Развитие детей раннего возраста - посредством восприятия сенсорных эталонов и приобщения к народной культуре (фольклор), с помощью кукол (вязаные, набивные, русские народные)» (представление опыта работы в творческой группе)
методическая разработка на тему

Рябова Марина Михайловна

Развитие детей раннего возраста - посредством восприятия сенсорных эталонов и приобщения к народной культуре (фольклор), с помощью кукол (вязаные, набивные, русские народные)»

(представление  опыта работы в творческой группе)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priobshchenie_detey_rannego_vozrasta_k_nar_kulture.docx26.24 КБ

Предварительный просмотр:

 «Развитие детей раннего возраста - посредством восприятия сенсорных эталонов и приобщения к народной культуре (фольклор), с помощью кукол (вязаные, набивные, русские народные)»

(представление  опыта работы в творческой группе)

                                                               

Федеральный государственный образовательный стандарт   ориентирован на воспитание и развитие у дошкольников личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные  и культурные ценности  своего народа. Воспитание патриотических, духовно-нравственных, социально-коммуникативных качеств подрастающего поколения осуществляется через познание детьми народной культуры своей Родины, родного края, той общественной среды, в которой они живут.

Потенциал детей дошкольного возраста уникален, именно в этом возрасте дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, приобретая чувство привязанности к месту, где родился и живет, чувство восхищения культурой своего народа, гордость за свою страну.

Многие ли взрослые могут спеть своему ребенку настоящую колыбельную? Многие ли дети, открывая мир вокруг себя, видят в своем доме красивую детскую книжку, репродукции картин великих мастеров; слышат светлую, мелодичную музыку? К сожалению, таких домов все меньше и меньше. Семья оказалась обездоленной духовно. А ведь семья, дом – гнездо человеческое, основа жизни, основа народа и государства. Именно там юная жизнь должна начинать свое насыщение светом культуры – словом, игрой, музыкой, цветом. Чувство любви к Родине нужно прививать с раннего детства. 

Актуальность этой проблемы в наше время приводит к мысли, что нам, педагогам, необходимо проводить с детьми большую работу в данном направлении: от возрождения колыбельной, умения рассказывать детям сказки, умению играть игрушками, до приобщения детей к высотам классической, отечественной и мировой литературы, пластических искусств, театра, музыки. 

Актуальность использования фольклора в современной педагогике раннего детства подтверждают важные положения.

Первое: обогащение педагогического процесса фольклором – действенный метод гуманизации воспитания с первых лет жизни ребёнка.

Второе: фольклор содержит множественность степеней педагогического воздействия на детей с учётом их возрастных возможностей.

Третье: детям первых лет жизни свойственно особенное восприятие и особое отношение к фольклорным текстам, что обусловлено спецификой возраста и интенсивностью социализации.

Фольклор – это устное народное творчество, включающее в себя большое количество жанров: сказки, пословицы, поговорки, потешки, частушки – это неоценимое богатство народа, народная мудрость, народное знание. Фольклор выражает вкусы, склонности, интересы народа.

            Детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщать его к всестороннему развитию. Песенки, потешки, прибаутки – маленькие шедевры народного творчества, приобщение к русской культуре и самодеятельному  творчеству.

Теоретическая база опыта основана на исследованияхвыдающихся ученых филологов, историков прошлого века: А.Н Афанасьева, И.М. Снигерева.

Новизна опыта заключается в разработке цикла занятий с использованием фольклора и русских народных кукол для детей раннего возраста.

Ведущая педагогическая идея опыта: использование фольклора  в работе с детьми раннего возраста способствует приобщению детей к истокам  русской народной культуры.

Адресность опыта. Данный педагогический опыт может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений, заинтересованным и внимательным родителям.

        Технология опыта

Цель: познакомить и приобщить  детей к  русскому народному творчеству, через использование фольклора.

Задачи: 

1. Создать условий в группах для приобщения детей к фольклору.

2. Познакомить с произведениями русского фольклора с использованием наглядного материала (кукол).                                                          

3. Создать систему взаимодействия с семьями воспитанников, способствующую приобщению к истокам русской народной культуры.  

4. Формировать у детей  любовь к народным игрушкам.

                           В работе использую следующие методы:

- наглядный метод;

-словесный метод;

 -игровой метод (игры-драматизации, игры-инсценировки, дидактические игры).

- практический метод: упражнение в проговаривании, звукоподражание, имитация действий.

Основные  направления работы:

1. Создание условий.

  В группах создана предметно - развивающая среда соответствующая возрасту детей. Собрана библиотека красочных книг с русскими народными сказками,  потешками, загадками. Создан уголок театральной деятельности,

с разнообразными видами кукол: вязаные, набивные, русские народные по сюжетам русских народных сказок: «Курочка Ряба», «Теремок», «Кошкин дом», «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса», «Маша и медведь», «Два медвежонка», «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Хаврошечка», «Царевна-лягушка»; сенсорный уголок с разными видами ткани для дидактических игр.

2 . Приобщение детей к истокам русской народной культуры.      

   С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи  всестороннего развития детей, поэтому наряду с основными приемами и средствами  развития дошкольника я использую этот богатейший материал словесного творчества народа.  Потешки, считалки, заклички являются богатейшим материалом для речевого развития детей. Развивая чувство ритма и рифмы, я готовлю ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формирую у него интонационную выразительность.

Потешки мы  обыгрываем разными способами: сопровождая чтение действием соответствующей куклы. Используя кукол в игре, дети быстрее запоминают потешки, загадки и сказки. Постоянно замечая интерес детей к потешкам, загадкам, было видно, как они помогают «разговорить» детей. Им нравилось, когда мы берем куклу  на руки и ласковым голосом начинаем припевать, покачивая ее: 

Баю, баю, баю, бай! 

Мы проснулись, потянулись,

Вместе солнцу улыбнулись. 

Во время умывания, причесывания детей знакомлю с песенками «Зайка начал умываться видно в гости он собрался», «Петушок, петушок, золотой гребешок» и другими. После таких коротких обыгрываний дети легко запоминали песни и переносили их в повседневную игру. Знакомство с потешками начиналось с рассматривания картинок, иллюстраций, игрушек. В предварительной беседе объясняю  значение новых слов, которые ребята услышат в потешке. Приятно было наблюдать, как дети использовали песенки во время игры в «дочки – матери», как бережно относились к своим куклам. Работа по проектной деятельности дала положительный результат во время адаптационного периода детей. Осуществлен проект «Русская народная игрушка». Создан музей, где собрана коллекция  русских народных игрушек . Дети с большим удовольствием играют с ними в период адаптации.

Загадки – форма словесного народного творчества. Детям я предлагала  такие загадки, смысл которых близок их опыту и выражен в загадке довольно ясно. При работе с загадками использовала фигурки русских  народных игрушек  животных, например: петуха, зайчика и т. д. Для каждой фигурки подобрана своя загадка: «На головке красный гребешок, под носом красная бородка»; «Зайка серенький сидит».  Такая форма работы с загадками не вызывает у ребенка больших затруднений, т.к. перед глазами находятся загадываемые предметы.

Слушание сказок доставляет детям большую радость. Они внимательно их слушают, активно переживают, быстро усваивают эпитеты в разговорной речи (тянет – потянет, лягушка – квакушка и т.д.)  Вначале прочитанную сказку вносила в книжный уголок. Дети рассматривали иллюстрации, более смелые могли пересказать сказку. Затем вносила «театр картинок». Показывая картинки, дети стали последовательно рассказывать сказки.  Все герои сказок, как правило, животные в русских народных костюмах, поэтому дети знакомились с элементами костюмов, цветом, формой, материалом…Дети любят и понимают сказочный юмор, он всегда радует ребят, вызывает у них веселый смех. Есть сказки, в текст, которых включаются небольшие песенки (песня козы «Волк и семеро козлят). Дети с нетерпением спрашивают: «Какую сказку мы будем слушать?»

Так на протяжении раннего возраста у детей воспитывают понимание и  содержания литературных  текстов, с помощью народных игрушек и приобщения к  русской народной культуре.

Уже в младшем дошкольном возрасте закладывается тот фундамент познавательной деятельности, на котором будет строиться дальнейшее постижение и тайн природы и величия человеческого духа. Это только начало жизненного пути. И пусть уже в самом начале этот путь будет освещён солнцем народного  творчества.

Уже с раннего возраста мы  приучаем детей видеть красоту окружающей нас природы и всего живого.

Одной из эффективных форм работы с детьми по приобщению детей к истокам русской народной культуры считаю  различные досуги и развлечения.  В развлечении «В гостях у бабушки», «Весёлое путешествие» дети не только знакомились с русской народной игрушкой, но и проявляли познавательный интерес к  русским народным песням, потешкам. 

Для решения всех поставленных задач мной  подобрана и составлена картотека игр. Русские народные, хороводные игры привлекли моё  внимание не только, как огромный потенциал физического развития, но и  как жанр устного народного творчества игр с куклой. Содержащийся в играх фольклорный материал способствует эмоциональному положительному овладению родной речью. Дети с большим удовольствием и интересом играют в подвижные игры.

Также разработан цикл занятий на основе использования народных кукол.

3 направление Взаимодействие с родителями.

Особое внимание уделяем  укреплению связей с родителями. Особая благодарность родителям принявшим участие в оформлении театрализованного уголка по сказкам. 

Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием.   Мы (воспитатели ясельных групп) провели консультации для родителей: «Роль народной игрушки в воспитании ребенка»;мастер-класс «Народная кукла своими руками». Все необходимые рекомендации размещаем в «уголке для родителей» и на официальном сайте Рябовой М.М (nsportal) и Детский сад «Светлячок» .На родительском  собрании, семьи обмениваются своим опытом, родители стали активнее участвовать в мероприятиях, проводимых в детском саду.

Результативность опыта.

В результате проделанной работы у детей сформирована внутренняя готовность к более глубокому восприятию произведений русской народной культуры, обогащен и расширен словарный запас, способность к овладению родной речью, играми с народными игрушками. Опыт работы по данной теме был представлен за круглым столом творческой группы. Пособие адресовано педагогам дошкольных учреждений, руководителям кружковой работы.

Заключение.

Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой, произведениями устного народного творчества, родной речью, то это будет способствовать духовному, восприятию окружающего(сенсорного), нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины и Россия будет жить, даря миру громадное количество талантов, которыми восхищались и будут восхищаться в России и за ее пределами.

В дальнейшей своей работе будем  активно использовать все виды русских народных кукол, приобщать детей к  изучению календарного фольклора, через участие детей в календарных праздниках (святки, масленица, проводы зимы), а так же продолжать работу по приобщению детей к истокам русской народной культуры.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. М.Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2010.

2. О.Л.Князева, М.Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ.: Детство-Пресс,2008.

3. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/Авт.сост.Л.С.Куприна, Т.А.Бударина, О.А.Маханева,

 4. О.Н. Корепанова и др. –СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.

Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по государственному образовательному стандарту: План-программа. Конспекты занятий.

5. Сценарии праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Николаева С.Р., Катышева И.Б., Комбарова Г.Н., и др. – СПб.:  «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.

6. Тихонова М.В., Смирнова Н.С. красна изба…Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.

7. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачева Н.В., Есаулова Н.А., Потапова Н.Н. учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: Развитие познавательной активности у детей раннего возраста посредством освоения сенсорных эталонов

Развитие познавательной активности у детей раннего возраста посредством освоения сенсорных эталонов...

План по самообразованию на тему: «Речевое развитие детей раннего возраста посредством ознакомления с народным фольклором»

План работы по самообразованиювоспитателя  МБДОУ № 50 города НевинномысскаУс  Татьяны Николаевны. Тема: «Речевое развитие  детей раннего возраста посредством ознакомления с народны...

Речевое развитие детей раннего возраста посредством приобщения к истокам русской народной культуры.

Русские народные сказки, песни, пословицы, приговорки, прибаутки - это народная мудрость, свод правил жизни, кладезь яркого богатства языка. Важно с ранних лет, научить детей постигать культуру своего...

Самообразование "Речевое развитие детей раннего возраста посредством обогащения сенсорного развития"

Огромное значение речи для сенсорного развития и развития мышления и формирования личности неоднократно указывал Л.С.Выгодский....