им доступны сложнейшие ритмические партии.

А сейчас, ребята, давайте познакомимся с отдельными инструментами этой группы.

Барабан – один из самых распространенных инструментов. Две разновидности барабана – большой и малый -  уже давно входят в состав симфонического оркестра. Большой барабан звучит мощно. Его голос напоминает раскаты грома или пушечные выстрелы. Малый барабан имеет сухой, отчетливый звук. Играют на нем двумя палочками. Многие считают, что играть на барабане – проще простого, но это не так. А сейчас мы с вами послушаем произведение в котором играет малый барабан.  (Звучит: Равель «Болеро» (малый барабан)).

Треугольник – это свободно подвешенный стальной прут, изогнутый в форме треугольника. При ударе металлической палочкой он издает светлый, звенящий звук небольшой силы и поэтому обычно применяется в легких, грациозных эпизодах. Очаровательный живописный колорит привносит треугольник в пьесу Грига «Танец Анитры» из сюиты «Пер Гюнт», где его нежное позванивание присоединяется к звучанию струнных  инструментов.

(Звучит: Григ «Танец Анитры» из сюиты «Пер Гюнт» (треугольник)).

Познакомимся с другими инструментами, встречающимися  в ударной группе. Вот бубен, металлическое позвякивание которого красиво оттеняет танцевальную музыку восточного и экзотического характера. Кастаньеты – деревянный инструмент испанского происхождения с суховатым, прищелкивающим звуком. Давайте послушаем, как звучат кастаньеты и бубен в испанском танце из балета Чайковского «Лебединое озеро».

(Звучит: Чайковский  Испанский танец из балета «Лебединое озеро» (кастаньеты, бубен)).

Ребята, к какой группе можно отнести прозвучавшие инструменты, почему?

Литавры – очень древние  музыкальные инструменты.  Они представляют собой медные котлы, отверстие которых обтянуто кожей. Ударяют по ним специальными палочками с мягкими наконечниками. У литавр огромные выразительные возможности: от подражания раскатам грома, до тихого, еле уловимого шороха или гула. (Звучит: Гайдн Симфония №96 (литавры)).

Колокола – их роль в оркестре выполняют свободно подвешенные металлические брусья или трубки. Колокола нужны там, где необходимо создать особую праздничность, торжественность и величавость, то есть в ярких моментах, где звучит весь оркестр. Мы можем услышать колокола в сцене коронации Бориса Годунова из оперы Мусоргского. (Звучит: Мусоргский Опера «Борис Годунов», сцена коронации (колокола)).

  1. Закрепление новых знаний.

Ребята, сегодня мы познакомились с ударными инструментами, услышали, как они звучат. Попробуйте  отгадать названия инструментов, спрятанные в этих «перевертышах»:

        Лирытав – литавра

        Небуб – бубен

        Киньуголтер – треугольник

        Атечелс - челеста

Ну, вот и подошло к концу наше занятие. Скажите, что нового вы узнали на занятии? Ну что же, дети, теперь мы с вами знакомы со всеми инструментами симфонического оркестра.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по подготовке к овладению элементами грамоты с детьми подготовительной группы с ОНР по теме "Звук и буква Ж".

На данном занятии решаются задачи по подготовке детей с ОНР  к овладению элементами грамоты....

Конспект занятия КВН «Скоро в школу мы пойдем» с детьми подготовительной группы

Тема: Скоро в школу мы пойдем»Вид деятельности: игровая деятельностьЦель:выявить уровень детей в ориентировке в звуковой системе языка, в области подготовки руки к письму;закреплять умение наход...

Конспект занятия КВН «Скоро в школу мы пойдем» с детьми подготовительной группы

Тема: Скоро в школу мы пойдем»Вид деятельности: игровая деятельностьЦель:выявить уровень детей в ориентировке в звуковой системе языка, в области подготовки руки к письму;закреплять умение наход...

Конспект занятия по заучиванию стихотворения на тему «Осень» с детьми подготовительной группы с интелектуальной недостаточностью.

Цель занятия развитие умения дошкольников заучивания стихотворения посредством мнемотехники.Формировать умение слушать и понимать услышанное, учить стихотворение и выразительно его рассказывать, форми...

Конспект занятия по заучиванию стихотворения на тему «Осень» с детьми подготовительной группы с интелектуальной недостаточностью.

Цель занятия развивать умения дошкольников заучивания стихотворения посредством мнемотехники.Формировать умение слушать и понимать услышанное, учить стихотворение и выразительно его рассказ...

Конспект занятия по формированию безопасного поведения на природе с детьми подготовительной группы. Игра тренинг «Поможем жителям Фиолетового леса».

Сформировать у детей  элементарные  правила безопасного поведения в природе, способности  предвидеть опасные ситуации, по возможности избегать их, по необходимости  - действовать....