проект "Светлая горница"
материал (старшая группа) по теме
Знакомство детей старшего дошкольного возраста с историей и жизнью русского народа через предметы быта (приборы освящения) с использованием поисково - познавательной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_svetlaya_gornica.doc | 107 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
«Знакомство детей старшего дошкольного возраста с историей и жизнью русского народа через предметы быта (приборы освещения, электроприборы) с использованием поисково-познавательной деятельности».
Светлая горница
Автор проекта: Калинкина С. Ю. – воспитатель I квалификационной категории.
Место реализации: МДОУ Центр развития ребёнка - детский сад №7
Актуальность проекта: Многовековый опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь.
В поисково-познавательной деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
Цель: формировать первоначальные представления у детей о культуре, истории и жизни русского народа через использование метода детского экспериментирования.
Задачи проекта:
Проанализировать педагогическую литературу по данной проблеме.
Разработать перспективное планирование по теме проекта.
Создать условия для детского экспериментирования.
Познакомить детей с историей создания электрической лампочки и историей создания электроприборов – домашних помощников.
Формировать навыки исследовательской деятельности.
Воспитывать интерес к народному искусству.
Укрепление здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной активности.
Повышать педагогическую культуру родителей.
Предмет исследования: формирование навыков исследовательской деятельности.
Объект исследования: дети 6-7 лет.
Аннотация к проекту:
Тип проекта: исследовательско-информационный.
По продолжительности: средней продолжительности.
По количеству участников: групповой.
Гипотеза:
Знакомить детей с историей и жизнью русского народа эффективнее всего через исследовательскую деятельность.
Ожидаемый результат:
Сформированность навыков адекватного восприятия и простейшего анализа образцов культуры русского народа.
Познавательная и творческая активность старших дошкольников при проведении экспериментов, различных выставок.
Применение полученных знаний в жизни через отражение детьми в продуктивных деятельности своего отношения к народному искусству.
Этапы реализации проекта.
I этап – подготовительный (одна неделя) Проводится анкетирование родителей, обсуждение целуй и задач проекта с родителями и детьми, создание условий, необходимых для реализации проекта.
II этап – внедренческий (1,5 месяца) Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта. Презентация.
III – итоговый (одна неделя) Сбор и обработка методических, практических материалов, обобщение.
I этап – подготовительный.
№ | Содержание работы | Задачи | Сроки | Ответственные |
1 | Диагностирование детей по теме проекта. | Выявить знания у детей по приобщению к русской культуре, умения и навыки по исследовательской деятельности. | 1 неделя | воспитатель |
2 | Подбор специальной литературы, оборудования | Создать условия для детского экспериментирования. | 1 неделя | воспитатель |
3 | Анкетирование родителей по теме проекта. | Выявить заинтересованность родителей в участии в проекте. | 1 неделя | воспитатель |
4 | Родительское собрание на тему: «Экспериментирование, как форма сотрудничества с детьми, направленная на познание народного творчеств». | Обучать родителей сотрудничеству с детьми в познании окружающего мира через экспериментирование. | 1 неделя | воспитатель |
5 | Оформление родительского уголка: консультации, рекомендации по теме проекта. | Просвещение родителей. | ||
II этап – внедренческий.
№ | Содержание работы | задачи | сроки | ответственные |
1 | Темы занятий: | Познакомить с жизнью древнего человека. | 2 неделя | воспитатель |
Значение огня | ||||
Осторожно, огонь | Формировать у детей навыки безопасного поведения с огнём. | 3 неделя | воспитатель | |
Экскурсия в мини- музей «Русская изба». Приспособления для освещения на Руси. | Знакомить с условиями быта русского народа. | 4 неделя | воспитатель | |
Что мы знаем об электричестве. | Знакомить с историей электричества. | 5 неделя | воспитатель | |
Сравнение старинных предметов быта с современными аналогами. | Продолжать знакомить с исторической преемственностью. | 6 неделя | воспитатель | |
История электрической лампочки. Правила безопасности. | Закрепить знания о безопасном поведении с электроприборами. | 7 неделя | воспитатель | |
Техника - наша помощница. | Уточнить знания о различных видах бытовой техники, работающей от электричества, сравнить со старинными аналогами наших предков. | 8 неделя | воспитатель | |
2 | Опыты: | Упражнять детей в умении обследовать предметы, выделять их качества и свойства. | 2 неделя | воспитатель |
Как добыть огонь? ( кремень) | ||||
Что в коробке? | Познакомить со значением и источниками света( солнце, фонарик, свеча, лампочка). Показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы. | 3 неделя | воспитатель | |
Волшебный шарик. | Установить причину возникновения статического электричества. | 4 неделя | воспитатель | |
Чудо-причёска. | Познакомить с проявлениями статического электричества и возможностями снятия его с предметов. | 5 неделя | воспитатель | |
Как увидеть молнию? | Выяснить, что гроза- проявление электричества в природе. | 6 неделя | воспитатель | |
Конструирование свечей из воска. | Развивать познавательную деятельность. | 7 неделя | воспитатель | |
Почему лампочка светит. | Понимать принцип работы электричества. | 8 неделя | воспитатель | |
3 | Дидактические игры. | Развивать логическое мышление. | 2-8 недели | воспитатель |
Что лишнее? | ||||
Что из чего сделано? | Обследовать предметы, выделять их качества и свойства. | |||
Раньше и теперь. | Сравнивать старинные и современные приборы. | |||
Невидимый работник. | Закреплять знания об электричестве. | |||
Наши помощники. | Расширять знания о бытовой технике и её роли в жизни человека. | |||
Мы изобретатели. | Развивать конструкторско-технические умения. | |||
4 | Продуктивная деятельность: | Учить детей отражать в продуктивных деятельности своё отношение к истории и искусству русского народа. | 4 неделя 7 неделя 8 неделя 2 неделя 6 неделя | Воспитатель, Воспитатель по ИЗО. |
Лепка: «фигурная свеча»; «лампочка будущего». Аппликация: «наши помощники»; «техника будущего». Рисование: «огонь - друг человека»; « украшение подсвечника». | ||||
5 | Подвижные игры: «гуси – гуси»; «прялица»; «городки»; «ручеёк»; «горелки»; | Укреплять здоровье за счёт повышения общего уровня двигательной активности па примере народных игр. | 2-8 неделя | Воспитатель, Инструктор по физической культуре. |
6 | Совместная деятельность воспитателя с детьми: Рассматривание иллюстраций, фотографий. Экскурсия к электрощиту, беседа с электриком. Беседы с детьми: Как огонь дошёл до наших дней? Как он помогает человеку? Что мы знаем об электричестве? Чтение художественной литературы и детской энциклопедии. | Знакомить со старинными предметами и их современными аналогами. Прививать навыки безопасного поведения с электроприборами. | 2-8 неделя | воспитатель |
7 | Досуги: «Бабушкины посиделки». «У сказки в гостях». | Воспитывать любовь к русской истории и искусству. | 3,6 неделя | Воспитатель, Инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель. |
8 | Совместная деятельность родителей с детьми: Чтение научно - популярной и исторической литературы, просмотр телепередач. Проведение элементарных опытов дома. Изготовление макетов: История лампочки; Электричество дома. Фотоконкурс: «Мой ребёнок - исследователь». Выставка детских работ: «Я – изобретатель». | Обучать родителей сотрудничеству с детьми в познании окружающего мира через экспериментирование. | 2-8 неделя | Воспитатель, Родители. |
9 | Презентация проекта: «Светлая горница». Познавательная экскурсия для детей младшего возраста и родителей, подготовленная детьми старшего возраста. | Учить детей самостоятельно проводить экскурсии для детей младшего возраста и родителей. | 9 неделя | |
III этап - заключительный | ||||
1 | Обработка и оформление материалов проекта. | воспитатель | ||
2 | Диагностическое обследование детей. | Воспитатель, психолог. | ||
3 | Анализ | воспитатель |
Вывод: Работа над проектом помогла сформировать у детей навыки адекватного восприятия и простейшего анализа образцов культуры русского народа.
У детей сформировался устойчивый интерес к исследовательской деятельности, к истории своего народа.
Информационные ресурсы:
1.Киселёва Л.С., Данилина Т.А., Ладога Т.С., Зуйкова М.Б. Проектный метод в деятельности дошкольного образования. – М.,2004.
2.Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Шетинина В.В. Неизвестное рядом. - М. 2001.
3.Кумсковская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. – М. 2003.
4.Дыбина О.В., Что было до …// Дошкольная педагогика. №1, 2006.
5.Антуфьефа В. Встречный эксперимент.// Обруч. №4, 2004.
6. Князева Н.В. Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план проведения фольклорно-игровых занятий в горнице
Приобщать детей к истокам народной культуры; знакомить с фольклорными произведениями; формировать познавательную активность,речь;доставить детям радость и обогатить новыми эмоциональными впечатлениями...
Фольклорно-игровое занятие в горнице «В гостях у бабушки Варварушки»
Развивать память, внимание, речь ребёнка; создать условия для воспитания любви к родному языку...
Фольклорно-игровое занятие в горнице «В гостях у Сороки – вороны»
Воспитывать доброжелательные отношения к персонажам русской народной потешки"Сорока-ворона": доставить детям радость и обогатить новыми эмоциональными впечатлениями; вызвать интерес к рисованию нетрад...
"Как уютна наша горница."
Воспитание патриотических чувств через приобщение к отечественной народной культуре...
Мини-музей "Русская горница"
Эта небольшая статья расскажет вам что такое мини-музей...
Мини – музей «Русская горница»
Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем, это относится и к прошлому нашего народа.Мы считаем необходимым, донести до сознания своих воспитанни...
Мини – музей «Русская горница»
Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем, это относится и к прошлому нашего народа.Мы считаем необходимым, донести до сознания своих воспитанни...
Комментарии
проект Светлая горница
Спасибо за материал, предметы русского быта - интересный и актуальный вид познавательной деятельности. Знакомство с истоками нашей самобытности важный аспект в воспитании дошкольников.