Развивающая предметно-пространственная среда (РППС) как основное условие развития ребенка.
материал
Развивающая предметно-пространственная образовательная среда, создаваемая в образовательной организации с учетом ФГОС ДО и учетом примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования, должна обеспечить условия для эффективного развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvivayushchaya_predmetno_nasha.docx | 31.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Развивающая предметно-пространственная среда (РППС) как основное условие развития ребенка.
Развивающая предметно-пространственная образовательная среда, создаваемая в образовательной организации с учетом ФГОС ДО и учетом примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования, должна обеспечить условия для эффективного развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.
2 слайд Среда в нашем детском саду выполняет различные функции: образовательную,
- развивающую,
- воспитывающую,
- стимулирующую,
- организационную,
- коммуникативную.
Но самое главное–она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка. Предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию.
3 слайд Уличная площадка
• уличная площадка оснащена закрывающимися песочницами, малыми скамейками, домиками, имеется 1 небольшая горка, столик, двухместная и одноместная качели.
Так же на территории детского сада есть крытые навесы для прогулки в дождливое время.
4 слайд РППС в нашем детском саду организована по принципу небольших полузамкнутых микро-пространств, для того, чтобы избежать скученности детей и способствовать играм подгруппами в 3-5 человек.
5 слайд Все материалы и игрушки расположены так, чтобы не мешать свободному перемещению детей, созданы условия для общения со сверстниками. В группах предусмотрены «уголки уединения», где ребенок может отойти от общения, подумать, помечтать. Там размещены мягкие игрушки, книги, игры.
6 слайд Развивающая предметно-пространственная среда групповых помещений для детей дошкольного возраста делится на три зоны:
рабочая зона деятельности
- спокойная зона деятельности
активная зона деятельности
7 слайд В группах созданы центры активности:
- Центр познания обеспечивает решение задач познавательно-исследовательской деятельности детей (развивающие и логические игры, речевые игры, игры с буквами, с буквами и слогами; опыты и эксперименты);
- центр творчества обеспечивает решение задач активизации творчества детей (режиссерские и театрализованные, музыкальные игры и импровизации, художественно-речевая и изобразительная деятельность);
- игровой центр обеспечивает организацию самостоятельных сюжетно-ролевых игр;
- литературный центр обеспечивает литературное развитие дошкольников;
- спортивный центр обеспечивает двигательную активность и организацию о здоровье сберегающей деятельности детей.
Эти центры делятся на некоторые микро центры
Центры | Микро-центры |
Центр познания | Центр экологии |
Центр занимательной математики (сенсорики) | |
Центр строительно-конструктивных игр | |
Нравственно-патриотический центр | |
Центр творчества | Творческая мастерская |
Музыкально-театрализованный центр | |
Игровой центр | Центр сюжетно-ролевой игры |
Музыкально-театрализованный центр | |
Литературный центр | Мир книги |
Речевое творчество | |
Спортивный центр |
Оснащение центров меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.
РППС организована с учётом требований ФГОС ДО, где чётко прослеживаются все пять образовательных областей:
1) социально-коммуникативная,
2) познавательная,
3) речевая,
4) художественно-эстетическая,
5) физическая.
Рассмотрим организацию РППС с учетом образовательных областей.
8-9 слайд Направление: Социально-личностное развитие.
При проектировании РППС мы стараемся учитывать принципы половых и возрастных различий детей. В группах подобраны предметы, подчеркивающие гендерную принадлежность дошкольников. Например, наряды, сюжетно – ролевые игры: «Семья», «Хозяюшки» «Больница» для девочек. Происходит формирование у детей основ культуры общения, закрепления знаний об окружающей действительности.
В Центре «Сюжетно – ролевых игр» оборудование и пособия размещены таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их «под свои игровые творческие замыслы»
10 слайд В группах расположены центры строительно-конструктивных игр, в которых в большом разнообразии представлены различные виды и формы конструкторов. Наши воспитанники самостоятельно при реализации своих замыслов используют схемы и модели построек. Центр дополнен мелкими игрушками для обыгрывания. Мобильность данного центра позволяет детям разворачивать сюжет игры за его пределами. Это позволяет нашим детям комфортно чувствовать себя в любом уголке группы
11 слайд Направление: Художественно — эстетическое развитие.
В Центре «Творческая мастерская» для развития детей подобраны различные картинки, рисунки с изображением поделок, варианты оформления изделий, схемы с изображением последовательности работы для изготовления разных поделок изобразительный и вспомогательный материал для художественного конструирования, изобразительного творчества, лепки и объемного рисования, аппликации.
12 слайд Направление: Познавательное развитие.
Центры организованы и представлены с учётом индивидуальных особенностей детей, их чувственного опыта, информационного багажа, т.е. теоретической и понятийной осведомлённости ребёнка. Подобранный дидактический материал дает детям представление о целостной картине мира, о тесных взаимосвязях, и взаимодействии всех объектов.
В «Нравственно-патриотическом» центре помещена государственная символика родного города, России. В нем находятся пособия, отражающие многонациональность нашей Родины, иллюстрационный материал по ознакомлению детей с климатическими зонами России и т. д. Оформлен уголок родного края, в котором дети могут познакомиться с традициями, культурой и бытом жителей. В уголок родного края входит художественная литература по краеведению
13 слайд Созданию центра занимательной математики предшествовал подбор игрового материала, что определилось возрастными возможностями и уровнем развития детей возрастных групп. В данном центре размещен разнообразный занимательный материал с тем, чтобы каждый из детей смог выбрать для себя игру по интересам.
В новом учебном году воспитатели пополнили данный центр лэпбуками.
Центр занимательной математики решает следующие задачи: целенаправленное формирование у детей интереса к элементарной математической деятельности; воспитание у детей потребности занимать свое свободное время не только интересными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми.
14 слайд Центр «Экологии» включает в себя экологическую деятельность. Помимо комнатных растений, в данном центре присутствуют различные дидактические игры экологической направленности, Важным составляющим уголка природы является календарь природы и погоды.
15 слайд Направление: Речевое развитие.
В группе оформлен центр речевого творчества, представляющий возможность нашим воспитанникам действовать индивидуально. Накоплен и систематизирован разнообразный практический материал по лексическим темам и для организации речевых игр: пособия для проведения артикуляционных упражнений, материалы для рассказывания, разнообразные дидактические, настольно-печатные игры, игры для развития мелкой моторики рук. Мы считаем, что речевая развивающая среда – это, особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребенка.
Центр «Мир книги» включает в себя книжный уголок. Содержание книжного уголка соответствует возрастным особенностям детей данного возраста, реализуемой в дошкольном учреждении образовательной программе
16-17 слайд «Музыкально — театрализованный» Центр - это важный объект развивающей среды, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера
Музыкальное развитие ребёнка сводится не только к занятиям с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, импровизировать, свободно музицировать.
18 слайд Направление: Физическое развитие
Яркий, веселый, физкультурный уголок Он реализует потребность детей в двигательной активности Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья наших детей
Таким образом, РППС в наших группах создает атмосферу заинтересованности каждого воспитанника, сопровождает его в собственном развитии.
Выполнение требований к РППС
РППС должна быть:
- безопасной,
- содержательно-насыщенной,
- трансформируемой,
- полифункциональной,
- вариативной,
- доступной.
Безопасность РППС
• Все конструкции, мебель, оборудование надежно закреплены.
• Все оборудование и игровой материал соответствуют требованиям САНПИНа.
• Освещение в помещениях проходят специальную проверку, ведется
контроль над исправностью ламп, замена всегда своевременная.
• две группы оснащены мебелью по росту детей.
Насыщенность РППС
• Наполнение среды соответствует принципу «необходимо и достаточно»;
уличные площадки не достаточно оснащены игровым оборудованием;
каждый центр стараемся наполнять материалом в соответствии с сезоном
года, темой программы, интересами ребенка.
• Насыщение соответствует содержанию ОП ДО, гендерным и возрастным
потребностям, индивидуальным потребностям детей и педагогов.
Трансформирование
Каждое помещение ДОУ имеет возможность для изменения пространства за
счет мобильного оборудования: стульев, столов.
Полифункциональность
В арсенале детского сада и каждой группы достаточно материала, обеспечивающего возможность для различного их использования: природный и бросовый материал; мягкие модули, коллекции детских звуковых и музыкальных инструментов и др.
Вариативность
В ДОУ есть место для хранения сменного игрового, демонстративного и дидактического материала, медиотеки, которые позволяют привносить и
менять насыщение группы по потребностям.
Доступность:
• помещения ДОУ не доступны и не приспособлены для по-
сещения детей с ОВЗ.
Организован и работает сайт с версией «для слабовидящих», вся инфор-
мация по образовательному процессу, нормативной базе доступна для
ознакомления через сайт ДО.
• Все игровое оборудование находится в открытом доступе ребенка на вы-
соте его роста и в поле его зрения; педагоги знают и имеют возможность
использовать материалы других групп и специально оборудованных по-
мещений; в детском саду действует понятие «общая база пользования».
Достижения.
- В новом учебном году воспитатели каждой возрастной группы пополнили тематическими лэпбуками следующие центры: центр познания, центр творчества.
- В детском саду организовали уголок по ПДД, который находится в отдельной комнате. Дети имеют возможность вместе с воспитателем, помощником воспитателя прийти и поиграть, почитать произведения на тему ПДД.
- Дополнили нравственно-патриотический центр картой Иркутской области большого масштаба.
- Пополнилась медиотека ДОУ.
- На субсидию в 2017-2018 г приобретено игровое оборудование во все возрастные группы: книги, куклы, коляски, наборы для сюжетно-ролевых игр, игры, плакаты в центры познания.
Перспектива
Продолжить организацию и поддержание РППС в соответствии с про-
граммой развития ДОУ, ООП ДО и текущими потребностями детского са-
да, педагога и ребенка.
- Пополнить центр экологии каждой возрастной группы различными видами комнатных растений, соответствующие программе. Для всех растений оформить паспорта с условными обозначениями.
- Для большей возможности изменения пространства детьми в группах приобрести или изготовить ШИРМЫ
- Оборудовать прогулочные участки, среда которых будет обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала в соответствии с ФГОС - приобрести: спортивный комплекс, горку для малышей, гимнастическое бревно для детей старшего возраста и др. современное детское игровое оборудование.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Требования к развивающей предметно-пространственной образовательной среде в условиях введения ФГОС ДО
Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей. Развивающая предметно-пространственная среда – часть образ...
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....
Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды на основе собственных разработок, авторских пособий в соответствии с ФГОС дошкольного образования
Одним из главных показателей качества дошкольного образования является развивающая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов дошк...
Требования развивающей предметно – пространственной образовательной среды в группе раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО
Подготовила воспитатель МАДОУ №17 второй группы раннего возраста №1Гатина Ядвига Ясавиевна Слайд 1 Требования развивающей предметно – пространственной об...
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях ФГОС ДО
Организация развивающей предметно- пространственной среды в физкультурном зале в структурном подразделении "ОДОД" в условиях ФГОС ДО...
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в подготовительной группе.
Предметно- развивающаяся среда в детсаде....
Требования к развивающей предметно-пространственной речевой среде в дошкольной педагогике
Требования к развивающей предметно-пространственной речевой среде в дошкольной педагогике.Материал для воспитателей....