Развитие детей раннего возраста - посредством восприятия сенсорных эталонов и приобщения к народной культуре (фольклор), с помощью кукол (вязаные, набивные, русские народные)» (представление опыта работы в творческой группе)
методическая разработка на тему
Развитие детей раннего возраста - посредством восприятия сенсорных эталонов и приобщения к народной культуре (фольклор), с помощью кукол (вязаные, набивные, русские народные)»
(представление опыта работы в творческой группе)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priobshchenie_detey_rannego_vozrasta_k_nar_kulture.docx | 26.24 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие детей раннего возраста - посредством восприятия сенсорных эталонов и приобщения к народной культуре (фольклор), с помощью кукол (вязаные, набивные, русские народные)»
(представление опыта работы в творческой группе)
Федеральный государственный образовательный стандарт ориентирован на воспитание и развитие у дошкольников личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности своего народа. Воспитание патриотических, духовно-нравственных, социально-коммуникативных качеств подрастающего поколения осуществляется через познание детьми народной культуры своей Родины, родного края, той общественной среды, в которой они живут.
Потенциал детей дошкольного возраста уникален, именно в этом возрасте дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, приобретая чувство привязанности к месту, где родился и живет, чувство восхищения культурой своего народа, гордость за свою страну.
Многие ли взрослые могут спеть своему ребенку настоящую колыбельную? Многие ли дети, открывая мир вокруг себя, видят в своем доме красивую детскую книжку, репродукции картин великих мастеров; слышат светлую, мелодичную музыку? К сожалению, таких домов все меньше и меньше. Семья оказалась обездоленной духовно. А ведь семья, дом – гнездо человеческое, основа жизни, основа народа и государства. Именно там юная жизнь должна начинать свое насыщение светом культуры – словом, игрой, музыкой, цветом. Чувство любви к Родине нужно прививать с раннего детства.
Актуальность этой проблемы в наше время приводит к мысли, что нам, педагогам, необходимо проводить с детьми большую работу в данном направлении: от возрождения колыбельной, умения рассказывать детям сказки, умению играть игрушками, до приобщения детей к высотам классической, отечественной и мировой литературы, пластических искусств, театра, музыки.
Актуальность использования фольклора в современной педагогике раннего детства подтверждают важные положения.
Первое: обогащение педагогического процесса фольклором – действенный метод гуманизации воспитания с первых лет жизни ребёнка.
Второе: фольклор содержит множественность степеней педагогического воздействия на детей с учётом их возрастных возможностей.
Третье: детям первых лет жизни свойственно особенное восприятие и особое отношение к фольклорным текстам, что обусловлено спецификой возраста и интенсивностью социализации.
Фольклор – это устное народное творчество, включающее в себя большое количество жанров: сказки, пословицы, поговорки, потешки, частушки – это неоценимое богатство народа, народная мудрость, народное знание. Фольклор выражает вкусы, склонности, интересы народа.
Детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщать его к всестороннему развитию. Песенки, потешки, прибаутки – маленькие шедевры народного творчества, приобщение к русской культуре и самодеятельному творчеству.
Теоретическая база опыта основана на исследованиях, выдающихся ученых филологов, историков прошлого века: А.Н Афанасьева, И.М. Снигерева.
Новизна опыта заключается в разработке цикла занятий с использованием фольклора и русских народных кукол для детей раннего возраста.
Ведущая педагогическая идея опыта: использование фольклора в работе с детьми раннего возраста способствует приобщению детей к истокам русской народной культуры.
Адресность опыта. Данный педагогический опыт может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений, заинтересованным и внимательным родителям.
Технология опыта
Цель: познакомить и приобщить детей к русскому народному творчеству, через использование фольклора.
Задачи:
1. Создать условий в группах для приобщения детей к фольклору.
2. Познакомить с произведениями русского фольклора с использованием наглядного материала (кукол).
3. Создать систему взаимодействия с семьями воспитанников, способствующую приобщению к истокам русской народной культуры.
4. Формировать у детей любовь к народным игрушкам.
В работе использую следующие методы:
- наглядный метод;
-словесный метод;
-игровой метод (игры-драматизации, игры-инсценировки, дидактические игры).
- практический метод: упражнение в проговаривании, звукоподражание, имитация действий.
Основные направления работы:
1. Создание условий.
В группах создана предметно - развивающая среда соответствующая возрасту детей. Собрана библиотека красочных книг с русскими народными сказками, потешками, загадками. Создан уголок театральной деятельности,
с разнообразными видами кукол: вязаные, набивные, русские народные по сюжетам русских народных сказок: «Курочка Ряба», «Теремок», «Кошкин дом», «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса», «Маша и медведь», «Два медвежонка», «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Хаврошечка», «Царевна-лягушка»; сенсорный уголок с разными видами ткани для дидактических игр.
2 . Приобщение детей к истокам русской народной культуры.
С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи всестороннего развития детей, поэтому наряду с основными приемами и средствами развития дошкольника я использую этот богатейший материал словесного творчества народа. Потешки, считалки, заклички являются богатейшим материалом для речевого развития детей. Развивая чувство ритма и рифмы, я готовлю ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формирую у него интонационную выразительность.
Потешки мы обыгрываем разными способами: сопровождая чтение действием соответствующей куклы. Используя кукол в игре, дети быстрее запоминают потешки, загадки и сказки. Постоянно замечая интерес детей к потешкам, загадкам, было видно, как они помогают «разговорить» детей. Им нравилось, когда мы берем куклу на руки и ласковым голосом начинаем припевать, покачивая ее:
Баю, баю, баю, бай!
Мы проснулись, потянулись,
Вместе солнцу улыбнулись.
Во время умывания, причесывания детей знакомлю с песенками «Зайка начал умываться видно в гости он собрался», «Петушок, петушок, золотой гребешок» и другими. После таких коротких обыгрываний дети легко запоминали песни и переносили их в повседневную игру. Знакомство с потешками начиналось с рассматривания картинок, иллюстраций, игрушек. В предварительной беседе объясняю значение новых слов, которые ребята услышат в потешке. Приятно было наблюдать, как дети использовали песенки во время игры в «дочки – матери», как бережно относились к своим куклам. Работа по проектной деятельности дала положительный результат во время адаптационного периода детей. Осуществлен проект «Русская народная игрушка». Создан музей, где собрана коллекция русских народных игрушек . Дети с большим удовольствием играют с ними в период адаптации.
Загадки – форма словесного народного творчества. Детям я предлагала такие загадки, смысл которых близок их опыту и выражен в загадке довольно ясно. При работе с загадками использовала фигурки русских народных игрушек животных, например: петуха, зайчика и т. д. Для каждой фигурки подобрана своя загадка: «На головке красный гребешок, под носом красная бородка»; «Зайка серенький сидит». Такая форма работы с загадками не вызывает у ребенка больших затруднений, т.к. перед глазами находятся загадываемые предметы.
Слушание сказок доставляет детям большую радость. Они внимательно их слушают, активно переживают, быстро усваивают эпитеты в разговорной речи (тянет – потянет, лягушка – квакушка и т.д.) Вначале прочитанную сказку вносила в книжный уголок. Дети рассматривали иллюстрации, более смелые могли пересказать сказку. Затем вносила «театр картинок». Показывая картинки, дети стали последовательно рассказывать сказки. Все герои сказок, как правило, животные в русских народных костюмах, поэтому дети знакомились с элементами костюмов, цветом, формой, материалом…Дети любят и понимают сказочный юмор, он всегда радует ребят, вызывает у них веселый смех. Есть сказки, в текст, которых включаются небольшие песенки (песня козы «Волк и семеро козлят). Дети с нетерпением спрашивают: «Какую сказку мы будем слушать?»
Так на протяжении раннего возраста у детей воспитывают понимание и содержания литературных текстов, с помощью народных игрушек и приобщения к русской народной культуре.
Уже в младшем дошкольном возрасте закладывается тот фундамент познавательной деятельности, на котором будет строиться дальнейшее постижение и тайн природы и величия человеческого духа. Это только начало жизненного пути. И пусть уже в самом начале этот путь будет освещён солнцем народного творчества.
Уже с раннего возраста мы приучаем детей видеть красоту окружающей нас природы и всего живого.
Одной из эффективных форм работы с детьми по приобщению детей к истокам русской народной культуры считаю различные досуги и развлечения. В развлечении «В гостях у бабушки», «Весёлое путешествие» дети не только знакомились с русской народной игрушкой, но и проявляли познавательный интерес к русским народным песням, потешкам.
Для решения всех поставленных задач мной подобрана и составлена картотека игр. Русские народные, хороводные игры привлекли моё внимание не только, как огромный потенциал физического развития, но и как жанр устного народного творчества игр с куклой. Содержащийся в играх фольклорный материал способствует эмоциональному положительному овладению родной речью. Дети с большим удовольствием и интересом играют в подвижные игры.
Также разработан цикл занятий на основе использования народных кукол.
3 направление Взаимодействие с родителями.
Особое внимание уделяем укреплению связей с родителями. Особая благодарность родителям принявшим участие в оформлении театрализованного уголка по сказкам.
Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Мы (воспитатели ясельных групп) провели консультации для родителей: «Роль народной игрушки в воспитании ребенка»;мастер-класс «Народная кукла своими руками». Все необходимые рекомендации размещаем в «уголке для родителей» и на официальном сайте Рябовой М.М (nsportal) и Детский сад «Светлячок» .На родительском собрании, семьи обмениваются своим опытом, родители стали активнее участвовать в мероприятиях, проводимых в детском саду.
Результативность опыта.
В результате проделанной работы у детей сформирована внутренняя готовность к более глубокому восприятию произведений русской народной культуры, обогащен и расширен словарный запас, способность к овладению родной речью, играми с народными игрушками. Опыт работы по данной теме был представлен за круглым столом творческой группы. Пособие адресовано педагогам дошкольных учреждений, руководителям кружковой работы.
Заключение.
Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой, произведениями устного народного творчества, родной речью, то это будет способствовать духовному, восприятию окружающего(сенсорного), нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины и Россия будет жить, даря миру громадное количество талантов, которыми восхищались и будут восхищаться в России и за ее пределами.
В дальнейшей своей работе будем активно использовать все виды русских народных кукол, приобщать детей к изучению календарного фольклора, через участие детей в календарных праздниках (святки, масленица, проводы зимы), а так же продолжать работу по приобщению детей к истокам русской народной культуры.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. М.Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2010.
2. О.Л.Князева, М.Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ.: Детство-Пресс,2008.
3. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/Авт.сост.Л.С.Куприна, Т.А.Бударина, О.А.Маханева,
4. О.Н. Корепанова и др. –СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.
Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по государственному образовательному стандарту: План-программа. Конспекты занятий.
5. Сценарии праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Николаева С.Р., Катышева И.Б., Комбарова Г.Н., и др. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.
6. Тихонова М.В., Смирнова Н.С. красна изба…Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.
7. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачева Н.В., Есаулова Н.А., Потапова Н.Н. учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему: Развитие познавательной активности у детей раннего возраста посредством освоения сенсорных эталонов
Развитие познавательной активности у детей раннего возраста посредством освоения сенсорных эталонов...
План по самообразованию на тему: «Речевое развитие детей раннего возраста посредством ознакомления с народным фольклором»
План работы по самообразованиювоспитателя МБДОУ № 50 города НевинномысскаУс Татьяны Николаевны. Тема: «Речевое развитие детей раннего возраста посредством ознакомления с народны...
Консультация для родителей "Развитие познавательной активности у детей раннего возраста посредством освоения сенсорных эталонов".
Материал для родителей....
Речевое развитие детей раннего возраста посредством приобщения к истокам русской народной культуры.
Русские народные сказки, песни, пословицы, приговорки, прибаутки - это народная мудрость, свод правил жизни, кладезь яркого богатства языка. Важно с ранних лет, научить детей постигать культуру своего...
Мастер-класс: "Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством использования вязаных дидактических игр"
Мастер-класс...
Презентация: "Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством использования вязаных дидактических игр."
Педагогический проект...
Самообразование "Речевое развитие детей раннего возраста посредством обогащения сенсорного развития"
Огромное значение речи для сенсорного развития и развития мышления и формирования личности неоднократно указывал Л.С.Выгодский....