СТАТЬЯ "ПРАЗДНИК – ОДНА ИЗ ФОРМ РАБОТЫ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ"
статья
Праздники – особая организационная форма работы музыкального руководителя в дошкольном учреждении. Существуют традиционные и нетрадиционные виды праздников. Распространены следующие формы праздничных представлений: затейничество, концерт, театрализованное представление, обрядовый праздник.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_razmazina_t_e.doc | 59.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Размазина Т.Е.
МАДОУ д/с №73
ПРАЗДНИК – ОДНА ИЗ ФОРМ РАБОТЫ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Праздники – особая организационная форма работы музыкального руководителя в дошкольном учреждении. Существуют традиционные и нетрадиционные виды праздников. Распространены следующие формы праздничных представлений: затейничество, концерт, театрализованное представление, обрядовый праздник. Жизнь в детском саду для ребенка должна быть яркой, богатой впечатлениями. А праздники помогают, открыть детям окно в мир удивительных чудес, волшебных звуков и красок, оставить светлый след в душе ребенка.
У многих родителей водивших своего ребенка в детский сад сложились однообразные представления о праздниках, проводимых в дошкольном учреждении. Дети произносят заранее выученные стихи и поют песни, по заранее составленному и отрепетированному сценарию. Но ведь никто из нас не отмечает праздник дома таким образом. Ведь задача любого праздника – создать атмосферу веселья, радости, общего удовольствия.
Попытаемся рассмотреть праздник с двух позиций. Позиции ребенка и позиции взрослого. Для ребенка праздник – это, прежде всего радостное событие, маленькое чудо, какой-то сюрприз, неожиданность. Сольные выступления, песни, хороводы совместно с взрослыми, интересные аттракционы, игры, конкурсы – неотъемлемая часть праздника, но не каждый ребенок с желанием принимает в них участие. Это говорит о том, что ребенок не уверен в себе, не имеет определенных навыков и знаний, стесняется. Поэтому педагог должен помочь ребенку стать активным и уверенным в себе.
Праздник для взрослого – это составление сценария, который будет интересным, доступным возрастным особенностям дошкольника. Впечатления педагогов, родителей, а так же большая предварительная работа: разучивание номеров с приобщением к этому взрослых и детей. Важным моментом в организации праздника является то, чтобы каждый ребенок на празднике принимал активное участие и не остался безучастным. Ведь каждый родитель считает, что праздники нужны и ждут от них, интересного сценария и действия и активного участия своего ребенка. Поэтому необходимо организовывать встречи с родителями своих воспитанников, доносить до них смысл детских праздников и их целесообразность, обязательно говорить о психологическом комфорте детей, приглашать их на музыкальные занятия, где более ярко можно увидеть развитие ребенка в музыкальной деятельности, а также привлекать их самих к участию в праздниках, спектаклях, развлечениях. Такая работа с родителями поможет искоренить мнение о праздниках как о своеобразной форме отчета перед родителями.
Благодаря эмоционально-личностному общению музыкального руководителя с родителями, не в ситуации праздника, а в обыденной жизни, становиться возможным не только понимание со стороны родителей, но и их большая помощь. Ведь они любят своих детей. А значит, хотят, чтобы воспитание ребенка музыкой способствовало обогащению его духовного мира в непринужденной обстановке доверия и партнерства. К эмоционально-личностному общению в нашей практике можно отнести: разучивание новогоднего репертуара с родителями для праздника, с активным участием родителей, в младших группах; подготовка кукольного спектакля «Подарок маме», с мамами первой младшей группы. Также, разбор произведения по слушанию музыки «Сладкая греза» П.И. Чайковского из «Детского альбома» на собраниях старшего дошкольного возраста по теме «Художественно-эстетическое развитие в детском саду», заполнение родителями анкеты «Как влияет фольклор на развитие личности ребенка?», после просмотра праздника на День влюбленных в фольклорном стиле «Друга нет, не мил белый свет». Такое общение помогает не только родителям увидеть специфику, уровень и разные направления музыкального воспитания ребенка дошкольного возраста, но и музыкальному руководителю быть уверенным в своих силах, как квалифицированному специалисту в музыкальной деятельности, имеющего художественно-эстетическое влияние на детей и взрослых посещающих это дошкольное учреждение.
Организация праздника и подготовка к нему должны отвечать интересам детей, учитывать их возрастные и индивидуальные особенности. Подготовка к празднику не должна начинаться слишком рано, иначе дети могут устать и даже потерять интерес к предстоящему событию. Необходимо помнить, что активизирует детей, повышает их интерес и способствует созданию особой эмоциональной атмосферы – это использование в сценарии песенного и танцевального репертуара, которым дети владеют к этому времени, включение творческих заданий (песенные, танцевальные импровизации) и новых игр. Важно не забывать о психологическом и эмоциональном состоянии детей, поэтому присутствие родителей в младшем дошкольном возрасте недопустимо. Такие праздники, как Новый год, 8 марта, масленица, все люди отмечают в одно и тоже время, из года в год. В младшем возрасте, по мнению авторов программы «Радуга», «каждый праздник включает в себя основные ритуальные, характерные именно для этого праздника моменты: особые угощения группы и праздничного стола, соответствующие песни и музыка, подарки, пожелания и т.п.», «повторяемость ритуала праздника дает возможность предвкушать приход его, готовиться к нему и ждать его как совершенно определенное событие. Именно поэтому нет необходимости придумывать искусственно каждый раз новый сценарий, а воспроизвести те основные элементы соответствующего ритуала, которые приняты у всех людей, и сложились в данной культуре» [№ 4 С. 171–172].
В старшем дошкольном возрасте ребенок не только имеет достаточно навыков и умений для выступления как «артист», но и осознанно готов и имеет желание выступить перед родителями. В этом возрасте в течение года есть два подготовленных праздника – Новый год и выпуск в школу, а для остальных праздников можно использовать такие формы, как концерты, спектакли, мюзикл, оперу, цирковое представление. Так как не способствуют музыкальному развитию детей бесконечные репетиции и праздники, построенные по одному шаблону – со стихами, песнями и танцами, напоминающими эстрадное шоу.
В любом празднике присутствуют разнообразные виды деятельности – это и музыкальная, и речевая, и изобразительная. Также следует выделить особый вид деятельности – общение. Основой любого праздника является музыкальная деятельность. В детском саду она состоит из песен и танцев, которые исполняются сольно, индивидуально (мальчики или девочки) и всей группой.
Не последнюю роль в празднике играет речевая деятельность, которая, в основном, сводится к разучиванию стихотворений, но в старшем дошкольном возрасте просматривается и в выступлении ребенка в роли ведущего. По нашему мнению, чтение стихов и другая речевая деятельность на празднике не только желательна, но и необходима, так как это создает богатейшие возможности для развития речи. Ребенок, поставленный в условия публичного выступления, чувствует свою ответственность: он должен говорить четко, выразительно передавая смысл стихотворения или сценки. Праздник является хорошей ситуацией для активизации речи.
Большую роль в процессе подготовки праздника играет изобразительная деятельность, в процессе которой развивается зрительная память, мелкая моторика, внимание и аккуратность. Дети, готовясь к празднику, делают подарки родителям (открытки маме к 8 марта, папе к 23 февраля), участвуют в процессе оформления зала (снежинки, украшения для елки к Новому году, листья к празднику осени и т.п.), используя для этого аппликацию, оригами и рисование. Очень важно, чтобы ребенок понимал, что своим трудом он участвует в общем деле. Детям интересно наблюдать, как их стараниями привычный зал превращается то в сказочный заснеженный лес, то в весеннюю зеленую полянку, то в осенний парк. Основную часть костюмов, необходимых для выступления на празднике, готовят родители детей и педагогический коллектив детского сада, а небольшие дополнения к костюмам, как например: эмблемы к КВН или викторине на 23 февраля, венки и необходимые аксессуары дети могут сделать сами на занятиях изобразительной деятельностью.
Общение, как особый вид деятельности, активно используется как в процессе подготовки, так и непосредственно при проведении праздника. Оно происходит между детьми и педагогом, родителями, персонажами действия и, конечно же, между самими детьми. На наш взгляд, общение педагога и ребенка просматривается при разучивании песен, танцев, стихов и сценок, где педагог должен научить ребенка передавать художественный образ произведения, заложенный автором, который помог бы не только украсить праздник, но лучше раскрыть его смысл и особенности культуры. Появления героя на празднике помогает ребенку проявить себя в неожиданно сложившейся ситуации, сконцентрировав свое внимание на ней. Участие родителей на протяжения всего праздника в играх, аттракционах, исполнениях песен и танцев, помогает им остаться полноправными участниками всех действий разворачивающихся перед ними. Умение слаженно танцевать, сообща действовать в играх помогают развивать навыки поведения в коллективе, при этом формируются доброжелательные отношения детей друг другу. И очень важная задача для педагогов – создать в коллективе теплую, доброжелательную обстановку, научить детей терпимости, наладить их общение так, чтобы не было обиженных и обделенных. Чтобы яркое, веселое, доброе событие в жизни ребенка – праздник – не обернулось для него психической травмой. Чтобы в его памяти на долгие годы остались только хорошие, светлые воспоминания, а не горькая обида. Таким образом, в едином процессе общения можно условно выделить три стороны: передача информации, взаимодействие и взаимовосприятие. Знание закономерностей общения и развитие навыков и способностей общения особенно важны для педагога, профессиональная задача которого может быть успешно решена только в том случае, если ему удастся продуктивно включить детей в совместную деятельность, наладить взаимопонимание и взаимодействие.
Итак, в процессе подготовки и проведения праздника важно помнит, что для ребенка, прежде всего, является праздником. Организованные встречи с родителями вне праздников помогут искоренить мнение о праздниках, как о своеобразной форме отчета перед ними. Опора на интересы ребенка в подготовке к празднику даст возможность ему предвкушать его приход, а не воспринимать подготовку к нему как самый тяжелый труд в его жизни. Так же, в проведении и подготовке праздника используются разнообразные виды деятельности (музыкальная, речевая, изобразительная деятельность и общение), использование которых не только определяет содержание праздника, но и помогает педагогу решить ряд специфических задач: развивать слуховое восприятие, произношение, голос, расширять активный словарь ребенка, развивать крупную и мелкую моторику, расширять представления детей об окружающем мире, способствовать формированию навыков общения.
Список литературы
- Из детства – в отрочество: Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей 4-7 лет/ Т.Н.Доронова, Л.Г.Голубева, Н.А.Гордова и др.- 3-е изд.-М.: Просвещение.- 2004.-143с.
- Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И. Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, образовательного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого: В мире прекрасного: Программно- методическое пособие/ Л.В. Куцакова, С.И.Мерзлякова.-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС.- 2004.– 368с.
- Ли М.А. Счастливое детство. Сборник самых удачных сценариев праздников для детей дошкольного возраста/ М.А.Ли. - Ростов н/Д: Феникс.-2007. - 285 с.
- Радуга. Программа и руководство по воспитанию, образованию и развитию детей двух-трех лет. Издание второе, переработанное и дополненное. М.: Линка-Пресс.- 1996.-184 с.
- Каплунова И., Новоскольцева И. Ладушки. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста/ И.Каплунова, И. Новоскольцева.- Невская Нота.-2010.-64с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы работы музыкального руководителя с родителями в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования
Формы работы музыкального руководителя с родителями в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования...
Особенности работы музыкального руководителя в дошкольном учреждении.
Этот материал будет интересен педагогам, которые решили попробовать свои силы в роли музыкального руководителя ДОУ. Это первая часть работы, в которой представлена не теория, а опыт работы за 20 лет....
Особенности работы музыкального руководителя в дошкольном учреждении.
Этот материал будет интересен педагогам, которые решили попробовать свои силы в роли музыкального руководителя ДОУ. Это вторая часть работы, в которой представлена не теория, а опыт работы за 20 лет....
«Совместная деятельность родителей и детей в музыкальных праздниках и развлечениях, как одна из форм взаимодействия музыкального руководителя с семьёй».
«Могучая духовная сил...
" Родительское собрание как одна из форм работы с родителями в дошкольном образовательном учреждении"
В современном обществе все заметнее становится кризис семьи, он выражается втом, что семья все хуже реализует свою главную функцию - воспитание детей....
Сценарии Новогодних праздников вошедшие в сборник методических материалов "Музыкальный калейдоскоп" из опыта работы музыкальных руководителей негосударственных дошкольных учреждений Красноярской железной дороги.
В сборнике опубликованы новогодние сценарии для детей старшего дошкольного возраста: "Снегурка-несмеяна". "Новый год в подводном царстве"...
Консультация "Формы работы музыкального руководителя с родителями в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования".
Суть взаимодействия музыкального руководителя и семьиЗаключается в заинтересованности обеих сторон в изучении личности ребенка, раскрытии и развитии скрытого потенциала.В основе такого взаимодействия ...