Проект Неизведанное рядом
проект (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Проект «Неизведанное рядом»
(лаборатория живой и неживой природы)
(познавательно-исследовательская деятельность в мире живой и неживой природы и рукотворного мира).
Девиз проекта: «Самое лучшее открытие то, которое сделал сам - познавай, чувствуй, твори !»
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Тема: «Неизведанное рядом»
Тип проекта: познавательно-исследовательский.
Участники проекта: дети, воспитатели, родители.
Возраст: 5-6 лет.
Форма проведения: групповая.
Срок реализации: октябрь-февраль.
«Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму.»
Китайская пословица
Цель проекта:
- развитие познавательных интересов детей, потребность в самостоятельной поисковой деятельности на основе обогащенного и сформированного эмоционально-чувственного опыта.
- формирование у детей представления о необходимости бережного и созидательного отношения к объектам живой и неживой природы;
- развитие желание узнавать новое.
Задачи:
- формировать собственный познавательный опыт;
- учить детей выполнять ряд последовательных действий (проводить опыт) в соответствии с моделями и алгоритмами;
- развивать умение анализировать, делать вывод, выявлять взаимозависимость между предметами и их особенностями;
- сформировать навыки экологически грамотного, нравственного поведения в природе;
- активизировать речь детей, пополнить словарный запас;
- развивать любознательность, творческие и коммуникативные способности детей;
- формировать партнёрские взаимоотношения между педагогами, детьми и родителями.
Формы реализации проекта:
- Познавательные занятия;
- Беседы;
- Оснащение развивающей предметно -пространственной среды;
- Наблюдения;
- Дидактические игры;
- Опытно-исследовательская деятельность;
- Работа с родителями.
Теоретическое обоснование и актуальность.
Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать или, мыслить самостоятельно и творчески.
Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребёнок познаёт объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребёнком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Учёные выделяют деятельность экспериментирования, как ведущую деятельность дошкольного возраста: «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка ».
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: приём пищи, игру, занятие, прогулку, сон. Опыт помогают развивать мышление, логику, творчество ребёнка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе.
Предполагаемый результат:
- будут сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе;
- дети поймут взаимосвязи в природе, станут более бережно относиться к природным ресурсам;
- разовьется интерес к объектам и явлениям живой и неживой природы;
- дети начнут экспериментировать, анализировать и делать выводы;
- дети будут интересоваться энциклопедиями, книгами о природе;
- будет создана картотека опытов, оформлена фотовыставка «Неизведанное рядом»;
- выращивание рассады (овощей помидор и перец).
План проекта.
ОКТЯБРЬ
-Ноод по экологии «В маленьком семени прячется растение»
-Ноод по познавательному развитию «Простые опыты с природным материалом» (почва, песок, глина)
- Ноод по познавательному развитию «Природный материал- песок, глина, камени»
- Ноод по познавательно-исследовательской деятельности «Удивительные камни»
- Ноод по валеологии «Где прячется здоровье» «Если сладко спится , сон хороший снится» «Помоги себе сам и своему другу» «Здоровое питание-здоровая жизнь»
- Ноод по конструктивно-модельной деятельности «Замки для принцессы»
- Ноод по экологии «Исследуем листья в «Лаборатории Почемучек»», лепка «Осеннее дерево»- барельеф
Опыты: «Чем дышат почвенные обитатели» «Что любят растения» «Где прячутся детки» «Песочная сказка» «Угадай по запаху» «Угадай на вкус».
Наблюдения: «Песок на участке» «Следы на песке».
Дидактические игры «Что где растет?» «Что лишнее?» «Воздух ,земля, вода» «Живые цепочки»
Подвижная игра «Листопад»
Творческая мастерская : «Рисуем цветным песком» «Песочная сказка» «Рисуем на камнях»
Чтение художественной литературы: экологические сказки «Маленький росток» «Родник» «Сказка о листьях-крылатках»
НОЯБРЬ
- Ноод по познавательному развитию «Секрет воды»
- Ноод по познавательно-исследовательской деятельности «Опыты с водой»
- Ноод по познавательному развитию «Свойства воздуха»
- Ноод по познавательно-исследовательской деятельности «Звук .Свойства звука»
Опыты: «Вода течет вверх» «Вода. Форма капли» «Смешиваем воду» «Пар-это тоже вода» «Воздух есть внутри пустых предметов» «Ворчливый шарик» «Как растворяется звук в разных средах» «Свойства воздуха .Прозрачность», создание «Телефона»
Наблюдение «Хмурая осень» «Наблюдение за ветром»
Дидактические игры: «Ветерок-ветерок» «Раз ,два, три картинку поверни» «Разрезные картинки» «Плавает -тонет»
Подвижная игра «Раздувайся, мой шар!»
Творческая мастерская: игры с воздухом, шариком и соломинкой, раскрашивание водных раскрасок, «Волшебные мыльные пузыри».
Чтение художественной литературы: Н.Сладков «Глиняная сказка» «Как заболел воздух» К.Чуковский «Мойдодыр» И.Урядова «Сказка о воде» Н.Рыжова «История одного пруда»
ДЕКАБРЬ
- Ноод по познавательно-исследовательской деятельности «Вулканы»
- Ноод по познавательно-исследовательской деятельности «Опыты для изучения свойств и качеств снега и льда»
- Ноод по познавательному развитию «Удивительный воздух»
Опыты: «Танец горошин» «Послушный ветерок» «Упругость и хрупкость» «Летучесть –свойство газов» «Чудесные превращения тел» «Почему говорят: крепкий как камень!» «Камень тяжелый» «Отчего дымят вулканы».
Дидактические игры: «Явления природы» «Найди свой камешек» «Найди отличия» «Путешествие капельки Капы» «Где снежинки» «Где живет вода».
Подвижная игра «Поедем в лес» «С сугроба на сугроб».
Творческая мастерская: «Волшебное превращение камней» выставка «Такие разные камни».
Чтение художественной литературы: Н.Сладков «Сушеные камни» П.Бажов«Серебряное копытце»
ЯНВАРЬ
- Ноод по познавательно-исследовательской деятельности «Эксперименты с бумагой и тканью»
- Ноод по окружающему миру «Морские обитатели»
- Ноод по познавательно-исследовательской деятельности «Увлекательное путешествие»
- Ноод по художественно-эстетическому развитию. Аппликация «Медведь в берлоге»
- Ноод по экологии «Как зимует медведь»
- Ноод по художественно-эстетическому развитию .Конструирование из бумаги «Белые медведи»
- Ноод по развитию речи «Знакомство с птицами , живущих на участке»
Опыты: «Сравнение дерева с бумагой» «Намокание бумаги» «Определение температуры» «Ящик ощущений» «Почему апельсин не тонет»
Наблюдение «Птицы зимой»
Дидактические игры: «Что из чего?» «Природа и человек» «Чьи следы» «Назови одним словом» «Угадай, кто улетел» «Что было бы, если из леса исчезли…»
Подвижная игра «У медведя во бору» «Охотники и зайцы»
Чтение художественной литературы : В.Танасейчук «Почему белые медведи не живут в лесу» В.Бианки «Гололед» «Под ледяной крышей» «Купание медвежат» Н.Абрамцева «Морозное окошко» Л.Толстой «Хотела галка пить»Я.Яшина «Покормите птиц зимой»
ФЕВРАЛЬ
- Ноод по развитию речи «Помогите героям сказки»
- Ноод по познавательно-исследовательской деятельности «Мыло- фокусник»
- Ноод по экологии «Молюсски»
- Ноод по познавательному развитию «В мире стекла»
- Ноод по познавательно-исследовательской деятельности «Выращивание кристаллов соли»
- Ноод по опытно-экспериментальной деятельности «Круговорот воды в природе»
- Ноод по экологии «Как появляется бабочка»
Опыты: «Подушка из пены» «Воздух способствует распространению звуков» «Цвета радуги»
Наблюдение: «Морозный солнечный денек» «Кругом вода»
Дидактические игры «Узнай на ощупь» «Что сначала, что потом?» «Что перепутал художник» «Умное эхо» «Пузыри-пузыри» «Найди-деревянные, стеклянные предметы»
Подвижная игра «Слышим, делаем!» «Птички раз! Птички два!»
Чтение художественной литературы: А.Барто «Снег,снег» Е.Трутнева «По лесным тропинкам» Н.Рыжов «Жила-была река» энциклопедия «Жизнь в соленой воде» «Обитатели морей»
Работа с родителями
Анкетирование родителей по выявлению организации экологического воспитания в семье «Что такое экология».
Консультация «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»
Консультация «развитие познавательной активности дошкольников в экспериментальной деятельности»
Рекомендации, как провести опыты с песком, глиной, камнями, водой.
Рекомендации, как провести опыты с водой и воздухом.
Конкурс песочных построек вместе с детьми.
Консультация-агитация «Сохраним воду чистой»
Привлечение родителей к пополнению оборудования «Центра экспериментирования»
Рекомендации «Воздух в вашей квартире»
Рекомендации «Экспериментируем дома»
Оформление фотовыставки « Неизведанное рядом».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Неизведанное рядом"
Допроектная деятельность:Мотив: У детей недостаточно сформированы навыки исследовательской деятельности в процессе изучения явлений и закономерностей в природном окружении. Чем больше дети соприкасают...
ПРОЕКТ «Неизведанное рядом»
Дети дошкольного возраста – пытливые исследователи окружающего мира. Они познают его в труде, на прогулках, занятиях, в общении со сверстниками. Задача взрослого – не подавлять ребёнка грузом знаний, ...
Проект"Неизведанное рядом. Удивительные тайны снега"
«Ребенок по своей природе – пытливый исследователь», - как считает академик Н.Н.Поддъяков. Дети дошкольного возраста задают много вопросов: «Отчего?», «Почему?», «Зачем?». Участие детей в исследовател...
Проект "Неизведанное рядом"
Проект в средней группе. Изучение разных материалов и их свойств. Воспитателям детких садов...
Проект «Неизведанное рядом: неживая природа»
Серафима Тарара Проект «Неизведанное рядом: неживая природа»Интеграция образовательных форм в проекте «Неизведанное рядом: неживая природа»1 Средняя группаВоспитатель Тарара С....
Презентация к проекту "Неизведанное рядом"
Презентация - отчет о проведенном проекте....
Проект «Неизведанное рядом»
Проект «Неизведанное рядом»...