Проект "Неизведанное рядом"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

Допроектная деятельность:

Мотив: У детей недостаточно сформированы навыки исследовательской деятельности в процессе изучения явлений и закономерностей в природном окружении. Чем больше дети соприкасаются с окружающим миром природы, тем больше возникает у них вопросов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_neizvedannoe_ryadom.doc93 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад № 29 общеразвивающего вида»

Проект

 «Неизведанное рядом»


Старшая группа Воспитатель: Васильева Н.В.

г. Вышний Волочёк.

        2011г.

Допроектная деятельность:

Мотив: У детей недостаточно сформированы навыки исследовательской деятельности в процессе изучения явлений и закономерностей в природном окружении. Чем больше дети соприкасаются с окружающим миром природы, тем больше возникает у них вопросов

Модель 3-х вопросов

Что мы знаем об

Что мы хотим

Как мы можем

этом?

узнать?

узнать?

*Нас окружает живая

* Какие изменения

*Чтение

природа и не живая.

происходят в живой и не

познавательной

(Владик К.)

живой природе в разное

литературы

* Деревья, все растения,

время года?

* Беседы

цветы, птицы - это все

* Какая существует связь

* Участие родителей в

живое.

между живой и не живой

образовательном

(Вика. Е)

природой.

процессе

* Камни, песок, вода -

* Можем ли мы увидеть

* Прогулки, экскурсии

это все не живая

воздух? Его свойства?

* Исследовательская

природа.

Можно ли услышать его?

деятельность

(Даша. С.)

*Роль воздуха в жизни

* Дидактические игры и

человека, растений.

занятия

Чем дышат люди?

*Какую роль имеет

солнце в жизни человека,

растений?

*Что такое земля, почва?

* Какое значение имеет

почва в жизни растений?

* Развлечения и досуги

Выводы: Дети проявляют большой интерес к окружающему миру природы, но представления о связях и закономерностях в природном мире неглубокие, поверхностные, что требует нового уровня экологических знаний.

Виды работ:

1 .Сбор информации: познавательная литература, иллюстрационный материал, подбор разнообразных заданий и упражнений, изготовление таблиц, графические модели-карточки

  1. Работа с детьми: комплексно-тематические занятия «Кладовая природы», исследовательская деятельность, наблюдения, прогулки, экскурсии, беседы, чтение познавательной литературы, викторины, дидактические игры, продуктивная деятельность, развлечения и досуги, музыкально-экологические сказки.
  2. Создание условий: Создание творческой лаборатории «Профессора Знайки».
  3. Совместная и самостоятельная деятельность: Изготовление таблиц, карточек, подбор дидактических игр и наблюдений о взаимосвязи человека и природы, творческая продуктивная деятельность из природного материала (создание коллективных работ, композиций), создание «Огорода на окошке» (наблюдение за ростом семян, уход).
  4. Работа с родителями:

  1. Рекомендации «Как знакомить ребенка со свойствами воды», «Как знакомить ребенка со свойствами воздуха», «Как правильно проводить опыты в домашних условиях»
  2. Консультация «Интересное о воде», « Что мы знаем о воде», «Можем ли жить без воздуха?»
  1. Семейные посиделки «В стране маленьких волшебников»

-        создание центра «Наука на дому»- подборка опытов в
домашних условиях.

-        Анкета для родителей.

-        Памятка для родителей « Вода - это жизнь!»

6. Презентация проекта.

Познавательно-игровое занятие «В гостях у хозяйки

природы»

1 ЭТАП. Разработка проекта.

Цель: Способствовать повышению уровня знаний детей старшего дошкольного возраста о связях и закономерностях в окружающем мире природы; формировать навыки поисково-познавательной деятельности. Задачи:

  1. Изучение явлений и закономерностей в природном окружении;
  2. Приобщение детей к познанию окружающего мира, их умение выделять себя в системе взаимоотношений через предметно-операционную деятельность;
  3. Развитие исследовательских умений и навыков детей в свободном экспериментировании с объектами живой и неживой природы;
  4. Формировать умение анализировать представленный материал, обобщать, сравнивать, делать выводы, умозаключения;
  5. Формирование познавательных умений: наблюдать, сравнивать и анализировать, экспериментировать; использовать полученные знания в различных видах творческой деятельности (игровой, художественно-продуктивной);
  6. Воспитание бережного и заботливого отношения к миру природы;
  7. Повышать уровень экологической культуры родителей с целью приобщения к участию в образовательной работе с детьми по познавательному развитию.

Предположительный результат.

  1. Развитие познавательной активности детей, развитие интереса к поисково-исследовательской деятельности, повышение уровня экологических знаний;
  2. Создание предметно-развивающей среды, обеспечивающей условия для свободного экспериментирования;
  3. Обогащение форм взаимодействия с родителями с целью осознания важности совместной работы с детьми. Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители, музыкальные руководители.

Срок реализации проекта:

4 месяца (январь - апрель 2011 года)

2 ЭТАП: Перспективное планирование работы.

1. Беседы с детьми:

  1. «Что такое природа: живая и не живая. Четыре стихии мира: вода, воздух, огонь, земля».
  2. «Волшебница - вода, ее свойства, где встречается».
  3. «Разное состояние воды. Вода разная - дождь, ливень, роса, туман, снегопад, пурга, лед, лужи, иней, снег»
  4. «Превращение воды. Путешествие капельки».
  5. «Как вода превращается в снежинку».
  6. «Что такое воздух? Можем ли мы увидеть воздух, и какими свойствами он обладает?»
  7. «Значение воздуха для человека и растений».
  8. «Движение воздуха - это ветер, как его обнаружить».
  9. «Как помогает ветер и может ли он навредить человеку».
  10. «Что такое ураган, буря, смерч?»
  11. «Что такое Огонь? Характерные признаки Огня».
  12. «Какое значение имеет Огонь в жизни человека».
  13. «Правильное обращение с Огнем».
  14. «В гости к Солнцу. Роль тепла в жизни человека».
  15. «Что такое земля? Что такое почва?»
  16. «Почему землю называют «кормилицей?»
  17. «Обитатели земли и их роль для роста растений (дождевые черви)».
  18. «Какое значение имеет почва в жизни растений».

2. Познавательная литература:

Чтение

Сроки

1.        Большая детская энциклопедия «Что? Как?
Почему?»

2.        Энциклопедия «Всё обо всём»

3.        Э. Шим «Солнечная капля»

Январь Ежедневно

1.        Л. Воронкова «Снег идет»

2.        3. Александрова «Капель»

3.        К.И.Чуковский «Мойдодыр»

4.        Природоведение А.А. Плешаков «Вода на
Земле»

5.        Сказка «Заюшкина избушка»

Февраль Ежедневно

1.        Природоведение А.А Плешаков
«Воздушная оболочка земли»

2.        Я. Абидов «Мать - Земля»

3.        Я. Дягутите «Земля»

Март Ежедневно

1.        Е.П.Левитан «Твое солнышко»

2.        К.И.Чуковский «Краденое солнце»

3.        С.Маршак «Рассказ о неизвестном герое»

Апрель В течение месяца

Загадки, стихи о явлениях природы, воды, воздухе

Январь - апрель

3. Организованная деятельность Занятия познавательного цикла

Тема, цель

Сроки

1. «Воздух»

Цель: Познакомить детей с понятием«воздух», его свойствами и ролью в жизни человека. Дать знание, что воздух - условие жизни всех существ на Земле. Продолжать воспитывать интерес к физическим явлениям. Формировать практические и умственные действия.

января

2. «Удивительные свойства воздуха» Цель: Познакомить детей с атмосферным давлением. Продолжать учить детей пользоваться нестандартным оборудованием, схемами. Развивать зрительное и слуховое восприятие. Учить детей делать умозаключения, выводы, обобщения. Продолжать учить детей во время опытов соблюдать правила безопасности. Воспитывать любознательность, бережное отношение к окружающей среде.

января

3. «Вода вокруг нас. Путешествие капельки» Цель: Закрепить знания детей о свойствах воды, где в каком виде существует в окружающей среде. Познакомить детей с круговоротом воды в природе - с понятием «капельки воды «ходят» движутся по кругу». Объяснить причину выпадения осадков в виде дождя и снега. Расширить представления детей о значении воды для жизни человека и растений.

февраль

4. «Кто живет, что растет в воде?»

Цель: Познакомить детей с представителями

животных, обитающих в воде, видами водных

растений. Познакомить особенности,

приспособленность к водной среде. Объяснить

необходимость охраны представителей водной

сауны.

февраль

5.. Викторина «Вода в природе» Цель: Систематизировать полученные знания о воде, о ее значении в окружающем мире. Совершенствовать умения загадывать и отгадывать загадки.

февраль

6. «Любите Землю - матушку» Цель: Формировать элементарные знания о земле, на которой растут растения, о значении ее в жизни человека - почему землю называют «кормилицей».

март

7. «Солнце дарит нам тепло и свет» Цель: дать детям представление о том, что Солнце является источником тепла и света. Познакомить детей с понятиями «световая энергия», «Солнце - огненный шар». Показать степень ее поглощения разными предметами, материалами.

апрель

8. «Путешествие в страну чудес - Огонь» Цель: Познакомить со свойствами Огня, значением огня в окружающей жизни. Формировать умение анализировать, выделять характерные признаки. Воспитывать интерес к стихии Огня, правильное обращение с ним.

апрель

4. Исследовательская деятельность

1.        Опыты с водой на закрепление ее свойств

  1. вода прозрачная
  2. у воды нет вкуса
  3. у воды нет запаха
  4. вода не имеет формы, она жидкая, течет
  5. вода бывает теплая, холодная
  6. вода смачивает, очищает предметы

2.        Опыт на определение роли воды в жизни растений

-        «Вода нужна всем»

3.        Опыт на определение состояния воды

  1. лед, снег - твердая вода
  2. лед не тонет на воде - он легче воды
  3. снег, лед тает в тепле
  4. капля воды замерзает на морозе
  5. снег состоит из снежинок. Рассматривание в лупу снежинок

4.        Воздух. Воздух занимает все пространство

  1. воздух в стакане
  2. воздушное давление, воздух давит на все предметы
  3. мыльные пузыри
  4. воздух невидим, он прозрачный

5.        Ветер - это движение воздуха

  1. определение силы ветра
  2. летающие семена

6.        Огонь.

-        свеча в банке

7.        Свет, тепло в жизни растений

  1. без света растение погибает
  2. веточки тополя в вазе

8.        Земля

-        растения быстрее растут в земле, а не в песке и в камнях.

5.Игровая деятельность.

Название игры, цель

Сроки

1. Дидактическая игра «Живая и неживая природа» Цель: Продолжать учить различать объекты живой и неживой природы

январь

2. Дидактическая игра «Узнай по запаху» Цель: Закреплять знание детей о том, что воздух не имеет запаха.


3. Дидактическая игра «Сухое дерево»

Цель: Закреплять знание детей о значении воды, воздуха,

тепла, земли в жизни растений.


4. Дидактическая игра «Путешествие капельки» Цель: Закреплять знание о круговороте воды в природе.

февраль

5. Дидактическая игра «Четвертый лишний»

Цель: Закреплять знание детей о животных, растениях, о

среде их обитания.


6. Дидактическая игра «Проращивание семян» Цель: Закреплять знание детей последовательного выполнения действия для того, чтобы вырастить растение.

март апрель

7. Дидактическая игра «С какой ветки детки» Цель: Закреплять умение определить названия деревьев по листьям, плодам, семенам, цвету и шершавости коры.


6 Подвижные игры

*        «Ходят капельки по кругу»

Цель. Закреплять элементарные знания детей о круговороте воды в природе.

*        «Ручеек»

Цель. Совершенствовать движение детей парами, быстрого выбора пары, имитации течения ручейка.

*        «Мы водные животные»

Цель. Закреплять знание детей о водных животных, имитировать их движения.

*        «Воздух, земля, вода»

Цель. Закреплять у детей знания о свойствах воздуха, земли, воды.

7. Самостоятельная и совместная художественно-продуктивная деятельность:

Вид деятельности

Сроки

Совместное изготовление макета «Сухое дерево» (вырезывание из бумаги листьев, цветов, яблок).

январь

Зарисовывание в альбоме результатов исследовательской деятельности.

на протяжении всей работы

Изготовление вертушек для определения силы ветра, корабликов из бумаги.

январь

Работа с природным материалом

январь

3 неделя

март

1неделя

Изготовление игрушек способом заливания воды в ячейки и ее замораживание

февраль

8. Создание творческой лаборатории «Профессора Знайки»: Дидактические игры:

«Живая и неживая природа»

«Узнай по запаху»

«Сухое дерево»

«Путешествие капельки»

«Четвертый лишний»

«Проращивание семян»

«С какой ветки детки»

Дидактические пособия и материалы:

Альбомы для наблюдений

Театр запаха

Природные материалы: коллекции камней, семян, песка, ракушек,

мхов

Разнообразные емкости, мензурки, мерные ложки, подносы

Лупы

Магниты

Песочные часы

Салфетки

Экологические сказки, придуманные детьми

Познавательная ценность:

Углубление и систематизация знаний детей старшего

дошкольного возраста о связях и закономерностях в

окружающем мире природы;

Формирование познавательных умений: наблюдать,

сравнивать и анализировать, экспериментировать;

использовать полученные знания в различных видах

деятельности.

Воспитательная ценность:

Формирование осознано-правильного и бережного отношения к миру природы, повышение уровня экологической культуры.

Перспектива:

Учитывая то, что проведена работа по формированию экологических знаний и умений необходимо в совместной деятельности закрепить приобретенные знания, опыт. В целях повышения познавательной активности детей и интереса к поисково-исследовательской деятельности планируется организация работы кружка «Юный исследователь».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мама рядом, папа рядом - что еще для счастья надо?

Семейный досуг для детей и родителей старших и подготовительной групп детского сада....

мама рядом, папа рядом - что еще для счастья надо?

Семейный досуг для детей и родителей старших и подготовительной групп детского сада....

Методическая разработка. Вечер развлечения с родителями: "Папа рядом, мама рядом, что еще для счастья надо?"

Как создать атмосферу эмоционально-творческой активности у детей и взрослых, душевного тепла, доброты, отзывчивости, семейной общности....

Комплексно-тематическое планирование во 2 младшей группе по теме "Мама рядом, папа рядом, что ещё для жизни надо"

Планирование воспитательно-образовательной работы по теме моя  семья во 2 младшей группе...

Папа рядом, мама рядом, что еще для счастья надо?

Предложить систему работы, направленную на осознание ребенком своей роли в семье, значения семьи в жизни людей и на оптимизацию поведенческих навыков детей в социуме....

Проект « Моя Семья. Рядом папа, рядом мама все, что мне для счастья надо »

Мой проект посвящен формированию представлений о семье, семейных ценностях, традициях, обобщению знаний дошкольников о своей собственной семье, проект содействует развитию связной речи детей. Пос...

НОД в первой группе раннего возраста «Хорошо рядом с ней, рядом с мамочкой моей».

Научить детей внимательно рассматривать фотографии, называть свое имя, отвечать на вопросы: кто это?Учить   рисовать ягоды рябины пальчиками...