Комплексно-тематическое занятие "Русская изба"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Цели:
- Воспитывать интерес к истории нашего народа, его обычаям и традициям.
- Обобщить и систематизировать знания детей о жизни людей в русской деревне, об экспонатах народного быта (печь, чугун, горшки, ухват, кочерга, ложки деревянные, самовар, колыбелька, сундук).
- Развивать интерес к загадкам, поговоркам, пословицам.
- Упражнять в связной речи, точном использовании слов, полном ответе.
- Воспитывать в ребенке личность, знающую и любящую свою Родину, через освоение народной культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod.docx | 128 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплексно – тематическое занятие
«Русская изба»
Подготовила и провела
воспитатель ВКК
Чепелева Е.А.
Цели:
- Воспитывать интерес к истории нашего народа, его обычаям и традициям.
- Обобщить и систематизировать знания детей о жизни людей в русской деревне, об экспонатах народного быта (печь, чугун, горшки, ухват, кочерга, ложки деревянные, самовар, колыбелька, сундук).
- Развивать интерес к загадкам, поговоркам, пословицам.
- Упражнять в связной речи, точном использовании слов, полном ответе.
- Воспитывать в ребенке личность, знающую и любящую свою Родину, через освоение народной культуры.
Словарь: колыбелька, люлька, чугун, горшки, ухват, кочерга, наличники, лучина, лампадка, икона, божница, «красный угол», наблюдники.
Оборудование: Магнитофон с записью русской народной мелодии; предметы русского быта (чугунок, ухват, кочерга и т.п.); проектор
Предварительная работа: Беседы по теме «Русский быт», «Русская традиционная кухня», «Добрые избы». Разучивание загадок, пословиц, поговорок. Слушание русских народных мелодий. Рисование, аппликация по теме .Дидактические игры, использование тематических раскрасок.
Ход совместной деятельности:
Воспитатель: Ребята, я предлагаю показать и рассказать нашим гостям, как жили русские люди в деревне. Вы готовы?
Дети: Да!(Звучит русская народная мелодия) Слайд 1
Воспитатель: Давайте представим, что мы с вами оказались в русской деревне. Как называется дом, в котором жили раньше люди в деревне?
Дети: Изба. Слайд 2
Воспитатель: Из чего делали избы?
Дети: Избы делали из деревянных брёвен. Слайд 3
Воспитатель: Издавна на Руси строили дома из дерева – бревен. Как вы думаете почему? Ответы детей.
Воспитатель: Люди жили среди полей, а поля окружали леса. Лес людей кормил, давал им кров, обувал, одевал.
- Дерево на Руси – особый материал. Русский человек рождался в рубленной бревенчатой избе, и всю жизнь в ней жил. Люди называли его «родным», «родимым»- как называют родного человека. Слайд 4
Воспитатель: Красивый, прочный, добротный дом построить трудно, строили его не один день. Слайд 5
- Семьи были большие и жили все вместе дедушка, бабушка, папа, мама, дети. Детей в семье было много по 10 человек. И все в семье помогали строить дом. Вот поэтому народ и сложил пословицы «Семья крепка ладом», «Вся семья вместе так и душа на месте».
Люди «оживляли» свой дом. Та часть избы, которая выходила на улицу была «лицом» избы. Поэтому дорогу, у которой стояли избы, и стали называть улицей (находилась у «лица» избы). Слайд 6
- Дом смотрел на мир окнами – глазами. Через них в избу входил солнечный свет, и можно было через них видеть, что делается на улице.
- Называли оконца, ласково, и украшали наличниками. Почему они называются «Наличники»? Слайд 7
Дети: Потому, что они находятся на «лице» избы. Слайд 8
Воспитатель: Правильно. У окошек были ставенки. Ставни – небольшие «дверцы» на окнах и закрывали их на ночь. Их украшали резьбой.
- Как и у других домов, у изб были крыши только крыши со скатом. Как вы думаете почему?
Дети: Чтобы вода и снег стекала.
Воспитатель: Доски на крыше тоже украшали резьбой. Часто крышу дома украшала голова коня, вырезанная из дерева. Люди верили, что он охраняет домашний очаг. Слайд 9
Воспитатель: Внутри избы полы, если позволяли средства, делали деревянными. Изба освещалась лучиной, а чтобы не было пожара там, где она горела, на полу обязательно ставили ящик с землей или ведро с водой, куда летели искры
Воспитатель: Как вы думаете, что являлось в доме главным?
Дети: Русская печь. Слайд 10
Воспитатель: Правильно, «без печи хата - не хата». С печью связаны весь быт, вся жизнь крестьянина. Народ недаром наделял печь волшебными свойствами, и часто мы встречаем образ русской печи в русских народных сказках.
Печь была любимицей в семье и её почитали: она и дом обогревала, и кормила разнообразной, вкусной и полезной едой. Дом оставался тёплым в течение суток.
Нельзя было класть на печь какой-либо хлам, говорить плохие слова возле неё, плевать в её сторону. На печи были отведены специальные места для пожилых людей как знак уважения к ним и места для игр детей.
Когда на праздники съезжались гости, у печи ставили ещё один стол, за который садились женщины и где они столовались отдельно от мужчин. Мужчины сидели за основным столом в красном углу. Слайд 11
Красный - красивый, светлый - левый (по диагонали) от печи угол. Здесь стояли стол, скамейки, висели иконы. Стол служил местом трапез, как будничных, так и праздничных. Здесь же было принято отмечать все семейные торжества.
Входивший с порога человек обязательно устремлял свой взор в красный угол, и, сняв шапку, крестился и низко кланялся иконам, которые являлись главным достоянием русских изб. Они располагались в божнице - на полочке или в открытом шкафчике, которая делалась из дерева, была богато украшена резьбой и красивой росписью. В праздник перед иконами зажигали лампадку, подвешенную к потолку. Слайд 12
И только после поклона иконам человек здоровался с хозяевами. Красный угол был хорошо освещён, поскольку с обеих сторон от него находились окна.
Это место в доме всегда держали в особой чистоте и нарядно украшали, убирая его вышитыми полотенцами. В красном углу оборудовали специальные полки, на которые ставили самые красивые вещи из имеющихся в избе. Слайд 13
Доброй традицией было устанавливать в красном углу первый и последний колоски с крестьянского поля во время уборки урожая. Сохранение в доме до следующего урожая первого и последнего колосков, по народному поверию, приносило в дом, семью благополучие и процветание всему хозяйству.
Воспитатель: Часть избы, в которой выполнялась вся женская работа, связанная с приготовлением пищи, называлась печным углом. Слайд 14
В печном углу находилась лавка или прилавок с полками внутри, которая использовалась в качестве кухонного стола. На стенах располагались наблюдники - полки для столовой посуды, шкафчики, выше ставилась кухонная посуда, укладывались разнообразные хозяйственные принадлежности. Здесь женщины готовили пищу, отдыхали после работы. Во время праздников, когда в дом приезжало много гостей, у печи ставился второй стол для женщин, где они пировали отдельно от мужчин, сидевших за столом в красном углу. Мужчины даже своей семьи не могли зайти без особой надобности в женскую половину.
Воспитатель: Главной пищей были - щи да каша. Так и говорили: «Щи да каша – пища наша».
Воспитатель: А в чем варили щи да кашу?
Дети: В чугунках.
Воспитатель: Интересно, как же чугун со щами или кашей в горячую печь ставили? А вынимать еще опаснее было. Но был у хозяйки помощник. Я вам сейчас загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать.
«Бычок рогат в руках зажат,
Еду хватает, а сам голодает» (Ухват) Слайд 15
Воспитатель: В доме, где есть печь, у хозяйки обязательно и ещё один помощник есть. Вот загадка:
Кривая собака в печку глядит и огонь сторожит. (Кочерга) Слайд 16
Воспитатель: А из чего же пили чай? Отгадайте загадку:
«Стоит толстячок, подбоченивши бочок,
Шипит и кипит, всем чай пить велит». (Самовар) Слайд 17
- Самовары были разного размера, разной формы: круглыми и квадратными, конусообразными, цилиндрическими.
Чаепитие из самовара – особый ритуал, он объединяет людей за неспешным разговором. По традиции к чаю подавали сушки, бублики, сухари да пряники, разное варенье. И пили чай наши предки, в отличие от нас, не просто из стаканов и чашек, а наливали его в блюдце, которое держали за донышко.
- Тарелок раньше не было, либо было очень мало, их берегли и выставляли только на праздники. А ели из общего горшка деревянными ложками.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, кто и из чего делал в избе мебель?
Дети: Мебель делали сами хозяева, из дерева. Слайд 18
Воспитатель: Да, почти вся мебель в русской избе была сделана руками хозяев. Основным материалом было дерево. Главное, чтобы мебель была удобной и практичной. Стол стоял в красном углу, размером он был по числу едоков. К столу относились с благоговением, по нему никогда не стучали и за столом вели себя хорошо. Лавки делали одновременно с отделкой избы и сразу их приделывали намертво к полу или прибивали к стенам. Имелись также переносные скамьи, сундуки. В сундуках хранилось главное богатство семьи, поэтому обивали их железными полосами в нескольких местах, закрепляли замками. По количеству сундуков судили о богатстве хозяев. Слайд 19
-Кроватей в старину не было даже в богатых домах. Кроватью обычно служила лавка, которая прикреплялась к стене. Рядом ставили другую лавку. Эти две лавки и служили постелью. Постель состояла из трех частей: изголовье, подушки и перина. Изголовье (подголовник) - это возвышение, на которое клали подушку. Изголовье делали покатым, мастерили его из деревянных брусков. На перину стелили простынь из простого полотна. Но в большинстве случаев даже у богатых людей постели стояли более для вида, а уж у бедных их и вовсе могло не быть. У людей среднего достатка обычно постелью служили войлоки, бедные крестьяне спали на печах, подстелив под головы собственную одежду, или просто на голых лавках. А то и вовсе вместо постели стелили обычную шкуру - медвежью или овечью.
Места для ночного сна в деревенской избе обычно были строго распределены. Старые люди часто спали на полу возле печи либо на самой печи. Дети и родители спали на лавках или полатях. Маленькие детки спали в колыбельках (люльках). Слайд 20
Слово «колыбелька» произошло от старого русского слова «колыбать», что значит «качать». Колыбелька подвешивалась к потолку за железное кольцо, которое было вбито в центральную балку потолка избы. Женщина, сидя за работой на лавке, вставляла ногу в петлю люльки и качала ее.
-Столу в доме придавалось большое значение, поэтому он и стоял в красном углу. В обычное время на столе могли находиться лишь хлеб, как правило, завернутый в скатерть, и солонка с солью. Слайд 21
Каждый член семьи знал свое место и за столом. Хозяин дома во время семейной трапезы сидел под образами. Его старший сын располагался по правую руку от отца, второй сын - по левую, третий - рядом со старшим братом. Детей, не достигших брачного возраста, сажали на лавку, идущую от переднего угла по фасаду. Женщины ели, сидя на скамейках или табуретках. Нарушать заведенный порядок в доме не полагалось без крайней необходимости. Человека, их нарушившего, могли строго наказать.
-Под лавками хранили различные предметы, которые в случае необходимости легко было достать - топоры, инструменты, обувь и прочее. На лавку не каждому было позволено сесть. Так, входя в дом, особенно чужим людям, было принято стоять у порога до тех пор, пока хозяева не пригласят пройти и сесть.
Воспитатель: Итак, ребята, сегодня мы с вами познакомились с деревенской рубленой избой, узнали, что в ней находилось, для чего предназначалось.
Я думаю, что придя домой, вы расскажите своим близким о том, что нового вы сегодня узнали. А чтобы наше путешествие вам надолго запомнилось, предлагаю к следующей нашей встрече сделать аппликацию или нарисовать свою русскую избу и рассказать о ней.
Но это ещё не всё. Семья Даниила Комарова своими руками смастерили макет русской избы и сейчас они вам его представят. Презентация макета «Русская изба» - Слайд 22-38
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексно-тематическое планирование . Тематические недели. Вторая младшая группа.
Тема:Цели: Образовательная область «Познание»Конструирование:Тема:Экспериментальная деятельностьТема:Формирование элементарных математических представленийЗанятие №Целостная картина мираТем...
Комплексно-тематическое планирование по программе "От рождения до школы" Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности с дошкольниками – одно из необходимых условий реализации ФГТ. При ра
Комплексно-тематическое планирование по программе "От рождения до школы" Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности с до...
Комплексно- тематическое планирование лексико-тематических циклов в старшей группе 5-6 лет компенсирующей направленности с ТНР (ОНР)
В коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи, учителя-логопеды применяют принцип тематического подбора учебного материала. Сосредоточение на определенной лексической теме учебных...
Комплексно-тематическое планирование лексико-тематических циклов в подготовительной к школе группе детей с тяжёлыми нарушениями речи
В коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи, учителя-логопеды применяют принцип тематического подбора учебного материала. Сосредоточение на определенной лексической теме...
Комплексно – тематическое планирование кружка « Русская изба» в средней группе
Цель кружка: Познакомить детей среднего дошкольного возраста с историей, культурой и бытом русского народа.Задачи: Познакомить детей с миром музея, с историей, культурой и бытом народов в пр...
Комплексно - тематическое планирование. Часть, формируемая участниками образовательных отношений Комплексно- тематическое планирование работы с детьми 2- 7 лет на 2020-2025 учебный год.
Особенности традиционных событий. Комплексно - тематическое планирование.Часть, формируемая участниками образовательных отношений Комплексно- тематическое планирование работы с детьми 2- 7 лет на...