Проект "Создание предметно-развивающей среды в средней группе детского сада"
проект (средняя группа)

Цель проекта:  создание развивающей предметно - пространственной среды для средней группы, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей.

Задачи проекта:

1. Изучить новые подходы в организации развивающей предметно - пространственной среды, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников.

2. Создать условия для полноценного проживания детьми дошкольного детства с учётом их индивидуальных особенностей.

3. Вовлекать родителей (законных представителей) и детей в деятельность по созданию комфортной развивающей предметно - пространственной среды в группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_prs.docx54.12 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №95 «РЯБИНУШКА» Г.УЛАН-УДЭ

(МБДОУ №95 «РЯБИНУШКА» Г.УЛАН-УДЭ)

ПРОЕКТ

«Создание предметно-развивающей среды в средней группе детского сада»

Разработал: Б.Т. Намсараева

Улан-Удэ

2021

Содержание

Пояснительная записка        

Основная часть        

Практическая часть        

Приложение        

Пояснительная записка.

«Если Вы отвели ребёнку место, обеспечили предметами и игрушками, о развитии своего мышления он позаботится сам. Он – экспериментатор и изобретатель, поэтому ваше дело лишь предоставить в его распоряжение лабораторию, оборудование и ассистента (себя), когда таковой ему потребуется. Что он будет делать с этим оборудованием – это уже его забота. Как любому учёному, ему нужна в его научной работе независимость».                             Пенелопа  Лич (психолог  Великобритании)

 В детском саду ребёнок приобретает опыт эмоционально-практического взаимодействия с взрослым и сверстниками в наиболее значимых для его развития, сферах жизни. Возможности организации и обогащения такого опыта расширяются, при условии создания в группе предметно-развивающей среды. Малыш находится здесь весь день и окружающая обстановка радует его, способствует пробуждению положительных эмоций, воспитанию хорошего вкуса.  Правильное оформление  группы в детском саду, играет большую роль в воспитании детей.

Под предметно-развивающей средой, мы понимаем естественную, комфортабельную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами. Правильно организованная предметно-развивающая среда является одним из самых важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении.

Актуальность: пребывание в детском саду должно доставлять ребёнку радость, а образовательные ситуации должны быть привлекательными. Детская деятельность не может быть полноценной на чисто вербальном уровне, вне предметной среды, в противном случае у ребенка исчезнет стремление узнавать новое, появятся апатия и агрессия. Те же ощущения возникают и у родителей, когда предметная среда унылая, серая и непривлекательная. Избежать проявления столь отрицательных чувств поможет адекватно организованная образовательная среда, которая стимулирует развитие уверенности в себе, оптимистического отношения к жизни, дает право на ошибку, формирует познавательную активность, поощряет готовность к сотрудничеству и поддержку другого в трудной ситуации.

Для того чтобы развивающая предметно-пространственная среда соответствовала современным требованиям и была содержательно-насыщенной, развивающей, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной, безопасной, был разработан проект «Организация развивающей предметно - пространственной среды группы для детей среднего возраста».

Цель проекта:  создание развивающей предметно - пространственной среды для средней группы, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей.

Задачи проекта:

1. Изучить новые подходы в организации развивающей предметно - пространственной среды, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников.

2. Создать условия для полноценного проживания детьми дошкольного детства с учётом их индивидуальных особенностей.

3. Вовлекать родителей (законных представителей) и детей в деятельность по созданию комфортной развивающей предметно - пространственной среды в группе

Образовательные области проекта: 

 - социально-коммуникативное развитие;

 - познавательное развитие;

 - речевое развитие;

 - художественно-эстетическое развитие;

 - физическое развитие.

Формы работы:

- самообразование (изучение нормативно-правовых документов, учебно-методических и игровых материалов;

- анализ развивающей предметно-пространственной среды в группах ДОУ;

- участие в вебинарах по организации предметно-пространственной среды детского сада);

- организация «Творческой мастерской»;

- тематические консультации, беседы, родительские собрания, оформление выставок, проведение мастер-класса.

Участники проекта: педагоги, родители, воспитанники.

Вид проекта: практико-ориентированный.

Тип проекта: групповые, с привлечением родителей.

Продолжительность проекта: 3 июля 2021г. – 3 сентября 2021 года.

Ожидаемые результаты реализации проекта. 

1. Изучены новые подходы в организации развивающей предметно-

пространственной среды, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников;

2. Организована развивающая предметно-пространственная среда согласно требованиям ФГОС ДО, которая способствует полноценному развитию детей с учетом их возрастных потребностей и интересов;

3. Родители (законные представители) и дети вовлечены в образовательный процесс, т.е являются его полноценными участниками.

Примерный план

Месяц

Формы и виды деятельности

Участники

Предполагаемый результат

I. Организационный этап

Июль

Разработка проекта, подбор иллюстраций, сбор информации

Изучение нормативных документов, регламентирующих выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов.

Анализ развивающей предметно-пространственной среды в группах ДОУ. Выявление особенностей зонирования в соответствии с возрастом воспитанников и составление перечня необходимого оборудования в игровых центрах.

Ст.воспитатель, воспитатель          

II. Реализация проекта

Август

Оформление группы по зонам

Педагоги, родители дети

  • Расширение знаний о истории возникновения и видах анимации; о профессии мультипликатор
  • Освоение особенностей художественно-выразительных средств, материалов и техник.

III. Заключительный этап

Сентябрь

Разработка методических рекомендаций

Создание диска

«Галерея успеха»

«Аллея звезд»

Награждение детей.

Итоговое родительское собрание.

Презентация проекта «Мультимедийные технологии

в развитии и воспитании детей дошкольного возраста»

Методист ДО,

ст. воспитатели, педагоги

Педагоги, дети                                                                                                                                          

Преподаватели МАН, педагоги, родители, дети  

Педагоги города      

                                                                                                                             

  • Пособие для педагогов
  • Создание электронной картотеки мультфильмов.
  • Фотовыставка;
  • Презентация
  • Представление педагогического опыта
  • Мастер-класс для педагогов города

Материально-техническое обеспечение

- Фотоаппарат с цифровым накопителем информации;

- Штатив;

- ПК с ОС Windows и выходом в сеть Интернет;

- Микрофон;

- Наушники;

- Лампы освещения;

- Материалы для творчества (бумага, бумага копировальная, цветная бумага, картон, пластилин, бисер, лоскутный материал и пр.)

Возможные риски и способы их преодоления:

Планируемый риск

Возможный способ преодоления

Недостаточная владение педагогами компьютерными программами по созданию анимационных фильмо

Повышение у педагогов уровня квалификации по использованию   информационно-коммуникативных технологий, обучение работе с программами Honestech Claymation Studio
Adobe Premiere
Adobe After Effects
Sony Vegas
Nero Start Smart

Этапы и мероприятия реализации проекта: Подготовительный этап

Ответственный:   Воспитатели групп

Мероприятия:

1.Изучение нормативно-правовых документов, регламентирующих выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов(СанПиН, ГОС РК).

2. Анализ развивающей предметно-пространственной среды в группах       ДОУ. Выявление особенностей зонирования в соответствии с возрастом воспитанников и составление перечня необходимого оборудования в игровых центрах.

3.Разработка плана проекта.

4.Анкетирование родителей на возможность оказать посильную помощь по изготовлению пособий для пополнения развивающей среды.

Основной этап  

Ответственный:   Воспитатели групп

Мероприятия:

1. Оформление группового помещения в соответствии с возрастом детей.

2.Родительское собрание по теме проекта.

3.Зонирование группового помещения согласно рекомендациям и принципам построения развивающей предметно-пространственной среды. Цветовая гамма подобрана в соответствии с СанПиН. Интерьер группы в тёплых, постельных тонах.

4. Подбор и приобретение необходимых игрушек, дидактических пособий, детской и игровой мебели и игровых уголков.

5. Привлечение родителей (законных представителей) и детей к изготовлению пособий для пополнения развивающей среды. Центр театрализованных игр пополнен масками героев, в изготовлении которых принимали участие воспитанники группы, цент уединения, изготовление макета микрорайона в центр ПДД, пальчиковый театр, макет зоопарка, конфеты для магазина.

6. Совершенствование развивающей предметно-пространственной среды в групповом помещении. Это изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр, атрибутов для сенсорных игр, нетрадиционное оборудование для спортивного центра, проведение совместных мероприятий к традиционным праздникам.

Заключительный этап

Ответственный:   Воспитатели групп

Мероприятия:

1.Родительское собрание по теме «Результат работы по организации РППС группы».

2.Анкетирование родителей.

3.Выступление на педагогическом совете ДОУ.

4.Использование материалов в непосредственной работе

Заключение

Правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда, направленная на личностно - ориентированное развитие ребёнка, стимулирует общение, любознательность, способствует развитию таких качеств, как инициативность, самостоятельность, творчество. Предметная среда, организованная с учётом индивидуализации пространства жизни ребёнка, отличается  динамизмом. Дети чувствуют себя компетентными, ответственными и стараются максимально использовать свои возможности и навыки. Важно ещё то, что работа по обновлению предметной среды объединяет всех участников образовательного процесса: педагогов, детей и родителей. Такая предметная развивающая среда не остаётся постоянной, она всегда открыта к изменениям, дополнениям в соответствии с меняющимися интересами детей.

Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить:

- Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

-    Необходимо гибкое и вариативное использование дидактических материалов.

-      Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.

-  Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

Таким образом, создавая предметно-развивающую среду в группе, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

Нормативно-правовая база проекта

         Государственный закон от 29.12.2012 № 273-ГЗ «Об образовании в Республике Казахстан».

         Приказ Министерства образования РК  от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

         Письмо Минобразования РК от 17 мая 1995 года № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях».

         Требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования (проект).

         Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утвержденная координационным советом по общему образованию Министерства образования РК от 17 июня 2003 года.

         Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении (авторы В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова, 1993 г.).

         Концепция дошкольного воспитания (авторы В.В. Давыдов, В.А. Петровский,1989г).

         Постановление Главного государственного санитарного врача РК от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

         Годовой план работы ДОУ.

Список литературы:

  • В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова. Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении. - М., 1993.

         В.В. Давыдов, В.А. Петровский. Концепция дошкольного воспитания. - М., 1989.

         Закон Российской Федерации « Об образовании».

         Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17.06.2003.

         Письмо Минобразования РК от 17.05.1995г. № 61/19-12 «О психологопедагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях»

         Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования.

         Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. СанПиН 2.4.1.3049-13, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 15.05.2013 № 26.

         Требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования (проект).                                                                             

                                                                                                           Приложение1


Анкета для родителей по оценке развивающей предметно-пространственной среды в детском саду

                                                                                              Уважаемые родители!
Предметно-развивающая среда в группе дошкольного образовательного учреждения имеет большое значение для развития детей, т.к. именно здесь они проводят большую часть своего времени. Для того чтобы определить, соответствуют ли созданные условия в группе задачам развития воспитанников, просим вас ответить на вопросы данной анкеты.

1. Какую возрастную группу посещает ваш ребенок?

2. Созданы ли, на ваш взгляд, в группе условия для всестороннего развития и воспитания детей?

а) да;

б) нет;

в) затрудняюсь ответить.

3. Какие из перечисленных условий созданы в группе:

а) для художественно-эстетического развития детей;

б) развития театрализованной деятельности детей;

в) музыкального развития детей;

г) развития конструктивной деятельности детей;

д) развития экологической культуры детей;

е) развития представления о человеке в истории и культуре;

ж) физического развития детей;

з) формирования у детей элементарных математических представлений;

и) развития у детей элементарных естественнонаучных представлений;

развития речи детей;

к) игровой деятельности детей.

4. Достаточно ли дидактических средств и оборудования для развития детей?

а) да;

б) нет;

в) затрудняюсь ответить.

5. Достаточно ли хорошо освещена групповая комната: столы, где дети занимаются и едят, игровая зона, где они играют?

а) да;

б) нет;

в) затрудняюсь ответить.

6. Присутствуют ли в оформлении интерьера группы творческие работы воспитателей и детей?

а) присутствуют в достаточном количестве;

б) изобилие творческих работ портит интерьер группы;

в) творческие работы отсутствуют в оформлении интерьера группы.

7. Отмечаете ли вы креативный подход воспитателей к оформлению интерьера группы?

а) да;

б) нет;

в) затрудняюсь ответить.

8. Принимаете ли вы участие в оформлении развивающей предметно-пространственной среды в группе?

а) да;

б) нет

9. Какие идеи по оформлению (обновлению) интерьера группы вы предложили бы воспитателям в настоящий момент?

10. Считаете ли вы необходимым улучшение материальной базы в нашей

группе?

а) да;

б) нет;

в) затрудняюсь ответить.

Какие изменения вы бы внесли в оформление помещений нашей группы?

                                           

                                                                                                   Приложение 2

Анкета для родителей

«Организация предметно-развивающего пространства воспитанника дома и в ДОУ»

1. Знакомо ли Вам понятие «Предметно-развивающая среда»:

Да, Нет.

2. Вы владеете информацией о возрастных особенностях развития вашего ребенка?

Да, Нет

3. Созданы ли условия для самостоятельной деятельности вашего ребенка дома?

Да, Нет

4. Часто ли Вы покупаете игрушки своему ребенку?

Да, Нет

5. Часто ли Вы покупаете книги своему ребенку?

Да, Нет

6. Доступны ли Вашему ребенку книги для самостоятельного рассматривания? Да, Нет

7. Чем увлекается Ваш сын (дочь)? (перечислить)

8. К чему проявляет склонности, способности? (перечислить)

9. Какие игрушки любит Ваш ребенок? (перечислить) 

10.В какие игры любит играть Ваш ребенок? (перечислить)

11. Круг интересов членов семьи (хобби)? (перечислить)

12. Предполагаемые формы участия членов семьи в жизни группы (перечислить).

Спасибо! Благодарим за сотрудничество!
                                                                                                       

                                                                                                           Приложение 3

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

воспитанников средней группы

Тема «Особенности организации развивающей предметно – пространственной среды».

Важнейшими задачами современной дошкольной педагогической науки и практики являются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их всестороннего и полноценного развития. Как отмечается в Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы ДОУ решение этих задач невозможно без создания современной предметно-развивающей среды. Предметно-развивающая среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционального моделирующая содержание его духовного и физического развития.

Особенностью целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении является то, что в отличие от других образовательных учреждений важным компонентом является создание предметно-развивающей среды. И в дошкольной педагогике это педагогическая проблема является отдельным направлением разработки теории организации педагогического процесса в ДОУ. Данной проблеме уделялось достаточно много внимания, выделены требования, определены зоны, необходимые для организации педагогического процесса. Авторы программ также выделяют свои требования к организации предметно - развивающей среды.

Требования ГОС РК к развивающей  предметно - пространственной среде:

1.предметно-развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.

2. доступность среды, что предполагает:

2.1 доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс.
2.2.свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.
Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ГОС РК строится  таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей. Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы-магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.

Необходимы материалы учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам для работы с рукоделием. Для развития творческого замысла в игре девочкам потребуются предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т.п.; мальчикам - детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки. Важно иметь большое количество «подручных» материалов (веревок, коробочек, проволочек, колес, ленточек), которые творчески используются для решения различных игровых проблем. В группах старших дошкольников необходимы так же различные материалы, способствующие овладению чтением, математикой: печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным  шрифтом, пособие с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами, а так же материалами, отражающими школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников-старших братьев или сестер, атрибуты для игр в школу. Необходимыми в оборудовании старших дошкольников являются материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты.

Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.
Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них.

В последнее время используется принцип интеграции образовательных областей с помощью предметно- развивающей среды групп и детского сада в целом, способствующий формированию единой предметно- пространственной среды. Это означает, что для всестороннего развития ребенка организуются несколько предметно- развивающих «сред»: для речевого, математического, эстетического, физического развития, которые в зависимости от ситуации могут объединяться в одну или несколько многофункциональных сред. При этом очень важно, чтобы предметы и игрушки, которыми будет манипулировать и действовать ребенок, на первом этапе освоения данной среды были не просто объектами его внимания, а средством общения со взрослыми. Для этого все предметные действия детей и их пространственно-временные «переживания» обязательно сопровождаются речевым комментарием (например: « Я залезаю под стол, я лезу на стул и т.п.) Как принято в практике отечественного образования, педагоги могут использовать несколько основных методических приемов обыгрывания среды, которые имеют прямой развивающий и обучающий эффект: -показ предмета и его называние; -показ действий с предметами и их называние; -предоставление ребенку свободы выбора действий и экспериментирование.

Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить:

1.Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

2.Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

3.Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей. 
4.Элементы декора должны быть легко сменяемыми.

5.В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.

6.Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально - потребности сферы.

7.Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.

8.При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.

9.Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста. 

Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

Наша задача (воспитателей и родителей) создать для детей такую развивающую среду, чтобы ребенку было комфортно, и он мог развиваться всестороннее.       

                                                                                                      Приложение 4

Консультация для родителей

К проблеме подбора материалов и оборудования для детского сада.

Обращаясь к проблеме подбора материалов и оборудования для детского сада, разведём два вопроса:

1.Упорядочение, ведение в систему множества материалов;

2.Конкретное оснащение группового помещения.

Первый вопрос может быть решён только усилиями специалистов-исследователей, второй лежит в сфере компетенции воспитателей.

В решении вопроса упорядочения материалов сходятся интересы: педагогов, которым нужно рационально подобрать материалы для работы с детьми; проектировщиков, которым надо знать, что создавать; и торговых фирм, которые должны понимать, какие материалы нужны дошкольным учреждениям, чтобы продвигать их на рынке.

Раньше проблема упорядочения материалов не была столь актуальной. Единственная программа для детских садов предписывала форму и содержание образовательного процесса, а также материал, его «обслуживающий».

Условно весь материал делился на две как бы противопоставленные друг другу группы:

1) игрушки (для свободной деятельности детей),

2) дидактические пособия для занятий.

Дидактические материалы разрабатывались исследователями-педагогами и затем «превращались» в промышленные образцы или изготавливались самими воспитателями. Игрушки проходили обязательную экспертизу в Художественно-техническом совете Министерства просвещения. И что важно, в этом множестве материалов для детского сада можно было легко сориентироваться.

Сейчас ситуация радикально изменилась. Появившиеся в последнее десятилетие разные программы дают конкретные рекомендации относительно предметного оснащения образовательного процесса. Однако эти рекомендации впрямую связаны с содержанием занятий и оставляют открытым вопрос о предметном оснащении свободной самостоятельной деятельности детей. Чрезмерная конкретизация материалов и оборудования «под программу» уменьшает свободу действия воспитателя.

В последнее десятилетие для зарубежной игрушки: с одной стороны, дорогой и престижной, с другой стороны, дешёвой и не всегда качественной. Дошкольников «захлёстывают» волны игрушек, быстро сменяющие друг друга. Также появилось огромное количество отечественных производств, выпускающие игрушки, оборудование и полиграфическую продукцию для дошкольных учреждений. Воспитатели теряются в этом безбрежном море, не зная, что следует выбрать для детей. Конкретные ассортиментные перечни продукции - плохие помощники педагогу. Во-первых, они быстро устаревают (всё множество материалов невозможно охватить - в современном мире каждый день появляются новые образцы). Во-вторых, они дезориентируют и сковывают педагога, так как материалы в них представлены рядоположно (в длинных перечнях трудно уловить взаимозаменяемые эквивалентные образцы).

В этой ситуации необходимо создать систему упорядочения материалов, исходя не из конкретного ассортимента и не из конкретных программ, а из общих психолого-педагогических оснований. Первое основание - виды деятельности (игровая, продуктивная, познавательно исследовательская), из которых складывается образовательный процесс в детском саду, вне зависимости от конкретной программы. Второе основание - своеобразие возрастных этапов, т.е. особенности деятельности детей каждого возраста.

Из специфической структуры и развивающего значения каждого вида деятельности может быть выведена условная типология материалов. Подбор

конкретных материалов того или иного типа - в руках педагога. Ориентируясь на обобщённый тип материала, воспитатель может осознанно выбирать из множества взаимозаменяемых (схожих) промышленных образцов подходящие, более осмысленно и свободно работать с ассортиментными перечнями.

Ещё один важный момент при подборе материалов - учёт пространства группового помещения. Предметные материалы во всей их совокупности должны не только обеспечивать целостный образовательный процесс, но и встраиваться в групповое помещение. Воспитатель, руководствуясь интересами педагогической целесообразности, должен противостоять соблазнам «потребительской гонки». К «искажению» среды может приводить чрезмерное увлечение материалами нового поколения по принципу «новое - значит хорошее». Чтобы избежать этих перекосов, следует соблюдать следующие условия при оснащении группового помещения:

-выбранные материалы и оборудование должны создавать насыщенную, целостную, многофункциональную среду;

-материалы должны подбирать сбалансировано.

В вопросе оптимальной насыщенности предметной среды группового помещения следует придерживаться меры «необходимого и достаточного» для каждого вида деятельности, чтобы в итоге дети имели материал, с которым можно действовать, но и пространство для этого действи

                                                                                                    Приложение 5

                                            Родительское собрание

«Создание развивающей предметно-пространственной среды в новой системе дошкольного образования»  

«Дети должны жить в мире красоты,

Игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.

Этот мир должен окружать ребенка…»

В. Сухомлинский

Цель: повышение компетентности родителей воспитанников построении развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС ДОУ; развитие партнёрских отношений с семьёй каждого воспитанника; создание атмосферы общности интересов; вовлечение родителей в создание развивающей предметно-пространственной среды группы.

Развивающая предметно-пространственная среда – это комплекс эстетических, психолого-педагогических условий, необходимых для осуществления педагогического процесса, рационально организованный в пространстве и времени, насыщенный разнообразными предметами и игровыми материалами. В такой среде дошкольник включается в активную познавательную творческую деятельность, развиваются его любознательность, воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки, а самое главное – происходит гармоничное развитие личности.

Развивающая предметно-пространственная среда в дошкольном учреждении:

         Дошкольное образование – первое звено в системе непрерывного образования человека.

         Качество дошкольного образования, образовательных услуг обеспечивается многими условиями.

         В том числе и рациональным, целесообразным по возрасту дошкольников насыщением развивающей предметно-пространственной среды детского сада.

Зачем нужна развивающая предметно-пространственная среда дошкольнику?

         Для удовлетворения своих потребностей в определенный момент своего развития.

         Деятельность в условиях обогащенной среды позволяет ребенку проявить пытливость, любознательность, познавать окружающий мир без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного.  

         Размеры и организация этого пространства связаны с возрастными особенностями детей.

Зачем нужна развивающая предметно-пространственная среда воспитателю?

         Она является эффективным вспомогательным средством для воспитателя при поддержке индивидуальности и целостного развития ребенка до школы.

         Развивающая среда строится с целью предоставления детям наибольших возможностей для активной целенаправленной и разнообразной деятельности.

         Служит для воспитателя специальным пространством организации деятельности детей и влияет на воспитательный процесс.

Требования ГОС РК к развивающей предметно - пространственной среде. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:

- Содержательно-насыщенной;

- Полифункциональной;

- Трансформируемой;

- Вариативной;

- Доступной;

- Безопасной;

- Соответствовать возрастным особенностям детей и программе.

1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

2.   Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

3.    Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.

4.    Элементы декора должны быть легко сменяемыми.

5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.

6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально - потребности сферы.

7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.

8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.

9.    РППС группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому мы испытываем повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды в группе.
Цель: Сконструировать многоуровневую многофункциональную развивающую предметно-пространственную среду для осуществления процесса развития творческой личности воспитанника на каждом из этапов его развития в дошкольном учреждении.

Задачи:  

• сконструировать и наполнить предметно-развивающую среду соответствующим содержанием;

• обеспечить эффективность использования предметно-развивающей среды при развитии личности ребенка, его способностей, самостоятельности и инициативности творчества.

В среде необходимо выделить следующие зоны для разного вида активности:

Активный сектор (занимает самую большую площадь в группе, включающий в себя): 

-центр игры

-центр двигательной деятельности

-центр конструирования

-центр музыкально- театрализованной деятельности

Спокойный сектор:

-центр книги

-центр отдыха

-центр природы.

Рабочий сектор: (занимает 25% всей группы, так как там предполагается размещение оборудования для организации совместной и регламентированной деятельности), центр познавательной и исследовательской деятельности, центр продуктивной и творческой деятельности, центр правильной речи и моторики.
Полноценное развитие, воспитание и образование детей могут осуществляться только при определенных условиях:

-Рядом с ребенком должны быть любящие, понимающие, ответственные и высокопрофессиональные педагоги;

-Ребенку необходимо создать развивающую среду; и не только за счет набора соответствующих возрасту предметов и игрушек. Среду важно наполнить

эмоциональным комфортом, душевным теплом, весельем и гармонией;

-Важно учитывать особенности каждого ребенка. И не только те, которые проявляются в индивидуальных темпах развития, но и те, которые связаны со здоровьем детей.

Ожидаемые результаты: Гармонично развитая, творчески активная личность ребенка-дошкольника.

Развивающая среда не может быть построена окончательно. При организации предметно-пространственной среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность всех участников образовательного процесса. Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

Таким образом, важнейшей задачей педагогов и родителей по созданию развивающей предметно-пространственной среды в группе и на участке, является умение организовать быт так, чтобы тесно увязать все элементы повседневной жизни с развитием, обучением, игрой и приобщением детей к труду, а для этого необходимо создать спокойную и доброжелательную атмосферу в группе, ДОУ, то есть социальную среду.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предметно-развивающая среда для средней группы детского сада

Предметно-развивающая среда для средней группы детского сада...

Предметно-развивающая среда в средней группе детского сада

    Предметно-развивающая среда в моей группе построена с учетом возрастных особенностей и интересов детей, что способствует реализации потребностей в умственной, творческой и физичес...

Модель предметно-пространственной среды в средней группе детского сада, соответствующая требованиям ООП ДО «От рождения до школы».

В настоящее время детские сады сегодня функционируют и развиваются в условиях нестабильной социально-экономической и образовательной ситуации. Меняются нормативные правовые основы. Это не может не пов...

Содержание предметно-развивающей среды в средней группе детского сада.

Содержание предметно-развивающей среды в средней группе детского сада. Одним из важнейших факторов развития личности ребёнка является среда, в которой он живёт, играет, занимается и отдыхае...

Организация предметно - развивающей среды в средней группе детского сада

В данной презентации представлен опыт работы по организации предметно - развивающей среды в средней группе...