НОД по развитию речи и формированию элементарных математических представлений для детей средней группы «Гуси-лебеди»
план-конспект занятия по математике (средняя группа)
Цель: Формирование элементарных математических представлений, уточнение и закрепление знаний детей о пространственных представлениях.
Задачи:
1. Закреплять у детей понятие :широкий ,узкий;большой, маленький, форма и цвет.
2. Закреплять понятия «узкий -широкий», «длинный -короткий»
3. Упражнять детей в умении сравнивать две группы предметов на основе счета и формировать представление о неравенстве (5 яблок, а у Лизы - 4…).
4. Совершенствовать умение определять направление от себя, двигаться в заданном направлении.
5. Развивать умение считать в пределах 5.
6. Развивать целостное восприятие предмета.
7. Воспитание чувства взаимопомощи и доброты, стремление выполнять задания и доводить начатое дело до завершения.
Материал:
- Кукла мальчик, девочка и Баба Яга, заяц;
- Блоки Дьенеша;
- Счетные палочки;
- Дорожки: длинная и узкая, широкая и короткая;
- Ткань голубой цвета;
- Шарики двух цветов и корзинки;
- Плоские и объемные фигуры;
- Хлебобулочные муляжи.
- Листы с цифрами от 1 до 5
Предварительная работа:
- Чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди»;
- Рассматривание иллюстраций к произведению;
- Дидактические игры: «Больше и меньше», «Разрезные картинки», «Пазлы», «составь последовательность», «Кто скажет правильно»;
- Выстраивание рядов по ширине (длине), выкладывание предметов из блоков Дьенеша и счетных палочек по образцу или схеме в повседневной и учебной деятельности.
Ход занятия:
Дети входят в группу.
Воспитатель: Сегодня ребята, у нас в группе происходят чудеса. Мы отправимся с вами в сказочную страну. Для этого нам надо встать с места и повернуться вправо два раза, а потом два раза влево. Смотрите куда мы попали. Ой, кто это идет к нам навстречу.
Берем куклу девочки.
Кукла Аленушка: Здравствуйте ребята, вы узнали меня -я Аленушка и случилась у меня беда, потерялся мой братец-Иванушка, унесли его Гуси-лебеди.
Воспитатель: Ой-ой-ой. Давайте поможем ей ребята! Вы узнаете в какую сказку мы попали?
Дети: Гуси-лебеди
Воспитатель: Точно и нужны нам помощники, кто хочет?
Дети: Мы!
Воспитатель : Тогда отправляемся в путешествие искать Иванушку, давайте возьмемся за руки и сделаем круг, опустили ручки:
Вверх рука и вниз рука
Вверх рука и вниз рука.
Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)
Приседание с хлопками:
Вниз — хлопок и вверх — хлопок.
Ноги, руки разминаем,
Точно знаем — будет прок. (Приседания, хлопки в ладоши над головой.)
Крутим-вертим головой,
Разминаем шею. Стой! (Вращение головой вправо и влево.)
Воспитатель: Ребята, кто это скачет?
Раздается топот.
Воспитатель:
У леса, на опушке
Увидали мы зверушку:
Скачет, словно мячик.
Кто же это?
Верно,…
Дети: Зайчик.
Заяц: Здравствуйте ребята, по полянке я скакал и ребяток услыхал. Что вы делаете сейчас?
Дети: Ищем Иванушку, унесли его гуси-лебеди.
Заяц: Видел, видел! Вот беда! Улетели вон туда.
Знаю две дороги я, посмотрите-ка друзья.
Воспитатель достает дорожки :длинная и узкая, широкая и короткая .
Воспитатель: Ребята, давайте выберем по какой нам идти.
Обсуждаем - длинная или короткая дорога лучше, обсуждаем, что нас много и мы поместимся на широкой дорожке. Продолжаем путь. Перед нами печка(стул с подносом).
Воспитатель: Здравствуй печка!!Не видела ли ты, куда гуси-лебеди полетели?
Печка: Здравствуйте ребята, я вам мигом подскажу, пирожки лишь напеку!
Воспитатель: Давайте поможем печке испечь пирожки:
Я пеку, пеку, пеку
Деткам всем по пирожку.
А для милой мамочки
Испеку два пряничка.
Кушай, кушай, мамочка,
Вкусные два пряничка.
А ребяток позову,
Пирожками угощу.
Воспитатель: Давай те посчитаем пирожки(считаем пальчики на одной руке и на другой). Ой, какие мы молодцы, сколько пирожков напекли.
Берем хлебобулочные муляжи и кладем печке на поднос.
Печка: Спасибо вам ребята! Вот туда гуси-лебеди полетели.
Воспитатель подводит детей к яблоне(изображение яблони), рядом корзинка с шариками(яблоки).
Воспитатель: Здравствуй, яблонька, не видала ли ты куда гуси-лебеди полетели?
Яблоня: Здравствуйте ребята, я вам мигом подскажу, яблоки лишь соберу!
Воспитатель: Давайте поможем яблоньке. Задание собрать в корзинку пять яблок двух цветов.
Яблоня: Спасибо вам ребята! Вот туда гуси-лебеди полетели.
Воспитатель подводит детей к импровизированной речке (голубая ткань).
Воспитатель: Здравствуй, реченька, не видала ли ты куда гуси-лебеди полетели?
Яблоня: Здравствуйте,
Я видала - вон туда,
Но ребята – вот беда,
Нет моста для прохожденья,
Унесет вас всех теченье!
Воспитатель: Ребята, давай те построим мост(берем блоки Дьенеша), как вы думаете, где легче построить мост - там где широкая река или узкая?
Дети: узкая!
Воспитатель: Правильно! Первая часть моста у нас будет – не синяя, маленькая; потом по порядку перечисляем: красная, не круглая; толстая, синяя; не тонкая, квадратная; желтая, маленькая, круглая; не маленькая, треугольная, тонкая; прямоугольная, не маленькая, синяя. Составляем мост через реку из найденных деталей.
Воспитатель: Какой отличный мост получился! Ребята пойдем дальше, кажется я вижу дом Бабы-Яги(стул, на нем сидит Баба-Яга, за ним Иванушка). Вижу, детки Баб-Ягу, кто-то плачет-не пойму.
Баба-Яга плачет.
Воспитатель: Здравствуй бабушка, что случилось?
Баба-Яга: Вот хотела веселиться,
Только горюшко случится,
Развалился совсем дом,
Да и песни не поём…
Воспитатель: Ребята, давайте поможем Бабе-Яге построить дом. (берем плоские и объемные фигуры). Мы построим и споем. Сначала, нарисуем мы схему. Какие фигуры подойдут для плоского рисунка?
Дети: плоские!
Воспитатель: Правильно! Берем фигуры, которые модно спрятать в ладошках-плоские, составляем из них дом бабы яги на листе(дети должны отделить объемные и плоские фигуры).
Теперь строим по схеме дом из объемных фигур. (дети строят по схеме из плоских фигур -дом из объемных фигур).
Баба-Яга: Ну а гуси то мои –спорят, кто важней и не могут найти место, может вы ребята поможете?
Дети: Конечно!
Воспитатель раздает детям листы с цифрами от одного до пяти и путает их, Надо встать по прядку.
Баба-Яга: Вот ребята –молодцы! Может вы еще и песенки занете?
Детки и воспитатель:
Будем цифры изучать,
Их должны все дети знать
Будем мы считать учиться
Это в Жизни пригодится!
Раз, два, три , четыре, пять
Можно пальцы загибать!
Раз, два, три , четыре, пять
Можно пальцы загибать
Раз!
Как будто во дворе
Аист на одной ноге
Два!
По озеру плывёт
Лебедь, будто пароход
Три !
Идёт верблюд в пустыне
Любопытный нос
Четыре!
Пять!
Сосед купил арбуз
И несёт свой сладкий груз!
Баба-Яга: Ох, зачем же вы пришли?
Дети: За Иванушкой
Баба-Яга: Ой, Ванюша -мой дружок. Мне здесь скучно одной и друзей у меня нет! Хоть он меня веселил, а вы хотите его забрать….
Воспитатель: Бабушка-Яга – мы теперь твои друзья!!!! Ребята, давай те подарим бабушке цветы.
Воспитатель сажает детей за стол, ставит счетные палочки: задание сделать цветок из пяти красных и пяти зеленых палочек.
Баба-яга - ходит и говорит, -«спасибо, за цветочек». Отпускает Иванушку.
Баба-Яга: Вижу вы мои друзья,
И Ванюшу люблю я,
Приходите ко мне в гости!!
Буду с вами я играть,
Песни петь и танцевать!
Баба-Яга: До свидания!
Детки: До свидания!
Воспитатель: Сказка кончилась дружок,
Но и в ней ищи намек!
Цифры нам нужны везде!
В нашей сказке и во сне!
Математика нужна!
Чтобы строить здесь дома
И мосты и печь пирог,…
Сказка ложь, да в ней намек….
Ты три раза покружись
И домой ты воротись!
Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы! Помогли Аленушке, Иванушке и Бабе-Яге!!! Дава те нарисуем самый интересный момент из нашего путешествия!
Воспитатель раздает листочки и карандаши. Дети рисуют.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД с использованием ИКТ по формированию элементарных математических представлений для детей средней группы :«Гуси-Лебеди»
Цель: формировать элементарные математические представления у детей в совместной игровой деятельности.Задачи: Познавательное развитие: закреплять умения детей ...
Конспект образовательной игровой ситуации с элементами формирования элементарных математических представлений в средней группе «Гуси – лебеди» воспитателя МБДОУ детский сад комбинированного вида № 39 Зайнутдиновой Ю.Н.
Цель: формирование элементарных математических представлений у детей в совместной игровой деятельности.Задачи:Образовательная:· закрепить название геометричес...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ «ЧИСЛО 3. ЧИСЛО СКАЗОК»
Тема занятия: «Число 3. Число сказок» Форма: групповая Цель: познакомить детей с числом и цифрой 3. Задачи: Образовательные задачи: 1) формировать представление о ...
Квест-игра по формированию элементарных математических представлений детей средней группы "Правильно пойдешь, секрет найдешь"
Квест-игра по формированию элементарных математических представлений у детей средней группы.Тема : "Правильно пойдешь секрет найдешь".Интеграция образовательных областей: "Познавательно...
Развивающая предметно-пространственная среда, способствующая формированию элементарных математических представлений детей средней группы
Развивающая предметно-пространственная среда, способствующая формированию элементарных математических представлений детей средней группы...
Выступление на педсовете «Интеллектуальное развитие дошкольников путем формирования элементарных математических представлений» в средней группе
Математика сопровождает нас всю жизнь. Без счета, без умения правильно складывать, вычитать, умножать и делить числа человеку прожить невозможно. Поэтому чем раньше ребенок поймет и усвоит азы...