Проект в средней группе "В горнице моей тепло"
проект (средняя группа)

Васильева Сания

цель проекта: Формирование социально-коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного  возраста в процессе приобщения дошкольников 4-5лет к истокам русской народной культуры. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx25.26 КБ

Предварительный просмотр:

:Проект в средней группе «В горнице моей тепло»

Вид проекта:  познавательно – творческий.

Возрастная группа: средняя группа.

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Вид проекта: групповой.

Форма организации с детьми: совместная деятельность с детьми.

Цели проекта:

        Формирование социально-коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста в процессе приобщения дошкольников 4-5 лет к истокам русской народной культуры;

        способствовать духовно – нравственному развитию личности ребенка, обладающей чувством национальной гордости, любви к Отечеству, своему народу через ознакомление с народным творчеством и традициями.

Задачи:

Образовательные:

•        Знакомить детей с русским народным, поэтическим и музыкальным творчеством, традиционными праздниками;

•        Формировать исполнительские навыки в области пения, музицирования, движения;

•        Учить понимать роль семьи, своё место в семье, воспитывать будущих хозяина (хозяйку), мужа (жену).

Воспитательные:

•        Воспитывать уважение к русской народной музыке,

•        Формировать социально-нравственное, психическое здоровье детей;

•        Создавать условия для проявления детьми любви к родной земле, уважения к традициям своего народа и людям труда;

•        Воспитывать чувство патриотизма,

•        Воспитание умения сочувствовать, сопереживать другим людям, игровым персонажам,

•        Воспитание культурных привычек в процессе группового общения с детьми

•        И взрослыми,

•        Воспитание потребности научить младших детей тем упражнениям, которые уже освоены; умение проводить совместные игры с младшими детьми,

Развивающие:

•        Развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности у детей;

•        Развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора;

•        Развивать музыкальные способности: чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления;

•        Использовать малые формы фольклора для развития речи у детей;

•        Развивать коммуникативные качества детей посредством народных танцев, игр, забав.

Актуальность проблемы.

Главная задача государства и общества по отношению к детям – обеспечение оптимальных условий для развития их индивидуальных способностей, возможности саморегуляции, формирование у ребёнка основ уважительного отношения к окружающим, умение общаться и взаимодействовать, приобщение к общечеловеческим ценностям. В настоящее время идёт интенсивное развитие дошкольного образования в разных направлениях: повышение интереса к личности ребёнка дошкольного возраста, его уникальности, развитию у него потенциальных возможностей и способностей.

Задача современного дошкольного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определённым запасом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие определённым набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни, усвоения общественных, этических норм поведения, ненасильственного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Ничто так не способствует формированию и развитию личности как обращение к русскому народному творчеству. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости. Русское  народное творчество позволяет приобщать детей к духовной культуре своего народа, частью которой оно является, а также способствует воспитанию патриотизма и гражданственности.

        Источником патриотического воспитания дошкольников является естественная среда его жизнедеятельности. Культурные традиции своего народа, как мать и отец, должны стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

        В настоящее время есть много различных программ, которые построены на приобщении детей к русскому народному творчеству к культурным традициям – это программы: «Оберег», «Истоки», «Горенка», «Гусельки». Каждый человек должен знать, понимать и ценить свое прошлое, свою историю малой Родины, так как без прошлого нет будущего. Я решила познакомить детей с русским народным творчеством, В настоящее время проблема приобщения детей к культуре наших предков не получила достаточного отражения в научных исследованиях.

        Возрождение культурного наследия играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Региональная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры. В связи с этим особенно остро встает вопрос о необходимости глубокого использования национально факторов в воспитании детей.

        Появилась необходимость разработать, обосновать и экспериментально проверить содержание, формы, методы и условия формирования нравственного отношения к Родине, ее культурным ценностям.

        Формирование любви к Родине, через ознакомление детей дошкольного возраста с историей, народно-прикладным искусством и фольклором станет эффективнее, если систематически и планомерно осуществлять процесс ознакомления детей с предметами и явлениями окружающей действительности — природой, произведениями искусства, фольклором, историей, традициями, обрядами, народно-прикладным искусством России.

        Выбрав это направление в своей работе, я преследовала единственную цель: познакомить детей с историей, культурой, традициями, обрядами и фольклором  и, поставив перед собой следующие задачи:

•        Воспитывать добрые чувства и интерес к своей  Родине.

•        Развитие способности воспринимать народную музыку,.

•        Знакомство с русским народным костюмом.

•        Разучить с детьми русские народные песни, хороводы,

•        Познакомить с пословицами, поговорками, загадками,

•        Воспитывать желание познавать и возрождать лучше традиции,

        Знакомство детей  с русским народным фольклором строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, как дополнение к типовой «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой.

        Формирование у детей устойчивого интереса  к русским народным традициям, обрядам и развитие музыкальных и творческих способностей закрепляется через различные формы народного фольклора. Собранный материал помогает воспитанию детей в духе родной  культуры, а основой активного участия является совместная творческая деятельность взрослых и детей.

        Работая в детском саду, я решила, что знакомство с фольклором будет интересно и полезно детям дошкольного возраста. Они должны знать прошлое своего народа.

Основные формы реализации проекта:

- беседы, упражнения для самостоятельного рассуждения;  

- рассматривание картин, фотографий, просмотр слайд-шоу, видео;

- чтение художественной литературы;

- слушание народной музыки, песен, сказок;

- участие в календарных праздниках, развлечениях.

Методические приемы,  используемые в проекте:

  • наглядный, словесный, практический;
  • наблюдение за природой;
  • инсценировка  песен и малых фольклорных форм;
  • Знакомство с народными подвижными  играми.

ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ.

•        Участие в вечерах развлечений, утренниках, праздниках и других общих мероприятий;

•        Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения Программы(2 раза в год: октябрь - промежуточный, май - итоговый)

Этапы реализации проекта

Этап 1. Подготовительный  

1.  Постановка цели и задач.

2.  Проведение анкетирования родителей.

3.  Диагностика социально-коммуникативных навыков детей.

4.  Изучение методической литературы по теме.

Этап 2. Разработка проекта

1. Создание предметно-развивающей среды: оформление уголков старины, русского быта и игрушки.

2. Составление тематического плана работы с детьми.

3. Подбор пособий для работы с детьми.

4. Разработка конспектов совместной деятельности, праздников, развлечений  и др.

Этап 3. Внедрение проекта  

  1. Совместная деятельность педагога с детьми, праздники, выставки, спектакли для родителей и детей.
  2. Игровая деятельность с детьми.
  3. Дни открытых дверей.
  4. Встречи за круглым столом с родителями.
  5.  Практические занятия, семинары, консультации для педагогов.

Этап 4. Итоговый – июнь

  1. Фотовыставка «Наши традиции»
  2. Обобщение опыта работы по теме «Русская народная культура в развитии социально-коммуникативных навыков детей».

Исполнители проекта: педагоги группы «Подсолнушки», дети средней группы, музыкальный руководитель, родители.

Предполагаемые результаты реализации проекта.

В результате  выполнения проекта:

Дети будут:

Уметь оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных установок, идеалов, отношение к себе, другим людям, обществу;

Проявлять интерес к своей родине, русскому  народному фольклору через использование в активной речи считалок, поговорок, пословиц, загадок;

Активно участвовать на  праздниках исполняя разнообразные формы русского народного фольклора (хороводы, песни, пляски, частушки, пестушки, шумовой оркестр  и др.);

Знать предметы быта, правильно их называть, уметь правильно применять в играх и театрализованной деятельности.

 ПЛАН ПРОЕКТА

Формы организации деятельности

Месяц

Беседы,

рассматрива-ние альбомов по теме

Подвижные игры, слушание народной музыки

Чтение худ.литера-туры  

Хороводы, движения

Развлечения, праздники, посиделки

Октябрь

Беседа «Что такое национальный костюм»,

рассматривание кукол в националь-ных костюмах. Знакомство детей с особенностями национального костюма. Дать представление об истории национального костюма.

Народная игра  «Золотые ворота».

Разучива-ние потешки «Дождик»

Выставка книг русских народных сказок, расширять представле-ние о русском народном творчестве.

Разучивание хоровода «Ой, ребята тара-ра»

Вечер развлечения «В гостях у бабушки Загадушки» - учить детей отгадывать сказки, а также самим придумывать загадки.

Ноябрь

Беседа «Русские народные промыслы»,

рассматривание альбомов о различных промыслах России.

Слушание и разучива-ние народных колыбель-ных. Слушание рус.нар.песни «Ах вы сени, мои сени», игра на ложках.

Речевая игра «Летели две птички»

Разучивание русской народной

игры «Петух».

Вечер игр «Матушка с Ярмарки пришла».

Декабрь

Беседа «Какая русская изба»,

посиделки в русской избе, знакомство с предметами старинного быта: коромысло, печь, самовар, чугунок, ухват и т. д.

Слушание русских народных песен в хоровом исполнении

Потешки -диалоги «Шла лисичка», «Кисонька- мурысынь-ка», «Бабушка в гости пора». Разучива-ние пословиц и поговорок о труде.

Хороводы «Как на тоненький ледок», «Во поле береза стояла».

Вечер развлечения «Сундучок Деда Мороза»

Январь

Беседа «Русские народные праздника», рассматрива-ние альбомов «Колядки». Приобщать детей к фольклору через бережное отношение и сохранение народных традиций.

 Знакомство с балалайкой.Послушать народные мелодии в исполнении балалайки.

Пословицы и загадки о народных инструмен-тах.

Игра -драматизация по  русской народной сказке «Теремок»

Вечер игр с  музыкальными инструментами «Новогодний сапожок»

Февраль

Беседа «Народные умельцы»,

рассматривание картин о ремесленниках России. Познакомить детей с работой гончара, кузнеца, плотника, бондаря.

Слушание песен о труде.

Закрепить пословицы о труде.

Повторение знакомых песен.

НОД «Труд кормит, а лень портит»

Март

Беседа «Предметы быта русской избы», посиделки в горнице. Закрепить с детьми названия старинных предметов. Знакомить детей с особенностями жилища, одежды и кухни.

Пение  колыбель-ных.

Разучива-ние песни «Блины»

Слушание дразнилок,  потешек, пестушек, закличек.

Хоровод «Идёт Матушка - Весна».

Шумовой оркестр.

 «В гостях у Хозяюшки». День открытых дверей для родителей, чаепитие.

Апрель

Беседа « Русская народная игрушка -

свистулька», рассматрива-ние разных свистулек.

Шумовой оркестр.

«Шутки шутить –людей смешить». Дразнилки, потешки, небылицы.

Повтор знакомых песен.

Театрализация сказки «Курочка Ряба». Празднова-ние Пасхи

Май

«Времена года». Рассказ о временах года, просмотр презентаций.

Слушание песни.

Игра «Ручеёк».

Заучивание заклички «Дождик, дождик, поливай!»

Хоровод «Вот уж скоро лето».

Интегриро-ванное занятие «В гостях у Матрешки»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект с детьми средней группы "Тайна моего имени".

Проект с детьми "Тайна моего имени"....

Комплексно-тематическое планирование на 2016-2017 средняя группа Горница

Комплексно-тематическое планирование на  2016-2017 средняя группа Горница...

Перспективное планирование игровой деятельности в средней группе горница сентябрь-ноябрь 2016

Перспективное планирование игровой деятельности в  средней группе горница сентябрь-ноябрь 2016...

Проект по социально-коммуникативному развитию для средней группы на тему : «Теплый дом»

laquo;Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Лев ТолстойДом для ребенка — это основная среда его обитания. Она определяет очень многое в жизни ребенка. А теплый дом, в котором цар...

Проект в средней группе "Деревья моего края"

Данный проект раскрывает ценность деревьев при выполнении ими санитарно-гигиенических функций через доступные восприятию проект но - исследовательские, игровые формы работы. Суть нашего проекта заключ...

Проект для средней группы "Яркий эпизод моего лета"

Краткосрочный проект для средней группы...