Тезисы к презентации на педсовете " Использование деятельностного метода в образовательной деятельности и с детьми с ОВЗ"
консультация (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
Основной целью образовательной системы деятельностного метода обучения « Школа 2000..» представлена система математического развития дошкольников в ходе дидактической игры: мышления, творческих сил и деятельностных способностей, общеучебных умений и качеств личности, обеспечивающих эффективное обучение в школе.
Следует подчеркнуть, что развитие способностей ребёнка к построению собственного деятельностного пространства в рамках игровой ситуации-это принципиально новая задача, которую мы старались решить на занятиях и вне занятий.
Деятельностные цели:
1. Развитие познавательных процессов и мыслительных операций.
2. Мотивация к игровой деятельности и приобретения первичного деятельностного опыта ( понимания задания и его выполнения, самоконтроль, преобразование, коммуникативное взаимодействие).
3. Приобретение работы с языковыми средствами.
Воспитательные цели:
Формирование эмоциональной направленности на получение в ходе игры внутри некоторой группы положительного результата.
В дидактической системе « Школа 2000..» выделяются три основных типа занятий с дошкольниками:
- занятия открытого типа ;
- тренировочное занятие;
- итоговое занятие.
Структура занятий каждого типа, дидактические задачи этапов занятий являются адаптацией технологии детельностного метода для дошкольного периода с учётом целей дошкольной подготовки детей: используя принцип деятельности, вариативности, непрерывности и др…
Особенностью занятий « открытия» нового знания является то, что используя диалог, воспитатель организует открытие нового знания.
Структура занятий « открытия» нового знания имеет следующий вид:
1.Введение в игровую ситуацию.
Началу занятия предшествует ситуация ( помоги герою, решение бытовых вопросов, путешествие и т. д., мотивирующая детей к дидактической игре «детская цель», включающая детей в познавательную деятельность.
Игровая ситуация к занятию: « Прямоугольник».
Чебурашка пришёл в гости и спрашивает детей:
-Были ли они в театре?
-Хотите посмотреть спектакль?
Детская цель: посмотреть спектакль.
Игровая ситуация к занятию: « Сравнение по толщине».
Лиса: Знаете ли вы сказку « Теремок»?
-Чем закончилась сказка?
-Помогите нам построить теремок?
-Поможете? Да.( мотивация)
Детская цель: помочь построить теремок.
Игровая ситуация к занятию « Измерение линейкой»
-Есть ли у вас друзья?
-Чем вы любите заниматься с друзьями?
Я знакома с двумя мальчиками Ваней и Серёжей. У них очень много разных дел. Хотите принять участие в их делах?
Детская цель: помочь друзьям.
Едем на автобусе, покупаем билеты. На билетах найти соответствие цифр, геометрических форм и цвета и занять место в автобусе.
2.Актуализация и затруднение в игровой ситуации.
На данном этапе актуализируются знания необходимые для следующего шага. Завершение этапа связано с формированием в речи затруднения в предметной деятельности и его причины ( « не получилось», « и почему не получилось»).
Занятие « Прямоугольник».
Жили - были два друга. Один вам знаком. Как его зовут ( квадрат).
Услышали они плач в лесу - потерялся человечек.
Человечек: « Можно я заберусь, квадрат на тебя и посмотрю где мой дом».
Увидел? Нет. Почему?
Затруднение: « Что делать?» ( Выслушиваем версии детей, подводим к тому, что нужно перевернуть другую фигуру.)
-Увидел человечек дом? Да.
-Как называется фигура, которая помогла человечку?
Актуализация и затруднение в игровой ситуации:
Занятие « Сравнение по толщине»
-Из чего построен теремок? Для строительства возьмите по 3 бревна одинаковой толщины ( брёвна-карандаши).
Лиса сомневается, что брёвна одинаковой толщины. Как доказать, что брёвна одинаковой толщины.
Затруднение: Дети предлагают варианты, выслушиваем, хвалим, поддерживаем.
Занятие « Измерение линейкой»
Ваня и Серёжа решили починить забор. Живут в разных подъездах, а для забора нужно сделать палочки одинаковой высоты.
-При помощи чего измерить?
-Какими должны быть мерки? (одинаковые)
Дети начинают размышлять, какую мерку использовать, не знают.
Затруднение: посмотреть в книге или спросить у того кто знает.
В этом случае мы знакомим детей с линейкой и единой меркой сантиметром. Вешаем образец.
3.«Открытие» нового способа действий.
На этом этапе мы, используя подводящий диалог, организуем построение нового знания, которое чётко фиксируется вместе с детьми в речи.
Занятие « Прямоугольник».
-Кто помог человечку? Сравниваем квадрат и прямоугольник.
-Почему прямоугольник смог помочь человечку?
Занятие « Сравнение по толщине».
Обобщаем и продолжая версии детей подводим итог- сравниваем прикладывая торец одного предмета к другому.
В каждое занятие включаем физкультминутки, тематически связанные с учебным заданием, которые позволяют переключать активность детей ( умственную, речевую), не выходя из игровой ситуации.
Самолёты летят, цветочки растут, воробышки сидят и т. д.
4.Включение нового знания в систему знаний ребёнка.
Занятие « Прямоугольник».
« Построим мост» - поможем человечку перебраться через реку.
Квадрат и прямоугольник – взять одну дощечку.
-Почему вы взяли прямоугольник?
Занятие « Сравнение по толщине».
« Лавочки для зверей»- толстые ножки для лавочки медведя, ножки по тоньше для мышки и лягушки.
Занятие « Измерение линейкой».
« Выбери для забора доски нужной высоты»- дети измеряют линейкой, пишут цифры и выбирают одинаковой высоты дощечки.
« Купим бабушке скатерть квадратную»- измеряем две соседние стороны и находим квадратную скатерть.
Итог занятия.
В завершении мы фиксируем с детьми новое знание в устной речи и организуем осмысление их деятельности на занятии с помощью вопросов: « Где были?», « Что узнали нового?», « Кому помогли?».
Воспитатель отмечает: « Смогли помочь, потому что научились… узнали..».
На тренировочных и итоговых занятиях мы закрепляем полученные знания и обращаем внимание детей на то, что полученные знания помогли им выйти победителями из трудной ситуации.
Следует подчеркнуть, что формирование математических представлений деятельностным методом не ограничивается одним лишь занятием, а включается в систему всех других для детского сада видов деятельности: игры, рисования, лепки и т.д.
Оригами « Лодочка»- покатаем человечка на лодочке.
« Сможем? Нет»- мешает мостик через реку.
-Что делать?-предложения детей ( увеличить опоры мостика).
Рисование « Деревья - берёза, дуб, липа и др.»
Порода дерева – цвет, ствол, ветки. Принцип деятельности, вариативности, мини-макса.
Вывод:
Используя в своей работе деятельностный метод, отмечаем у наших детей формирование мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация, классификация.
Развитие вариативного мышления: фантазии, воображения, творческих способностей.
Развитие речи, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
Увеличения объёма памяти и внимания. Устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.
Формируются общеучебные умения – умение обдумывать свои действия, осуществлять решения в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий и т. д.
ДОКЛАД
НА ПЕДСОВЕТЕ:
«ВНЕДРЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО МЕТОДА
НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФОРМИРОВАНИЮ
МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ»
Воспитатель: Шестакова В.Г.
5 апреля 2016
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование проектного метода в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста»
Одним из эффективных средств решения данных задач педагогический коллектив нашего дошкольного учреждения считает метод педагогического проектирования как одну из форм планирован...
«Использование проектного метода в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста»
Одним из эффективных средств решения данных задач педагогический коллектив нашего дошкольного учреждения считает метод педагогического проектирования как одну из форм планирован...
Презентация для воспитателей"Использование деятельностного метода обучения в развитии речевой и познавательной активности детей дошкольного возраста с ОНР""
Современный мир очень динамичен. Скорость его изменений постоянно нарастает:- каждые десять лет объём информации в мире удваивается;- с 2010 года новой информации создано больше, чем за последние тыся...
Педсовет «Использование инновационных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО».
педсовет в форме деловой игры позволит активизировать работу педагогов по повышению профессионализма в развитии речи дошкольников. План проведения педсоветаТеоретическая часть:1.Выступление завед...
Презентация "Использование проектного метода в образовательной деятельности"
Презентация "Использование проектного метода в образовательной деятельности ДОУ"...
Методическая разработка для педсовета «Использование инновационных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО»
В презентации раскрываются задачи речевого развития в контексте ФГОС ДО; рассматриваются условные группы инновационных технологий; приводятся примеры использования технологий на практике....