Тема проекта «Развитие нравственно – патриотических чувств у дошкольников» «Россия – Родина моя!»
проект (подготовительная группа) на тему
Тема проекта «Развитие нравственно – патриотических чувств у дошкольников»
«Россия – Родина моя!»
Авторы проекта: Клочкова Е.В.
Общее руководство: Г.А.Драчёва заведующий МБДОУ детского сада №8
Участники проекта: дети подготовительной группы, родителей воспитанников.
База реализации проекта: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №8 города Каменск-Шахтинский (МБДОУ детский сад №8)
Вид проекта: информационно – творческий
Срок реализации проекта: длительный – 6 месяцев
Цель проекта:
Осуществление комплексного подхода к воспитанию детей в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родной страны – России, её достопримечательностям; воспитание любви и привязанности к родной стране.
Задачи проекта:
1. Знакомство с Москвой – столицей Родины, ее историей, достопримечательностями. Знакомство с другими крупными городами России.
2. Воспитание любви и уважения к своей нации, чувство собственного достоинства как представителя своего народа.
3. Воспитание толерантного отношения к представителям других национальностей.
4. Познакомить детей с государственной символикой: флаг, герб, гимн, язык, традиции.
5. Знакомство с русской культурой, языком, традициями.
6. Знакомство с традициями, языком, культурой людей других национальностей, населяющих Россию.
7. Экологическое воспитание: знакомство с природой России, воспитание любви и чувства прекрасного.
Актуальность темы:
Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия, Российская Федерация, она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее, кто прилагает усилия, чтобы она стала еще краше, богаче, стала бы могучей державой. И каждому из нас надо уметь быть ей полезным. А для этого надо много знать и уметь; с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада, города, а в дальнейшем – и на благо всей страны. Знакомство с большой Родиной – Россией – является третьей основной ступенью нравственно-патриотического воспитания детей. Если человек заботится о Родине – значит, он является ее сыном, значит Россия для него – Родина.
Подготовительный этап:
- подобрать иллюстрации, картины, слайды, аудиозаписи по темам занятий;
- подобрать детскую литературу по тематике проекта;
- подобрать образцы русских народных промыслов;
- разработать сценарий литературно-музыкального праздника «Что мы родиной зовём?»;
- подготовить материал для изобразительной деятельности.
Содержание проекта:
- провести занятия познавательного цикла по ознакомлению с окружающим;
- организовать творческую деятельность детей: игры, рисование, аппликация и т.д.;
- вместе с детьми изготовить макеты: «Животные севера», «Животные средней полосы»;
- предложить родителям вместе с детьми участвовать в организации мини-музея «Умельцы Земли Русской!»;
- привлечь детей и родителей к сбору материала для оформления альбомов: «Москва – сердце России!», «Города России»; фото выставки «Природные просторы нашей страны!»;
- провести литературно-музыкальный праздник «Что мы родиной зовём?».
Реализация проекта:
1 этап – начальный ( сентябрь 2014 год)
Цель: Воспитание любви к своему Отечеству, Родине.
Схема реализации проекта
Форма работы | Содержание | Предполагаемый результат |
Самообразование | Подготовка теоретического материала по знакомству детей с родным городом; работа с родителями по подготовке фотоматериала. | Теоретическая готовность к реализации проекта |
Модель предметно-развивающей среды для занятий с детьми в период ознакомления детей с родным городом | Пополнение развивающей среды фотографиями родного города и рисунками детей.
| Дизайн-проект |
Подбор методического обеспечения | Подбор фотографий | Фотовыставка |
Подготовка методического обеспечения | Подбор дидактических игр | Картотека методического инструментария |
2 этап Формирующий (октябрь2014-декабрь 2015)
Цель: создание научно-методических условий, способствующих реализации проекта и успешного освоения материалом.
Форма работы | Содержание | Предполагаемый результат | Дата реализации
|
Внедрение информационно – творческого подхода в освоении материалом | Разработка перспективно-тематического планирования по работе с дошкольниками в рамках проекта |
|
|
1 часть Тема: «Каменск-любимый город»
| |||
Активизация деятельности детей | Интегрированная образовательная деятельность с дошкольниками
| Формировать у детей образ родного города, представление о Каменск-Шахтинском как о родном городе, воспитывать патриотические чувства | Сентябрь (1,2 неделя) |
Знакомство с поэзией | Чтение стихотворений о городе Каменск-Шахтинский: -Сочинение на тему: "Мой любимый город Каменск-Шахтинский" Автор: Орлова Анна -«Каменск-Шахтинский» Митя Ковалев | Развитие эмоциональной сферы детей, формирование патриотических чувств и любви к своему городу. | Сентябрь (3,4 неделя) –октябрь (1,2 неделя) |
Слушание песни о родном городе | аудиозапись |
|
|
Создание предметно-развивающей среды | Изготовление альбома «Каменск- мой родной город» с фотоматериалами и рисунками детей»; Изготовление стенгазеты «День города» с фотоматериалами. | Обогащение знаний о родном городе; Формирование патриотических чувств.
| Сентябрь (3,4 неделя) –октябрь (1,2 неделя) |
2 часть Блок «Край Донской- казачий»
| |||
Беседа «Наши земляки-казаки-люди вольные» | Далекое прошлое земли Донской;
|
| октябрь (3,4 неделя)-ноябрь (1,2 неделя) |
Прослушивание аудиозаписей казачьих песен. | «Донские напевы» | Знакомство с казачьими колыбельными, песнями. |
|
Рассматривание иллюстраций | М. Астапенко «Славен Дон» |
|
|
Выставка - музей | Каменский краеведческий музей | Знакомство дошкольников с казачьим бытом |
|
Организация мини-выставки «Казачий курень» | Организация в группе мини-выставки «Казачий курень» (Григорий, Аксинья с набором одежды) | Приобщение дошкольников к культурно-историческим ценностям |
|
3 часть «Наша страна Россия» | |||
Тема: «Главный город нашей страны» | |||
Активизация деятельности детей
| Беседа «Москва-столица России» | Расширять представление о столице нашей Родины – Москве.
| Декабрь-январь |
Образовательная деятельность по развитию речи ««Москва — столица России»
| Географическая карта, фотоиллюстрации о Москве (презентация)
| Формирование представления о Москве как о главном городе нашей страны, воспитание гражданско-патриотических чувств.
|
|
Изобразительная деятельность | Рисование на темы: - «Красная площадь, стены и башни московского Кремля»;
|
|
|
Тема: «Русские народные промыслы»
| |||
Мини-музей в предметно-развивающей среде группы | Создание в группе мини-музея с предметами русского народного творчества | Формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к образцам народного декоративно-прикладного искусства. Формирование обобщённых знаний и умений: - умение различать стили наиболее известных видов декоративной живописи: хохломской, городецкой, дымковской, жостовской.
|
|
Изобразительная деятельность | «Узоры на бумаге» Рисование декоративное Оформление лепных фигурок по мотивам дымковской (вятской) игрушки. Освоение узора в зависимости от формы изделия. | Умение создавать выразительные узоры на бумаге и объемных предметах; воспитание при этом чувства формы, ритма, симметрии
|
|
Изобразительная деятельность | «Это голубое чудо – Гжель!» - роспись тарелки | воспитание при этом чувства формы, ритма, симметрии
|
|
Двигательная активность детей | Подвижная игра «Горелки» | Активизировать детей в народных играх |
|
Тема: «Россия-многонациональная страна»
| |||
Образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром | Конспект образовательной деятельности по патриотическому воспитанию «Россия - многонациональная страна»
| Знакомство детей с многонациональным составом населения России, воспитывать уважительные, дружелюбные чувства к людям разных национальностей.
|
|
Активизация деятельности детей | Дидактическая игра «Чей костюм?» |
|
|
Изобразительная деятельность | «Орнаменты для сарафанов и кокошников» «Россия –матушка в кокошнике» предметно-развивающая среда | Расширение представлений детей о русских народных промыслах |
|
Чтение художественной литературы | «Девушка – хвощинка» - якутская народная сказка; «По щучьему веленью» - русская народная сказка; - «Язык змей» - марийская народная сказка; - «Девушка на луне» - чувашская народная сказка; - «Красавица берёза» - удмуртская народная сказка; - «Бедняк, волк и лиса» - осетинская народная сказка; - «Девушка – хвощинка» - якутская народная сказка; - «Глупый Кошкли» - эскимосская народная сказка.
|
|
|
Тема: «Города России»
| |||
Активизация деятельности детей | Рассматривание иллюстраций с видами городов России.
| Знание детей о крупных городах России: Санкт – Петербурга. воспитывать патриотические чувства.
|
|
Дидактическая игра |
|
|
|
Чтение художественной литературы | «Этот город Ленинград» Будогоская Л., Владимиров Ю |
|
|
Конкурс патриотического стихотворения и песни «Отечество мое- Россия» | Чтение стихотворения «Русский лес» Песня «О земной красоте» | Воспитание патриотических чувств |
|
Тема: «Климатические зоны России»
| |||
Образовательная деятельность | Знакомство с картой России; её климатическими зонами. | Знание детей климатических зон России. |
|
Дидактическая игра | Игра «С какого дерева листок». |
|
|
Дидактическая игра | «Чей хвост, чья голова» |
|
|
|
|
|
|
3 этап Заключительный
(Февраль 2015год )
Цель: подведение итогов с целью выяснения результатов осуществления комплексного подхода к воспитанию детей в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родной страны – России, её достопримечательностям; воспитание любви и привязанности к родной стране.
Форма работы | Содержание | Предполагаемый результат |
Проектная деятельность | Проектирование содержания образовательной деятельности
| Конспекты интегрированных занятий |
Мониторинг | Проведение сравнительного анализа по результатам диагностики | Диаграмма, таблица |
Портфолио группы | Создание фото выставок воспитанников, альбома рисунко группы | Альбомы |
Анализ деятельности | Осуществление комплексной рефлексии всеми участниками проекта | Выработка стратегии дальнейшей работы |
Педагогическая рефлексия | Обсуждение опыта работы с педагогическим коллективом, показ слайдов по этапам работы, подведение итогов работы | Размещение результатов на сайте ДОУ |
Предполагаемые результаты проекта
· Активное участие в свободной и специально организованной деятельности (включённость в ситуацию);
· Быстрое включение в деятельность со взрослыми и со сверстниками по созданию фотовыставок, альбомов, мини-музея ;
· Организация воспитательно-образовательного процесса на основе модернизированного содержания образования организационно-педагогической деятельности;
· Развитие эмоционально-познавательной сферы детей через интегрированную образовательную деятельность
Итоговые выводы
Формирование понятия малая - Родина с детьми дошкольного возраста:
«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так воспитатель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине». (В.А. Сухомлинский)
Гражданское патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы.
Формирование личности ребёнка, его воспитание начинаются с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он так нуждается.
Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей тёплой, уютной атмосферы. Каждый день ребёнка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, весёлыми играми, интересной деятельностью. Ведь с воспитания чувств привязанности к родному детскому саду, родной улицы, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование ----чувство любви к своему Отечеству.
Восхищение просторами страны, её красотой и богатством возникает, если научить ребёнка видеть красоту вокруг себя.
Работа над проектом способствует не только интеллектуальному, нравственному, патриотическому, воспитанию, но и развивает коммуникативные навыки.
Включение родителей в работу нашей группы детского сада сближает их с детьми, повышает педагогическую культуру, расширяет кругозор. Совместная работа детей и родителей служит залогом дружной семьи.
Приложение 1
Беседа по ознакомлению с окружающим
с детьми подготовительной группы
на тему «Наша страна Россия»
Программное содержание: формировать в воображении детей образ Родины, представление о России как о родной стране, воспитывать патриотические чувства.
Оборудование и материалы: глобус, иллюстрации природы, городов России.
Методы и приёмы: словесный (беседа, художественное слово); наглядный.
Ход беседы:
Воспитатель:
- Ребята, мы с вами живём в самой большой и прекрасной стране на Земле! Как называется наша страна? (Ответы детей).
- Правильно, у нашей страны удивительно красивое, звучное имя – Россия! Давайте повторим его вместе.
- В нашей стране много всего самого удивительного: необыкновенно красивая природа (показ иллюстраций); красивые города (показ иллюстраций); удивительные люди.
- Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия. Кто из вас может показать на глобусе территорию России?
- Вот как много места занимает территория России. Она расположена в двух частях света: в Европе и в Азии (показ на глобусе).
- омывается тремя океанами: Северным Ледовитым, Тихим и Атлантическим (показ на глобусе).
- Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом начинается утро. На одном конце нашей страны может идти снег, а на другом – припекать солнышко.
- Россия граничит с 16-ю государствами. Ни у одной страны нет такого количества соседей.
- Посмотрите на глобус: видите, границы России проходят и по суше, и по воде.
- В нашей стране более тысячи городов.
- Какие города вы знаете? (Ответы детей).
- Самые крупные города нашей страны это Москва, Казань, Нижний Новгород, Санкт-Петербург, Новосибирск (показ иллюстраций)
- А какие реки России вы знаете? (Ответы детей)
- В России очень много рек – Волга, Ока, Енисей, Лена, Обь, Амур.
- Россия - наша Родина! В народе говорят: «Человек без родины не живёт». Родина – это то, что объединяет всех людей, живущих в одной стране. Мы все – россияне. Все горячо любим свою Родину!
- Послушайте, как говорит об этом в своём стихотворении поэт Сергей Александрович Васильев:
Россия…как из песни слово,
Берёзок юная листва,
Кругом леса, поля и реки,
Раздолье, русская душа.
Люблю тебя, моя Россия!
За ясный свет твоих очей!
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей.
Люблю, глубоко понимаю
Степей задумчивую грусть!
Люблю всё то, что называют
Одним широким словом Русь!
- О России, о Родине писали многие поэты. В народе с давних времён любовь к Родине выражалась в пословицах и поговорках.
- А вы, знаете пословицы и поговорки о Родине? (Дети вместе с воспитателем вспоминают поговорки и пословицы о Родине)( - «Родина – мать, умей за неё постоять!»; - «Родная сторона – мать, Чужая – мачеха»;- «На чужой стороне и весна не красна»
Итог беседы:
- Будущее нашей страны России во многом зависит от вас, ребята, от того, как сильно вы будете любить свою Родину, что хорошего сможете для неё сделать, когда станете взрослыми людьми.
Приложение 2
Сценарий литературно-музыкального праздника
«Что мы Родиной зовём?»
(При разработке данного сценария использованы интернет материалы)
(Музыкальный зал украшен детскими рисунками: о Родине, о Москве, о природе. Дети одетые в костюмы народов России, заходят под музыку в зал и садятся на стулья)
Ведущий: - Здравствуйте, уважаемые гости! Сегодня мы собрались здесь на праздник, посвящённый нашей стране, праздникам и традициям её народа.
Ребёнок 1:
- Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.
Ребёнок 2:
- Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.
Ребёнок 3:
- Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём.
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.
Ведущий: - Дети, скажите, как называется страна, в которой мы живём?
Дети: - Россия!
(Звучит гимн России)
Ведущий: - Наша страна имеет свой гимн, государственные символы: герб, флаг, имеет свой главный город – столицу. Ребята, расскажите, что вы знаете об этом.
Ребёнок 4 (герб в руке):
- У России величавой
На гербе орёл двуглавый.
Чтоб на запад, на восток,
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный.
Ребёнок 5 (флажок в руке):
- Флаг России благороден.
Белый цвет – берёзка.
Синий – неба цвет.
Красная полоска – солнечный рассвет.
Ребёнок 6:
- Столица России – Москва.
Москва – это красная площадь.
Москва – это башни Кремля.
Москва – это сердце России,
Которое любит тебя.
(Дети исполняют Песню «Край родной»)
Ведущий: - Ребята, Россия славится своей богатой историей, своими
городами, реками, народными умельцами.
(Дидактическая игра «Назови города России»)
(Дидактическая игра «Назови реки России»)
(Дидактическая игра «Назови русские и татарские праздники»)
Ведущий:
- Города старинные мастерами славятся,
Улицы кузнечные, улицы гончарные,
Площади торговые, праздничные ярмарки:
Матрёшки, пряники, самовары,
Ложки, игрушки, разные безделушки.
Ведущий: - И по сей день ярмарки славятся своими народными умельцами,
промыслами, весельем и задором.
(Выходят дети-коробейники и рассказывают о своих промыслах).
Ребёнок 7:
- Восемь кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах,
На столе у нас живут,
Всех матрёшками зовут.
Ребёнок 8:
- Вот посуда глиняная,
А вот и деревянная,
Для любой хозяйки
Всегда она желанная.
Ребёнок 9:
- А у меня – игрушки забавные:
Барыни важные из Дымково,
Лошадки деревянные – Богородские,
Свистульки звонкие – Филимоновские
Игрушки эти сделаны
Из глины да из дерева.
Мастера их вылепили,
Мастера их вырезали.
В каждую вложили сердце,
Свою душу выразили.
Ребёнок 11:
- Голубизну небесную,
Что сердцу так мила,
Кисть мастера на чашку гжельскую
Легко перенесла.
Ребёнок 12:
- Букеты сказочных цветов
Глядят на нас с подносов звонких
И шёлк волшебных лепестков
И трепет трав в сиянье тонком.
Ребёнок 13:
- А вот платки нарядные,
Из Павлово, Иваново.
Подходите, покупайте,
Своих любимых наряжайте.
(Хоровод «Мы на луг ходили» (музыка – А.Филиппенко, слова – Т.Волгиной)
Ведущий: - Богата Россия и скороговорками, и сказками, и пословицами. Трудовой народ был остёр на язычок, умел научить уму-разуму молодёжь.
(Конкурс народных (русских, татарских, марийских, чувашских и пр.) пословиц среди детей и родителей)
Ведущий: - Народ нашей Родины умел работать, умел и играть.
(Русская народная игра «Заря-заряница»)
(Татарская народная игра «Тюбетейка»)
(Марийская народная игра «Два круга»)
Ведущий: - Вы, ребята, молодцы, повеселились и поиграли от души. Да, богата наша страна традициями, праздниками, великими людьми, событиями. Вам ещё многое предстоит узнать о России.
Если долго, долго, долго
В самолёте нам лететь,
Если долго, долго, долго
На Россию нам смотреть,
То увидим мы тогда
И леса, и города,
Океанские просторы,
Ленты рек, озёра, горы:
Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна,
И поймём тогда, какая
Наша Родина большая,
Необъятная страна.
Ребёнок 14:
- На карте мира не найдёшь
Тот дом, в котором ты живёшь,
И даже улицы родной
Мы не найдём на карте той.
Но мы всегда на ней найдём
Свою страну – наш общий дом.
Ведущий: - Дорогие гости, дорогие ребята, у всех народов нашей Родины есть очень важный обычай: на ярмарках, праздниках угощаться чаем, сладостями, пряниками. Этот обычай жив и по сей день.
(Входит Самовар)
Ребёнок 15:
- Самовар гудит, пыхтит.
Он гудит не уставая
Двести лет уже подряд.
Самовар – душа живая -
Друг веселью, сказке брат.
Приглашаю вас друзья,
Угощу всех чаем я.
Приложение 3
Сочинение на тему:
« Мой любимый город»
Ученица 3 класса «Б» МБОУ СОШ №8
Орлова Анна
Сейчас поведаю о городе любимом,
О том, в котором жизнь моя течет,
О том прекрасном и так сердцу милом,
О Каменске — Шахтинском речь моя пойдет...
Я расскажу, как чуден этот город,
Как землю эту нежно я люблю,
О том, как сердцу этот город дорог,
Душой всей Бога за него благодарю...
О, как прекрасно Каменское утро
Когда еще весь город в полусне,
Поют синицы, солнце утра встретив,
Которым мы обязаны весне!
У каждого счастливого человека есть свой любимый город. Есть любимый город не потому, что они счастливые, а счастливые, потому что у них он есть. Чаще всего любимым городом, посёлком, краем является то место, где человек родился или провёл много времени. Часто любимым городом называют тот, где промчалось детство человека.Ведь именно с детством у большинства людей возникают самые добрые воспоминания. Сколько бы ни было лет человеку, он всегда помнит какие-то моменты из своего детства, а вместе с ними и места, где они происходили, то есть в любимом городе.У каждого любовь к городу проявляется по-разному. Например, поэты сочиняют стихотворения о любимом городе, композиторы пишут музыку, художники рисуют картины, тем самым прославляя город и увековечивая память о нём на многие годы.
Я люблю город Каменск-Шахтинский! С ним у меня связано много воспоминаний, ведь я знаю его вот уже почти одиннадцать лет. Я люблю этот город за то, что он есть и что он именно такой. Есть просто чувство, которое я не могу объяснить словами, а могу лишь провести аналогию с любовью к родителям или к любимому человеку. Ведь мы их любим не за что-то, а просто за то, что они есть.
Однажды меня посетило вдохновение, и я написал стихотворение, в котором я выражаю свои чувства к городу Каменск-Шахтинскому:
Я вижу город, этот город мой,
Родной, прекрасный Каменск!
Люблю тебя я всей душой
За то, что всех ты краше!
Мне нравятся твои дома,
Большой проспект, фонтаны.
Я восхищаюсь пеньем птиц
И красотой весенних улиц.
Я наслаждаюсь каждым днём,
Прожитым в городе моём!
Я горжусь своим городом! В нём двадцать три школы, три профтехучилища, медицинский и педагогический колледжи, химико-механический техникум, а также ряд филиалов вузов Ростова-на-Дону, Новочеркасска и Москвы. Есть несколько библиотек, а главной является Каменская центральная библиотека имени Горького. Имеется краеведческий музей, кинотеатр «Родина», дворец культуры им. Гагарина, городские парки имени Горького и Маяковского, набережная, два пляжа. На центральной площади Труда расположены мемориально-парковый комплекс и дом офицеров. Достопримечательностью города является храм Покрова Святой Богородицы , построенный «всем миром».
Рядом с Каменском находятся места для отдыха на природе: база отдыха «Эльдорадо» и загородный клуб «Мелеховъ», расположенные на берегу Богдановского озера.
Я люблю тебя, мой родной город Каменск-Шахтинский!
Приложение 3
Каменск-Шахтинский
Митя Ковалев
На ладонях донецкой земли,
Затерявшись в степях исполинских,
Где беспечно шумят ковыли,
Расстелился наш Каменск-Шахтинский.
Мы пройдем по знакомым дорогам,
Что для сердца не сыщишь милей!
Вот он Ленин с улыбкою строгой
Среди елей нашел мавзолей.
Вот два танка стоят величаво,
И солдат с рюкзаком на спине.
Здесь хранится бессмертная слава -
Искры памяти в вечном огне.
Вот Гагарина грозное зданье
Нас колонами манит к себе.
Вот фонтан, где впервые свиданье
Сотни пар назначают судьбе.
Мы пройдем по аллеи тернистой,
Что в народе зовется Бродвей.
От заботы людской здесь так чисто,
Что душою вдруг станем добрей.
От креста и до самой Лихой
Атмосферою провинциальной
Разлетелся беспечный покой
Нашей жизни с мечтою хрустальной...
На ладонях донецкой земли,
Затерявшись в степях исполинских,
Где беспечно шумят ковыли,
Расстелился наш Каменск-Шахтинский.
Приложение 4
Конспект занятия по развитию речи
«Москва — столица России»
Цели: Расширять представление о столице нашей Родины – Москве.
Знакомить с достопримечательностями Москвы.
Учить рассказывать о том, что уже знают о Москве.
Воспитывать любовь к Родине .
Развивать связную речь.
Развивать зрительное восприятие сюжетных изображений.
Оборудование: Географическая карта, фотоиллюстрации о Москве.
Ход занятия
1. Воспитатель:
- Мы живем с вами в Великой стране.
- Как называется наша страна? /Россия/
- Россия наша Родина. Родина – это то, что объединяет всех людей, живущих в нашей стране. Мы все – россияне, все горячо любим свою Родину.
Россия… как из песни слово,
Березок юная листва,
Кругом леса, поля и реки,
Раздолье, русская душа.
Люблю тебя, моя Россия,
За юный свет твоих очей.
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей
Люблю, глубоко понимаю,
Степей задумчивую грусть!
Люблю все то, что называют
Одним широким словом Русь. /С. Васильев/
2. На все земле не найти страны больше России. Если посмотреть на карту, то мы увидим, как много у нас рек, озер, городов. /Показ географической карты/
- Какие города России вы знаете?
/Дети называют города/
3. В каждом государстве есть главный город – столица.
- А как называется столица России? /Москва/
В Москве находятся правительственные учреждения, правительство страны, президент.
Наша столица самый большой и крупный город России.
- Кто из вас ребята бывал в Москве? Что вам запомнилось больше всего? /Рассказы детей/
- Что вы знаете о Москве?
В старину люди говорили «Град Москва – все Руси голова»
Москва – один из самых древних городов России.
Город чудный, город древний,
Ты вместил в свои концы
И посады и деревни,
И палаты, и дворцы.
На твоих церквах старинных
Вырастают дерева.
Глаз не схватит улиц длинных…
Это – матушка Москва. /Глинка/
4. Воспитатель :
- Давайте мы сегодня совершим путешествие по Москве. И увидим все своими глазами.
- На чем мы отправимся в путешествие?
/Дети предлагают свои варианты/
- Конечно, лучше всего можно рассмотреть Москву из окон автобуса.
Располагайтесь поудобнее, отправляемся.
Раз, два, три, поспеши
Место ты свое займи.
Не зевай, не скучай,
Лучше все запоминай.
Мы в автобусе сейчас
По Москве поедем,
Что увидим – всем расскажем,
Как домой приедем. /Л. Осипова/
- Москва город древний в далекие времена, на Руси правили князья. Однажды князь Юрий Долгорукий остановился в селении около реки Москва, решил сделать своими эти земли. Он основал здесь и построил крепость – Кремль.
Кремль сначала построен из деревянных бревен. Вот так примерно тон выглядел /показ рисунка/
Враги много раз нападали на Москву и сжигали город.
Потом Кремль построили из белого камня, а потом построили кирпичные стены, которые сохранились до сих пор.
Посмотрите, как выглядит Кремль сейчас. /Показ иллюстраций/
На главной башне Кремля – «Спасской», расположены часы с боем. /Показ иллюстраций/
Это самые большие и самые точные часы нашей страны. Бой этих часов мы слышим по телевизору в Новый год.
- Называются эти часы Кремлевские куранты.
- А вот главная площадь Москвы, она называется Красная площадь. Красная – значит красивая. Посмотри, какая она большая. Здесь проходят праздничные парады, салюты.
На Красной площади находится Покровский собор.
Люди назвали этот храм Собором Василия Блаженного, в честь святого. Посмотрите на него. /Показ иллюстрации/ Когда смотришь на храм, то чувствуешь радость и восторг от красоты, будто расцвел волшебный каменный цветок.
Рядом с собором установлен памятник. На памятнике надпись: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия» /Показ иллюстрации/
Благодарна страна Минину и Пожарскому за то, что они подняли русский народ на борьбу с польскими захватчиками. Они собрали войско, привели его к Москве и выгнали врагов, защитив отечество. За этот подвиг им возвели памятник. Это был первый памятник в Москве.
В Москве воздвигнуто много памятников знаменитым людям : полководцу М. Кутузову, великому поэту А. С. Пушкину, космонавту Ю. А. Гагарину.
- А сейчас давайте выйдем и немного отдохнём.
Физкульминутка
Дорога не тропинка, дорога не канава…
Сперва смотри налево. Потом смотри на право.
Ты налево повернись, другу рядом улыбнись,
Топни правою ногой: раз – два - три,
Покачай головой: раз – два – три.
Руки вверх ты подними и похлопай: раз – два – три.
5. И снова в путь!
- И действительно Москва – очень красивый город. Много веков трудились люди, чтобы сделать ее еще краше.
Есть в Москве и прекрасные старинные памятники архитектуры и современные здания. Посмотрите, какие красивые здания есть в Москве. /Показ иллюстраций/
В Москве на Воробьевых горах был построен первый в России университет имени М. В. Ломоносова. /Показ иллюстраций/
Это самое большое учебное заведение России.
Ни в одном городе России нет такого количества образовательных учреждений. Возможно, многие из нас будут учиться в доном из московских университетов.
Москва сегодня – это огромный город. В котором, множество улиц и переулков, автомобильных дорог и мостов, театров и парков.
В Москве самое протяженное в мире метро. Это целый город под землей, по которому бегут поезда во все концы родной столицы.
7. Итог занятия.
Воспитатель.
Во все времена граждане большой страны искренне восхищались Москвой, любили ее глубоко и преданно. Недаром знаменитый поэт А. С. Пушкин писал «Москва! Как много в этом звуке
Для сердца русского слилось… »
Современные поэты не перестают восхищаться Москвой:
Здесь Кремль
Здесь Воробьёвы горы.
И площадь Красная видна.
Такой большой старинный город.
Гордится им моя страна!
Всем городам она глава
Столицы Родины – Москва. /И. Векшегонова /
И неважно, что мы с вами живем не в Москве, любим мы ее так же сильно, как все россияне, потому что Москва – одна на всех, это наша столица!
Включить запись песни «Москва Златоглавая»
Приложение 5
Конспект образовательной деятельности
по патриотическому воспитанию
«Россия - многонациональная страна»
Подготовительная группа
1.Показываем детям глобус.
-Дети, вы уже знаете, что это такое. (Глобус)
-А что такое глобус? (Это маленькая модель Земли)
-Посмотрите на глобус. Какого цвета больше всего? (Голубого)
-А что обозначает голубой цвет? (Моря, океаны)
Что обозначает зеленый цвет? (Это леса, равнины)
Что обозначает коричневый цвет? (Горы)
А желтый? (Это пустыни)
2. Политическая карта мира.
-Дети а какие страны вы знаете?
(Дети называют страны мира).
3.Игра “Кто, где живёт?”
Америка – американцы
Россия – россияне
Англия – англичане
Франция – французы
Китай – китайцы.
4. Беседа.
Как называется страна в которой мы живем? (Россия , Российская Федерация)
А теперь давайте найдем ее на карте.
Кто сможет показать на карте Россию?
Покажи ее границы.
Наша страна Россия, очень большая, даже можно сказать огромная.
- Конца края не видно. С одного ее конца на другой нужно ехать на поезде около недели.
- Разнообразна природа нашей страны, это серая тундра, зелёная тайга, коричневые горы, белый север. Есть в ней моря и реки известные всем.
- А как зовут нашего президента? ( Владимир Владимирович Путин)
5.Чтение стихотворений о нашей Родине – России.
"Наша Родина".
На широком просторе
Предрассветной порой
Встали алые зори
Над родимой страной.
С каждым годом все краше
Дорогие края
Лучше Родины нашей
Нет на свете друзья!
(Читает ребенок)
***
Мама и Родина очень похожи.
Мама красивая, Родина тоже.
Вы присмотритесь, у мамы глаза
Цвета такого же как небеса.
Мамины волосы, словно пшеница,
Та, что на наших полях колосится.
Много у Родины общего с мамой,
Самой красивой, ласковой самой!
Так и должно быть: что дорого нам –
Напоминает всегда наших мам!
(читает ребенок)
- У каждой страны есть главный город – столица. Назовите столицу России (Москва)
6. Поговорки о Родине, о Москве
1. «Нет в Мире краше Родины нашей».
2. «Везде хорошо, но милее Родины нет».
3. «Одна у человека мать - одна у него и Родина»
4. «Москва – сердце России».
5 «Кто в Москве не бывал, красоты не видал».
6 «В Москве калачи, как огонь горячи».
7. Символы России.
Воспитатель, продолжая разговор, рассказывает детям, что в мире есть много стран, но свою страну везде можно найти по специальным символам, которые есть у каждой страны свои. Педагог спрашивает, какие специальные символы государства они знают (дети отвечают)
Герб Российской Федерации:
- Зачем стране нужен флаг и герб? (объединять людей).
- Что изображено на гербе России? (Орел – обозначает «силу», это значит, что государство, на гербе которого изображен орел сильное и непобедимое.
Но почему у орла две головы? ( Русское государство очень большое и головы орла смотрят на запад и на восток, как бы показывая, что государство большое, но единое).
В центре герба России - герб Москвы.
А почему герб Москвы в центре герба России?
(Да потому что Москва – главный город России, ее столица. всадник убивающий копьем змея - Георгий Победоносец)
- Что означает изображение всадника? (Победа добра над злом).
У каждой страны есть не только герб, но и флаг.
Государственный флаг России:
- Назовите цвета флага нашей страны (Белый, синий, красный)
- Что означают цвета российского флага? (Белый - мир и свободу; Синий - небо и правду, Красный - мужество и отвагу нашего народа)
Рассказывание сказки.
– Я вам расскажу сказку о том, как природа выбирала цвет для флага.
Встретились снег, вода и солнце.
– «Я дам российскому флагу свой чистый белый цвет», – сказал Снег. И на флаге появилась белая полоска.
Вода собрала своих друзей – моря, большие и малые реки, океаны, озера.
Все вместе они решили дать флагу свой глубокий синий цвет. Так на флаге появился синий цвет.
Утром встало красное солнышко. «Я хочу подарить российскому флагу свой самый яркий красный цвет», – сказало Солнышко. И третья полоска стала красной.
Так российский флаг стал трехцветным.
У России флаг трехцветный. По другому называется триколор.
Белый цвет – это цвет мира. Он говорит о том, что наша страна миролюбивая, она ни на кого не нападает.
Синий цвет – это вера, верность.. Народ любит свою страну, защищает ее, верен ей.
Красный цвет – цвет силы. Это кровь, пролитая за Родину.
Чтение стихотворения
Стихотворение о флаге
Белый цвет - березка,
Синий – неба цвет,
Красная полоска – солнечный рассвет.
(Б. Семенов)
(Читает ребенок)
Игра «Найди флаг России» (опиши его)
Игра «Найди герб России» (что на нем изображено)
Еще один символ государства это гимн
Гимн России:
Главная песня нашей страны. Ее исполняют в самых торжественных случаях – во время праздников и других важных событий. Когда спортсмены побеждают на соревнованиях, то поднимается флаг их Родины и звучит гимн их страны. При исполнении гимна все обязательно встают, а мужчины снимают головные уборы.
Звучит аудиозапись первого куплета и припева гимна. Дети встают у стульчиков.. После исполнения садятся на свои места.
8.Города России.
-Кроме Москвы в России очень много городов. Назовите их. (Воронеж, Тула, Саратов, Санкт-Петербург и т.д.)
9. Физкультминутка
Раз – подняться, потянуться, (потянуться)
Два – согнуться, разогнуться, ( наклон вперед, руки на поясе)
Три – в ладоши три хлопка, (хлопки в ладоши)
На четыре – руки шире, (руки в стороны)
Пять - руками помахать, (махи руками)
Шесть - на место сесть опять. ( присесть).
10. Загадка «Я начну, а вы продолжите»
Главное богатство в России живет.
Великий, могучий российский…(народ).
Наша страна - многонациональное государство. В России более 130 различных народов. У каждого народа свои обычаи, традиции, культура и язык.
11. Чтение стихотворения
Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним тайга по нраву,
Другим - степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд.
Один черкеску носит,
Другой надел халат.
Один - рыбак с рожденья,
Другой - оленевод,
Один кумыс готовит,
Другой готовит мед.
Одним милее осень,
Другим милей весна.
А Родина Россия,
У нас у всех одна.
/В.Степанова/
1. Что вы поняли из этого стихотворения?
(Что в России живут люди разных национальностей. Что у каждого народа свой язык и свой наряд – слова из текста).
Самый многочисленный народ-русский почти 80%.. Поэтому основной государственный язык русский.
12. Игра «Народы нашей страны»
А) Найди среди народов разных национальностей – русских.
А как ты догадался?
По внешнему виду – светлые волосы, сарафан, рубашка, кокошник.
Угощение - блины
Главное богатство - непроходимые дремучие леса, в которых водится много пушного зверя, ягод, грибов. Реки полны рыбой.
Б) Найди народы Кавказа.
По внешнему виду – на голове – папаха. Необычная женская одежда. Изображены горы,
Земля необычна плодородна, занимаются садоводством и земледелием, выращивают фрукты и овощи. Народы Кавказа издавна славились как отличные наездники. Очень музыкальный народ
Народы: Дагестанцы, Чеченцы, ,Ингуши, Осетины и т.д.
В) Народы Севера
Догадались по внешнему виду – теплая одежда из меха. Собачьи упряжки. Изображены олени. Жилище-юрта. Северное сияние.
Занимаются разведением оленей, охотой, рыболовством.
Народы: якуты, эскимосы, чукчи, коряки.
Мы с вами назвали только часть народов которые живут в России. Может быть еще кто-то назовет другие народы.
Перечисляем народы России.
12. Подведение итога занятия
Россия- многонациональное государство.
В России живет много разных народов, все они имеют свой язык, одеваются в свои национальные костюмы, имеют свои традиции.
Все мы разные, но мы народы одной большой страны – России. Это наша Родина. Все мы граждане России.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный педагогический проект «Развитие нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников через ознакомление с родным краем, городом»
Материал дает возможность педагогам выделить интересные фрагменты и при желании включиться в работу по их переносу в условия своего коллектива, обновляя образовательную практику. Опыт может быть реали...
Тема проекта «Развитие нравственно – патриотических чувств у дошкольников» «Россия – Родина моя!»
Тема проекта «Развитие нравственно – патриотических чувств у дошкольников» «Россия – Родина моя!» Авторы проекта: Клочкова Е.В. Общее руководство: Г.А.Драчёва заведующий МБДОУ детского ...
Проект "Развитие нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников"
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотами и гражданам...
Тема пректа: «Развитие нравственно – патриотических чувств у дошкольников» «Наша Родина-Россия!»
Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. В связи с этим проблема нравственного – патриотического воспитания дете...
Тема самообразования "Развитие нравственно-патриотических чувств у дошкольников посредством художественного творчества»
Дошкольное детство самое актуальное время чтобы сформировать у детей патриотические чувства, которые помогут сформировать у детей в будущем такие качества как сочувствие, любовь к Родине, желание помо...
Проект ,,Развитие нравственно-патриотических чувств у детей раннего возраста в играх с песком и водой"
laquo;…Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников возможно только с учётом создания условий, которые будут способствовать социализации ребёнка в позитивном ключе, морально-нравственном...
Педагогический проект «Формирование нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников, через знакомство с картой нашей Родины » старшая группа
Дошкольный возраст - период, когда закладываются предпосылки гражданских качеств. Сила Российского государства, процветание его граждан, стабильная экономическая ситуация прежде всего зависят от творч...