Развитие фонематических процессов с использованием пособий, изготовленных из дерева своими руками
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Локновская Екатерина Григорьевна

Правильная речь - залог успешного освоения ребенком чтения и письма: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием фонематических процессов, в школе столкнуться с такими проблемами как дисграфия и дислексия (нарушениями процессов чтения и письма). А это значительно снижает успешность усвоения детьми программы родного языка и является одной из причин школьной неуспеваемости. У дошкольников с ОНР наблюдается низкий уровень развития фонематического слуха и фонематического восприятия, что приводит к необходимости развития этих процессов совместной деятельности ребенка и учителя-логопеда.

 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует педагогов на создание  благоприятных условий для развития интересов, любознательности и познавательной мотивации дошкольника.

Важным моментом для развития интереса и познавательной мотивации  является эмоциональный фон, на котором протекает непосредственно-образовательная деятельность. Для создания положительного эмоционального фона у детей логопеду необходимо найти такие методы и приемы, которые способны не только заинтересовать детей, но и развить способности и творческий потенциал каждого ребенка.

Чем больше анализаторов использует ребенок при знакомстве с новым материалом, тем лучше его усвоение. Поэтому в совместной деятельности с детьми  логопеды применяют как можно больше игровых ситуаций с использованием занимательных пособий, которые задействуют  и слуховой, и зрительный, и двигательный анализаторы.

          Дети проявляют большой интерес к пособиям и играм, сделанным из дерева. Наверное, они подсознательно чувствуют, что игрушки из дерева, впитавшего в себя энергию солнца, более полезны. Дерево – экологически чистый природный материал,  твердый, но приятный на ощупь.

Деревянные игрушки положительно влияют на психологические реакции и развитие моторики ребенка, и во многом определяют становление внутреннего мира и характера каждого человека.

Понимая это, в дошкольных учреждениях используют большое количество разнообразных дидактических пособий из дерева, в том числе и пособий,  изготовленных своими руками.

Цель данной методической разработки –  развитие познавательной мотивации и интереса к обучению грамоте через использование  новых дидактических пособий из дерева, изготовленных своими руками. В основу легли методические разработки Т.А.Ткаченко («Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа»), Т.В.Александровой («Живые звуки или фонетика для дошкольников»), З.Е. Агранович («Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников»).

В данной работе представлено описание игр с дидактическими пособиями, разработанными и изготовленными из дерева для развития фонематических процессов, а также их использование преследует и другие цели.

Знакомство с данными  дидактическими пособиями будет полезно  не только учителям-логопедам и воспитателям логопедических групп, а также учителям-дефектологам, студентам ВУЗов, педагогических училищ, родителям.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kopiya_master-klass_bez_slov_uchitelya.docx28.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад г. п. Рощино»

Развитие фонематических процессов с использованием пособий, изготовленных из дерева своими руками

                                                                           Составила

                                                                           учитель-логопед Локновская Е. Г.

2020 год

Введение

Правильная речь - залог успешного освоения ребенком чтения и письма: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием фонематических процессов, в школе столкнуться с такими проблемами как дисграфия и дислексия (нарушениями процессов чтения и письма). А это значительно снижает успешность усвоения детьми программы родного языка и является одной из причин школьной неуспеваемости. У дошкольников с ОНР наблюдается низкий уровень развития фонематического слуха и фонематического восприятия, что приводит к необходимости развития этих процессов совместной деятельности ребенка и учителя-логопеда.

 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует педагогов на создание  благоприятных условий для развития интересов, любознательности и познавательной мотивации дошкольника. 

Важным моментом для развития интереса и познавательной мотивации  является эмоциональный фон, на котором протекает непосредственно-образовательная деятельность. Для создания положительного эмоционального фона у детей логопеду необходимо найти такие методы и приемы, которые способны не только заинтересовать детей, но и развить способности и творческий потенциал каждого ребенка.

Чем больше анализаторов использует ребенок при знакомстве с новым материалом, тем лучше его усвоение. Поэтому в совместной деятельности с детьми  логопеды применяют как можно больше игровых ситуаций с использованием занимательных пособий, которые задействуют  и слуховой, и зрительный, и двигательный анализаторы.

             Дети проявляют большой интерес к пособиям и играм, сделанным из дерева. Наверное, они подсознательно чувствуют, что игрушки из дерева, впитавшего в себя энергию солнца, более полезны. Дерево – экологически чистый природный материал,  твердый, но приятный на ощупь.

Деревянные игрушки положительно влияют на психологические реакции и развитие моторики ребенка, и во многом определяют становление внутреннего мира и характера каждого человека.

Понимая это, в дошкольных учреждениях используют большое количество разнообразных дидактических пособий из дерева, в том числе и пособий,  изготовленных своими руками.

Цель данной методической разработки –  развитие познавательной мотивации и интереса к обучению грамоте через использование  новых дидактических пособий из дерева, изготовленных своими руками. В основу легли методические разработки Т.А.Ткаченко («Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа»), Т.В.Александровой («Живые звуки или фонетика для дошкольников»), З.Е. Агранович («Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников»).

В данной работе представлено описание игр с дидактическими пособиями, разработанными и изготовленными из дерева для развития фонематических процессов, а также их использование преследует и другие цели.

Знакомство с данными  дидактическими пособиями будет полезно  не только учителям-логопедам и воспитателям логопедических групп, а также учителям-дефектологам, студентам ВУЗов, педагогических училищ, родителям.

Игры с дидактическими пособиями

«Ежики»

Пособие предназначено для закрепления навыка звукового анализа, а также развития мелкой моторики. За основу взята технология З. Е. Агранович, которая рекомендует для обозначения гласных звуков использовать красные кружки; для обозначения согласных твёрдых звуков – синие кружки; согласных мягких звуков – зелёные кружки; для обозначения звонкости согласных звуков на кружках изображать колокольчики.

Логопед просит ребенка вспомнить, какие  бывают звуки (согласные и гласные), какие бывают согласные звуки (твердые и мягкие, звонкие иглухие), какими цветами их обозначают (гласный звук – красный, согласный твёрдый звук – синий, согласный мягкий звук – зелёный), как обозначают звонкость согласного (колокольчиком или бубенчиком). Затем логопед называет слово и просит ребенка «спрятать» звуковую  схему  слова в иголках ежика. Ребенок последовательно называет звуки  слова и их характеристики, при этом надевая на спинку ежика прищепку нужного цвета, при необходимости(если согласный звук звонкий), на прищепку крепит бубенчик.

После того, как схема слова составлена, логопед задает ребенку вопросы:

- Сколько звуков в слове?

- Сколько гласных звуков в слове?

- Сколько согласных звуков в слове?

- Сколько твердых согласных звуков в слове?

- Сколько мягких согласных звуков в слове?

- Сколько звонких согласных в слове?

- Сколько глухих согласных в слове?

- Сколько в слове слогов?

«Разноцветные колечки»

Пособие помогает решать следующие задачи:

- учить соотносить размеры от большего к меньшему;

- учить выделять первый звук в слове (развитие фонематического анализа);

- учить подбирать слова, начинающегося на заданный звук(развитие фонематических представлений);

- развивать память, мышление.

Логопед выкладывает на стол разноцветные колечки и просит ребенка собрать их в круг. После того, как ребенок собрал один большой разноцветный круг, логопед спрашивает: «Где еще мы можем встретить такие цвета?» («В радуге»)

«И в нашем кружочке, и в радуге эти цвета располагаются в определенном порядке, хочешь знать этот порядок? Для этого необходимо запомнить такие слова: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».

Ребенок заучивает эти слова. Логопед объясняет, чтов этой фразе первая буква каждого слова соответствует первой букве названия определённого цвета.  Ребенокопределяет первый звук в слове и вспоминает букву, которой обозначают звук, а затем вспоминают цвет, название которого начинается на эту букву.

Когда ребенок хорошо запомнит фразу, логопед предлагает ему нарисовать радугу по памяти.

«Змейки»


         При работе с данным пособием у ребенка развиваются: мелкая моторика, усидчивость, фонематический слух; автоматизируются звуки в слогах и словах.

Логопед показывает ребенку деревянную змейку и предлагает изготовить для змейки «подружку», нанизывая на резиновый шнур деревянные бусины. Нанизывая каждую бусину, ребенку предлагается проговаривать слоги со звуком [ш] (ша, шо, шу, ши, аш, ош, уш, иш), при этом непрерывно шипеть столько времени, сколько бусина двигается по шнуру.

После того, как змейка будет изготовлена, логопед объясняет ребенку, что змейки любят здороваться и шипеть тогда, когда услышат звук [ш]. Логопед называет слова со звуком [ш] и без него, а ребенок, когда слышит слово со звуком [ш], сближает «головы» змеек и шипит, а если в слове этого звука нет, змейки «расползаются в разные стороны».

Вариант игры - «Бусы»: ребенок собирает бусы, при этом проговаривая слоги с автоматизируемым звуком.

Игры с волчком

«Назови первый и последний звук в слове» (развитие фонематического анализа);

«Вспомни слово, которое начинается на звук» (развитие фонематических представлений);

«Расскажи о предмете по схеме» (развитие связной речи);

«Посчитай-ка» (автоматизация звука и развитие грамматической стороны речи).

            Дети и логопед расставляют на столе необходимые картинки или  игрушки по кругу, в центре устанавливают волчок со стрелочкой. Ребенок раскручивает волчок, на какую картинку (игрушку) указывает стрелка волчка при его остановке, по той картинке (игрушке) ребенок выполняет задание логопеда.

Заключение

В результате  использования в совместной деятельности специально разработанных пособий для развития фонематических процессов у детей снижается утомляемость и повышается эмоциональная заинтересованность в обучении; повышается  уровень развития фонематических процессов, а в последствие наблюдается успешное обучение в школе выпускников речевых групп, отсутствие  дисграфий.

Данные дидактические пособия рекомендуется использовать учителям-логопедам на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях по формированию звукопроизношения, а также на фронтальных занятиях по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи.

Литература

1.   Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. - СПб., 2004.

2.                 Александрова Т.В. Живые звуки или фонетика для дошкольников. - СПб., 2005.

3.                Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия и навыка звукового анализа. - СПб., 1999.

4. Филичева Т.Б., Туманова Т,В, Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. — М., 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В рекомендациях использован языковый материал из методического пособия Авдеевой И.Л. «Формирование и развитие фонематических процессов у детей дошкольного и младшего школьного возраста».

Обучение грамоте - сложный процесс,требующий от первоклассника развитиого фонематического восприятия и звукового анализа, синтеза. В данных рекомендациях выполнен подбор материала для развития фонемат...

Консультация для воспитателей: «Игры по развитию фонематических процессов с использованием зрительной символики"

В консультации предлагаются игры и игровые упражнения по развитию фонематических процессов с использованием зрительной символики Т. А. Ткаченко. Зрительные символы помогают сформировать надежный образ...

Методическое обеспечение рабочей программы образовательной области "Речевое развитие". "Изготовление кукольного театра своими руками".Мастер-класс

Большинство детей дошкольного возраста очень любят кукольные театральные постановки.И что особенно радует родителей, домашний театр для детей можно создать своими руками, а если привлечь к этому проце...

Мастер-класс для воспитателей "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности через изготовление кукольного театра своими руками"

Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи интеллектуального, коммуникативного, художественно — эстетического воспитан...

Мастер-класс по изготовлению дидактических игр своими руками "Сборник дидактических пособий Умные книжки-малышки"

Я работаю в группе с детьми раннего возраста. В этом возрасте у детей преобладают зрительно – эмоциональная память, наглядно – действенное мышление, они очень любознательны, любят все ярко...