Особенности работы музыкального руководителя в дошкольном учреждении.
статья по музыке (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Белова Татьяна Юрьевна

Этот материал будет интересен педагогам, которые решили попробовать свои силы в роли музыкального руководителя ДОУ. Это первая часть работы, в которой представлена не теория, а опыт работы за 20 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalnye_zanyatiya.docx28.04 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Особенности работы музыкального руководителя в дошкольном учреждении.

I ЧАСТЬ

1. Роль музыкального руководителя в дошкольном учреждении.

   Музыкальный руководитель дошкольного учреждения в одинаковой степени является музыкантом - исполнителем и педагогом - музыкантом. Знание психолого - педагогических особенностей и закономерностей воспитательно- образовательной работы в детском саду помогает эффективно отбирать инновационные методы и приемы обучения и развития, успешно формировать музыкальные способности ребенка, воздействовать на детский коллектив с позиций гуманной педагогики. Главная цель педагога – музыканта состоит не в том, каких и сколько он даст знаний и умений ребенку- дошкольнику, а сумеет ли он стать соучастником и  партнером воспитанникам, поможет ли им совершить путешествие в удивительный мир музыки.

   Деятельность  музыкального руководителя в дошкольном учреждении многообразна.  Это  прежде всего организация и проведение музыкальных занятий в соответствии с программой, выбранной данным дошкольным учреждением.

   Выполняя воспитательные функции, музыкальный руководитель должен обладать организаторскими, коммуникативными и конструктивными способностями.

2. Обязанности музыкального руководителя.

Педагог-музыкант ведет работу в двух направлениях – с детьми и воспитателями.

Музыкальное занятие - это основная организационная форма по осуществлению задач музыкального воспитания и развития детей. Музыкальный руководитель организует и проводит непосредственно саму деятельность с детьми по музыкальному воспитанию и развитию, основы, которой заложены в методике музыкального воспитания в ДОУ.

На занятиях осуществляется также разностороннее развитие детей (умственное, эстетическое, физическое). Участие воспитателя зависит от возрастной группы, музыкальной подготовленности детей и конкретных задач данного занятия. Его роль, чередование активного и пассивного участия, различны в зависимости от частей занятия и их задач.

Взаимодействует с педагогическим коллективом ДОУ.

1. Ознакомление воспитателей с теоретическими вопросами музыкального образования детей;

 2. Разъяснение содержания и методов работы по музыкальному образованию детей в каждой возрастной группе;

 3. Обсуждение сценариев праздников и развлечений;

4. Участие в изготовлении праздничного оформления, декораций, костюмов, в оформлении интерьера дошкольного образовательного учреждения к праздникам;

5. Участие в организации предметно-пространственной музыкальной развивающей среды ДОУ;

6. Оказание методической помощи педагогическому коллективу в решении задач музыкального образования детей;

7. Участие в педагогических советах ДОУ.

3. Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя

Будучи молодым и неопытным педагогом вы можете столкнуть с таким фактом, что воспитатель будет считает своей обязанностью всего лишь присутствовать на музыкальном занятии — с целью поддержания дисциплины. А некоторые не будут считать нужным даже и присутствовать, полагая, что за это время они смогут сделать какие-то дела в группе.

Воспитатель является активным участником педагогического процесса. Он помогает музыкальному руководителю в проведении занятий. Функции воспитателя в каждой возрастной группе различны, а степень активности на занятии  обусловлена возрастом детей и теми конкретными задачами, которые стоят на  данном занятии. Наибольшая роль воспитателю отводится в тех частях занятия, что связаны с музыкально – ритмической   деятельностью: упражнения, танцы, игры. Он поет вместе с детьми, играет с ними, водит хороводы, помогает им при выполнении различных действий, воспитатель привлекается для показа движений в упражнениях и танцах. Меньшая - в процессе слушания музыки. В своей работе воспитатель действует только по указанию музыкального руководителя (при знакомстве с инструментальной музыкой проводит беседу по картине, при пении может исполнить отдельный куплет или фразу, при разучивании игры выбирает ведущего, помогает распределить роли, т.е. не участвует, а только организует).

   Только тесный педагогический контакт музыкального руководителя и воспитателя даст положительный результат при проведении музыкальных занятий!

   Навыки и умения, полученные детьми на занятиях, необходимо закреплять, а это значит, что музыка должна звучать и во время индивидуальной работы, утренней гимнастики, подвижных игр, проведении дидактических игр и развлечений, в вечерние часы досуга, стать иллюстрацией к рассказу, сказке и т.д.        

    Воспитатель должен осуществлять преемственность между музыкальными занятиями и другими звеньями процесса музыкального воспитания и развития детей. В задачи воспитателя по музыкальному развитию детей вне музыкальных занятий входит: исправление, закрепление навыков и умений, полученных на музыкальном занятии; расширение музыкальных представлений, кругозора, выявление и формирование склонностей и музыкальных интересов каждого ребенка; развитие музыкальных способностей и самостоятельных способов действий. В индивидуальной работе воспитателю необходимо учитывать особенности ребенка, его способности к музыке и движению, степень усвоения им музыкального материала; активизировать пассивных детей, способствовать формированию музыкальных интересов. Для решения этих задач воспитатель – педагог должен обладать определенным объемом музыкально - эстетических знаний. А подбирая музыкальное сопровождение к различным занятиям, следует продумывать содержание произведений и их эмоциональное воздействие.

     Велика роль воспитателя в руководстве  самостоятельной  деятельности  детей. В своей работе воспитатель должен применять косвенные методы руководства и гибкий творческий подход. Он активно формирует художественные интересы ребенка, влияет на его музыкальные впечатления, полученные на занятиях, праздниках, в семье.

     Большое значение имеет создание условий, способствующих возникновению музыкальной деятельности детей по их собственной инициативе - музыкальной  зоны, атрибутов, пособий и т.д.

     Таким образом, основные вопросы музыкально – эстетического развития дошкольников решает музыкальный руководитель, а воспитателю отводится роль его помощника, но эти отношения характеризуются единством цели, в качестве которой выступает музыкальное  развитие ребенка как главного объекта педагогических отношений.

4. Что входит в ОБЯЗАННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ в сфере музыкального воспитания в ДОУ:

1. Знать все программные требования по музыкальному воспитанию.


2. Знать музыкальный репертуар своей группы, быть активным помощником музыкальному руководителю на музыкальных занятиях.


3. Оказывать помощь музыкальному руководителю в освоении детьми программного музыкального репертуара, показывать образцы точного выполнения движений.


4. Проводить регулярные музыкальные занятия с детьми группы в случае отсутствия музыкального руководителя.


5. Разучивать движения с отстающими детьми.

6. Углублять музыкальные впечатления детей путем прослушивания музыкальных произведений в группе с помощью технических средств.


7. Развивать музыкальные умения и навыки детей (мелодический слух, чувство ритма) в процессе проведения дидактических игр.


8. Владеть элементарными навыками игры на детских музыкальных инструментах (металлофоне, тембровых колокольчиках, деревянных ложках и др.).


9. Осуществлять музыкальное развитие детей, используя все разделы работы: пение, слушание музыки, музыкально-ритмические движения, игру на ДМИ, музыкально-дидактические игры.


10. Учитывать индивидуальные возможности и способности каждого ребенка.


11. Развивать самостоятельность, инициативу детей в использовании знакомых песен, хороводов, музыкальных игр на занятиях, прогулке, утренней гимнастике, в самостоятельной художественной деятельности.


12. Создавать проблемные ситуации, активизирующие детей для самостоятельных творческих проявлений.


13. Привлекать детей к творческим играм, включающим в себя знакомые песни, движения, пляски.


14. Использовать имеющиеся у детей музыкальные умения и навыки на занятиях по другим видам деятельности.


15. Включать музыкальное сопровождение в организацию занятий и режимных моментов.


16. Принимать непосредственное участие в диагностическом обследовании своих воспитанников по выявлению музыкальных умений и навыков, индивидуальных возможностей каждого ребенка.


17. Принимать активное участие в подготовке и проведении праздников, развлечений, музыкальных досугов, кукольных спектаклей.


18. Готовить тематические подборки поэтического материала к развлечениям и музыкальным утренникам.


19. Оказывать помощь в изготовлении атрибутов, оформлении музыкального зала для праздников и развлечений.


20. Быть артистичным, изобретательным, эмоционально мобильным.

Для оценки компетенции воспитателя в отношении его роли в музыкальном воспитании детей можно провести анкетирование.

Активность воспитателя зависит от трех факторов


1. От возраста детей: чем меньше дети, тем больше воспитатель поет, пляшет и слушает наравне с детьми.


2. От раздела музыкального воспитания: самая большая активность проявляется в процессе разучивания движений, несколько меньше в пении, самая низкая – при слушании.


3. От программного материала: в зависимости новый или старый материал

Воспитатель обязан присутствовать на каждом музыкальном занятии и активно участвовать в процессе обучения детей. Чем активнее воспитатель делает эту работу, тем больше нового дети могут узнать на музыкальных занятиях, в противном случае музыкальные занятия превращаются в бесконечное повторение одного и того же, т.е. «топтание на месте». Необходимо (желательно!), чтобы на занятиях поочередно присутствовали оба воспитателя. Зная репертуар, они могут включать те или иные песни, игры в повседневную жизнь детей. В связи с оптимизацией здесь могут возникнуть сложности, т.к. теперь работают 3 воспитателя на 2 группы.

6. Структура музыкального занятия

Вводная часть занятия:

Музыкально-ритмические упражнения, движения в различных построениях (колонны, шеренги, звенья, пары, по кругу), ходьба, бег, танцевальные шаги (поскок, прямой, боковой галоп, дробный, хороводный шаг и пр.). Движения под музыку создают бодрое, веселое настроение, способствуют улучшению осанки, координации рук и ног.

Задача: настроить ребенка на занятие, развитие танцевальных навыков, разучивание простых танцевальных движений.

Основная часть занятия:


Слушание музыки. Задача: воспитывать в ребенке умение вслушиваться в мелодию и аккомпанемент, которые создают художественно-музыкальные образы, учить эмоционально реагировать на прослушиваемые произведения. 


Пение и подпевание. Задача: развивать певческие навыки ребенка, способствовать развитию музыкального слуха, учить петь чисто, не напрягая голос, правильно забирать и распределять дыхание во время пения.


Музыкально-дидактические игры. Задача – познакомить ребенка с музыкальными инструментами, их особенностями и характеристиками; развивать познавательные процессы ребенка и музыкально-сенсорные способности.

Заключительная часть занятия:

Игра или пляска на выбор. Задача: вызывать у детей интерес к занятиям, желание заниматься музыкой; доставлять эмоциональное наслаждение от выполняемых действий, вызывать чувство радости.

Любое музыкальное занятие можно и нужно корректировать, подстраивать под необходимые цели и задачи, учитывая степень усвоения детьми изучаемого материала и их психоэмоционального состояния. И главное помнить, что музыкальное занятие должно обучать и развивать способности ребенка.

Стандартное занятие на развитие музыкальных способностей ребенка включает 4 основных направления:

С каждым новым занятием материал должен усложняться и обогащаться новой информацией. Однако не стоит забывать о повторении уже пройденного материала. В каждом музыкальном занятии должна присутствовать новизна, сюрприз, элемент неожиданности. Педагог должен тщательно продумывать каждую секунду предстоящего занятия, тщательно готовиться к его проведению. В музыкальных занятиях приветствуется импровизация – она позволяет творчески подходить к решению поставленных задач, что очень полезно для развития познавательных процессов ребенка.

В музыкальном занятии должны использоваться разные методы музыкальной деятельности. В целом структура занятия может выглядеть так:


Слушание – основной вид музыкальной деятельности. Эта деятельность, будучи самостоятельной, в то же время является обязательной составной частью любой формы музицирования, любого вида музыкальной деятельности. Для эстетического развития дошкольников используется в основном 2 вида музыки: вокальная, инструментальная музыка. Для раннего и младшего возраста доступнее вокальная форма звучания. Более старшие дети слушают инструментальную музыку («Клоуны», «Лошадка»). Необходимо не только научить ребенка слушать музыку, но и эмоционально отзываться о ней (характер), дать некоторые названия (танец, марш, колыбельная), познакомить со средствами выразительности (темп, динамика, регистр) и именами композиторов. Слушая неоднократно произведение, дети постепенно запоминают его, у них развивается вкус и определенное отношение к тому или иному произведению, появляются любимые произведения
Функционал воспитателя во время слушания музыки:
· личным примером воспитывает у детей умение внимательно слушать музыкальное произведение, выражает заинтересованность;
· во время исполнения следить за тем как дети воспринимают музыку;
· когда дети мало высказываются по поводу услышанного, воспитатель помогает им наводящими вопросами;
· следит за дисциплиной;
· оказывает помощь музыкальному руководителю в использовании наглядных пособий и другого методического материала.

Пение и песенное творчество - один из самых любимых детьми видов муз. деятельности. Хоровое пение объединяет детей, создает условия для их эмоционального общения. На первом этапе детям доступно только подпевание и воспроизведение звукоподражаний. 
Функционал воспитателя во время распевания и пения: 
· не участвует во время быстрых опросных упражнений;
· следит за правильной осанкой;
· во время упражнений один из приемов работы: первый раз исполняет музыкальный руководитель, повторно – воспитатель, затем -дети.
· поет с детьми, разучивая новую песню, показывая правильную артикуляцию;
· воспитатель следит, все ли дети активно поют, правильно ли они передают мелодию песни, выговаривают слова следит за правильным произношением слов в песне (поскольку музыкальный руководитель находится около инструмента, он не всегда способен заметить, кто из детей спел то или иное слово неправильно;
· поддерживает пением при исполнении знакомых песен, используя средства мимической и пантомимической выразительности;
· при совершенствовании разучивания песни подпевает в трудных местах;
· не поет с детьми при самостоятельном эмоционально-выразительном пении (исключение — пение с детьми раннего и младшего возраста).

Музыкально-ритмические движения включают танцы, танцевальное творчество, музыкальные игры, хороводы упражнения. Дети учатся двигаться в соответствии с характером музыки, со средствами музыкальной выразительности. Развивают чувство ритма, развивают художественно-творческие способности. На первоначальном этапе, при разучивании плясок. Движений, необходим показ воспитателя. В дальнейшем даются только словесные указания по ходу исполнения, исправляются ошибки. Дети учатся передавать различные образы (птички летают, лошадки скачут, зайчики прыгают). Воспитатель словесно помогает более точно передать сходство с персонажами. В старших группах добиваемся от детей осознанного отношения к своей роли и качественного исполнения в выполнении движений. Следовательно, развивается творческая активность детей путем целенаправленного обучения, расширения музыкального опыта, активизации чувств, воображения, мышления. К несложным творческим заданиям относится инсценирование песен.
Функционал воспитателя во время музыкально-ритмического движения и игры: 
· участвует в показе всех видов движений, давая соответствующие рекомендации детям;
· исполняет пляску вместе с ребенком, у которого нет пары,
· следит за правильной осанкой;
· следит за качеством выполнения всего программного материала;
· дает точные, четкие, эстетичные эталоны движений (исключение — упражнения на развитие творческой активности детей); 
· принимает непосредственное участие в исполнении танцев, плясок, хороводов. В старшем дошкольном возрасте знакомые танцы, пляски дети исполняют самостоятельно;
· корректирует выполнение движений отдельными детьми во время танца или пляски;
· разъясняет и контролирует выполнение условий игры, способствуя формированию поведенческих навыков во время ее проведения;
· берет одну из ролей в сюжетной игре;
· наблюдает за дисциплиной на протяжении всего музыкального занятия.

Обучение игре на детских музыкальных инструментах знакомство со звучанием инструментов в исполнении взрослого, подбор знакомых мелодий на различных инструментах. В этом виде деятельности развиваются сенсорные музыкальные способности, чувство ритма, музыкальный слух, музыкальное мышление. Игра в оркестре способствует развитию внимания, самостоятельности, инициативности, умение различать звучание инструментов
Функционал воспитателя во время игры на ДМИ: 
· участвует в показе либо в моделировании приемов игры;
· принимает непосредственное участие в исполнении танцев, плясок, хороводов; в творческих (импровизационных) заданиях дети исполняют свои партии самостоятельно, воспитатель является равноправным участником;
· помогает «дирижирует» подгруппой детей (при игре по партитуре с разными партиями); детям;
· корректирует исполнение с отдельными детьми при затруднениях; 
· оказывает помощь при распределении (сборе) инструментов, организации детей подгруппами 
· наблюдает за дисциплиной на протяжении всего музыкального занятия.

Часто воспитатели допускают следующие ошибки на занятиях:
1. Воспитатель сидит с безучастным видом
2. Воспитатель перебивает исполнение
3. Дают словесные указания наравне с муз. руководителем (хотя двух центров внимания быть не может)
4. Нарушает ход занятия (входит и выходит из зала)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальное образование в современной образовательной системе, особенности работы музыкального руководителя.

Методическое сообщение раскрывает новые подходы в работе музыкального руководителя в связи с реализацией ФГОС ДО. К сообщению прилагается презентация....

Выступление на региональном семинаре "Особенности работы музыкального руководителя с детьми с ОВЗ старшего дошкольного возраста в группе комбинированной направленности" 27.02.2018

Занятия музыкой в любой форме вызывают у детей повышенный интерес и оказывают на них очень сильное эмоциональное воздействие.Это очень важно для их успешного развития, т. к. эмоции воздействуют на ощу...

Особенности работы музыкального руководителя в дошкольном учреждении.

Этот материал будет интересен педагогам, которые решили попробовать свои силы в роли музыкального руководителя ДОУ. Это вторая часть работы, в которой представлена не теория, а опыт работы за 20 лет....

Презентация "Правовое обеспечение работы музыкального руководителя в образовательном учреждении"

Презентация "Правовое обеспечение работы музыкального руководителя в образовательном учреждении"...

СТАТЬЯ "ПРАЗДНИК – ОДНА ИЗ ФОРМ РАБОТЫ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ"

Праздники – особая организационная форма работы музыкального руководителя в дошкольном учреждении. Существуют традиционные и нетрадиционные виды праздников. Распространены следующие формы праздн...

Особенности работы музыкального руководителя с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития

Работа музыкального руководителя с детьми дошкольного возраста, имеющими задержку психического развития (ЗПР), является специфическим и важным аспектом дошкольного образования. Особое значение уделяет...