тезисы к презентации по ТРИЗ
презентация на тему

Ходаковская Марина Викторовна

тезисы к презентации по ТРИЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_triz.docx26.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №76

Конспект к презентации по теме

«Технология ТРИЗ для дошкольников»

Воспитатель: Ходаковская М.В.

Ангарскг.г. Ангарск, 2018

.2. ТРИЗ – схема системного, талантливого мышления, используя которую, Вы сможете вместе с детьми находить логический выход из любой житейской ситуации, а ребенок грамотно и правильно решать любые свои проблемы. Также ТРИЗ основана на принципах самостоятельного мышления, где необходимо дать возможность ребенку находить ответ самому, а не повторять заученные фразы или предложения. Девиз ТРИЗ-технологии: «Творчество во всем!»

3. Около 50 лет назад, замечательный человек, ученый, инженер, изобретатель, писатель-фантаст, организатор и преподаватель – Генрих Саулович Альтшуллер - создал очень интересную и весьма эффективную теорию – Теорию Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ)

4. В настоящее время приемы и методы ТРИЗ с  успехом используются в детских садах для развития у дошкольников изобретательской смекалки, творческого воображения, диалектического мышления.

Цель ТРИЗ — не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. ТРИЗ для дошкольников –это  система игр, занятий, призванная не изменить основную программу, а максимально увеличить ее  эффективность.

5.  Методы ТРИЗ:

  • Мозговой штурм
  • Метод каталога
  • Метод фокальных объектов
  • Системный анализ
  • Метод морфологического анализа
  • Моделирование маленькими человечками
  • Метод аналогий
  • Типовое фантазирование

6. Методы и приемы технологии ТРИЗ можно использовать во всех разделах воспитания ребенка:

  • в образовательной деятельности
  • в кружковой работе
  • праздники
  • вечера развлечений
  • физминутки
  • работа с педагогами
  • работа с родителями
  • индивидуальная работа с детьми

7.Мировой фонд методов и приемов развития мышления, и воображения насчитывает около 70 единиц и производных от них. 

8. Методика располагает как индивидуальными, так и коллективными приемами активизации деятельности. Метод проб и ошибок – наш врожденный метод мышления. Поняв задачу, мы поочередно выдвигаем идеи, оцениваем их, и если они нам не нравятся, отбрасываем и выдвигаем новые.

Разрешение противоречий – это важный этап мыслительной деятельности ребенка. Для этого существует целая система методов и приемов, используемая педагогом в игровых и сказочных задачах. Метод фокальных объектов (МФО) – перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой. Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением. Пользуясь методом МФО можно придумать фантастическое животное, придумать ему название, кто его родители, где он будет жить и чем питаться, или предложить картинки “забавные животные”, “пиктограммы”, назвать их и сделать презентацию.

9. Метод “Системный анализ” помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой. Его цель – определить роль и место функций объектов и их взаимодействие по каждому подсистемному и надсистемному элементу. Например: Система “Лягушонок”, Подсистема (часть системы) – лапки, глаза, кровеносная система, Надсистема (более сложная система, в которую входит рассматриваемая система) – водоем.

10. Методика ММЧ (моделирование маленькими человечками) – моделирование процессов, происходящих в природном и рукотворном мире между веществами (твердое –жидкое –газообразное). Это прием, позволяющий объяснить и смоделировать внутреннее строение объектов и взаимодействия между ними. ММЧ позволяет наглядно описать агрегатное состояние вещества. Для этого используются «маленькие человечки», обладающие разными характеристиками: «твердые человечки» крепко держатся за руки и стоят на одном месте; «жидкие человечки» не держатся за руки, могут слегка касаться и перемещаться; «газообразные человечки» быстро бегают.

11. Приемы разрешения противоречий — объяснение, как один объект может обладать противоположными признаками. Наиболее распространенные приемы разрешения противоречий: во времени в одно время объект обладает одним признаком, в другое - противоположным (например, сосулька и большая и маленькая: вначале большая, потом маленькая растаяла); в пространстве одна часть объекта обладает одним признаком, другая - противоположным (например, утюг и холодный и горячий: подошва горячая, а ручка холодная); в системах один объект обладает одним признаком, но вместе с другими объектами обладает противоположным (например, спички и крепкие и некрепкие: одна спичка легко ломается, а много спичек трудно сломать); в отношениях объект для одного обладает одним признаком, а для другого — противоположным (например, фильм и хороший и плохой: кому-то нравится (хороший), а кому-то нет (плохой)).

12. Метод морфологического анализа появился в середине 30-х годов XX века, благодаря швейцарскому астрофизику Ф.Цвикки, который использовал его исключительно для решения астрофизических задач.  

Еще один вид активизации мышления Морфологического анализа – Круги Луллия.  Сам круг сделан из нескольких кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень. Все круги разделены на одинаковое количество секторов. Круги подвижны. С помощью  Кругов Луллия  закрепляются и систематизируются знания детей об объектах окружающей действительности.

13. Метод фокальных объектов предложен американским психологом Ч.Вайтингом. Выбирается предмет, который мы хотим усовершенствовать или придать другие обычные и необычные свойства.

Например:фея-добрая, красивая, воздушная. Шар-летучий, мыльный, расписной. Костер-большой, жаркий, яркий.

Объект матрешка заимствует их качества, ей подходящие: красивая, расписная, яркая.

14. Типовые приёмы фантазирования. Г. С. Альтшуллер в 70 годы двадцатого века предложил использовать для развития творческого воображения типовые приемы фантазирования:

увеличение-уменьшение,

дробление-объединение,

 оживление-окаменение,

специализация-универсализация,

 преобразование свойств времени,

 приём «Наоборот».

15. Метод мозгового штурма предложен американским учёным А. Осборном, используется для активизации мыслительных операций, развития ассоциативных связей, как групповое и индивидуальное обсуждение разнообразных проблемных ситуаций. Например, нужно придумать и сочинить необычный рисунок, а изобразительных материалов нет. Как быть? Что же делать? То есть ставится некая задача, решение которой дети предлагают сами. Главное в том, чтобы ребенок сам мог выдвигать разные, даже самые невероятные и нереалистические идеи и решения.

16. Метод аналогий или синектика предложен У. Гордоном в50 годы XX столетия– возможности метода – незнакомое сделать знакомым, а привычное – чуждым. В основе такой работы лежат прием: Эмпатии – личностного уподобления –  способности ребенка отождествлять себя с кем-либо или чем-либо, уметь сопереживать объекту. Очень удачен этот прием на физкультминутках.

17. Метод каталога: Был разработан в 20-х годах XX века профессором Берлинского университета Э.Кунце. Этот метод успешно адаптирован к работе с дошкольниками. Метод каталога позволяет в большой степени решить проблему обучения дошкольников творческому рассказыванию.

Сущность метода: усовершенствование предметов через присвоение качеств других предметов, группирование предметов (на  основе определенного  алгоритма  вопросов  и нахождения  в  книге  наугад  выбранных  односложных  ответов, совместно  с  детьми создавать  текст  новой  сказки  или  рассказа).

18. Этапы работы по использованию элементов ТРИЗ в воспитательно -образовательном процессе дошкольного учреждения.  

  1. Цель первого этапа – научить ребенка находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду. Что общее между цветком и деревом? Что общее между плакатом и дверью? и др.
  2. Цель второго этапа – учить детей фантазировать, изобретать. Например, предложено придумать новый стул, удобный и красивый. Как выжить на необитаемом острове, где есть только коробки со жвачками
  3. Содержание третьего этапа – решение сказочных задач и придумывание разных сказок с помощью специальных методов ТРИЗ. Например, «Вас поймала баба-яга и хочет съесть. Что делать?».
  4. На четвертом этапе ребенок применяет полученные знания и, используя нестандартные, оригинальные решения проблем, учится находить выход из любой сложной ситуации.

Заключение: Технология ТРИЗ призвана помочь педагогам в воспитании творческих детей. Ведь как сказал Я. Каменский: «Взрослые могут научить ребенка всему, что они умеют делать сами: творчески научить может только творческий человек».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Яблоко" (ТРИЗ - системный анализ)

Формировать умение системно мыслить, развивать логическое мышление, воображение....

Презентация "Дерево" (ТРИЗ - системный анализ)

Формерование у детей умения системно мыслить, развитие воображения, умения видеть предмет в настоящем, прошедшем и будущем времени....

Презентация "Игры ТРИЗ по математике"

Мастер- класс "Формирование математических представлений у детей  старшего дошкольного возраста с использованию игр технологии ТРИЗ"...

Презентация "Использование ТРИЗ-технологий с детьми ОВЗ"

Мастер класс.Цель мастер класса:- знакомство педагогов с применением ТРИЗ – технологиейЗадачи: знакомство с техникойСинектика;Системный оператор;Игры на противоречия «Хорошо-плохо»Кольца «Луллия»;Мето...

Презентация "Использование ТРИЗ-технологий для развития связной речи дошкольников".

Жизнь постоянно ставит перед нами задачи, и от их решения зависит наша судьба.Как воспитать личность, умеющую легко разрешать возникающие проблемы? Красота, насыщенность жизни, её функциональная грамо...

Тезисы к презентации "Краеведческое образование дошкольников через виртуальные экскурсии".

О чем мечтают дети, на всей, на всей планете?Мечтают путешествовать И новый мир познать!Простых вещей основу И таинства узнать!!!...