"В горнице моей светло"
учебно-методический материал (старшая, подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида «Ягодка»
УТВЕРЖДАЮ:
заведующий МБДОУ «Детский сад «Ягодка»
______________________ /А. М. Жданова
«_____» октября 2018г.
/
Музыкально-литературная гостиная
«В горнице моей светло»
в рамках XIМакариевских
образовательных чтений
Подготовила:
музыкальный руководитель
Воюш Алена Леонидовна
2018 г.
Цель:Создание атмосферы национального русского быта.
Задачи:
Развивающие:
- развивать у детей художественно-творческие способности, эстетическую культуру детей, а также связную речь;
Обучающие:
- способствовать формированию умения передавать эмоциональную окраску музыкальных произведений средствами исполнения: веселые, задорные – легким звуком в оживленном темпе.
Воспитательные:
- Приобщать детей к культуре родной страны, воспитывать уважение к культуре и традициям русского народа.
Ход мероприятия:
Звучит русская народная мелодия, в зал входит Хозяюшка.
Хозяюшка: Здравствуйте, люди добрые! Рада вас видеть в моей горнице. Здесь для вас, гостей дорогих будет праздник большой, праздник радостный! Пригласила я гостей со всех волостей. А вот и они…
В зал под русскую народную музыку входят дети с воспитателями.
Хозяюшка: Здравствуйте, дорогие гости! Рада вас видеть в моей горнице.
Проходите. Горница у меня большая, светлая, всем места хватит.
Дети: Хлебу да соли долог век! Слава! Хозяйке нашей более того!
Хозяюшка: Откуда вы пришли? Долог ли ваш путь?
Воспитатель 1: Мы пришли из деревни Веселухино. Где никогда не смолкает веселье. Где песни и пляски круглый год. А стоит наша деревня
на перекрестке двух дорог. Кто не пройдет, всяк рассмеется. Кто не проедет, всяк спляшет.
Воспитатель 2:А мы из Потешкина! У нас все задом наперед. Пойдешь налево, придешь направо. Бросишь высоко, летит далеко. А живем мы под горой, на березе, на большой. Когда надо умываться, мы на луг идем купаться.
Хозяюшка:Вот какие вы веселые. А песни русские народные вы знаете?
Все: Знаем!
Русская народная песня «Как у наших у ворот».
Воспитатель 1: Мы из деревни Веселухино иигры у нас веселые, задорные. Мы и вам предлагаем поиграть снами.
Проводится народная игра «Золотые ворота»
Двое водящих из числа детей берутся за руки, делают воротики.Остальные дети вереницей, взявшись за руки, идут через ворота со словами:
«Золотые ворота, пропускают не всегда.Первый раз прощается, второй раз запрещается, а на третий раз не пропустим вас». Водящие опускают руки, ловят того, кто не успел пройти. Пойманный встает третьим, ворота расширяются в лабиринт и т.д. (повторить игру 5-6 раз).
Хозяюшка: Спасибо вам, веселая ваша деревня.Вечерком, когда окончены работы в поле и по дому, собираются девушки и парни в какой-нибудь крестьянской избе — и снова работа: кто прядёт, кто вывешивает, кто ткёт... Но какая работа без песни?
Хозяюшка садится за прялку и поет…
Русская народная песня «В горнице моей светло»
Хозяюшка:А чем нас порадуют гости из Потешкина,что принесли с собой?
Воспитатель 2: Конечно потешки!
1 ребенок: Скок, скок, поскок,
Молодой дроздок.
По водичку пошел,
Молодичку нашел.
Молодиченька, невеличенька,
Сама с вершок,
Голова с горшок.
2 ребенок: Трух, тух, тух! Трух, тух, тух!
Ходит по двору петух.
Сам со шпорами, хвост с узорами,
Под окном стоит, на весь двор кричит:
Ку-ка-ре-ку!
3 ребенок: Ой, качи, качи, качи!
Прилетели к нам грачи,
Они сели на ворота,
Ворота-то, скрип,
Л Ванечка спит, спит.
4 ребенок: Ваня. Ваня — простота.
Купил лошадь бел хвоста.
Сел задом наперед
ИI поехал в огород.
Гоп, гоп. Тпр-р-р-р!
Хозяюшка: А песни потешные знаете?
Все: Знаем!
Русская народная прибаутка «Патока с имбирем»
Хозяюшка: Ай, молодцы! Ребята, я слышу какой-то шум за дверью… Кто –то, видимо, к нам опоздал!
Соседки: Вы слыхали? Вы слыхали?
Хозяюшка: Что слыхали? Ничего не пойму…
Вы, соседки, отдохните,
Да все толком расскажите.
Соседка 1: У Иванова двора,
Загорелася вода.
Всем селом пожар тушили,
А огонь не загасили.
Соседка 2: Пришел дедушка Фома,
Расседая борода,
Он народ погнал в овин,
Затушил пожар один.
Соседка 1: Как Фома тушил пожар,
Он об этом не сказал.
Только слышно стороной,
Что тушил он бородой!
Хозяюшка: Проходите, соседушки, в нашу горницу. С нами посидите, отдохните.
Соседки проходят, садятся, продолжая тараторить…
Соседки: Вы слыхали? Вы слыхали? Неужели, ничего не слыхали?
Хозяюшка: Вижу я, самое время в молчанку играть.Раз- два - три- замри!
Игра «Молчанка»
Соседки: Вы слыхали? Вы слыхали? Неужели, ничего не слыхали?
Хозяюшка: Ну что, тараторки,игра-то ведь еще не закончилась, а вы заговорили? Придется вам выполнить какое-нибудь задание (думает)… Придумала!Вам, девчоночки-болтушки, спеть придется нам частушки!
Соседка 1: Да для нас такое дело
Очень даже просто!
Соседка 2: Эх! Душа помолодела
Лет на… девяносто!
Хозяюшка: На девяносто??? Да это полная чепуха!
Соседки: Конечно, чепуха!
«Чепуха-частушки»
Соседка 1: Вы послушайте, ребята,
Нескладуху будем петь.
На дубу свинья пасется,
В бане парится медведь!
Дети: Чепуха, чепуха,
Чистая чепуха!
Чипа- чипа, а - ха – ха-
В самом деле, чепуха!
Соседка 2: На заборе чепуха
Варила варенье.
Увидала паука-
Потеряла зренье!
Дети: Чепуха, чепуха…
Соседка 1: На столе лежит арбуз,
На арбузе - муха!
Муха злится на арбуз,
Что не лезет в брюхо!
Дети: Чепуха, чепуха…
Соседка 2: На горе верблюд пасется
В белых вышитых штанах.
А за ним блоха несется
На высоких каблуках!
Дети: Чепуха, чепуха…
Соседки: Мы частушки вам пропели
Хорошо ли, плохо ли,
А теперь мы вас попросим,
Что б вы нам похлопали.
Хозяюшка: Спасибо, соседушки, за частушки потешные!Где песня льется, там легче живется!
Воспитатель 1: Хозяюшка, засиделись мы что- то слишком.
Не сыграть ли нам в «Ловишки»?
Воспитатель 2: Может, лучше не в «Ловишки», а в «Горелки»?
Хозяюшка: Ну что ж?Давайте, ребята, в « Горелки» играть! Веселой игрою гостей развлекать!
Игра «Гори, гори ясно»
Хозяюшка: На сцене словно павушка,
Как лебедь над водой,
Плывет, плывет «Сударушка»,
Как зорька над землей!
То в танце плавно кружится,
То водит хоровод,
То вихрем вдруг завьюжится,
То о любви споет!
Народный вокальный ансамбль «Сударушка»
Игра – хоровод «Подушечка»
Русская народная песня «Верба»
Воспитатель 1: Ох и здорово мы повеселились, но надо и честь знать.
5 ребенок: Мы славно гуляли
На празднике нашем.
Нигде не видали
Мы праздника краше!
6 ребенок: Так будьте здоровы,
Живите богато,
А мы уезжаем
До дому, до хаты!
Хозяюшка: Ну что вы, гости дорогие, так торопитесь? Ведь не красна изба углами, а красна - пирогами! Видите, самовар уже пыхтит! Мне на ушко говорит: «Пора к столу приглашать, гостей чаем угощать!»
Дети: Любим чай мы с пирогами,
С баранками да кренделями!
Хозяюшка: Тогда проходите в другую горницу, садитесь за столы дубовые, скатерти узорчатые, да угощайтесь на здоровье!
Дети уходят в группу на чаепитие.
Гостей приглашают за стол.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проект "Светлая горница"
Знакомство детей старшего дошкольного возраста с историей и жизнью русского народа через предметы быта (приборы освящения) с использованием поисково - познавательной деятельности....
Конспект комплексного занятия «В горнице карельской светло»
Важнейшая задача педагогов дошкольного образования - знакомить детей с культурой быта карельского народа. Формировать чувство гордости, уважения к прикладному искусству Карелии....
Сценарий Фольклорного праздника «В светлой горнице».
Содержание:Фольклорный праздник "В светлой горнице" в старшей группе ДОУ...
Гендерное воспитание дошкольников на основе народных традиций. Интегративная совместная деятельность "В светлой горнице моей"
План - конспект физкультурно - музыкального досуга для детей среднего дошкольного возраста. Досуг включает в себя хороводы, забавы, эстафеты и народные игры...
В горнице моей
Знакомство детей старшего возраста с традициями русского народа...
Сценарий музыкального праздника - развлечения в старшей группе «В горнице моей светло»,посвященного Дню Матери
Прекрасный осенний праздник...
Проект в средней группе "В горнице моей тепло"
цель проекта: Формирование социально-коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста в процессе приобщения дошкольников 4-5лет к истокам русской народной культуры....