Проект "Одаренный ребенок - это серьезно!"
методическая разработка на тему

Баталова Татьяна Ивановна

Данный проект является опытом работы по развитию  личности, способной адаптироваться к условиям окружающей жизни и нести социальную ответственность за свои поступки

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_odaryonnyy_rebenok_-_eto_serezno.doc305 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Одарённый ребёнок – это серьёзно»

муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 64 «Пингвинёнок»

на 2014 – 2016 годы»

Паспорт проекта «Одарённый ребёнок – это серьёзно»

                                          (2014 – 2016 годы)

Паспорт проекта

Наименование проекта

Проект «Одарённый ребёнок – это серьёзно»

Дата и реквизиты принятия решения о разработке проекта                 

приказ по МБДОУ ДСКВ № 64  от «_28_»__08__2014      №__265__    

Заказчик проекта -                                                 

педагогический коллектив МБДОУ № 64

Основной разработчик проекта

творческая группа

Сроки реализации проекта

2014 – 2016

Учреждение – заявитель:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 64 «Пингвинёнок»

Юридический адрес:

Город Нижневартовск, улица Чапаева, 85,а

Руководитель проекта

Заведующий МБДОУ № 64 Куванова Л.П.

Учредитель проекта:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 64 «Пингвинёнок»

Вид проекта:

Целевой

Основания для разработки

 проекта

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2013 г. № 30384;

3. «Программа развития  образования города Нижневартовска на 2012 - 2014 годы»;

4. Программа «Детство»

Цель проекта:

-     развитие интеллектуальных ресурсов ДОУ;

-      создание оптимальных условий для

развития и реализации потенциальных возможностей и способностей одарённых детей;

- формирование системы работы с одарёнными детьми;

- повышение социального статуса творческой личности;

- воспитание талантливого ребёнка как гражданина своей страны, ответственного за свою судьбу.

Задачи проекта:

1. Создать систему целенаправленного выявления и отбора одарённых детей;

2. Через создание и ведение банка данных, отслеживать развитие одарённости каждого ребёнка;

3. Создать максимально благоприятные условия для развития и реализации потенциальных возможностей одарённых детей;

4. Разработать и поэтапно внедрять новое содержание образования, прогрессивные педагогические технологии в работе с одарёнными детьми;

5. Создать условия одарённым детям для реализации их личных творческих способностей во всех видах деятельности;

6. Создать условия для комфортного развития и становления одарённого ребёнка как социально – адаптивной и социально – ответственной личности;

7. Подготовка и переподготовка педагогических кадров для проведения работы с одарёнными детьми;

8. Увлечение педагогов всех возрастных групп в процесс выявления талантливых воспитанников и организации работы с ними;

9. Поддержка педагогов образовательного учреждения, работающих с одарёнными детьми.

Исполнители основных           

мероприятий проекта 

педагогический коллектив МБДОУ № 64 (педагоги – предметники, воспитатели, родители, социальные партнёры)

 

Источники финансирования

средства бюджета, внебюджетные средства

Ожидаемые конечные   результаты проекта                                      

Система контроля за исполнением проекта

административно – управленческий аппарат МБДОУ № 64

                                                  «Нет ничего такого у гениального человека,

чего бы не было в зародыше у обыкновенного.

 Нужны лишь некоторые усилия, терпение и труд»

                                                                               Академик Б. Кедров

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» отмечается, что важной задачей системы образования является «формирование профессиональной элиты, выявление и поддержка наиболее одарённых, талантливых детей и молодёжи».

       Актуальность данной темы обусловлена современными требованиями, предъявляемыми к современному образованию, а именно потребностью в создании условий для полноценного развития потенциальных возможностей каждого ребёнка. Качественных, рабочих программ, предназначенных для работы с одарёнными дошкольниками мало. Причинами такого положения вещей могут быть как отсутствие финансовой и организационной поддержки ДОУ и отдельных педагогов, работающих с одарёнными детьми, сложность работы с одарёнными детьми, учитывая их не многочисленность и характерологическое своеобразие, так и отсутствие специальной подготовки педагогов – предметников, педагогов – психологов и других специалистов ДОУ. Программ, направленных на становление одарённого ребёнка как социально – ответственной, адаптивной личности, вообще нет.

      Данный проект является опытом работы по развитию именно такой личности, способной адаптироваться к условиям окружающей жизни и нести социальную ответственность за свои поступки.

       В основе проекта лежат исследования ведущих современных учёных в области психологии одарённости Бабаевой Ю.Д., Богоявленской Д.Б., Брушлинского А.В., Дружинина В.Н., Ильясова И.И., Лейтес Н.С., Матюшкина А.М., Панова В.И., Калиша И.В., Холодной М.А., Шадрикова В.Д., Шумаковой Н.Б. и других.

      При разработке данного проекта мы исходили из положения о том, что потенциальная одарённость по отношению к разным видам деятельности присуща многим детям, тогда как  актуальную одарённость демонстрирует небольшая часть детей (Рабочая концепция одарённости, 1998).

       Проект соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенных в Законе РФ в области образования.

          Это:

  • гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;
  • воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
  • единство культурного и образовательного пространства;
  • общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки воспитанников;
  • обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации;
  • интеграция личности в национальную и мировую культуру.

   Проект имеет государственный характер. Он направлен, прежде всего, на формирование системы работы с одарёнными детьми, на развитие и совершенствование содержание образования, на повышение престижа талантливых детей, на повышение педагогического мастерства педагогов, на укрепление материально – технической базы.

    Проект «Одарённый ребёнок» является составной частью Программы развития ДОУ, Программы «Здоровье», годового плана работы, мониторинга качества образования ДОУ. Проект разрабатывается и координируется творческой группой, включая педагогов ДОУ, работающих с одарёнными детьми. Он определяет основные мероприятия по реализации проекта, разрабатывает перспективное планирование, определяет размеры и пути финансирования мероприятий.

  1. Характеристика проблемы

     Многолетняя кризисная экономическая ситуация негативно отражается на образовательном интеллектуальном уровне населения России, сопровождается снижением реальных возможностей родителей и педагогов в выявлении и развитии одарённых детей. Глобальные социально – экономические преобразования в нашем обществе вызывают потребность в людях творческих, активных, неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи и на  основе критического анализа ситуации  формулировать новые перспективные задачи. На рубеже веков в нашем обществе возник интерес к одарённым детям как к будущей интеллектуальной и творческой элите, от которой будет зависеть «коридор возможностей» дальнейшего развития страны. Это делает необходимым широкое обсуждение проблем, связанных с выявлением и развитием одарённых детей; с возможностью построения грамотных прогнозов и эффективных способов коррекции проблем, которые возможны у одарённых детей.

      Проблема раннего выявления и обучения талантливой молодёжи приоритетна в современном образовании. От её решения в итоге зависит интеллектуальный и экономический потенциал государства. Такое понимание образовательной проблемы обеспечивает переход к развитию одарённого общества. Сложность и специфика работ с одарёнными детьми требует привлечения к её решению различных специалистов – педагогов, психологов, деятелей науки, культуры и спорта. Необходимым условием полноценного и позитивного развития ребёнка является взаимодействие педагогов с его родителями.

     В течение многих лет в качестве экспертизы одарённости учащихся и средства повышения социального статуса знаний выступают различного рода олимпиады, турниры, конференции, научные общества учащихся, выставки, смотры.

     В городе имеется определённый опыт работы с талантливыми детьми, который заслуживает изучения и дальнейшего развития. В МБДОУ до сих пор остаётся острой проблема раннего выявления одарённости воспитанников. По последним данным федерального уровня,  пятая часть детей в дошкольном возрасте может быть отнесена к одарённым детям. Но они, как правило,  лишены необходимых условий для развития их талантов. Координация работы различных учреждений, направленная на поиск одарённых детей, носит весьма бессистемный характер. Поэтому, опираясь на предшествующий опыт работы с одарёнными детьми, проект предусматривает систему мер, направленных на формирование и реализацию государственной политики в области образования и связанных с ранним выявлением, обучением, воспитанием и поддержкой одарённых детей.     Это становится возможным только при наличии единого научно обоснованного представления о том, что представляет собой феномен одарённости и, в частности, детской одарённости.    

  1. Основные направления реализации проекта

      Перечень мероприятий проекта предусматривает решение задач на всех стадиях создания условий для выявления, поддержки и развития одарённых детей, включая материально – техническое, методическое, кадровое, информационное и организационное обеспечение. Предусматривается развитие и поддержка программно – методического обеспечения, нормативной базы в работе с одарёнными детьми. Предполагается внедрение новых методов работы с одарёнными детьми, адресной индивидуальной поддержки   одарённых детей через систему методов морального стимулирования, участие на городском уровне в мероприятиях «Самотлорские роднички», «Юный любитель природы», «Губернаторские состязания», «Лыжня для всех» и др., реализация которых позволит детям демонстрировать свои достижения, встречаться с дошкольниками других ДОУ города, региона. Предусматривается работа по повышению квалификации кадров, работающих с одарёнными детьми.

  1. Этапы работы

  1. Провести анализ литературы и выявить теоретические проблемы психологии одарённости. Изучение специальной литературы по теме исследования.
  2. Подобрать и экспериментально проверить методы диагностики и формирования интеллектуальных, творческих и личностных способностей.
  3. Разработать и внедрить программу развития творческого и интеллектуального потенциала личности одарённого ребёнка.
  4. Исследовать и проанализировать динамику развития интеллектуальных, творческих и личностных особенностей одарённых детей.
  5. Подготовить описание результатов работы для педагогического коллектива и родителей.
  6.  При обследовании одарённых детей изучить следующие  переменные:
  • интеллекта (данные могут быть получены с помощью теста когнитивных способностей и оценок воспитателей и педагогов);
  • креативности (данные могут быть получены с помощью тестов на необычное применение по Дж.Гилфорду, на креативность по П.Торренсу, на вербальную одарённость с помощью педагогов – психологов и воспитателей);
  • социальной компетентности (данные могут быть получены с помощью опросника и оценки педагогов и воспитателей);
  • психомоторных способностей (используются стандартные диагностики);
  • характеристик семейного и прочего окружения (используются данные анкетирования);
  • достижения (применяются опросник для родителей, анкетирование педагогов и воспитателей).

5.  Рабочая концепция одарённости

     Представление об одарённости, изложенное в данной «Концепции», в значительной степени расходится с  привычным представлением об одарённости как высоком уровне развития конкретных (прежде всего умственных) способностей ребёнка: одарённость трактуется как системное качество, характеризующее психику ребёнка в целом. При этом именно личность, её направленность, система ценностей ведут за собой развитие способностей и определяют, как будет реализован её потенциал.

     Такой подход делает приоритетной задачу воспитания, а не просто обучения одарённого ребёнка. Этим определяется и гуманистическая направленность «Концепции», в которой особое внимание уделено бережному отношению к одарённому ребёнку, предполагающему понимание не только преимуществ, но и трудностей, которые несёт с собой его одарённость.

ДЕТИ С ОПЕРЕЖАЮЩИМ ПСИХИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ

     Феномен опережающей человеческой одарённости издавна привлекает внимание мыслителей, философов, людей искусства. Неоспорима единственность, неповторимость, гениальность Леонардо, Рафаэля, Моцарта, Пушкина. Блистательными звёздами прошли они по небосклону истории человечества, подарив миру непревзойдённые шедевры музыки, живописи, поэзии…

     Но сам феномен гениальности имеет место во всех столетиях, и каждый раз это бывает по – своему уникально и неповторимо: будь то в области математики или физики, поэзии или прозы, музыки или живописи и т.д.

     Читая жизнеописания высокоодарённых от природы людей, можно увидеть, что их уникальность почти всегда проявлялась очень рано. Так,  П.Чайковский с раннего детства был как бы погружён в мир звуков. Музыка преследовала его повсюду. Маленький Петя бросался к матери, восклицая: «Музыка, музыка, музыка! Кругом – одна музыка!». По всей вероятности, он уставал от бесконечного музыкального «сопровождения», которым был наполнен окружающий его мир.

     Маленький Моцарт, уже в пять лет, играл свои концерты для взыскательной публики, Отец, видя уникальность сына, поставил своей задачей развить его способности. Впрочем, здесь не обошлось без розг: малыш был резв, игрив и даже шаловлив. Одарённость и упорный труд помогли юному музыканту достигнуть вершин своего таланта.

     Сказанное позволяет заметить: гениальные дети по темпераменту, эмоциональным проявлениям мало отличаются от большинства малышей. Но выделяет их, пожалуй, одно – они уже в ранние годы могут выполнить то, что не удаётся их сверстникам даже в более зрелом возрасте.

    Неспособных детей нет, все дети имеют большие потенциальные возможности. Однако стоит задуматься: как далеко следует идти по пути интенсификации темпов развития? Каковы пределы разумного использования детских возможностей? Очень часто родители, лелея честолюбивые замыслы, стремятся воспитать из своих малышей вундеркиндов, чрезмерно перегружая их мозг. Наука убедительно доказывает, что такое воспитание бесперспективно, а, главное – опасно для детской психики. Феномен одарённости не имеет ничего общего с искусственным «обогащением» маленького ребёнка знаниями, несвойственными раннему периоду детства.

     Поскольку одарённые дети отличаются от своих сверстников, они требуют не только особого внимания к себе, но и особой педагогики. Рассмотрим эту проблему. Но прежде дадим общую характеристику ребёнка, опережающего в развитии своих сверстников.

     Известно, интеллектуальные и творческие возможности детей носят индивидуальный характер. Одарённый ребёнок уже в раннем возрасте отличается более быстрым темпом психического развития, высокой познавательной активностью и любознательностью. Дети с опережающим развитием чутко реагируют на всё происходящее в окружающем мире: им интересно знать, отчего мир устроен так, а не иначе и что было бы, если бы внешние условия изменились. Этим детям свойственно интересоваться многим. Их внимание приковывают, казалось бы, обычные предметы и события.

      Все родители одарённых детей отмечают раннюю речь, в том числе и с использованием сложных слов, а также ранний интерес к чтению и раннее освоение чтения.

     Как же объяснить феномен одарённости? По мнению известного специалиста в области раннего детства А.М.Фонарёва, у таких детей происходит резко уплотнённая во времени и, по всей вероятности, необременительная для них эксплуатация памяти в области накопленных речевых навыков, навыков чтения, счёта.

     Дети с высокой умственной активностью уже в раннем возрасте отличаются наблюдательностью, логикой мышления, умением хорошо излагать свои мысли. Для них характерна настойчивость в достижении результата: с удовольствием занимаясь сложными, а иногда даже не имеющими практического применения задачами, они, как правило, не терпят, когда им навязывают готовый ответ. При этом запрещение или отсрочка выполнения не мешает ребёнку вернуться к начатому делу, искать пути его совершенствования, невзирая на первые неудачи. Последнее говорит о  прекрасном качестве – целеустремлённости.

     Одарённых детей с раннего возраста отличает избирательность в выборе занятий и игр. Они очень любят игры с элементами соревнования.

     Не менее существенным признаком раннего развития является наличие в интеллекте одарённых детей творческого начала. Такие малыши часто удивляют окружающих неожиданными ассоциациями, яркими метафорами, смелыми аналогиями; обладают изобретательностью в изобразительной деятельности, играх, использовании материалов. Они способны продуцировать оригинальные идеи, по разному  подойти к проблеме, находить оригинальные ответы, склонны к завершённости и точности в художественно – прикладных занятиях и играх.

    Иногда опережение в динамике развития одних психических функций у одарённых детей может сочетаться с некоторым отставанием других (за исключением одарённых детей с гармоничным типом  развития, что встречается редко). Эта неравномерность в развитии называется диссинхронией.

     Распространённым примером диссинхронии являются сложности в развитии моторных функций. У некоторых интеллектуально одарённых дошкольников они могут быть выражены не только в несформированности общих движений, но и в нарушениях мелкой моторики. Мелкая моторика является важнейшим компонентом развития письма и условием успешного освоения правописания в младших классах, поэтому интеллектуально одарённый ребёнок с таким нарушением  может оказаться в начальных классах плохо успевающим, а его особые возможности и потребности – невостребованными. Как результат, потеря учебной мотивации и отвращение к школе. Чтобы этого не произошло, необходимо, как можно раньше выявить индивидуальные особенности крохи, показав его специалистам, и устранить имеющиеся отставания в развитии.

     Наиболее существенные характеристики детей с опережающим психическим развитием:

  • Ранее проявление высокой познавательной активности и любознательности.
  • Быстрота и точность выполнения умственных операций, обусловленные устойчивостью внимания и  исключительной памятью.
  • Опережающее речевое развитие.
  • Выраженная установка на творческое выполнение задания, высокоразвитые творческое воображение и мышление.

      Ребёнку,  опережающему своих сверстников по уровню интеллекта, не всегда легко учиться. У детей с ранним умственным развитием возникают сложности социального характера, как в семье, так и в образовательных учреждениях.

    Детям с опережающим темпом развития, с очень высокой умственной активностью трудно учиться в коллективе; их непросто воспитывать. Они зачастую  бывают нетерпеливы и порывисты, более остро реагируют на окружающее. Наиболее развитый малыш нередко является возмутителем спокойствия в группе детского сада. Он старается полностью  овладеть вниманием взрослого, требуя каких – нибудь совместных действий, подавая частые реплики и без конца задавая вопросы. А даже самый лучший педагог, имея дело с группой детей, лишён возможности ориентироваться на  того, кто идёт впереди всех, кто уже оторвался в своём развитии от сверстников.

     Кроме того, у одарённого ребёнка возникают трудности и во взаимоотношениях со сверстниками, Вундеркинды не имеют высокой «популярности» в детском коллективе, их не любят за желание доминировать, нетерпимость по отношению к менее интеллектуально развитым сверстникам, а также за стремление демонстрировать собственные достоинства: интеллектуальные способности, творческое воображение, высокий уровень речевого развития.

     В связи с этим у детей с опережающим развитием важно формировать способность к эмпатии, т.е. учить их сочувствовать и сопереживать.

Одарённый ребёнок требует особого внимания уже в дошкольном возрасте, когда возникающие проблемы можно предотвратить или устранить. Он нуждается в специальном подходе, ему необходима психологическая помощь и поддержка.  

     Иначе либо такой ребёнок приспосабливается к общим требованиям и становится менее самостоятельным, тормозит свою любознательность и порывы к творчеству, либо у него возрастает агрессия, и он становится конфликтным, либо закрывается и уходит в себя. А это в свою очередь мешает самоактуализации, реализации творческого и интеллектуального потенциала. В дальнейшем всё это может стать причиной более серьёзных проблем.

     Нельзя эксплуатировать способности ребёнка в ущерб другим его интересам и возрастным потребностям, нельзя превращать его в узкоспециализированную высокопроизводительную машину. Подарите ребёнку радость детства, не делая его «заложником» своих уникальных способностей.

Не следует форсировать интеллектуальные возможности ребёнка, предлагая информацию бессистемно из разных областей знаний, несвойственных раннему и дошкольному периоду детства. В педагогике широко используется амплификация (обогащение) ребёнка системой знаний об окружающем мире на уровне его психологического возраста.

     Поскольку одарённые дети, как правило, бывают уникальны во многих сторонах своего развития, не следует в ранние годы избирать для ребёнка что – то, на наш взгляд, более рациональное, подходящее, например, музыку, живопись или фигурное катание. Малыш может очень скоро смешать все ваши планы, проявив себя неожиданно по – новому. Наблюдайте за ребёнком, старайтесь обогащать его интересы, постепенно формируя его индивидуальность. «Идите» за ребёнком, чутко реагируя на его потребности в познании.

    Помня, что интеллектуальный труд требует больших физических сил и здоровья, следует обращать особое внимание на физическое воспитание одарённых детей, не забывая об их нравственном и эстетическом развитии.

     Одарённые дети чаще, чем другие, испытывают социально – психологические трудности в общении с окружающими, построении близких, доверительных отношений. Эти трудности могут быть причиной более серьёзных проблем, возникающих в разных аспектах деятельности человека в последующем.

     Поэтому без необходимости не демонстрируйте его уникальные способности, не называйте лишний раз «вундеркиндом», побеждайте в себе желание «похвастаться» ребёнком. Это убережёт его от чувства собственного превосходства и гордыни по отношению к окружающим его сверстникам. Если малыш одарён от природы уникальными способностями, их следует развивать с первых лет жизни под руководством специалистов, помня, что одарённый ребёнок нуждается в помощи и поддержке не менее, чем дошкольник, требующий коррекционной педагогики.

Определение понятий «одарённость» и «одарённый ребёнок»

     Одарённость – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

     Одарённый ребёнок – это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями(или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

     На сегодняшний день большинство психологов признаёт, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одарённости – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребёнка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребёнка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и развития индивидуального дарования.

     Детский возраст – период становления способностей личности. Это время глубоких интегративных процессов в психике ребёнка  на фоне её дифференциации. Уровень и широта интеграции определяют особенности формирования и зрелость самого явления – одарённости. Поступательность этого процесса, его задержка или регресс определяют динамику развития одарённости.

     Одним из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одарённых детей, является вопрос о частоте проявления детской одарённости. Существует две крайние точки зрения: «все дети являются одарёнными» - «одарённые дети встречаются крайне редко». Сторонники одной из них полагают, что до уровня одарённого можно развить практически  любого здорового ребёнка при условии создания благоприятных условий. Для других одарённость – уникальное явление, в этом случае основное внимание уделяется поиску одарённых детей. Указанная альтернатива снимается в рамках следующей позиции: потенциальные предпосылки к достижениям в разных видах деятельности присущи многим детям, тогда как реальные незаурядные результаты демонстрирует значительно меньшая часть детей.

       Одарённость часто проявляется в успешности деятельности, имеющей стихийный, самодеятельный характер. Например, увлечённый техническим конструированием ребёнок может дома с энтузиазмом строить свои модели, но при этом не проявлять аналогичной активности ни в школьной, ни в специально организованной внешкольной деятельности (кружке, секции, студии). Кроме того, одарённые дети далеко не всегда стремятся демонстрировать свои достижения перед окружающими. Так, ребёнок, сочиняющий стихи или рассказы, может скрывать свои увлечения от педагога.

     Таким образом, судить об одарённости ребёнка следует не только по его школьным или внешкольным делам, но по инициированным им самим формам деятельности.

      В некоторых случаях причиной, задерживающей становление одарённости, несмотря на высокий потенциальный уровень способностей, являются те или иные трудности развития ребёнка, например, заикание, повышенная тревожность, конфликтный характер общения и т.п. При оказании такому ребёнку психолого – педагогической  поддержки эти барьеры могут быть сняты.

      В качестве одной из причин отсутствия проявлений того или иного вида одарённости может быть недостаток необходимых знаний, умений и навыков, а также недоступность (в силу условий жизни) предметной области деятельности, соответствующей дарованию ребёнка.

      Таким образом, одарённость у разных детей может быть выражена в более или менее очевидной форме. Анализируя особенности поведения ребёнка, педагог, психолог и родители должны делать своего рода «допуск» на недостаточное знание о его истинных возможностях, понимая при этом, что существуют дети, чью одарённость они не смогли увидеть.

      Одарённость в детском возрасте можно рассматривать в качестве потенциала психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности. Однако при этом следует учитывать специфику одарённости в детском возрасте (в отличие от одарённости взрослого человека).

1. Детская одарённость часто выступает как проявление закономерностей возрастного развития. Каждый детский возраст имеет свои предпосылки развития способностей. Например, дошкольники характеризуются особой предрасположенностью к усвоению языков, высоким уровнем любознательности, чрезвычайной яркостью фантазии; для старшего подросткового возраста характерными являются различные формы поэтического и литературного творчества и т.п. Высокий относительный вес возрастного фактора в признаках одарённости иногда создаёт видимость одарённости (т.е. «маску» одарённости, под которой – обычный ребёнок) в виде ускоренного развития определённых психических функций, специализации интересов и т.п.

2. Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведения, типа семейного воспитания и т.д. может происходить «угасание» признаков детской одарённости. Вследствие этого крайне сложно оценить меру устойчивости одарённости, проявляемой данным ребёнком на определённом отрезке времени. Кроме того, возникают трудности относительно прогноза превращения одарённого ребёнка в одарённого взрослого.

3. Своеобразие динамики формирования детской одарённости нередко проявляется в виде неравномерности (рассогласованности) психического развития. Так, наряду с уровнем развития тех или иных способностей, наблюдается отставание в развитии устной и письменной речи; высокий уровень специальных способностей может сочетаться с недостаточным развитием общего интеллекта и т.д. В итоге по одним признакам ребёнок может идентифицироваться как одарённый, по другим – как отстающий в психическом развитии.

4. Проявления детской одарённости зачастую трудно отличить от обученности (или шире – степени социализации), являющейся результатом более благоприятных условий жизни данного ребёнка. Ясно, что при равных способностях ребёнок из семьи с высоким социально – экономическим статусом (в тех случаях, когда семья прилагает усилия по его развитию) будет показать более высокие достижения в определённых видах деятельности по сравнению с ребёнком, для которого не были созданы аналогичные условия.

      Оценка конкретного ребёнка как одарённого в значительной мере условна. Самые замечательные способности ребёнка не являются прямым и достаточным показателем его достижений в будущем. Нельзя закрывать глаза на то, что признаки одарённости, проявляемые в детские годы, даже при самых, казалось бы, благоприятных условиях могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть. Учёт этого обстоятельства особенно важен при организации практической работы с одарёнными детьми. Не стоит использовать словосочетание «одарённый ребёнок» в плане констатации (жёсткой фиксации) статуса определённого ребёнка. Так как очевиден драматизм ситуации, когда ребёнок, привыкший к тому, что он – «одарённый», на следующих этапах развития вдруг объективно теряет признаки своей исключительности. Может возникнуть болезненный вопрос о том, что дальше делать с ребёнком, который начал обучение в специализированном образовательном учреждении, но потом перестал считаться одарённым.

      Исходя из этого, в практической работе с детьми вместо понятия «одарённый ребёнок» следует использовать понятие  «признаки одарённости ребёнка» (или «ребёнок с признаками одарённости»).

ВИДЫ ОДАРЁННОСТИ

     Систематизация видов одарённости определяется критерием, положенным в основу классификации. В одарённости можно выделить как качественный, так и количественный аспекты.

     Среди критериев выделения видов одарённости можно назвать следующие:

  1. Вид деятельности и обеспечивающие её сферы психики.
  2. Степень сформированности.
  3. Форма проявления.
  4. Широта проявлений в различных видах деятельности.
  5. Особенности возрастного развития.

     По критерию «вид деятельности и обеспечивающие её сферы психики» выделение видов одарённости осуществляется в рамках основных видов деятельности с учётом разных психических сфер и, соответственно, степени участия определённых уровней психической организации (принимая во внимание качественное своеобразие каждого из них).

     К основным видам деятельности относятся: практическая, теоретическая (учитывая детский возраст, предпочтительнее говорить о познавательной деятельности), художественно – эстетическая, коммуникативная и духовно – ценностная. Сферы психики представлены интеллектуальной, эмоциональной и мотивационно – волевой. В рамках каждой сферы могут быть выделены следующие уровни психической организации. Так, в рамках интеллектуальной сферы различают сенсомоторный, пространственно – визуальный и понятийно – логический уровни. В рамках эмоциональной сферы – уровни эмоционального реагирования и эмоционального переживания. В рамках мотивационно – волевой сферы – уровни побуждения, постановки целей и смыслопорождения.

     В практической деятельности, в частности, можно выделить одарённость в ремеслах, спортивную и организационную. В познавательной деятельности – интеллектуальную одарённость различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (одарённость в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.). В художественно – эстетической деятельности – хореографическую, сценическую, литературно – поэтическую, изобразительную и музыкальную одарённость. В коммуникативной деятельности – лидерскую и аттрактивную одарённость. И, наконец, в духовно – ценностной деятельности – одарённость, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям.

     Классификация видов одарённости по критерию «вид деятельности и обеспечивающие её сферы психики» является наиболее важной в плане понимания качественного своеобразия природы одарённости. Данный критерий является исходным, тогда как остальные определяют особенные, в данный момент характерные для человека формы проявления одарённости.

     В рамках этой классификации могут быть поставлены и решены следующие два вопроса:

  • как соотносится одарённость и отдельные способности;
  • существует ли «творческая одарённость» как особый вид одарённости.

     Выделение видов одарённости по критерию видов деятельности позволяет отойти от житейского представления об одарённости как количественной степени выраженности способностей и перейти к пониманию одарённости как системного качества. Одарённость может состояться только в том случае, если резервы самых разных способностей человека позволят компенсировать недостающие или недостаточно выраженные компоненты, необходимые для успешной реализации деятельности. Яркая одарённость или талант свидетельствуют о наличии высоких способностей по всему набору компонентов, затребованных деятельностью, а также об интенсивности интеграционных процессов «внутри» субъекта, вовлекающих его личностную сферу.

    Деятельность всегда осуществляется личностью, цели и мотивы которой оказывают влияние на уровень её выполнения. Если цели личности лежат вне самой деятельности, т.е. ученик готовит уроки только для того, чтобы не ругали за плохие отметки или чтобы не потерять престиж отличника, то деятельность выполняется в лучшем случае добросовестно и её результат даже при блестящем исполнении не превышает нормативно требуемый продукт. Отмечая способности такого ребёнка, не следует говорить о его одарённости, поскольку последняя предполагает увлечённость самим предметом, поглощённость деятельностью. В этом случае деятельность не приостанавливается даже тогда, когда выполнена исходная задача, реализована первоначальная цель. То, что ребёнок делает с любовью, он постоянно совершенствует, реализуя всё новые замыслы, рождённые в процессе самой работы. В результате новый продукт его деятельности значительно превышает первоначальный замысел. В этом случае можно говорить о том, что имело место «развитие деятельности». Развитие деятельности по инициативе самого ребёнка и есть творчество.

      Такой теоретический подход имеет важное практическое следствие: говоря о развитии одарённости, нельзя ограничивать свою работу лишь составлением программ обучения (ускорения, усложнения и т.д.). Необходимо создать условия для формирования внутренней мотивации деятельности, направленности и системы ценностей, которые создают основу становления духовности личности. История науки и особенно искусства даёт массу примеров того, что отсутствие или потеря духовности оборачивались потерей таланта.

     Одарённый ребёнок – это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности

     Одарённость – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

     По критерию «степень сформированности одарённости» можно дифференцировать:

  • актуальную одарённость;
  • потенциальную одарённость.

     Актуальная одарённость – это психологическая характеристика ребёнка с такими наличными(уже достигнутыми) показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормами. В данном случае речь идёт не только об учебной, но и о широком спектре различных видов деятельности.

      Особенную категорию актуально одарённых детей составляют талантливые дети. Считается, что талантливый ребёнок – это ребёнок, достижения которого отвечают требованиям  объективной новизны и социальной значимости. Как правило, конкретный продукт деятельности талантливого ребёнка оценивается экспертом (высококвалифицированным специалистом в соответствующей области деятельности)  как отвечающий в той или иной мере критериям профессионального мастерства и творчества.

      Потенциальная одарённость – это психологическая характеристика ребёнка, который имеет лишь определённые психологические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной  недостаточности. Развитие этого потенциала может сдерживаться рядом неблагоприятных причин (трудными семейными обстоятельствами, недостаточной мотивацией, низким уровнем саморегуляции, отсутствием необходимой образовательной среды и т.д.)

    Выявление потенциальной одарённости требует высокой  прогностичности используемых диагностических методов, поскольку речь идёт о ещё не  сформировавшемся системном качестве, о дальнейшем развитии которого можно судить лишь на основе отдельных признаков, Потенциальная одарённость проявляется при благоприятных условиях, обеспечивающих определённое развивающее влияние на исходные психические возможности ребёнка.

     По критерию «форма проявления» можно говорить о:

  • явной одарённости;
  • скрытой одарённости.

     Явная одарённость обнаруживает себя в деятельности ребёнка достаточно ярко и отчётливо (как бы сама по себе), в том числе и при неблагоприятных условиях. Достижения ребёнка столь очевидны, что его одарённость не вызывает сомнения. Поэтому специалисту в области детской одарённости с большой степенью вероятности удаётся сделать заключение о наличии одарённости  или высоких возможностях ребёнка. Он может адекватно оценить «зону ближайшего развития» и правильно наметить программу дальнейшей работы с таким «перспективным ребёнком».

      Скрытая одарённость проявляется в атипичной, замаскированной форме, она не замечается окружающими. В результате возникает опасность ошибочных заключений об отсутствии одарённости такого ребёнка. Его могут отнести к числу «неперспективных» и лишить необходимой помощи и поддержки. Причины, порождающие феномен скрытой одарённости, кроются в специфике культурной среды, в которой формируется ребёнок, в особенностях его взаимодействия с окружающими людьми, в ошибках, допущенных взрослыми при его воспитании и развитии и т.п. Скрытые формы одарённости – это сложные по своей природе психические явления.

     Личность одарённого ребёнка несёт на себе явные свидетельства его незаурядности. Именно своеобразные черты личности, как правило, органично связанные с одарённостью, дают право предположить у такого ребёнка наличие повышенных возможностей.

     Выявление детей со скрытой одарённостью не может сводиться к одномоментному психо – диагностическому  обследованию больших групп дошкольников и школьников.  Идентификация детей с таким типом одарённости – это длительный процесс.

     По критерию «широта проявлений в различных видах деятельности» можно выделить:

  • общую одарённость;
  • специальную одарённость.

     Общая одарённость проявляется по отношению к различным видам деятельности и  выступает как основа их продуктивности. В качестве психологического ядра общей одарённости выступает результат интеграции умственных способностей, мотивационной сферы и системы ценностей, вокруг которой выстраиваются эмоциональные, волевые и другие качества личности, Важнейшие аспекты общей одарённости – умственная активность и её саморегуляция.

      Общая одарённость определяет, соответственно, уровень понимания происходящего, глубину мотивационной и эмоциональной вовлечённости в деятельность, степень её целенаправленности. Специальная одарённость обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и обычно определяется в отношении отдельных областей (поэзия, математика, спорт, общение и т.д.).

      В основе одарённости к разным видам искусства лежит особое, сопричастное отношение человека к явлениям жизни и стремление воплотить ценностное  содержание своего жизненного опыта в выразительных художественных образах. Кроме того, специальная одарённость к музыке, живописи и другим видам искусства формируется под влиянием ярко выраженного своеобразия сенсорной сферы, воображения, эмоциональных переживаний и т.д. Ещё одним примером специальной одарённости является социальная одарённость, которая обнаруживает себя в сфере лидерства и социального взаимодействия (семья, политика, деловые отношения в рабочем коллективе).

      Общая одарённость связана со специальными видами одарённости. В частности, под влиянием общей одарённости проявления специальной одарённости выходит на качественно более высокий уровень освоения конкретной деятельности (в области музыки, поэзии, спорта, лидерства и т.д.). В свою очередь, специальная одарённость оказывает влияние на избирательную специализацию общих психических ресурсов личности, усиливая тем самым индивидуальное своеобразие и самобытность одарённого человека.

     По критерию «особенности возрастного развития» можно дифференцировать:

  • раннюю одарённость;
  • позднюю одарённость,

     Примером ранней одарённости являются дети, которые получили название «вундеркинды». Вундеркинд (буквально – чудесный ребёнок) – это ребёнок, как правило, дошкольного или младшего школьного возраста с чрезвычайными, блестящими успехами в каком – либо определённом виде деятельности – математике, поэзии, музыке, рисовании, танце, пении и т.д.

      Особое место среди таких детей занимают интеллектуальные вундеркинды. Это не по годам развитые дети, чьи возможности проявляются в крайне высоком опережающем темпе развития умственных способностей. Для них характерно чрезвычайно раннее , с 2 – 3 лет, освоение чтения, письма и счёта; овладение программой трёхлетнего обучения к концу первого класса; выбор сложной деятельности по собственному желанию. (пятилетний мальчик пишет «книгу» о птицах с собственноручно изготовленными иллюстрациями, другой мальчик в этом же возрасте составляет собственную энциклопедию по истории и т.п.) их отличает необыкновенно  высокое развитие отдельных познавательных способностей (поразительная память, необычная сила абстрактного мышления и т.п.).

     Существует определённая зависимость между возрастом, в котором проявляется одарённость, и областью деятельности. Наиболее рано дарования проявляются в сфере искусства, особенно в музыке. Несколько позднее одарённость проявляется в сфере изобразительного искусства. В науке достижения значимых результатов в виде выдающихся открытий, создании новых областей и методов исследования и т.п. происходит обычно позднее, чем в искусстве. Это связано, в частности, с необходимостью приобретения глубоких и обширных знаний, без которых невозможны научные открытия. Раньше других при этом проявляются математические дарования (Лейбниц, Галуа, Гаусс). Данная закономерность поддерживается фактами биографий великих людей.

      Итак, любой индивидуальный случай детской одарённости может быть оценён с точки зрения всех  вышеперечисленных критериев классификации видов одарённости. Одарённость оказывается, таким образом, многомерным по своему характеру явлением. Для специалиста – практика это возможность и вместе с тем необходимость более широкого взгляда на своеобразие одарённости конкретного ребёнка.

ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ВЫЯВЛЕНИЯ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ

      Выявление одарённых детей – продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребёнка. Эффективная идентификация одарённости, посредством какой – либо одноразовой процедуры тестирования невозможна. Поэтому вместо одномоментного отбора одарённых детей необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одарённых детей в процессе их обучения  по специальным программам (в системе дополнительного образования) либо в процессе индивидуализированного образования (в условиях общеобразовательной школы).

    Необходимо снизить вероятность ошибки,  которую можно допустить в оценке одарённости ребёнка,  как по положительному, так и по отрицательному критерию при использовании психо – диагностических методик: высокие значения того или  иного показателя не всегда являются свидетельством одарённости, низкие его значения ещё не являются доказательством её отсутствия. Данное обстоятельство особенно важно при интерпретации результатов тестирования. Так, на высокие показатели психометрических тестов интеллекта могут влиять мера обученности и социализации ребёнка. В свою очередь, низкие показатели по тесту креативности могут быть связаны со спецификой познавательной позиции ребёнка, но никак не с отсутствием у него творческих способностей. И, напротив, высокие показатели могут быть следствием невротизации, нарушения селективности мыслительного процесса, высокого мотива достижений или психологической защиты.

     Неправомерно осуществлять идентификацию одарённого ребёнка на основе единой (единственной) оценки (например, на количественных показателях, характеризующих индивидуальный уровень интеллектуального развития). К сожалению, в школьной практике достаточно часто ограничиваются оценкой коэффициента интеллекта, который определяется с помощью психометрических тестов интеллекта. Именно эти тесты (нередко вместе с тестами креативности, применяемыми для измерения творческих способностей) чаще всего используются при отборе детей в классы и школы для одарённых.

    При этом игнорируется тот факт, что применение тестов интеллекта и креативности имеет ряд ограничений.

     Во – первых большинство тестов интеллекта созданы не для выявления интеллектуальной одарённости, а для других целей. Их применимость по отношению к диагностике одарённости подвергается серьёзной критике. Что касается тестов креативности, по показателям дивергентной продуктивности также не являются однозначными, единственными и достаточными индикаторами творческих возможностей ребёнка.

    Во – вторых, многие тесты интеллекта измеряют конкретную (частную) интеллектуальную способность, т.е. сформированность конкретных умственных операций. Таким образом, существующие психометрические тесты интеллекта, фиксируя его компоненты, не затрагивают связей между ними, не схватывают саму системность его проявления.

      В – третьих, данные тестирования сильно зависят от ситуации тестирования, эмоционального состояния ребёнка. При этом, чем ребёнок одарённее, тем эта зависимость больше. Поэтому психометрические тесты плохо прогнозируют уровень достижений именно одарённых детей.

     В – четвёртых, следует различать данные тестирования и решение о судьбе ребёнка. Диагностическая ситуация является следствием влияния многих факторов, поэтому решение должно приниматься с учётом знания причин, приведших к тестовым результатам.

     В условиях использования традиционных психометрических тестов многие признаки одарённости ребёнка – в силу особенной процедуры тестирования – игнорируются. В частности, традиционные психометрические тесты, будучи ориентированными на  оценку результата деятельности, не пригодны для диагностики признаков одарённости, так как последние характеризуют способы деятельности одарённого человека. Уникальность одарённого человека состоит в том, что всё, что бы он ни сделал, обязательно будет отличаться от того, что может сделать другой (в том числе и менее одарённый человек). К этому признаку одарённости – выраженности индивидуально – специфических способов изучения реальности – традиционные тестовые процедуры не чувствительны.

     Таким образом, природа одарённости объективно требует новых методов диагностики, поскольку традиционные психометрические методики (в виде тестов интеллекта и тестов креативности) не валидны по отношению к особенностям поведения и качественного своеобразия психических ресурсов одарённого ребёнка.

     По существу, любая форма отбора (селектирования) детей на основе показателей психометрических тестов оказывается несостоятельной с научной точки зрения, поскольку тесты интеллекта и креативности по определению не являются инструментом диагностики одарённости вообще и интеллектуальной  либо творческой в частности.

     Проблема выявления одарённых детей имеет чётко выраженный этический аспект. Идентифицировать ребёнка как «одарённого» либо как «неодарённого» на данный момент времени – значит искусственно вмешаться в его судьбу, заранее предопределяя его субъективные ожидания. Многие жизненные конфликты «одарённых» и «неодарённых» коренятся в неадекватности и легкомысленности исходного прогноза их будущих достижений. Следует учитывать, что детская одарённость не гарантирует талант взрослого человека. Соответственно, далеко не каждый талантливый взрослый проявлял себя в детстве как одарённый ребёнок.

     С учётом специфики одарённости в детском возрасте наиболее адекватной формой идентификации признаков одарённости того или другого конкретного ребёнка является психолого – педагогический мониторинг.

     Однако комплексный подход к выявлению одарённости не избавляет полностью от ошибок. В результате может быть «пропущен» одарённый ребёнок или, напротив, к числу таковых может быть отнесён ребёнок, который никак не подтвердит этой оценки в своей последующей деятельности (случаи рассогласования диагноза и прогноза).

     При выявлении одарённых детей необходимо дифференцировать:

  • актуальный уровень развития одарённости, достигнутый на данном возрастном этапе;
  • особенности конкретных проявлений одарённости, связанные с попытками её реализации в различных видах деятельности;
  • потенциальные возможности ребёнка к развитию.

     Навешивать ярлыки «одарённый» или «ординарный» недопустимо не только из – за опасности ошибок в диагностических заключениях. Как убедительно показывают психологические данные, такого рода ярлыки могут весьма негативно повлиять на личностное развитие ребёнка.

     Таким образом, процедуры выявления одарённых детей должны быть экологически валидными с точки зрения специфики детской одарённости и своеобразия признаков одарённого ребёнка. Оценка ребёнка как одарённого не должна являться самоцелью. Выявление одарённых детей необходимо связывать с задачами их обучения и воспитания, а также с оказанием им психологической помощи и поддержки.

  1. Методы психологической диагностики

       Для проявления одарённости, в каких – либо достижениях необходимы определённые условия, и среди них главное – человек, который смог бы увидеть эту одарённость, оценить её должным образом и помочь её раскрытию. Это особенно важно в раннем возрасте.

      Об одарённости ребёнка нельзя судить только по видимым результатам его деятельности, по достижениям, постольку в таком случае одарённость детей, не имеющих возможностей для реализации своих способностей, остаётся не выявленной. Поэтому для поиска одарённых детей, оценки индивидуальных и возрастных особенностей их развития в МБДОУ № 64  используются специальные психологические методы.

МЕТОД  НАБЛЮДЕНИЯ

     Преимущество этого метода в том, что он проходит в естественных условиях. Можно наблюдать за ребёнком, когда он об этом не подозревает. Оформление характеристик детей можно производить двумя способами:

  • с помощью сводки фактических данных и конечной характеристики;
  • заранее принятый порядок изложения не используется, а сразу выдвигаются наиболее характерные черты ребёнка, которые подкрепляются фактами.

     Используются наблюдения за детьми с использованием «Коробки полезных ненужностей» (с полифункциональными материалами), регистрация с помощью видеосъёмки с последующей расшифровкой и выводами.

МЕТОД ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ

     По ходу исследования педагог – психолог предлагает оценить одарённых детей и детей контрольной группы экспертам: воспитателям, музыкальному руководителю, инструктору по ФИЗО, воспитателю по ИЗО.

       Специалистам выдаётся стимульный лист, включающий в себя характеристики различных сфер (до 10), в которых ребёнок может проявить свои таланты (интеллектуальная, академическая, творческая литературная, академическая, двигательная, художественная и др.). Эксперт оценивает способности в баллах: средняя оценка – 4, низкая – 2, высшая – 5. Затем высчитывается средняя арифметическая для каждого испытуемого.

МЕТОД АНКЕТИРОВАНИЯ

     Для диагностики интеллектуального и творческого развития одарённых детей  разрабатывается  анкета для родителей. Вопросы составляются с таким расчётом, чтобы собрать максимальную информацию о ребёнке, индивидуальных особенностях его развития. Используется стандартная тест – анкета, разработанная специалистами в области детской психологии А.Хааном и Г.Кафом.

МЕТОД ТЕСТОВ

      Данный метод отличается от других своей испытательно – измерительной направленностью, т.е. стремлением к качественному и количественному определению психологического свойства или явления. Основным требованием к тесту служит его стандартизация (привлечение к единым нормативам процедуры проведения и оценки). Этим обеспечивается сопоставимость полученных результатов разных исследований.

  1. Ресурсное обеспечение проекта

     Объём финансирования мероприятий за счёт средств городского бюджета, выделяемых детскому саду по смете. Для выполнения проекта планируется привлечь внебюджетные, спонсорские средства.

  1. Организация управления проектом и контроль за ходом его реализации

     Для оперативного управления проектом, привлечения внебюджетных источников финансирования и контроля за эффективностью выполнения мероприятий создаётся творческая группа. Администрация ДОУ осуществляет контроль за сроками выполнения мероприятий проекта, целевым расходованием финансовых средств и эффективностью их использования, ежегодно уточняет затраты по проектным мероприятиям и составом исполнителей.

   В целях проведения анализа выполнения мероприятий, задач проекта проводится мониторинг качества работы с одарёнными детьми.

  1. Ожидаемые результаты

    Реализация мероприятий, предусмотренных проектом, позволит:

  • поднять статус таланта в целом и престиж человека, обладающего этим талантом;
  • разработать основы для развития одарённости и талантов у детей в современных условиях;
  • обеспечить равные возможности в развитии способностей детей независимо от места проживания и социального положения;
  • укрепить методическую, материально – техническую базу ДОУ, групп, работающих с одарёнными детьми;
  • повысить профессиональное мастерство воспитателей, педагогов – специалистов, работающих с одарёнными детьми.

  1. Материально – техническое обеспечение реализации проекта «Одарённый ребёнок – это серьёзно»:

  • комплектование библиотеки ДОУ и методического кабинета учебно – методической, научно – методической, психолого – педагогической литературой в связи с реализацией идей проекта «Одарённый ребёнок»;
  • оснащение ДОУ тематическими стендами для родителей и любознательных детей;
  • компьютеризация образовательного процесса с целью создания банка данных;
  • создание издательства «Югорка» для публикования творческих работ воспитанников, методических разработок педагогов;
  • пополнение сенсорной комнаты, увеличение доли охвата воспитанников занятиями в кабинете БОС, расширение спектра применения интерактивного оборудования в логопедическом кабинете, кабинете ИЗО, экспериментирования;
  • повышение профессионального мастерства педагогов, формирование системы морально – материального стимулирования педагогов, работающих с одарёнными детьми;
  • укрепление материально – технической базы групп, работающих с одарёнными детьми.

Перечень мероприятий проекта «Одарённый ребёнок – это серьёзно» (2014 – 2016 годы)

№ п/п

Содержание деятельности

Срок исполнения

Исполнители

1.      Научно – методическое  и организационно - функциональное обеспечение  проекта

1

Подготовка информационных материалов в помощь педагогам, психологам, воспитателям, работающим с одарёнными детьми

ежегодно

Администрация ДОУ

2

Подготовка нормативной базы всех уровней, локальных актов, обеспечивающих педагогическую деятельность с одарёнными детьми. Выработка рабочей концепции одарённости.

2014, ежегодно

Творческая группа, администрация ДОУ

3

Создание банка данных одарённых детей по различным направлениям творческой деятельности

2014 и ежегодно

Педагог - психолог

4

Разработка методического сопровождения проекта «Одарённый ребёнок», критериев оценки достижений одарённых детей

2014

Творческая группа, педагог – психолог

5

Ознакомление педагогов с нормативно – правовой документацией всех уровней

постоянно

Зам. зав. по ВМР

6

Анализ педагогических кадров ДОУ, готовность к работе с одарёнными детьми

Сентябрь, 2014

Зам. зав. по ВМР

7

Подбор и изучение литературы по работе с одарёнными детьми

Постоянно

Педагог – психолог

8

Разработка учебной рабочей программы работы с одарёнными детьми (по разным видам одарённости)

1 кв. 2015

Педагог - психолог

9

Разработка Положения об одарённых детях в МДОУ № 64

Январь, 2015

Зам. зав. по ВМР

10

Создание условий для реализации проекта, подготовка учебно – методического комплекса

Сентябрь, 2014 и постоянно

Зам. зав. по ВМР

11

Обеспечение финансирования проекта и материальной базы для реализации проекта

Постоянно

Заведующий

12

Конференция по реализации проекта «Одарённый ребёнок – это серьёзно»

Май, 2015

Апрель, 2016

Зам. зав по ВМР

13

Профессиональная оценка, поддержка и корректировка проекта

Постоянно

Заведующий

14

Мотивация педагогического коллектива, подготовка предложений

Август, 2014

Методическая служба

15

Корректировка содержания образования на основе диагностики

Постоянно

Зам. зав. по ВМР

16

Обеспечение условий и поддержка участников реализации проекта

Постоянно

Администрация

17

Накопление теоретического и практического материала по проблеме «Одарённый ребёнок»

Зам.зав. по ВМР, педагоги

2014 - 2016

18

Составление картотеки книг и статей периодических изданий по теме «Одарённые дети»

Зам. зав. по ВМР

2014 - 2016

  1. Развитие и поддержка групп, работающих с одарёнными детьми.

                                                            Работа с детьми

1

Создать и упорядочить нормативно – правовую базу по работе с одарёнными детьми

2014 – 2016 г.г.

Зам.зав. по ВМР

2

Проведение семинара – практикума по теме «Одарённый ребёнок – это серьёзно»

Февраль, 2015

Педагог - психолог

3

Консультация «Найти и воспитатель будущих Ломоносовых»

Октябрь, 2014

Хабибуллина Л.Р.

4

Консультация «Роль семейного воспитания в развитии одарённости»

Ноябрь, 2015

Типцова Л.В.

5

Консультация «Роль дополнительного образования в развитии одарённости»

Март, 2015

Якушева А.Н.

6

Консультация «Личностно – ориентированная педагогика в рамках реализации ФГОС »

Октябрь, 2014

Тур Н.В.

7

Оказание маркетинговых услуг по разработке системы мероприятий по изучению потребностей родителей ребёнка, общества, поиск союзников в социальном окружении

постоянно

Маркетинговая служба ДОУ

8

Консалтинговые услуги по вопросам: * Как проанализировать кадровый состав (для заместителей заведующего);

* Как разработать должностные инструкции для педагогов, работающих с одарёнными детьми;

* Как разработать оптимальную структуру методической деятельности с одарёнными детьми;

* Как организовать  работу по обучению детей с признаками одарённости

По плану работы консалтинговой службы

Консультанты методической службы

9

Портфолио педагогов, работающих с одарёнными детьми

Сентябрь, 2014 и постоянно

Воспитатели

10

Подбор психодиагностических методик с учётом консультаций в НГУ.

2014 год

Педагог – психолог

11

Оценка способностей детей с помощью опросника для педагогов и воспитателей

Октябрь, 2014 и ежегодно

Педагог – психолог

12

Оценка способностей и достижений детей с помощью опросника для родителей

Ноябрь, 2014 и ежегодно

13

Проведение групповых диагностик:

  • познавательная активность (пиктограмма Венгера);
  • оценка работоспособности (таблицы Анфимова);
  • оценка вербальной и невербальной памяти.

Ежегодно, октябрь

Воспитатели

14

 Проведение индивидуальной диагностики детей (в течение года):

  • таблица Равена;
  • самое непохожее по Венгеру;
  • на креативные способности (Торренс – дорисовывание фигур).

В течение года

Педагоги

15

Формирование творческих групп детей по различным направлениям деятельности (по результатам тестирования специалистами медико – психолого – педагогической службы и анкетирования родителей, воспитателей и педагогов)

Ежегодно

Педагог -   психолог

16

Создание и реализация проекта «Тайм-менеджмент для детей» (учить детей умению планировать завтрашний день, будущее в краткосрочной и долгосрочной перспективе)

2015 год

Творческая группа

3.      Система работы с кадрами

1

Организация и проведение мастер – классов, обучающих семинаров – практикумов, курсов для педагогов, работающих с одарёнными детьми

В течение всего периода

Заместитель – заведующей по ВМР

2

Обеспечение педагогов учебно – методической литературой серии «Библиотека «Одарённые дети».

ежегодно

Администрация ДОУ

3

Контроль состояния работы с одарёнными детьми в ДОУ

В течение всего периода

Администрация ДОУ

4

Проведение семинара – практикума «Феномен детской одарённости»:

  • Чем отличается одарённый ребёнок от способного, имеющего так называемую «высокую норму»?
  • О природе детской одарённости.
  • Каковы виды одарённости и какими методами они могут выявляться?
  • В чём преимущества и ограничения конкретных диагностических методик?
  • Какова природа проблем, возникающих у одарённых детей?
  • Ярлык одарённости – вердикт или диагноз?

Ноябрь, 2014

Педагог - психолог

5

Консультация по теме «Одарённость – не просто результат высоких способностей ребёнка, в первую очередь проблема становления личности»

Октябрь, 2014

Заместитель заведующей по ВМР

6

Консультация «Ложная одарённость» (Провоцирование интенсивного развития отдельных способностей при ярком проявлении нарушения  онтогенеза развития высших психических функций)

Февраль, 2015

Врач поликлиники

№ 5

7

Консультация на тему: «Проблемы одарённого ребёнка»

Сентябрь, 2015

Педагог - психолог

8

Консультация «Принципы проведения занятий для одарённых детей»

Ноябрь, 2014

Зам. зав. по ВМР

9.

Диагностика на выявление одарённости. Краткий тест творческого мышления (фигурный тест Торренса)

1 раз в год

Педагог – психолог

10

Семинар «Оценка умственной одарённости ребёнка»

Декабрь, 2015

Зам. зав. по ВМР

11

Консультация «Что такое лево – и правополушарные дети»

Октябрь, 2014

Педагог - психолог

12

Тестирование «Определение склонности к работе с одарёнными детьми»

Ноябрь, 2015

Зам. зав. по ВМР

13

Анкетирование родителей

Декабрь, 2014

Педагог - психолог

14

Разработка показателей развития познавательной деятельности одарённых дошкольников

Апрель, 2014

15

Подготовка детей к участию в городских конкурсах «Юный эколог», Губернаторские состязания, «Самотлорские роднички», «Лыжня для всех» и др.

По плану города, систематически

педагоги

16

Проведение тест – анкеты А.де Хаана и Г.Кафа на определение доминирующих способностей

Апрель, 2015

Педагог - психолог

17

Создание банка рекомендаций по работе с одарёнными детьми

Постоянно

Зам. зав. по ВМР

18

Разработка программы индивидуального сопровождения одарённого ребёнка

Октябрь, 2015

Педагог - психолог

19

Самоанализ работы за учебный год и составление плана работы с одарёнными детьми на следующий год

Май – июнь, ежегодно

Воспитатели

20

Выработка системы мониторинговых срезов для одарённых детей

 Февраль, 2016

Педагог -психолог

21

Презентация индивидуальных проектов

Апрель, 2015

Педагоги

22

Итоги работы по реализации целевого проекта «Одарённый ребёнок» с целью выявления приращения  и развития в условиях реализации проекта

Апрель, 2015

Администрация

23

Постоянно действующий семинар-практикум по обучению навыкам работы с интерактивным оборудованием

По запросу

Администрация

4. Система работы с родителями

1

Проведение практикума – семинара на креативность и воображение для родителей

Март 2015

Зам. зав. по ВМР

2

Подбор в группах с применением «Коробки полезных ненужностей» с полифункциональными материалами

В течение года

воспитатели

3

Анализ результатов опросника для родителей и анкетирования педагогов и воспитателей

Постоянно

Педагог – психолог

4

Подготовка описания этапов и результатов работы для родителей

Октябрь, 2015

Педагог – психолог

5

Анкетирование по выявлению статуса семьи, достижений детей для составления характеристик семейного и прочего окружения

Постоянно

воспитатели

6

Развитие интеллектуальных и творческих способностей детей через совместную деятельность с педагогами и родителями:

  • групповые формы работы «Интеллектуальный марафон» и «Юные таланты»;
  • подгрупповые (работа в мини – группах  под руководством педагогов – специалистов по предметам в течение года);
  • индивидуальные (разработка и сопровождение индивидуальных маршрутов сопровождения детей

Февраль 2016

Февраль, 2015

В течение года

В течение года

Педагоги ДОУ, родительский комитет

7

Подготовка и оформление папки по результатам работы с одарёнными детьми

Апрель – май 2016

Зам. зав. по ВМР

8

Издание памятки для родителей одарённого ребёнка

Январь, 2015

Духина В.Л.

9

Семинар для родителей «Одарённые дети: раскрыть, поддержать, развивать»

В течение года

Зам. зав. по ВМР

Финансовое обеспечение проекта «Одарённый ребёнок – это  серьёзно»

 на 2014 – 2016 годы

№ п/п

Наименование мероприятий, предусмотренных подпрограммой

Всего на период реализации подпрограммы

(тыс. руб.)

Объём финансирования мероприятий подпрограммы по годам

2014

2015

2016

городской бюджет

городской бюджет

городской бюджет

1

Приобретение  атрибутов для сенсорной комнаты

76000

20000

56000

2

Приобретение медицинского оборудования на медицинский кабинет

40566

20000

20566

3

Приобретение тренажёров для физкультурного зала

29457

29547

4

Приобретение спортивного оборудования и инвентаря

51660

26660

25000

5

Приобретение учебного интерактивного оборудования

(цифровые микроскопы, интерактивные доски, мультимедийное оборудование)

150000

50000

100000 (внебюджетные средства)

6

Приобретение и оформление тематических стендов

9000

5000

4000

7

Печатная продукция

17000

5000

5000

7000

8

Приобретение методической литературы по теме «Одарённый ребёнок»

10000

3000

3000

4000

9

Тематические стенды для педагогов, родителей и детей

8600

4600

4000

10

Приобретение литературы (комплектование библиотеки)

16000

5600

6400

4000

11

Приобретение карнавальных костюмов

27000

10000 (внебюджетные средства)

17000

ИТОГО:

435283

Мониторинг реализации проекта

«Одарённый ребёнок – это серьёзно» на 2014 – 2016 г.г.:

Целевые показатели и критерии оценки хода реализации Проекта

Показатели

Показатель на начало реализации проекта

Критерии оценки хода реализации Проекта

Итоговый

показатель

на конец

реализации

 Проекта

2014

2015

2016

Количество выявленных одарённых детей (доля детей с академической одарённостью, интеллектуальной, лидерской, художественной и пр.)

         5

Организа

ция и проведение творческих отчётов педагогов

по результа

там работы

Организа

ция и проведение творческих отчётов педагогов

по результа

там работы

Организа

ция и проведение творческих отчётов педагогов

по результа

там работы

Количество одарённых и способных детей, посещающих кружки и секции

71

Увеличение численности детей, посещающих кружки на 5 %

Увеличение численности детей, посещающих кружки на 5 %

Введение дополнитель

ных платных образователь

ных услуг (хореографии, шахматы и

 др.)

Количество воспитанников охваченных дополнительными платными образовательными услугами

23%

Увеличение численности детей, охваченных дополнительным образованием

Увеличение численности детей, охваченных дополнительным образованием

Увеличение численности детей, охваченных дополнительным образованием

85%

Расширение спектра дополнительных платных образовательных услуг

4

10

11

15

Количество воспитанников с высоким уровнем усвоения программы

47%

Уровень усвоения воспитанни

ками программного материала

Уровень усвоения воспитанни

ками программного материала

Уровень усвоения воспитанни

ками программного материала

95 – 100 %

Доля педагогов с высшей категорией, с высшим образованием

47%

53%

Профессиона

льная компетент

ность педагогов

Профессиона

льная компетент

ность педагогов

Профессиона

льная компетент

ность педагогов

60 – 70 %

Умение педагогов создавать ситуацию успеха, профессиона

льный рост

Педагоги с 2006 года имеют возможность проходить курсы повышения квалификации на основе именных сертификатов бесплатно

Построение отношений с ребёнком на основе эмпатии;

Увеличение числа педагогов прошедших курсы повышения квалификации

Умение влиять

на воспитанника, обладание харизматичес

кими качествами

Умение влиять

на воспитанника, обладание харизматичес

кими качествами

Количество воспитанников, превышающих образователь

ный стандарт

46

Не менее 50 %

50 – 60 %

60 – 65 %

Интерес детей к различным сферам культуры (техника, музыка, живопись, спорт и т.д.); достижения в этих областях

Охват участников в городских мероприятиях не высокий

Достижения воспитанников

Достижения воспитанников

Достижения воспитанников

Приобретение оборудования для зоны экспериментиро

вания

Имеется оборудования и инвентарь, требующий замены и пополнения

Приобретение оборудования

 для зоны эксперименти

рования в рамках выделенных средств


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра для ребенка-это серьезно

В консультации рассказывается о различных игрушках и о том, какие игрушки следует покупать ребенку для его полноценного развития....

Если ребенок не желает заниматься "серьезными делами"

Материал для родителей о том, как непринужденно научить ребенка чему-то полезному...

Проект "Одаренный ребенок - это серьезно."

Психологический феномен развития одаренности ребенка дошкольного возраста объясняется тем, что данные виды одаренности ярче всего проявляется в дошкольном возрасте, так как ребенок, обладая образным м...

Консультация для родителей "Если ребенок не желает заниматься "серьезными" делами"

У детей и взрослых совершенно разные представления о том, что серьезно и важно, а что бесполезно и бестолково....

«Несерьезные игры, которые могут оказывать серьезное влияние на развитие нервной системы ребенка» или «Сенсомоторная коррекция».

В своем развитии каждый ребенок должен пройти определенные стадии развития (сенсорную, моторную) интеллекта, чтобы эти отделы мозга правильно сформировались. Нарушения развития на этапе сенсомоторной ...