Консультация для воспитателей «Необходимость раннего развития фонематических процессов у детей с ОНР»
консультация по коррекционной педагогике

Гончарова Светлана Александровна

 Цель консультации - познакомить воспитателей с фонематическая системой языка, включающей в себя фонематический слух, фонематическое восприятие,  фонематический анализ, фонематический синтез и фонематическое представление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fon.vospr_.v.docx20.86 КБ

Предварительный просмотр:

 

 МБДОУ «Ровеньский детский сад №3 комбинированного вида Белгородской области»

Консультация для воспитателей

«Необходимость раннего развития фонематических процессов
у детей с ОНР»

Подготовила:

Гончарова Светлана Александровна,

учитель-логопед

п. Ровеньки

2021

 

В настоящее время наблюдается тенденция к увеличению числа детей с нарушениями речи, в том числе и с общим недоразвитием речи. У таких детей отмечается нарушение всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики.

Дети с ОНР некоммуникабельны, с низкой познавательной активностью и недостаточной ориентировкой в фактах и явлениях окружающей действительности. Дошкольники с ОНР страдают неустойчивым вниманием, небольшим объемом памяти, низким контролем собственной речи.  В связи с этим речь формируется с задержкой, наблюдаются недостатки звукопроизношения, отклонения в состоянии лексической и грамматической языковых подсистем. В основе этих расстройств лежит нарушение различения смыслоразличительных признаков звуков – фонем, что затрудняет формирование фонематического анализа, синтеза, а также фонематических обобщений. Это приводит к ограниченности словаря, недостаточному пониманию смысловых значений, грамматических категорий. Возникает недостаточная связь между звуком и буквой. Вследствие этого задерживается узнавание и написание соответствующих букв, снижается темп чтения, искажается письмо.

К моменту поступления в первый класс у ребенка должны быть сформированы направленность внимания на звуковую сторону речи и практические навыки дифференциации фонем родного языка. Различение звуков на слух и в собственном произношении становится возможным лишь после овладения способностью произвести сложную работу, которая заключается в выделении существенных признаков речевого звука и отвлечении от посторонних, несущественных для его различения. Такая способность формируется на протяжении всего дошкольного детства.

При логопедическом обследовании дошкольников старшего дошкольного возраста рядом ученых нередко выявляются дети, у которых уже сформировались навыки звукопроизношения и правильный лексико-грамматический строй речи, но имеет место, выраженное фонематическое недоразвитие. Такой речевой дефект «не бросается в глаза», а, следовательно, и не беспокоит родителей, а зачастую и педагогов ДОУ. В результате этого дети остаются без своевременно оказанной логопедической помощи, что затрудняет подготовку детей к обучению грамоте, а впоследствии не позволяет им успешно овладеть грамотой в школе. Дети стараются избегать трудной для них деятельности, либо занимаются ею со страхом и неудовольствием. И чем раньше начнется логопедическая работа по коррекции и развитию фонематического слуха, тем успешней будет идти общее речевое развитие ребенка.

Фонематическая система включает фонематический слух, фонематическое восприятие,  фонематический анализ, фонематический синтез и фонематическое представление.

Фонематический слух – это тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка. Фонематическое восприятие – это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова (сюда входят и синтез, и анализ). Фонематические представления – способность подбирать слова на заданный звук.

Фонематический слух – способность воспринимать звуки речи, фонемы, благодаря которым осуществляется различение слов, близких по звучанию: рак – лак – мак, угол – уголь. Прислушиваясь к звукам, подражая речи окружающих, дети учатся из огромного количества разнообразных звуков вычленять только те, которые несут смысловое значение, то есть слышать звуки языка в соответствии с их фонематическими признаками. Хорошо развитый фонематический слух обеспечивает правильное формирование звукопроизношения, четкое и внятное произнесение слов в соответствии с общепринятыми литературными нормами. Сформированность фонематического слуха является необходимым условием обучения детей умению производить звуковой анализ слов, подготовки их к овладению чтением и письмом.

Только при его наличии возможно понимание смысла отдельных слов. Благодаря хорошо развитому фонематическому слуху, усваивается не только лексическое, но и грамматическое значение слов, что способствует формированию системы родного языка. Звуковая культура речи развивается также на основе фонематического слуха. Именно фонематический слух во многом обеспечивает четкое, ясное и правильное произношение фраз, слов и звуков.

Принято выделять пять основных этапов развития фонематического слуха:

- узнавание неречевых звуков;

- различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, звукокомплексов, слов, фраз;

- различение близких по звуковому составу слов; различение слогов; различение фонем.

Исследователи Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Р.Е. Левина и др. выделили признаки, позволяющие судить о недостаточном уровне развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с ОНР, они отмечают следующие особенности:

1) дети затрудняются воспроизводить ряды слогов с оппозиционными звуками (свистящие – шипящие, звонкие – глухие, мягкие – твердые, р – л), хотя изолированно эти же звуки произносят правильно;

2) допускаются ошибки при выделении звуков из слогов и слов, а также при определении наличия звука в слове;

3) большие затруднения возникают у детей при отборе картинок и придумывании слов с определённым звуком;

4) дети испытывают затруднения при выполнении элементарных заданий, связанных с выделением ударного звука в слове;

5) узнавание первого, последнего согласного в слове, слогообразующего гласного в односложных словах практически им недоступно.

Таким образом, признаками нарушения фонематического восприятия являются:

 нарушение дифференциации звуков на слух;

 нарушения звукопроизношения (смешения и замены звуков);

 нарушения звуковой структуры слова (пропуск, вставка, перестановка, повторение звуков);

 нарушения слоговой структуры слова (пропуск, вставка, перестановка, повторение слогов).

Однако несформированность фонематического восприятия встречается и при правильном произнесении звуков. Так, например, ребёнок может искажённо произносить два - четыре звука, а на слух не различать большее число, причём из разных групп. Относительное благополучие звукопроизношения может маскировать глубокое недоразвитие фонематических процессов, которое диагностируется только при обучении в школе. В таких случаях только применение специализированных методов и приемов поможет ребёнку при обучении.

Под фонематическим восприятием понимают умения выделять фонемы из слова, их различать, определять их позиции в слове (начало, середина, конец, а также устанавливать последовательность звуков в слове. Наивысшей ступенью развития фонематического восприятия является звуковой анализ и синтез, т. е. умение определить звуковой состав слова («разобрать слово на звуки»«собрать слово из звуков»). Только овладев звуковым анализом, можно освоить чтение и письмо, так как чтение не что иное, как синтез, а письмо – анализ.

Во всех случаях недоразвитие звуковой стороны речи, недостаточная сформированность фонематических процессов и звукопроизношения препятствуют своевременному формированию предпосылок к спонтанному овладению практическими навыками анализа и синтеза звукового состава слова. Это создает трудности при овладении детьми грамотой. А несформированность фонетико-фонематической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи, взаимообусловленность речевых и неречевых процессов, особенности структуры и механизмов фонематических нарушений определяют основные направления коррекционного воздействия.

 

Список литературы:

1.             Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи /Под ред. Гаркуша Ю.Ф. М.: Секачев В.Ю., 2000.

2.             Нищева Н. В. Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников. – Санкт–Петербург: Детство – пресс, 2015.

3.             Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. СПб. 2001.

4.             Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для воспитателей Развитие фонематических процессов у детей с нарушением речи.

Воспитателям обясняются основные направления по развитию фонематического восприятия, анализа и синтеза, предлагаются игры для развития фонематических процессов...

консультация для педагогов Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста

Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста...

Консультация для воспитателей на тему: "Развитие фонематических процессов у дошкольников с ОНР"

Консультация для воспитателей на тему:"Развитие фонематических процессов у дошкольников с ОНР"...

Консультация для воспитателей: «Игры по развитию фонематических процессов с использованием зрительной символики"

В консультации предлагаются игры и игровые упражнения по развитию фонематических процессов с использованием зрительной символики Т. А. Ткаченко. Зрительные символы помогают сформировать надежный образ...

Консультация для воспитателей ДОУ «Формирование фонетико-фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста в группах общеразвивающей направленности»

Работа по формированию фонетико-фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста в группах общеразвивающей направленности включает в себя несколько направлений:Организация развивающей пр...

Консультация для воспитателей речевой группы. Развитие фонематического слуха. Звуки раннего онтогенеза

В данной консультации предоставлен материал для воспитателей групп речевой направленности. Рассматривается понятие речевого онтогенеза а также особенности формирования фонематического слуха у детей ра...