Знакомство детей старшего дошкольного возраста с историческими символами и памятниками Отечества через проектную деятельность
проект (подготовительная группа)

Лукьянова Анастасия Вячеславовна

В настоящее время тема патриотизма становится все более актуальной. Находясь практически все время на работе, родители не дают детям подчас необходимой информации о родном крае, о стране, не прививают любовь и уважение к окружающим. Эта функция ложится на социальные институты, в том числе и на детский сад. Как известно, именно дошкольный возраст – благоприятное время для развития личности ребенка.

Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Чувство к самым близким людям отцу, матери, бабушке, дедушке. И родной дом, и двор, где он не раз гулял - всё это Родина.

Наиболее эффективно воспитание патриотических чувств у дошкольников через метод проекта. Этот метод позволяет задействовать различные виды детской деятельности, привлечь внимание к данной теме не только детей, но и родителей.

В процессе реализации проекта дошкольники узнают много нового о своей родине, о Великой Отечественной войне. У них формируется чувство привязанности, уважения, гордости за свою страну, чувство собственного уважения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл проект27.68 КБ
Файл literatura.docx13.59 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: Знакомство детей старшего дошкольного возраста с историческими символами и памятниками Отечества через проектную деятельность

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ: долгосрочный (год)

ВИД ПРОЕКТА: практико-ориентированный

УЧАСТНИКИ: воспитанники подготовительной группы, воспитатели, родители (законные представители)

АКТУАЛЬНОСТЬ: В настоящее время тема патриотизма становится все более актуальной. Находясь практически все время на работе, родители не дают детям подчас необходимой информации о родном крае, о стране, не прививают любовь и уважение к окружающим. Эта функция ложится на социальные институты, в том числе и на детский сад. Как известно, именно дошкольный возраст – благоприятное время для развития личности ребенка.

Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Чувство родины у ребенка начинается с любви к самым близким людям отцу, матери, бабушке, дедушке. И родной дом, и двор, где он не раз гулял - всё это Родина.

Наиболее эффективно воспитание патриотических чувств у дошкольников через метод проектной деятельности. Этот метод позволяет задействовать различные виды детской деятельности, привлечь внимание к данной теме не только детей, но и родителей.

В процессе реализации проекта дошкольники узнают много нового о своей родине, о Великой Отечественной войне. У них формируется чувство привязанности, уважения, гордости за свою страну, чувство собственного уважения.

Без знания исторических символов невозможно говорить о гражданско-патриотическом воспитании, от знания символов своей страны нужно идти к правам, интересам, достоинствам личности, к обязанности, долгу, ответственности перед обществом и государством.

Символы России нужны как воплощение её истории, отражение настоящего, как выражение патриотизма её граждан и обозначение на международной арене, как её зрительный и музыкальный образ. Отдавая почести символам государства, мы тем самым формируем любовь и уважение к своей Родине, гордость за принадлежность к гражданам России.

В каждой стране существуют официальные и неофициальные символы. К официальным символам во многих странах нашей планеты относятся гимн, герб и флаг. Помимо традиционных символов каждая страна имеет и ряд других национальных символов, которые обозначают специфические для каждой страны историю, культуру и быт - неофициальные символы России. И если человек является патриотом своей Родины, он обязан знать историю официальных и неофициальных символов России.

ГИПОТЕЗА: Любовь к Родине – самое великое и дорогое, глубокое и сильное чувство. Чтобы стать патриотом, человек должен ощутить духовную связь со своим народом, принять его язык, культуру. Родная культура, как отец и мать, должны стать неотъемлемой частью души ребенка. помня об этом, мы стремимся воспитать у детей любовь и уважение к столице Родины, к народным традициям, фольклору, к природе.

ЦЕЛЬ: Формирование у детей представлений o Родине, ее истории, национально–культурных традициях и символах России.

ЗАДАЧИ:

• Пополнить, уточнить и закрепить представления детей о стране - России, ее символике, столице, памятниках Отечества, культуре, народах, традициях, праздниках.

• Дать представление о понятии -Малая Родина. Учить любить своих родителей, дом, село, страну через беседу и рассматривание иллюстраций.

• Воспитывать у дошкольников любовь и уважение к своей семье, городу, краю, стране в которой он живет, гордость за принадлежность к гражданам России.

• Воспитывать чувство достоинства у ребенка как представителя своего народа.

• Воспитывать патриотизм, уважение к культурному прошлому России.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

• Объединить усилий семьи и ДОУ по вопросам формирования у детей нравственно-патриотических чувств.

• Привлечь родителей к совместным познавательно - тематическим мероприятиям.

• Дать представление родителям о значимости совместной деятельности с детьми.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

После завершения проекта дети будут знать:

• Официальные символы России (флаг, герб, гимн России).

• Неофициальные символы России (медведь, береза, ромашка, самовар, балалайка, гармонь, матрешка, хохлома)

• Природу родных мест, любоваться природой, бережно относиться к ней.

• Владеть расширенным словарным запасом по теме;

• Иметь представление о памятных местах родного города и о памятниках отечества;

• Владение детьми знаниями о национальных героях, об истории возникновения праздника, об истории национальных святынь;

• Пополнение словарного запаса детей пословицами, поговорками о своей Родине

Родители:

• Повышение интереса к жизни ДОУ через активное участие в мероприятиях

• Заинтересованность в совместной деятельности

• Чувство патриотизма и уважения к своей родине

• Помощь в создании выставок, музеев, участие в тематических конкурсах.

МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ:

• индивидуально-дифференцированный (каждый ребенок самостоятельно или с помощью воспитателя находит ответы на поставленные вопросы)

• групповой (задействована вся группа или разбиты на подгруппы);

• практический (организация разных видов игр);

• наглядный (целевые прогулки, рассматривание дидактических картинок и иллюстраций, плакатов);

• интеграция образовательных областей (познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое развитие).

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

Подготовительный этап

Сентябрь - Содержание работы

• Анализ опыта работы по данной теме. Сбор информации, материалов по теме;

• Создание предметно - развивающей среды в соответствии с тематикой;

• Разработка конспектов мероприятий, консультаций по теме;

• Анкетирование родителей по теме

Ответственный - воспитатель

Основной этап

Октябрь – Официальные символы России

Перспективное планирование по образовательным областям

Образовательные области. Содержание работы.

Познавательное развитие • Беседа «История моего города», «Город мой родной», «Где можно увидеть изображение флага РФ? герба РФ?», «Где можно услышать гимн РФ?»

• Тематические занятия «Символы моего города», «Герб и флаг России»

• просмотр презентации «История государственных символов России и памятники Отечества»

Социально-коммуникативное развитие • Сюжетно-ролевые игры «Экскурсия по городу», «Детский сад»

Речевое развитие • Загадывание осенних загадок

• Чтение - В. Степанов «Флаг России», И. Агеева «Флаг российский - триколор», В. Степанов «Герб России»

• Составление рассказов по изображениям и картинкам, описывание изображений и образов символов РФ.

Художественно-эстетическое развитие • Рисование «Флаг России»

• «Выбери и раскрась государственный герб»

• Слушание произведения «Гимн России»

Физическое развитие • Подвижные игры «Гуси-лебеди», «Мы веселые ребята», «Ловишки на одной ноге».

• Игры с султанчиками, бег с ленточками, вертушками

Работа с родителями • Консультация «Патриотическое воспитание дошкольников»

Ноябрь – Москва – как символ России

Образовательные области. Содержание работы.

Познавательное развитие • Беседы с показом слайдовых презентаций или иллюстраций: «Москва-столица нашей Родины»; «История Московского Кремля»; «День народного единства».

• Свободное общение: «Кто герои: Минин и Пожарский?», «Что означает - народное единство?».

• Просмотр презентации, посвящённые празднику.

• Викторина «Наша Родина – России»

Социально-коммуникативное развитие • Сюжетно-ролевые игры: «Семья идет в музей», «Путешествие в Москву».

• Беседа о толерантности. Дружба народов разных национальностей, национальные обычаи народов: беседа, рассказ, рассматривание иллюстраций, фото.

Речевое развитие • Рассматривание фото, репродукций картин, иллюстраций о Москве

• Чтение художественной литературы по теме. Писатели и поэты о празднике.

• Интегрированная деятельность: чтение, обсуждение, заучивание стихов, слушание музыки, рисование: «Открытка к празднику», «Русский воин».

Художественно-эстетическое развитие • Рисование «Спасская башня», «Царь Колокол», «Царь Пушка», «Большой театр»

• Совместное изготовление плаката для родителей «Единство народов России»

• Слушание музыки: Кабалевский Д. «Походный марш», «Кавалерийская»

• Конструирование: «Старинная крепость», «Кремль».

Физическое развитие • Физкультурный досуг: «Смелые - умелые».

• Свободное общение, беседа о сохранности здоровья в нашей стране.

Работа с родителями • Обновление информационного стенда на тему: «Что можно рассказать ребёнку о Дне народного единства».

• Совместное задание с родителями: составление рассказа о памятных местах Москвы».

Декабрь - Что за чудо - самовар

Образовательные области. Содержание работы.

Познавательное развитие • Беседа «Как мы дома пьём чай», «Как помогаем маме накрыть на стол».

• Тематические занятия с просмотром презентаций: «Знакомство с самоваром», «Как делают чай»

• просмотр мультфильмов: «Пых, пых самовар»

• опыты с чаем: рассматривание разных сортов чая; замачивание чая; определение чая по вкусу, цвету и запаху

Социально-коммуникативное развитие • Сюжетно-ролевые игры «День рождения», «Чаепитие на празднике»:

• Экскурсия в «Русскую избу»

• Экскурсия по новогоднему городу

Речевое развитие • Чтение сказок: чтение сказок «Федорино горе», «МухаЦокотуха», «Самовар», «Самовар и кофейник», заучивание потешек, стихотворений.

• Рассказывание из личного опыта «Где я видел самовар»

Художественно-эстетическое развитие • Рисование «Самовар»

• Лепка «Баранки, бараночки»

• прослушивание песни «Наш красавец-самовар», разучивание песни и танца «Пых-пых, самовар»,

• Музыкальное представление: «У самовара»

Физическое развитие • Подвижные игры «Снежинки и ветер».

• Дыхательное упражнение «Горячая чашка»

Работа с родителями Консультации: «Русская народная культура в воспитании дошкольников», «Воспитание детей на традициях народной культуры»,

Январь – Русская балалайка

Образовательные области. Содержание работы.

Познавательное развитие • Тематическое занятие с просмотром презентации «Знакомство с балалайкой»

• Просмотр видео концерта с балалайкой

Социально-коммуникативное развитие • Сюжетно-ролевые игры «Концерт для кукол», «Мы пошли на концерт»

• Инсценирование сказки «Балалайка- теремок»

Речевое развитие • Чтение «Сказка о балалайке», сказка «Как Ивану балалайка помогла», «Сказка про медвежонка, мечтавшего играть на балалайке», «Сказка, как балалайка нашла себе друзей»

• Разучивание загадок, стихов, потешек.

Художественно-эстетическое развитие • Прослушивание аудиозаписи: «Во поле береза стояла», «Как у наших у ворот»

• Разучивание песни «С балалайкой веселее» (Сл. и муз. Т. В. Бокач)

• Раскрашивание силуэтов балалайки.

• Аппликация «Балалайка»

Физическое развитие • Игра малой подвижности «Садовник»

• Хоровод «Венок»

Работа с родителями • Консультация: «Воспитание детей через приобщение к народной культуре»

Февраль – Русская гармонь

Образовательные области. Содержание работы.

Познавательное развитие • Беседа о музыкальном инструменте – гармошке, её разновидностях, отличительных особенностях саратовской гармоники, истории возникновения традиции игры на ней.

• Тематические занятия «Волшебная гармошка», «Масленица»

• Просмотр видео концерта с гармонью

• Опыты «Воздух в гармошке»

• Просмотр мультфильмов «Антошка», «Летучий корабль», «Чебурашка и крокодил Гена»

Социально-коммуникативное развитие • Сюжетно-ролевые игры «Гармонисты»

• экскурсия в детскую библиотеку «Гармошка приглашает в гости»

Речевое развитие • Стихи: Л. Кассиль «Твои защитники», Агния Барто «На заставе», А. Митяева «Почему армия родная?». Г Ладонщиков, «23 февраля – зимний, чудесный» К. Авдеенко, «Будущий мужчина» В. Косовицкий, «Все на посту» Р. Алдонина.

• Пословицы и поговорки о силе, мужестве и доблести.

• Загадки о военной технике, и рода войск.

• Рассматривание «Богатыри» картина В. Васнецова, «Военная техника», «Вооружённые силы РФ», «ВВС России».

Художественно-эстетическое развитие • Разучивание и проведение хороводных игр «Галя по садочку ходила», «Карусели»; «Петушиный бой».

• Разучивание масленичных закличек, песни «Веснянка»

• Аппликация «Моя гармонь»

• Пластилинография «Гармошечка»

Физическое развитие • Подвижные игры «Блины», «Ледышка», «Масленичные ворота»

Работа с родителями • Мастер-класс «Обрядовые куклы-обереги»

Март – Матрешка, хохлома

Образовательные области. Содержание работы.

Познавательное развитие Две недели

Просмотр презентации «Русская матрешка»

Тематическое занятие «Такая разная Матрешка»

Две недели

Беседа: «История возникновения хохломской росписи»

Просмотр презентации «Что за чудо завитки»

Социально-коммуникативное развитие Сюжетно-ролевые игры Магазин «Сувениры», «Ярмарка»

Ситуации общения «Знакомство с талантливыми людьми»

Речевое развитие Две недели

• Составление творческого и описательного рассказ о русской матрешке.

• Чтение стихов о матрешке

Две недели

• Составление описательного рассказа о хохломской росписи (с использованием мнемотаблицы).

• Чтение легенда «Золотая Хохлома», Л. Яхнин «Веселое слово хохлома».

• Разучивание частушек «Золотая хохлома».

Художественно-эстетическое развитие Две недели

• «Самая красивая матрешка» (лепка)

• Аппликация – «Укрась одежду матрёшек нарядными узорами»

Две недели

• Рассматривание альбомов: «Народные промыслы», «Золотая хохлома».

• Рисование «Хохломская ложка»

Физическое развитие Две недели

• Хороводные игры «Мы – веселые матрешки», «Аленький платочек»

• Игры подвижные: «Раз, два, три матрешечку найди», «Шли матрешки по дорожке»

Две недели

• Подвижные игры «Цветные капельки», «Укрась горшочек»

Работа с родителями • Папка – передвижка: «Что мы знаем о русской матрешке?»

• Консультация для родителей: «Творчество в детском возрасте».

Апрель – Ромашка, береза

Образовательные области. Содержание работы.

Познавательное развитие • Просмотр видеофильма о природе родного края.

Две недели

• Беседа «Ромашка – неофициальный символ России»

• Сравнительное наблюдение (рассматривание иллюстраций) садовой ромашки и полевой ромашки

Две недели

• Беседы: «Береза-символ России», «Что я знаю о березе?».

• Тематическое занятие «Люблю березку русскую»

Социально-коммуникативное развитие • Сюжетно-ролевые игры – «Аптека», «Фитобар»

• Драматизация стихотворения М. Познанской «Ромашка».

• Психогимнастика: «Путешествие в лес», «Я похожа на березку».

• Экскурсия в парк

Речевое развитие Две недели

• Сочинение сказок про ромашку

• Чтение стихотворения М. Познанской «Ромашка» Отрывок из рассказа А. Стрижёва «Огород на опушке», А. Онегова «Тропинка полевая», Ю. Дмитриева «Кто в лесу живёт и что в лесу растет».

Две недели

• Чтение художественной литературы: Л. И. Горошкина «Берёзка» ; В. А. Злоказова «Росла Берёзка у дороги на Силач…» ; Н. И. Птухина «Ода берёзе» ; Г. Н. Рахимов «Три Берёзки под окном»; А. Прокофьев «Люблю берёзку русскую».

Художественно-эстетическое развитие Две недели:

• Коллективная работа «Ромашки на лугу».

• Аппликация «На лесной полянке».

• Прослушивание песни «Ромашки России» В. Львовский, «Ромашка» А. Ленский

Две недели

• Рассматривание репродукций картин: И. Шишкин «Берёзовая роща»; И. Левитан «Берёзы»

• Аппликация «Березовая роща».

• Слушание «Ах,ты, береза» Раухвейгера.

• Хороводы «Ай, да березка» муз. Т. Попатенко, «Во поле березка стояла», «В золоте березонька» сл. и муз. Г. Вихаревой.

Физическое развитие Две недели

• Малоподвижная игра: «Расти, расти, ромашка»

• Подвижная игра: «1,2,3-к ромашке беги»

Две недели

• Подвижные игры: «Беги к берёзе»; «Берёзовый венок»; «Кто быстрее соберет берёзовые почки».

• Физминутки «Березка», «Топ,топ», «Березонька», «Возвращаться нам пора» .

Работа с родителями • Буклет «Лекарственные растения»

• Папка-передвижка «Березовое царство – лучшее лекарство»

Май «День Победы»

Образовательные области. Содержание работы.

Познавательное развитие • Беседа «О подвигах солдат во время Великой Отечественной войны», «День Победы», «Дети войны», «Блокадный Ленинград», «Георгиевская лента», «Что я знаю о Дне Победы?», «Какими качествами должен обладать настоящий солдат».

• Тематическое занятие «9 Мая – День Победы», «Мой дедушка – ветеран ВОВ», «Города герои», «Дети войны»

• Викторина «Этот День Победы»

• Занятие с привлечением родителей «Герои нашей семьи»

• Тематический вечер «Подвиг героя»

Социально-коммуникативное развитие • Сюжетно-ролевые игры «Медсестры», «Радисты», «Военный корабль», «Летчики», «Моряки», «Мы военные»

• Экскурсия в музей «Этих дней мы не забудем никогда»

• Возложение цветов к памятнику погибшим воинам - землякам.

• Экскурсия в зал «Боевой Славы» краеведческого музея.

• Экскурсия в библиотеку

Речевое развитие • Чтение произведений С. П. Алексеев «От Москвы до Берлина», «Идет война народная», В. Ф. Панова «Сергей Иванович и Таня», В. Е. Карасева «Маленькие ленинградцы», Л. Кассиль «Твои защитники», Б. П. Павлов «Вовка с ничейной полосы», Повесть - Б. П. Павлов «На безымянной сопке», Сказка - Ю. Я. Яковлев «Как Сережа на войну ходил»

• Стихотворения: «Был трудный бой», «Песня Победы», С. В. Михалков «Победа»

• Составление рассказа «На параде», «Мой дед - герой», «День Победы»

• Конкурс чтецов и песен

Художественно-эстетическое развитие • Рисование «Георгиевская ленточка», «День Победы», «Война глазами детей»,

• Аппликация - открытка «Фронтовое письмо». «Голубь мира»

• Лепка «Медаль героя», «Пушка», «Самолет», «Танк»;

• Прослушивание музыкальных произведений: «Марш защитников Москвы» А. Сурков, Минута молчания, Катюша» М. Блантер, «Священная война» А. Александров, «Ах, война, что ты, подлая, сделала» Б. Окуджавы

Физическое развитие • Подвижные игры «Стенка-мишень», «Кто дальше?», «Переправа через мост», «Письмо на ходу», «Кто быстрее соберет» «Разведка», «Встречные перебежки», «Попади в цель», «Меткий стрелок».

• Спортивный праздник «Мы ребята - бравые солдаты».

Работа с родителями • Папка-передвижка «Этот день победы», «Наши герои»

• Консультация для родителей на тему: «Как рассказать ребенку о войне?»

• Занятие с привлечением родителей «Герои нашей семьи»

• Тематический вечер «Подвиг героя»

Заключительный этап - май

• Обобщение результатов работы, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов.

• Выставка мини проектов по темам месяца (совместная работа родителей и детей)

• Оформление странички «Советский воин» из фонда личных семейных фотографий.

• Создание презентации



Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников: методические рекомендации/ Н. В. Алешина. – М. : ЦГЛ, 2005.

2. Белая К. Ю., Теселкина Н. В. «Организация проектной деятельности в ДОУ» УЦ Перспектива Москва 2013

3. Веракса Н. Е. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений/ Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – М. : издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008.

4. Ветохина А. Я. «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов».

5. Кондрыкинская Л. А. Дошкольникам о защитниках Отечества: методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ/. Л. А. Кондрыкинская. – М. : ТЦ Сфера, 2006.

6. Лялина Л. А. «Народные игры в детском саду».

7. Мельникова Л. И., Зимина А. Н. Детский музыкальный фольклор в дошкольном образовательном учреждении.

8. Молодова М. Н. «Игровые экологические занятия с детьми» - М., Асар, 1996 г.

9. Нечаева В. Г., Макарова Т. А. Нравственное воспитание в детском саду [текст]: для педагогов дошкольных учреждений/ В. Г. Нечаева, Т. А. Макрова – М. : Просвещение, 1984.

10. Тимофеева Л. О., Волохова Н. Н. «Приобщение старших дошкольников к традициям родного края» Волгоград: Учитель, 2015

11. Тихонов М. В., Смирнова Н. С. «Красная изба» - знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом.

12. Чусовлянкина Е. Т. «От ступеньки дома до крыши вселенной – программа дополнительного образования патриотического воспитания ставших дошкольников».

13. Юный эколог: программа по экологическому воспитанию. Николаева С. Н., - М., Мозаика – Синтез, 1999 г.

14. Интернет ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Обучение описательному рассказыванию детей старшего дошкольного возраста с ОНР-3 по теме "Животные" через творческую деятельность детей"

Проектная деятельность учителя-логопеда по обучению детей старшего ошкольного возраста с ОНР-3 описательному рассказыванию через их творческую деятельность. Развитие речи детей и их театрализованная д...

Статья "Художественно - эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста на основе русских и японских сказок через проектную деятельность"

Статья адресована педагогам ДОУ. Материал способствует приобщению детей старшего дошкольного возраста к истокам народной культуры на основе русских и японских народных сказок, развитию творческих спос...

Опыт работы "Развитие познавательной и речевой активности детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством применения технологии проектной деятельности"

В логопедической практике проектный метод актуален и эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные нав...

Педагогический проект «Развитие речевых и коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством русской народной сказки «Заюшкина избушка» через театрализованную деятельность»

Цель проекта:способствовать развитию познавательной активности, творческих способностей и формирование эмоционального отношения к сказочным образам через русскую народную сказку «Заюшкина избушк...

Презентация "Знакомство детей старшего дошкольного возраста с государственными символами Российской Федерации в рамках реализации"

Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма. Чтобы найти верн...

Семинар «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с историческими символами и памятниками Отечества через проектную деятельность»

Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, редко сострадают чужо...