Статья "Интегрированные проекты в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников"
статья (подготовительная группа) по теме

Степанова Надежда Геннадьевна

В статье рассказывается о необходимости активизации процесса воспитания патриотизма у дошкольников. Именно в том возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Приоритетным направлением в работе является метод проектной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_o_patrioticheskom_vospitanii_doshkoolnikov.docx19.26 КБ

Предварительный просмотр:

Н.Г. Степанова, музыкальный руководитель МАДОУ «Детский сад №11» г. Курчатова

Интегрированные проекты  

в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников

 «Детство - каждодневное открытие мира и, поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия»

В.А. Сухомлинский

В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма у дошкольников. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для  педагогов это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников. Самое большое счастье для родителей – вырастить здоровых и высоконравственных детей. Общеизвестно, что дошкольники очень эмоциональны. Это эмоционально-образное восприятие окружающего мира может стать основой формирования патриотизма.

В нашем дошкольном учреждении нравственно-патриотическому воспитанию уделяется большое внимание. В этом участвует весь коллектив, создавая атмосферу доброты, терпимости, душевного комфорта. Основой воспитания нравственно – патриотических чувств дошкольников служат такие компоненты, как ценностный, нравственный, исторический. Необходимо, чтобы в основе культуры ребёнка закладывались и формировались ценностные ориентиры и ценностные отношения в семье, близким людям к человеку вообще, к Родине. Нравственный компонент выступает, как ядро духовных ценностей и направляет человеческую активность на утверждение самоценности личности, равенства людей в их стремлении к достойной жизни. Частью исторического компонента является гражданско – патриотическая направленность, которая отражает потребности, мотивы, интересы, установки связанные с гражданско – патриотической культурой. И выступает активной и движущей силой в стремлении к овладению, изучению и сохранению и передаче богатых традиций и исторического прошлого о России, развитию интереса к духовному наследию, познанию малой Родины, самореализации и самосовершенствования как гражданина, служащего своему Отечеству. 

Мы выделяем такие задачи патриотического воспитания дошкольников:

- формирование любви к родному краю (причастности к родному дому, семье, детскому саду, города);

- формирование духовно-нравственных отношений;

- формирование любви к культурному наследию своего народа;

- воспитание любви уважения к своим национальным особенностям;

- чувство собственного достоинства как представителя своего народа;

- толерантное отношение к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям.

Мы используем разнообразные формы работы по реализации задач нравственно-патриотического воспитания:

- создание развивающей среды по гражданско–патриотическому воспитанию;

- тематические занятия;

- беседы о Родине, о родном городе, о природе родного края, о хороших людях, чтение детских книг на патриотические темы, соответствующий подбор песен и стихов для разучивания, просмотр кинофильмов, телевизионных передач для детей, целенаправленные игры ;

- взаимодействие с родителями;

- взаимодействие с социумом (экскурсии по городу, в музей);

- встречи с людьми разных профессий, встречи с ветеранами.

Приоритетным направлением в работе является осуществление инновационных педагогических технологий в организации нравственно-патриотического воспитания дошкольников, включая метод проектной деятельности, как средство реализации новых образовательных стандартов. 

 Мы реализуем личностно-ориентированный, компетентный и развивающие подходы к обучению. Основной целью этой многоплановой, педагогической работы является переход к внедрению новых ФГОС, а сними и новых  технологий. Педагоги понимают, что проектная деятельность – это тот вид педагогической работы, который и будет востребован в связи с реализацией федеральных государственных образовательных стандартов в практику работу дошкольных образовательных учреждений.

         Большие потенциальные возможности патриотического воздействия заключаются в музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношение к природе, любви к Родине, жизнелюбием, чувством юмора. Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое  отношение к уголку Родины, в котором он живет, к великим событиям своей страны, ребенку помогает обстановка праздников и развлечений. Дети учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках, сами не замечая этого. “Музыка – необходимый душевный атрибут человеческого существования”, – так говорил Аристотель. “Дело искусства – сохранять душу”, – это слова нашего современника В. Распутина.

        Мы реализовали  интегрированные проекты по нравственно-патриотическому воспитанию детей. Каждый проект завершался музыкально-литературным спектаклем, в котором участвовали дети, родители и педагоги. «Сказ о родной стороне и русской душе» - это спектакль, посвященный негосударственным символам России, акцент в котором сделан на культуру нашего народа, его традиции. «Легенда о Жар - Птице»  - собирательный образ русского человека на основе народных сказок.  

Чувство любви к родной природе – еще одно из слагаемых патриотизма. Именно воспитанием любви к родной природе, можно и нужно развивать патриотическое чувство дошкольников: ведь природные явления и объекты, окружающие ребенка с его появления на свет, ближе ему и легче для его восприятия, сильнее воздействуют на эмоциональную сферу. В нашем детском саду это достигается разными средствами, в том числе и средствами музыкального искусства. Через восприятие музыкальных образов, вызывающих у детей разнообразные эмоциональные переживания, чувства радости, грусти, нежности, доброты,  мы воспитываем такое же отношение и к образам реальной природы. Завершением проекта «Нет милее родного края» стал спектакль «Лесная Яблонька и Ручеек».

Огромную работу по патриотическому воспитанию мы проводим в год 70-летия Великой Победы. День Победы - великий праздник. Но это и день памяти, скорби и предупреждения: человечество должно сделать всё, чтобы те страшные события никогда не повторились. А наш долг – помнить и передавать память поколениям, выросшим в мирные годы. Неизгладимый след в судьбе страны оставила Великая Отечественная война. Наш народ мужественно прошёл все испытания, с ней связанные, - испытания смертью, голодом, страхом, болью и потерями.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как "долг перед Родиной", "любовь к Отечеству", "ненависть к врагу", "трудовой подвиг" и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей.  Проект, посвященный этой знаменательной дате, завершился спектаклем «Фронтовые письма», эпиграфом которого стали слова: «Я знаю от папы, я знаю от деда, 9 мая пришла к нам Победа!»

Завершать интегрированные проекты авторскими музыкальными спектаклями стало традицией ДОУ. Это событие готовят и ждут как дети, так и взрослые. Впечатления от спектакля остаются в памяти на долгое время, так ка  затрагивают тонкие струны человеческой души, оставляют эмоционально - яркие образы героев. Именно  впечатления о родной природе, об истории родного края, о Родине, полученные в детстве, нередко остаются в его памяти  и на всю жизнь и формируют такие черты характера, которые помогут ему стать  гражданином своей страны.

 И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

В  авторском  сценарии музыкально-литературного спектакля «Фронтовые письма» отражена история девушки Любы, нашей землячки. Которая воевала, была медсестрой и помогала раненым    на фронте,  пропала без вести, но выжила и с Победой вернулась домой. Весь ее фронтовой путь был  отражен в письмах маме, которая с нетерпением ожидала ее возвращения.

В спектакле использовался материал, предоставленный родителями детей всего ДОУ -  фотографии военных лет, письма, награды, снимки довоенного Курска.  На протяжении всего спектакля демонстрировались слайды с этим материалом. В спектакле принимали участие и сами родители – папа и дедушка. Музыка, которая звучала в спектакле, а также исполнялась его участниками, написана курскими композиторами: Г.В.Свиридовым «Весна и осень», «Романс»; Г. Фридом, Г. Чебановым «Курский вальс», Л. Петропольской – Барашкиной «Наш край родной».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА:«Улицы нашего города»Название проекта: «Улицы нашего города»В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответстве...

Тема проекта «Развитие нравственно – патриотических чувств у дошкольников» «Россия – Родина моя!»

Тема проекта «Развитие нравственно – патриотических чувств у дошкольников» «Россия – Родина моя!» Авторы проекта: Клочкова Е.В. Общее руководство: Г.А.Драчёва заведующий МБДОУ детского ...

Тема проекта «Развитие нравственно – патриотических чувств у дошкольников» «Россия – Родина моя!»

Тема проекта «Развитие нравственно – патриотических чувств у дошкольников» «Россия – Родина моя!» Авторы проекта: Клочкова Е.В. Общее руководство: Г.А.Драчёва заведующий МБДОУ детского ...

проект по нравственно - патриотическому воспитанию старших дошкольников "Поклонимся великим тем годам"

Цель: воспитание гражданско-патриотических чувств у детей-дошкольников, воспитание чувства гордости за подвиг своего народа в Великой Отечественной войне, уважения к ветеранам....

Парциальная программа по нравственно – патриотическому воспитанию «Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников» Авторы – составители Заведующий МБДОУ д/с № 31 Бондарева О.В. Старший воспитатель Пи

Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с ж...

Инновационный проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников на основе духовно-нравственных традиций «Моя семья - моя маленькая Родина»

Проект «Моя семья - моя маленькая Родина»Тип проекта: Творческий, фронтальный. Срок реализации проекта: 1год. Участники проекта: дети 4-5лет, средний возраст; воспитатели, родите...

Педагогический проект «Формирование нравственно-патриотических качеств у дошкольников через ознакомление с родным краем»

Педагогический  проект «Формирование нравственно-патриотических качеств у дошкольников через ознакомление с родным краем»...