Комплексно – тематическое планирование кружка « Русская изба» в средней группе
календарно-тематическое планирование (средняя группа)
Цель кружка: Познакомить детей среднего дошкольного возраста с историей, культурой и бытом русского народа.
Задачи: Познакомить детей с миром музея, с историей, культурой и бытом народов в прошлые годы;
Развивать интерес, любознательность к предметам старины;
Обогащать у детей речь образными выражениями малых форм фольклора;
Формировать уважение к историческому прошлому:
Воспитывать свободную и творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_russkaya_izba.docx | 33.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплексно – тематическое планирование кружка « Русская изба» в средней группе «Ромашка» для детей 4-5 лет на 2019-2020 учебный год
Цель кружка: Познакомить детей среднего дошкольного возраста с историей, культурой и бытом русского народа.
Задачи: Познакомить детей с миром музея, с историей, культурой и бытом народов в прошлые годы;
Развивать интерес, любознательность к предметам старины;
Обогащать у детей речь образными выражениями малых форм фольклора;
Формировать уважение к историческому прошлому:
Воспитывать свободную и творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки.
Ожидаемые результаты: Дети знают и называют предметы домашней утвари (миска, чугунок, самовар, горшок, ухват и т. д., предметы русского национального костюма, рассказывают потешки, играют в народные игры.
Принципы создания программы:
1. Доступность
2. Систематичность и последовательность
3. Мотивация
4. Индивидуальзация
5. Краеведение
Методическое обеспечение: экспонаты мини-музея «Русская изба» (самовар, люлька, коромысло, рукомойник, женская и мужская народная одежда и т. д).
Методы обучения: наглядный, словесный, игровой, практический, информационно-рецептивный.
Данная программа рассчитана на детей средней группы (4-5 лет). Срок её реализации один год.
Формы работы с детьми: НОД, совместная деятельность, экскурсии, развлечения, фольклорные праздники, посиделки.
Кружок проводится во вторую половину дня.
№ недели | Дата | Количество дней | Тема недели | Образовательная ситуация |
Сентябрь | ||||
с 02.09.2019 по 13.09.2019 – диагностический период | ||||
с 16.09.2019 по 01.11.2019 – учебный период | ||||
16,06,19-20,09,20 | 5 | «Мы снова вместе» | ||
23,09,19-27,09,19 | 5 | «Что нам лето подарило» | «Ах, эта русская изба» Цель: Познакомить детей с мини-музеем «Русская изба», с экспонатами музея, с её хозяйкой. Первое посещение детьми «Русской избы». Знакомство с ее хозяйкой. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности средствами художественной выразительности (потешки) | |
Октябрь | ||||
30,09,19 -04,10,19 | 5 | «Осень. Осеннее настроение» (живая и неживая природа, осенняя одежда, обувь) «Что нам осень подарила: попробуем осень на вкус» (овощи, фрукты, грибы, ягоды) | «Капустные посиделки.» Цель: Закреплять знания об овощах, умение распознавать овощи по вкусу; приобщать детей к культуре русского народа, познакомить с народными традициями; воспитывать трудолюбие | |
07,10,19 -11,10,19 | 5 | |||
14,10,19 -18,10,19 | 5 | «Солим – солим мы капусту на Покров» . Цель: продолжать закреплять знания детей об осени, осеннем празднике Покров, расширять кругозор, развивать связную речь, эмоциональность, творческие способности, находчивость. Воспитывать любовь и уважение к русским народным праздникам. 2.Приметы связанные с капустой, с засолкой капусты. .Игра – хоровод «Как на грядке сто одежек» Засолка капусты с детьми (практическое занятие) | ||
21,10,19 -25,10,19 | 5 | «Что я знаю о своей семье» | «Печка-матушка.» Цель: Познакомить детей с печью, чугунком, ухватом, кочергой. Рассказать об особом, почтительном отношении народа к печи. Дать понятия, для чего нужна была печь раньше. Формировать у детей познавательные качества. Вспомнить русские народные сказки, в которых упоминается о печи. | |
29,10,19 -01,11,19 | 5 | «Страна, в которой я живу» | «Колобок, колобок…» Цель: Познакомить детей с историей выпечки колобка; с предметами: совок, решето, мукосейка, квашня, лопата. Научить детей лепить колобок из солёного теста. | |
Ноябрь | ||||
с 04.11.2019 по 10.11.2019 - каникулярный период | ||||
с 11.11.2019 по 24.12.2019 - учебный период | ||||
11,11,19 – 15,11,19 | 5 | «Моя малая родина - город Белоярский» | «Что расскажет о себе посуда.» Цель: Познакомить детей с крестьянской посудой: деревянной, глиняной; научить лепить посуду из глины. | |
18,11,19 – 22,11,19 | 5 | «Домашние животные» | «Роспись глиняной посуды.» Цель: Продолжать учить детей рисовать кистью; научить расписывать глиняную посуду. | |
25,11,19 – 29,11,19 | 5 | «Народные игрушки (Дымково и Каргаполье)» | «Как рубашка в поле выросла.» По мотивам рассказа К. Д. Ушинского. Цель: Познакомить детей с технологией изготовления крестьянами одежды. Расширить словарный запас детей новыми словами: трепало, мялка, кросна, лен, кудель и др. Воспитывать у детей уважение к нелегкому труду крестьян | |
02,12,19 – 06,12,19 | 5 | «Что зима нам подарила» | «Домотканые половики.» «Половичок для куклы Маши» - рисование красками. Цель: Познакомить детей с домоткаными половиками, техникой их изготовления. Продолжать учить отрезать полоски бумаги «половички», раскрашивать их красками. | |
09,12,19 – 13,12,19 | 5 | «Как помочь птицам зимой» | «Что прячется в старинном сундуке.» Цель: Познакомить детей с русским народным костюмом. Расширить представления о том, что бывает праздничная и домашняя одежда (будничная). Активизировать в речи детей слова: сарафан, кокошник, рубаха, штаны, косоворотка, кушак. | |
16,12,19 – 20,12,19 | 5 | «К нам приходит Новый год» | «Сундучок Деда Мороза.» Цель: Вызвать интерес к предстоящим новогодним праздникам. Познакомить с ёлочными игрушками бабушек и дедушек. Повторить правила безопасности украшения елки. Воспитывать желание участвовать в оформлении праздничной елки. Научить детей лепить ёлочные игрушки из солёного теста, украшать их рельефным узором. | |
с 23.12.2019 по 08.01.2020 - каникулярный период | ||||
с 09.01.2020 по 28.02.2020 – учебный период | ||||
Январь 09,01-11,01 – прощание с елочкой | ||||
13,01,20 -17,01,20 | 5 | «Зимовье зверей» | Праздник «Русского валенка». Цель: Закреплять у детей интерес к возрождению традиций русского народа. Активно использовать в речи народные приметы, пословицы, поговорки, загадки. Обобщить знания детей о валенках, их значении в жизни человека | |
20,01,20 – 24,01,20 | 5 | «Мир мебели» | «Баранки для чаепития.» Цель: Пополнить экспонатами мини-музей «Русская изба»; вылепить с детьми баранки из солёного теста для чаепития. | |
27,01,20 – 31,01,20 | 5 | «Из чего сделаны предметы?» | «Посиделки у самовара.» Русская народная игра «Пирог». Цель: Познакомить детей с самоваром (в сравнении с чайником, с традициями русского чаепития. Дать понятие как в самоваре кипятили воду. Обогащать словарный запас детей: самовар, угольки. Воспитывать уважение к культурному наследию своего народа. Научить детей играть в русскую народную игру «Пирог». | |
Февраль | ||||
03,02,20 -07,02,20 | 5 | «Кто работает в детском саду» (профессии) | «Одежда русского народа.» Цель: Декоративная роспись по мотивам вышивок: понева, нарукавная вышивка, рубаха. Расширить представления детей об одежде русского народа и ее украшении. Познакомить с назначением, символикой и элементами вышивки. Развивать навыки в составлении узора и его прорисовке | |
10,02,20 – 14,02,20 | 5 | «Мир технических чудес» | «Девичьи головные уборы.» Украшение головного убора (повязки) – аппликация. Цель: Познакомить детей с девичьим головным убором (из чего изготавливался, как украшался, когда носился). Упражнять детей в составлении декоративного мозаичного узора, подчеркивая форму венца, соблюдая ритм узора и цвета. Развивать мелкую моторику рук, творческие способности. Формировать эстетический вкус. | |
17,02,20 – 21,02,20 | 5 | «Наши папы - защитники России» | «На досуге веселушка и накормит всех вокруг». Цель: Роспись ложки. Познакомить детей с деревянной ложкой как с музыкальным инструментом и предметом быта. Цель: Побуждать творческое воображение; учить детей изображать элементы узора. | |
25,02,20 – 28,02,20 | 4 | «Витамины - помощники здоровью» | «Масленица дорогая – наша гостьюшка годовая.» Цель: Приобщать детей к культурно-историческим праздникам; воспитывать интерес к событиям культурно-исторического календаря; воспитывать заботливое, уважительное и предельно внимательное отношение к русской культуре, разучивание песни «Блины». | |
Март | ||||
с 02.03.2020 по 09.03.2020 - каникулярный период | ||||
с 10.03.2020 по 24.04.2020 – учебный период | ||||
10,03,20 – 13,03,20 | 4 | «Природа просыпается после зимы» | ||
16,03,20 – 23,03,20 | 5 | |||
23,03,20 – 27,03,20 | 5 | «Мир вокруг нас» ознакомление с материалами: бумага, пластмасса, резина, полиэтилен. | «Рассказ о старинных обычаях встречи весны.» Загадывание загадок о весне. Заучивание заклички о весне | |
Апрель | ||||
30,03,20 – 03,04,20 | 5 | «Юмор в нашей жизни» | «Русская свистулька.» Лепка свистулек. Цель: Познакомить детей с русской свистулькой; научить лепить свистульки из глины. | |
06,04,20 – 10,03,20 | 5 | «Путешествие в космос | ||
13,04,20 – 17,04,20 | 5 | «Большие и маленькие (дикие животные и их детеныши)» | «Пасха». Рассказ о праздновании Пасхи. Народные пасхальные игры. Слушание детских пасхальных песен, колокольного звона. Украшение яиц. Цель: Рассказать детям о праздновании православного праздника «Пасха», с пасхальными обычаями; научить украшать пасхальные яйца. Развивать у детей интерес к русским традициям. | |
20,04,20 – 24,04,20 | 5 | «Наши любимые книжки» | «Ходит сон по лавочке, в голубой рубашечке.» Русская народная игра «Сидит Дрёма» Цель: Знакомство с колыбелькой (люлькой, зыбкой) и колыбельными песнями. Учить детей петь колыбельные песни задушевно, ласково, с теплотой. Обратить внимание на протяжность, напевность мелодии. Научить детей играть в русскую народную игру «Сидит Дрёма» | |
с 27.04.2020 г. по 10.05.2020 – диагностический период | ||||
с 11.05.2020 по 31.05.2020 – учебный период | ||||
Май | ||||
12,05,20 – 15,05,20 | 4 | «Мир вокруг нас» | « Делаем куклы, как наши бабушки». Задачи: познакомить детей с историей куклы – самоделки, развивать фантазию при изготовлении кукол, творческое воображение, познавательный интерес, воспитывать любовь и уважение к русской культуре, к национальным традициям. 1.Выставка кукол, фотоальбомов, 2. Презентация: «Куклы из бабушкиного сундука» 3.Изготавление «кукла оберег» с детьми. 4. Игра: «Милый мой, выйди на лужок» | |
18,05,20 – 22,05,20 | 5 | «Мир транспорта» | «День русской березки». Задачи: продолжать знакомить детей с символами и традициями русского народа, развивать познавательный интерес, расширят кругозор, словарный запас детей, воспитывать любовь и уважение к традициям русского народа. 1. Хоровод: «Во поле береза стояла». 2. Русская народная игра: «Горшки». 3. Загадки про весенние явления природы, птиц, зверей. 4. Русская народная песня: « Купим мы бабушка курочку». 5. Частушки – нескладушки. | |
25,05,20 – 29,05,20 | 5 | «Безопасное лето» | «Ах, эта русская изба…» - праздник. Цель: Закрепить и систематизировать знания детей о русской избе. | |
01,06-31,08 Летний оздоровительный период | ||||
Итого 151 рабочих дня/ 30 недель 1 день |
Литература
1. Бойчук И. А. Ознакомление детей младшего и среднего дошкольного возраста с русским народным творчеством. – С. П. б. ; ООО»ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСВО-ПРЕСС» 2009.-224с.
2. Гаврилова И. Г. Истоки русской народной культуры в детском саду. – С. П. б. : ДЕТСВО – ПРЕСС; 2010.-160с.
3. Князева О. Л Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. СПб: Детство –Пресс, 2010.-304с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексно-тематический план образовательной работы в средней группе детского сада по теме: «Кладовая здоровья»
Комплексно-тематический план образовательной работы в средней группе детского сада по теме: «Кладовая здоровья»...
Комплексно-тематическое планирование лексического цикла в средней группе
Комплексно-тематическое планирование, составлено по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М....
Комплексно-тематическое планирование по ФГТ для средней группы
КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ(СРЕДНЯЯ ГРУППА)Литература:1 О.Ф. Горбатенко .-« Комплексные занятия по разделу « Социальный мир».- Волгоград, «Учитель»,2007г.2...
Комплексно-тематическое планирование по ФГТ в средней группе
Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности с дошкольниками – одно из необходимых условий реализации ФГТ. При разработке «Комплексно-тематического планирования» мы основывались н...
Комплексно-тематическое планирование для 2 младшей, средней групп на основе Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» ( сентябрь-июнь)
Комплексно-тематическое планирование для детей младшего дошкольного возраста ориентировано на работу педагога в рамках проектной деятельности (итоговое событие), представлены темы по месяцам (се...
Комплексно-тематическое занятие "Русская изба"
Цели:Воспитывать интерес к истории нашего народа, его обычаям и традициям.Обобщить и систематизировать знания детей о жизни людей в русской деревне, об экспонатах народного быта (печь, чугун, го...
Проект Русской Избы в средней группе
Чтобы ввести дошкольников в мир русской культуры, было решено создать проект «Русская изба». Проект этот представляет собой систему художественно – эстетического образования, основан...