Формирование элементарных математических представлений в гостях у сказки ‹‹Гуси - Лебеди››
учебно-методический материал на тему

Наталья Петровна Михайлюта

Предварительный просмотр:

Формирование элементарных

математических представлений

в гостях у сказки  ‹‹Гуси - Лебеди››

в подготовительной группе.

МКДОУ детский сад “Сказка”

г. Тайшет Иркутской области

Воспитатель: Михайлюта Н.П.

2018 год

    Цель: продолжать учить детей самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10.

    Закреплять умение считать в прямом и обратном порядке в пределах 20.

Закрепить знание детей о геометрических фигурах: круг, квадрат, прямоугольник, многоугольник, шестиугольник.

    Закрепить знание детей о недели и их последовательности.

Развивать умение читать кодовое обозначение геометрических  фигур, находить соответствующий блок.

    Развивать умение логически мыслить, внимательно слушать и решать простейшие задачи в стихах.

    Развивать логическое мышление,  внимание; развивать речь, активизировать словарный запас  за счет игр.

    Закрепить знание  о цифрах в пределах 20.

Закрепить знания детей о частях суток (нахождение соседей частей суток).

    Формировать доброе, заботливое отношение  друг к другу, к природе, способствовать формированию здорового образа жизни. Создать обстановку психологического комфорта.

Словарная работа: яблонька, ярмарка.

Предварительная работа: выучить диалог Ваня, Маша, речка, папа, мама.

Оборудование:

    Карточки «Календарь» для игрового упражнения, карточки «Неделька».

Цифры – карточки от 1 до 20; счетные палочки; карточки «Звери на полянке»; карточки «Дорисуй – фигуры»; цифры и знаки 1-10 для задач. Оформить группу по сказке «Гуси – лебеди» (домик, печка, баба-Яга, полянка, Ваня, Маша, яблонька и т.д.).

Воспитатель: Доброе утро, дети и взрослые!

     «Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться «доброе утро!».

Доброе утро, солнцу и птицам.

Доброе утро улыбчивым лицам.

Пусть каждый становится добрым, доверчивым.

Ведь доброе утро длится до вечера».

Воспитатель:

Давайте к друг другу повернемся, и друг другу улыбнемся. Очень важно, чтобы утро было именно добрым. Ведь утро настраивает нас на весь день, заряжает энергией для разных дел.

Воспитатель:

Сказки любят дети, у нас на всей планете.

       Дети, а вы любите сказки? Какие вы сказки больше всего любите? А в какой сказке вы бы хотели побывать? (дети выбирают сказку «Гуси – Лебеди»).

Сказку «Гуси – лебеди» слушать каждый рад.

Предлагаем сказочку

Вам на новый лад!

Воспитатель: Жили-были отец и мать, да двое ребятишек Машенька да Ванечка. Каждый день у ребятишек начинался с зарядки.

Гимнастика для глаз «Глазки»:

              «Смотрим вправо, смотрим влево.

               Смотрим вверх, смотрим вниз.

                Закрыли глазки.

(Погладили веки пальчиками. Открыли глазки. Отдыхать пришла пора).

Воспитатель: Вот и выглянуло солнышко. Все радуются ему.

Психологический этюд «Встреча с солнышком».

Игра «Назови соседей» (части суток).

У части суток кто соседи? (утро- ночь и день).

Воспитатель: Молодцы! Части суток знаете – правильно отвечаете.

А сейчас задание посложнее:

1).Спим мы ночью, а делаем зарядку………..(утром).

2).Делаем зарядку утром, а обедаем когда?............(днем).

3).Завтракаем утром, а ужинаем …………..(вечером).

4).Солнышко светит днем, а луна ………..(ночью).

Воспитатель: Родители Маши и Вани во вторник решили, что в самый последний день недели они поедут на ярмарку.

Вопрос: «В какой день недели родители поедут на ярмарку?» (воскресенье).

А теперь, давайте поиграем.

И/у «Календарь».

Воспитатель: Отметим в календаре дни – вторник и воскресенье точечками.

Воспитатель: В выходной день родители в воскресенье собрались на ярмарку.

Родители:

Мы одних вас оставляем,

И шалить - не разрешаем.

Мама:

Поиграйте на лужочке,

Но не рвите там цветочки.

В травку мусор не бросайте,

И костер не разжигайте!

Папа:

К подружкам дочка не ходи,

За Ванюшей, ты смотри.

Привезем гостинцев много,

Ну, а нам пора в дорогу.

Воспитатель: Уехали родители на ярмарку. А подружки позвали Машу играть на лужок.

«Среди дней любой недели

Первым будет – Понедельник.

День второй за ним пошел

Это - Вторник к нам пришел.

Третий день всегда – Среда.

Он четвертый там и тут.

Этот день Четверг зовут.

В череде рабочих дней,

Пятый Пятница теперь.

Вся закончена работа.

День шестой всегда Суббота.

День седьмой, его мы знаем,

В какой день мы отдыхаем – Воскресенье.

Пролетают дни недели.

Много их на самом деле.

Воспитатель:  Сколько всего дней недели? (7).

Игра: «Неделька»

1

2

3

4

5

6

7

Дети: «Блоки, блоки разные: оранжевые, красные, синие, желтые, салатные, бардовые, голубые. Нам они знакомые, найдите нас.

Фигуры: круг, круг, круг, квадрат, квадрат, прямоугольник, многоугольник.

Задание: Последовательно распределить фигуры на карточке по дням недели (форма и цвет фигур).

Воспитатель: Подружки Маши предложили поиграть в игру подвижную «Скучно, скучно, так сидеть».

Задание: Построиться в ряд от 1 до 12.

Задание: Построиться в ряд от 13 до 20.

Счет прямой и обратный.

Воспитатель:

Маша так развеселилась,

Что про братца-то забыла.

Прилетели гуси, подхватили

И унесли Ваню к Бабе-Яге.

Побежала Маша и забрала братца, пока Баба-Яга и гуси спали.

Маша:

Скорей, братец, дорогой,

Побежим скорей домой.

Чтоб гуси не догнали,

И к Бабе-Яге не забрали опять.

А вот и речка на пути.

Спаси, нас, реченька, помоги!

Речка:

Помогу вам ребята, если вы со мной поиграете.

П/игра «Рыбки» - бег.

Сколько рыбок и рыбаков? Сравнить количество.

Задание: И/у «Рыбки». Составить 1 рыбку (из 9 счетных палочек, чтоб внутри рыбки было 4 треугольника, одна сторона была общая для всех).

Воспитатель:

Вы, ребята, дружно так играли.

Вас зверята увидали.

пригласили поиграть

на картинке посчитать.

Счет предметов. Сравнение (2 лягушки, 3 ежа, 5 рыб, 5 медведей).

Воспитатель: Молодцы, справились с заданием.

Послушайте правило.

«Запомните дети:

Без взрослых купаться

В речке глубокой опасно.

Купаться в хороших известных местах лучше,

Чем в малоизвестных».

Правило мало знать.

Правило нужно выполнять!

Воспитатель: Спасибо, речка, за помощь!

Вот и печка на пути.

Спаси, ребят от гусей-лебедей.

Воспитатель: Покружились гуси над печкой и унесли печенье определенной формы, а какой догадайтесь, дети?

 Недостающие на карточке.

И/у «Дорисуй – печенье» (по карточкам)

Маша:

Вот и яблонька на нашем пути. Посмотри, Ванечка. Яблонька, помоги, от гусей-лебедей спаси.

Воспитатель:

Ветви яблонька склонила,

И ребятам говорила:

Отгадайте-ка, ребятки,

Мою загадку.

           Загадка: «Яблоки в саду поспели: 5 румяных налитых и 5 с кислинкой.  

                                                                                                      Сколько их? (10).

Задачки-шутки.

1). Мы надули  3 шара.

Улетели в небо 2.

А теперь, сидим грустим.

Ведь остался шар  (один).   3-2=1

2) 5 кабачков на грядке,

С червячком играют в прятки.

Мы 3 взяли кабачка,

Их теперь осталось (2).        5-3=2

3).Ой, беда, беда, беда!

Птенчик выпал из гнезда.

Было 8, а теперь

Всех птенцов осталось (7).     8-1=7

4).Ямку я копал в саду,

На большую глубину.

Три потом

чуть-чуть пошире,

сколько ямок всех?  (4).          1+3=4

5). На заборе рыжий кот.

Греет лапки и живот.

Он позвал еще кота.

И теперь их стало   (два).       1+1=2

6).8 зернышек в горшочке,

И одно держу в руке,

Я хочу цветы посеять,

Их в горшочке будет   (9).        8+1=9

7). 7 бананов в рюкзаке,

3 держу еще в руке.

Интересно, сколько вместе?     7+3=10

Ваня:

Машенька, давай отдохнем.

Сучьев, хворосту найдем.

И огонь разожжем.

Маша:

Ванечка, в руки спички не бери!

Без взрослых не разжигай огни!

Маша:

Братец, милый, посмотри,

Солнышко садится.

Мама с папой домой,

Должны уж возвратиться.

Мама:

Ну, как без нас?

Вы не сказали?

Маша:

Мы с ребятами

В игры разные играли.

Птиц, зверей не обижали.

На полянку мусор не бросали.

И костры не разжигали.

Отец:

Милые, наши родные!

Вы природе помогли.

Ваня и Маша:

Будем мы беречь природу:

Землю, лес, поля и воду.

Берегите свою планету,

Ведь другой - на свете нету.

Воспитатель:

Вот и сказочке конец. А кто слушал, молодец!

В игры разные математические играли и много интересного узнали.

Понравилось вам сказочное путешествие по сказке «Гуси – лебеди»?Ребята, у нас есть волшебная яблонька. Кому понравилось путешествие, возьмите красное яблоко, а кому не понравилось – зеленое яблоко и разместите на дереве (дети выполняют задание). Я вижу, что вам всем понравилось путешествие, т.к на нашей волшебной яблоньке много красных яблок и только одно зеленое. Мне тоже понравилось, как вы выполняли сложные задания: думали, рассуждали. Молодцы, ребята!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по формированию элементарных математических представлений в средней группе Тема «Гуси - Лебеди».

Интегрированные образовательные области: Социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.Виды деятельности: Игро...

Конспект НОД с использованием ИКТ по формированию элементарных математических представлений для детей средней группы :«Гуси-Лебеди»

Цель: формировать элементарные математические представления у     детей в совместной игровой деятельности.Задачи: Познавательное развитие: закреплять умения детей ...

Формирование элементарных математических представлений Конспект непрерывной образовательной деятельности «Гуси-лебеди» Для детей средней группы детского сада (4-5 лет)

Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей средней группы детского сада (4-5 лет) "Гуси-лебеди". Задачи: 1. Закреплять знания частей суток.2. Упражнять в сравнение...

НОД по развитию речи и формированию элементарных математических представлений для детей средней группы «Гуси-лебеди»

Цель: Формирование элементарных математических представлений, уточнение и закрепление знаний детей о пространственных представлениях.Задачи:1. Закреплять у детей понятие :широкий ,узкий;большой, мален...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» (формирование элементарных математических представлений) Тема «Путешествие в сказку Гуси - Лебеди»

Цель данного занятия закрепить знания, умения и навыки у детей по формированию элементарных математических представлений.На занятии решались следующие задачи.Задачи: 1. Учить детей соотносить кол...

Непосредственно образовательная деятельность "Формирование элементарных математических представлений" Тема: «Путешествие в сказку «Гуси- лебеди»

Цель: закрепление математических представлений у детей по средством игры - путешествия. Задачи: Образовательные: Формировать навыки счета в пределах 10, сравнения предметов по высоте на глаз, умен...