Комплексно – тематическое планирование кружка « Русская изба» в средней группе
календарно-тематическое планирование (средняя группа)

Цель кружка: Познакомить детей среднего дошкольного возраста с историей, культурой и бытом русского народа.

Задачи: Познакомить детей с миром музея, с историей, культурой и бытом народов в прошлые годы;

Развивать интерес, любознательность к предметам старины;

Обогащать у детей речь образными выражениями малых форм фольклора;

Формировать уважение к историческому прошлому:

Воспитывать свободную и творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_russkaya_izba.docx33.81 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексно – тематическое планирование  кружка « Русская изба»  в средней группе «Ромашка» для детей 4-5 лет на 2019-2020 учебный год

Цель кружка: Познакомить детей среднего дошкольного возраста с историей, культурой и бытом русского народа.

Задачи: Познакомить детей с миром музея, с историей, культурой и бытом народов в прошлые годы;

Развивать интерес, любознательность к предметам старины;

Обогащать у детей речь образными выражениями малых форм фольклора;

Формировать уважение к историческому прошлому:

Воспитывать свободную и творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки.

Ожидаемые результаты: Дети знают и называют предметы домашней утвари (миска, чугунок, самовар, горшок, ухват и т. д., предметы русского национального костюма, рассказывают потешки, играют в народные игры.

Принципы создания программы:

1. Доступность

2. Систематичность и последовательность

3. Мотивация

4. Индивидуальзация

5. Краеведение

Методическое обеспечение: экспонаты мини-музея «Русская изба» (самовар, люлька, коромысло, рукомойник, женская и мужская народная одежда и т. д).

Методы обучения: наглядный, словесный, игровой, практический, информационно-рецептивный.

Данная программа рассчитана на детей средней группы (4-5 лет). Срок её реализации один год.

Формы работы с детьми: НОД, совместная деятельность, экскурсии, развлечения, фольклорные праздники, посиделки.

Кружок проводится во вторую половину дня.

недели

Дата

Количество

дней

Тема недели

Образовательная ситуация

Сентябрь

с 02.09.2019 по 13.09.2019 – диагностический период

с 16.09.2019 по 01.11.2019 – учебный период

16,06,19-20,09,20

5

«Мы снова вместе»

23,09,19-27,09,19

5

«Что нам лето подарило»

«Ах, эта русская изба»

Цель: Познакомить детей с мини-музеем «Русская изба», с экспонатами музея, с её хозяйкой.

Первое посещение детьми «Русской избы». Знакомство с ее хозяйкой. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности средствами художественной выразительности (потешки)

Октябрь

30,09,19 -04,10,19

5

«Осень. Осеннее настроение»

(живая и неживая природа, осенняя одежда, обувь)

«Что нам осень подарила: попробуем осень на вкус» (овощи, фрукты, грибы, ягоды)

«Капустные посиделки.»

Цель: Закреплять знания об овощах, умение распознавать овощи по вкусу; приобщать детей к культуре русского народа, познакомить с народными традициями; воспитывать трудолюбие

07,10,19 -11,10,19

5

14,10,19 -18,10,19

5

«Солим – солим мы капусту на Покров»

.  Цель: продолжать закреплять знания детей об осени, осеннем празднике Покров, расширять кругозор, развивать связную речь, эмоциональность, творческие способности, находчивость. Воспитывать любовь и уважение к русским народным праздникам. 2.Приметы связанные с капустой, с засолкой капусты. .Игра – хоровод «Как на грядке сто одежек»  Засолка капусты с детьми (практическое занятие)

21,10,19 -25,10,19

5

«Что я знаю о своей семье»

«Печка-матушка.»

Цель: Познакомить детей с печью, чугунком, ухватом, кочергой. Рассказать об особом, почтительном отношении народа к печи. Дать понятия, для чего нужна была печь раньше. Формировать у детей познавательные качества. Вспомнить русские народные сказки, в которых упоминается о печи.

29,10,19 -01,11,19

5

«Страна, в которой я живу»

«Колобок, колобок…»

Цель: Познакомить детей с историей выпечки колобка; с предметами: совок, решето, мукосейка, квашня, лопата. Научить детей лепить колобок из солёного теста.

Ноябрь

с 04.11.2019 по 10.11.2019 - каникулярный период

с  11.11.2019 по 24.12.2019 - учебный период

11,11,19 – 15,11,19

5

«Моя малая родина - город Белоярский»

«Что расскажет о себе посуда.»

Цель: Познакомить детей с крестьянской посудой: деревянной, глиняной; научить лепить посуду из глины.

18,11,19 – 22,11,19

5

«Домашние животные»

«Роспись глиняной посуды

Цель: Продолжать учить детей рисовать кистью; научить расписывать глиняную посуду.

25,11,19 – 29,11,19

5

«Народные игрушки (Дымково и Каргаполье)»

«Как рубашка в поле выросла.»

По мотивам рассказа К. Д. Ушинского.

Цель: Познакомить детей с технологией изготовления крестьянами одежды.

Расширить словарный запас детей новыми словами: трепало, мялка, кросна, лен, кудель и др.

Воспитывать у детей уважение к нелегкому труду крестьян

02,12,19 – 06,12,19

5

«Что зима нам подарила»

«Домотканые половики.»

«Половичок для куклы Маши» - рисование красками.

Цель: Познакомить детей с домоткаными половиками, техникой их изготовления. Продолжать учить отрезать полоски бумаги «половички», раскрашивать их красками.

09,12,19 – 13,12,19

5

«Как помочь птицам зимой»

«Что прячется в старинном сундуке.»

Цель: Познакомить детей с русским народным костюмом. Расширить представления о том, что бывает праздничная и домашняя одежда (будничная). Активизировать в речи детей слова: сарафан, кокошник, рубаха, штаны, косоворотка, кушак.

16,12,19 – 20,12,19

5

«К нам приходит Новый год»

«Сундучок Деда Мороза.»

Цель: Вызвать интерес к предстоящим новогодним праздникам. Познакомить с ёлочными игрушками бабушек и дедушек.

Повторить правила безопасности украшения елки. Воспитывать желание участвовать в оформлении праздничной елки. Научить детей лепить ёлочные игрушки из солёного теста, украшать их рельефным узором.

с 23.12.2019  по 08.01.2020 - каникулярный период

с 09.01.2020 по 28.02.2020 – учебный период

Январь

09,01-11,01 – прощание с елочкой

13,01,20 -17,01,20

5

«Зимовье зверей»

Праздник «Русского валенка».

Цель: Закреплять у детей интерес к возрождению традиций русского народа. Активно использовать в речи народные приметы, пословицы, поговорки, загадки.

Обобщить знания детей о валенках, их значении в жизни человека

20,01,20 – 24,01,20

5

«Мир мебели»

«Баранки для чаепития.»

Цель: Пополнить экспонатами мини-музей «Русская изба»; вылепить с детьми баранки из солёного теста для чаепития.

27,01,20 – 31,01,20

5

«Из чего сделаны предметы?»

«Посиделки у самовара.»

Русская народная игра «Пирог».

Цель: Познакомить детей с самоваром (в сравнении с чайником, с традициями русского чаепития. Дать понятие как в самоваре кипятили воду. Обогащать словарный запас детей: самовар, угольки. Воспитывать уважение к культурному наследию своего народа.

Научить детей играть в русскую народную игру «Пирог».

Февраль

03,02,20 -07,02,20

5

«Кто работает в детском саду» (профессии)

«Одежда русского народа.»

Цель: Декоративная роспись по мотивам вышивок: понева, нарукавная вышивка, рубаха. Расширить представления детей об одежде русского народа и ее украшении.

Познакомить с назначением, символикой и элементами вышивки.

Развивать навыки в составлении узора и его прорисовке

10,02,20 – 14,02,20

5

«Мир технических

чудес»

«Девичьи головные уборы.»

Украшение головного убора (повязки) – аппликация.

Цель: Познакомить детей с девичьим головным убором (из чего изготавливался, как украшался, когда носился).

Упражнять детей в составлении декоративного мозаичного узора, подчеркивая форму венца, соблюдая ритм узора и цвета.

Развивать мелкую моторику рук, творческие способности.

Формировать эстетический вкус.

17,02,20 – 21,02,20

5

«Наши папы - защитники

России»

 «На досуге веселушка и накормит всех вокруг».

Цель: Роспись ложки. Познакомить детей с деревянной ложкой как с музыкальным инструментом и предметом быта.

Цель: Побуждать творческое воображение; учить детей изображать элементы узора.

25,02,20 – 28,02,20

4

«Витамины - помощники

здоровью»

«Масленица дорогая – наша гостьюшка годовая.»

Цель: Приобщать детей к культурно-историческим праздникам; воспитывать интерес к событиям культурно-исторического календаря; воспитывать заботливое, уважительное и предельно внимательное отношение к русской культуре, разучивание песни «Блины».

Март

с 02.03.2020  по 09.03.2020 - каникулярный период

с 10.03.2020 по 24.04.2020 – учебный период

10,03,20 – 13,03,20

4

«Природа просыпается после зимы»

16,03,20 – 23,03,20

5

23,03,20 – 27,03,20

5

«Мир вокруг нас»

ознакомление с материалами: бумага, пластмасса, резина,

полиэтилен.

«Рассказ о старинных обычаях встречи весны.» Загадывание загадок о весне. Заучивание заклички о весне

Апрель

30,03,20 – 03,04,20

5

«Юмор в нашей жизни»

«Русская свистулька.»

Лепка свистулек.

Цель: Познакомить детей с русской свистулькой; научить лепить свистульки из глины.

06,04,20 – 10,03,20

5

«Путешествие в космос

13,04,20 – 17,04,20

5

«Большие и маленькие (дикие животные и их детеныши)»

«Пасха». Рассказ о праздновании Пасхи. Народные пасхальные игры. Слушание детских пасхальных песен, колокольного звона.

Украшение яиц.

Цель: Рассказать детям о праздновании православного праздника «Пасха», с пасхальными обычаями; научить украшать пасхальные яйца. Развивать у детей интерес к русским традициям.

20,04,20 – 24,04,20

5

«Наши любимые книжки»

«Ходит сон по лавочке, в голубой рубашечке.»

Русская народная игра «Сидит Дрёма»

Цель: Знакомство с колыбелькой (люлькой, зыбкой) и колыбельными песнями. Учить детей петь колыбельные песни задушевно, ласково, с теплотой. Обратить внимание на протяжность, напевность мелодии.

Научить детей играть в русскую народную игру «Сидит Дрёма»

с 27.04.2020 г. по 10.05.2020 – диагностический период

с 11.05.2020 по 31.05.2020 – учебный период

Май

12,05,20 – 15,05,20

4

«Мир вокруг нас»

« Делаем куклы, как наши бабушки». Задачи: познакомить детей с историей куклы – самоделки, развивать фантазию при изготовлении кукол, творческое воображение, познавательный интерес, воспитывать любовь и уважение к русской культуре, к национальным традициям. 1.Выставка кукол, фотоальбомов, 2. Презентация: «Куклы из бабушкиного сундука» 3.Изготавление «кукла оберег» с детьми. 4. Игра: «Милый мой, выйди на лужок»

18,05,20 – 22,05,20

5

«Мир транспорта»

«День русской березки».

 Задачи: продолжать знакомить детей с символами и традициями русского народа, развивать познавательный интерес, расширят кругозор, словарный запас детей, воспитывать любовь и уважение к традициям русского народа.

1. Хоровод: «Во поле береза стояла».

2. Русская народная игра: «Горшки».

3. Загадки про весенние явления природы, птиц, зверей.

 4. Русская народная песня: « Купим мы бабушка курочку».

5. Частушки – нескладушки.

25,05,20 – 29,05,20

5

«Безопасное лето»

«Ах, эта русская изба…» - праздник.

Цель: Закрепить и систематизировать знания детей о русской избе.

01,06-31,08

Летний оздоровительный период

Итого 151 рабочих дня/ 30 недель 1 день

Литература

1. Бойчук И. А. Ознакомление детей младшего и среднего дошкольного возраста с русским народным творчеством. – С. П. б. ; ООО»ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСВО-ПРЕСС» 2009.-224с.

2. Гаврилова И. Г. Истоки русской народной культуры в детском саду. – С. П. б. : ДЕТСВО – ПРЕСС; 2010.-160с.

3. Князева О. Л Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. СПб: Детство –Пресс, 2010.-304с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексно-тематический план образовательной работы в средней группе детского сада по теме: «Кладовая здоровья»

Комплексно-тематический план образовательной работы в  средней  группе детского сада по теме: «Кладовая здоровья»...

Комплексно-тематическое планирование лексического цикла в средней группе

Комплексно-тематическое планирование, составлено по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М....

Комплексно-тематическое планирование по ФГТ для средней группы

КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ(СРЕДНЯЯ ГРУППА)Литература:1 О.Ф. Горбатенко .-« Комплексные занятия по разделу « Социальный мир».- Волгоград, «Учитель»,2007г.2...

Комплексно-тематическое планирование по ФГТ в средней группе

Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности с дошкольниками – одно из необходимых условий реализации ФГТ. При разработке «Комплексно-тематического планирования» мы основывались н...

Комплексно-тематическое планирование для 2 младшей, средней групп на основе Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» ( сентябрь-июнь)

Комплексно-тематическое планирование  для детей младшего дошкольного возраста ориентировано на работу педагога в рамках проектной деятельности (итоговое событие), представлены темы по месяцам (се...

Комплексно-тематическое занятие "Русская изба"

Цели:Воспитывать интерес к истории нашего народа, его обычаям и традициям.Обобщить и систематизировать знания детей о жизни людей в русской деревне, об экспонатах народного быта  (печь, чугун, го...

Проект Русской Избы в средней группе

Чтобы ввести дошкольников в мир русской культуры, было решено создать проект «Русская изба». Проект этот представляет собой систему художественно – эстетического образования, основан...