КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ «Этнокультурный подход к воспитанию и образованию дошкольников».
консультация на тему
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ
«Этнокультурный подход к воспитанию и образованию дошкольников».
Исторически сложилось так, что проблемы этнокультурного (национального) воспитания и обучения детей поднимаются в нашей стране тогда, когда происходит реформирование системы государственной власти и настает время соответствующих изменений в сфере образования. Так повелось со времен Киевской Руси и сохранилось вплоть до наших дней. Однако сложностъ современной образовательной ситуации заключается в том, что мъг постепенно перестаем ощущатъ ценность того, что живем на русской земле, говорим на русском языке и впитали в себя русскую культуру. Это губительно для нас и нашего Отечества.
Этнос — это исторически возникший вид устойчивой со-
циальной межпоколенной общности людей, объединяемых
единой духовной и культурной традицией. Такой общностью
может бьггь племя, народность, нация.
Представления о собственной этнической принадлежности складываются у ребенка в течение 3-5 лет после, рождения, что отражается в его личном отношении к миру, конкретной языковой и социокультурной действительности. Развитие основных содержательных компонентов наци-онального самосознания ребенка выражается в обогащении представлений о своем этносе, в формировании соответствующих культурно-ценностных ориентаций и в построения на этой основе личностно-позитивных отношений с представителями своего и других этносов. Поэтому Этноподход в современном понимания — зто психолого-педагогические условия, которые способствуют осознанию ребенком своего места среди людей, в природном и социокультурном пространстве, в процессе овладения культурннми способами познания, переживания и преобразова-ния себя и мира, характерными для его этноса.
Носителями культурных способов познания, пережива
ния и преобразования себя и мира для ребенка дошкольного
возраста являются члены его семьи. В общении с ними ребе-
нок усваивает эмоциональные и интеллектуальные способы
взаимодействия с людьми, природой и предметами окружаю-
щего мира (Д. Б. Эльконин)
Графа «национальность» уже исчезла из паспортов граждан многих стран. При этом подразумевается, что люди должны научиться жить в мире друг с другом независимо от того, к какой нации они принадлежат. Политики, а вслед за ними философы, психологи и педагоги заговорили о воспитании толерантного поведения.
Считается, что такое воспитание должно осуществляться в трех направлениях:
- информационное насыщение (сообщение знаний о тради-
циях, обычаях разных народов, специфике их культуры и
ценностей и др.); - эмоциональное воздействие;
- формирование поведенческих норм (знания, полученные ребенком о нормах взаимоотношений между народами, правилах этикета, которые должны быть закреплены в собственном поведении).
Конечно, есть в мире общечеловеческие ценности, единые понятия добра и зла, любви и ненависти и прочее, прочее, но у каждого народа, в зависимости от условни его проживания, формируется национальное чувство, чувство любви к своей родине, своему дому.
На современном этапе этнокультурное воспитание чаще всего отождествляется с социалъньим развити м ребенка. Приведем примеры.
Программа «Планета детства» — комплексная программа, разработанная под руководством Т. Н. Тарановой и др., направлена на развитие личности ребенка посредством приобщения его к ценностям мировой и отечественной культуры. Принцип интеграции выступает в качестве ведущей идеи некоторых содержательных блоков программы:
• «Наследники мира» (историко-кулътурный блок, раскрывающий духовные традиции народов мира);
• «Мастерская солнца» (эстетико-культурный блок, раскры-
вающий происхождение искусств и разнообразие их видов);
• «Наш дом — планета Земля» (зкологический блок, направ-
ленный на формирование ценностното отношения к миру).
В комплексной программе «Я — человек» С. А. Козловой в связи с темой этнокультурного воспитания следует отметить раздел «Земля — наш общий дом». Его целями являются:
- воспитание интереса и уважения к людям, их деятельно-
сти, культуре, быту; - формирование представленяй о Земле и жизни людей на
Земле, о своей стране; - воспитание чувства гражданственности, патриотизма, то-
лерантного отношения к жителям Земли.
Воспитиваясь в рамках данных программ, дошкольники узнают, что:
- существуют разные культуры, которые отличаются друг
от друга своими-обрядами, праздниками, игрушками, му-
зыкальными и художественными традициями (например,
мы празднуем Новый год в январе, для нас это зимний
праздник, а в Китае новый год начинается в начале февра-
ля, когда зима уже заканчивается, позтому зто праздник
весны и т. д.); - каждый человек принадлежит к одной или нескольким
культурам (двуязыччные или многоязычные семьи), кото-
рыми он должен интересоваться и которые он должен со-
хранять и уважать; - жизнь людей в современном мире невозможна без уважи-
тельного отношения к народам иных культур: войны на-
чинаются тогда, когда люди не могут или не хотят догово-
риться друг с другом.
С помощью анкетирования родителей можно выявить отношение родителей к этнокультурному воспитанию детей.
Анкета для родителей:
- Затрагиваете ли Вы в беседах с ребенком темы, связанные с патриотизмом?
- Как Вы приобщаете ребенка к национальной культуре?
- Считаете ли Вы важным обращать внимание ребенка на то, к какой нации он принадлежит?
- Как Вы акцентируете на этом внимание своего малыша?
- Рассказываете ли Вы ребенку о своих предках и корнях семьи? Как на это реагирует ребенок?
- Устраиваете ли Вы совместные чаепития с детьми в семье?
- Читаете ли Вы ребенку русские народные сказки? Кто чаще всего читает? В какое время суток?
8. Используете ли Вы в моменты общения с ребенком народ-
ные потешки:
а) до прихода в детский сад;
б) после детского сада;
в) укладывая спать.
- Есть ли в Вашей родительской практике дидактические
игры, которые знакомят с национальными обрядами и тра-
дициями? Если есть, то какие? - Какие национальные подвижные игры Вы знаете и ис-
пользуете в воспитании ребенка? - Укажите, на Ваш взгляд, главные причины возможных
затруднений в приобщения к национальной культуре в
современном обществе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей «Игра – как средство экологического воспитания и образования дошкольников»
Игра как средство экологического воспитания и образования дошкольников.Научить детей видеть красивое - дело сложное. Если педагог сам искренне любит природу и бережно относится к ней, он с...
Консультация для педагогов "Системно-деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками"
Системно-деятельностный подход к развитию ребёнка и созданию образовательной среды предполагает гармоничное развитие всех сторон личности ребёнка в разных видах деятельности. (П.Я. Гальперин, А.В. Зап...
Консультация для педагогов ДОУ "Нейропсихологический подход к обучению и развитию дошкольников"
Данный материал содержит краткое описание нейропсихологического подхода к обучению и воспитанию детей с ОВЗ. В качестве практического материала сделана подборка кинезиологических упражнений на развити...
Консультация для педагогов ДОУ "Игровой подход к развитию двигательных навыков дошкольников".
Правильно организованное физическое воспитание способствует гармоническому развитию ребёнка, выработке основных гигиенических навыков. Состояние здоровья детей — это достаточно важный показ...
Педагогический совет № 3 тематический «Совершенствование моделей взаимодействия с семьями воспитанников, обеспечивающих единство подходов к воспитанию и образованию дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»
Педагогический совет № 3 тематический «Совершенствование моделей взаимодействия с семьями воспитанников, обеспечивающих единство подходов к воспитанию и образованию дошкольников в соответс...
Тематический педагогический совет: «Совершенствование моделей взаимодействия с семьями воспитанников, обеспечивающих единство подходов к воспитанию и образованию дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»
В основе новой концепции семьи и дошкольной организации лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные структуры призваны помочь, поддержать, направи...