« Духовно – нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста на основе русских народных праздников»
методическая разработка (старшая группа)

Сыпченко Евгения Ивановна

Региональный компонент рабочей программы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл regionalnyy_komponent.docx23.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 7 «Радуга»
Кулундинского района Алтайского края

Региональный компонент рабочей

образовательной программы

Тема: « Духовно – нравственное развитие детей  старшего дошкольного возраста на основе русских народных праздников»

 

                                                                  Воспитатель: Сыпченко Е.И.

2016

  1. Цель:

Создать условия для духовно – нравственного развития детей  старшего дошкольного возраста на основе русских народных праздников.

  1. Задачи:

-  формировать представления детей о русских народных обычаях и традициях;

- вовлечь детей в активное изучение народных обрядов, произведений устного народного творчества через разнообразные виды деятельности (участие в народных праздниках, выставках, посещение музеев, лепка, рисование);

- развивать творческие способности детей, используя устное народное творчество;

- поддерживать интерес и желание детей к участию в праздниках и желание знакомиться с жизнью предков;  

- создать условия для формирования и использования духовно – нравственных качеств дошкольников в процессе повседневного общения.

                   3.      Календарно – тематический план         

     Тема

           

          Цель

Виды деятельности

Содержание

деятельности

с

е

н

т

я

б

р

ь

о

к

т

я

б

р

ь

н

о

я

б

р

ь

д

е

к

а

б

р

ь

я

н

в

а

р

ь

ф

е

в

р

а

л

ь

м

а

р

т

а

п

р

е

л

ь

м

а

й

«Хоть и холоден батюшка Сентябрь – да сыт»

 

«Октябрь –грязник ни колеса, ни полоза не любит»

«Ноябрь -ворота зимы»

«Декабрь год кончает, зиму начинает»

«Месяц январь-зимы государь»

«Февраль зиме рог сшибает»

«Март и снегом сеет, и солнцем греет»

«Апрель водою славен, почками красен»

«Ай, ай, ай, месяц май не холоден, так голоден»

Формировать представление об осени на основе знакомства с признаками сентября с народным земледельческим календарем

Знакомить с русской   народной одеждой, украшениями, развивать мелкую моторику рук при изготовлении бус из рябины

Создать условие для погружения в историю русского народа. Обеспечить положительный эмоционально-психологический настрой

Приобщать детей к традициям и обычаям русского народа  через традиции семьи

Продолжать формировать представление об осени на основе знакомства с признаками октября.

Воспитывать бережное отношение к животному миру

Создать условия для погружения в культуру русского народа. Поддержать интерес к участию в народных праздниках

Знакомить с крестьянской одеждой. Воспитывать интерес к народным промыслам: учить плетения кушаков

Формировать представление об осени на основе знакомства с признаками ноября с народным земледельческим календарем

Знакомить с русской избой, ее утварью

Расширить знания о птицах. Формировать умение обобщать, классифицировать. Воспитывать доброжелательное отношение к живой природе. Развивать эмоциональную сферу

Воспитывать любовь к маме. Знакомить  с куклой скруткой. Развивать мелкую моторику рук

 

Формировать представление о зиме на основе знакомства с признаками декабря с народным земледельческим календарем, народными приметами, праздниками.

 Способствовать формированию умения театрализации.  Прививать любовь к родному языку. Развивать любознательность, речевые умения

Закрепить знания о жанрах устного народного творчества.

Воспитывать интерес к культурному наследию русского народа

Формировать представление о зиме на основе знакомства с признаками  января, с народным земледельческим календарем, народными приметами, знакомство с русским самоваром и чаепитием на Руси

Познакомить с библейским сюжетом о Рождестве. Развивать познавательные и коммуникативные способности при подготовке к празднику. Продолжать знакомить с русскими традициями

Знакомство с традициями изготовления  пряников.  Воспитывать интерес  к традициям  

Формировать представление о зиме на основе знакомства с признаками  февраля, с устным народным творчеством, с народным земледельческим календарем, народными приметами

Воспитывать интерес к  секретам русской кухни. Познакомить с  рецептами блинов.

Познакомить с традициями празднования масленицы. Создать благоприятные условия для самореализации детей в процессе подготовки к празднику

Формировать представление о весне на основе знакомства с признаками марта, с устным народным творчеством

Приобщать к традиционной русской культуре на основе малых форм фольклора (народные песенки, потешки, загадки)

Познакомить детей с народными промыслами, воспитывать интерес и любовь к русскому народному искусству

Развивать творческие способности детей, поощрять интерес  и желание знакомиться с жизнью предков

Формировать представление о весне на основе знакомства с признаками апреля, с устным народным творчеством

     

Знакомство с техникой оригами, воспитание бережного отношения к птицам.

Создать условия для погружения в культуру русского народа. Обеспечить положительный эмоциональный настрой обрядами, пословицами, поговорками, связанными с этим праздником

Познакомить с праздником Пасха и библейским сюжетом на эту тему

 

Формировать представление о весне на основе знакомства с признаками мая, с устным народным творчеством, народными приметами

Формировать интерес к  истории нашего народа, уважение к прошлому, патриотические чувства.

Продолжать знакомство с обычаями и традициями праздничной культуры русского народа

Расширить знания о народном фольклоре, обеспечить положительный эмоциональный настрой

Игровая, коммуникативная, познавательно-исседовательская

Игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкальная, восприятие художественной литературы, фольклора

Игровая, коммуникативная, познавательно-исседовательская, музыкальная

Игровая, коммуникативная, познавательно-исседовательская, музыкальная

Игровая, коммуникативная, познавательно-исседовательская, изобразительная

Игровая, коммуникативная, познавательно-исседовательская

Игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкальная, восприятие художественной литературы, фольклора

Игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы, фольклора

Игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкальная, восприятие художественной литературы, фольклора

Игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы, фольклора

Игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, изобразительная, восприятие художественной литературы, фольклора

Игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы, фольклора, изобразительная

Игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы, фольклора, изобразительная, музыкальная

Игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы, фольклора,   музыкальная

Игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы, фольклора, изобразительная, музыкальная

Игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы, фольклора,   музыкальная

Игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, изобразительная, восприятие художественной литературы, фольклора

 

 

Игровая  ситуация: ситуация-проблема

(приметы осени)

Совместная творческая продуктивная деятельность: изготовление украшений из рябины

Разучивание русских народных игр и песен.

 Театрализованная деятельность:   «Величание последнего снопа»

Игровая ситуация, творческая деятельность-составление рассказа о своей семье.

Игровая ситуация: ситуация- проблема

(основные осенние календарные праздники) Разучивание скороговорок

Культурно-досуговая деятельность:   «Осенины»

Оформление альбома «Русский народный костюм»

Совместная творческая деятельность: плетение кушаков

 

Игровая ситуация: ситуация проблема (народные, земледельчиские и праздничные календари)  

Видеофильм «Убранство избы и ее утварь»

(разучивание колыбельных песен)

 

 Стенгазета на тему: «Перелетные и зимующие птицы

Культурно-досуговая деятельность и совместная творческая деятельность: развлечение « День матери» (изготовление куклы Пеленашки,  

Игровая ситуация: ситуация проблема

(отгадывание загадок о зиме, разучивание стихов к Новому году.

 Драматизация отрывков из сказок, потешек

Культурно-досуговая деятельность:  «В гости к дедушке Фольклору»

Подбор слайдов на тему «Жанры устного народного творчества»

Праздники января. Разучивание колядок.

Презентация на тему: «Чаепитие на Руси».

Культурно -досуговая деятельность:   «Рождество»

Совместная творческая продуктивная деятельность: изготовление  пряников из соленого теста

 

Сюжетно- ролевая игра «Чаепитие»

Игровая ситуация: ситуация- проблема «Пословицы, поговорки»

(разучивание к празднику)

Чтение русской народной сказки «Как весна зиму переборола»

Досуговая деятельность «История русских блинов»

Культурно-досуговая деятельность: детский фольклорный праздник «Широкая масленица»

Игровая ситуация: ситуация- проблема  «Потешки и заклички о весне»

 

Совместная творческая продуктивная деятельность: изготовление   игрушек, посуды на основе народных промыслов

«Дыма, хохлома, гжель» для ярмарки

Выставка     «Веселая ярмарка»

 Театрализованная деятельность: сценка «Встреча весны»

Игровая ситуация:

прибаутки, небылицы «Праздник шутки»

Изготовление птиц из бумаги (оригами)

Культурно-досуговая деятельность:  развлечение

« Благовещенье-птиц на волю отпущенье»

Творческая деятельность:

изготовление  и раскрашивание пасхальных яиц  «Пасхальное гнездо»

 

 

Игровая ситуация: ситуация – проблема «Праздники весны»

 Посещение районного музея.

 

Подготовка ко Дню Победы. Выставка работ «Победный май»

Досуговая деятельность «Русская береза»

Игровая ситуация: песни и потешки о дожде.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.

«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...

Методическая разработка на тему: «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе культурных традиций русского народа».

Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошло...

«Разработка занятия на основе программы Л.Л.Шевченко по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста на основе УМК «Добрый мир. Православная культура для малышей» "Моё имя"

В работе предоставлены методические материалы по организации занятий для детей старшего дошкольного возраста на основе программы Л.Л.Шевченко по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возр...

Проект на тему: «Духовно-нравственное развитие старших дошкольников через знакомство с русскими народными праздниками»

Проект направлен на:1.Знакомство детей с русскими народными праздниками, которые отмечают в разные времена года. 2.Формирование представления о традициях народных праздников, в которых фокусируются на...

Статья о духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества

Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детямначальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народе,обычаях, истории, культуре. Но при этом, на наш взгляд, важно не з...

Проект «Духовно-нравственное развитие старших дошкольников через знакомство с русскими народными праздниками»

Проект «Духовно-нравственное развитие старших дошкольников через знакомство с русскими народными праздниками»...