Консультация для воспитателей: «Игры по развитию фонематических процессов с использованием зрительной символики"
консультация (подготовительная группа) на тему

Башарова Татьяна Алексеевна

В консультации предлагаются игры и игровые упражнения по развитию фонематических процессов с использованием зрительной символики Т. А. Ткаченко. Зрительные символы помогают сформировать надежный образ звука, тем самым дифференцируя его от других, сходных по артикуляционным  и акустическим признакам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_uprazhneniya_s_ispolzovaniem_zritelnoy_simvoliki.docx14.58 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ  ЗРИТЕЛЬНОЙ СИМВОЛИКИ

ВНЕ ЗАНЯТИЙ

ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ

И НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА У ДОШКОЛЬНИКОВ

СТАРШАЯ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППЫ

Разработала учитель – логопед

детского сада  № 3«Солнышко»

г. Стародуба

Башарова Т. А.

 «Почтальон»

У детей на столах лежат предметные картинки (1-2). Педагог собирает в сумку, с прикрепленным к ней символом, только определенные картинки-письма, например, те, в названии которых встречается звук К.  Каждый ребенок выбирает такое «письмо» и, отдавая его взрослому, утрированно произносит в слове звук, обозначенный символом на почтовой сумке. Символы заменяются в связи с фонетической задачей занятия.

 «Магазин»

Дети «покупают» с оборудованного прилавка предметы на деньги-символы. Подавая педагогу символ, каждый ребенок утрированно произносит соответствующий звук в названии покупаемого предмета. У детей могут быть символы как гласных, так и согласных звуков.

 «Разложи игрушки к символам»

Перед детьми выставляется 3-4 знакомых символа согласных звуков. Вызванные дети берут из набора перевернутых картинок или игрушек, лежащих перед взрослым, по одной. Выигрывает тот, кто первым подставит свою картинку или предмет к нужному символу и всем докажет, что он поступил правильно, то есть произнесет в слове соответствующий звук утрированно.

 «Пропускаем мы во двор слов особенных набор»

Педагог предлагает детям изобразить закрытые ворота: ладони повернуть к лицу, соединить средние пальцы, большие пальцы обеих рук поднять вверх. Взрослый объясняет, что во двор мы будем «пропускать» только слова со звуком, символ которого ставится на видное место. Дети открывают ворота (ставят ладони параллельно друг другу), если слышат в слове заданный звук. Если в слове нет указанного звука, ворота захлопываются. По окончании игры можно предложить детям вспомнить все слова, которые они «пропустили во двор».

 «Мяч не трогать иль поймать — постарайтесь отгадать»

Педагог предлагает стоящим перед ним детям ловить мяч, если они услышат в слове звук, обозначенный символом, либо прятать руки за спину, если звука в слове не окажется. Когда ребенок поймает мяч, полезно проконтролировать сознательность его выбора, то есть предложить произнести слово, выделяя соответствующий звук.

  «Кубик»

Дети по очереди кидают кубик, к каждой стороне которого прикреплено изображение символа гласного звука. Звук, символ которого оказался сверху, бросавший кубик ребенок должен отыскать в названиях выставленных картинок или предметов.

 «Собираем пуговки»

Педагог"раздает детям по 3-4 пуговки и объявляет, что в специальный «звуковой сундучок» будет собирать слова с тем или иным звуком. Звук обозначается символом и выставляется перед детьми. Дети называют слова с заданным звуком в любой позиции и опускают пуговки, к которым «пришито» их слово в сундучок.

 «Предмет и имя»

Педагог показывает детям кукол, изображающих мальчиков или девочек, и дает им имена в зависимости от темы занятия (Маша, Катя, Вова, Павлик, Толя и др.) Каждой кукле предлагается подобрать подарки из ряда предметов, стоящих на отдельном столике, так, чтобы первые звуки в названии предмета и имени куклы совпадали. В случае ошибок педагог прибегает к помощи символа, который напоминает о нужном звуке.

 «Сумка-задумка»

К сумке прикрепляется символ гласного или согласного звука. Педагог раздает детям фишки и предлагает собрать в сумку-задумку слова с заданным звуком (без учета его позиции или в определенной позиции, если таковая уже изучена с детьми). Дети называют слова с указанным звуком, одновременно складывая фишки в сумку. Усложнением в данной игре будет определенное обобщение, в рамках которого следует подбирать слова(овощи, игрушки, продукты, школьные принадлежности или другие объекты, «помещаемые» в сумку).

 «Волшебная карусель»

Вращающаяся стрелка останавливается напротив одного из символов, изображенных по краю круга. Необходимо назвать не менее трех слов, начинающихся на данный звук.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для воспитателей "Игры на развитие фонематического слуха и коррекцию звукопроизношения"

Овладение произношением фонем предполагает сопряжённую деятельность сенсорно-перцептивного и моторного уровней речи. Для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием характерны несформированнос...

Игры на развитие фонематических процессов посредством двигательного игротренинга

Игры предназначены для развития фонематических процессов у дошкольников 5-7 лет с общим недоразвитием речи. Для проведеня игр используются мячи-фитболы. Игры проводятся учителем-логопедом как часть за...

Консультация для воспитателей на тему: "Развитие фонематических процессов у дошкольников с ОНР"

Консультация для воспитателей на тему:"Развитие фонематических процессов у дошкольников с ОНР"...

Развитие фонематических процессов с использованием пособий, изготовленных из дерева своими руками

Правильная речь - залог успешного освоения ребенком чтения и письма: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием фонематических процессов, в школе столкнуться с таки...

Консультация для воспитателей ДОУ «Формирование фонетико-фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста в группах общеразвивающей направленности»

Работа по формированию фонетико-фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста в группах общеразвивающей направленности включает в себя несколько направлений:Организация развивающей пр...

Консультация для воспитателей «Игры для развития фонематического слуха и коррекции произношения»

Консультация для воспитателей «Игры для развития фонематического слуха и коррекции произношения»...

Консультация для воспитателей «Необходимость раннего развития фонематических процессов у детей с ОНР»

Цель консультации - познакомить воспитателей с фонематическая системой языка, включающей в себя фонематический слух, фонематическое восприятие,  фонематический анализ, фонематический с...