КОНСПЕКТ СРЕДНЕЙ ГРУППЕ
план-конспект занятия (средняя группа) на тему

Валентина Сергеевна Бондина

показ занятие о казачестве

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности для детей средней группы.

Тема «Одежда и традиции Ставропольского казачества».

Подготовила воспитатель Бондина В.С.

Цель:

Продолжать знакомить детей с жизнью, традициями и обычаями Ставропольских казаков; углублять знания детей и казачьей одежде, её назначении, названии, разных её частях. Развивать познавательный интерес к истории своего народа. Воспитывать чувство уважения к старшим поколениям.

Задачи:

  1. Образовательные:

Продолжать формировать представление о жизни Ставропольских казаков, их быте, традициях, предметах одежды.

  1. Развивающие:

Развивать логическое мышление, внимание, память, наблюдательность

  1. Речевые:

 Развивать связную речь, обогатить словарь детей: курень, станица, подворье, шаровары, лампас, косоворотки, папаха, парочка (юбка и кофта), чирики, черевички.

  1. Воспитательные:

создать условия для проявления интереса к истории Ставропольского казачества.

 

Демонстрационный материал: иллюстрации женского и мужского казачьего костюмов, казачьего куреня и подворья.

Раздаточный материал: силуэты казака и казачки на альбомных листах, клей ПВА, кисть для клея, салфетка, клеёнка, вырезанные детали из бумаги для оформления женского казачьего костюма, красные полоски из бумаги для лампасов казаков.

Методические приёмы: Мотивация деятельности, беседа-диалог, рассматривание предметов быта и костюмов, объяснение выполнения работы, продуктивная деятельность детей, рефлексия.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстрации с изображением казаков и их быта,

 Ход занятия: Звучит казачья народная песня. Ребята на наше занятие пришли гости, давайте поздороваемся с ними.

Воспитатель: Я вам сегодня предлагаю отправиться в путешествие для этого нам надо повернуть колесо времени. Повторяйте за мной: «Время, время, остановись! К нашим предкам повернись!» дети кружатся и повторяют слова.

Воспитатель: Ребята, в начале нашего путешествия вы слышали звуки музыки, звучала красивая песня. А вы знаете, чья эта песня? Кто её сложил?

Примерные ответы детей: Это казачья песня. Её сочинили и поют казаки.

Воспитатель: А кто поёт казачьи песни?

Примерные ответы детей: Народ, люди, казаки…

Воспитатель: А что означает слово «казак»?

Примерные ответы детей: Казак – это вольный человек.

Воспитатель: Вот какие молодцы!   Что вы вспомнили, о чём мы говорили на занятии, предлагаю вам сесть на стульчики, и  я  вам всем расскажу, откуда пришли   казаки в Ставропольский край.      

Когда-то очень давно, из разных концов земли приехали сюда на Ставрополье- гордые, непокорные люди, которым скверно жилось на родине, и которые прежде всего ценили свободу.

Понравились им эти места. Жили они здесь правильно, простор им был большой, власти над ними ни какой не было, и управляли они сами собой. Поэтому их и прозвали казаками, что означает «вольные люди». На войне всем заправлял атаман (предводитель), а в мирное время круг - общее собрание всех  казаков. Шло время. Стали казаки, верно служить царю русскому: воевать, стеречь границы, покорять новые земли. И рассеялись казаки по всей России. Их так и называли: Запорожские казаки, Донские, Терские, Забайкальские, Кубанские. Казаки люди храбрые, удалые, умели воевать славно, жить ладно. Жизнь их была полна приключений, увлекательных происшествий, была овеяна легендами, притчами, сказками. Они дошли и до наших дней.

В казачьих семьях глава семьи – казак. Он и хату просторную построит, и подворье. Посмотрите на картинку.  Хата называлась раньше курень (повторить), а участок двора, где были хозяйственные постройки и содержался скот и домашние птицы — подворье (повторить).

Казак не только отлично шашкой владел, но и в поле работал, пищу добывал для семьи.

Казачьи поселения всё время расширялись и их стали называть – станицами (повторить).

Казак всегда был на виду, его в любой момент могли послать с донесением или на защиту рубежей, поэтому, он всегда был опрятно одет.

Обратите внимание на иллюстрацию казачьих костюмов. Казаки носили шаровары (повторить), так как, в узких штанах на лошадях неудобно ездить. Шаровары синего цвета, с красной полосой – лампасы (повторить) и однотонные косоворотки (повторить) со стоячим воротником. Летом носили фуражки, а зимой папахи (повторить) и шинель защитного цвета. А его жена, казачка, занималась дома по хозяйству. Казачки то же были красиво одеты. Посмотрите на иллюстрации. Юбка и кофточка, которую носила казачка, называлась «парочка» (повторить).

Юбки были длинные и широкие, с множеством оборок. А кофточка шилась из того же материала, что и юбка и, то же украшалась оборками и рюшами.

Шили и фартуки. Повседневный, будний – из холста, а праздничный из дорогой ткани и украшали кружевами и лентами.

Казаки носили высокие черные сапоги, а казачки туфли с широким каблуком и тупым носом, называли их чирики (повторить), а праздничные – черевички (повторить).

Девушки вплетали себе в косы ленты, а женщины носили платки.

Физ.минутка: Я предлагаю вам сыграть в народную казачью игру «Перетяни канат».

Вы такие же ловкие как казаки.

Сегодня мы с вами будем украшать силуэты казака: косоворотка, шаровары с лампасами, и казачки: «парочка», фартук.

Под музыкально народное сопровождение дети работают на своих местах. По окончании, работы  дети любуются полученным результатом.

Воспитатель:  Ну что, ребята,  понравилось ли вам  наше путешествие. Мы сегодня с вами вспомнили кто такие  казаки,  откуда пришли и почему их прозвали казаками.

Дети: Мы рассказывали о казачьих костюмах, какие они красивые, яркие. Мы играли в казачью игру.

 Молодцы ребята! Сегодня вы отлично потрудились! Вспомнили и узнали много интересного. Пришла пора крутить наше колесо обратно в будущее. А когда вернёмся, главное, чтобы вы не забывали о прошлом, стремились ещё больше познать историю своего народа, бережно хранили традиции своих дедов. И, как говорится «Одежду береги, да за внешностью следи!»

А сейчас повторяйте за мной: «Время, время остановись, в наше время повернись!» дети кружатся и повторяют слова. Прощаются с гостями, уходят из группы под звучание казачьей песни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Приключения в Сказочном лесу" (конспект, средняя группа, с блоками Дьенеша)

Конспект занятия по математике с использованием блоков Дьенеша в средней группе (конец учебного года).Программное содержание:·         Закреплять представления ...

конспект средняя группа "Свойства воды"

Закреплять знания детей о свойствах воды с помощью опытов....

Конспект средняя группа

Полоролевая социализация детей...

Конспект средней группы по ФКЦМ «Дары осени».

Ход занятия:  1. Игровой момент: заходит Осень.  - Здравствуйте, дети. Как вы думаете, кто я?   (осень).Сейчас пришла моя пора. Я хожу по полям, по рощам и превращаю все вокруг в к...

Конспект средней группы Тема: «Звуковая культура речи: звук «ш»

                 Конспект  средней группы Тема: «Звуковая культура речи: звук «ш»...