Использование ресурсов сенсорной комнаты в деятельности музыкального руководителя современного дошкольного учреждения.
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Современное дошкольное учреждение, на мой взгляд - это, прежде всего особым образом организованная предметно-развивающая среда, способствующая формированию личности ребенка и обеспечивающая его психическое и эмоциональное благополучие. В процессе своей профессиональной деятельности, помимо личностно-ориентированного подхода, я использую полифункциональный подход к музыкальному воспитанию дошкольников, который заключается в создании инновационного пространства музыкальной среды. Полифункциональный подход в организации развивающей среды способствует нравственно-эстетическому, физическому и эмоциональному развитию воспитанников. От форм организации музыкальной деятельности в дошкольном учреждении зависит успешность обучения воспитанников: степень культуры слушания и исполнения. Музыка в моей деятельности – это средство, с помощью которого я приобщаю детей к искусству через всестороннее развитие физических и психоэмоциональных качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников.
Принимая во внимание уникальную оздоровительную функцию музыки, которая проявляется во всех видах музыкальной деятельности детей: восприятии, пении, движении, игре на музыкальных инструментах, я расширила предметно-развивающую среду за счет включения в нее ресурсов сенсорной комнаты нашего дошкольного учреждения. Работая в сенсорной комнате, я организовываю музыкальную образовательную деятельность, интегрируя музыкотерапевтический метод в сочетании с элементами свето-, цветотерапии, сказкотерапии, пескотерапии, релаксации.
В нашей сенсорной комнате практически все оборудование обладает свето- и цветотерапевтическим эффектом: приборы для цветодинамической заливки цвета, пузырьковая колона, разнообразные светодиодные светильники и фиброоптические волокона, поэтому я активно сочетаю музыкотерапию с элементами цветотерапии. Подобная интеграция осуществляется мною не только для создания того или иного настроения у воспитанников в процессе музыкальной деятельности, но и для развития у них цветомузыкального восприятия и отзывчивости. Игры и упражнения, организованные мною с целью формирования у дошкольников цветомузыкального восприятия, связаны со способностью человека соединять цвета и музыку, которую выдающиеся музыкальные деятели называли феноменом «цветного» слуха. Каждый из этих выдающихся мастеров видел свои цвета в звуках музыки, так, гениальному русскому композитору Н.А. Римскому-Корсакову, известным советским музыкантам Б.В. Асафьеву, С.С. Скребкову, А.А.Кенелю все тональности мажора и минора виделись окрашенными в определённые цвета.
Положительные эмоциональные переживания во время звучания приятных детскому слуху музыкальных произведений в сочетании с мягкой игрой цвета звукоактивированного проектора в помещении тонизируют центральную нервную систему, усиливают внимание и создают благоприятных эмоциональный климат на занятии.
Использование элементов светотерапии особенно актуально в процессе организации и проведения музыкальных занятий в осенне-зимний период, когда детскому организму не хватает солнечного света. Элементарные частицы света – фотоны, присутствующие в световом оформлении сенсорной комнаты – положительно влияют на процессы, происходящие в организме. Различные варианты светового воздействия (яркий,умеренный, приглушенный) я сочетаю с психогимнастическими этюдами, релаксационными упражнениями, музыкальными играми и танцевально-ритмическими упражнениями, а также с методами вокалотерапии, сказкотерапии. Неяркий свет помогает воспитанниками ощутить спокойствие и расслабленность. Приглушенный свет является спутником размышлений с дошкольниками о характере прослушанных музыкальных произведений. С помощью регулирования яркости приборов динамической заливки света в сенсорной комнате я придаю приглушенному свету разные оттенки, которые создают определенное настроение у воспитанников. Желтый и оранжевый оттенок приглушенного света положительно влияет на творческое настроение, помогает погрузиться в общение Приглушенный свет с зеленым оттенком снимает напряжение, помогает сосредоточиться на мыслях. Сиреневые и фиолетовые оттенки помогают успокоиться, справиться с агрессивным состоянием. Бордовое, красное освещение создают сказочную, загадочную и теплую, атмосферу. Когда необходимо взбодрить воспитанников, помочь им собраться с силами и сосредоточиться на каком-то активном процессе я использую яркие лампы. В ходе веселой, динамичной музыкальной деятельности с дошкольниками также использую яркий свет в сенсорной комнате.
Музыкальные психогимнастические этюды в сочетании с использованием светооптического панно «Звездное небо» действуют на определенные нервные клетки и вызывают соответствующий эффект: расслабляют, успокаивают, способствуют гармонизации эмоционального фона.
Одним из самых необычных музыкальных инструментов для меня является человеческой голосовой аппарат, ничто не сравнится с ним по богатству тембра и тонкости выражения музыкальных оттенков. Превратить пение в яркое шоу мне помогает интерактивная светозвуковая панель «Бесконечный туннель», представляющая собой экран с размещенными по периметру разноцветными лампами, которые загораются в различных вариантах в зависимости от воспринимаемых встроенным микрофоном звуков и включенного режима. Система зеркал создает эффект сцены с софитами. Занятия с панелью способствуют развитию у детей воображения и визуального ощущения присутствия на большой сцене, что способствует повышению уверенности в себе, снятию напряжения связанного с публичными выступлениями.
Сенсорная комната нашего дошкольного учреждения оборудована музыкальными креслами, наполненными пенополистирольными гранулами, встроенные в днище кресла колонки от музыкального центра создают вибрацию, проникающую в тело. Музыка в сочетании с приятной вибрацией обладает огромным эффектом, расслабляет напряженные мышцы, успокаивает, снижает тревожность и нормализует циркуляцию крови. Уровень вибрации я подбираю в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников, регулируя с пульта музыкального центра. Для мышечного расслабления в процессе восприятия музыки я использую звуки природы или отрывки из следующих произведений: «Ария» из сюиты № 3, медленные части из Бранденбургских концертов И.С. Баха; «Аве-Мария», 2-я часть 8-й симфонии Ф Шуберта; «Зима» из цикла «Времена года» А.Вивальди; вторые части фортепьянных сонат Л.Бетховена; «Июнь» и «Октябрь» из цикла «Времена года» П.И. Чайковского.
Еще один метод, элементы которого я использую, осуществляя свою образовательную деятельность в условиях сенсорной комнаты – это пескотерапия. Песочная терапия - это вид современной арт-терапии и арт-педагогики, представляющей собой игры с песком. Пескотерапия помогает не только эмоциональному развитию ребенка, но и оказывает позитивное влияние на формирование коммуникативных навыков. Игры с песком я провожу, используя специальный стол-планшет с подсветкой для рисования песком. В процессе игры «Живые звуки», дошкольниками предлагается прослушать отрывки музыкальных произведений и изобразить на песке узор, который на их взгляд, соответствует характеру музыки. В данной игре использую инструментальную музыку. Например, «Клоуны» Д.Кабалевского, «Шарманка» Д.Шостаковича, «Мотылек» С.Майкапара. Выразить свое эмоциональное отношение к услышанной музыки воспитанники также могут с помощью изображения картины на песке, которую можно создать, не только индивидуально, но и работая в паре или в подгруппе. При прослушивании музыки часто использую прием «Танец рук», суть которого состоит в одновременном движении ладоней нескольких детей в такт музыки по песку, в результате, из оставленных детьми следов ладоней, на песке образуется коллективная картина, передающая эмоциональное отношение к услышанному как каждого участника, так и группы в целом. Обязательным условием в приеме «Танец рук» является последующая рефлексия детьми получившейся картины. Подобная техника способствует сплочению детского коллектива, развитию коммуникативных навыков, гармонизации психологического климата в группе дошкольников
Сухой бассейн в процессе музыкальной деятельности используется в нескольких вариантах: для расслабления и релаксации, для психогимнастических игр и для музыкальных двигательных игр. В ходе музыкальных подвижных игр использую активизирующие музыкальные произведения.
Таким образом, уникальный ресурс сенсорной комнаты позволяет значительно обогатить музыкальную развивающую среду нашего дошкольного учреждения. Разнообразное, богатое, яркое предметно-пространственное наполнение развивающей среды способствует не только музыкальному развитию дошкольников, но и эмоционально-личностному, а также является источником мотивации к активному участию воспитанников в музыкальной деятельности.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центра развития ребёнка детский сад №14 «Росинка» города Ставрополя
Использование ресурсов сенсорной комнаты в деятельности музыкального руководителя современного дошкольного учреждения
Музыкальный руководитель
МБДОУ ЦРР-д/с №14 «Росинка» г.Ставрополя
Мурадова Светлана Михайловна
Современное дошкольное учреждение, на мой взгляд - это, прежде всего особым образом организованная предметно-развивающая среда, способствующая формированию личности ребенка и обеспечивающая его психическое и эмоциональное благополучие. В процессе своей профессиональной деятельности, помимо личностно-ориентированного подхода, я использую полифункциональный подход к музыкальному воспитанию дошкольников, который заключается в создании инновационного пространства музыкальной среды. Полифункциональный подход в организации развивающей среды способствует нравственно-эстетическому, физическому и эмоциональному развитию воспитанников. От форм организации музыкальной деятельности в дошкольном учреждении зависит успешность обучения воспитанников: степень культуры слушания и исполнения. Музыка в моей деятельности – это средство, с помощью которого я приобщаю детей к искусству через всестороннее развитие физических и психоэмоциональных качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников.
Принимая во внимание уникальную оздоровительную функцию музыки, которая проявляется во всех видах музыкальной деятельности детей: восприятии, пении, движении, игре на музыкальных инструментах, я расширила предметно-развивающую среду за счет включения в нее ресурсов сенсорной комнаты нашего дошкольного учреждения. Работая в сенсорной комнате, я организовываю музыкальную образовательную деятельность, интегрируя музыкотерапевтический метод в сочетании с элементами свето-, цветотерапии, сказкотерапии, пескотерапии, релаксации.
В нашей сенсорной комнате практически все оборудование обладает свето- и цветотерапевтическим эффектом: приборы для цветодинамической заливки цвета, пузырьковая колона, разнообразные светодиодные светильники и фиброоптические волокона, поэтому я активно сочетаю музыкотерапию с элементами цветотерапии. Подобная интеграция осуществляется мною не только для создания того или иного настроения у воспитанников в процессе музыкальной деятельности, но и для развития у них цветомузыкального восприятия и отзывчивости. Игры и упражнения, организованные мною с целью формирования у дошкольников цветомузыкального восприятия, связаны со способностью человека соединять цвета и музыку, которую выдающиеся музыкальные деятели называли феноменом «цветного» слуха. Каждый из этих выдающихся мастеров видел свои цвета в звуках музыки, так, гениальному русскому композитору Н.А. Римскому-Корсакову, известным советским музыкантам Б.В. Асафьеву, С.С. Скребкову, А.А.Кенелю все тональности мажора и минора виделись окрашенными в определённые цвета.
Положительные эмоциональные переживания во время звучания приятных детскому слуху музыкальных произведений в сочетании с мягкой игрой цвета звукоактивированного проектора в помещении тонизируют центральную нервную систему, усиливают внимание и создают благоприятных эмоциональный климат на занятии.
Использование элементов светотерапии особенно актуально в процессе организации и проведения музыкальных занятий в осенне-зимний период, когда детскому организму не хватает солнечного света. Элементарные частицы света – фотоны, присутствующие в световом оформлении сенсорной комнаты – положительно влияют на процессы, происходящие в организме. Различные варианты светового воздействия (яркий,умеренный, приглушенный) я сочетаю с психогимнастическими этюдами, релаксационными упражнениями, музыкальными играми и танцевально-ритмическими упражнениями, а также с методами вокалотерапии, сказкотерапии. Неяркий свет помогает воспитанниками ощутить спокойствие и расслабленность. Приглушенный свет является спутником размышлений с дошкольниками о характере прослушанных музыкальных произведений. С помощью регулирования яркости приборов динамической заливки света в сенсорной комнате я придаю приглушенному свету разные оттенки, которые создают определенное настроение у воспитанников. Желтый и оранжевый оттенок приглушенного света положительно влияет на творческое настроение, помогает погрузиться в общение Приглушенный свет с зеленым оттенком снимает напряжение, помогает сосредоточиться на мыслях. Сиреневые и фиолетовые оттенки помогают успокоиться, справиться с агрессивным состоянием. Бордовое, красное освещение создают сказочную, загадочную и теплую, атмосферу. Когда необходимо взбодрить воспитанников, помочь им собраться с силами и сосредоточиться на каком-то активном процессе я использую яркие лампы. В ходе веселой, динамичной музыкальной деятельности с дошкольниками также использую яркий свет в сенсорной комнате.
Музыкальные психогимнастические этюды в сочетании с использованием светооптического панно «Звездное небо» действуют на определенные нервные клетки и вызывают соответствующий эффект: расслабляют, успокаивают, способствуют гармонизации эмоционального фона.
Одним из самых необычных музыкальных инструментов для меня является человеческой голосовой аппарат, ничто не сравнится с ним по богатству тембра и тонкости выражения музыкальных оттенков. Превратить пение в яркое шоу мне помогает интерактивная светозвуковая панель «Бесконечный туннель», представляющая собой экран с размещенными по периметру разноцветными лампами, которые загораются в различных вариантах в зависимости от воспринимаемых встроенным микрофоном звуков и включенного режима. Система зеркал создает эффект сцены с софитами. Занятия с панелью способствуют развитию у детей воображения и визуального ощущения присутствия на большой сцене, что способствует повышению уверенности в себе, снятию напряжения связанного с публичными выступлениями.
Сенсорная комната нашего дошкольного учреждения оборудована музыкальными креслами, наполненными пенополистирольными гранулами, встроенные в днище кресла колонки от музыкального центра создают вибрацию, проникающую в тело. Музыка в сочетании с приятной вибрацией обладает огромным эффектом, расслабляет напряженные мышцы, успокаивает, снижает тревожность и нормализует циркуляцию крови. Уровень вибрации я подбираю в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников, регулируя с пульта музыкального центра. Для мышечного расслабления в процессе восприятия музыки я использую звуки природы или отрывки из следующих произведений: «Ария» из сюиты № 3, медленные части из Бранденбургских концертов И.С. Баха; «Аве-Мария», 2-я часть 8-й симфонии Ф Шуберта; «Зима» из цикла «Времена года» А.Вивальди; вторые части фортепьянных сонат Л.Бетховена; «Июнь» и «Октябрь» из цикла «Времена года» П.И. Чайковского.
Еще один метод, элементы которого я использую, осуществляя свою образовательную деятельность в условиях сенсорной комнаты – это пескотерапия. Песочная терапия - это вид современной арт-терапии и арт-педагогики, представляющей собой игры с песком. Пескотерапия помогает не только эмоциональному развитию ребенка, но и оказывает позитивное влияние на формирование коммуникативных навыков. Игры с песком я провожу, используя специальный стол-планшет с подсветкой для рисования песком. В процессе игры «Живые звуки», дошкольниками предлагается прослушать отрывки музыкальных произведений и изобразить на песке узор, который на их взгляд, соответствует характеру музыки. В данной игре использую инструментальную музыку. Например, «Клоуны» Д.Кабалевского, «Шарманка» Д.Шостаковича, «Мотылек» С.Майкапара. Выразить свое эмоциональное отношение к услышанной музыки воспитанники также могут с помощью изображения картины на песке, которую можно создать, не только индивидуально, но и работая в паре или в подгруппе. При прослушивании музыки часто использую прием «Танец рук», суть которого состоит в одновременном движении ладоней нескольких детей в такт музыки по песку, в результате, из оставленных детьми следов ладоней, на песке образуется коллективная картина, передающая эмоциональное отношение к услышанному как каждого участника, так и группы в целом. Обязательным условием в приеме «Танец рук» является последующая рефлексия детьми получившейся картины. Подобная техника способствует сплочению детского коллектива, развитию коммуникативных навыков, гармонизации психологического климата в группе дошкольников
Сухой бассейн в процессе музыкальной деятельности используется в нескольких вариантах: для расслабления и релаксации, для психогимнастических игр и для музыкальных двигательных игр. В ходе музыкальных подвижных игр использую активизирующие музыкальные произведения.
Таким образом, уникальный ресурс сенсорной комнаты позволяет значительно обогатить музыкальную развивающую среду нашего дошкольного учреждения. Разнообразное, богатое, яркое предметно-пространственное наполнение развивающей среды способствует не только музыкальному развитию дошкольников, но и эмоционально-личностному, а также является источником мотивации к активному участию воспитанников в музыкальной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для детей старшего дошкольного возраста, имеющих трудности развития познавательной и речевой сферы, с использованием ресурсов сенсорной комнаты
Отклонения в речевом развитии и обусловленные речевые трудности могут повлечь за собой определенные негативные проявления во всех сферах жизни ребенка, в определенной мере предопределяя низкую познава...
Открытое занятие "Помоги себе сам" с использованием ресурсов сенсорной комнаты.
С помощью несложных упражнений дети дошкольного возраста смогут научиться справляться с таким эмоциональным состоянием, как злость, агрессия, обида. Игры позволят снять излишнюю двигательную акт...
«Использование ресурсов сенсорной комнаты в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ»
laquo;Использование ресурсов сенсорной комнаты в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ»...
Использование ресурсов сенсорной комнаты в деятельности музыкального руководителя современного дошкольного учреждения
Использование ресурсов сенсорной комнаты в деятельности музыкального руководителя современного дошкольного учреждения...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕСУРСОВ СЕНСОРНОЙ КОМНАТЫ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕСУРСОВ СЕНСОРНОЙ КОМНАТЫ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ....
Использование театрализации в практической деятельности музыкального руководителя в дошкольном образовательном учреждении
Советский психолог Л.С. Выготский писал: «Театрализация представляет собой распространенный вид детского творчества, который проявляется в самых разнообразных видах – и как сочинения, импр...
Проект учителя-дефектолога группы компенсирующей направленности «Особый ребенок» «Использование ресурсов сенсорной комнаты в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ: РАС,ЗПР, УО (ИН)»
Сенсорная комната – специально оборудованное пространство, в котором человек, вне зависимости от возраста и состояния здоровья, испытывает необычные ощущения и чувства, эмоционально раскрепощает...