Использование ресурсов сенсорной комнаты в деятельности музыкального руководителя современного дошкольного учреждения
методическая разработка

Мищенко Ольга Григорьевна

Использование ресурсов сенсорной комнаты в деятельности музыкального руководителя современного дошкольного учреждения

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Использование ресурсов сенсорной комнаты в деятельности музыкального руководителя современного дошкольного учреждения

Современное дошкольное учреждение, на мой взгляд  - это, прежде всего особым образом организованная предметно-развивающая среда, способствующая формированию личности ребенка и обеспечивающая его психическое и эмоциональное благополучие.  В процессе своей профессиональной деятельности, помимо личностно-ориентированного подхода,  я использую полифункциональный подход к музыкальному воспитанию дошкольников, который заключается в создании инновационного пространства музыкальной среды. Полифункциональный подход в организации развивающей среды   способствует   нравственно-эстетическому, физическому и эмоциональному развитию  воспитанников. От форм организации музыкальной деятельности в дошкольном учреждении   зависит успешность обучения воспитанников: степень культуры слушания и исполнения. Музыка в моей деятельности – это средство, с помощью которого  я приобщаю  детей к искусству через всестороннее развитие физических и психоэмоциональных качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников.

Принимая во внимание уникальную оздоровительную функцию  музыки, которая  проявляется во всех видах музыкальной деятельности детей: восприятии, пении, движении, игре на музыкальных инструментах, я расширила предметно-развивающую среду за счет включения в нее ресурсов сенсорной комнаты нашего дошкольного учреждения.   Работая в сенсорной комнате, я организовываю музыкальную образовательную деятельность,   интегрируя  музыкотерапевтический метод в сочетании с элементами свето-, цветотерапии, сказкотерапии, пескотерапии, релаксации.

   В нашей сенсорной комнате практически все оборудование  обладает свето- и цветотерапевтическим эффектом: приборы для цветодинамической заливки цвета, пузырьковая колона, разнообразные светодиодные светильники и  фиброоптические волокона,  поэтому я активно сочетаю музыкотерапию с элементами цветотерапии. Подобная интеграция осуществляется мною не только для создания того или иного настроения  у воспитанников в процессе музыкальной деятельности, но и для развития у них цветомузыкального восприятия и отзывчивости.   Игры и упражнения, организованные мною с целью формирования у дошкольников цветомузыкального восприятия,  связаны со способностью человека  соединять  цвета и музыку,  которую выдающиеся музыкальные деятели называли феноменом «цветного» слуха. Каждый из этих выдающихся мастеров видел свои цвета в звуках музыки, так, гениальному русскому композитору Н.А. Римскому-Корсакову, известным советским музыкантам Б.В. Асафьеву, С.С. Скребкову, А.А.Кенелю все тональности мажора и минора виделись окрашенными в определённые цвета.

Положительные эмоциональные переживания во время звучания  приятных детскому слуху  музыкальных произведений в сочетании с мягкой  игрой цвета звукоактивированного проектора в помещении тонизируют центральную нервную систему, усиливают внимание и создают благоприятных эмоциональный климат на занятии.

Использование элементов светотерапии   особенно актуально в процессе организации и проведения музыкальных  занятий в  осенне-зимний период, когда детскому организму не  хватает солнечного света. Элементарные частицы света – фотоны, присутствующие в световом оформлении сенсорной комнаты – положительно  влияют  на процессы, происходящие в организме.  Различные  варианты светового воздействия (яркий,умеренный, приглушенный)  я сочетаю с  психогимнастическими этюдами, релаксационными  упражнениями,  музыкальными играми и танцевально-ритмическими упражнениями, а также с методами вокалотерапии, сказкотерапии. Неяркий свет помогает воспитанниками  ощутить спокойствие и расслабленность. Приглушенный свет  является спутником размышлений с дошкольниками о характере прослушанных музыкальных произведений. С помощью регулирования яркости приборов динамической заливки света в сенсорной комнате я придаю  приглушенному свету разные оттенки, которые создают определенное настроение у воспитанников. Желтый и оранжевый оттенок приглушенного  света положительно влияет на творческое настроение, помогает погрузиться в общение Приглушенный свет с зеленым оттенком снимает напряжение, помогает сосредоточиться на мыслях. Сиреневые и фиолетовые оттенки помогают успокоиться, справиться с   агрессивным  состоянием.   Бордовое, красное освещение создают сказочную, загадочную и теплую, атмосферу. Когда необходимо  взбодрить воспитанников, помочь им собраться с силами и сосредоточиться на каком-то активном процессе я использую  яркие лампы. В ходе веселой, динамичной музыкальной деятельности с дошкольниками  также использую яркий свет в сенсорной комнате.

 Музыкальные психогимнастические этюды в сочетании с использованием светооптического  панно «Звездное небо» действуют на определенные нервные клетки и вызывают соответствующий эффект: расслабляют, успокаивают, способствуют гармонизации эмоционального фона.

Одним из самых необычных музыкальных инструментов для меня является  человеческой голосовой аппарат, ничто не сравнится с ним по богатству тембра и тонкости выражения музыкальных оттенков. Превратить пение в яркое шоу  мне помогает  интерактивная  светозвуковая  панель «Бесконечный туннель»,  представляющая  собой экран с размещенными по периметру разноцветными лампами, которые загораются в различных вариантах в зависимости  от воспринимаемых встроенным микрофоном звуков и включенного режима. Система зеркал создает эффект сцены с софитами. Занятия с панелью способствуют развитию у детей воображения и визуального  ощущения присутствия на большой сцене, что способствует повышению уверенности в себе, снятию напряжения связанного с публичными выступлениями.  

Сенсорная  комната нашего дошкольного учреждения   оборудована музыкальными  креслами, наполненными пенополистирольными гранулами, встроенные в днище кресла колонки от музыкального центра создают вибрацию,  проникающую в тело. Музыка в сочетании с приятной вибрацией обладает огромным эффектом, расслабляет напряженные мышцы, успокаивает, снижает тревожность и нормализует циркуляцию крови. Уровень вибрации я подбираю в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников, регулируя с пульта музыкального центра. Для мышечного расслабления в процессе восприятия музыки я использую звуки природы или  отрывки  из следующих произведений: «Ария» из сюиты № 3, медленные части из Бранденбургских концертов И.С. Баха;  «Аве-Мария», 2-я часть 8-й симфонии Ф Шуберта; «Зима» из цикла «Времена года» А.Вивальди; вторые части фортепьянных сонат  Л.Бетховена;  «Июнь» и «Октябрь» из цикла «Времена года» П.И. Чайковского.

Еще один метод, элементы которого я использую, осуществляя свою образовательную деятельность в условиях сенсорной комнаты – это пескотерапия.  Песочная терапия  - это вид современной арт-терапии и арт-педагогики, представляющей собой  игры с песком.  Пескотерапия  помогает не только эмоциональному развитию ребенка, но и оказывает позитивное  влияние на формирование коммуникативных навыков. Игры с песком я провожу, используя специальный стол-планшет с подсветкой для рисования песком. В процессе игры «Живые звуки», дошкольниками предлагается прослушать отрывки музыкальных произведений и изобразить на песке узор, который на их взгляд, соответствует характеру музыки. В данной игре использую инструментальную музыку. Например, «Клоуны» Д.Кабалевского, «Шарманка» Д.Шостаковича, «Мотылек» С.Майкапара. Выразить свое эмоциональное  отношение к услышанной  музыки  воспитанники также  могут с помощью  изображения  картины на песке, которую можно создать, не только индивидуально, но и работая  в паре или в подгруппе. При прослушивании музыки часто использую прием «Танец рук», суть которого состоит в одновременном движении ладоней нескольких детей в такт музыки  по песку, в результате,  из оставленных детьми следов ладоней, на песке образуется  коллективная  картина, передающая  эмоциональное отношение к услышанному  как  каждого участника,  так и группы в целом. Обязательным условием  в  приеме «Танец рук» является последующая  рефлексия детьми получившейся картины. Подобная техника способствует сплочению детского коллектива, развитию коммуникативных навыков, гармонизации психологического климата в группе дошкольников

Сухой  бассейн в процессе музыкальной деятельности используется в нескольких вариантах: для расслабления и релаксации, для психогимнастических игр и для музыкальных двигательных игр.  В ходе музыкальных подвижных игр  использую активизирующие музыкальные  произведения.

Таким образом,  уникальный ресурс сенсорной комнаты позволяет значительно обогатить  музыкальную  развивающую  среду  нашего дошкольного  учреждения. Разнообразное, богатое, яркое предметно-пространственное наполнение развивающей среды  способствует не только  музыкальному развитию дошкольников, но и эмоционально-личностному, а также является источником  мотивации к активному участию воспитанников в музыкальной деятельности.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для детей старшего дошкольного возраста, имеющих трудности развития познавательной и речевой сферы, с использованием ресурсов сенсорной комнаты

Отклонения в речевом развитии и обусловленные речевые трудности могут повлечь за собой определенные негативные проявления во всех сферах жизни ребенка, в определенной мере предопределяя низкую познава...

Открытое занятие "Помоги себе сам" с использованием ресурсов сенсорной комнаты.

С помощью несложных упражнений дети  дошкольного возраста смогут научиться справляться с таким эмоциональным состоянием, как злость, агрессия, обида. Игры позволят снять излишнюю двигательную акт...

«Использование ресурсов сенсорной комнаты в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ»

laquo;Использование ресурсов сенсорной комнаты в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ»...

Использование ресурсов сенсорной комнаты в деятельности музыкального руководителя современного дошкольного учреждения.

Современное дошкольное учреждение, на мой взгляд  - это, прежде всего особым образом организованная предметно-развивающая среда, способствующая формированию личности ребенка и обеспечивающая его ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕСУРСОВ СЕНСОРНОЙ КОМНАТЫ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕСУРСОВ СЕНСОРНОЙ КОМНАТЫ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ....

Использование театрализации в практической деятельности музыкального руководителя в дошкольном образовательном учреждении

Советский психолог Л.С. Выготский писал: «Театрализация представляет собой распространенный вид детского творчества, который проявляется в самых разнообразных видах – и как сочинения, импр...

Проект учителя-дефектолога группы компенсирующей направленности «Особый ребенок» «Использование ресурсов сенсорной комнаты в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ: РАС,ЗПР, УО (ИН)»

Сенсорная комната – специально оборудованное пространство, в котором человек, вне зависимости от возраста и состояния здоровья, испытывает необычные ощущения и чувства, эмоционально раскрепощает...