«Школа ложкарей» Мастер-класс для музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений
методическая разработка на тему
Обучение участников мастер-класса простым элементам игры на русских деревянных ложках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkola_lozhkarey.doc | 38 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Школа ложкарей»
Мастер-класс для музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений
Цель: Обучение участников простым элементам игры на деревянных ложках в целях дальнейшего использования в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.
Задачи:
- Познакомить участников с историей русского сувенира –деревянной ложки;
- Обучить участников мастер –класса с методами и приёмами игре на деревянных ложках;
- Повысить уровень профессиональной компетенции участников;
- Повысить мотивацию на системное использование в практике;
- Создать условия для создания своего профессионального стиля, который позволил бы реализовать позицию субъекта в разных видах деятельности.
Практическая значимость. Опыт на приобретённом мастер –классе может использоваться на музыкальных занятиях, на занятиях по дополнительному образованию, а так же на методических объединениях музыкальных руководителей, воспитателей.
Обучая игре на деревянных ложках, помогут следующие этапы:
- знакомство с историческими сведениями о деревянной ложке;
- особенности и исполнительские возможности.
- постановка исполнительского аппарата –корпуса и рук;
- освоение простых приёмов игры на деревянных ложках.
Ход занятия мастер-класса.
Отгадайте загадку «Всех кормит, а сама не ест». Что это? Ложка!
Никто не знает сколько лет назад появилась на свет первая деревянная ложка. Одни историки считают, что тысячу, а другие четыреста. Мы сейчас редко используем в быту деревянную ложку, но как же она красива! Вот вам и хохломская роспись, вот и городецкая: ягодки, птички, листочки… Залюбуешься!
Все мы с Вами знаем, как в старину на Матушке Руси, использовали
деревянные ложки. Это был столовый прибор, то есть с их помощью употребляли пищу. Но со временем, в процессе технического прогресса они уступили место своим собратьям –ложкам металлическим.
Долгое время они были у народа не удел. Затем получили распространение как музыкальный инструмент.
Если взять в руки ложки да попробовать постучать на них, то получишь огромное удовольствие от звучания.
А если разучить приемы игры на ложках да еще и песню народную спеть, то ноги в пляс пойдут!
По коленкам, по суставам,
Как по рёбрышкам стучит,
А затем движеньем плавным
Замирает и молчит.
Так мелодией народной,
Словно пламенем зари,
Озорство и дух свободный
Разжигают ложкари!
Вечерами, в деревнях на завалинке под заливистые звуки балалайки, деревенские умельцы отстукивали задорные ритмы. Некоторые люди так играли на деревянных ложках, что не всякий музыкант -профессионал мог повторить услышанный ритмический рисунок. В девятнадцатом веке Владимир Андреев, создатель первого в России оркестра народных инструментов, ввёл деревянные ложки в состав оркестра. Началось триумфальное шествие деревянных ложек, как ударного музыкального профессионального инструмента. Во время исполнения оркестром народных мелодий, некоторые знаменитые ложкари, как и в джазе, нередко импровизировали во время исполнения своих музыкальных номеров, тем самым показывая публике своё мастерство. Сегодня, я хочу познакомить Вас с некоторыми приёмами игры на этом простом и незамысловатом народном инструменте. И Вы сразу же поймёте, что играть на деревянных ложках не так уж легко, как кажется. Итак, давайте возьмём в руки наши ложки.
Как мы с вами видим, ложка состоит из деревянного черенка и черпака (от слова черпать).
Держат ложки за черенки, а черпаки смотрят в разные стороны. Ударяя ложкой об ложку, получается характерный красивый звук. Начинать обучение игры на ложках надо с постановки корпуса. Сядем с Вами прямо, плечи опустили, руки должны быть свободными расслабленными. Главные в игре, это наши кисти рук, чтобы они не зажимались нам надо их размять, как говорится разогреть.
Для этого есть несколько упражнений, вот одни из них:
Раз, два, три –ты на ложки посмотри,
Раз, два, три, четыре –вот мы ложечки купили.
Раз, два, три, четыре, пять –будем мы на них играть.
Второе упражнение -руки сцепили в замок, держа перед собой, и сделали руками круговые движения.
Эти незамысловатые упражнения помогают подготовить исполнительский аппарат, тренируют мышечную память, не давая в дальнейшем зажиматься мышцам кистей рук при игре на ложках. Сейчас я предлагаю Вам разучить простейшие способы игры на ложках.
«Капелька» -скользящие удары ложкой о ложку, напоминающие удары капелек о стекло.
Другой способ игры: ложки держат в одной руке и ударяют ими о другую руку. Движения «Мячики» в этом способе ложками ударяют о колено, сначала одной ноги, а затем другой.
Можно в дальнейшем усложнить этот приём игры -ударяем о колено соседа слева, затем о своё левое колено, потом правое и о колено соседа справа «Верёвочка» -удары ложками о ладонь, кисть и плечо.
«Трещотка» - один из самых, на мой взгляд интересных приёмов, самый распространённый способ игры.Ложки держат между ладонью и коленом. Быстро, быстро ими ударяют о ладонь и колено –сверху вниз.
Сейчас, в заключении, я предлагаю Вам последнее движение именуемое «Линеечка». Кладём одну ногу на колено другой, левую ногу на правую, и совершаем удары ложками -о ладонь левой руки, она у нас всегда ударная, о колено закинутой ноги, в данном случае у нас левая нога, по икре левой ноги и по пятке левой ноги. А теперь, чтобы наш с вами музыкальный номер был более интересным, мы включим в него несколько танцевальных движений. На музыкальном вступлении идем вперёд семенящими шажками. На счёт восемь топаем правой ногой, а затем движемся назад спиной к своим местам и садимся на свои места. В конце нашего номера, как и положено, мы совершаем поклон восхищённым зрителям, под
Востосторженные аплодисменты в нашей аудитории.
Таким образом, цель воздействия музыки и движения способствует приобщению обучающихся к русской народной культуре, традициям нашего народа, знакомства не только на уроках музыки с песнями и плясками наших прадедушек и прабабушек, но и самим попробовать поучаствовать в исполнении народных песен и танцев, путём реализации игры на народных инструментах.
Воспитание чувства гордости за свой народ, создание условий для развития творческих способностей и духовно –нравственного становления детей дошкольного и школьного возраста посредством вовлечения их в музыкальное творчество. ВОТ к чему должны мы стремиться!
Технические средства. Деревянные ложки, народные костюмы,
музыкальный центр, русская народная песня «Ах вы сени».
Использованы материалы из видео мастер –класс
«Игра на деревянных ложках», материал интернерессурсов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности работы музыкального руководителя в дошкольном учреждении.
Этот материал будет интересен педагогам, которые решили попробовать свои силы в роли музыкального руководителя ДОУ. Это первая часть работы, в которой представлена не теория, а опыт работы за 20 лет....
Использование ресурсов сенсорной комнаты в деятельности музыкального руководителя современного дошкольного учреждения.
Современное дошкольное учреждение, на мой взгляд - это, прежде всего особым образом организованная предметно-развивающая среда, способствующая формированию личности ребенка и обеспечивающая его ...
Особенности работы музыкального руководителя в дошкольном учреждении.
Этот материал будет интересен педагогам, которые решили попробовать свои силы в роли музыкального руководителя ДОУ. Это вторая часть работы, в которой представлена не теория, а опыт работы за 20 лет....
Мастер – класс «Интеграция деятельности музыкального руководителя с инструктором по ФК с использованием инновационных технологий»
(Перед началом мастер - класс, участникам раздаются картинки с изображением для участия телевизионных шоу). СлайдДобрый день! Думаю, ув. коллеги, среди присутствующих не найдетс...
Сценарии Новогодних праздников вошедшие в сборник методических материалов "Музыкальный калейдоскоп" из опыта работы музыкальных руководителей негосударственных дошкольных учреждений Красноярской железной дороги.
В сборнике опубликованы новогодние сценарии для детей старшего дошкольного возраста: "Снегурка-несмеяна". "Новый год в подводном царстве"...
Мастер-класс на РМО музыкальных руководителей
Музыкально-дидактическая игра "Ритмослоги"....
Статья "Комплексное применение музыкальных программ в деятельности музыкального руководителя детского дошкольного образовательного учреждения"
Проанализируем собственный музыкально-педагогический опыт......