Проект «Неизведанное рядом»
проект (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Проект «Неизведанное рядом»
(познавательно-исследовательская деятельность в мире живой и неживой природы и рукотворного мира)
Девиз проекта: «Самое лучшее открытие то, которое сделал ты сам- познавай, чувствуй, твори!»
Паспорт проекта
Тип проекта: познавательно- исследовательский;
Участники проекта: дети, воспитатели, родители;
Возраст: 5-6 лет;
Форма проведения : групповая;
Срок реализации: октябрь- февраль.
«Расскажи- и я забуду,
Покажи- и я запомню,
Дай попробовать- и я пойму»
Китайская пословица
Цель проекта
- развитие познавательных интересов детей, потребность в самостоятельной поисковой деятельности на основе обогащенного и сформированного эмоционально-чувствительного опыта;
- формирование у детей представления о необходимости бережного и созидательного отношения к объектам живой и неживой природы;
- развитие желания узнавать новое.
Задачи:
- формировать собственный познавательный опыт;
- учить детей выполнять ряд последовательных действий(проводить опыты) в соответствии с моделями и алгоритмами;
- развивать умение анализировать, делать выводы ,выявлять взаимосвязь между предметами и их особенностями;
- Сформировать навыки экологически грамотного, нравственного поведения в природе;
- активизировать речь детей, пополнять словарный запас;
- формировать партнерские взаимоотношения между педагогами, детьми и родителями.
Формы реализации
- Познавательные занятия;
- Беседы;
- Оснащение развивающей предметно-пространственной среды;
- Наблюдения;
- Дидактические игры;
- Опытно-исследовательская деятельность;
- Работа с родителями.
Теоретическая обоснованность и актуальность.
Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниям, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.
Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориенировочно -исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Ученые выделяют деятельность экспериментирования, как ведущую деятельность дошкольного возраста.
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Опыт помогает развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе.
Предполагаемый результат:
- будут сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе;
- дети поймут взаимосвязи в природе, станут более бережно относиться к природным ресурсам;
- разовьется интерес к объектам живой и неживой природы;
- дети начнут экспериментировать , анализировать и делать выводы;
- дети будут интересоваться энциклопедиями, книгами о природе;
- будет создана картотека опытов, оформлена фотовыставка «Неизведанное рядом»;
- выращивание рассады овощей (помидор и перца);
План проекта.
Октябрь
Ноод по экологии «В маленьком семени прячется растение»
Ноод по познавательному развитию «Простые опыты с природным материалом»(почва, песок, глина)
Ноод по познавательному развитию «Природный материал-песок, глина, камень»
Ноод по познавательно-исследовательской деятельности «Удивительные камни»
Ноод по валеологии «Где прячется здоровье» «Если сладко спится, сон хороший снится» «Помоги себе сам и своему другу» «Здоровое питание -здоровая жизнь»
Ноод по конструктивно-модельной деятельности «Замки для принцессы»
Ноо по экологии «Исследуем листья в «Лаборатории Почемучек»», лепка «Осеннее дерево»-барельеф.
Опыты : «Чем дышат почвенные обитатели» «Что любят растения» «Где прячутся детки» «Песочная сказка» «Угадай по запаху» «Узнай на вкус»
Наблюдения: «Песок на участке» «Следы на песке»
Дидактические игры: «Что где растет?» «Что лишнее?» «Воздух, земля, вода» «Живые цепочки»
Подвижная игра «Листопад»
Творческая мастерская: «Рисуем цветным песком» «Песочная сказка» «Рисуем на камнях»
Чтение художественной литературы: экологические сказки «Маленький росток» «Родник» «Сказка о листьях крылатках»
Ноябрь
Ноод по познавательному развитию «Секрет воды»
Ноод по познавательному развитию «Свойства воздуха»
Ноод по познавательно-исследовательской деятельности «Опыты с водой»
Ноод познавательно-исследовательской деятельности«Звук .Свойства звука»
Ноод по конструктивно-модельной
Опыты : «Вода течет вверх» «Вода. Форма капли» «Смешиваем воду» «Пар это тоже вода» «Воздух есть внутри пустых предметов» «Ворчливый шарик»
«Как раздается звук в разных средах» «Свойства воздуха. Прозрачность» «Телефон»
Наблюдения: «Хмурая осень» «Наблюдение за ветром»
Дидактические игры: «Раз, два, три картинку поверни» «Разрезные картинки» «Плавает-тонет» «Ветерок-ветерок»
Подвижная игра «Раздувайся мой шар»
Творческая мастерская: игры с воздухом, шариком и соломинкой, раскрашивание водных раскрасок, «Волшебные мыльные пузыри»
Чтение художественной литературы: Н Сладков«Глиняная сказка» «Как заболел воздух» «Мойдодыр»К.Чуковский И.Урядова «Сказка о воде» Н.Рыжова «История одного пруда»
Декабрь
Ноод по познавательно-исследовательской деятельности «Опыты для изучения свойств и качеств снега и льда»
«Ноод по познавательному развитию «Удивительный воздух»
Ноод по познавательно-исследовательской деятельности «Вулканы»
Опыты : «Танец горошин» «Послушный ветерок» «Упругость и хрупкость» «Летучесть- свойство газов «Чудесное превращение тел» «Почему так говорят: крепкий как камень!» «Отчего дышат вулканы?» «Камень тяжелый»
Наблюдения: «Песок на участке» «Следы на песке»
Дидактические игры: «Явления природы» «Найди свой камень? «Найди отличия» «Путешествие капельки Капы» «Где снежинки?» «Где живет вода»
Подвижная игра «Поедем в лес» «С сугроба на сугроб»
Творческая мастерская: «Волшебное превращение камней», выставка «Такие разные камни» Чтение художественной литературы: Н.Сладков «Сушеные камни» П.Бажов «Серебряное копытце»
Январь
Ноод по познавательно-исследовательской деятельности «Вулканы»
Ноод по окружающему миру «Морские обитатели»
Ноод по познавательно-исследовательской деятельности «Увлекательное путешествие»
Ноод по художественно-эстетическому развитию. Аппликация«Медведь в берлоге»
Ноод по экологии «Как зимует медведь»
Ноо по художественно-эстетическому развитию конструирование из бумаги «Белые медведи»
Ноод по развитию речи «Знакомство с птицами, живущих на участке»
Опыты : «Сравнение дерева с бумагой» «Намокание бумаги» «Определение темпиратуры» «Ящик ощущений » «Почему апельсин тонет»
Наблюдения: «Птицы зимой»
Дидактические игры: «Что из чего?» «Природа и человек» «Чьи следы?» «Назови одним словом» «Угадай , кто улетел?» «Что было бы, если из леса исчезли…»
Подвижная игра «У медведя во бору» «Охотники и зайцы»
Творческая мастерская: «Рисуем цветным песком» «Песочная сказка» «Рисуем на камнях»
Чтение художественной литературы: В Танасейчук «Почему медведи белые не живут в лесу» В.Бианки «Гололед» «Под ледяной крышей» «Купание медвежат» Н.Абрамцева «Морозное окошко» Л.Толстой «Хотела галка пить» Я.Яшина «Покормите птиц зимой»
Февраль
Ноод по развитию речи «Помогите героям сказки»
Ноод по познавательно-исследовательской деятельности «Мыло-фокусник»
Ноод по познавательному развитию «В мире стекла»
Ноод по познавательно-исследовательской деятельности «Выращивание кристаллов соли»
Ноод по экологии «Как появляется бабочка»
Ноод по опытно- экспериментальной деятельности «Круговорот воды в природе»
Ноод по экологии «Моллюски»
Опыты : «Подушка из пены» « Воздух способствует распространению звуков» «Цвета радуги»
Наблюдения: «Морозный солнечный денек» «Кругом вода»
Дидактические игры: «Узнай на ощупь» «Что сначала, что потом?» « Что перепутал художник?» «Умное эхо» «Пузыри-пузыри!» «Найди- деревянные, стеклянные предметы»
Подвижная игра «Слышим ,делаем!» «Птичка раз! Птичка два!»
Чтение художественной литературы: А.Барто «Снег, снег» Е.Трутнева «По лесным тропинкам» Н.Рыжов «Жила-была река» энциклопедия «Жизнь в соленой воде» «Обитатели морей»
Работа с родителями
Анкетирование родителей по выявлению организации экологического воспитания в семье «Что такое экология»
Консультация «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»
Консультация «Развитие познавательной активности дошкольников в экспериментальной деятельности»
Рекомендации « Как провести опыты с песком, глиной, камнями, водой»
Рекомендации « Как провести опыты с водой и воздухом»
Конкурс песочных построек с детьми.
Консультация-агитация «Сохраним воду чистой»
Привлечение родителей к пополнению оборудования «Центра экспериментирования»
Рекомендации «Воздух в вашей квартире»
Рекомендации «Экспериментируем дома»
Оформление выставки «Неизведанное рядом»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Неизведанное рядом"
Допроектная деятельность:Мотив: У детей недостаточно сформированы навыки исследовательской деятельности в процессе изучения явлений и закономерностей в природном окружении. Чем больше дети соприкасают...
ПРОЕКТ «Неизведанное рядом»
Дети дошкольного возраста – пытливые исследователи окружающего мира. Они познают его в труде, на прогулках, занятиях, в общении со сверстниками. Задача взрослого – не подавлять ребёнка грузом знаний, ...
Проект"Неизведанное рядом. Удивительные тайны снега"
«Ребенок по своей природе – пытливый исследователь», - как считает академик Н.Н.Поддъяков. Дети дошкольного возраста задают много вопросов: «Отчего?», «Почему?», «Зачем?». Участие детей в исследовател...
Проект "Неизведанное рядом"
Проект в средней группе. Изучение разных материалов и их свойств. Воспитателям детких садов...
Проект Неизведанное рядом
Проект Неизведанное рядом...
Проект «Неизведанное рядом: неживая природа»
Серафима Тарара Проект «Неизведанное рядом: неживая природа»Интеграция образовательных форм в проекте «Неизведанное рядом: неживая природа»1 Средняя группаВоспитатель Тарара С....
Презентация к проекту "Неизведанное рядом"
Презентация - отчет о проведенном проекте....