Тезисы к презентации на педсовете " Использование деятельностного метода в образовательной деятельности и с детьми с ОВЗ"
консультация (средняя группа) на тему

Шестакова Валентина Григорьевна

Принцип деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл доклад на педсовете34.34 КБ

Предварительный просмотр:

Основной  целью образовательной системы деятельностного метода обучения « Школа 2000..» представлена система математического развития дошкольников в  ходе дидактической игры: мышления, творческих сил и деятельностных способностей, общеучебных умений и качеств личности, обеспечивающих эффективное обучение в школе.
Следует подчеркнуть, что  развитие способностей ребёнка к построению собственного деятельностного пространства в рамках игровой ситуации-это принципиально новая задача, которую мы старались решить на занятиях и вне занятий.
Деятельностные цели:
1. Развитие познавательных процессов и мыслительных операций.
2. Мотивация к игровой деятельности и приобретения первичного деятельностного опыта ( понимания задания и его выполнения, самоконтроль, преобразование, коммуникативное взаимодействие).
3. Приобретение работы с языковыми средствами.
Воспитательные цели:
Формирование эмоциональной направленности на получение в ходе игры внутри некоторой группы положительного результата.

В дидактической системе « Школа 2000..» выделяются три основных типа занятий с дошкольниками:
- занятия открытого типа ;
- тренировочное занятие;
- итоговое занятие.

Структура занятий каждого типа, дидактические задачи этапов занятий являются адаптацией технологии детельностного метода для дошкольного периода с учётом целей дошкольной подготовки детей: используя принцип деятельности, вариативности, непрерывности и др…

Особенностью занятий « открытия» нового знания является то, что используя диалог, воспитатель организует открытие нового знания.

Структура занятий « открытия» нового знания имеет следующий вид:
1.Введение в игровую ситуацию.
Началу занятия предшествует  ситуация ( помоги герою, решение бытовых вопросов, путешествие и т. д., мотивирующая детей к дидактической игре «детская цель», включающая детей в познавательную деятельность.
Игровая ситуация к занятию: « Прямоугольник».

Чебурашка пришёл в гости и спрашивает детей:

-Были ли они в театре?

-Хотите посмотреть спектакль?

Детская цель: посмотреть спектакль.

Игровая ситуация к занятию: « Сравнение по толщине».

Лиса: Знаете ли вы сказку  « Теремок»?

-Чем закончилась сказка?

-Помогите нам построить теремок?

-Поможете? Да.( мотивация)

Детская цель: помочь построить теремок.

Игровая ситуация к занятию « Измерение линейкой»

-Есть ли у вас друзья?

 -Чем вы любите заниматься с друзьями?

Я знакома с двумя мальчиками Ваней и Серёжей. У них очень много разных дел. Хотите принять участие в их делах?

Детская цель: помочь друзьям.

Едем на автобусе, покупаем билеты. На билетах найти соответствие цифр, геометрических форм и цвета и занять место в автобусе.


2.Актуализация и затруднение в игровой ситуации.
На данном этапе актуализируются знания необходимые для следующего шага. Завершение этапа связано с формированием в речи затруднения в предметной деятельности и  его причины ( « не получилось», « и почему не получилось»).

Занятие « Прямоугольник».

Жили - были два друга. Один вам знаком. Как его зовут ( квадрат).

Услышали они плач в лесу - потерялся человечек.

Человечек: « Можно я заберусь, квадрат на тебя и посмотрю где мой дом».

Увидел? Нет. Почему?

Затруднение: « Что делать?» ( Выслушиваем версии детей, подводим к тому, что нужно перевернуть другую фигуру.)

-Увидел человечек дом? Да.

-Как называется фигура, которая помогла человечку?

Актуализация и затруднение в игровой ситуации:

Занятие « Сравнение по толщине»

-Из чего построен теремок? Для строительства возьмите по 3 бревна одинаковой толщины ( брёвна-карандаши).

Лиса сомневается, что брёвна одинаковой толщины. Как доказать, что брёвна одинаковой толщины.

Затруднение: Дети предлагают варианты, выслушиваем, хвалим, поддерживаем.

Занятие « Измерение линейкой»

Ваня и Серёжа решили починить забор. Живут в разных подъездах, а для забора нужно сделать палочки одинаковой высоты.

-При помощи чего измерить?

-Какими должны быть мерки? (одинаковые)

Дети начинают размышлять, какую мерку использовать,  не знают.

Затруднение: посмотреть в книге или спросить у того кто знает.

В этом случае мы знакомим детей с линейкой и единой меркой сантиметром. Вешаем образец.

3.«Открытие» нового способа действий.

На этом этапе мы, используя подводящий диалог, организуем построение нового знания, которое чётко фиксируется вместе с детьми в речи.

Занятие « Прямоугольник».

-Кто помог человечку? Сравниваем квадрат и прямоугольник.

-Почему прямоугольник смог помочь человечку?

Занятие « Сравнение по толщине».

Обобщаем и продолжая версии детей подводим итог- сравниваем прикладывая торец одного предмета к другому.

В каждое занятие включаем физкультминутки, тематически связанные с учебным заданием, которые позволяют переключать активность детей ( умственную, речевую), не выходя из игровой ситуации.

Самолёты летят, цветочки растут, воробышки сидят и т. д.

4.Включение нового знания в систему знаний ребёнка.

Занятие « Прямоугольник».

« Построим мост» - поможем человечку перебраться через реку.

Квадрат и прямоугольник – взять одну дощечку.

-Почему вы взяли прямоугольник?

Занятие « Сравнение по толщине».

« Лавочки для зверей»- толстые ножки для лавочки медведя, ножки по тоньше для мышки и лягушки.

Занятие « Измерение линейкой».

« Выбери для забора  доски нужной высоты»- дети измеряют линейкой, пишут цифры и выбирают одинаковой высоты дощечки.

« Купим бабушке скатерть квадратную»- измеряем две соседние стороны и находим квадратную скатерть.

Итог занятия.

В завершении мы фиксируем с детьми новое знание в устной речи и организуем осмысление их деятельности на занятии с помощью вопросов: « Где были?», « Что узнали нового?», « Кому помогли?».

Воспитатель отмечает: « Смогли помочь, потому что научились… узнали..».

На тренировочных и итоговых занятиях мы закрепляем полученные знания и обращаем внимание детей на то, что полученные знания помогли им выйти победителями из трудной ситуации.

Следует подчеркнуть, что формирование математических представлений деятельностным методом не ограничивается одним лишь занятием, а включается в систему всех других для детского сада видов деятельности: игры, рисования, лепки и т.д.

Оригами « Лодочка»- покатаем человечка на лодочке.

« Сможем? Нет»- мешает мостик через реку.

-Что делать?-предложения детей ( увеличить опоры мостика).

Рисование « Деревья - берёза, дуб, липа и др.»

Порода дерева – цвет, ствол, ветки. Принцип деятельности, вариативности, мини-макса.

Вывод:

Используя в своей работе деятельностный метод, отмечаем у наших детей формирование мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация, классификация.

Развитие вариативного мышления: фантазии, воображения, творческих способностей.

Развитие речи, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

Увеличения объёма памяти и внимания. Устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.

Формируются общеучебные умения – умение обдумывать свои действия, осуществлять решения в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий и т. д.



ДОКЛАД
НА ПЕДСОВЕТЕ:

«ВНЕДРЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО МЕТОДА
НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФОРМИРОВАНИЮ
МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ»

Воспитатель: Шестакова В.Г.

5 апреля 2016


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование проектного метода в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста»

Одним из эффективных средств решения данных задач педагогический коллектив нашего дошкольного учреждения считает метод педагогического проектирования как одну из форм планирован...

«Использование проектного метода в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста»

Одним из эффективных средств решения данных задач педагогический коллектив нашего дошкольного учреждения считает метод педагогического проектирования как одну из форм планирован...

Презентация для воспитателей"Использование деятельностного метода обучения в развитии речевой и познавательной активности детей дошкольного возраста с ОНР""

Современный мир очень динамичен. Скорость его изменений постоянно нарастает:- каждые десять лет объём информации в мире удваивается;- с 2010 года новой информации создано больше, чем за последние тыся...

Педсовет «Использование инновационных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО».

педсовет в форме деловой игры позволит активизировать работу педагогов по повышению профессионализма в развитии речи дошкольников. План проведения педсоветаТеоретическая часть:1.Выступление завед...

Презентация "Использование проектного метода в образовательной деятельности"

Презентация "Использование проектного метода в образовательной деятельности ДОУ"...

Методическая разработка для педсовета «Использование инновационных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО»

В презентации раскрываются задачи речевого развития в контексте ФГОС ДО; рассматриваются условные группы инновационных технологий; приводятся примеры использования технологий на практике....