Комплексно-тематическое планирование на неделю подготовительная группа
календарно-тематическое планирование (подготовительная группа) на тему
планирование на неделю
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompleksno_-tematicheskoe_planirovanie_na_nedelyu.docx | 92.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 33»
Разработал воспитатель: Чернова М. А.
Комплексно-тематическое планирование на неделю подготовительная группа
Тема: «Животные Севера»
Цель: Расширять представления детей об образе жизни животных Севера.
Задачи:
Образовательные:
- Продолжать знакомить детей с животными Севера: белый медведь, пингвин, северный олень, тюлень, морж; закрепить имеющиеся знания о внешнем виде, жизни, повадках этих животных;
- Продолжать знакомить детей с некоторыми особенностями приспособления животных Севера (бивни моржа, «чёрный нос» медведя, сохранение пингвинами яиц)
- Формировать у детей элементарные представления о взаимосвязи и взаимодействии живых организмов со средой обитания (живут в дикой природе; медведь накапливает жир).
- Познакомить с работой полярников - исследователей, с явлением «Северное сияние»
Развивающие:
- Развивать интерес к познавательным видеофильмам о животных
- Совершенствовать технические умения и навыки в продуктивных видах деятельности.
- Совершенствовать умение составлять рассказы, решать проблемные ситуации
- Формировать умение применять полученные знания на практике.
- Развивать познавательный интерес ко всему живому, желание получать новые знания из книг; любознательность, наблюдательность фантазию;
- Поддерживать интерес к разным явлениям природы.
- Развивать коммуникативные способности;
Воспитательные:
- Воспитывать любовь к животным, умение сопереживать.
- Воспитывать доброжелательные отношения в игровом общении со сверстниками.
Участники: дети подготовительной группы, воспитатели, родители
Срок реализации: неделя
Итоговое мероприятие: изготовление макета: «Животный мир Севера»
ПОНЕДЕЛЬНИК | ||||
НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | ||||
9.00-9.30 | 1. Рисование (продуктивная деятельность): «Умка увидел северное сияние» Цель: воспитывать интерес к миру природы, желание узнавать новое. | |||
9.40-10.10 | 2. ФЭМП (Познавательное развитие) Тема: «Научим Умку составлять и решать арифметические задачи», «Математический диктант: «Белый медведь»» Цель: продолжать обучать составлять и решать арифметические задачи на сложение. Совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку. | |||
10.20 – 10.50 | 3. Физическое развитие (двигательная деятельность): Тема: «В гости к Умке» Цель: повторить упражнения в бросании мяча, развивая ловкость и глазомер. | |||
ОРГАНИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ | ||||
Образовательные области | I ПОЛОВИНА ДНЯ | II ПОЛОВИНА ДНЯ | ||
Познавательное развитие | Презентация для детей: «Полюса Земли – Северный и Южный. Северное сияние» Цель: дать представления о климатических условиях Северного и Южного полюсов; | Просмотр мультфильма: «Умка» Цель: Продолжать знакомить детей с животными Севера | ||
Речевое развитие | Рассказ воспитателя о белом медведе Цель: Продолжать знакомить детей с белым медведем, средой его обитания, повадками. | Ненецкая сказка: «Белый медведь и бурый медведь» Цель: развивать познавательный интерес | ||
Социально-коммуникативное развитие | ЧХЛ: сказка «Отчего у белого медведя нос чёрный» (юкагирская сказка) Цель: закрепить имеющиеся знания о внешнем виде, жизни, повадках этих животных; Дидактическая игра «Медведи» (по ролям). Цель: закрепить знания о белом медведе. | Д/И: «Сравни белого и бурого медведя» Цель: закрепить знания о повадках, среде обитания животных. Составить сравнительный рассказ о белом и буром медведях Цель: составление сложносочиненных предложений с союзом а | ||
Художественно – эстетическое развитие | Предложить для вырезывания силуэты животных севераЦель: упражнять в вырезывании | Предложить слепить для Умки друга Цель: формирование заинтересованного и бережного отношения к животным – белым медведям | ||
Физическое развитие | Физкультминутка «Умка» Цель: помочь развлечься, снять напряжение, получить ощущение физической разрядки. | П/И: «Белые медведи» Цель: упражнять в умении бегать, не наталкиваясь друг на друга; | ||
ВТОРНИК | ||||
НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | ||||
9.00-9.30 | 1. Речевое развитие: ЧХЛ: Г. Снегирев: «Отважный пингвинёнок» Цель: Развивать интерес к жизни животных севера | |||
9.40-10.10 | 2. Аппликация (продуктивная деятельность): Тема: «Пингвинёнок» Цель: способствовать развитию мелкой моторики рук аппликацией | |||
ОРГАНИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ | ||||
Образовательные области | I ПОЛОВИНА ДНЯ | II ПОЛОВИНА ДНЯ | ||
Познавательное развитие | Просмотр видеофильма о пингвинах Цель: Воспитывать бережное отношение к друзьям нашим меньшим, к животным Севера. | Просмотр мультфильма: «Пингвинёнок Лоло» Цель: доставить детям радость. | ||
Речевое развитие | ЧХЛ: Г. Снегирев: « Пингвиний пляж» Цель: Развивать интерес к жизни животных севера Д/И: «Четвёртый лишний» Цель: закреплять знания о животных севера | Д/И: «Кто у кого?» Предложить логические задачи – лабиринты: «Помоги пингвинёнку доплыть до рыбки» Цель: развивать зрительное внимание | ||
Социально-коммуникативное развитие | Рассматривание иллюстраций: «Обитатели Севера» Беседа: «Обитатели Крайнего Севера в зоопарке» Цель: рассказать детям о содержании животных в зоопарке, о режиме их кормления и уходе за ними. | Проблемная ситуация: «Что было бы, если б пингвины стали летать, как птицы» Цель: учить решать проблемные ситуации, используя возможные варианты решения, развивать речь детей. Упражнение: «Обведи пингвина по точкам» Цель: развивать внимание | ||
Художественно – эстетическое развитие | Предложить сделать макет: «Пингвины на айсберге» Цель: развивать познавательный интерес. Предложить детям сделать из киндер-яйца пингвинёнка Цель: закреплять умение работать с бросовым материалом | Предложить сделать пингвина из бумажного цилиндра Цель: побуждать конструировать из бросового материала. | ||
Физическое развитие | П/И: «Пингвины с мячом» Цель: обучать детей прыгать до зрительного ориентира на двух ногах с мячом, зажатым между коленями. | Пальчиковая гимнастика: «Пингвины» Цель: развивать мелкую моторику |
СРЕДА | |||
НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | |||
9.00 – 9.30 | 1. ФЭМП (Познавательное развитие) Тема: «Научим оленёнка составлять и решать арифметические задачи», «Математический диктант: «Северный олень»» Цель: продолжать обучать составлять и решать арифметические задачи на сложение. Совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку. | ||
9.40-10.10 | 2. Физическое развитие (двигательная деятельность): «Путешествие на Северный полюс» - Приложение Цель: укреплять и сохранять здоровье детей через физкультурное занятие. Закрепить у детей представления о Северном полюсе, его обитателях; | ||
10.20 – 10.50 | 3. Рисование (продуктивная деятельность): Тема: «Северный олень» Цель: Продолжать учить детей передавать в рисунке образ оленя: ветвистые рога, тонкие ноги, короткий хвост, туловище с шеей вместе. | ||
ОРГАНИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ | |||
Образовательные области | I ПОЛОВИНА ДНЯ | II ПОЛОВИНА ДНЯ | |
Познавательное развитие | Презентация: «Северный олень» Цель: показать, какую пользу приносят одомашненные виды северных оленей. | Рассматривание иллюстраций: «Северные олени» Цель: Воспитывать бережное отношение к друзьям нашим меньшим, к животным Севера. | |
Речевое развитие | ЧХЛ: эвенкийская сказка «Почему олень быстро бегает» Цель: развивать интерес к жизни животных севера Д/и: «Сосчитай животных» Цель: упражнять в словообразовании | ЧХЛ: Г. Снегирев «След оленя» Цель: развивать интерес к жизни животных севера Составить описательный рассказ о Северном олене по плану Цель: развивать монологическую речи | |
Социально-коммуникативное развитие | Упражнение: «Папа, мама, детёныши» Упражнение: «Измени слова по образцу» | Д/и: «Новые слова» Д/и: «Узнай след Северного оленя» Цель: закреплять знания о животных | |
Художественно – эстетическое развитие | Предложить нарисовать стадо Северных оленей с помощью шаблона. Цель: побуждать участвовать в коллективной работе | Предложить слепить детям Северного оленя, используя природный материал (веточки – рога). Цель: закреплять приёмы лепки. | |
Физическое развитие | П/И: «Важенка и оленята» Цель: развивать физические качества, играть по правилам. | П/И: «Волк и олени» Цель: развивать физические качества, умение играть по правилам. |
ЧЕТВЕРГ | |||
НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | |||
9.00-9.30 | 1.Познавательно-исследовательская (конструктивная) деятельность (познавательное развитие): Тема: «Тюлень» Цель: закреплять умения и навыки создавать поделки в технике оригами. | ||
15.20 – 15-45 | 2. Речевое развитие (чтение художественной литературы) ЧХЛ: Г. Снегирев: «Белёк» Цель: Развивать интерес к жизни животных севера | ||
ОРГАНИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ | |||
Образовательные области | I ПОЛОВИНА ДНЯ | II ПОЛОВИНА ДНЯ | |
Познавательное развитие | Презентация: «Тюлень» Цель: продолжать знакомство с животными Севера. | Рассматривание иллюстраций: «Тюлень» Цель: продолжать знакомство с животными Севера. | |
Речевое развитие | Чтение рассказа «Тюлень» Г. Королькова. Цель: воспитывать интерес к познанию природы Д/И: «Разложи на группы» Цель: закрепить умение дифференцировать диких животных и животных севера. | Д/И: «Сочиним сказку про белька» Цель: поощрять желание сочинять сказки, развивать воображение Проблемная ситуация: «Если бы вода замерзла, то что бы сделали тюлени? Цель: активация мышления детей в процессе разрешения проблемы. | |
Социально-коммуникативное развитие | Проблемная ситуация: «Что было бы, если б на Севере наступило жаркое лето. Цель: учить решать проблемные ситуации, используя возможные варианты решения, развивать речь детей. | Сюжетно-ролевая игра с использованием крупного конструктора: «Рыболовецкое судно» Цель: побуждать участвовать в коллективной постройке, самостоятельно распределять роли. | |
Художественно – эстетическое развитие | Предложить детям слепить тюленя – циркача Цель: Вызвать интерес к лепке морских обитателей | Предложить детям раскраски с животными Севера Цель: упражнять в раскрашивании, не выходя за контур. | |
Физическое развитие | Физкультминутка: «Море волнуется раз» Цель: выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью | Пальчиковая гимнастика: «Тюлень» Цель: развитие мелкой моторики |
ПЯТНИЦА | |||
НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | |||
9.00-9.30 | 1. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора (познавательное развитие): Итоговое занятие по ознакомлению с окружающим: «Путешествие на Север» Цель: продолжать знакомство с тюленем и моржом, закрепить имеющиеся знания о внешнем виде, жизни, повадках этих животных; | ||
ОРГАНИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ | |||
Образовательные области | I ПОЛОВИНА ДНЯ | II ПОЛОВИНА ДНЯ | |
Познавательное развитие | Презентация: «Полярные исследователи» Цель: закрепить названия профессий людей, работающих за Полярным кругом; объяснить значимость и важность их работы; уточнить цели, ради которых проводятся эти исследования; | Просмотр видео: «Северное сияние» Цель: продолжать знакомство с природными явлениями. | |
Речевое развитие | ЧХЛ: И.Носов «Петя рыжик на северном полюсе» Цель: учить воспринимать большие произведения из нескольких частей. Дидактическая игра «Сосчитай животных» Цель: упражнять в согласовании числительных с существительными: один морж, два моржа, три моржа, четыре моржа, пять моржей. | ЧХЛ: Чтение стихов о животных Севера Цель: формирование у детей бережного отношения к природе, чувства ответственности за свои действия по отношению к животному и растительному миру. Д/И: «Сложи картинку и расскажи». Цель: составить рассказ о своём животном по наводящим вопросам воспитателя. | |
Социально-коммуникативное развитие | Дидактическая игра «Узнай животного по описанию». Цель: Взрослый рассказывает о животном, а ребенок по характерным признакам его узнает и называет. | Сюжетно-ролевая игра: «Путешествие в Арктику» Цель: Систематизировать знания детей о животных Крайнего Севера, их приспособленностью к трудным условиям жизни. | |
Дидактическая игра «Подбери признак»: морж (какой?) ... . Цель: упражнять в подборе прилагательных | Д/И: «Кто работает на Севере» Цель: продолжать знакомство с профессиями. | ||
Художественно – эстетическое развитие | Предложить детям вырезать и вклеить в альбом картинки с изображением животных Севера Цель: побуждать участвовать в коллективной работе | Рассматривание картины «Северное сияние» И.Харченко Цель: приобщать детей к миру искусства | |
Физическое развитие | Беседа: «Что едят жители Севера» Цель: рассказать о пользе рыбы | Рассматривание иллюстраций: «Полярники» Цель: показать детям, что на севере могут работать только здоровые и закалённые люди. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Анкетирование родителей: «Познавательное развитие дошкольников»
- В чём проявляется познавательная активность Вашего ребёнка?
- Как Вы поддерживаете познавательный интерес Вашего ребёнка?
- Чем удивляет Вас Ваш ребёнок?
- Бывает ли так, что начатая в детском саду познавательная деятельность продолжается дома?
- Можете ли Вы назвать интересы Вашего ребёнка постоянными?
- Насколько эмоционально относится ребёнок к интересному для него занятию?
- Что делается в семье для развития интересов ребёнка?
- Часто ли ребёнок задаёт вопросы?
- Как Вы оцениваете уровень познавательной активности Вашего ребёнка?
- Удовлетворены ли Вы качеством образовательных услуг по познавательному развитию, оказываемых в ДОУ?
- Какая помощь Вам требуется по вопросам формирования познавательной активности у детей дошкольного возраста?
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ:
Дидактическая игра «Медведи» (по ролям).
Цель: закрепить знания о белом медведе
Встретились белый и бурый медведи, поздоровались. Затем белый спрашивает у бурого:
Где ты живешь? — В лесу.
А я на севере на льдине. У тебя шерсть какого цвета? — Коричневого.
А у меня шерсть белая. Что ты ешь? — Листья, ягоды, рыбу.
Я тоже ем рыбу, а еще тюленей. Что ты делаешь зимой? — Сплю в берлоге.
А у меня берлоги нет, я сплю на льдине, в снегу.
Д/И: «Сравни белого и бурого медведя»
В этой коробке должны лежать 2 фотографии, но от дальней дороги они развалились на части.
Воспитатель: Возьмите себе по одной части и соберите целые фотографии, чтобы понять, кто же там изображен.
Ребята делятся на команды с помощью разрезного материала и собирают изображения белого и бурого медведя на столах.
Воспитатель: А давайте подумаем, что общего и чем отличаются бурый и белый медведи?
Признаки отличия:
- Цвет. У белого медведя белая шуба, а у бурого — коричневая.
- Как проводят зиму. Белый медведь охотится, не ложится в спячку, бурый медведь спит всю зиму в берлоге.
- Чем питается. Белый медведь питается рыбой, тюленями, а бурый — ягодами, рыбой.
- Где живет. Белый медведь живет на севере, на льдинах, а бурый в лесу, спит в берлоге.
- Размер. Белый медведь гораздо больше, потому что шерсть белого медведя покрыта слоем жира, а бурый медведь меньше по размеру.
Д/И: «Кто у кого?»
У моржа – моржонок; у тюленя – тюленёнок; у оленя – оленёнок:
у медведя – медвежонок; у соболя – соболёнок.
Упражнение «Четвёртый лишний?»
Морж, тюлень, оленёнок, медведь.
Соболь, песец, белая сова, морж.
Тюлень, олень, пингвин, соболь.
Морж, моржиха, морс, моржонок.
Тюмень, тюлень, тюлениха, тюленёнок.
Медведь, Север, песец, соболь.
Дидактическая игра «Узнай животного по описанию».
Цель: Взрослый рассказывает о животном, а ребенок по характерным признакам его узнает и называет.
Дидактическая игра «Подбери признак»: морж (какой?) ... .
Цель: упражнять в подборе прилагательных
Дидактическая игра «Сосчитай животных»
Цель: упражнять в согласовании числительных с существительными: один морж, два моржа, три моржа, четыре моржа, пять моржей.
Д/и: «Новые слова»
1.У песца острые зубы он…острозубый,
2.У моржа толстая кожа, он… толстокожий,
3.У тюленя короткая шерсть, он…короткошёрстный,
4.У медведя толстые лапы, он…толстолапый.
Упражнение «Папа, мама, детёныши».
Медведь, медведица, медвежонок, медвежата.
По образцу слова: тюлень, олень, соболь, морж.
Измени слова по образцу
Тюлень – тюленище; медведь – медведище.
По образцу слова: соболь, олень, песец, морж.
Закончи предложение.
На Севере живёт много (кого?)… белых медведей, … .
Мы любуемся (кем?)… белыми медведями, … .
Медведь выше соболя, но ниже оленя.
*Кто самый высокий?*Кто самый низкий?*А кто ниже оленя?
Игра «Один – много».
Морж – моржи – много моржей; олень – олени – оленей;
тюлень – тюлени – тюленей; медведь – медведи – медведей;
соболь – соболи – соболей; моржонок – моржата – моржат;
медвежонок – медвежата – медвежат; оленёнок – оленята – оленят;
соболёнок – соболята – соболят; тюленёнок – тюленята – тюленят.
Игра «Назови ласково»
Олень — …, медведь — …, соболёнок — …, моржонок — …, оленёнок — …, медвежонок –
Игра «Посчитай»
Один усатый тюлень, два усатых тюленя, пять усатых тюленей.
Один клыкастый морж, два клыкастых моржа, пять клыкастых моржей.
По образцу слова: один северный олень, один белый медведь, один хищный песец.
Упражнение «Назови, чья, чьи?»
Чья шея? – моржа, белого медведя, соболя, песца, … .
Чьи лапы? – моржовьи, медвежьи, … .
Чьё копыто? — … .
Чьи следы? — … .
Голова оленя — оленья голова
Нос оленя — …
Тело оленя — …
Рога оленя — …
Детёныш оленя — …
Подобрать глаголы (что делает?).
Белый медведь – охотится, ловит, ходит, ест, прячется, … .
По образцу слова: морж, песец, соболь.
Изменить слова по вопросам:
что делал? Что делает? Что будет делать?
Нырять нырял ныряет будет нырять
ловить ловил ловит будет ловить
плавать плавал плавает будет плавать
добывать добывал добывает будет добывать.
Пальчиковые игры:
«Тюлень»
Тепы – тяпы, тепы – тяпы,
(ладошками с плотно прижатыми к друг другу пальцами хлопаем по коленям или по столу)
Это ласты, а не лапы.
(качаем указательным пальцем из стороны в сторону)
У тюленей ласты эти
Носят мамы, папы, дети.
«Три пингвина»
Жили-были три пингвина. Хлопки
Пик, Пак, Пок. Удары по столу
Хорошо и дружно жили Ладошка «моет» ладошку
Пик, Пак, Пок. Удары по столу
Как-то утром на рыбалку. Хлопки
Пик, Пак, Пок. Удары по столу
Зашагали вперевалку. Ладошки «шагают»-«шлепают» по столу
Пик, Пак, Пок. Удары по столу
Наловили много рыбы Вращение кистей рук к себе
Пик, Пак, Пок. Удары по столу
И еще поймать могли бы. Вращение кистей рук от себя
Пик, Пак, Пок. Удары по столу
Съели дружно все до крошки. Хлопки
Пик, Пак, Пок. Удары по столу
Кроме маленькой рыбешки. Хлопки
Пик, Пак, Пок. Удары по столу
Дружно бросилися в драку, Удары кулачками друг о друга
Пик, Пак, Пок. Хлопки
Учинив большую свалку. Удары кулачками о стол
Пик, Пак, Пок. Хлопки
Чтобы жить все время дружно, Ладошка «моет» ладошку
Пик, Пак, Пок. Хлопки
Уступать друг другу нужно, Ладошка «моет» ладошку
Пик, Пак, Пок. Хлопки
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
П/И: «Важенка и оленята»
На площадке нарисовано несколько кругов. В каждом из них находятся важенка и двое оленят. Волк сидит за сопкой (на другом конце площадки). На слова ведущего:
Бродит в тундре важенка, С нею – оленята, Объясняет каждому Все, что непонятно...
Топают по лужам Оленята малые. Терпеливо слушая Наставления мамины.
Играющие оленята свободно бегают по тундре, наклоняются, едят траву, пьют воду. На слова «Волк идет!» оленята и важенки убегают в свои домики (круги). Пойманного олененка волк уводит с собой.
Правила игры. Движения выполнять в соответствии с текстом. Волк начинает ловить только по сигналу и только вне домика.
П/И: «Белые медведи»
Описание игры. На краю площадки, представляющей собой море, очерчивается небольшое место – льдина. На ней стоит водящий — «белый медведь». Остальные «медвежата» произвольно размешаются по всей площадке.
«Медведь» рычит: «Выхожу на ловлю!» — и бежит ловить «медвежат». Поймав одного «медвежонка», отводит его на льдину, затем ловит другого. После этого два пойманных «медвежонка» берутся за руки и начинают ловить остальных играющих. В это время «медведь» отходит на льдину. Настигнув кого-нибудь, два «медвежонка» соединяют свободные руки так, чтобы пойманный очутился между руками, и кричат: «Медведь, на помощь!». «Медведь» подбегает, осаливает пойманного и отводит на льдину. Следующие двое пойманных также берутся за руки и ловят остальных «медвежат». Игра продолжается до тех пор, пока не будут переловлены все «медвежата».
Побеждает последний пойманный игрок, который и становится «белым медведем».
Правила игры. На краю площадки, представляющей собой море, очерчивается небольшое место – льдина, на которой стоит водящий — «белый медведь»
Остальные «медвежата» произвольно размешаются по всей площадке
«Медведь» рычит: «Выхожу на ловлю!» — и бежит ловить «медвежат»
Поймав одного «медвежонка», отводит его на льдину, затем ловит другого
Два пойманных «медвежонка» берутся за руки и начинают ловить остальных играющих, «медведь»
Поймав кого-нибудь, два «медвежонка» соединяют свободные руки так, чтобы пойманный очутился между руками, и кричат: «Медведь, на помощь!»
«Медведь» подбегает, осаливает пойманного и отводит на льдину
Следующие двое пойманных также берутся за руки и ловят остальных «медвежат»
Когда будут переловлены все «медвежата» - игра заканчивается
Побеждает последний пойманный игрок, который и становится «белым медведем»
Примечание. Пойманный «медвежонок» не может выскальзывать из-под рук окружившей его пары, пока его не осалил «медведь»
При ловле запрещается хватать играющих за одежду, а убегающим выбегать за границы площадки
П/И: «Волк и олени»
Из числа играющих выбирается волк, остальные – олени. На одном конце площадки очерчивается место для волка. Олени пасутся на противоположном конце площадки. По сигналу «Волк!» волк просыпается, выходит из логова, сначала широким шагом обходит стадо, затем постепенно круг обхода сужает. По сигналу (рычание волка) олени разбегаются в разные стороны, а волк старается их поймать (коснуться). Пойманного волк отводит к себе.
Правила игры. Выбегать из круга можно только по сигналу. Тот, кого поймают, должен идти за волком.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ:
«Белый медведь»
Бурый медведь спит под ёлкой в лесу («спят»)
И снится во сне горшок с мёдом ему («потягиваются»)
На Севере белый мишутка бредёт («маршируют»)
Но только как бурый он мёд не сосёт («отрицательный жест пальцем»)
Наш Умка пытается рыбу ловить («зачёрпывают сначала правой, потом левой рукой»)
Чтоб вкусно покушать («жуют»)
И жить – не тужить («довольно разводят руки в стороны»)
«О севере»
Дуют ветры ледяные (дети машут руками вверх)
Горы снежные, крутые (рука поднять вверх, встать на носочках)
Там о лете не слыхали (ладонь прижать к уху, наклоны в стороны)
Там согреешься едва ли (обнять себя руками)
Он не мал и не велик (руки свести и развести в стороны)
Этот снежный материк (хлопают в ладоши на уровни груди)
«У оленя дом большой»
У оленя дом большой, (Руки над головой – изображаем крышу дома)
Он сидит, глядит в окошко. (Правым кулачком подпираем щёчку, левой рукой поддерживаем правую)
Зайка по полю бежит, (Бег на месте)
В дверь к нему стучит: (Топот ногами, руки на поясе)
«Тук-тук, дверь открой, (Имитация стука в дверь поочерёдно каждой рукой)
Там в лесу охотник злой». (Руки на поясе, поворачиваемся вправо и влево)
«Зайка, зайка, забегай! (Зазывание движения рукой)
Лапку мне давай». (Протягиваем руки с открытой ладонью)
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
«Отчего у белого медведя нос чёрный»
(юкагирская сказка)
Белый медведь по зимней тундре идёт – его не заметишь. Со льдины на льдину перескакивает – будто ветер снегом кидается. На берегу станет – как кочка, снегом прикрытая. Но всё это только тогда, когда медвежьего носа не видно. Потому что нос у него – чёрный. Кругом всё бело, а чёрный мячик по льдине скачет – медведь бежит. Из-за носа своего остаётся очень часто ни с чем – все от него удрать успели! В давние времена, однако, медведь весь белым был. И нос у него был белый.
Тогда он не только к моржу или нерпе легко подкрадывался, но и к человеку не боялся близко подходить. Охотники в тундру уйдут, а он к стойбищу подходит, женщин и детей пугает, еду крадёт.
Надоело это людям, решили они медведя проучить. Охотники уехали из стойбища – медведь это видел. А вот как они тихо назад вернулись - он не заметил и вздумал, как всегда, сушёной рыбы у людей взять, детей напугать. Пришёл. Тут-то охотники и выбежали ему навстречу. У каждого в руке головешка от костра. Медведь бросился в одну сторону, в другую – всюду охотники, собаки, огонь. Вся шкура у него стала в чёрных пятнах. Но хуже всего медведю пришлось, когда один из охотников горящей головешкой его по носу ударил. И нос стал чёрным. Удрал медведь на самую дальнюю льдину, в океан. Целую зиму там сидел, пятна чёрные сводил. Шерсть новая отросла, белой стала. А нос так навсегда и остался чёрным. Сперва медведь не понял, в чём дело: никого поймать не может! Все от него убегают! Потом сообразил: звери его чёрный нос видят! Теперь, когда медведь к тюленям или нерпам крадётся, он нос лапой закрывает. Вот какой хитрый!
А с людьми с той поры он встречаться не любит. Лучше от них прочь да подальше!
«Почему олень быстро бегает» (эвенкийская сказка).
В давние времена это было, когда много разных птиц в небе летало, зверей в тундре и в тайге бегало. Одни только Олени бегать не умели — туда-сюда ходили по земле и мох-ягель из-под снега добывали. Зимы тогда были теплыми, и Олени не мерзли...Но вот на Землю пришли сильные Морозы с быстрыми Ветрами, начались большие холода. Олени стали мерзнуть и погибать, а что им делать, как спастись — они не знали. Однажды стадо Оленей паслось возле одной высокой горы и к ним подошли такие большие Мороз и Ветер, каких они еще никогда не видели. Мороз говорит им:— Я вас заморожу. Других зверей и птиц не могу заморозить. Они бегают и летают. Их на одном месте поймать не могу. А вы только ходите. И начали Мороз с Ветром вокруг Оленей кружить и свистеть. Олени замерзли и очень испугались, что все погибнут.
И вот один самый большой и умный Олень решил их спасти от Мороза и увел на другое место. Но Мороз с Ветром и туда пришли. Олени ушли еще дальше — Мороз с Ветром опять по следу пришли. Долго так уходили Олени от Мороза и Ветра и научились быстро ходить. На новых местах было много ягеля. Олени зажили весело и сытно. А Мороз и Ветер очень рассердились, что они играют с ними уходят от них и уходят. И тогда к Оленям пришел самый большой Мороз. Олени замерзли и начали от него быстро уходить. Он — за ними следом идет. Олени видят: не отстает Мороз. Они быстро шли-шли — и побежали. Бегут — тепло им. Остановятся — холодно. Бегут — нет Мороза, отстал Мороз. Остановятся — Мороз с Ветром догоняют. Олени еще быстрее побежали, и Мороз с Ветром надолго от них отстали. От бега Олени согрелись и решили от Мороза с Ветром каждый раз убегать очень быстро и далеко-далеко...
Так Олени научились быстрее всех в тундре бегать, так быстро и далеко, что ни Мороз, ни быстрый Ветер не могут их догнать.
Старые эвенки говорят: «Быстрее Оленя в тундре никто не бегает, никакая птица не летает. Птица летит, летит — на землю садится: отдых ей нужен. А Олень день бежит, два бежит, три бежит, потом еще бежит... Никому за Оленем не угнаться. С Ветром наперегонки бегает и обгоняет его. Олень бежит — тундра под копытами гудит, как бубен...»
Г. Снегирев «К морю».
Пингвины с утра идут к морю. Перебираются через ущелья. По ровному месту идут гуськом. С гор катятся на брюхе. Первый пингвин ляжет на живот — и вниз, за ним второй, третий — и покатились...
Внизу отряхнутся, выстроятся в цепочку и снова в путь. Молча идут они, все в ногу, серьёзные.
Придут пингвины на крутой берег, посмотрят вниз и загалдят: высоко, страшно! Задние на передних напирают, ругаются: надо прыгать!
«Белёк». Геннадий Снегирев.
Куда ни глянешь, вокруг одни льды. Белые, зеленоватые, блестящие на солнце. Я стал вглядываться в узкую полоску воды, которую разрезал во льдах наш корабль.
И вдруг я увидел два чёрных глаза. Они смотрели на меня со льдины, медленно проплывавшей мимо.
— Стой! Стой! Кто-то за бортом! — закричал я.
Корабль замедлил ход и остановился. Пришлось спустить шлюпку и вернуться к льдине.
Льдина была покрыта искрящимся снегом. И на снегу, как на одеяле, лежал белёк — детёныш тюленя.
Тюлени оставляют своих малышей на льду, и только утром приплывает к бельку мать, покормит молоком и опять уплывает, а он весь день лежит на льдине, весь белый, мягкий, как плюшевый. И если бы не большие чёрные глаза, я его не заметил бы.
Положили белька на палубу и поплыли дальше.
Я принёс ему бутылочку молока, но белёк пить не стал, а пополз к борту. Я оттащил его обратно, и вдруг из его глаз покатилась сначала одна слеза, потом вторая, и так и посыпали градом. Белёк молча плакал. Матросы зашумели и сказали, что надо скорее положить его на ту льдину. Пошли к капитану. Капитан поворчал-поворчал, но всё же развернул корабль. Льды ещё не сомкнулись, и по водяной дорожке мы пришли на старое место. Там белька снова положили на снежное одеяло, только на другую льдину. Он почти перестал плакать. Наш корабль поплыл дальше.
«Отважный пингвинёнок». Г. Снегирёв
Однажды я спускался к морю и увидел маленького пингвинёнка. У него ещё только выросли три пушинки на голове и коротенький хвостик.
Он смотрел, как взрослые пингвины купаются. Остальные птенцы стояли у нагретых солнцем камней.
Долго стоял на скале пингвинёнок: страшно ему было бросаться в море.
Наконец он решился и подошёл к краю скалы.
Маленький голый пингвинёнок стоял на высоте трёхэтажного дома. Его сносил ветер.
От страха пингвинёнок закрыл глаза и бросился вниз. Вынырнул, закружился на одном месте, быстро вскарабкался на камни и удивлённо посмотрел на море.
Это был отважный пингвинёнок. Он первый искупался в холодном зелёном море.
Г. Снегирев « Пингвиний пляж».
Около Антарктиды со стороны Африки есть маленький островок. Он скалистый, покрыт льдами. И вокруг в холодном океане плавают льдины. Всюду крутые скалы, только в одном месте берег низкий — это пингвиний пляж. С корабля мы выгрузили свои вещи на этот пляж.
Пингвины вылезли из воды, столпились у ящиков. Бегают по мешкам, клюют их и громко кричат, переговариваются: никогда они не видели таких удивительных вещей!
Один пингвин клюнул мешок, голову склонил набок, постоял, подумал и громко что-то сказал другому пингвину. Другой пингвин тоже клюнул мешок; вместе постояли, подумали, поглядели друг на друга и громко закричали: «Карр!.. Каррр!..»
Тут ещё пингвины с гор прибежали на нас смотреть. Много их собралось; задние на передних напирают и кричат, как на базаре. Ещё бы: ведь они первый раз увидели людей, и каждому хочется вперёд пролезть, посмотреть на нас, клюнуть мешок.
Вдруг слышу, сзади кто-то танцует.
У нас был большой лист фанеры. Он лежал на камнях, и пингвины на нём устроили танцы. Пробежит пингвин по фанере, назад вернётся, ещё раз пробежит, да ещё лапкой притопнет!
Очередь выстроилась — всем хочется потанцевать.
Один пингвин поскользнулся на гладкой фанере и на брюхе проехал, другие тоже стали падать и кататься.
Весь день они танцевали на фанере. Я её не убирал. «Пускай,— думаю,— повеселятся; они, наверное, радуются, что мы приехали».
Вечером пингвины построились в одну шеренгу и ушли. Один пингвин на меня загляделся и отстал. Потом он догнал остальных пингвинов, но никак не мог идти в ногу, потому что всё на меня оглядывался.
ЗАГАДКИ И СТИХИ
В Антарктиде среди льдин Ходит важный господин, В чёрный он одетсюртук, Крылья машут вместо рук. Хоть на шее белый галстук, На ногах надеты ласты. Вы узнали господина, Птицу важную — ... (пингвина)? Там где холод, снег и лед Он медлительный, клыкастый, Лапы у него как ласты, У него клыки, как сабли, Мех короткий, но густой. Угадайте – ка ребятки, Что за богатырь такой. (Морж) Словно царскую корону, Носит он свои рога. Ест лишайник, мох зелёный. Любит снежные луга. (Олень) В Антарктиде среди льдов Этот мишка снежно-белый – Сев на ледяную глыбу, Я ловлю на завтрак рыбу. Белоснежным я слыву И на севере живу. А таежный бурый брат Меду и малине рад. (Белый медведь) Он медлительный, клыкастый, Лапы у него как ласты, И в бассейне зоопарка Зверю северному жарко. (Морж) | С. Махотин |
РАССКАЗЫ ВОСПИТАТЕЛЯ О ЖИВОТНЫХ
Это тюлень. Холодные воды Северного моря омывают каменистый берег. А на берегу, как на пляже, лежат тюлени. У них круглая усатая голова, круглые глазки, а вместо лап — ласты. Спина и бока у тюленя тёмные, в пятнах, а живот более светлый. Передвигаться по земле тюленям очень неудобно. Но зато тюлени очень хорошо плавают. Питаются они рыбой, креветками, крабами, моллюсками. Кроме плотного непромокаемого меха, у тюленя есть под кожей толстый слой жира. Дети тюленей называются «бельки» из-за белого цвета своей шубки.
Северный олень.
Северный олень — житель Крайнего Севера. Ему не страшны ни сильные морозы, ни глубокие снега. У него замечательная шерсть – серая, густая, пушистая, мягкая. Особенно тёплая она становится в зимние месяцы, когда наступают самые лютые северные морозы и бушуют метели. Копыта северного оленя особенные. Они широкие и могут раздвигаться, как растопыренные пальцы. Это позволяют ему быстро перемещаться по рыхлому снегу и болотам. Питается он травой и мхом, который называется «ягель». С давних времен человек Севера приручил оленя. Родители с детства учат своих детей управлять оленями, вылавливать и загонять их. Этому благородному животному обязаны своим существованием все северные народы нашей планеты. Северный олень даёт им пищу, шкуру для одежды и является незаменимым средством передвижения в условиях северного бездорожья. Северные олени отличаются от других своих собратьев тем, что рога есть как у самок, так и самцов. У этих животных широкие копыта. Которые, позволяют им не проваливаться в снег (показ следа копыт). Шерсть у этого животного длинная, густая, и волнистая. Северные олени довольно крупное животное. В длину оно достигает 2 метра, а в высоту 1 метр. Предпочитают эти животные гористые местности. Где много мха и альпийских трав, которые составляют их пищу. Северные олени всегда остаются дикими животными в неволе они становятся более ручными, но маленький недосмотр хозяина – и гордый красавец вновь дичает. Северные народы целиком зависят от оленей, и как правило, вся их жизнь проходит вместе с оленями. Они кочуют вслед за оленями по пастбищам и постоянно заботятся о местах богатой пищей для оленей. На севере богатым человеком считается не тот, у кого много денег, а тот у кого больше оленей.
Пингвин — это птица. Но не все птицы могут летать. Пингвин, например, не летает. В своей белой манишке и чёрном фраке он похож на человечка, ходит на лапках, смешно переваливаясь. Перья у пингвинов короткие, но они плотно прикрывают тело, словно шубка. А главная их защита от морозов и холодных ветров — большие запасы жира под кожей. Пингвины живут большими стаями, вместе растят птенцов. И охотятся тоже компанией — так им легче защититься от врагов: кто — нибудь из них обязательно заметит опасность и предупредит остальных. Очень интересно, что пингвины не вьют гнёзд, а высиживают птенцов в складках живота, держа яйцо с детёнышем на лапках. Пингвины не умеют летать, зато очень хорошо плавают и ныряют. Питаются они рыбой, но в море идут только взрослые пингвины, а детёныши остаются на берегу. Пингвины очень дружны, и это помогает им выжить в суровых условиях севера.
Белый медведь – это главный житель северных просторов. Это самый крупный хищный зверь на Земле. Густая белая шерсть медведя и толстый слой жира предохраняют его от сильных морозов. Белый медведь, не засыпает, т. к. обеспечен пищей круглый год. В начале зимы медведицы выходят с прибрежных льдов и на берегу в снежных заносах роют зимовальную яму, где у них появляются 1-2 медвежонка. Медведица находится в берлоге, пока подрастут дети. Растут они быстро. Затем они покидают остров и перебираются на лед. Белая шерсть делает медведя незаметным среди снега и льда. Она густая и теплая, помогает охотиться на тюленей, подкрадываясь к добыче. Свой черный нос он прячет лапой, чтобы он его не выдал. Шерсть есть и на подошвах лап, она спасает от мороза, они не скользят по льду. Сильные лапы, с острыми когтями, крепкие, острые зубы, помогают поедать добычу. Умеет хорошо нырять и плавать под толстым слоем льда. На пальцах есть плавательные перепонки. Самое главное у него тело покрыто толстой шкурой и толстым слоем жира. Белый медведь - хорошо плавает, ныряет, бегает, охотится, очень подвижен, хорошо лазает по ледяным стенам.
Составить сравнительный рассказ о белом и буром медведях (составление сложносочиненных предложений с союзом а).
Бурый медведь живет в нашем лесу, а белый ... .
У бурого медведя шерсть коричневая, а у белого ... .
Бурый медведь ест малину, мед, рыбу, а белый ... .
Бурый медведь спит в берлоге, а белый ... .
Составить рассказ о животном по плану.
1.Кто это? 2.Где живёт? 3.Внешний вид (части тела). 4.Чем питается? 5.Как защищается от врагов?
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Конспект НОД по ФИЗО «Путешествие на Северный полюс»
Цель: Укреплять и сохранять здоровье детей через физкультурное занятие.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Дети заходят в зал под музыку (Марш).
Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся на Северный полюс? (Да). А на чем можно туда добраться? (Ответы детей). Я предлагаю полететь на волшебной снежинке, но до нее надо добраться. (построение в колонну).
I часть:
На дворе мороз и ветер А у нас гуляют дети Руки выше поднимаем
(Ходьба на носках) /Тянемся выше, спину выпрямляем, смотрим прямо/
На носочках все шагаем Голову не опускаем
Дышим носиком легко и Вдыхаем глубоко.
Теперь спину выпрямляем И на пяточках шагаем (Ходьба на пятках) / Руки за голову, шире локти/
Скрестно мы теперь шагаем (Ходьба скрестным шагом, 2 руки работают) /Ноги при ходьбе не сгибать/
Руками ветки раздвигаем Дружно Змейкой мы шагаем (Ходьба змейкой)
Повернуть не забываем Не боимся мы метели, (Ходьба в полу приседе) /Руки на пояс. /
Мы на саночки присели Чтобы в снег не провалиться (ходьба с высоким подниманием колен (бедра)
Нужно всем поторопиться По сугробам мы шагаем Колени выше поднимаем /цокаем языком/
-А теперь легко бегом (Бег друг за др.) /Дышим носом,, работаем руками/ -Подскоками.
-По диагонали «марш» (2 раза)
-Шагом дружно пошагали и спокойно подышали (Ходьба и восстановление дыхания).
II часть:
-Молодцы, а теперь пора на Северный полюс. В гости к Умке. (Дети подходят к снежинке).
«1,2,3,4,5 начинаем колдовать Ты снежинка закружи,
И на Северный полюс нас принеси» (Вьюга).
-Ой, ребята, как здесь холодно! Давайте немного разогреемся, чтобы не замерзнуть.
О. Р. У. (на экране появляются животные по очереди).
-Первая нас встречает Полярная сова.
1. «Полярная сова» / Следим за осанкой / *8 раз*
И. п. стоя, руки опущены вдоль туловища, ноги вместе.
1- руки в стороны голову повернуть вправо;2- и. п.
3- руки в стороны голову повернуть влево;4- и. п.
2. «Северный олень» / Выпрямляем спину / *8 раз*
И. п. сидя, ноги «по-турецки», руки скрещены над головой «рога»
1 — наклон к коленям; 2 — и. п.
3. «Белые медведи» /Выпрямляем спину/ *8 раз*
И. п. сидя, ступни сомкнуты, обхватить стопы ног снаружи.
1- разогнуть и вытянуть в сторону правую ногу и правую руку;2- и. п.
3- разогнуть и вытянуть в сторону левую ногу и левую руку;4- и. п.
4.«Ловкий песец» *4 раза, по 2 на каждую ногу*
И. п. стоя на коленях и ладонях.
1- поднять правую (левую) ногу согнутую в колене,2- выпрямить.
3- согнуть.4- и. п.
5. «Тюлень» / Ноги прямые, напряжены при выполнении / *4 раза*
И. п. Лежа на животе, руки сложены под подбородком, ноги прямые;
1 – поднять прямые ноги вверх,2 — развести в разные стороны,
3 — сомкнуть ноги вместе,4 – и. п.
6. «Морж» *4 раза, по 2 на каждую сторону*
И. п. лежа, руки вдоль туловища, ноги прямые.
1 – переворот туловища вправо,2 – и. п.
3 – переворот влево.4 – и. п.
7. «Озорной зайчик»
И. п. ноги и руки свободно.На счет 1-8 прыжки кто как хочет(2р).
-Посмотрели звери на нас и разбежались по своим делам.
- Ну, а мы 1,2,3,4,5 начинаем все играть.
-Я предлагаю поиграть. Разделимся на две команды. (Дети придумывают название)
ЭСТАФЕТЫ:
- «Поможем Белому медведю перенести сугроб»
- «Переведи пингвинов на льдину»
- «Добеги до айсберга»
Воспитатель: я очень рада, что вы справились со всеми испытаниями и вот вы, здесь. А еще я вам приготовила сюрприз, но сначала отгадайте загадку:
«Как красивы полюса, Там сверкают небеса! Яркий всполох там и тут, Только это не салют.
Сейчас, я покажу вам чудо света, северное сияние! (Показ на ИТК).
Ну, а нам ребята пора возвращаться в детский сад.
Берем снежинку
- «1,2,3- ты назад нас унеси!». (Вьюга)
-Понравилось путешествие, что в нем запомнилось?- Спасибо за внимание. До новых встреч.
Дети уходят под музыку (Марш).
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Рисование сюжетное для детей старшего дошкольного возраста «Северные олени».
Программное содержание:
1. Продолжать учить детей передавать в рисунке образ оленя: ветвистые рога, тонкие ноги, короткий хвост, туловище с шеей вместе.
2. Закрепить разные способы кистью: всей кистью, концом кисти, тычком (снег, ягель).
3. Уточнить и расширить знания детей о северных оленях.
4. Воспитывать интерес к изобразительной деятельности.
Ход занятия:
1. Вступительная беседа.
- Ребята, я сейчас загадаю вам загадку. Если вы ее отгадаете, то узнаете, о чем пойдет речь на занятии.
От рогов ветвистых, стройных На снегу заметна тень. Кто бежит к нам с ветром споря? Это северный … (олень)
- Почему вы думаете, что это олень?
- Посмотрите на картинки. Что вы можете рассказать о том, как выглядит северный олень.
Дети называют части тела оленя, их форму, расположение и назначение.
Обобщение:Это очень красивое, гордое, выносливое животное, небольшого роста, у оленей овальное туловище вместе с шеей, тонкие сильные ноги, короткий хвост, красивые ветвистые крепкие рога, ими он защищается от врагов. Крепкими копытами олень разгребает снег, добывая корм – олений мох ягель. Стада кочуют с места на место в поисках корма вместе с оленеводами. Олень может бежать по глубокому рыхлому снегу, не проваливаясь. У него теплый густой мех, из которого шьют одежду и обувь. Про оленя говорят: «Олень возит, олень кормит, олень одевает».
Показ:
1. – Какого цвета шерсть у оленя? (серая) Надо приготовить серый цвет.
2. рисуем самую большую часть тела – туловище.
3. голову, в зависимости оттого, что будет делать ваш олень: наклониться или поднимет.
4. шея, соединяем голову с туловищем
5. уши (примакиванием)
6. тонкие, ветвистые рога. (есть и самца и у самки)
7. короткие ноги, на концах которых широкие копыта
8. жесткой кистью белым цветом дорисовываем гриву, которая растёт сверху.
9. глаз
Физминутка.
Мы шагаем по сугробам, по сугробам крутолобым.
Поднимай повыше ногу, проложи другим дорогу.
Очень долго мы шагали, наши ноженьки устали.
Сейчас сядем, отдохнём, а потом гулять пойдём.
- А сейчас вы нарисуете картинку «Северные олени».
2. Деятельность детей. Индивидуальная работа во время рисования: советы, уточнения, напоминания.
3. Заключение. Дети раскладывают работы на полу, рассматривают, делятся впечатлениями: чей рисунок понравился и почему.
Олени чуткие бегут стремительно Путем нехоженым еще никем,
Им тундра белая неутомительна, Им горы дальние – невдалеке. (А. Баженов).
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Занятие-беседа «Тюлени. Морские обитатели»
Цель:
- расширять знания детей о тюленях;
-воспитывать у детей интерес к жизни животных, вызывать желание беречь обитателей Белого моря.
Ход занятия:
Звучит фрагмент аудиозаписи шум волн. Дети находятся на ковре. Воспитатель: Ребята, представьте, что мы находимся на берегу моря. Что мы слышим?
Ответы детей.
Воспитатель: А вы были на море? Ответы детей.
Упражнение «Морской воздух».
Носик принюхался. Пахнет морским воздухом.И увидели мы море, Красивое, большое. Неспешные волны Белого моря плавно покачивают водную гладь. А на берегу, как на пляже, лежат странные звери, тюлени. Ребята, мы с вами продолжаем наше знакомство с этими морскими животными. Хотите узнать о них подробнее?
Ответы детей.
Ребята, посмотрите, кто это на нас смотрит из-за льдины?
Ответы детей.
Белое море - это природная среда обитания тюленей и они выбирают льдины не случайно - здесь они чувствуют абсолютную безопасность. Эти животные часто совершают путешествия вместе с дрейфующими льдами. Тюлени охотно отдыхают на льдинах, спокойно растянувшись. У тюленей удлинённое тело, короткая шея. Где больше любят находиться тюлени?
Ответы детей.
Воспитатель: Да, большую часть времени проводят в воде, быстро в ней передвигаются и ловко ныряют. Передние ласты у них действуют, как весла, а задние - как руль. В воде тюлени издают неслышные сигналы, при помощи которых они обнаруживают добычу. Тело тюленя покрыто шерстью состоящей из коротких жестких волос и толстым слоем жира. У тюленей рождается по одному белому детенышу. Вскармливают они их молоком. Тюлени питаются водными организмами, рыбами.
Воспитатель: Тюлени любит лежать на берегу неподвижно, особенно когда греет солнце.
Какие правила надо соблюдать с тюленем?
Ответы детей:-нельзя кормить;- нельзя трогать;
Воспитатель: Правильно.
Физкультминутка: «Море волнуется раз».
Воспитатель: На льдинах, где живут тюлени, видны черные полосы воды, это тропы, по которым двигаются тюлени. А как вы думаете, тюленям холодно в море?
Ответы детей.
Предлагается проблемная ситуация:
Ребята, если бы вода замерзла, то что бы сделали тюлени?
Ответы детей:
Тюлени делают отверстия во льду, чтобы через них лазать на льдины и там спать.
Воспитатель: Верно. Как мы с вами говорили, тюлени обитают неделями на море и могут совершать все свои дела в воде. Слой толстого жира защищает тюленя от холода, мороза.
Почему, ребята? Как вы думаете?Ответы детей.
Благодаря очень плотной коже и толстому слою жира у тюленей жир скапливается под кожей и как пленка, сохраняет тепло, не даёт промокнуть.
Воспитатель: Правильно. В холодной воде жир не пропускает тепло животного наружу, а оставляет внутри. Благодаря этому тюлени могут плавать не переохлаждаясь.
Воспитатель:
В далекой северной стране,Где долгий зимний день,В студеной плещется волнеМаленький тюлень.
Воспитатель: Ребята, что интересного вы узнали? Что вам запомнилось больше?
Я вас попрошу, спросите у родителей - знают ли они о том, что оберегает тюленя от холода. Расскажите. Я думаю, им тоже будет интересно.
Ребята, на память о нашем занятии я подарю вам раскраски о тюленях.
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
Занятие по аппликации в подготовительной группе: «Пингвин».
Программные задачи:
- Учить вырезать пингвина, используя прием силуэтного вырезывания и знакомые приемы.
- Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги; правильно пользоваться ножницами и оборудованием для аппликации.
- Развивать глазомер; познавательные процессы; мелкие мышцы пальцев рук.
- Воспитывать желание работать с бумагой; умение оценивать как свою работу, так работу своих товарищей.
Предварительная работа:
Чтение рассказов об Антарктиде; рассматривание иллюстраций с изображением пингвинов; рассказ воспитателя о пингвинах, их среде обитания.
Оборудование:
Демонстрационный материал – образец; чертеж-схема последовательности вырезывания; иллюстрация пингвина; оборудование для показа.
Раздаточный материал – лист бумаги голубого цвета с нарисованной на нем льдиной; черный и белый прямоугольники; обрезки бумаги для дополнения работы; оборудование для аппликации.
Ход занятия: Воспитатель загадывает детям загадку:
Эта птица не летает В Антарктиде обитает. А одета, в черный фрак С белою рубашкой.
Может плавать и нырять, Вперевалочку шагать. (пингвин)
- Да, правильно, это пингвин. Посмотрите, какой он важный (показ иллюстрации пингвина)
- Ребята, Г.Снигерев написал очень много рассказов о пингвинах. С одним из них я хочу вас познакомить. Называется рассказ «Пингвиний пляж» (чтение рассказа).
Вопросы по содержанию:
- Как называется рассказ?- Кто его написал?- Про кого рассказ?- Где жили пингвины? (на острове, около Антарктиды)- Как в рассказе называется место обитания пингвинов? (Пингвиний пляж)
- Как пингвины встретили людей, которые приплыли к ним в гости? (они столпились у ящиков, громко кричали, переговаривались, клевали мешки)
- Что пингвины устроили на листе фанеры? (танцы)
- Как об этом говорится в рассказе? (пробежит пингвин по фанере, назад вернется, еще раз пробежит, да еще лапкой притопнет!)
Физминутка «Веселые пингвины».
- Кто может описать пингвина. Что есть у пингвина; какого цвета голова, спинка, животик, крылья, лапы, клюв?
- Сегодня на занятии я научу вас вырезать из бумаги пингвина.
- Посмотрите как я вырежу пингвина из бумаги, используя прием силуэтного вырезывания, т.е. сразу вырежу хвост, спинку, голову, клюв, крылья. Лишь животик я вырежу отдельно.
- Ставлю ножницы в нижний правый уголок черного прямоугольника, начинаю вырезать хвостик, слегка закругляя, затем ножницы бегут вверх, после чего закругляем головку. Ножницы поворачиваю к спинке и затем делаю разворот и вырезаю треугольное крылышко. Когда крыло готово, ножницы возвращаются к хвостику и заканчивают его. Потом вырезаю животик – белый овал. После чего выкладываю детали на листе, а затем наклеиваю. Дополняю работу клювом и лапами.
Закрепление.
- Что будем вырезать?
- Какой прием вырезывания используем?
- Кто может рассказать, с помощью чертежа о последовательности вырезывания пингвина?
Самостоятельная работа.
В процессе деятельности детей воспитатель поощряет самостоятельность, аккуратность, творчество. Тем детям, которые затрудняются в работе, воспитатель оказывает помощь.
После самостоятельной работы дети рассматривают работы.
- Что учились вырезать?
- Какой прием использовали в работе?
- Найдите самого веселого пингвина; какой пингвин больше всего похож на настоящего; есть ли грустный пингвин на льдине; смешной?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексно-тематический план образовательной работы в подготовительной группе
В данной работе представлен подробный комплексно-тематический план образовательной работы для подготовительной группы детского сада....
Комплексно- тематический план образовательной работы в подготовительной группе .Февраль
мини- проекты: " Инструменты", " День защитника отечества", " Транспорт. Дорожные знаки и правила"...
Комплексно-тематический план образовательной работы в подготовительной группе
Комплексно-тематическое планирование в соответствие с ФГОС...
Примерный комплексно-тематический план образовательной работы в подготовительной группе №3 ГБДОУ №43 по теме: "Космос"
Примерный комплексно-тематический план образовательной работы в подготовительной группе №3 ГБДОУ №43 по теме: "Космос"...
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА НЕДЕЛЮ Подготовительная группа Тема недели: «Мой город»
Цель: создание условий для развития познавательного интереса дошкольников к изучению родного города, его истории, достопримечательностей.Задачи:Обучающие: обогащать представления детей об ...
КОМПЛЕКСНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА НЕДЕЛЮ Подготовительная группа «Золотая рыбка»Тема недели: «Космос»
Тема недели: «Космос»Цель: создание условий для уточнения и закрепления у детей представлений об основных планетах солнечной системы, о космосе, о п...
КОМПЛЕКСНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА НЕДЕЛЮ Подготовительная группа «Непоседы»
КОМПЛЕКСНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА НЕДЕЛЮПодготовительная группа «Непоседы»...