Проект "Одаренный ребенок"
проект

Гармаева Туяна Дашиевна

Дошкольное детство является очень важным и благоприятным периодом для развития одаренности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_odaren-t.docx23.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 «Солнышко»

ТЕМА ПРОЕКТА «ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК»

 

Краткая аннотация работы

Срок проекта:  

4 года

Тип проекта:

долгосрочный

База внедрения: 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 «Солнышко»

Участники проекта: 

 воспитанники, родители (законные представители), воспитатель, специалисты.

Сроки реализации

I этап. Подготовительный

Январь 2014г. – август 2014г.

II этап. Организационно – практический

Сентябрь 2014г. – май 2016г

III этап. Заключительный

Июнь 2016г. – май 2017г.

Цель проекта «Одаренный ребенок»

Создание условий для проявления каждым ребенком своих творческих способностей и интересов, развитие познавательного интереса, обеспечение возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности.

Задачи:

Выявления одаренности, определение их творческого потенциала, интересов и способностей воспитанников  

Проведение диагностических (мониторинговых) обследований воспитанников (с письменного согласия родителей) на предмет выявления одаренности, определение их творческого потенциала, интересов и способностей.

Разработать нормативно – правовое обеспечение проекта «Одаренный ребенок».

Максимальное развитие способностей и творческого потенциала одаренных и высокомотивированных воспитанников на основе индивидуализированного воспитания и развития их в образовательных областях (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие).

Изучить современные технологии, методы и приемы воспитания и развития дошкольников.

Расширить возможности для участия высокомотивированных и одарённых дошкольников в районных, городских, всероссийских и международных олимпиадах, творческих выставках и т.д.

Подготовить и повысить педагогическую компетентность педагогов в работе с одаренными воспитанниками.

Повысить родительскую компетентность в познании одаренности дошкольника.

Актуальность

Как показывает статистика:

Примерно пятая часть дошкольников может быть отнесена к одарённым детям. Но они, как правило, лишены необходимой для развития их талантов поддержки, в результате всего лишь 2-5%детского поколения действительно проявляют себя как одарённые.Интеллектуально одарено 2% детей, с повышенными умственными способностями -15 -16%,то есть в общем 18 детей из 100.

Из 5 одаренных детей выявляется только один. Однако и это не означает, что одаренность такого ребенка будет развиваться и совершенствоваться в дальнейшем.

В последнее время отмечается резкое возрастание интереса к проблеме одаренности детей. И это не случайно. Происходящие изменения в системе дошкольного воспитания: ориентация на гуманизацию всей педагогической работы, создание условий для развития индивидуальности каждого ребенка – позволяют по-новому сформулировать проблему одаренности воспитанников, открывают новые аспекты ее изучения и решения.

Не так давно, самым важным в воспитании детей было стремление, чтобы ребенок соответствовал некоторой средней норме. Это гарантировало возможность избежать многих проблем в развитии. Если же проблема развития одаренности не отвергалась, то полностью ложилась на плечи родителей или отдельных творческих педагогов, которые, основываясь на опыте и интуиции, помогали ребенку раскрыть свое дарование, начиная с дошкольного возраста.

Дошкольное детство является очень важным и благоприятным периодом для развития одаренности. Однако возможности дошкольного возраста, как показывает практика, реализуются слабо. Это обусловлено отсутствием у работников системы дошкольного воспитания и родителей необходимых знаний о методах выявления и развития одаренности на этапе дошкольного детства. Поэтому в реальной практике   остро ощущается необходимость постановки целенаправленной, планомерной и систематической работы педагога по выявлению, поддержанию и развитию одаренных воспитанников. В эту работу должны, привлечены быть не только родители (законные представители и лица, их заменяющие), но и педагоги (музыкальный руководитель, педагого по ИЗО деятельности…) и, конечно же, социальные институты.

Раннее выявление, развития и воспитание одаренных и талантливых воспитанников составляет одну их главных проблем качества совершенствования системы дошкольного образования.

Содержание работы проекта «Одаренный ребенок»

Для реализации проекта «Одаренный ребенок» главным направлением в деятельности  моей группы  ориентир на максимальную реализацию потенциальных возможностей дошкольника, развитие его склонностей, способностей, так как в дошкольное время есть все необходимые идостаточные предпосылки для развития ребёнка как личности.

Содержание деятельности по развитию детской одаренности в масштабе МБДОУ включает следующие блоки:

работа с воспитанниками;

работа с родителями воспитанников;

работа с социумом.

Этапы внедрения проекта

Педагог

Воспитанники

Родители

Социальная общественность

I этап Подготовительный(январь 2014 – август 2014)

План проектной деятельности.

Банк данных детей  группы , имеющих ярко выраженные способности.

Структурная модель работы с детьми, обладающими ярко выражении способностями.

Пакет диагностических методик по выявлению детской одаренности.

Рекомендации по составлению «Портфолио успеха» одаренных детей.

Разработка индивидуальных маршрутов по направлениям одаренности.

Выявления и поддержки одаренных детей.

Подготовка к участию в олимпиадах, конкурсах и т.д.

«Мозговые штурмы»

Творческие задания

Выставки творческих работ

1. Сообщение на общем родительском собрании о предстоящем проекте.

2.Родительское собрание «Способности ребенка и как их распознать»

3.Анкетирование родителей «Мой ребенок -одаренный»

4. Информационное просвещение для родительской общественности в области одаренности

Анализ социальных институтов воспитания и развития воспитанников.

Заключение договоров с социальными структурами.

1.Договор с районной  библиотекой

2. Договор с организацией «Тамир».

3. Договор с  районным  краеведческим музеем.

 На данном этапе мною  осуществляется  сбор дополнительной информации от специалистов МБДОУ, родителей, изучение  психолого-педагогическую литературу для уточнения выявленной одаренности ребенка 

При диагностике одарённости  будем исходить  из представления большинства исследователей (Дж. Рензулли) о том, что ребёнок, продемонстрировавший высокий уровень способностей хотя бы по одному из следующих параметров: уровень интеллекта, познавательной мотивации и креативности, заслуживает того, чтобы его квалифицировали как одарённого.

Для определения уровня развития способностей у детей возможно использование следующих методик:

Методики диагностики универсальных способностей для детей Психолог

Тест Д. Векслера. Диагностика структуры интеллекта (детский вариант) Психолог

Методика В.С.Юркевич. Дерево желаний Воспитатель, психолог

Фигурные тесты П. Торренса Психолог

 Диагностика музыкальных способностей детей. Музыкальный руководитель

Лучининова М.К

 Тест «Не прозевайте вундеркинда» Воспитатель, родители

Тест «Как развита фантазия вашего ребенка» (для родителей и педагогов) Воспитатели, родители

II Этап

Организационно практический

Сентябрь 2014 – май 2016 гг.

Наблюдения

Беседы

Диагностические исследования

Проектная деятельность

Активно – игровые методы

 Копилка педагогического мастерства «Методы и формы организации работы со способными воспитанниками в условиях МБДОУ».

Открытые показы, семинары-практикумы

Пополнение видеотеки фильмами по использованию разных форм работы с одаренными детьми, проявления одаренности

-Участие в свободных играх со сверстниками;

-Участие в моделировании ситуаций незавершённости и открытости деятельности и мышления;

- Участие в специфических детских видах деятельности (предметные игры, рисование, конструирование, лепка и др.)

- Участие в проектной и экспериментально-исследовательской деятельности;

- Участие в выставках, конкурсах, мини-олимпиадах и т.д.;

- Работа по индивидуальному маршруту.

- участие родителей в совместных праздниках, развлечениях

- совместное творчество родителей с детьми;

- участие родителей в мастер – классах («развиваемся -играя» и т.д.)

-передача опыта воспитания одаренных детей через газету и сайт ДОУ

III Этап Заключительный Июнь 2016 - май 2017 гг

 Беседы, наблюдение, опросы

Анкетирование родителей по результатам проекта.

Участие родителей в презентации проекта

Интервьюирование

Впечатления детей.

Конкурс рисунков и поделок по проведенным экскурсиям.

Оформление стенгазет и фото выставок.

Информирование СМИ о результатах работы с одаренными детьми.

 

Проект «Одаренный ребенок» является одним из важных направлений образовательной системы. Особенностью данного проекта является его ориентация на развитие одаренности ребенка в дошкольном детстве как фундаментальной основы для полноценной жизнедеятельности дошкольника и его дальнейшего образования.

Ожидаемые результаты проекта:

Формирование устойчивой системы выявления, развития и поддержки детей с признаками интеллектуальной одаренности  

Максимальная реализация потенциальных возможностей и способностей одаренных детей дошкольного возраста в ходе различных   конкурсов.

Коллекции детских работ (достижения ребенка в проектной деятельности, практической деятельности).

 Творческие отчеты, презентации детско-родительских проектов.

Конкурсы, фестивали, выставки.

 

Список литературы

Закон РФ «Об образовании»

Типовое положение ДОУ

Программа «Одаренный ребенок», подредакцией Дьяченко О.М.

Программа “Одаренной ребенок” Л.А. Венгера.

Бабанов Ю.Д., Богоявленский Д.Б. и др. Рабочая Концепция одаренности (по заказу Министерства образования Российской Федерации в рамках федеральной целевой программы Одаренные дети)

Указ Президента РФ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 гг.» № 761 от 01.06.2012

Одаренные дети в детском саду и школе. Автор: А. И. Савенков. 2000г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Права ребенка", Сборник загадок о правах ребенка, Викторина для детей на тему: "Права ребенка"

Данный конспект занятия помогает:упорядочить, систематизировать знания детей о гражданских правах и обязанностях;развивать правовое мировоззрение и представления о нравственности;учить анализировать, ...

Консультации для родителей: "Как научить ребенка общаться с людьми?", "Как помочь тревожному ребенку, агрессивному ребенку?"

В группу детского сада входит ребенок. Он напряженно вгляды­вается во все, что находится вокруг, робко, почти беззвучно здоро­вается и неловко садится на краешек ближайшего стула. Кажется, что...

« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»

Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с требов...

Брошюры: "Развитие ребенка 3-4 лет", "Развитие ребенка 4-5 лет", "Развитие ребенка 5-6 лет", "Развитие ребенка 6-7 лет"

В  брошюрах описанны особенности развития детей в разные возрастные периоды- 3-4,4-5,5-6,6-7 лет....

Ребенок дома, ребенок на улице ,ребенок в природе

Основы безопасной жизнидеятельности ребенка...