Проект"Неизведанное рядом. Удивительные тайны снега"
проект (старшая группа) на тему

Cтяжкина Наталия Юрьевна

«Ребенок по своей природе – пытливый исследователь», - как считает академик Н.Н.Поддъяков. Дети дошкольного возраста задают много вопросов: «Отчего?», «Почему?», «Зачем?». Участие детей в исследовательской  деятельности помогают решать эти вопросы. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Она предоставляет возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад «Березка»

д. Рябиновщина Нолинского района Кировской области

Методическая разработка проекта

Тема: «Неизведанное рядом.

Удивительные тайны снега»

Автор- составитель:

 воспитатель

Стяжкина Наталия Юрьевна

2016 год

Введение

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.                                                                                             3адача педагога – не игнорировать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. Говоря о познавательно-исследовательской деятельности, имеется в виду активность ребёнка, впрямую направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию. Эта деятельность зарождается в раннем детстве, поначалу представляя собой простое, как будто бесцельное процессуальное  экспериментирование, с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия. В период дошкольного детства «островок» познавательно-исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, апробирования возможностей любого нового материала.                                                                              Познавательно-исследовательская деятельность дошкольника в естественной форме проявляется в виде так называемого детского экспериментирования с предметами, и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как?)                           «Для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования – наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения, чем получать уже добытые кем-то знания в «готовом виде».                                               (А. И.Савенков).                                                                                            Следовательно, необходимо увеличивать долю исследовательских методов обучения в образовательном процессе.                                                                                  Поэтому необходимо включить в данное направление метод проектов, так как он охватывает весь воспитательно-образовательный процесс, основанный на взаимодействии всех участников этого процесса по типу «педагог – ребёнок – родитель», способствующий взаимодействию с окружающей средой, поэтапной практической деятельности по достижению поставленной цели.

Тип проекта:  исследовательский, творческий.                                                    Продолжительность проекта: среднесрочный                                                                                       Сроки реализации: декабрь 2015 года – январь  2016 года                                             Участники проекта: дети старшей группы, педагоги, родители.

Актуальность

Вы замечали, как дети обращают внимание на волшебные вещи, мимо которых мы, взрослые, привыкли проходить мимо? Действительно, снег, а особенно снежинки, парящие в воздухе- для детей  всё это в диковинку. .Интерес к такому зимнему волшебству не иссякает долгое время.                                                                                        «Ребенок по своей природе – пытливый исследователь», - как считает академик Н.Н.Поддъяков. Дети дошкольного возраста задают много вопросов: «Отчего?», «Почему?», «Зачем?». Участие детей в исследовательской  деятельности помогают решать эти вопросы. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Она предоставляет возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Постоянное стремление экспериментировать и самостоятельно искать что-то новое – важные черты детского поведения. Исследовательская деятельность дает детям возможность думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Проблема проекта:

Гуляя  на улице и рассматривая снежинки, детей заинтересовал вопрос «Из чего состоит снег? Почему снег белого цвета, а не какого- то другого? Почему он приходит только зимой?»

В ходе беседы выяснилось, что у детей имеется  разное мнение о свойствах и качествах снега. Таким образом возникла необходимость  проверить все озвученные версии. Мир природы удивителен, но свои тайны он открывает любознательным и внимательным. Так появилась идея создания проекта. Участие  в проекте позволит разобраться в удивительных тайнах снега.

Гипотеза проекта:

Участие детей в познавательно- исследовательской деятельности позволит дать богатые возможности для формирования у них  знаний о тайнах  снега.

Использование интегрированного подхода для формирования целостного представления о тайнах  снега приведет к успешному усвоению и осознанному применению полученных знаний на практике.

Идея проекта:

Исследовательская деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы ребенок смог задавать вопросы и самостоятельно находить на них ответы. По мнению академика Н.Н. Поддъякова, «...в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения». Процесс познания — творческий процесс, и наша задача — поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия, поэтому основной идеей проекта является развитие познавательной активности детей.

Цель проекта:

Создание условий, способствующих  развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремлению к самостоятельному познанию и размышлению.

Задачи проекта:

- Способствовать  расширению знаний о снеге и его свойствах;

- Обогащать  и активизировать  речь детей;

- Развивать  навыки мыслительных действий (умение сравнивать, анализировать, обобщать, видеть проблему, вырабатывать гипотезу и делать обоснованные выводы);

-Развивать познавательный интерес к совместной познавательно- исследовательской деятельности участников проекта;

-Повышать воспитательную компетентность родителей в развитии познавательной активности детей.

 

Ожидаемые результаты:

1. Расширение представлений об объекте окружающего мира - снеге, о его свойствах;        2. Развитие речи детей (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь);                                                                                                                                       3.  Развитие исследовательских умений и навыков детей (видеть и определять проблему, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы);                                                                                                                                    4. Развитие личностных характеристик (появление инициативы, самостоятельности, познавательной активности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими);

Ресурсное обеспечение проекта:

Предметно-развивающая среда, обеспечивающая возможность проведения опытов, наблюдений, экспериментов всеми воспитанниками группы.

Этапы и сроки реализации проекта:

I этап – подготовительный.

- определение  цели и задач;

- создание необходимых условий для реализации проекта;

- разработка плана проекта.

II этап – основной.

-реализация проекта путем решения поставленных задач                                                                        Работа с детьми

Основываясь на анализе системы работы в ДОУ, условиях и подходах к экспериментированию, как средству развития познавательной активности детей   спроектировать  свою последующую работу, где реализация поставленных задач будет осуществляться  в трех основных формах:  

-НОД;

- самостоятельная деятельность детей;

-совместная деятельность взрослого и детей, а также ребенка со сверстником.

 Работа с родителями

- консультации, беседы;

- совместные мероприятия.

III этап – заключительный.

-совместный творческий конкурс «Лучшая снежная постройка»;

- презентация проекта.

План работы:

«Познавательное развитие»

1.Циклы наблюдений:  за снегопадом, за выпавшим снегом за ночь, за снежным покровом, за снежинками, за инеем, за метелью.                                                                                                                                                           2. Беседы:                                                                                                                                                     - «Что такое снег?»                                                                                                                                   - «Какого цвета снег?»                                                                                                                        - «Почему скрипит снег?»                                                                                                                          - «Снег в жизни людей, растений и животных».                                                                                  - «Снег бывает разный».                                                                                                                                 - «Что такое иней?»                                                                                                                         3.Рассматривание иллюстраций:                                                                                                          - «Деревья в снегу»                                                                                                                               - «Снежный покров»                                                                                                                                    - «Следы на снегу»                                                                                                                                        - «Снегоуборочные машины»                                                                                                            - «Животные и снег»                                                                                                                             - «Жилища из снега»                                                                                                                                 - «Снежные фигуры»                                                                                                                               - «Рисунки на снегу»                                                                                                                                   - «Снежинки», «Иней»                                                                                                            4.Просмотр презентации и видеофильма: «Снег», «Снежинки».                                                                       5. Исследовательская деятельность:  «В тепле снег тает»; «Тонет - не тонет»; «Какая температура у снега?»; «Где теплее?»; «Почему не получился снеговик?»; «Легкий или тяжелый?»; «Откуда берется иней?»; «Почему нельзя есть снег?»; «Почему снег белый?»; «Снег хрустит»; «Снег непрозрачный»; «Нужен ли зимой растениям снег?»;«Почему снег мягкий?»; «В какой снег легче проваливаться?»; «Сколько лучиков у снежинки?»

 «Речевое развитие»

Составление рассказа по сюжетной картине «Веселый  снеговик»;

Творческое рассказывание  «Как я лепил снежную бабу»; 

Заучивание стихотворения  К.Бальмонт «Снежинка»;                                                                                 Речевые игры: «Я начну, а вы продолжите», «Придумай слово», «Поможем зиме», «Назови ласково», «Назови действие», «А что вчера»;

Загадывание загадок о снеге и снежинках;                                                                                             Чтение художественной литературы:                                                                                               Произведения фольклора: «Как на тоненький ледок…»;                                                                                                           Поэзия: И.Бунин «Первый снег» ; К. Бальмонт «Снежинка»; А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…, А. Барто «Снег сегодня белый-белый…»;                                                                               Проза : Л. Воронкова «Снег идет», С.Иванов «Каким бывает снег»                                                                                 В. Одоевский «Мороз Иванович»;                                                                                       Сказки«Зимовье зверей», «Рукавичка», «Лиса и волк»; «Снегурочка», «Морозко».          

«Художественно – эстетическое развитие»

Прослушивание и пение песен: «Белые снежинки», «Серебристые снежинки», «Снежинки для Маринки», «Кружится снежинок хоровод», «Как на тоненький ледок»;

Прослушивание музыкальных произведений: Вивальди «Времена года. Зима», К.Дебюси «Снег танцует»., пьеса П.Чайковский «Вальс снежных хлопьев»;

Танец «Снежинки»;

Музыкальные игры «Снеговик Егорка», «Ледяные фигуры»;

Драматизация сказки «Заячья избушка»;

Рисование: ,«Снежный лес»(нетрадиционное рисование солью), 

«Снежинки» (нетрадиционное рисование);

Аппликация «Снеговик» (из бумажных салфеток), «Волшебные снежинки» (изготовление снежинок из ниток);

Оригами из бумаги «Снежинка»;

Лепка  «Красивые снежинки».

Самостоятельная художественная деятельность- вырезывание снежинок из бумаги.

                                                                               

«Социально – коммуникативное развитие»

                                                                                                                                                                                                   

Беседа на тему«Если хочешь быть здоров…», «Снег может быть опасным»                             Сюжетно-ролевые игры: «Снежное царство», «Следопыты».                                            

Труд:

- «окучивание» деревьев снегом;                                                                                                                          - расчистить дорожки от снега;                                                                                                                 - очистить от снега место для игр на участке;                                                                                                                        - собирать снег на участке для постройки снежных фигур;    

- создание фигур и построек из снега.                                                                                                                                                                

«Физическое развитие».

Подвижные игры: «Мороз - красный нос», «Снежинки и ветер», «Снежки», «Найди пару», «Льдинки, снежинки, сосульки»;

Игровые упражнения: «Снежинки кружатся», «Поймай снежинку», «По снежному лабиринту», «Кто дальше бросит», «Кто быстрее», «Попади в мишень»;

Дыхательная гимнастика «Снежинки летят»;  

Пальчиковая гимнастика :«Снежок», «Снегопад»;                                                                                                                                                                                                                                    

Организация работы с родителями.

Буклет : «Проведение опытов со снегом в домашних условиях».

Консультация для родителей «Снег может быть опасным»

Выставка совместного творчества «Такие разные снежинки».

Совместное сочинение  сказки «Приключение снежинки».

Конкурс совместного творчества  «Лучшая снежная постройка».

Мониторинг результативности проекта:

Результаты проведенной  целенаправленной работы по проекту показали, что у детей расширился кругозор, в частности обогатились представления о снеге и его свойствах, обогатился словарный запас, появился интерес к экспериментально - исследовательской деятельности. Дети проявляют инициативу, самостоятельность, умеют видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы.                                                                                                          Поэтому данный проект актуален и рекомендован воспитателям для работы с детьми.  

Библиография :

1. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. - М.: ТЦ «Сфера», 2001. -192с.

2. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. – 145с.

3. Источник: http://signorina.ru/1657-igry-so-snegom-dlya-doshkolnikov.html

5. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. /Авт. -сост.: Л. С. Киселева и др. - М.: АРКТИ, 2003. - 96 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Неизведанное рядом"

Допроектная деятельность:Мотив: У детей недостаточно сформированы навыки исследовательской деятельности в процессе изучения явлений и закономерностей в природном окружении. Чем больше дети соприкасают...

ПРОЕКТ «Неизведанное рядом»

Дети дошкольного возраста – пытливые исследователи окружающего мира. Они познают его в труде, на прогулках, занятиях, в общении со сверстниками. Задача взрослого – не подавлять ребёнка грузом знаний, ...

Проект "Неизведанное рядом"

Проект в средней группе. Изучение разных материалов и их свойств. Воспитателям детких садов...

Проект Неизведанное рядом

Проект Неизведанное рядом...

Проект «Неизведанное рядом: неживая природа»

Серафима Тарара Проект «Неизведанное рядом: неживая природа»Интеграция образовательных форм в проекте «Неизведанное рядом: неживая природа»1 Средняя группаВоспитатель Тарара С....

Презентация к проекту "Неизведанное рядом"

Презентация - отчет о проведенном проекте....