Проект "Неизведанное рядом"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему
Допроектная деятельность:
Мотив: У детей недостаточно сформированы навыки исследовательской деятельности в процессе изучения явлений и закономерностей в природном окружении. Чем больше дети соприкасаются с окружающим миром природы, тем больше возникает у них вопросов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_neizvedannoe_ryadom.doc | 93 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ «Детский сад № 29 общеразвивающего вида»
Проект
«Неизведанное рядом»
Старшая группа Воспитатель: Васильева Н.В.
г. Вышний Волочёк.
2011г.
Допроектная деятельность:
Мотив: У детей недостаточно сформированы навыки исследовательской деятельности в процессе изучения явлений и закономерностей в природном окружении. Чем больше дети соприкасаются с окружающим миром природы, тем больше возникает у них вопросов
Модель 3-х вопросов
Что мы знаем об | Что мы хотим | Как мы можем |
этом? | узнать? | узнать? |
*Нас окружает живая | * Какие изменения | *Чтение |
природа и не живая. | происходят в живой и не | познавательной |
(Владик К.) | живой природе в разное | литературы |
* Деревья, все растения, | время года? | * Беседы |
цветы, птицы - это все | * Какая существует связь | * Участие родителей в |
живое. | между живой и не живой | образовательном |
(Вика. Е) | природой. | процессе |
* Камни, песок, вода - | * Можем ли мы увидеть | * Прогулки, экскурсии |
это все не живая | воздух? Его свойства? | * Исследовательская |
природа. | Можно ли услышать его? | деятельность |
(Даша. С.) | *Роль воздуха в жизни | * Дидактические игры и |
человека, растений. | занятия |
Чем дышат люди? *Какую роль имеет солнце в жизни человека, растений? *Что такое земля, почва? * Какое значение имеет почва в жизни растений? | * Развлечения и досуги |
Выводы: Дети проявляют большой интерес к окружающему миру природы, но представления о связях и закономерностях в природном мире неглубокие, поверхностные, что требует нового уровня экологических знаний.
Виды работ:
1 .Сбор информации: познавательная литература, иллюстрационный материал, подбор разнообразных заданий и упражнений, изготовление таблиц, графические модели-карточки
- Работа с детьми: комплексно-тематические занятия «Кладовая природы», исследовательская деятельность, наблюдения, прогулки, экскурсии, беседы, чтение познавательной литературы, викторины, дидактические игры, продуктивная деятельность, развлечения и досуги, музыкально-экологические сказки.
- Создание условий: Создание творческой лаборатории «Профессора Знайки».
- Совместная и самостоятельная деятельность: Изготовление таблиц, карточек, подбор дидактических игр и наблюдений о взаимосвязи человека и природы, творческая продуктивная деятельность из природного материала (создание коллективных работ, композиций), создание «Огорода на окошке» (наблюдение за ростом семян, уход).
- Работа с родителями:
- Рекомендации «Как знакомить ребенка со свойствами воды», «Как знакомить ребенка со свойствами воздуха», «Как правильно проводить опыты в домашних условиях»
- Консультация «Интересное о воде», « Что мы знаем о воде», «Можем ли жить без воздуха?»
- Семейные посиделки «В стране маленьких волшебников»
- создание центра «Наука на дому»- подборка опытов в
домашних условиях.
- Анкета для родителей.
- Памятка для родителей « Вода - это жизнь!»
6. Презентация проекта.
Познавательно-игровое занятие «В гостях у хозяйки
природы»
1 ЭТАП. Разработка проекта.
Цель: Способствовать повышению уровня знаний детей старшего дошкольного возраста о связях и закономерностях в окружающем мире природы; формировать навыки поисково-познавательной деятельности. Задачи:
- Изучение явлений и закономерностей в природном окружении;
- Приобщение детей к познанию окружающего мира, их умение выделять себя в системе взаимоотношений через предметно-операционную деятельность;
- Развитие исследовательских умений и навыков детей в свободном экспериментировании с объектами живой и неживой природы;
- Формировать умение анализировать представленный материал, обобщать, сравнивать, делать выводы, умозаключения;
- Формирование познавательных умений: наблюдать, сравнивать и анализировать, экспериментировать; использовать полученные знания в различных видах творческой деятельности (игровой, художественно-продуктивной);
- Воспитание бережного и заботливого отношения к миру природы;
- Повышать уровень экологической культуры родителей с целью приобщения к участию в образовательной работе с детьми по познавательному развитию.
Предположительный результат.
- Развитие познавательной активности детей, развитие интереса к поисково-исследовательской деятельности, повышение уровня экологических знаний;
- Создание предметно-развивающей среды, обеспечивающей условия для свободного экспериментирования;
- Обогащение форм взаимодействия с родителями с целью осознания важности совместной работы с детьми. Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители, музыкальные руководители.
Срок реализации проекта:
4 месяца (январь - апрель 2011 года)
2 ЭТАП: Перспективное планирование работы.
1. Беседы с детьми:
- «Что такое природа: живая и не живая. Четыре стихии мира: вода, воздух, огонь, земля».
- «Волшебница - вода, ее свойства, где встречается».
- «Разное состояние воды. Вода разная - дождь, ливень, роса, туман, снегопад, пурга, лед, лужи, иней, снег»
- «Превращение воды. Путешествие капельки».
- «Как вода превращается в снежинку».
- «Что такое воздух? Можем ли мы увидеть воздух, и какими свойствами он обладает?»
- «Значение воздуха для человека и растений».
- «Движение воздуха - это ветер, как его обнаружить».
- «Как помогает ветер и может ли он навредить человеку».
- «Что такое ураган, буря, смерч?»
- «Что такое Огонь? Характерные признаки Огня».
- «Какое значение имеет Огонь в жизни человека».
- «Правильное обращение с Огнем».
- «В гости к Солнцу. Роль тепла в жизни человека».
- «Что такое земля? Что такое почва?»
- «Почему землю называют «кормилицей?»
- «Обитатели земли и их роль для роста растений (дождевые черви)».
- «Какое значение имеет почва в жизни растений».
2. Познавательная литература:
Чтение | Сроки |
1. Большая детская энциклопедия «Что? Как? 2. Энциклопедия «Всё обо всём» 3. Э. Шим «Солнечная капля» | Январь Ежедневно |
1. Л. Воронкова «Снег идет» 2. 3. Александрова «Капель» 3. К.И.Чуковский «Мойдодыр» 4. Природоведение А.А. Плешаков «Вода на 5. Сказка «Заюшкина избушка» | Февраль Ежедневно |
1. Природоведение А.А Плешаков 2. Я. Абидов «Мать - Земля» 3. Я. Дягутите «Земля» | Март Ежедневно |
1. Е.П.Левитан «Твое солнышко» 2. К.И.Чуковский «Краденое солнце» 3. С.Маршак «Рассказ о неизвестном герое» | Апрель В течение месяца |
Загадки, стихи о явлениях природы, воды, воздухе | Январь - апрель |
3. Организованная деятельность Занятия познавательного цикла
Тема, цель | Сроки |
1. «Воздух» Цель: Познакомить детей с понятием«воздух», его свойствами и ролью в жизни человека. Дать знание, что воздух - условие жизни всех существ на Земле. Продолжать воспитывать интерес к физическим явлениям. Формировать практические и умственные действия. | января |
2. «Удивительные свойства воздуха» Цель: Познакомить детей с атмосферным давлением. Продолжать учить детей пользоваться нестандартным оборудованием, схемами. Развивать зрительное и слуховое восприятие. Учить детей делать умозаключения, выводы, обобщения. Продолжать учить детей во время опытов соблюдать правила безопасности. Воспитывать любознательность, бережное отношение к окружающей среде. | января |
3. «Вода вокруг нас. Путешествие капельки» Цель: Закрепить знания детей о свойствах воды, где в каком виде существует в окружающей среде. Познакомить детей с круговоротом воды в природе - с понятием «капельки воды «ходят» движутся по кругу». Объяснить причину выпадения осадков в виде дождя и снега. Расширить представления детей о значении воды для жизни человека и растений. | февраль |
4. «Кто живет, что растет в воде?» Цель: Познакомить детей с представителями животных, обитающих в воде, видами водных растений. Познакомить особенности, приспособленность к водной среде. Объяснить необходимость охраны представителей водной сауны. | февраль |
5.. Викторина «Вода в природе» Цель: Систематизировать полученные знания о воде, о ее значении в окружающем мире. Совершенствовать умения загадывать и отгадывать загадки. | февраль |
6. «Любите Землю - матушку» Цель: Формировать элементарные знания о земле, на которой растут растения, о значении ее в жизни человека - почему землю называют «кормилицей». | март |
7. «Солнце дарит нам тепло и свет» Цель: дать детям представление о том, что Солнце является источником тепла и света. Познакомить детей с понятиями «световая энергия», «Солнце - огненный шар». Показать степень ее поглощения разными предметами, материалами. | апрель |
8. «Путешествие в страну чудес - Огонь» Цель: Познакомить со свойствами Огня, значением огня в окружающей жизни. Формировать умение анализировать, выделять характерные признаки. Воспитывать интерес к стихии Огня, правильное обращение с ним. | апрель |
4. Исследовательская деятельность
1. Опыты с водой на закрепление ее свойств
- вода прозрачная
- у воды нет вкуса
- у воды нет запаха
- вода не имеет формы, она жидкая, течет
- вода бывает теплая, холодная
- вода смачивает, очищает предметы
2. Опыт на определение роли воды в жизни растений
- «Вода нужна всем»
3. Опыт на определение состояния воды
- лед, снег - твердая вода
- лед не тонет на воде - он легче воды
- снег, лед тает в тепле
- капля воды замерзает на морозе
- снег состоит из снежинок. Рассматривание в лупу снежинок
4. Воздух. Воздух занимает все пространство
- воздух в стакане
- воздушное давление, воздух давит на все предметы
- мыльные пузыри
- воздух невидим, он прозрачный
5. Ветер - это движение воздуха
- определение силы ветра
- летающие семена
6. Огонь.
- свеча в банке
7. Свет, тепло в жизни растений
- без света растение погибает
- веточки тополя в вазе
8. Земля
- растения быстрее растут в земле, а не в песке и в камнях.
5.Игровая деятельность.
Название игры, цель | Сроки |
1. Дидактическая игра «Живая и неживая природа» Цель: Продолжать учить различать объекты живой и неживой природы | январь |
2. Дидактическая игра «Узнай по запаху» Цель: Закреплять знание детей о том, что воздух не имеет запаха. |
3. Дидактическая игра «Сухое дерево» Цель: Закреплять знание детей о значении воды, воздуха, тепла, земли в жизни растений. |
4. Дидактическая игра «Путешествие капельки» Цель: Закреплять знание о круговороте воды в природе. | февраль |
5. Дидактическая игра «Четвертый лишний» Цель: Закреплять знание детей о животных, растениях, о среде их обитания. |
6. Дидактическая игра «Проращивание семян» Цель: Закреплять знание детей последовательного выполнения действия для того, чтобы вырастить растение. | март апрель |
7. Дидактическая игра «С какой ветки детки» Цель: Закреплять умение определить названия деревьев по листьям, плодам, семенам, цвету и шершавости коры. |
6 Подвижные игры
* «Ходят капельки по кругу»
Цель. Закреплять элементарные знания детей о круговороте воды в природе.
* «Ручеек»
Цель. Совершенствовать движение детей парами, быстрого выбора пары, имитации течения ручейка.
* «Мы водные животные»
Цель. Закреплять знание детей о водных животных, имитировать их движения.
* «Воздух, земля, вода»
Цель. Закреплять у детей знания о свойствах воздуха, земли, воды.
7. Самостоятельная и совместная художественно-продуктивная деятельность:
Вид деятельности | Сроки |
Совместное изготовление макета «Сухое дерево» (вырезывание из бумаги листьев, цветов, яблок). | январь |
Зарисовывание в альбоме результатов исследовательской деятельности. | на протяжении всей работы |
Изготовление вертушек для определения силы ветра, корабликов из бумаги. | январь |
Работа с природным материалом | январь 3 неделя март 1неделя |
Изготовление игрушек способом заливания воды в ячейки и ее замораживание | февраль |
8. Создание творческой лаборатории «Профессора Знайки»: Дидактические игры:
«Живая и неживая природа»
«Узнай по запаху»
«Сухое дерево»
«Путешествие капельки»
«Четвертый лишний»
«Проращивание семян»
«С какой ветки детки»
Дидактические пособия и материалы:
Альбомы для наблюдений
Театр запаха
Природные материалы: коллекции камней, семян, песка, ракушек,
мхов
Разнообразные емкости, мензурки, мерные ложки, подносы
Лупы
Магниты
Песочные часы
Салфетки
Экологические сказки, придуманные детьми
Познавательная ценность:
Углубление и систематизация знаний детей старшего
дошкольного возраста о связях и закономерностях в
окружающем мире природы;
Формирование познавательных умений: наблюдать,
сравнивать и анализировать, экспериментировать;
использовать полученные знания в различных видах
деятельности.
Воспитательная ценность:
Формирование осознано-правильного и бережного отношения к миру природы, повышение уровня экологической культуры.
Перспектива:
Учитывая то, что проведена работа по формированию экологических знаний и умений необходимо в совместной деятельности закрепить приобретенные знания, опыт. В целях повышения познавательной активности детей и интереса к поисково-исследовательской деятельности планируется организация работы кружка «Юный исследователь».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
мама рядом, папа рядом - что еще для счастья надо?
Семейный досуг для детей и родителей старших и подготовительной групп детского сада....
мама рядом, папа рядом - что еще для счастья надо?
Семейный досуг для детей и родителей старших и подготовительной групп детского сада....
Методическая разработка. Вечер развлечения с родителями: "Папа рядом, мама рядом, что еще для счастья надо?"
Как создать атмосферу эмоционально-творческой активности у детей и взрослых, душевного тепла, доброты, отзывчивости, семейной общности....
Комплексно-тематическое планирование во 2 младшей группе по теме "Мама рядом, папа рядом, что ещё для жизни надо"
Планирование воспитательно-образовательной работы по теме моя семья во 2 младшей группе...
Папа рядом, мама рядом, что еще для счастья надо?
Предложить систему работы, направленную на осознание ребенком своей роли в семье, значения семьи в жизни людей и на оптимизацию поведенческих навыков детей в социуме....
Проект « Моя Семья. Рядом папа, рядом мама все, что мне для счастья надо »
Мой проект посвящен формированию представлений о семье, семейных ценностях, традициях, обобщению знаний дошкольников о своей собственной семье, проект содействует развитию связной речи детей. Пос...
НОД в первой группе раннего возраста «Хорошо рядом с ней, рядом с мамочкой моей».
Научить детей внимательно рассматривать фотографии, называть свое имя, отвечать на вопросы: кто это?Учить рисовать ягоды рябины пальчиками...