Статья "Художественно - эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста на основе русских и японских сказок через проектную деятельность"
консультация (подготовительная группа) на тему
Статья адресована педагогам ДОУ. Материал способствует приобщению детей старшего дошкольного возраста к истокам народной культуры на основе русских и японских народных сказок, развитию творческих способностей, формировапнию эстетического вкуса. Он поможет педагогу обогатить содержание работы с детьми удовлетворить их потребность в познании через проектную деятельность, а также решить задачи, поставленные ФГОС ДО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_shesternina_i._a.doc | 94 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
МКУ «УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МАКАРОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ» САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №2 «АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК» г. МАКАРОВА».
Методическая разработка
Тема: «Художественно – эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста на основе русских и японских народных сказок через проектную деятельность»
Номинация «Год культуры Японии в России»
Подготовила:
Шестернина Ирина Анатольевна,
воспитатель первой категории
МБДОУ «Детский сад №2
«Аленький цветочек» г. Макарова».
694140 Сахалинская область,
г. Макаров, ул. 50 лет ВЛКСМ – 8.
Тел. 8 (42443) 52477
г. Макаров, 2018 год.
АНОТАЦИЯ
Статья адресована педагогам ДОУ. Материал способствует приобщению детей старшего дошкольного возраста к истокам народной культуры на основе русских и японских народных сказок, развитию творческих способностей, формированию эстетического вкуса. Он поможет педагогам обогатить содержание работы с детьми, удовлетворить их потребность в познании через проектную деятельность, а также решить задачи, поставленные ФГОС ДО.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1.ГЛАВА. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ДЕТСКОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ. ЗНАЧЕНИЕ НАРОДНЫХ СКАЗОК…………………………………………………………..5
2.ГЛАВА. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ………………………………………………7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….14
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. На сегодняшний день в системе дошкольного образования появляется множество новых методов работы с детьми. Вместе с этим в связи с внедрением в дошкольное образование ФГОС меняются задачи и цели обучения. Современный образовательный процесс в детском саду немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию познавательных способностей детей[1]. По этому, нам, педагогам и родителям, необходимо так построить педагогический процесс, чтобы он дал наибольший результат в познавательном развитии воспитанников. Реализации этому активно способствует применение в работе с детьми новых современных образовательных технологий, как метод проектов. Метод проектов – это в свою очередь, как инновационная педагогическая технология и один из методов интегрированного обучения дошкольников. Знания, умения, навыки, приобретаемые осознанно в ходе работы над личностно – значимой проблемой, быстро присваиваются и закрепляются ребенком, превращаются в его активный запас знаний и практический опыт, легко переносятся на другие виды детской деятельности [4].
Таким образом, сущность метода проектов заключается в том, что ребенок в процессе деятельности осваивает особое умение – самостоятельно приобретать новые знания [4].
Дошкольный возраст – важный этап в развитии личности ребенка, приобщении его к миру культуры и искусства, общечеловеческих ценностей [5].
Развитие индивидуальности ребенка, развитие его творческого потенциала, основанного на самовыражении, саморазвитии, на сотрудничестве и сотворчестве – приоритетная задача педагога. Она решается, в том числе и в процессе освоения образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» [5].
Необходимым условием развития эстетической культуры личности является использование в педагогической работе произведений народного искусства [5]. Народное искусство – великая сила, которая связывает прошлое, настоящие, будущие. Все, что оставили нам наши предки: народные песни, былины, сказки, должны остаться в нашей памяти [3].
Народное искусство России и Японии богато многообразием форм, обладает неисчерпаемым художественно – творческим потенциалом и является неиссякаемым источником развития художественной культуры [3]. К народному искусству можно отнести и сказки. Веселые и грустные. Страшные и смешные. Они знакомы нам с детства. На земле тысячи сказок, принадлежащих тысячам народов. Народные сказки читать можно и детям, ведь, рассказанные народом, они особенно полезны и интересны: как правило, они основаны на реальных событиях и взаимоотношениях людей. Подобные литературные произведения часто высмеивают человеческие пороки и превозносят доброту, смелость, щедрость и любовь. И очень часто людей в сказках представляют в виде животных или сил природы. Каждая сказка, дошедшая до нас, передавалась из поколения в поколение, и каждый, кто ее рассказывал, привносил в нее что-то свое и новое. Каждая сказка по-своему уникальна и интересна, отражает жизнь того народа, в котором родился [2].
Цель: Приобщение детей к волшебному миру русских и японских народных сказок. Через художественно - эстетическое и личностное развитие ребенка на основе создания модели по внедрению в образовательный процесс детского сада новой современной образовательной технологии – «метод проектов».
Задачи:
1. Формирование мотивационной готовности у всех участников образовательного процесса к апробации новых форм, видов и содержания детской деятельности.
2. Дать детям возможность раскрыть свои способности, обнаружить склонности к творческой деятельности.
- Воспитывать уважение к нравственным ценностям культуре народов России и к культуре народов мира.
1.ГЛАВА. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ДЕТСКОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ. ЗНАЧЕНИЕ НАРОДНЫХ СКАЗОК.
В переводе с греческого проект – это путь исследования. Проект – это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.
Метод проектов возник в начале нынешнего столетия в США и связан с развитием гуманистического направления в философии и образовании, начала которому положил американский философ, психолог и педагог Джона Дьюи (1859 – 1952) и его ученик В.Х.Килпатрик. Они предлагали строить обучение на основе целесообразной деятельности ученика, сообразуя с его личным интересом. Метод проекта привлек, внимание русских педагогов в начале 20 века. Идеи проектного метода в России появились одновременно с разработками американских педагогов. Под руководством С.Т. Шацкого в 1905 году объединилась группа педагогов, использующий проектный метод. Метод преподносился ими как комплексный, реализующий самостоятельность, сотрудничество детей и взрослых, учитывающие возрастные, индивидуальные особенности детей, взаимосвязь педагогического процесса с окружающей средой [4].
При использовании в учебном процессе технологии метода проекта решаются важные задачи: образовательная деятельность не ограничиваются приобретением определенных знаний, умений и навыков, а выходят на практические действия воспитанников, затрагивая их эмоциональную сферу, благодаря чему усиливается мотивация. Дети получают возможность осуществлять творческую работу в рамках заданной темы, самостоятельно добывая необходимую информацию не только из книг, но и из других источников [4].
Одним из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом. Это духовное, нравственное возрождение, которое невозможно без усвоения культурно – исторического опыта народа, создаваемого веками множеством поколений и закрепленного в произведениях народного искусства.
В нашем современном, техногенном мире традиции народа и нравственные правила семьи отошли на второй план, и воспитанием детей занимаются детские сады, кружки и студии по интересам, общеобразовательные школы. Еще недавно мамы и бабушки рассказывали своим маленьким детям сказки, и этим самым они воспитывали их. При укладывании ребенка в постель, мама или бабушка начинали рассказывать разные сказочные истории, суть которых заключалась в нехитрой житейской мудрости, т.е. другими словами народные сказки выступали своего рода инструментом социализации в современном мире. Слушая подробно сказки, ребенок постигал взаимоотношения людей, искал выход из трудных ситуаций и преодолевал различные трудности, и самое главное, учился отличать добро от зла, верить в силу правды и справедливости, что было очень важно в моральном развитии ребенка. Сказки развивают фантазию, мышление, внимание и память [2].
В процессе чтения сказки перед ребенком раскрывается все великолепие и богатство языка. Дети приучаются замечать красоту родного языка, постепенно осваивая его, обогащают свою речь образными выражениями и литературными оборотами. Читая сказку, мы учим, детей замечать художественную форму, выражающую содержание. Чем чаще дети их слышат, тем больше они впитывают гармонию слова [2].
Сказка помогает расширить словарный запас малыша, а также развить связную логическую речь. Благодаря сказкам речь дошкольника становится более эмоциональной, образной, выразительной. Эти волшебные истории способствуют общению, формируют умение задавать вопросы, конструировать слова, предложения и словосочетания.
Благодаря сказкам, прививаются жизненные ценности, формируется характер и привычки малыша, приобретаются хорошие навыки. Так же сказки способствуют психологическому развитию ребенка и его становлению полноценной личности [2].
2.ГЛАВА. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ.
Современные тенденции и стремительные изменения в дошкольном образовании привели к необходимости использования перспективного метода в работе с детьми – метода проектной деятельности. Особенностью ее является специфика организации - необходимость вовлечения родителей воспитанников в совместную исследовательскую работу [4].
Проектирование является одним из средств социального и интеллектуального творческого саморазвития всех субъектов образования (и взрослых и детей) [1].
На современном этапе использование технологии метода проекта в работе детского сада является новой, интересной, доступной для детей дошкольного возраста формой работы. У детей формируются знания, умения, навыки, они легче адаптируются к социальной жизни.
В нашем дошкольном учреждении на протяжении многих лет ведется активная образовательная деятельность посредством метода проектов, благодаря которому дошкольники становятся уверенными в своих силах, снижается тревожность при столкновении с новыми проблемами, создается привычка самостоятельно искать пути решения, учитывая имеющиеся условия.
Основной идеей введения метода проекта в работу нашего учреждения является: осмысление всех положений ФГОС и создание условий для внедрения их в воспитательно – образовательный процесс. Переход на новую примерную воспитательно – образовательную программу « От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А.Васильевой. Обеспечение своим выпускникам гарантии уровня развития, соответствующего государственному стандарту.
Метод проектов используется в работе с детьми, начиная с младшего дошкольного возраста. Нашими педагогами были разработаны мини-проекты различной направленности. Каждый мини - проект рассчитан на определенный возраст дошкольника и реализуется в течение учебного года. Нами в нашей группе на протяжении 2011 - 2018 учебных годов были реализованы проекты: «Безопасная дорога от дома до школы», «Четыре сестрички», «Создание уголка «Наша малая Родина», «Огород на окне», «Морские обитатели», «Бабушкин сундучок», «Волшебный мир русских народных и японских сказок» и т.д.
В результате проведенной работы в проекте «Безопасная дорога от дома до школы» у детей сформировались основы безопасного поведения на улице, они познакомились и стали выполнять основные правилами дорожного движения, а родители стали более внимательно относится к безопасному поведению детей на дорогах и вблизи их.
В ходе реализации проекта «Четыре сестрички» дети знакомились с рассказами, стихами и сказками. С приметами, поговорками и с загадками о природе. Получали знания о сезонных изменениях в природе через устное народное творчество и художественные произведения. Совместно с родителями была создана книга «Времена года».
В результате проекта «Огород на окне» в группе детского сада на подоконнике обустроили огород. Приобрели необходимое оборудование: контейнеры для рассады, пластиковые стаканчики, землю, семена, луковицы. Дети рассматривали луковицы и семена огурцов, тыквы, кабачков, бобы, укропа, петрушки, капусты. Провелись беседы с детьми: «В мире растений», «Все начинается с семени», «Посев семян», «Первые всходы», «Витамины для детей». Дети проводили опыты, эксперименты и результаты наблюдения фиксировали рисунками в календаре наблюдений.
В процессе поисковой деятельности во время проекта «Создание уголка «Наша малая Родина» дети познакомились c историей Сахалинской области и городом Макаров. Дети в процессе работы над проектом много узнали о людях, которые прославили свой город, свою страну. Открытием для детей явилось то, что у города Макарова и Сахалинской области есть свой флаг и герб. Особенно важной явилась работа по ознакомлению детей с музеями города. Дети узнали о музеях родного города: краеведческом, музее «Боевой славы», музее, где находится общеобразовательная школа № 1.
А участие детей в проекте «Морские обитатели» позволило максимально обогатить знания и представления детей о жизни рыб и обитателей моря, развить связную речь, творческие способности детей, поисковую деятельность.
На основании выше изложенного и с целью повышения интереса к сказкам народов России и народов мира, нами был разработан проект под названием «Волшебный мир русских народных и японских сказок», который объединил коммуникативную деятельность в форме литературного творчества и изобразительную деятельность детей (рисование и лепка, аппликация) в единый блок. Его достоинствами являются создание атмосферы игры и творчества, при котором ребенок полностью раскрепощается.
Создание данного проекта актуально, обладает новизной и вызвано потребностью детей, их родителей и педагогов в повышении ручной умелости детей, развитии у них символического мышления, творческого воображения и коммуникативной компетентности.
Паспорт проекта
«Волшебный мир русских народных и японских сказок».
(Подготовительная группа)
Данный проект адресован педагогам дошкольных образовательных учреждений, работающих с детьми старшего дошкольного возраста, родителям.
Авторы проекта: воспитатели - Шестернина И. А., Гнездилова М. А.
Участники: воспитатели, родители и дети подготовительных групп.
Вид: фронтальный, информационно - творческий, среднесрочный.
Продолжительность: 1 месяц.
Актуальность. Сказки любят и дети и взрослые. Они вдохновляют писателей и поэтов, композиторов и художников. По сказкам ставятся спектакли и кинофильмы, создаются оперы и балеты. Сказки пришли к нам из глубокой древности. Рассказывали их нищие странники, портные, отставные солдаты.
Сказка - один из основных видов устного народного творчества. Издавна сказки были близки и понятны простому народу. Фантастика переплеталась в них с реальностью. Живя в нужде, люди мечтали о коврах-самолетах, о дворцах, о скатерти-самобранке. И всегда в народных сказках торжествовала справедливость, а добро побеждало зло. Не случайно А. С. Пушкин писал: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»
Проблема. К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. Большинство родителей не находят времени сесть с ребенком и почитать книгу.
Детская проблема. Какие бывают сказки? Что дети знают о них? Что хотели бы узнать? Как они могут это узнать?
Цель: Воспитывать у детей любовь к русским народным и японским сказкам, как к произведению искусства.
Задачи:
1. Формировать и закреплять знания детей о культурном богатстве русского и японского народа.
2. Прививать любовь и интерес к народным сказкам.
3. Дать детям возможность раскрыть свои способности, обнаружить склонности к творческой деятельности.
4. Воспитывать уважение к нравственным ценностям культуре народов России и к культуре народов мира.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, чтение художественной литературы, речевое развитие. Художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие и физическое развитие.
Предполагаемый результат:
- Детей будут иметь представление о богатстве русской и японской народной культуры, национальных особенностях характера и быта этих народов;
- Родители будут принимать участие в проектной деятельности;
- Реализованы потребности детей в продуктивных видах деятельности.
1. Этап Подготовительный.
1) Включение родителей в проектную деятельность;
Цель: приобщение родителей к участию в проекте.
2) Подбор иллюстраций, информации, художественной, методической литературы. Видеоматериалов, фотографий
2. Этап Содержательный.
Таблица 1.
Области | Содержание | Срок | Участники проекта |
Познавательное развитие Ознакомление с окружающим миром | «Русские народные сказки из волшебного сундучка», «Удивительная страна – Япония», «Мир народных сказок», «Путешествие по сказкам» и т.д. | В течение всего проекта | Воспитатели, дети |
Речевое развитие | Чтение сказок «Василиса прекрасная», «Царевна лягушка», «Волк и лиса», «Снегурочка» и т.д. Японские сказки «Самый красивый наряд на свете», «Журавлиные перья», «Соловьиный Дом», «Отчего у обезьяны короткий хвост» и др. Пересказ сказки «Пузырь, соломинка и лапоть». Творческое рассказывание «Путешествие в королевство сказок» | В течение всего проекта | Воспитатели, дети, родит. |
Художественно – эстетическое развитие | Рисование по сказкам, ознакомление с искусством «Кто рисует рисунки к сказкам», рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам художников-иллюстраторов Е. Рачева, В. Конашевича, | В течение всего проекта | Воспитатели, дети |
Социально – коммуникативное развитие | Обыгрывание сюжетов из сказок: «Волк и Лиса», «Петушок – Золотой | В течение всего проекта | Воспитатели, дети, родит. |
Физическое развитие | Подвижные игры «Водяной», «У старушки у Маланьи», «Гуси – лебеди». Японские народные игры «Японские салки», «Аист и лягушки», «Гонки крабов» | В течение всего проекта | Воспитатели, дети |
3 этап. Итоговый
1. Оформления Центра книги.
2. Инсценировки сказок.
3. Выставка творческих работ.
Список использованной литературы
- Маханева М.Д. «Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольного учреждения» - М.: ТЦ «Сфера», 2001.
- Науменко Г.М. «Народное детское творчество: сборник фольклорных материалов» - М.: ЗАО Изд. Центрополиграф, 2001.
- Смирнова О.Д. «Метод проектирования в детском саду. Образовательная область «Чтение художественной литературы» - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2011.
- Ушакова О.С. «Развитие речи детей 5-7 лет» - ООО «ТЦ Сфера», 2014.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, сказку можно использовать в совместной образовательной деятельности, в повседневной жизни, в индивидуальной работе с детьми. Дети очень любят сказки, так как в них «запрограммирована» их взрослая жизнь. В сказочных сюжетах зашифрованы ситуации и проблемы, которые переживает в жизни каждый человек.
Включение сказки во все виды детской и в том числе проектной деятельности плодотворно влияет на всестороннее развитие ребенка.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.- 112с.
2. Комарова Т. С. Народное искусство детям. – М.: Мозаика-Синтез, 2016.- 224с.
3. Королева Т. В. Занятия по рисованию с детьми 6 – 7 лет. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 112с.
4.Кочкина Н.А. Метод проектов в дошкольном образовании: Методическое пособие. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2012. – 72с.
5. Николкина Т. А. Изобразительная деятельность: конспекты занятий в подготовительной группе. – Волгоград: Учитель. – 131с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья. "Проектная деятельность, как средство эстетического развития детей старшего дошкольного возраста"
В настоящее время проблема художественно - эстетического развития личности, формирования ее эстетической культуры - одна из важнейших задач, стоящих перед образованием вообще и дошкольным образованием...
Консультация для родителей «Использование проектной деятельности в художественно – эстетическом развитии детей старшего дошкольного возраста»
Консультация для родителей«Использование проектной деятельности в художественно – эстетическом развитии детей старшего дошкольного возраста»...
« Духовно – нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста на основе русских народных праздников»
Региональный компонент рабочей программы...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности "Озорники" по содействию художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста через обучение основам хореографического искусства.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности "Озорники" по содействию художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольног...
Конспект интерактивной игры по социально-личностному развитию детей старшего дошкольного возраста на основе русской народной сказки «Колобок».
создание условий, способствующих позитивному социально-личностному развитию дошкольников....
Семинар «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с историческими символами и памятниками Отечества через проектную деятельность»
Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, редко сострадают чужо...
Знакомство детей старшего дошкольного возраста с историческими символами и памятниками Отечества через проектную деятельность
В настоящее время тема патриотизма становится все более актуальной. Находясь практически все время на работе, родители не дают детям подчас необходимой информации о родном крае, о стране, не прививают...