ТЕМА ПРОЕКТА «ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК»
материал
В последнее время отмечается резкое возрастание интереса к проблеме одаренности детей. И это не случайно. Происходящие изменения в системе дошкольного воспитания: ориентация на гуманизацию всей педагогической работы, создание условий для развития индивидуальности каждого ребенка – позволяют по-новому сформулировать проблему одаренности воспитанников, открывают новые аспекты ее изучения и решения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_odaren-t.docx | 30.55 КБ |
odaren-novoe.docx | 28.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 «Солнышко»
ТЕМА ПРОЕКТА «ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК»
Краткая аннотация работы
Срок проекта: | 4 года |
Тип проекта: | долгосрочный |
База внедрения: | Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 «Солнышко» |
Участники проекта: | воспитанники, родители (законные представители), воспитатели, специалисты. |
Сроки реализации | |
I этап. Подготовительный | Январь 2014г. – август 2014г. |
II этап. Организационно – практический | Сентябрь 2014г. – май 2016г |
III этап. Заключительный | Июнь 2016г. – май 2017г. |
Цель проекта «Одаренный ребенок» | |
Создание условий для проявления каждым ребенком своих творческих способностей и интересов, развитие познавательного интереса, обеспечение возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности. | |
Задачи: | |
Выявления одаренности, определение их творческого потенциала, интересов и способностей воспитанников МБДОУ. Проведение диагностических (мониторинговых) обследований воспитанников (с письменного согласия родителей) на предмет выявления одаренности, определение их творческого потенциала, интересов и способностей. Разработать нормативно – правовое обеспечение проекта «Одаренный ребенок». Максимальное развитие способностей и творческого потенциала одаренных и высокомотивированных воспитанников на основе индивидуализированного воспитания и развития их в образовательных областях (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие). Изучить современные технологии, методы и приемы воспитания и развития дошкольников. Расширить возможности для участия высокомотивированных и одарённых дошкольников в районных, городских, всероссийских и международных олимпиадах, творческих выставках и т.д. Подготовить и повысить педагогическую компетентность педагогов в работе с одаренными воспитанниками. Повысить родительскую компетентность в познании одаренности дошкольника. | |
Актуальность | |
Как показывает статистика: Примерно пятая часть дошкольников может быть отнесена к одарённым детям. Но они, какправило, лишены необходимой для развития ихталантов поддержки, в результате всего лишь 2-5%детского поколения действительно проявляют себякак одарённые.Интеллектуально одарено 2% детей, с повышенными умственными способностями -15 -16%,то есть в общем 18 детей из 100. Из 5 одаренных детей выявляется только один. Однако и это неозначает, что одаренность такого ребенка будетразвиваться и совершенствоваться в дальнейшем. В последнее время отмечается резкое возрастание интереса к проблеме одаренности детей. И это не случайно. Происходящие изменения в системе дошкольного воспитания: ориентация на гуманизацию всей педагогической работы, создание условий для развития индивидуальности каждого ребенка – позволяют по-новому сформулировать проблему одаренности воспитанников, открывают новые аспекты ее изучения и решения. Не так давно, самым важным в воспитании детей было стремление, чтобы ребенок соответствовал некоторой средней норме. Этогарантировало возможность избежать многих проблем в развитии. Если же проблема развития одаренности не отвергалась, то полностью ложилась на плечи родителей или отдельных творческих педагогов, которые, основываясь на опыте и интуиции, помогали ребенку раскрыть свое дарование, начиная с дошкольного возраста. Дошкольное детство является очень важным и благоприятным периодом для развития одаренности. Однако возможности дошкольного возраста, как показывает практика, реализуются слабо. Это обусловлено отсутствием у работников системы дошкольного воспитания и родителей необходимых знаний о методах выявления и развития одаренности на этапе дошкольного детства. Поэтому в реальной практике МБДОУ остро ощущается необходимость постановки целенаправленной, планомерной и систематической работы педагогического коллектива по выявлению, поддержанию и развитию одаренных воспитанников. В эту работу должны, привлечены быть не только родители (законные представители и лица, их заменяющие), но и педагоги и, конечно же, социальные институты. Раннее выявление, развития и воспитание одаренных и талантливых воспитанников составляет одну их главных проблем качества совершенствования системы дошкольного образования. | |
Содержание работы проекта «Одаренный ребенок в ДОУ» | |
Для реализации проекта «Одаренный ребенок» главным направлением в деятельности нашего детского сада стал ориентир на максимальную реализацию потенциальных возможностей дошкольника, развитие его склонностей, способностей, так как в дошкольное время есть все необходимые идостаточные предпосылки для развития ребёнка как личности. Содержание деятельности по развитию детской одаренности в масштабе МБДОУ включает следующие блоки: работа с педагогами; работа с воспитанниками; работа с родителями воспитанников; работа с социумом. | |
Этапы внедрения проекта | |
Педагоги Воспитанники Родители Социальная общественность | |
I этап Подготовительный(январь 2014 – август 2014) | |
1. Углубленное изучение педагогами специфики и основных направлений программы “Одаренной ребенок” Л.А. Венгера., педагогических современных технологий, методик и приемов в работе с одаренными воспитанниками. 2. Разработка нормативно – правовых документов: Положение об инновационной деятельности. Положение о психолого-педагогическом сопровождении детей, имеющих ярко выраженные способности. План проектной деятельности. Положение о педагогическом совете стратегии развития одаренности воспитанников. Положение о творческой группе педагогов, занимающихся внедрением проектной деятельности. Разработка информационно-методических документов: Банк данных детей МБДОУ детский сад №3 «Солнышко» , имеющих ярко выраженные способности. Модель одаренного ребенка МБДОУ детский сад №3 «Солнышко» Структурная модель работы с детьми, обладающими ярко выражении способностями. План работы с кадрами по теме «Психолого-педагогическое сопровождение детей, имеющих ярко выраженные способности». Перспективный план работы с родителями в рамках психолого-педагогического сопровождения детей, имеющих ярко выраженные способности. Пакет диагностических методик по выявлению детской одаренности. Система контроля по теме «Психолого-педагогическое сопровождение детей, имеющих ярко выраженные способности». Рекомендации по составлению «Портфолио успеха» одаренных детей. Методические рекомендации в помощь педагогам. Разработка индивидуальных маршрутов по направлениям одаренности. Выявления и поддержки одаренных детей. Выявление одаренности: педагогическая и психологическая диагностика детей (при согласии родителей) Подготовка к участию в олимпиадах, конкурсах и т.д. «Мозговые штурмы» Творческие задания Выявление индивидуальных музыкальных, драматических, танцевальных, изобразительных и прочих способностей детей на основе соответствующих кружков дополнительного образования Малый ученый совет Выставки творческих работ 1. Сообщение на общем родительском собрании о предстоящем проекте. 2.Родительское собрание «Способности ребенка и как их распознать» 3.Анкетирование родителей «Мой ребенок -одаренный» 4. Информационное просвещение для родительской общественности в области одаренности 5. Изучение социального заказа родителей одаренных воспитанников Анализ социальных институтов воспитания и развития воспитанников. Заключение договоров с социальными структурами. 1.Договор с районной библиотекой 2. Договор с организацией «Тамир». 3. Договор с районным краеведческим музеем. На данном этапе воспитатели осуществляют сбор дополнительной информации от специалистов МБДОУ, родителей, изучают психолого-педагогическую литературу для уточнения выявленной одаренности ребенка. В ДОУ организуется и проходит психолого-педагогический консилиум, на который приглашают всех педагогов работающих с детьми. Члены консилиума осуществляют обобщение всей информации о ребенке, определяют организацию сопровождения и условия для развития одаренного ребенка. Специалисты сопровождения устанавливают конкретные задачи для каждого субъекта сопровождения, разрабатывают индивидуальные программы и рекомендации по сопровождению одаренного ребенка. При диагностике одарённости мы исходим из представления большинства исследователей (Дж. Рензулли) о том, что ребёнок, продемонстрировавший высокий уровень способностей хотя бы по одному из следующих параметров: уровень интеллекта, познавательной мотивации и креативности, заслуживает того, чтобы его квалифицировали как одарённого. Для определения уровня развития способностей у детей возможно использование следующих методик: Методики диагностики универсальных способностей для детей Психолог Тест Д. Векслера. Диагностика структуры интеллекта (детский вариант) Психолог Методика В.С.Юркевич. Дерево желаний Воспитатели, психолог Фигурные тесты П. Торренса Психолог Диагностика музыкальных способностей детей. Музыкальный руководитель Лучининова М.К Тест «Не прозевайте вундеркинда» Воспитатели, родители Тест «Как развита фантазия вашего ребенка» (для родителей и педагогов) Воспитатели, родители | |
II Этап Организационно практический Сентябрь 2014 – май 2016 гг. | |
Наблюдения Беседы Диагностические исследования Проектную деятельность Активно – игровые методы Практикумы и тренинги Микрогрупповые мысли Профессиональные конкурсы Лекции (проблемные, лекции-диалоги) Интернет-поиск под определенное задание Часы заинтересованного информационного обмена При непосредственном участии творческой группы педагогов провести такие значимые мероприятия, как: Теоретический семинар «Одаренные дети – приоритетное направление современного образования». Круглый стол «Совместное обсуждение и определение генеральных линий развития в направлении работы по введению в практику программы «Одаренный ребенок»» Л.А. Венгера. Заседание творческих и проблемных групп по разработке отдельных аспектов совершенствования педагогического процесса. Коллективная мыслительная деятельность «Управление развитием одаренных детей». Копилка педагогического мастерства «Методы и формы организации работы со способными воспитанниками в условиях МБДОУ». Организация систематической профессиональной подготовки педагогических кадров в области одаренности воспитанников Составление диаграмм, рекомендаций для педагогов Педагогическое проектирование; Открытые показы, семинары-практикумы Пополнение видеотеки фильмами по использованию разных форм работы с одаренными детьми, проявления одаренности Пополнение медиатеки программ работы с одаренными детьми -Участие в свободных играх со сверстниками; -Участие в моделировании ситуаций незавершённости и открытости деятельности и мышления; - Участие в специфических детских видах деятельности (предметные игры, рисование, конструирование, лепка и др.) - Развитие творческой активности и гибкости мыслительной деятельности через использование технологии В.В.Воскобовича «Сказочные лабиринты игры». - Разрешение и поощрение высказывания множества вопросов; - Использование в обучении дошкольников провокационных вопросов (постановка проблем или затруднений, для устранения которых нет известных средств), стимуляция выработки детьми собственных средств осуществления деятельности, а не принятие готовых; - Предоставление детям возможностей осуществления совместной с взрослыми деятельности, наличие в окружении ребенка образцов и результатов взрослой креативности; - Самостоятельность и независимость дошкольников, формирование ответственности за себя и свое поведение; - Участие в творческих объединениях, кружках; - Участие в проектной и экспериментально-исследовательской деятельности; - Участие в выставках, конкурсах, мини-олимпиадах и т.д.; - Работа по индивидуальному маршруту. Участие в деятельности кружков по интересам индивидуальная работа воспитателя, педагога- психолога с каждым родителем (беседы, консультации, практические советы и т.д.) - участие родителей в совместных праздниках, развлечениях - совместное творчество родителей с детьми; - участие родителей в мастер – классах («развиваемся -играя» и т.д.) - методическая поддержка по сохранению детской одаренности (стимулирование развития детской способности) -передача опыта воспитания одаренных детей через газету и сайт ДОУ Курс родительских собраний «Роль семьи, родителей для развития потенциальных возможностей ребенка » Формы собраний очень разнообразные: круглые столы (на который приглашаются люди интересно рассказывающие о своей жизни Коллективно-творческие работы, способствующие созданию атмосферы взаимопонимания и сотрудничества, сплочению коллектива. Создание условий для равноправного взаимодействия МБДОУ и семьи в развитии личности воспитанника (Дни открытых дверей, тематические лекции для родителей, привлечение родителей к участию в проектной деятельности, анкетирование) 1.Организация участия детей в конкурсах, выставках. 2. Проведение интеллектуальных и творческих конкурсов на всероссийском уровне 3Проведение олимпиад При организации мероприятий необходимо не забывать об определяющем значении для развития одарённости ребенка дошкольного возраста соответствующей развивающей среды, и целенаправленной поддержки одаренности ребенка со стороны окружающих его взрослых. Педагоги в группах являются активными участниками экспериментальной деятельности. Внедрение инновационных технологий на основе проблемного воспитания и развития создает благоприятные условия для развития познавательной деятельности дошкольников, расширяя их представления об окружающем. Кроме того, данный подход помогает педагогам активизировать образовательный процесс в МБДОУ, придавая ему исследовательский, творческий характер и таким образом способствовать проявлению активности и инициативности дошкольников в своей познавательной деятельности. На данном этапе нашей задачей становится обучение родителей эффективному взаимодействию с их ребёнком, помощь родителям в поиске путей решения проблем, часто встречающихся при воспитании одарённого ребёнка. Необходимо расширить понимание возможностей одаренного ребенка, выработать новые навыки взаимодействия с ребенком. Родителям очень важно знать, какие способности являются приоритетными для их ребенка, нужно поддерживать стремление к творчеству, создавать условия для углубленного и всестороннего изучения интересующего его вида деятельности. И для развития творческой и познавательной активности необходимо привлечь родителей и детей к участию в творческих и познавательных конкурсах различного уровня. Для успешной работы по реализации проекта особо важным для нас является использование не только уже хорошо себя зарекомендовавших форм и методов работы с детьми в МБДОУ, но и внедрение новых. Одной из таких планируемых форм является кружок «ЗНАЙ-ка» на базе старших групп. Цель которого: максимальное раскрытие интеллектуального потенциала детей на основе развивающих игр. Немаловажное значение имеет применение интегративного метода работы с дошкольниками, предполагающего содержательное обогащение, дополнение к обязательному базовому стандарту дошкольных дисциплин. Хорошо себя зарекомендовал и будет в дальнейшем использоваться «метод проектов» в работе с детьми старшего возраста. Работа над проектом предполагает рост познавательной активности и самостоятельности детей, способствует развитию индивидуального творческого потенциала ребенка. | |
III Этап Заключительный Июнь 2016 - май 2017 гг | |
Мониторинг детской одаренности. Итоговая педагогическая и психологическая диагностика. Анализ результатов диагностики. Представление опыта работы по проекту для педагогической и родительской общественности МБДОУ, района, города. Обобщения и трансляции опыта работы на педагогическом совете печатной продукции (конспекты НОД, сценарии, фотографии наглядно-иллюстративный материал); Беседы, наблюдение, опросы Мониторинг, диагностика выставки авторских работ, сольные концерты, моноспектакли, фестивали, конкурсы и др Анкетирование родителей по результатам проекта. Участие родителей в презентации проекта Интервьюирование Дебаты Поддержка и поощрение родителей на уровне дошкольного учреждения Впечатления детей. Конкурс рисунков и поделок по проведенным экскурсиям. Анализ взаимодействия с социумом и МБДОУ. Оформление стенгазет и фото выставок. Информирование СМИ о результатах работы с одаренными детьми. В качестве критериев оценки ожидаемых результатов необходимо выделить следующие: выявление детей с признаками интеллектуальной одаренности дошкольного возраста; повышение качества подготовки детей к школьному обучению; увеличение количества детей с высокой степенью готовности к школе; увеличение количества детей, участвующих в конкурсах, фестивалях, смотрах различного уровня; создание оптимальных условий для развития и реализации потенциальных возможностей и способностей детей с признаками интеллектуальной одаренности МБДОУ; внедрение эффективных форм и методов работы с одаренными детьми дошкольного возраста; расширение спектра дополнительных образовательных услуг для детей с признаками интеллектуальной одаренности дошкольного возраста; увеличение количества педагогов и специалистов МБДОУ, прошедших курсовую подготовку по организации работы с одаренными детьми; реализация программ индивидуального развития детей с признаками интеллектуальной одаренности; удовлетворенность родителей системой работы с одаренными детьми в МБДОУ. Проект «Одаренный ребенок» является одним из важных направлений образовательной системы МБДОУ.Особенностью данного проекта является его ориентация на развитие одаренности ребенка в дошкольном детстве как фундаментальной основы для полноценной жизнедеятельности дошкольника и его дальнейшего образования. Ожидаемые результаты проекта: Разработка нормативно-правовой базы проекта (локальной нормативно-правовой документации). Формирование устойчивой системы выявления, развития и поддержки детей с признаками интеллектуальной одаренности в МБДОУ. Внедрение программ развития детей дошкольного возраста с признаками интеллектуальной одаренности. Максимальная реализация потенциальных возможностей и способностей одаренных детей дошкольного возраста в ходе различных окружных и городских конкурсов. Совершенствование системы поддержки детей с признаками интеллектуальной одаренности МБДОУ. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов, работающих с одаренными детьми дошкольного возраста. Укрепление материально – технической базы МБДОУ в рамках работы с одаренными детьми. Создание системы широкого освещения проблем и направлений работы с одаренными детьми дошкольного возраста в средствах массовой информации. Оценка результатов проекта Методы диагностики в ходе проекта: 1. Наблюдение и регистрация данных о продвижениях ребенка (дневниковые записи). 2. Интервью и беседы. Помогают составить представления о том, как ребенок включается в ту или иную деятельность, чем он интересуется больше всего, какие у него предпочтения. 3. Специальные методы (деятельность психолога ДОУ: тестовые задания, проективные методы, анкетирование родителей, педагогов). 4. Коллекции детских работ (достижения ребенка в проектной деятельности, практической деятельности). 5. Регулярное отслеживание результатов деятельности педагогов (промежуточный, итоговый контроль). 6. Творческие отчеты, презентации детско-родительских проектов. 7. Конкурсы, фестивали, выставки. Оценка качества реализации проекта: 1. Сравнительный анализ первичной и итоговой диагностики уровня развития ребенка. 2. Отслеживание уровня создания информационно-развивающей среды и качества используемых ресурсов (что приобретено из запланированного и как используется). 3. Анализ документации педагогов (планы работы кружков, студий). 4. Анкетирование родителей. 5. Открытые показы. |
Список литературы
Закон РФ «Об образовании»
Типовое положение ДОУ
Подпрограмма «Одаренные дети»Федеральной целевой программы «ДетиРоссии» Министерство Образования РФ
Программа «Одаренный ребенок», подредакцией Дьяченко О.М.
Программа “Одаренной ребенок” Л.А. Венгера.
Бабанов Ю.Д., Богоявленский Д.Б. и др. Рабочая Концепция одаренности (по заказу Министерства образования Российской Федерации в рамках федеральной целевой программы Одаренные дети)
Указ Президента РФ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 гг.» № 761 от 01.06.2012
Одаренные дети в детском саду и школе. Автор: А. И. Савенков. 2000г.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 «Солнышко»
ТЕМА ПРОЕКТА «ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК»
Краткая аннотация работы
Срок проекта: | 4 года |
Тип проекта: | долгосрочный |
База внедрения: | Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 «Солнышко» |
Участники проекта: | воспитанники, родители (законные представители), воспитатель, специалисты. |
Сроки реализации | |
I этап. Подготовительный | Январь 2014г. – август 2014г. |
II этап. Организационно – практический | Сентябрь 2014г. – май 2016г |
III этап. Заключительный | Июнь 2016г. – май 2017г. |
Цель проекта «Одаренный ребенок» | |
Создание условий для проявления каждым ребенком своих творческих способностей и интересов, развитие познавательного интереса, обеспечение возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности. | |
Задачи: | |
Выявления одаренности, определение их творческого потенциала, интересов и способностей воспитанников Проведение диагностических (мониторинговых) обследований воспитанников (с письменного согласия родителей) на предмет выявления одаренности, определение их творческого потенциала, интересов и способностей. Разработать нормативно – правовое обеспечение проекта «Одаренный ребенок». Максимальное развитие способностей и творческого потенциала одаренных и высокомотивированных воспитанников на основе индивидуализированного воспитания и развития их в образовательных областях (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие). Изучить современные технологии, методы и приемы воспитания и развития дошкольников. Расширить возможности для участия высокомотивированных и одарённых дошкольников в районных, городских, всероссийских и международных олимпиадах, творческих выставках и т.д. Подготовить и повысить педагогическую компетентность педагогов в работе с одаренными воспитанниками. Повысить родительскую компетентность в познании одаренности дошкольника. | |
Актуальность | |
Как показывает статистика: Примерно пятая часть дошкольников может быть отнесена к одарённым детям. Но они, как правило, лишены необходимой для развития их талантов поддержки, в результате всего лишь 2-5%детского поколения действительно проявляют себя как одарённые.Интеллектуально одарено 2% детей, с повышенными умственными способностями -15 -16%,то есть в общем 18 детей из 100. Из 5 одаренных детей выявляется только один. Однако и это не означает, что одаренность такого ребенка будет развиваться и совершенствоваться в дальнейшем. В последнее время отмечается резкое возрастание интереса к проблеме одаренности детей. И это не случайно. Происходящие изменения в системе дошкольного воспитания: ориентация на гуманизацию всей педагогической работы, создание условий для развития индивидуальности каждого ребенка – позволяют по-новому сформулировать проблему одаренности воспитанников, открывают новые аспекты ее изучения и решения. Не так давно, самым важным в воспитании детей было стремление, чтобы ребенок соответствовал некоторой средней норме. Это гарантировало возможность избежать многих проблем в развитии. Если же проблема развития одаренности не отвергалась, то полностью ложилась на плечи родителей или отдельных творческих педагогов, которые, основываясь на опыте и интуиции, помогали ребенку раскрыть свое дарование, начиная с дошкольного возраста. Дошкольное детство является очень важным и благоприятным периодом для развития одаренности. Однако возможности дошкольного возраста, как показывает практика, реализуются слабо. Это обусловлено отсутствием у работников системы дошкольного воспитания и родителей необходимых знаний о методах выявления и развития одаренности на этапе дошкольного детства. Поэтому в реальной практике остро ощущается необходимость постановки целенаправленной, планомерной и систематической работы педагога по выявлению, поддержанию и развитию одаренных воспитанников. В эту работу должны, привлечены быть не только родители (законные представители и лица, их заменяющие), но и педагоги (музыкальный руководитель, педагого по ИЗО деятельности…) и, конечно же, социальные институты. Раннее выявление, развития и воспитание одаренных и талантливых воспитанников составляет одну их главных проблем качества совершенствования системы дошкольного образования. | |
Содержание работы проекта «Одаренный ребенок в ДОУ» | |
Для реализации проекта «Одаренный ребенок» главным направлением в деятельности моей группы ориентир на максимальную реализацию потенциальных возможностей дошкольника, развитие его склонностей, способностей, так как в дошкольное время есть все необходимые идостаточные предпосылки для развития ребёнка как личности. Содержание деятельности по развитию детской одаренности в масштабе МБДОУ включает следующие блоки: работа с педагогами; работа с воспитанниками; работа с родителями воспитанников; работа с социумом. | |
Этапы внедрения проекта | |
Педагоги Воспитанники Родители Социальная общественность | |
I этап Подготовительный(январь 2014 – август 2014) | |
1. Углубленное изучение педагогами специфики и основных направлений программы “Одаренной ребенок” Л.А. Венгера., педагогических современных технологий, методик и приемов в работе с одаренными воспитанниками. 2. Разработка нормативно – правовых документов: Положение об инновационной деятельности. Положение о психолого-педагогическом сопровождении детей, имеющих ярко выраженные способности. План проектной деятельности. Положение о педагогическом совете стратегии развития одаренности воспитанников. Положение о творческой группе педагогов, занимающихся внедрением проектной деятельности. Разработка информационно-методических документов: Банк данных детей группы , имеющих ярко выраженные способности. Модель одаренного ребенка Структурная модель работы с детьми, обладающими ярко выражении способностями. Перспективный план работы с родителями в рамках психолого-педагогического сопровождения детей, имеющих ярко выраженные способности. Пакет диагностических методик по выявлению детской одаренности. Система контроля по теме «Психолого-педагогическое сопровождение детей, имеющих ярко выраженные способности». Рекомендации по составлению «Портфолио успеха» одаренных детей. Методические рекомендации Разработка индивидуальных маршрутов по направлениям одаренности. Выявления и поддержки одаренных детей. Выявление одаренности: педагогическая и психологическая диагностика детей (при согласии родителей) Подготовка к участию в олимпиадах, конкурсах и т.д. «Мозговые штурмы» Творческие задания Выявление индивидуальных музыкальных, драматических, танцевальных, изобразительных и прочих способностей детей на основе соответствующих кружков дополнительного образования Малый ученый совет Выставки творческих работ 1. Сообщение на общем родительском собрании о предстоящем проекте. 2.Родительское собрание «Способности ребенка и как их распознать» 3.Анкетирование родителей «Мой ребенок -одаренный» 4. Информационное просвещение для родительской общественности в области одаренности 5. Изучение социального заказа родителей одаренных воспитанников Анализ социальных институтов воспитания и развития воспитанников. Заключение договоров с социальными структурами. 1.Договор с районной библиотекой 2. Договор с организацией «Тамир». 3. Договор с районным краеведческим музеем. На данном этапе мною осуществляется сбор дополнительной информации от специалистов МБДОУ, родителей, изучение психолого-педагогическую литературу для уточнения выявленной одаренности ребенка. При диагностике одарённости будем исходить из представления большинства исследователей (Дж. Рензулли) о том, что ребёнок, продемонстрировавший высокий уровень способностей хотя бы по одному из следующих параметров: уровень интеллекта, познавательной мотивации и креативности, заслуживает того, чтобы его квалифицировали как одарённого. Для определения уровня развития способностей у детей возможно использование следующих методик: Методики диагностики универсальных способностей для детей Психолог Тест Д. Векслера. Диагностика структуры интеллекта (детский вариант) Психолог Методика В.С.Юркевич. Дерево желаний Воспитатели, психолог Фигурные тесты П. Торренса Психолог Диагностика музыкальных способностей детей. Музыкальный руководитель Лучининова М.К Тест «Не прозевайте вундеркинда» Воспитатели, родители Тест «Как развита фантазия вашего ребенка» (для родителей и педагогов) Воспитатели, родители | |
II Этап Организационно практический Сентябрь 2014 – май 2016 гг. | |
Наблюдения Беседы Диагностические исследования Проектную деятельность Активно – игровые методы Практикумы и тренинги Микрогрупповые мысли Профессиональные конкурсы Лекции (проблемные, лекции-диалоги) Интернет-поиск под определенное задание Часы заинтересованного информационного обмена При непосредственном участии творческой группы педагогов провести такие значимые мероприятия, как: Теоретический семинар «Одаренные дети – приоритетное направление современного образования». Круглый стол «Совместное обсуждение и определение генеральных линий развития в направлении работы по введению в практику программы «Одаренный ребенок»» Л.А. Венгера. Копилка педагогического мастерства «Методы и формы организации работы со способными воспитанниками в условиях МБДОУ». Педагогическое проектирование; Открытые показы, семинары-практикумы Пополнение видеотеки фильмами по использованию разных форм работы с одаренными детьми, проявления одаренности Пополнение медиатеки программ работы с одаренными детьми -Участие в свободных играх со сверстниками; -Участие в моделировании ситуаций незавершённости и открытости деятельности и мышления; - Участие в специфических детских видах деятельности (предметные игры, рисование, конструирование, лепка и др.) - Развитие творческой активности и гибкости мыслительной деятельности через использование технологии В.В.Воскобовича «Сказочные лабиринты игры». - Разрешение и поощрение высказывания множества вопросов; - Использование в обучении дошкольников провокационных вопросов (постановка проблем или затруднений, для устранения которых нет известных средств), стимуляция выработки детьми собственных средств осуществления деятельности, а не принятие готовых; - Предоставление детям возможностей осуществления совместной с взрослыми деятельности, наличие в окружении ребенка образцов и результатов взрослой креативности; - Самостоятельность и независимость дошкольников, формирование ответственности за себя и свое поведение; - Участие в творческих объединениях, кружках; - Участие в проектной и экспериментально-исследовательской деятельности; - Участие в выставках, конкурсах, мини-олимпиадах и т.д.; - Работа по индивидуальному маршруту. Участие в деятельности кружков по интересам индивидуальная работа воспитателя, педагога- психолога с каждым родителем (беседы, консультации, практические советы и т.д.) - участие родителей в совместных праздниках, развлечениях - совместное творчество родителей с детьми; - участие родителей в мастер – классах («развиваемся -играя» и т.д.) - методическая поддержка по сохранению детской одаренности (стимулирование развития детской способности) -передача опыта воспитания одаренных детей через газету и сайт ДОУ Курс родительских собраний «Роль семьи, родителей для развития потенциальных возможностей ребенка » Формы собраний очень разнообразные: круглые столы (на который приглашаются люди интересно рассказывающие о своей жизни Коллективно-творческие работы, способствующие созданию атмосферы взаимопонимания и сотрудничества, сплочению коллектива. Создание условий для равноправного взаимодействия МБДОУ и семьи в развитии личности воспитанника (Дни открытых дверей, тематические лекции для родителей, привлечение родителей к участию в проектной деятельности, анкетирование) 1.Организация участия детей в конкурсах, выставках. 2. Проведение интеллектуальных и творческих конкурсов на всероссийском уровне 3. Проведение олимпиад При организации мероприятий необходимо не забывать об определяющем значении для развития одарённости ребенка дошкольного возраста соответствующей развивающей среды, и целенаправленной поддержки одаренности ребенка со стороны окружающих его взрослых. Педагог в группе являются активными участниками экспериментальной деятельности. Внедрение инновационных технологий на основе проблемного воспитания и развития создает благоприятные условия для развития познавательной деятельности дошкольников, расширяя их представления об окружающем. Кроме того, данный подход поможет педагогу активизировать образовательный процесс, придавая ему исследовательский, творческий характер и таким образом способствовать проявлению активности и инициативности дошкольников в своей познавательной деятельности. На данном этапе задачей становится обучение родителей эффективному взаимодействию с их ребёнком, помощь родителям в поиске путей решения проблем, часто встречающихся при воспитании одарённого ребёнка. Необходимо расширить понимание возможностей одаренного ребенка, выработать новые навыки взаимодействия с ребенком. Родителям очень важно знать, какие способности являются приоритетными для их ребенка, нужно поддерживать стремление к творчеству, создавать условия для углубленного и всестороннего изучения интересующего его вида деятельности. И для развития творческой и познавательной активности необходимо привлечь родителей и детей к участию в творческих и познавательных конкурсах различного уровня. Для успешной работы по реализации проекта особо важным является использование не только уже хорошо себя зарекомендовавших форм и методов работы с детьми в группе, но и внедрение новых. Одной из таких планируемых форм может являться разные кружки и секции. Цель которого: максимальное раскрытие интеллектуального потенциала детей на основе развивающих игр. Немаловажное значение имеет применение интегративного метода работы с воспитанниками, предполагающего содержательное обогащение, дополнение к обязательному базовому стандарту дошкольных дисциплин. Хорошо себя зарекомендовал и будет в дальнейшем использоваться «метод проектов» в работе с детьми старшего возраста. Работа над проектом предполагает рост познавательной активности и самостоятельности детей, способствует развитию индивидуального творческого потенциала ребенка. | |
III Этап Заключительный Июнь 2016 - май 2017 гг | |
Мониторинг детской одаренности. Итоговая педагогическая и психологическая диагностика. Анализ результатов диагностики. Представление опыта работы по проекту для педагогической и родительской общественности МБДОУ, района, города. Обобщения и трансляции опыта работы на педагогическом совете печатной продукции (конспекты НОД, сценарии, фотографии наглядно-иллюстративный материал); Беседы, наблюдение, опросы Мониторинг, диагностика выставки авторских работ, сольные концерты, моноспектакли, фестивали, конкурсы и др Анкетирование родителей по результатам проекта. Участие родителей в презентации проекта Интервьюирование Дебаты Поддержка и поощрение родителей на уровне дошкольного учреждения Впечатления детей. Конкурс рисунков и поделок по проведенным экскурсиям. Анализ взаимодействия с социумом и МБДОУ. Оформление стенгазет и фото выставок. Информирование СМИ о результатах работы с одаренными детьми. В качестве критериев оценки ожидаемых результатов необходимо выделить следующие: выявление детей с признаками интеллектуальной одаренности дошкольного возраста; повышение качества подготовки детей к школьному обучению; увеличение количества детей с высокой степенью готовности к школе; увеличение количества детей, участвующих в конкурсах, фестивалях, смотрах различного уровня; создание оптимальных условий для развития и реализации потенциальных возможностей и способностей детей с признаками интеллектуальной одаренности ; внедрение эффективных форм и методов работы с одаренными детьми дошкольного возраста; расширение спектра дополнительных образовательных услуг для детей с признаками интеллектуальной одаренности дошкольного возраста; реализация программ индивидуального развития детей с признаками интеллектуальной одаренности; удовлетворенность родителей системой работы с одаренными детьми Проект «Одаренный ребенок» является одним из важных направлений образовательной системы. Особенностью данного проекта является его ориентация на развитие одаренности ребенка в дошкольном детстве как фундаментальной основы для полноценной жизнедеятельности дошкольника и его дальнейшего образования. Ожидаемые результаты проекта: Формирование устойчивой системы выявления, развития и поддержки детей с признаками интеллектуальной одаренности Внедрение программ развития детей дошкольного возраста с признаками интеллектуальной одаренности. Максимальная реализация потенциальных возможностей и способностей одаренных детей дошкольного возраста в ходе различных окружных и городских конкурсов. Совершенствование системы поддержки детей с признаками интеллектуальной одаренности Повышение уровня профессиональной компетентности педагога, работающих с одаренными детьми дошкольного возраста. Укрепление материально – технической базы МБДОУ в рамках работы с одаренными детьми. Создание системы широкого освещения проблем и направлений работы с одаренными детьми дошкольного возраста в средствах массовой информации. Оценка результатов проекта Методы диагностики в ходе проекта: 1. Наблюдение и регистрация данных о продвижениях ребенка (дневниковые записи). 2. Интервью и беседы. Помогают составить представления о том, как ребенок включается в ту или иную деятельность, чем он интересуется больше всего, какие у него предпочтения. 3. Специальные методы (деятельность психолога ДОУ: тестовые задания, проективные методы, анкетирование родителей, педагогов). 4. Коллекции детских работ (достижения ребенка в проектной деятельности, практической деятельности). 5. Регулярное отслеживание результатов деятельности педагогов (промежуточный, итоговый контроль). 6. Творческие отчеты, презентации детско-родительских проектов. 7. Конкурсы, фестивали, выставки. Оценка качества реализации проекта: 1. Сравнительный анализ первичной и итоговой диагностики уровня развития ребенка. 2. Отслеживание уровня создания информационно-развивающей среды и качества используемых ресурсов (что приобретено из запланированного и как используется). 3. Анкетирование родителей. 4. Открытые показы. |
Список литературы
Закон РФ «Об образовании»
Типовое положение ДОУ
Подпрограмма «Одаренные дети»Федеральной целевой программы «ДетиРоссии» Министерство Образования РФ
Программа «Одаренный ребенок», подредакцией Дьяченко О.М.
Программа “Одаренной ребенок” Л.А. Венгера.
Бабанов Ю.Д., Богоявленский Д.Б. и др. Рабочая Концепция одаренности (по заказу Министерства образования Российской Федерации в рамках федеральной целевой программы Одаренные дети)
Указ Президента РФ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 гг.» № 761 от 01.06.2012
Одаренные дети в детском саду и школе. Автор: А. И. Савенков. 2000г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Одаренный ребенок - это серьезно!"
Данный проект является опытом работы по развитию личности, способной адаптироваться к условиям окружающей жизни и нести социальную ответственность за свои поступки...
Проект "Одаренный ребенок"
Современный детский сад должен создать условия для развития личности дошкольников, их индивидуальности, творческих способностей, формирования потребности развиваться на протяжении всей жизни. Поэтому,...
Проект "Одаренный ребенок - это серьезно."
Психологический феномен развития одаренности ребенка дошкольного возраста объясняется тем, что данные виды одаренности ярче всего проявляется в дошкольном возрасте, так как ребенок, обладая образным м...
Проект "Одаренный ребенок в ДОУ"
Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней...
Проект "Одаренный ребенок"
Дошкольное детство является очень важным и благоприятным периодом для развития одаренности....
ТЕМА ПРОЕКТА «ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК»
Выявления одаренности, определение их творческого потенциала, интересов и способностей воспитанников...
ТЕМА ПРОЕКТА «ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК»
Создание условий для проявления каждым ребенком своих творческих способностей и интересов, развитие познавательного интереса, обеспечение возможности творческой самореализации личности в различных вид...