Перспективный план кружка «Познай-ка»
материал (средняя группа) на тему

Волошина Ирина Анатольевна
Цель: Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию посредствомэкспериментальной деятельности. Участники: дети средней группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voloshina_kruzhok.docx22.63 КБ

Предварительный просмотр:

 Пояснительная записка

Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает. Дошкольникам свойственна ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Младшие дошкольники, знакомясь с окружающим миром, стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т. п. В возрасте «почемучек» дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, отличие объектов окружающей действительности по цвету и возможность самому достичь желаемого цвета и т. п. Опыты, самостоятельно проводимые детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных действенным путем результатов. Создают условия для возможности сделать самостоятельные выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.

Цель: Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию посредствомэкспериментальной деятельности.

Задачи:

• развитие познавательно-исследовательской, продуктивной       деятельности;

• формирование целостной картины мира;

• расширение кругозора детей;

• развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка.

Сроки работы кружка: сентябрь – май.

Участники: дети средней группы «Фантазеры»

Перспективный план кружка

«Познай-ка»

Дата Тема Задачи Оборудование и материал

  Сентябрь

3 неделя сентября Составление плана работы кружка. Подборка и чтение литературы. Изготовление дидактического материала. Вводное занятие. Вызвать у детей интерес к исследовательской деятельности.

4 неделя

«Поиграем с солнышком» Определить, какие предметы нагреваются лучше (светлые или темные, где это происходит быстрее (на солнышке или в тени).

 Октябрь

1 неделя «Почему осенью бывает грязно» Познакомить с тем, что почва по-разному пропускает воду

      2 неделя  «В пустыне есть песок везде, а где ещё его мы видим?» Познакомить со свойствами  сухого песка

     3 неделя  «Этот удивительный песок» В результате опытов определить свойства мокрого песка,

   4 неделя. Знакомство с глиной (сравнить с песком). Познакомить с предметом неживой природы - глиной, её свойствами.

    Ноябрь

     1 неделя «Что в коробке?» Познакомить со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, свеча, лампа, показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы.

   2 неделя «Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем».

Закрепить представления детей об органах чувств: их назначении (уши – слышать, узнавать различные звуки; нос – определять запах; пальцы – определять форму, структуру поверхности; язык – определять на вкус)

3 неделя «Почему все звенит» Подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета.

Декабрь

1 неделя «Делаем мыльные пузыри» Познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойством жидкого мыла: может растягиваться, образует плёночку.

Январь

3 неделя «Поиск воздуха» Помочь детям обнаружить воздух вокруг себя. Султанчики, ленточки, флажки, пакет, воздушные шары, трубочки, стеклянные стаканчики для детей.

4 неделя «Делаем облако» Продемонстрировать. Как получаются облака, дать понять, как образуется дождь. Горячая вода, кусочки льда, 3-литровая банка, противень.

Февраль

1 неделя «Каждому камешку свой домик» Классификация камней по форме, размеру, цвету, особенностями поверхности (гладкие, шероховатые) ; показать детям возможность использования камней в игровых целях.

2 неделя «Какими бывают камни» Сформировать представления о многообразии внешнего вида камней, свойствах камня, учить классифицировать по разным признакам. Разнообразные камни ,лупы.

3 неделя «Твердый камень» Сформировать представления о твердости камня. Камешки, пластилин, монеты.

4 неделя «Меняют ли цвет камни» Сформировать представления о твердости камня. Пустые емкости, лейки с водой, камни, лист бумаги, карандаши.

Март

1 неделя «Узнай, все о себе шарик» Познакомить с резиной, ее качествами и свойствами; научить устанавливать связи между материалом и способом его употребления. Воздушные шары, (2 надутых,1 сдутый, резиновые перчатки, резинка для волос.

2 неделя «Стеклянный город» Обобщить и закрепить знания о свойствах и качествах стекла» Краски разных цветов, стеклянные стаканчики, стеклянная трубочка, спиртовка, предмет изготовленный из оргстекла.

3 неделя «Угадай-ка» Помочь детям понять, что предметы имеют вес, который зависит от материала и размера, установить зависимость веса предмета от его размера. Предметы из одного материала разных размеров (игрушки); мешочек, непрозрачные коробочки одного размера.

4 неделя «В мире стекла» Помочь выявить свойства стекла

(прочное, светлое, цветное, гладкое); воспитывать бережное отношение к вещам; развивать наблюдательность, любознательность. Небольшие стеклянные предметы (бутылочки от духов, шарики, камешки разной формы, палочки для проверки звонкости стекла, стеклянный стакан.

Апрель

1 неделя «Свет повсюду» Показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костёр, искусственные – изготовление людьми (лампа, фонарик, свеча)

 .

 2 неделя «Таинственные картинки» Показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стёкла.

3 неделя «Разноцветные шарики» Получить путём смешивания основных цветов новые оттенки: оранжевый, зелёный, фиолетовый, голубой.

4 неделя «В какой коробке, что лежит» Не открывая коробки угадать в какой коробке лежит песок, а в какой коробке – камешки; учить находить пути решения и делать выводы после эксперимента. (надо потрясти коробки)

Май

1 неделя «Подбери крышки» Расширять знания детей о величинах и формах, продолжать учить подбирать крышки путем проб и ошибок, делать выводы по действиям.

2 неделя «Звенящая вода». Показать детям, что количество воды в стакане влияет на издаваемый звук.

3 неделя «Всё увидим, всё узнаем»Познакомить с прибором – помощником – лупой и её назначением.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ РАБОТЫ.

Овладение средствами познавательной деятельности, способами действий, обследования объектов. Расширение познавательного опыта. Формирование умения самостоятельно «добывать» нужную информацию. Формулирование своего познавательного интереса в вербальной форме или с помощью условных символов. Использование приобретённых знаний, умений и навыков в игровой деятельности. Увеличение объема памяти ребенка, активизация его мыслительных процессов, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации; увеличение познавательной активности воспитанников, любознательности; развитие уровня умственных умений

Литература

 1. Дыбина О. В. Неизведанное  рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.

 2. Дыбина О. В. Творим, изменяем, преобразуем: занятия с дошкольниками. М., 2002.

3. Дыбина О. В. Что было до…: Игры – путешествия в прошлое предметов. М. 1999.

 4. Ковинько Л. Секреты природы – это так интересно! – М: Линка-Пресс, 2004. – 72с.

5. Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 80с.

 6. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под общ. Ред. Л. Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 64с.

 7. Перельман Я. И. Занимательные задачи и опыты. Екатеринбург, 1995.

 8. Поддьяков Н. Н. Новые подходы к исследованию мышления дошкольников. // Вопросы психологии. 1985, №2.

 9. Равиза Ф. В. Простые опыты. М., 1997. Радуга: Программа и руководство для воспитателей детского сада. М., 1994.

10. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. / Под ред. О. В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

перспективный план кружка

Перспективный план кружка по ручному труду...

перспективный план кружка

программа дополнительного образования детей кружок "Мой мир"...

Перспективный план кружка "Чудесный песок"

В работе с песком у детей развивается творчество и фантазия, умение доводить начатое дело до конца, видеть результат своего труда и  получать от этого удовольствие и чувство удовлетворения, что с...

Перспективный план кружка "Маленький художник"

Технология работы по ознакомлению детей старшего возраста с живописью....

Перспективный план кружка "Математическая игротека"

Предлагаю вашему вниманию перспективный план кружка по математике, где мы закрепляем изученный материал и спользуя развивающие игры, задания повышенной трудности, занимательный материал по математике....

План кружка "Познай себя"

                                                      Перс...