Проект "Зимующие птицы"
проект (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Проект
«Зимующие птицы»
Актуальность.
В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Зимнее время – это не только веселые праздники, оживленное катание с горок, отчаянная игра в снежки, но и крепкие морозы с пронизывающим ветром. В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.
Наша задача - познакомить детей с птицами, зимующими в нашей местности, с их видами и особенностями; научить заботиться о птицах, помогать им в холодное зимнее время.
Тип проекта: информационно-творческий.
Вид проекта: групповой.
Продолжительность: краткосрочный.
Возраст: 6 - 7 лет.
Участники: педагог, дети и родители подготовительной группы.
Этапы проекта
1 этап – подготовительный
- обсуждение целей и задач воспитателями, детьми, родителями;
- создание необходимых условий для реализации проекта;
- перспективное планирование проекта.
2 этап – основной (практический)
- внедрение в воспитательно-образовательный процесс методов и приёмов на расширение знаний детей о зимующих птицах;
- продуктивная деятельность детей.
3 этап – заключительный
- презентация проекта,
- отчёт о проведении акции «Помоги птицам!».
Реализация проекта
1 этап
Цель: расширение и обогащение знаний о зимующих птицах.
Задачи:
1. Закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц.
2. Способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей воспитанников
3. Привлечь воспитанников и родителей к помощи птицам в трудных зимних условиях.
Ожидаемый результат:
1. Расширение кругозора детей о зимующих птицах.
2. Улучшение предметно-развивающей среды.
3. Активное участие детей и родителей в выставке «Лучшая кормушка для птиц»
2 этап
Основной (практический)
Мероприятие | Задачи |
Формирование целостной картины мира«Знакомые незнакомцы»,чтение Б.Брехт «Зимний разговор через форточку» | Воспитывать заботливое отношение к птицам. Закрепить знания о приспособленности птиц к зимнему периоду. Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью птиц. |
Наблюдение за воробьями.Чтение С.Есенин «Поёт зима – аукает» | Уточнить представления детей о повадках воробьёв, отметить, в какое время года они прилетают к кормушке, какой корм предпочитают, как долго находятся на кормушке. Предложить детям проверить правильность народной приметы «Если воробей нахохлился – к морозу, перышки приглажены – к теплу». Обсудить с детьми, почему в морозы воробей сидит, нахохлившись. |
Беседа «Птичья столовая» | Поговорить с детьми о важности их работы по подкормке птиц; учить чувствовать себя причастным ко всему живому. Воспитывать бережное отношение к птицам, ответственность; поощрять стремление приносить пользу, помогать птицам зимой. |
Трудовая деятельность: подкармливание птиц. | Предложить желающим взять на себя ответственность за очистку и наполнение кормушки, учить подбирать корм с учётом того, какие птицы прилетают на участок. Предложить пояснить, почему особенно важно подкармливать птиц после сильного снегопада и гололёда. Поощрять стремление заботиться о птицах. |
Работа в кружке «Волшебный пластилин»: «Птицы на ветках» | Расширять представление детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни птиц. Учить передавать свои наблюдения за живой природой в художественно-изобразительной деятельности, создавать картины из тонких пластилиновых жгутиков. Научить изображать снегиря и синицу, передавать особенности внешнего облика. Развивать композиционные навыки. |
Конструирование: «Голуби» (оригами) | Воспитывать у детей бережное отношение к птицам. Закреплять знания детей о птицах, прилетающих на участок. Вызвать желание сделать голубя в технике – оригами. Закреплять умение детей работать с бумагой, складывать лист в разных направлениях. |
Чтение В.Бианки «Птичий год: зима»,М. Н. Богданова «Домашний воробей» | Знакомить детей с новыми литературными произведениями, продолжать формировать умение поддерживать беседу по содержанию прочитанного, воспитывать у детей любовь к окружающему, желание помочь птицам. |
Рисование«Как мы кормили птиц» | Воспитывать у детей заботливое отношение к птицам. Закреплять знания о приспособленности птиц к зимним условиям. Развивать самостоятельность в выборе изобразительных средств (цветные карандаши, краски, восковые карандаши). Развивать композиционные умения. |
Настольные игры:«Зимующие птицы», «Собери картинку», лото «Птицы» | Закреплять представление о зимующих птицах, их внешнем виде. |
Подвижные игры:«Воробьи и кошка», «Перелёт птиц», «Птички в гнёздышках» | Формировать представление о птицах и их повадках. Упражнять в прыжках на двух ногах. Развивать координацию движений, умение ориентироваться на площадке. |
Дидактическая игра «Что хорошо, что плохо? | Воспитывать у детей бережное отношение к птицам, желание заботиться и них, помогать им. |
Работа с родителями:
Выпуск листовок, буклетов: «Покормите птиц зимой!», «Помоги птицам»
Организация выставки «Лучшая кормушка для птиц».
3 этап - заключительный
- Оформление результатов проекта в виде презентации,
- представление отчёта по проведению акции «Помоги птицам!»
Отчёт о проведении акции «Помоги птицам!»
В акции приняли участие: дети подготовительной группы, воспитатель Гындыбина Е.В. родители воспитанников.
На территории ДОУ было развешано 8 кормушек изготовленных родителями из различных материалов: деревянные кормушки-домики, кормушки из коробок, из пластиковых бутылок.
В период проведения акции проводилась следующая работа:
- Ежедневное кормление птиц;
- Наблюдение за их поведением;
- Использование разных кормов;
- Учет количества птиц, их видов.
Освоение кормушек первыми начали синички. Сначала они подлетали с опаской к кормушкам, долго оглядывались, но постепенно освоились и перестали бояться детей. Воробьи прилетали небольшой стайкой. На кормушке они дерутся, кричат, спорят из-за корма. Если к кормушке прилетали синицы – воробьи улетали, как бы уступая им место. Прилетали к кормушке снегири. Вели себя настороженно и при малейшем приближении детей улетали прочь. Сороки и вороны прилетали по одиночке, на кормушки не садились. Они собирали корм внизу, под кормушками. Прилетали стайкой голуби. Корм собирали под кормушками, иногда подходили к детям на расстояние до двух метров. Свиристели прилетали на участок в отсутствие детей, на кормушки не садились.
За время проведения акции к кормушкам прилетали:
- Синицы – 7;
- Снегири – 3;
- Воробьи – 8;
- Вороны – 5;
- Сороки –10.
В результате проведенной работы дети узнали:
- Какие виды птиц остаются зимовать в наших краях, а какие прилетают к нам на зиму;
- Как различить птиц по окраске;
- Какие корма предпочитают птицы.
Были сделаны следующие выводы:
- Птицы становятся заметными и более активными с приходом тепла, чем ярче светит солнце, тем больше птиц на улице, тем они активнее;
- В ветреные дни птицы не прилетают;
- Из кормов голуби и воробьи предпочитают семечки, а синицы – сало;
- Воробьи, голуби, свиристели прилетают стайками, синицы по 3 - 4, сороки, вороны – стайками;
- Кормушку посетили 5 видов птиц;
- За время действия проекта птицы привыкли получать корм, поэтому подкормку необходимо продолжить.
Литература:
- Виноградова Н.Ф. Рассказы – загадки о природе. Книга для детей 5 – 6 лет. М.: Вентана – Граф, 2005.
- Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4 – 7 лет. – М.: Мозаика – Синтез, 2015.
- Гончарова Е.В., МоисееваЛ.В. Технология экологического образования детей поготовительной к школе группы ДОУ. Екатеренбург: Издательство «Центр проблем детства», 2002.
- Дрязгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями: Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1981.
- Иванова А.И. Методика организации и экспериментов в детском саду. М., 2007.
- Кравченко И.В., Долгова Т.Л. Прогулки в детском саду (старшая и подготовительная к школе группы). М., 2013.
- Кондратьева Н.Н. Парциальная программа экологического образования «Мы». СПб., 2008.
- Лучич М.В. Детям о природе. Книга для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1989.
- Марковская М.М. Уголок природы в детском саду: Книга для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1989.
- Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. М.: ИЦ «Академия», 2005.
- Николаева С.Н.Парциальная программа «Юный эколог». Система работы в старшей группе детского сада. – М.: Мозаика – Синтез, 2017.
- Николаева С.Н.Парциальная программа «Юный эколог». Система работы в подготовительной к школе группе детского сада. – М.: Мозаика – Синтез, 2017.
- Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика – Синтез, 2014.
- Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа. – М.: Мозаика – Синтез, 2015.
- Соломенников О.А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика – Синтез, 2005.
- Четыре времени года. Сост. С.Е.Шамаева. – Воронеж, 1990.
- Шорыгина Т.А. Деревья. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. – М.: Гном и Д, 2004.
- Шорыгина Т.А.Птицы. Какие они? – М.: Гном и Д, 2000.
- Шорыгина Т.А.Ягоды. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. – М.: Гном и Д, 2007.
- Шустова И.Б. Азбука. Насекомые России. Книга для чтения детям.– М.:Дрофа, 2007.
- Энциклопедия декоративных и экзотических птиц / Авт. – сост. А.П.Умельцев. – М.: Локид – Пресс, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»
Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...
Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью»
Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью» Цель: закрепить ...
Фотоотчет экологической акции "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!" (Подкормка птиц на участке)
Все кормушки, изготовленные во время акции, были развешаны на участке и была организована регулярная подкормка птиц. Дети заботливо относятся к птицам и ежедневно дежурят в "Птичьей столовой"...
Экологический проект «Птицы, мои птицы! Изготовим дом для птиц!» в средней группе
Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним....
Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы» Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы» Тема: «Весна. Перелетные птицы». Интеграция областей: познание, коммуникация, социализация. Программные задачи: 1. Активизировать слова
Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы»Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы»Тема: «Весна. Перелетные птицы».Интеграция обл...
НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» : создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы» \
НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» Цель: создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы»Задачи:1.Продолжать учить детей узнавать, запоминать и н...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию (рисование) по теме «Птицы синие и красные» (по стихотворению японского поэта Китахара Хакусю «Птица, птица красная») в старшей группе детского сада
Цели: развитие образного восприятия, эстетического чувства – чувства цвета, формирование умения оценивать свои работы, замечать выразительное решение изображения....