НОД по развитию речи и формированию элементарных математических представлений для детей средней группы «Гуси-лебеди»
план-конспект занятия по математике (средняя группа)

Крюкова Ольга Александровна

Цель: Формирование элементарных математических представлений, уточнение и закрепление знаний детей о пространственных представлениях.

Задачи:

1. Закреплять у детей понятие :широкий ,узкий;большой, маленький, форма и цвет.

2. Закреплять понятия «узкий -широкий», «длинный -короткий»

3. Упражнять детей в умении сравнивать две группы предметов на основе счета и формировать представление о неравенстве (5 яблок, а у Лизы - 4…).

4. Совершенствовать умение определять направление от себя, двигаться в заданном направлении.

5. Развивать умение считать в пределах 5.

6. Развивать целостное восприятие предмета.

7. Воспитание чувства взаимопомощи и доброты, стремление выполнять задания и доводить начатое дело до завершения.

 

Материал:

  1. Кукла мальчик, девочка и Баба Яга, заяц;
  2. Блоки Дьенеша;  
  3. Счетные палочки; 
  4. Дорожки: длинная и узкая, широкая и короткая;
  5. Ткань голубой цвета;
  6. Шарики двух цветов и корзинки; 
  7. Плоские  и объемные фигуры;
  8. Хлебобулочные муляжи.
  9. Листы с цифрами от 1 до 5

 

Предварительная работа:

  1. Чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди»;
  2.  Рассматривание иллюстраций к произведению;
  3. Дидактические игры: «Больше и меньше», «Разрезные картинки», «Пазлы», «составь последовательность», «Кто скажет правильно»;
  4. Выстраивание  рядов по ширине (длине), выкладывание предметов из блоков Дьенеша и счетных палочек по образцу или схеме в повседневной и учебной деятельности.


 

 

 

 

 

Ход занятия:

Дети входят в группу.

Воспитатель: Сегодня ребята, у нас в группе происходят чудеса. Мы отправимся с вами в сказочную страну. Для этого нам надо встать с места и повернуться вправо два раза, а потом два раза влево. Смотрите куда мы попали. Ой,  кто это идет к нам навстречу.

Берем куклу девочки.

Кукла Аленушка: Здравствуйте ребята, вы узнали меня -я Аленушка и случилась у меня беда, потерялся мой братец-Иванушка, унесли его Гуси-лебеди.

Воспитатель: Ой-ой-ой. Давайте поможем ей ребята! Вы узнаете в какую сказку мы попали?

Дети: Гуси-лебеди

Воспитатель: Точно и нужны нам помощники, кто хочет?

Дети: Мы!

Воспитатель : Тогда отправляемся в путешествие искать Иванушку, давайте возьмемся за руки и сделаем круг, опустили ручки:

 Вверх рука и вниз рука
Вверх рука и вниз рука.
Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)
Приседание с хлопками:
Вниз — хлопок и вверх — хлопок.
Ноги, руки разминаем,
Точно знаем — будет прок. (Приседания, хлопки в ладоши над головой.)
Крутим-вертим головой,
Разминаем шею. Стой! (Вращение головой вправо и влево.)

Воспитатель: Ребята, кто это скачет?

Раздается топот.

Воспитатель:

У леса, на опушке

Увидали мы зверушку:

Скачет, словно мячик.

 Кто же это?

 Верно,…

Дети: Зайчик.

Заяц: Здравствуйте ребята, по полянке я скакал и ребяток услыхал. Что вы делаете сейчас?

Дети: Ищем Иванушку, унесли его гуси-лебеди.

Заяц: Видел, видел! Вот беда! Улетели вон туда.

         Знаю две дороги я, посмотрите-ка  друзья.

Воспитатель достает дорожки :длинная и узкая, широкая и короткая .

Воспитатель: Ребята, давайте выберем по какой нам идти.

Обсуждаем - длинная или короткая дорога лучше, обсуждаем, что нас много и мы поместимся на широкой дорожке. Продолжаем путь. Перед нами печка(стул с подносом).

Воспитатель: Здравствуй печка!!Не видела ли ты, куда гуси-лебеди полетели?

Печка: Здравствуйте ребята, я вам мигом подскажу, пирожки лишь напеку!

Воспитатель: Давайте поможем печке испечь пирожки:

Я пеку, пеку, пеку
Деткам всем по пирожку.
А для милой мамочки
Испеку два пряничка.

 

Кушай, кушай, мамочка,
Вкусные два пряничка.
А ребяток позову,
Пирожками угощу.


 

Воспитатель: Давай те посчитаем пирожки(считаем пальчики на одной руке и на другой). Ой, какие мы молодцы, сколько пирожков напекли.

Берем хлебобулочные муляжи и кладем печке на поднос.

Печка: Спасибо вам ребята! Вот туда гуси-лебеди полетели.

Воспитатель подводит детей к яблоне(изображение яблони), рядом корзинка с шариками(яблоки).

Воспитатель: Здравствуй, яблонька, не видала ли ты куда гуси-лебеди полетели?

Яблоня: Здравствуйте ребята, я вам мигом подскажу, яблоки лишь соберу!

Воспитатель: Давайте поможем яблоньке. Задание собрать в корзинку пять яблок двух цветов.

Яблоня: Спасибо вам ребята! Вот туда гуси-лебеди полетели.

Воспитатель подводит детей к импровизированной речке (голубая ткань).

Воспитатель: Здравствуй, реченька, не видала ли ты куда гуси-лебеди полетели?

Яблоня: Здравствуйте,

               Я видала - вон туда,

               Но ребята – вот беда,

               Нет моста для прохожденья,

               Унесет вас всех теченье!

Воспитатель: Ребята, давай те построим мост(берем блоки Дьенеша), как вы думаете, где легче построить мост - там где широкая река или узкая?

Дети: узкая!

Воспитатель: Правильно! Первая часть моста у нас будет – не синяя, маленькая; потом по порядку перечисляем: красная, не круглая; толстая, синяя; не тонкая, квадратная; желтая, маленькая, круглая; не маленькая, треугольная, тонкая; прямоугольная, не маленькая, синяя. Составляем мост через реку из найденных деталей.

Воспитатель: Какой отличный мост получился! Ребята пойдем дальше, кажется я вижу дом Бабы-Яги(стул, на нем сидит Баба-Яга, за ним Иванушка). Вижу, детки Баб-Ягу, кто-то плачет-не пойму.

Баба-Яга плачет.

Воспитатель: Здравствуй бабушка, что случилось?

Баба-Яга: Вот хотела веселиться,

                  Только горюшко случится,

                  Развалился совсем дом,

                  Да и песни не поём…

Воспитатель: Ребята, давайте поможем Бабе-Яге построить дом. (берем плоские и объемные фигуры). Мы построим и споем. Сначала, нарисуем мы схему. Какие фигуры подойдут для плоского рисунка?

Дети: плоские!

Воспитатель: Правильно! Берем фигуры, которые модно спрятать в ладошках-плоские, составляем из них дом бабы яги на листе(дети должны отделить объемные и плоские фигуры).

Теперь строим по схеме дом из объемных фигур. (дети строят по схеме из плоских фигур -дом из объемных фигур).

Баба-Яга: Ну а гуси то мои –спорят, кто важней и не могут найти место, может вы ребята поможете?

Дети: Конечно!

Воспитатель раздает детям листы с цифрами от одного до пяти и путает их, Надо встать по прядку.

Баба-Яга: Вот ребята –молодцы! Может вы еще и песенки занете?

Детки и воспитатель:

Будем цифры изучать,
Их должны все дети знать
Будем мы считать учиться
Это в Жизни пригодится!
Раз, два, три , четыре, пять
Можно пальцы загибать!

Раз, два, три , четыре, пять
Можно пальцы загибать
Раз!
Как будто во дворе
Аист на одной ноге
Два!
По озеру плывёт
Лебедь, будто пароход
Три !
Идёт верблюд в пустыне
Любопытный нос
Четыре!
Пять!
Сосед купил арбуз
И несёт свой сладкий груз!

 

Баба-Яга: Ох, зачем же вы пришли?

Дети: За Иванушкой

Баба-Яга: Ой, Ванюша -мой дружок. Мне здесь скучно одной и друзей у меня нет! Хоть он меня веселил, а вы хотите его забрать….

Воспитатель: Бабушка-Яга – мы теперь твои друзья!!!! Ребята, давай те подарим бабушке цветы.

Воспитатель сажает детей за стол, ставит счетные палочки: задание сделать цветок из пяти красных и пяти зеленых палочек.

Баба-яга - ходит и говорит, -«спасибо, за цветочек». Отпускает Иванушку.

Баба-Яга: Вижу вы мои друзья,

                 И Ванюшу люблю я,

                 Приходите ко мне в гости!!

                 Буду с вами я играть,

                 Песни петь и танцевать!

 

Баба-Яга: До свидания!

Детки: До свидания!

Воспитатель: Сказка кончилась дружок,

                        Но и в ней ищи намек!

                        Цифры нам нужны везде!

                        В нашей сказке и во сне!

                        Математика нужна!

                        Чтобы строить здесь дома

                         И мосты и печь пирог,…

                         Сказка ложь, да в ней намек….

                          Ты три раза покружись

                          И домой ты воротись!

 

Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы! Помогли Аленушке, Иванушке и Бабе-Яге!!! Дава те нарисуем самый интересный момент из нашего путешествия!

Воспитатель раздает листочки и карандаши. Дети рисуют.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД с использованием ИКТ по формированию элементарных математических представлений для детей средней группы :«Гуси-Лебеди»

Цель: формировать элементарные математические представления у     детей в совместной игровой деятельности.Задачи: Познавательное развитие: закреплять умения детей ...

Конспект образовательной игровой ситуации с элементами формирования элементарных математических представлений в средней группе «Гуси – лебеди» воспитателя МБДОУ детский сад комбинированного вида № 39 Зайнутдиновой Ю.Н.

Цель: формирование элементарных математических представлений у детей в совместной игровой деятельности.Задачи:Образовательная:·      закрепить название геометричес...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ «ЧИСЛО 3. ЧИСЛО СКАЗОК»

Тема занятия: «Число 3. Число сказок» Форма: групповая Цель: познакомить детей с числом и цифрой 3. Задачи: Образовательные задачи: 1) формировать представление о ...

Квест-игра по формированию элементарных математических представлений детей средней группы "Правильно пойдешь, секрет найдешь"

Квест-игра по формированию элементарных математических представлений у детей средней группы.Тема : "Правильно пойдешь секрет найдешь".Интеграция образовательных областей: "Познавательно...

Развивающая предметно-пространственная среда, способствующая формированию элементарных математических представлений детей средней группы

Развивающая предметно-пространственная среда, способствующая формированию элементарных математических представлений детей средней группы...

Выступление на педсовете «Интеллектуальное развитие дошкольников путем формирования элементарных математических представлений» в средней группе

Математика сопровождает нас всю жизнь. Без счета, без умения правильно складывать, вычитать, умножать и делить числа человеку прожить невозможно. Поэтому чем раньше ребенок поймет и усвоит азы...