консультация для воспитателей "Игры на развитие фонематического слуха и коррекцию звукопроизношения"
материал по теме

Курочкина Марина Гарриевна

 

Овладение произношением фонем предполагает сопряжённую деятельность сенсорно-перцептивного и моторного уровней речи. Для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием характерны несформированность слухового восприятия и дифференциации звуков речи, низкий уровень развития фонематического анализа.

Для развития фонематического слуха, коррекции звукопроизношения используются различные игры и упражнения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

     У дошкольников с речевыми нарушениями наблюдается целый ряд пробелов в фонетической стороне речи, что приводит к нарушениям формирования языковых процессов анализа и синтеза, к расстройствам письменной речи. Поэтому своевременное выявление, изучение и коррекция речевых нарушений является условием подготовки детей к школе.

     Овладение произношением фонем предполагает сопряжённую деятельность сенсорно-перцептивного и моторного уровней речи. Для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием характерны несформированность слухового восприятия и дифференциации звуков речи, низкий уровень развития фонематического анализа.

     Для развития фонематического слуха, коррекции звукопроизношения используются различные игры и упражнения.

Различение правильного и дефектно-произнесённого звука.

«Как правильно сказать?». Логопед имитирует искажённое и нормальное произнесение звука в слоге (слове) и предлагает детям сравнить два вида произношения и воспроизвести правильно.

«Недовольный Саша». Детям предлагается прослушать ряд слогов (слов). В случае, если они услышат неправильное произношение звуков – поднимают картинку с изображением недовольного Саши.

«Будь внимателен». Перед ребёнком раскладывают картинки (банан, альбом клетка) и предлагают внимательно слушать педагога: если педагог правильно называет картинку – ребёнок поднимает зелёный флажок, неправильно – красный. Произносимые слова: баман, паман, банан, банам, ваван, даван, баван, ванан и т.д.

     Аньбом, айбом, альмом, альбом, аньбом, альпом, альном, аблём и т. д.

     Клетка, къетка, клетта, тлетка, квекта, тлекта, кветка и т.д.

Различение близких по звуковому составу слов.

«Незнайка запутался». Воспитатель рассказывает детям историю про Незнайку, который нашёл много картинок и никак не может отобрать из них те, которые ему необходимы. Педагог предлагает детям помочь Незнайке и раскладывает на столе картинки (лук, жук, сук, рак, лак, мак, сок, дом, лом, сом, ложка, мошка, матрёшка, картошка и т.д.).

     Дети получают первое задание: разложить по коробочкам картинки с изображёнными на них предметами, которые произносятся похоже. Затем дети получают второе задание: выбрать из определённой группы картинок ту, которая нужна Незнайке (предмет, изображённый на картинке, называет педагог).

«Придумай слово». Логопед предлагает детям прослушать какое – либо слово и придумать слова, которые звучат похоже (мышка – миска, мишка, крышка, шишка, пышка, фишка; коза – коса, оса, лиса и т.д.).

«Чем отличаются слова?». Логопед предлагает детям рассмотреть пару картинок и назвать изображённые на них предметы (кит – кот, жук – сук, шар – шарф, Маша – каша, горка – норка и т.д.). Дети должны определить с помощью наводящих вопросов педагога разницу в звучании этих слов.

Дифференциация слогов.

Игра «Телефон». Дети сидят в ряду друг за другом. Логопед называет слог или серию слогов (напрмер, са-су-со, па-па-са и т.д., состоящие из звуков, не нарушенных в произношении детей) на ушко первому ребёнку. Серия слогов передаётся по цепочке и последний ребёнок произносит её вслух. Последовательность цепочки меняется.

Игра «Какой слог отличается?». Логопед произносит серию слогов (например, ну-ну-но, сва-ска-сва, са-ша-са и т.д.) и предлагает детям определить, какой слог отличается от других.

Дифференциация звуков.

Игра «Угадай, кто (что) это был(о)?». Детям предлагаются картинки – образы или игрушки, каждой из них присваивается определённое звучание (например: корова – мычит м-м-м, тигр – рычит р-р-р, пчела – жужжит ж-ж-ж). Логопед длительно (в усложнённом варианте – кратко) произносит какой – либо звук и предлагает детям определить, кто это был, поднимая при этом соответствующую картинку.

«Озорные звуки». Логопед (воспитатель) читает детям двустишие и предлагает детям определить, какие звуки «озорничают», и сказать слово правильно:

     Тащит мышонок в норку

     Огромную хлебную горку (корку).

     Русская красавица

     Своей козою (косою) славится.

     На глазах у детворы

     Крысу (крышу) красят маляры.

     Закричал охотник: «Ой!

     Двери (звери) гонятся за мной!»

     Я рубашку сшила шишке (мишке),

     Я сошью ему штанишки.

     Лежит лентяй на раскладушке,

     Грызёт, похрустывая пушки (сушки).

     Тает снег. Течёт ручей.

     На ветвях полно врачей (грачей).

     Белокрылые хозяйки,

     Над волной летают сайки (чайки).

Игра «Различай и повторяй». Логопед предлагает детям повторять за ним только один определённый звук, только слоги с определённым звуком, только слова с заданным звуком. Например:

     «Повторяй за мной только звук С» - предлагаемый звукоряд: З,С,Ш,С и т.д.

     «Повторяй за мной только слоги со звуком С» - предлагаемые слоги: АС, ШУ, СУ, ЗА, СЫ, ША и т.д.

     Повторяй за мной только слова со звуком С» - предлагаемые слова: СОМ, ШАПКА, СУМКА, КОСА, ЗАРЯ, КУСОК и.т.д.

     Речевой материал может быть подобран по-разному, с учётом цели задания – выделение гласных звуков, согласных (твёрдых-мягких, звонких-глухих, свистящих-шипящих, аффрикат и звуков, входящих в их состав, и т.д.), звуков в слогах с одинаковыми и разными гласными, звуков в словах – квазиомонимах и т.д.

     

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Использование игр для развития фонематического слуха"

Консультация логопеда для родителей "Использование игр для развития фонематического слуха с детьми старшего дошкольного возраста"...

« Игры на развитие фонематического слуха и коррекцию звукопроизношения»

Консультация для воспитателей  детского сада №2 «Солнышко» г.Пласт...

Консультация для родителей по развитию фонематического слуха.

Рекомендации для родителей по развитию фонематического слуха...

Консультация для воспитателей " Значение развития фонематического слуха при формировании звуковой культуры речи"

Родной язык является средством овладения знаниями и в последующем школьном обучении. В первую очередь это происхдит за счет осознания ребенком звуковой стороны речи....

Игры на развитие фонематического слуха, коррекцию звукопроизношения.

Ребенок любит УЧИТЬСЯ! Но главное — наше сотворчество с ребенком. Я и он - единое целое. И нет для него "мук учения", потому что Я - рядом!...

Консультация для воспитателей «Игры для развития фонематического слуха и коррекции произношения»

Консультация для воспитателей «Игры для развития фонематического слуха и коррекции произношения»...

Консультация для педагогов ДОУ «Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста с ОНР»

Нарушения фонематического слуха, возникшие в дошкольном возрасте, в дальнейшем могут повлечь за собой целый ряд вторичных нарушений речи: недоразвитие звуковой культуры речи, задержанное формирование ...