Дети с разными типами темперамента
занимательные факты на тему
«В будничных радостях и горестях жизни нужно быть сангвиником, в важных событиях жизни — меланхоликом, относительно впечатлений,— холериком и, наконец, в исполнении принятых решений — флегматиком». Вильгельм Вундт
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
detis_raznymi_tipami_temperamenta.doc | 584.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Дети с разными типами темперамента»
«В будничных радостях и горестях жизни нужно быть сангвиником, в важных событиях жизни — меланхоликом, относительно впечатлений,— холериком и, наконец, в исполнении принятых решений — флегматиком».
Вильгельм Вундт
Это интересно знать:
Темперамент характеризует темп, интенсивность, ритм, скорость психических процессов и состояний. Эти индивидуальные особенности человека врожденные, которые проявляются достаточно рано и сильно влияют на эмоциональное поведение человека.
Одни дети непоседливы, стремительны и не способны долго сидеть на месте, другие часами играют за столом, перебирая кубики и картинки. Одни никак не реагируют на замечания, другие моментально начинают плакать. Все эти проявления зависят от темперамента ребенка.
У каждого типа темперамента есть свои недостатки и достоинства, которые необходимо знать родителям, чтобы помочь ребенку успешно адаптироваться, общаться и осваивать новые знания.
Типы темперамента
Холерик
Такой малыш очень быстрый, подвижный, с трудом переносит минут ожидания, у него легко возникают и так же легко гаснут эмоциональные вспышки, настроение очень неустойчиво. Он не выносит монотонной работы, требующей усидчивости и терпения. Чаще всего такие дети решительны, уверенны в себе, любят приключения. Увлекаясь каким-то делом, заражают им других. Любят эксперименты.
Как вести себя родителям?
Самое главное – занять такого ребенка делом, соответствующим его интересам. В течение дня у такого ребенка обязательно должна быть физическая нагрузка. Контролировать такого ребенка придется чаще чем других. Следует быть более терпимым по отношению к поведению ребенка, иначе он будет еще более неуправляемым. Так же необходимо приучать его к спокойным видам деятельности, где требуется много внимания: лепка, рисование, конструирование и др.
Чтобы научить ребенка холерика играть самостоятельно можно в качестве зрителей посадить игрушки – куклы, зайчики, любые мягкие игрушки. А снизить возбудимость на 5 – 10минут помогут игрушки – вкладыши. Ребенку не интересно просто катать машинку, ему важен не процесс игры, а ее результат. Он проявляет интерес к игре, только тогда когда видит ясную цель. Настольный футбол, хоккей, бильярд могут надолго увлечь ребенка, а кубики или конструктор он вскоре разбросает по комнате.
Интеллектуальным развитием родителям придется заниматься на бегу: например, квадрат, можно изучить, бегая вокруг квадратной песочницы, круг – вокруг круглой клумбы. А прыгая и по написанным на земле цифрам и буквам можно научиться читать и считать.
Флегматик
Невозмутимый и спокойный, эмоционально сдержанный, усидчивый, дисциплинированный. В выполнении различных действий может быть медлительный. В интересах постоянен, легко принимает четкий режим дня. Шумных игр такой ребенок не любит, так же как и интенсивного общения со сверстниками. Склонен к длительному принятию решения, но приняв его, навряд ли изменит.
Как вести себя родителям?
Таким детям можно легко доверить какое-либо дело, так как они очень добросовестны и ответственны. Нельзя торопить ребенка, от этого он становится еще более медлительным. Атмосфера спешки и суеты ему чужда, и может так же отрицательно сказаться на его работоспособности. Необходимо включить в игры с ребенком задания, развивающие творческие способности, чтобы мышление не стало стереотипным. Нужно стараться чаще выводить малыша в музеи, на выставки, чтобы он пополнял свой эмоциональный опыт.
Предложите ребенку: кубы- вкладыши, большие машинки, большие тележки. Такие игрушки побуждают малыша к подвижности, разнообразию движений.
Научите ребенка более открыто выражать свои эмоции, побольше говорите с ребенком и добивайтесь того, чтобы ребенок отвечал, излагал свое мнение и выражал эмоции. Игра может быть как подвижной , так и спокойной.
Меланхолик
Такой ребенок очень эмоционально чувствительный и легко раним. Любые эмоциональные переживания долго длятся и мешают сосредоточиться на каком-либо деле. Меланхолики хорошо чувствуют эмоциональное состояние других людей. Такие детки очень нуждаются в поддержке и похвале близких людей. Из-за неуверенности в себе трудно идет на контакт со сверстниками, обидчив и настороженно относится ко всему новому. Самая незначительная неприятность может вызвать слёзы. Так же ребенок болезненно реагирует на смену привычного эмоционального окружения и быстро утомляется.
Как вести себя родителям?
Самым главным является создание для ребенка спокойной, доброжелательной психологической атмосферы дома. Ребенка нужно постоянно хвалить, демонстрируя веру в его способности.
Чаще проговаривайте положительные моменты, старайтесь отвлечь его от тревожных мыслей. Учите так же ребенка делать самостоятельный выбор в обыденных ситуациях.
Какие занятия подходят?
Малышу нужно учиться самостоятельности и смелости. Для этого лучше подойдут игры «с секретом», Например – матрешки, игрушки, издающие разные звуки, трансформеры.
Поощряйте интерес ребенка, пусть он разберет игрушку, посмотрит, что внутри, сделает из двух, или трех игрушек – одну.
Вдвойне полезны занятия спортом: они помогают развивать двигательную активность и учат упорству, умению преодолевать трудности.
Только приказывать ему при этом нельзя, иначе малыш станет замкнутым и перестанет играть. Чаще хвалите ребенка, помогайте, никогда не запугивайте и не повышайте голос.
Не устанавливайте правил, пусть играет так, как хочет, а что-то новое вводите постепенно.
Мальчикам подойдут такие игрушки как – пистолеты, танки, которые могут дать положительный результат, если они издают звуки, мигают, двигаются.
Сангвиник
Это жизнерадостный, подвижный и легко увлекающийся ребенок. Больше всего он любит смену впечатлений и редко доводит дело до конца, получая больше удовольствия от самого процесса, нежели от результата. К новой обстановке быстро привыкает, легко заводит друзей, может быть инициатором детских забав. Он любознателен и умеет сдерживать свои эмоции. Может учиться, схватывая всё на лету.
Как вести себя родителям?
Такому ребенку необходимо обеспечить доступ к разным видам деятельности, не загружать его монотонной работой. Следует помочь ему сосредоточиться на выбранном занятии и довести дело до конца. Следует быть требовательным и желательно придерживаться единой стратегии воспитания в семье.
Какие занятия подходят?
Сангвиника нужно учить упорно добиваться своей поставленной цели. Ему нужны игрушки, пирамидки, втулки, конструкторы, игрушки – трансформеры, предметы которые представляют собой уменьшенные копии взрослых вещей (инструменты, модели разной техники). Такие игрушки, которые требуют усидчивости, длительной концентрации внимания.
Следует отметить, что не бывает одного чистого типа темперамента. Как правило, один или два типа являются ведущими, а качества других типов так же присущи, но проявляются в меньшей мере.
С холериками следует играть в быстрые, подвижные игры. Им рекомендуется заниматься прыжками на батуте, ритмическими танцами.
Таких детей нельзя стыдить в присутствии посторонних за их несдержанность и непослушание. Малышей необходимо учить держать себя в руках, на что родителям самим потребуется немалое терпение и такт.
С ребенком-сангвиником родителям стоит играть в веселые подвижные игры, можно совместно просматривать диафильмы, сочинять и фантазировать. Сангвиники быстро устают от однообразных занятий, быстро переключаются с одного дела на другое, поэтому в арсенале взрослого всегда должен быть набор разноплановых и при этом нескучных игр.
Флегматики могут долго заниматься одним и тем же делом: рассматривать картинки в книжке, лепить, рисовать. Эти дети предпочитают спокойные игры. Чтобы флегматик развивался более гармонично, родители могут также учить его фантазировать и сочинять.
Меланхолики предпочитают спокойные виды деятельности. Они любят животных, особенно тех, которых можно погладить и приласкать. Родителям меланхоликов следует помнить, что грубое обращение с такими детьми просто неприемлемо.
Тест на определение
темперамента ребёнка.
Каждый вопрос этого текста имеет 4 варианта ответов. Вы из четырех ответов выбираете один - тот ответ, что более всего характеризует Вашего малыша и запишите себе № вопроса и ответ – а, б, в или с.
Вопросы:
1.Какие игры любит ребенок
а) тихие, спокойные. Может долго играть в одиночестве;
б) предпочитает тихие игры, но все время отвлекается и быстро устает;
в) очень любознателен и любит подвижные игры;
г) Выбирает подвижные, шумные игры, нуждается в новых впечатлениях и зрителях.
2) Реакция ребенка на критику взрослых
а) Молча, спокойно соглашается с тем, что виноват;
б) Обеспокоен, обижается, плачет;
в) Обещает, что больше не будет поступать подобным образом, но тут же забывает свое обещание и делает тоже самое;
г) Кричит в ответ, злится, возмущается, может топать ногами, бросить что-то и все равно поступит по-своему.
3 Общение со сверстниками
а) Говорит спокойно без лишних эмоций,неспешно, но отчетливо;
б) Очень нерешительный - предпочитает оставаться в тени;
в) Четко, внятно, быстро. Но при этом слушает, что говорят другие и прислушивается к их мнению;
г) Громко, быстро, возбужденно, иногда с раздражением. При этом не учитывает мнение окружающих.
4 Принятие решений
а) спокойно, сосредоточенно, даже хладнокровно;
б) очень робко, нерешительно;
в) Действует быстро, любые задачи старается решить мгновенно;
г) Начинает с азартом, энергично, инициативно. Но потом так же быстро может «угаснуть».
5 Место в обществе
а) Спокойно присматривается к непривычной обстановке , интерес проявляет очень сдержанно;
б) нерешителен скован, смущен;
в) Быстро приспосабливается к новым обстоятельствам, ведёт себя оживлённо, проявляет интерес к окружающему;
г) активно, быстро возбуждается, нервничает.
Результаты теста:
Если преобладают ответы "а", ваш ребенок относится к флегматическому типу.
Если "б" - к меланхолическому типу.
.Если "в", к сангвиническому типу.
Если "г" – ваш малыш – холерик.
С помощью таких простых вопросов и наблюдения за своим чадом, мы определяем темперамент ребенка. Какой бы ни был тип темперамента ребёнка, не питайтесь его ломать, такова уж психология детского развития.
Рекомендуемая литература
Батаршев,А.В.
Психология индивидуальных различий: от темперамента к характеру
И типологии личности [Текст ]/А.В.Батаршев .-М.:ВЛАДОС ,2001.-256с.
Ссылки:
- Темперамент у детей дошкольного возраста - http://malushata.ru/temperament-rebenka
- Темперамент детей дошкольного возраста - http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/temperament-detey-doshkolnogo-vozrasta
- Ребёнок сангвиник - http://malushata.ru/rebenok-sangvinik-temperament-rebenka
- Ребёнок меланхолик - http://malushata.ru/rebenok-melanholik-temperament-rebenka
- Ребёнок холерик - http://malushata.ru/rebenok-holerik-temperament-rebenka
- Ребёнок флегматик - http://malushata.ru/rebenok-flegmatik-temperament-rebenka
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация "Индивидуальный подход к детям с разными типами темперамента"
Краткое описание каждого типа темперамента и рекомендации по взаимодействию с детьми....
ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С РАЗНЫМИ ТИПАМИ ТЕМПЕРАМЕНТА
Все люди разные, и дети не исключение. Как подобрать ключик к каждому ребёнку? В этом нам поможет игра!...
Консультация для воспитателей на тему "Индивидуальный подход к детям с разным типом темперамента"
Темперамент (лат. – надлежащее соотношение частей) – устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темпераме...
Методические рекомендации для педагогов «ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С РАЗНЫМИ ТИПАМИ ТЕМПЕРАМЕНТА»
«ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С РАЗНЫМИ ТИПАМИ ТЕМПЕРАМЕНТА»...
Индивидуальный подход к детям с разными типами темперамента
Данный материаал будет интересен как воспиателям, так и родителям дошкольников....
Индивидуальный подход к детям с разными типами темперамента в НОД педагогов ДОУ.
Каждый тип темперамента имеет черты, которые при определенных обстоятельствах могут становиться недостатками. Соответственно педагогам и родителям необходимо выработать такие меры воздействия на ребен...