« Духовно – нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста на основе русских народных праздников»
методическая разработка (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 7 «Радуга»
Кулундинского района Алтайского края
Региональный компонент рабочей
образовательной программы
Тема: « Духовно – нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста на основе русских народных праздников»
Воспитатель: Сыпченко Е.И.
2016
- Цель:
Создать условия для духовно – нравственного развития детей старшего дошкольного возраста на основе русских народных праздников.
- Задачи:
- формировать представления детей о русских народных обычаях и традициях;
- вовлечь детей в активное изучение народных обрядов, произведений устного народного творчества через разнообразные виды деятельности (участие в народных праздниках, выставках, посещение музеев, лепка, рисование);
- развивать творческие способности детей, используя устное народное творчество;
- поддерживать интерес и желание детей к участию в праздниках и желание знакомиться с жизнью предков;
- создать условия для формирования и использования духовно – нравственных качеств дошкольников в процессе повседневного общения.
3. Календарно – тематический план
Тема |
Цель | Виды деятельности | Содержание деятельности | |
с е н т я б р ь о к т я б р ь н о я б р ь д е к а б р ь я н в а р ь ф е в р а л ь м а р т а п р е л ь м а й | «Хоть и холоден батюшка Сентябрь – да сыт»
«Октябрь –грязник ни колеса, ни полоза не любит» «Ноябрь -ворота зимы» «Декабрь год кончает, зиму начинает» «Месяц январь-зимы государь» «Февраль зиме рог сшибает» «Март и снегом сеет, и солнцем греет» «Апрель водою славен, почками красен» «Ай, ай, ай, месяц май не холоден, так голоден» | Формировать представление об осени на основе знакомства с признаками сентября с народным земледельческим календарем Знакомить с русской народной одеждой, украшениями, развивать мелкую моторику рук при изготовлении бус из рябины Создать условие для погружения в историю русского народа. Обеспечить положительный эмоционально-психологический настрой Приобщать детей к традициям и обычаям русского народа через традиции семьи Продолжать формировать представление об осени на основе знакомства с признаками октября. Воспитывать бережное отношение к животному миру Создать условия для погружения в культуру русского народа. Поддержать интерес к участию в народных праздниках Знакомить с крестьянской одеждой. Воспитывать интерес к народным промыслам: учить плетения кушаков Формировать представление об осени на основе знакомства с признаками ноября с народным земледельческим календарем Знакомить с русской избой, ее утварью Расширить знания о птицах. Формировать умение обобщать, классифицировать. Воспитывать доброжелательное отношение к живой природе. Развивать эмоциональную сферу Воспитывать любовь к маме. Знакомить с куклой скруткой. Развивать мелкую моторику рук
Формировать представление о зиме на основе знакомства с признаками декабря с народным земледельческим календарем, народными приметами, праздниками. Способствовать формированию умения театрализации. Прививать любовь к родному языку. Развивать любознательность, речевые умения Закрепить знания о жанрах устного народного творчества. Воспитывать интерес к культурному наследию русского народа Формировать представление о зиме на основе знакомства с признаками января, с народным земледельческим календарем, народными приметами, знакомство с русским самоваром и чаепитием на Руси Познакомить с библейским сюжетом о Рождестве. Развивать познавательные и коммуникативные способности при подготовке к празднику. Продолжать знакомить с русскими традициями Знакомство с традициями изготовления пряников. Воспитывать интерес к традициям Формировать представление о зиме на основе знакомства с признаками февраля, с устным народным творчеством, с народным земледельческим календарем, народными приметами Воспитывать интерес к секретам русской кухни. Познакомить с рецептами блинов. Познакомить с традициями празднования масленицы. Создать благоприятные условия для самореализации детей в процессе подготовки к празднику Формировать представление о весне на основе знакомства с признаками марта, с устным народным творчеством Приобщать к традиционной русской культуре на основе малых форм фольклора (народные песенки, потешки, загадки) Познакомить детей с народными промыслами, воспитывать интерес и любовь к русскому народному искусству Развивать творческие способности детей, поощрять интерес и желание знакомиться с жизнью предков Формировать представление о весне на основе знакомства с признаками апреля, с устным народным творчеством
Знакомство с техникой оригами, воспитание бережного отношения к птицам. Создать условия для погружения в культуру русского народа. Обеспечить положительный эмоциональный настрой обрядами, пословицами, поговорками, связанными с этим праздником Познакомить с праздником Пасха и библейским сюжетом на эту тему
Формировать представление о весне на основе знакомства с признаками мая, с устным народным творчеством, народными приметами Формировать интерес к истории нашего народа, уважение к прошлому, патриотические чувства. Продолжать знакомство с обычаями и традициями праздничной культуры русского народа Расширить знания о народном фольклоре, обеспечить положительный эмоциональный настрой | Игровая, коммуникативная, познавательно-исседовательская Игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкальная, восприятие художественной литературы, фольклора Игровая, коммуникативная, познавательно-исседовательская, музыкальная Игровая, коммуникативная, познавательно-исседовательская, музыкальная Игровая, коммуникативная, познавательно-исседовательская, изобразительная Игровая, коммуникативная, познавательно-исседовательская Игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкальная, восприятие художественной литературы, фольклора Игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы, фольклора Игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкальная, восприятие художественной литературы, фольклора Игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы, фольклора Игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, изобразительная, восприятие художественной литературы, фольклора Игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы, фольклора, изобразительная Игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы, фольклора, изобразительная, музыкальная Игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы, фольклора, музыкальная Игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы, фольклора, изобразительная, музыкальная Игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы, фольклора, музыкальная Игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, изобразительная, восприятие художественной литературы, фольклора
| Игровая ситуация: ситуация-проблема (приметы осени) Совместная творческая продуктивная деятельность: изготовление украшений из рябины Разучивание русских народных игр и песен. Театрализованная деятельность: «Величание последнего снопа» Игровая ситуация, творческая деятельность-составление рассказа о своей семье. Игровая ситуация: ситуация- проблема (основные осенние календарные праздники) Разучивание скороговорок Культурно-досуговая деятельность: «Осенины» Оформление альбома «Русский народный костюм» Совместная творческая деятельность: плетение кушаков
Игровая ситуация: ситуация проблема (народные, земледельчиские и праздничные календари) Видеофильм «Убранство избы и ее утварь» (разучивание колыбельных песен)
Стенгазета на тему: «Перелетные и зимующие птицы Культурно-досуговая деятельность и совместная творческая деятельность: развлечение « День матери» (изготовление куклы Пеленашки, Игровая ситуация: ситуация проблема (отгадывание загадок о зиме, разучивание стихов к Новому году. Драматизация отрывков из сказок, потешек Культурно-досуговая деятельность: «В гости к дедушке Фольклору» Подбор слайдов на тему «Жанры устного народного творчества» Праздники января. Разучивание колядок. Презентация на тему: «Чаепитие на Руси». Культурно -досуговая деятельность: «Рождество» Совместная творческая продуктивная деятельность: изготовление пряников из соленого теста
Сюжетно- ролевая игра «Чаепитие» Игровая ситуация: ситуация- проблема «Пословицы, поговорки» (разучивание к празднику) Чтение русской народной сказки «Как весна зиму переборола» Досуговая деятельность «История русских блинов» Культурно-досуговая деятельность: детский фольклорный праздник «Широкая масленица» Игровая ситуация: ситуация- проблема «Потешки и заклички о весне»
Совместная творческая продуктивная деятельность: изготовление игрушек, посуды на основе народных промыслов «Дыма, хохлома, гжель» для ярмарки Выставка «Веселая ярмарка» Театрализованная деятельность: сценка «Встреча весны» Игровая ситуация: прибаутки, небылицы «Праздник шутки» Изготовление птиц из бумаги (оригами) Культурно-досуговая деятельность: развлечение « Благовещенье-птиц на волю отпущенье» Творческая деятельность: изготовление и раскрашивание пасхальных яиц «Пасхальное гнездо»
Игровая ситуация: ситуация – проблема «Праздники весны» Посещение районного музея.
Подготовка ко Дню Победы. Выставка работ «Победный май» Досуговая деятельность «Русская береза» Игровая ситуация: песни и потешки о дожде.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.
«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...
Методическая разработка на тему: «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе культурных традиций русского народа».
Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошло...
«Разработка занятия на основе программы Л.Л.Шевченко по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста на основе УМК «Добрый мир. Православная культура для малышей» "Моё имя"
В работе предоставлены методические материалы по организации занятий для детей старшего дошкольного возраста на основе программы Л.Л.Шевченко по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возр...
Проект на тему: «Духовно-нравственное развитие старших дошкольников через знакомство с русскими народными праздниками»
Проект направлен на:1.Знакомство детей с русскими народными праздниками, которые отмечают в разные времена года. 2.Формирование представления о традициях народных праздников, в которых фокусируются на...
Статья о духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества
Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детямначальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народе,обычаях, истории, культуре. Но при этом, на наш взгляд, важно не з...
Проект «Духовно-нравственное развитие старших дошкольников через знакомство с русскими народными праздниками»
Проект «Духовно-нравственное развитие старших дошкольников через знакомство с русскими народными праздниками»...