Консультация для воспитателей на тему "Индивидуальный подход к детям с разным типом темперамента"
консультация по теме
Темперамент (лат. – надлежащее соотношение частей) – устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент составляет основу развития характера; с физиологической точки зрения темперамент – тип высшей нервной деятельности человека. Темперамент слабо меняется в течение жизни.
Говоря о темпераменте, как правило, подразумевают взрослого человека, сформировавшуюся личность. Однако проявления, характерные для того или иного типа темперамента, можно наблюдать и у дошкольников. С рождения дети отличаются друг от друга своим поведением. И все потому, что у каждого малыша свой темперамент – врожденные свойства нервной системы, которые достаточно четко проявляются в возрасте 5 – 6 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnyy_podkhod_k_detyam_s_raznym_tipom_temperamenta.docx | 19.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей детского сада
На тему:
«Индивидуальный подход к детям с разным типом темперамента»
(Март 2014)
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ДЕТЯМ С РАЗНЫМ ТИПОМ ТЕМПЕРАМЕНТА
Темперамент (лат. – надлежащее соотношение частей) – устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент составляет основу развития характера; с физиологической точки зрения темперамент – тип высшей нервной деятельности человека. Темперамент слабо меняется в течение жизни.
Говоря о темпераменте, как правило, подразумевают взрослого человека, сформировавшуюся личность. Однако проявления, характерные для того или иного типа темперамента, можно наблюдать и у дошкольников. С рождения дети отличаются друг от друга своим поведением. И все потому, что у каждого малыша свой темперамент – врожденные свойства нервной системы, которые достаточно четко проявляются в возрасте 5 – 6 лет.
Темперамент – базовая психологическая характеристика индивидуальности, основа, на которой строится человеческая личность. Тип темперамента, согласно И.П. Павлову, обусловлен свойствами нервных процессов возбуждения и торможения, их различными сочетаниями. Ученый полагал, что таких свойств – три:
· сила, т.е. способность нервной системы выдерживать сильные раздражители; она характеризуется выносливостью и работоспособность нервных клеток;
· уравновешенность, которая определяется соотношением процессов возбуждения и торможения;
· подвижность как показатель быстрой смены процессов возбуждения и торможения.
Комбинация этих свойств определяет различные типы темперамента:
· холерик – обладает сильной нервной системой, неуравновешенный, подвижный;
· сангвиник – обладает сильной нервной системой, уравновешенный, подвижный;
· флегматик – имеет сильную нервную систему, уравновешенный, инертный;
· меланхолик – отличается слабой нервной системой, неуравновешенный, инертный.
Дети с чистыми типами темперамента встречаются редко, чаще всего мы имеем дело со смешанными типами, для которых характерно преобладание черт одного из перечисленных темпераментов.
Основные свойства темпераментов детей.
Холерик. В поведении ребенка наблюдаются неугомонность, бесстрашие, рискованность, настойчивость, склонность к упрямству, шаловливость, задиристость, нетерпеливость, конфликтность, горячность. Такой ребенок бурно проявляет эмоции, любит шумные азартные игры. В общении ему всегда нужны сподвижники и зрители. Особенности познавательной деятельности ребенка-холерика – все схватывает на лету и так же быстро забывает. Предпочитает делать только то, что ему интересно. Его движения порывистые, резкие, речь быстрая, отрывистая, эмоциональная. Кричит, как в рупор. Уровень тревожности – средний. Очень легко приспосабливается к новой обстановке детского сада, но с трудом – к требованиям, установленным в учреждении.
Особенности работы в организованных видах деятельности
Быстрый темп, полярная активность, эмоциональнось в представлении результата. Необходимо чередовать виды деятельности. Чаще проводить публичный опрос. Устный опрос возможен на любом этапе занятия. Разумное сочетание поощрения и наказания, желательно отрицательные оценки давать «с глазу на глаз». Держать в поле зрения в течение всей работы. Необходима четкая организация занятия, планирование индивидуальных дополнительных заданий. Для выполнения задания должны быть очерчены временные промежутки и дисциплинарные требования. Необходим пошаговый контроль. Работу стимулирует указание на ошибки.
Сангвиник. Для сангвиника характерны жизнелюбие, оптимизм, склонность к риску, компромиссам, гибкость, деловитость, общительность. Уровень тревожности – средний. Такой ребенок чувствует себя везде как дома, любит общество детей и взрослых, является душой компании, лидер по выбору. Легко и быстро усваивает новое, как правило, хорошую долговременную и кратковременную память. Речь выразительная, быстрая, живая, с мимикой и жестами. Адаптация к ДОУ легкая и быстрая.
Особенности работы в организованных видах деятельности
Быстрый темп, высокая активность, эмоциональность в процессе работы и представление ее результата. Легко справляется с одновременным выполнением нескольких заданий. Возможны устный и письменный опросы на любом этапе занятия. Публично могут быть отмечены недостатки, сделаны замечания. Быстро включается в работу в любой части занятия. Для выполнения задания следует уточнить временные промежутки и дисциплинарные требования. Необходим пошаговый контроль. Стимулирование результата за счет оценки.
Флегматик. Основными чертами флегматика являются спокойствие, медлительность, неторопливость, нерасторопность, сдержанность, несклонность к риску, обстоятельность, солидность, малая эмоциональность, сдержанность, миролюбие. Такой ребенок не проявляет бурных реакций на окружающее, малоэмоционален. При этом тяготеет к положительным эмоциям. Уровень тревожности – низкий. Любит спокойные и тихие игры. предпочитает одиночество. Неавторитетен среди сверстников, изгой в обществе детей. Медленно запоминает, но схватывает целое. Хорошо развита долговременная память, движения нерасторопны, неторопливые, солидные. Речь медленная, невыразительная, без жестов и мимики. К ДОУ адаптируются долго.
Особенности работы в организованных видах деятельности
Спокойный темп работы. Невыраженная активность, эмоциональность. Исключить одновременное выполнение нескольких заданий. Может длительное время работать над конкретным заданием. Требуется время на подготовку к ответу. Необходим настрой на работу, работоспособность высокая в середине и конце занятия. Не следует торопить и ограничивать во времени. Допустимо снижение объема задания. Чаще обучать самостоятельному оцениванию своей работы по заданным критериям и рациональному использованию времени при выполнении задания.
Меланхолик. Основные черты – робость, застенчивость, замкнутость, нерешительность, мнительность, тревожность, боязливость, обидчивость, ранимость, чувствительность и впечатлительность. Характерен высокий уровень тревожность. Предпочитают тихие уединенные игры. Общительны лишь с близкими людьми. Движения неуверенные, неточные, суетливые. Речь зачастую интонационно выразительна, но очень тихая, неуверенная. К ДОУ адаптируются с трудом.
Особенности работы в организованных видах деятельности
Медленный темп, слабая активность, сверхчувствительность к воздействиям окружающей среды, зависимость от социального статуса в коллективе. Возможна монотонная работа по шаблону, алгоритму в течение небольшого промежутка времени. Трудно переключается на новые виды деятельности. Письменный опрос предпочтителен. При устных ответах необходимо подбадривание, создании ситуации успеха. Не следует сразу спрашивать по новому материалу. К концу занятия работоспособность снижается. Нуждается в щадящем режиме, доброжелательном отдыхе. Осуществлять подбадривающий контроль, т.е. в первую очередь оценивать успехи. Поощрять старательность, неудачи отмечать деликатно.
От темперамента зависят:
скорость возникновения психических процессов (восприятие, быстрота мышления, длительность сосредоточения внимания и т.п.);
пластичность и устойчивость психических явлений, легкость их смены и переключения;
темп и ритм деятельности;
интенсивность психических процессов (сила эмоций, активность воли и пр.);
направленность психической деятельности на определенные объекты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация "Индивидуальный подход к детям с разными типами темперамента"
Краткое описание каждого типа темперамента и рекомендации по взаимодействию с детьми....
Консультация «Индивидуальный подход к детям с разными типами темперамента»
У каждого ребенка есть качества и свойства, помогающие ему сохранить свою индивидуальность и неповторимость. Так, темперамент определяет активность дошкольника, темп и интенсивность его деятельности ...
Консультация "Индивидуальный подход к детям с разными типами темперамента"
С рождения дети отличаются друг от друга своим поведением. И всё, потому что у каждого малыша свой темперамент – врожденные свойства нервной системы, которые достаточно четко проявляются в возра...
Консультация для педагогов.Индивидуальный подход к детям с разными типами темперамента.
У каждого ребенка есть качества и свойства, помогающие ему сохранить свою индивидуальность и неповторимость. Так, темперамент определяет активность дошкольника, темп и интенсивность его дея...
Консультация на тему: "Индивидуальный подход к детям с разными типами темперамента".
Чтобы воспитание ребенка положительным образом сказалось на формировании его как полноценной, подготовленной для жизни в современном обществе личности, необходимо выстроить особую схему, учитывающую е...